Научная статья на тему 'Структура новой модели российского налога на наследование и дарение с учетом мировых стандартов'

Структура новой модели российского налога на наследование и дарение с учетом мировых стандартов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
289
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГ / НАСЛЕДОВАНИЕ / ДАРЕНИЕ / МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / РЕЗИДЕНТСТВО / ТЕРРИТОРИАЛЬНОСТЬ / ИМУЩЕСТВО / НЕДВИЖИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Березин М.Ю.

В статье отмечается, что в большинстве зарубежных стран взимается налог на наследование и дарение, поэтому международная практика выработала определенные экономические и юридические принципы формирования поэлементной структуры этого налога. В целях обоснования необходимости возвращения налога на наследование и дарение в российскую налоговую систему разработана его новая структурная модель с учетом международных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура новой модели российского налога на наследование и дарение с учетом мировых стандартов»

Налогообложение

Удк 336.226.221

структура новой модели российского налога на наследование и дарение с учетом мировых стандартов

М. Ю. БЕРЕЗИН, кандидат экономических наук, член Палаты налоговых консультантов России E-mail: berezinm@yandex.ru

В статье отмечается, что в большинстве зарубежных стран взимается налог на наследование и дарение, поэтому международная практика выработала определенные экономические и юридические принципы формирования поэлементной структуры этого налога. В целях обоснования необходимости возвращения налога на наследование и дарение в российскую налоговую систему разработана его новая структурная модель с учетом международных стандартов.

Ключевые слова: налог, наследование, дарение, местный бюджет, резидентство, территориальность, имущество, недвижимость.

В целях построения адаптированной к российским условиям структурной модели налога на наследование и дарение важно использовать международный опыт по взиманию данного налога в различных странах. В частности, наиболее широко рассматриваемый налог применяется в Европе. Распространенность налога на наследование и дарение именно в странах Европы может объясняться тем, что они не имеют существенных запасов природных ископаемых, обладают не столь широким выбором в поиске потенциальных облагаемых объектов. В связи с этим налогообложение в этих странах сосредоточено на обложении доходов и имущества, причем имущество подвергается налогообложению как на стадии владения, так и на стадии смены его владельца.

Российская структурная модель налога на наследование и дарение в любом случае должна быть

основана на перечне элементов налога, указанных в ст. 17 Налогового кодекса РФ [1]. При этом данный перечень будет использоваться с учетом разработанной универсальной налоговой модели, не только состоящей из более подробного и уточненного комплекса элементов налогов, но и разделяющей все элементы налога на императивные и диспозитивные. Вместе с тем, поскольку налог на наследование и дарение предлагается установить в системе федеральных налогов, то диспозитивности в модели данного налога не возникает. Экономико-правовое содержание всех элементов налога на наследование и дарение в строго зафиксированном виде устанавливается Федеральным законом. Однако налоговые доходы от взимания налога на наследование и дарение предлагается (как это происходило на всем историческом этапе существования в российской налоговой системе налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения) в рамках положений Бюджетного кодекса РФ закрепить за местными бюджетами по нормативу 100 %.

Предложение об установлении налога на наследование и дарение в числе федеральных налогов обосновывается тем, что в этом случае ни одна сделка по наследованию или дарению, где бы на территории Российской Федерации она ни заключалась, не выпадет из-под налогообложения. Если же налог на наследование или дарение установить в системе местных налогов, то в условиях сложившегося в

России правового регулирования порядка установления и введения налогов местные органы власти самостоятельно решали бы вопрос о необходимости введения местного налога на наследование и дарение на своей территории. В связи с этим возможно допустить ситуацию, когда в пределах общего экономического пространства РФ одни муниципальные образования введут данный налог, а другие — откажутся от его введения. При этом, если тот или иной налог установлен в числе местных налогов, то сложившаяся в России в рамках действующего Налогового кодекса РФ система разделения налоговой компетенции между федеральным центром и нижестоящими органами власти не позволяет федеральному руководству заставить местные органы власти ввести в действие тот или иной налог из числа местных. Такое положение приведет к тому, что на территории одних муниципальных образований сделки по наследованию и дарению будут подвергаться налогообложению, а на территории других муниципальных образований — нет.

Такая дифференциация в решении вопроса о введении в действие налога на наследование и дарение в Российской Федерации недопустима по двум основным причинам.

Во-первых, необходимо продолжать системное решение задачи, связанной с выведением местных бюджетов из состояния хронического дефицита. На это, собственно, и будет направлено установление налога на наследование и дарение в числе федеральных налогов с закреплением на неопределенно долгое время доходов от взимания данного налога за местными бюджетами по нормативу 100 %. Действующие положения Бюджетного кодекса РФ позволяют это осуществить. При этом единственно важным условием является закрепление налоговых доходов за местными бюджетами законом, не имеющим изначально заданных сроков действия. Установлением налога на наследование и дарение на уровне федеральных налогов решается задача по его обязательному действию на всей территории России, в том числе на территории всех муниципальных образований. Это исключает вариант, когда одни из них по ряду обстоятельств, в том числе связанных с желанием продолжить получение финансовых ресурсов в качестве межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов, откажутся от введения налога на наследование и дарение на своих территориях.

Во-вторых, надо принимать во внимание то обстоятельство, что наследованное имущество или предметы дарения могут быть представлены:

а) недвижимым имуществом, место нахождения которого определяется местом нахождения земельного участка с имеющимися на нем строениями, в связи с чем само наличие недвижимости можно легко установить простым визуальным контролем;

б) объектами движимого имущества:

— автотранспортными средствами,

— ценными бумагами,

— предметами искусства,

—денежными вкладами и вкладами в драгоценных металлах в банках (ст. 5 Закона РФ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»).

Нахождение этих объектов устанавливается не на основе того места, на котором фактически находится объект, а по более сложным правилам — в основном, исходя из места нахождения собственника этого имущества (п. 5 ст. 83 Налогового кодекса РФ).

Из этого следует, что допускаются ситуации, когда в связи с движимостью объекта имущества место фактического нахождения (место жительства) собственника этого имущества и место фактического нахождения самого объекта движимого имущества могут различаться. Причем такое может быть не только в связи с нахождением собственника и объекта движимого имущества в разных муниципальных образованиях, но в ряде случаев собственник и объект движимого имущества могут находиться на территории разных субъектов РФ. Например, ситуация с разными местами нахождения собственника движимого имущества и самого объекта имущества может сложиться в случае с открытием и ведением банковского вклада в кредитной организации, находящейся вне места нахождения владельца этого вклада (владелец вклада проживает в Санкт-Петербурге, тогда как банковский вклад открыт в московском банке). Сложность данной ситуации заключается в том, что в системе налогообложения наследственного имущества и предметов дарения необходимо решить вопрос о том, где (про месту нахождения собственника или по месту нахождения имущества) следует взимать налог на наследование и дарение. Причем выбор того или иного варианта налогообложения зависит от дискреционных полномочий законодателя: именно законодатель избирает определенный подход к налогообложению.

Полагаем, что такая характеристика объекта имущества, как его движимость, предопределяет установление налога на наследование и дарение в числе федеральных налогов. Этим устраняются трудности в привлечении имущества к данному виду налогообложения в связи с тем, что где бы на

территории Российской Федерации не находился собственник движимого имущества (если избран подход к налогообложению по месту нахождения собственника) или где бы на территории России фактически ни находился объект движимого имущества (если избран подход к налогообложению по месту фактического нахождения объекта имущества), ни один подлежащий налогообложению объект имущества не выпадает из-под налогообложения.

В противном случае (в ситуации, когда налог на наследование и дарение был бы установлен в системе местных налогов) при наличии территориального разрыва между собственником имущества и объектом имущества не только при нахождении собственника и объекта имущества на территории разных муниципальных образований, но и разных субъектов РФ не исключаются случаи выпадения из-под налогообложения потенциально облагаемых объектов движимого имущества. Ведь если избрать налогообложение по месту нахождения собственника, тогда из-под налогообложения выпадет имущество, находящееся на территории другого муниципального образования (тем более, что собственник может вывести движимое имущество на территорию того муниципального образования, где налог на наследование и дарение не введен). А если избрать налогообложение по месту нахождения самого движимого имущества, то потенциально облагаемое имущество можно без особых затруднений перевести на территорию муниципального образования, где налог на наследование и дарение не введен (особенно если этот налог не введен в действие на территории муниципального образования по месту фактического нахождения собственника).

Подытожим негативные последствия, связанные с установлением налога на наследование и дарение в числе местных налогов:

— это приведет к тому, что сами муниципальные образования будут решать вопрос о необходимости введения данного налога на своих территориях;

— возникнут существенные трудности в привлечении к налогообложению объектов недвижимого и особенно движимого имущества при наличии территориального разрыва между местом нахождения собственника имущества и местом нахождения потенциально облагаемого объекта имущества с учетом легкости в перемещении объектов движимого имущества с одной территории, на которой данный налог введен, на территорию муниципального образования, где этот налог не применяется.

Поэтому в целях распространения налогообложения на все потенциально облагаемые объекты движимого и недвижимого имущества налог на наследование и дарение следует установить в системе федеральных налогов.

При этом нахождение данного налога в числе федеральных налогов не препятствует закреплению доходов от его взимания за местными бюджетами. Единственной проблемой может быть то, в какой местный бюджет следует зачислять доходы от взимания налога на наследование и дарение — по месту нахождения собственника или по месту нахождения облагаемого имущества.

По мнению автора, выбор должен быть сделан в пользу местного бюджета по месту нахождения собственника имущества. Зачисление налога по месту нахождения объектов имущества заставило бы в отношении каждой сделки по наследованию и каждой сделки по дарению, исходя из всего объема наследственного имущества и предметов дарения, находящихся на территории разных муниципальных образований, определять конкретную долю имущества, приходящуюся на территорию каждого отдельно взятого муниципального образования. Затем потребовалось бы исчислять в отношении этой доли имущества соответствующую сумму налога на наследование и дарение, подлежащую зачислению в доход местного бюджета по месту нахождения каждого объекта имущества. Это значительно усложнило бы порядок расчета налога. Кроме того, увеличило количество налоговых органов, контролирующих полноту и своевременность уплаты налога по месту нахождения каждого из облагаемых объектов имущества.

Если же доходы от взимания налога на наследование и дарение зачислять в местный бюджет по месту нахождения собственника имущества, то в этом случае значительно снижается число трудностей по взиманию данного налога и проведению налогового контроля за своевременностью и полнотой его уплаты. В данной ситуации необходим только один налоговый орган, контролирующий полноту и своевременность уплаты налога в отношении всех переданных в собственность налогоплательщика (наследника, одаряемого) объектов имущества, независимо от фактического их места нахождения. Речь идет о налоговом органе по месту нахождения собственника, в который будут консолидированно поступать сведения обо всех подлежащих налогообложению объектах имущества, принадлежащих этому собственнику. Таким образом, определять долю имущества и разбивать сумму налога на на-

следование и дарение между разными муниципальными образованиями по месту нахождения каждого объекта имущества не требуется.

Кроме упрощения налогового контроля централизация налогообложения по месту нахождения собственника и определение общей суммарной величины имущества в отношении каждого собственника обеспечивают формирование необходимых условий для применения прогрессивной налоговой шкалы в системе налога на наследование и дарение. Это связано с тем, что весь объем имущества, где бы объекты имущества на территории России ни находились, концентрируется вокруг собственника и к этому суммарному объему имущества беспрепятственно может быть применена прогрессивная шкала, предполагающая увеличение налоговых ставок с ростом суммарной стоимости облагаемого имущества.

Если же использовать подход к налогообложению по месту нахождения каждого объекта имущества, то в этом случае возникают существенные трудности в применении прогрессивной налоговой шкалы. Отсутствует объединяющий признак — все объекты имущества облагаются по отдельности, тогда как в случае налогообложения по месту нахождения собственника формируется общий суммарный объем имущества, объективно отражающий весь объем имущества, полученного (накопленного) налогоплательщиком в порядке наследования и дарения.

Центральным звеном в составе плательщиков налога на наследование и дарение должен выступать наследник (в случае наследования имущества) либо одаряемый (в случае получения предмета дарения). Данный подход является наиболее распространенным в международной практике взимания подобных налогов, поскольку из двух вариантов: кого признать налогоплательщиком — наследников (одаряемых) или наследодателей (дарителей), наиболее справедливым является вариант возложения обязанности по уплате налога именно на наследников — лиц, увеличивающих свой капитал путем принятия наследственного имущества. Исключением из общего правила выступает практика взимания налогов на наследование и дарение в Соединенных Штатах Америки. Там при наследовании обязанность по уплате налога на наследование возлагается на само наследственное имущество, в связи с чем фактически налог исчисляется и уплачивается исполнителем завещания (Executor) (аналогичный порядок применяется в Великобритании), а при дарении — налогоплательщиком признается даритель.

Характеристика принципа возложения налоговой обязанности именно на наследников (одаряемых) как наиболее справедливого связана с тем, что при принятии наследственного имущества или предметов дарения у принявшего лица возникает экономическая выгода в основном в виде дохода в натуральной форме (и как дополнение при наследовании денежных вкладов — дохода в денежной форме). Причем этот доход не связан с трудовой, предпринимательской или какой-либо иной экономической деятельностью. Преумножение наследником или одаряемым своего капитала приводит к тому, что у этих лиц возникает источник по уплате налога. Следовательно, справедливо возложить налоговую нагрузку именно на то лицо, которое приобрело имущество и сформировало тем самым источник для уплаты налога. Выбытие имущества (от наследодателя или дарителя) такими признаками не обладает.

Выделение же налогообложения наследования и дарения в отдельный налог, отличный от подоходного налога, обусловлено именно природой дохода, полученного в результате безвозмездных сделок — наследования и дарения. Если подоходным налогом в преобладающем числе случаев облагаются доходы от активной деятельности (налогообложение пассивных доходов в виде процентов и дивидендов в рамках подоходного налога связано с тем, что их получение обусловлено вложением своего капитала либо в банк, либо в уставный капитал, а вложенный капитал — это те же заработанные налогоплательщиком доходы от трудовой, предпринимательской или иной экономической деятельности), то доходы в денежной или натуральной форме, полученные в порядке наследования или дарения, не связаны с какой-либо активной трудовой, предпринимательской или иной экономической деятельностью. В связи с этим их обложение выделяется в отдельный самостоятельный налог — налог на наследование и дарение — с иным подходом к охвату имущества налогообложением (могут быть иные правила признания лица налоговым резидентом), с иными налоговыми ставками (как правило, прогрессивными) и особым, заметно более высоким, необлагаемым пределом стоимости имущества (по сравнению с необлагаемыми вычетам в системе подоходного налога).

Структурная модель российского налога на наследование и дарение должна быть построена на основе принципов резидентства и территориальности, когда у лиц, признанных для целей взимания налога на наследование и дарение налоговыми рези-

дентами России, под налогообложение подпадают все облагаемые виды имущества независимо от места фактического нахождения этого имущества — в пределах России или за ее границами. В то время как к лицам, не признаваемым налоговыми резидентами России для целей взимания налога на наследование и дарение, применяется принцип территориальности, когда действие российского налога на наследование и дарение распространяется только на недвижимое имущество, находящееся в пределах территории Российской Федерации. Причем понятие недвижимого имущества (т. е. состав объектов, включаемых в понятие недвижимого имущества) должно использоваться в том значении, в каком определено в Гражданским кодексом РФ с изъятиями, сделанными специально для целей налогообложения (это касается прежде всего участков недр, которые признаются недвижимостью, но поскольку не могут находиться в частной собственности, то не подлежат включению в состав объектов имущества, облагаемых налогом на наследование и дарение).

При этом налогоплательщиками следует признать прежде всего физических лиц, а также юридических лиц, но только в части наследования. Что касается сделок по дарению с участием юридических лиц в качестве одаряемых, то в этом случае они должны облагаться в системе подоходного налогообложения как получившие доход в виде имущества в рамках безвозмездной передачи.

В случае с физическими лицами статус налогового резидента России для целей взимания налога на наследование и дарение необходимо оценивать на основе концепции центра жизненных интересов этого физического лица. При этом считаем, что допускается применение отличных друг от друга методик определения налогового резидентства: отдельно для целей подоходного налога и отдельно для целей взимания налога на наследование и дарение. Если для целей исчисления подоходного налога основным фактором выступает длительность периода нахождения физического лица на территории России (не менее 183 календарных дней в течение последовательных 12 календарных месяцев — ст. 207 Налогового кодекса РФ), то в системе налога на наследование и дарение базовым критерием должен выступать центр жизненных интересов в виде территории той страны, с которой у этого физического лица в наибольшей степени сложились тесные личные, правовые и социально-экономические связи. Причем на конкретный период времени у физического лица в глобальном территориальном масштабе может быть только один центр жизненных

интересов, т. е. только одна-единственная страна из всех существующих в глобальном масштабе государств может быть признана центром жизненных интересов отдельно взятого физического лица.

Факторами, свидетельствующими о том, что Россия рассматривается физическим лицом как центр своих жизненных интересов, могут выступать следующие признаки:

— наличие регистрации по месту жительства в России;

— наличие в России жилой недвижимости, используемой для постоянного или преимущественного проживания;

— нахождение семьи физического лица в России продолжительное время;

— заключение с российской организацией или представительством иностранной организации в России трудового договора на неопределенное время.

Эти признаки следует анализировать не каждый сам по себе, а в совокупности.

В случае если по совокупности признаков физическое лицо признается имеющим центр жизненных интересов в России и, следовательно, налоговым резидентом для целей взимания налога на наследование и дарение, то под налогообложение российским налогом на наследование и дарение должны подпадать все объекты имущества физического лица (наследника, одаряемого), независимо от их фактического места нахождения (на территории России или за ее пределами).

Следуя этому подходу, можно добиться вовлечения в национальное налогообложение тех объектов имущества, которые находятся за рубежом (например многочисленных объектов недвижимости, приобретенных за последнее время российскими гражданами на Кипре, в Испании, Великобритании и иных странах). Принимая во внимание увеличение количества вовлекаемых в налогообложение объектов имущества (помимо имущества, находящегося в России, под налогообложение подпадут и зарубежные объекты недвижимости) и их реальную стоимость, предлагаемый подход позволит заметно повысить доходные поступления от налога на наследование и дарение. Причем рост налоговых доходов от взимания данного налога в условиях полного зачисления налога на наследование и дарение в местные бюджеты существенным образом сможет закрыть проблему с хроническим дефицитом местных бюджетов.

В настоящее время налогообложение наследования и дарения включено в систему подоход-

ного налогообложения и осуществляется в рамках российского налога на доходы физических лиц. Причем согласно ст. 217 Налогового кодекса РФ, по общему правилу, и наследование, и дарение освобождаются от налогообложения, за исключением получения в порядке наследования некоторых видов денежных вознаграждений и получения в порядке дарения отдельных видов имущества. А если эти виды имущества переходят в порядке дарения между близкими родственниками, то и это имущество освобождается от налогообложения. Отмена с 01.01.2006 налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения [2], видимо, обусловлена политическими мотивами и направлена на освобождение от налогообложения имущества, накопленного наиболее состоятельными (следовательно, имеющими политическое влияние) физическими лицами, при дарении своего имущества детям или родителям и при передаче своего имущества в порядке наследования соответствующим наследникам либо по закону, либо по завещанию (наиболее часто наследниками являются дети наследодателя). Между тем, поскольку наследство и предметы дарения являются безвозмездно полученными доходами (в натуральной или денежной форме), по мнению автора, налог на наследование и дарение как налог, возлагающий особую повышенную налоговую нагрузку на эти виды доходов, в России следует восстановить.

Объектом налога на наследование и дарение должны быть признаны принятые в порядке наследования или дарения:

— земельные участки;

— индивидуальные жилые дома;

— квартиры;

— помещения;

— автотранспортные средства;

— водные и воздушные суда;

— предметы искусства;

— акции;

— доля в уставном капитале хозяйственных обществ;

— денежные средства на счетах и во вкладах в кредитных организациях;

— вклады в драгоценных металлах в кредитных организациях.

При формировании состава объекта налога не следует использовать родового понятия «недвижимое имущество», как это сделано в подп. 18.1 ст. 217 Налогового кодекса РФ при указании тех предметов дарения, которые подпадают под обложение налогом на доходы физических лиц. Связано это с

тем, что согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства). Из общего понятия «недвижимое имущество» видно, что под него подпадают также участки недр. Однако участки недр не могут находиться в частной собственности, и, следовательно, не должны переходить в порядке наследования или дарения от одного частного лица в собственность другого. В частной собственности находятся только добытые из участков недр полезные ископаемые, но не сами участки недр.

Налоговой базой следует признать денежное выражение стоимости облагаемого имущества. Причем здесь центральную роль в отношении недвижимого имущества отводится сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости. Объясняется это тем, что в международной практике за основу при исчислении налоговой базы в отношении недвижимого имущества принимается кадастровая стоимость, занесенная в государственный кадастр недвижимости. Кадастровая стоимость является результатом проведения государственной кадастровой оценки недвижимости, вследствие чего выступает стоимостным параметром, гарантирующим стабильность поступления доходов от взимания налогов, базирующихся на кадастровой стоимости. Это связано с тем, что кадастровая стоимость не подвержена влиянию субъективных усмотрений, недобросовестности или злоупотреблений со стороны собственника недвижимости в случае его стремления занизить стоимость недвижимости для целей налогообложения.

Что касается оценки объектов движимого имущества для целей взимания налога на наследование и дарение (например автотранспортных средств или ценных бумаг), то целесообразно возложить обязанность по проведению налоговой оценки этих видов имущества на налоговые органы (которые будут заказывать данную оценку у специализированных экспертных организаций, поскольку сами они оценку имущества проводить не вправе). Налогоплательщикам же в свою очередь должно быть вменено в обязанность только декларирование принятого имущества с указанием необходимых для его оценки характеристик (например модель автотранспортного средства, год выпуска, мощность двигателя и т. п.).

Возложение на налоговые органы обязанности по проведению оценки движимого имущества целесообразно потому, что в сфере налогообложения первичен тезис о том, что «именно государству необходимо получить налог», а «не налогоплательщику нужно уплатить налог». Следовательно, государство должно нести издержки (расходы), связанные с получением налога, которые включают в себя, в частности, затраты на проведение оценки имущества для целей налогообложения. По итогам налоговой оценки налогоплательщику будет выставлено налоговое уведомление (налоговый счет) с указанием налоговой базы и рассчитанной суммой налога. При несогласии с результатами оценки, указанными в налоговом уведомлении, налогоплательщику должно быть предоставлено право отправить в налоговый орган результаты независимой оценки имущества, проведенной оценочной (экспертной) организацией по заказу налогоплательщика. Если добиться согласия не удастся, спор между налогоплательщиком и налоговым органом по поводу определения налоговой базы подлежит передаче в суд.

Налоговый период не следует устанавливать в один год с момента факта принятия наследства или предмета дарения, поскольку в сфере наследования и дарения год — это достаточно короткий временной период. Ведь очевидно, что вероятность неоднократного получения наследственного имущества или предметов дарения в течение всего одного года предельно мала. Тем более в качестве налогового периода не стоит использовать календарный год, поскольку накопительный итог для применения прогрессивной налоговой шкалы целесообразно исчислять с даты первого факта принятия наследства или дарения, а не просто формально с 1 января календарного года.

На основе анализа международной практики в качестве налогового периода в системе российского налога на наследование и дарение можно предложить период в пять последовательных лет, начиная с даты первого получения наследства или предмета дарения. Пятилетний период значительно увеличивает шансы на то, что в течение этого периода произойдет неоднократное принятие наследственного имущества или предметов дарения. Следовательно, данный период повышает значимость установления и эффективность применения прогрессивной налоговой шкалы, когда в течение пятилетнего периода накопительным итогом формируется итоговая величина налоговой базы путем сложения стоимостей всех объектов имущества,

полученных в течение пяти последовательных лет в порядке наследования или дарения. Кроме того, накопительный подход к формированию итоговой величины налоговой базы в течение относительно длительного периода в пять лет определенным образом будет препятствовать экономически немотивированному, зачастую искусственному движению имущества по сделкам дарения.

Для целей регулирования налоговой нагрузки необходимо ввести высокий необлагаемый предел стоимости имущества. Причем этот предел следует дифференцировать в разрезе сделок по наследованию и сделок по дарению. Иными словами, для имущества, принятого в порядке наследования, необлагаемый предел должен быть выше, чем необлагаемый предел, предназначенный для освобождения от налогообложения сделок по дарению. В России необлагаемый предел стоимости наследственного имущества для наследников первой очереди (для пережившего супруга, детей и родителей наследодателя) можно установить на уровне 10 млн руб., что соответствует среднерыночной стоимости двухкомнатной квартиры.

Что касается предметов дарения, передача которых является свободным прижизненным волеизъявлением дарителя, то необлагаемый предел должен быть значительно ниже аналогичного параметра, установленного для целей налогообложения наследования. Освобождать от налогообложения можно не существенные по стоимости предметы дарения, поэтому необлагаемый предел следует установить на уровне 100 тыс. руб. Как видно, этот предел не выводит из-под налогообложения ни недвижимость, ни транспортные средства, однако позволяет освободить от налогообложения, например, передаваемые в порядке дарения не существенные по стоимости ценные бумаги (акции).

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

2. О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения: Федеральный закон от 01.07.2005 № 78-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.