Научная статья на тему 'Стратегическое управление как метод преодоления кризисных явлений высшего профессионального образования'

Стратегическое управление как метод преодоления кризисных явлений высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ВОСПРОИЗВОДСТВО / ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МЕТОДОЛОГИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / REPRODUCTION / ENGINEERING CAPABILITY / METHODOLOGY OF STRATEGIC MANAGEMENT / THE EDUCATION PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьева Н. С.

Статья посвящена проблеме недостаточной эффективности работы технических вузов, от которых зависит сохранение и развитие промышленного потенциала, а, следовательно, обеспечение экономической безопасности Российского государства, его самостоятельности и независимости, а также значимости в мировом сообществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategic management as a way to overcome the crisis of higher education

The article deals with the lack of efficiency of the technical high schools, on which the preservation and development of industrial potential, and, therefore, the economic security net 'of the Russian state, its sovereignty and independence, as well as the importance of the international community.

Текст научной работы на тему «Стратегическое управление как метод преодоления кризисных явлений высшего профессионального образования»

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГРИГОРЬЕВА Н.С.,

к ан дидат э к о н оми ч еских наук, доцент, Ростовский государственный университет путей сообщения, e-mail: ns_grigorieva@yandex.ru

Статья посвящена проблеме недостаточной эффективности работы технических вузов, от которых зависит сохранение и развитие промышленного потенциала, а, следовательно, обеспечение экономической безопасности Российского государства, его самостоятельности и независимости, а также значимости в мировом сообществе.

Ключевые слова: воспроизводство; инженерно-технический потенциал; методология стратегического управления; образовательный процесс.

STRATEGIC MANAGEMENT AS A WAY TO OVERCOME THE CRISIS OF HIGHER EDUCATION

GRIGORIEVA N.S.,

PhD, Associate Professor, Rostov State University of Railway Transport, e-mail: ns_grigorieva@yandex.ru

The article deals with the lack of efficiency of the technical high schools, on which the preservation and development of industrial potential, and, therefore, the economic security net 'of the Russian state, its sovereignty and independence, as well as the importance of the international community.

Keywords: reproduction; engineering capability; methodology of strategic management; the education process.

JEL classification: H52, I21, I23, I28.

Высшее профессиональное образование в России представлено рядом университетов и академий, функционирующих в настоящее время в условиях жесткого государственного регулирования и быстро изменяющейся внешней среды непосредственного окружения, как и прочие экономические субъекты рыночной экономики.

Технические вузы выполняют миссию воспроизводства одного из видов экономических ресурсов общественного производства - инженерно-технического потенциала промышленных отраслей российской экономики.

От эффективности работы технических вузов зависит сохранение и развитие промышленного потенциала, а значит, обеспечение экономической безопасности Российского государства, его самостоятельности и независимости, а также значимости в мировом сообществе.

Подготовка инженерно-технических кадров в регионах, даже при современной их неполной востребованности производством, имеет большое значение для общества: сохраняется и воспроизводит себя инженерно-технический кадровый потенциал государства. Несмотря на недостаточную экономическую эффективность, процесс воспроизводства инженерно-технического потенциала имеет свои положительные стороны:

♦ оставаясь на рынке труда, технически грамотный специалист скорее находит себе рабочее место даже не по профилю полученной специальности;

♦ технически грамотный специалист обладает более высоким потенциалом к адаптации и переобучению, нежели гуманитарий, образование которого и приобретенное гуманитарное мышление допускают применение специалиста в основном в сфере гуманитарных специализаций;

© Н.С. Григорьева, 2013

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2

• генерируется и поддерживается здоровая конкуренция на рынке труда, обеспечивающая сохранение уровня компетентности специалистов;

• технически грамотная прослойка населения воспроизводит молодое поколение, в массе своей стремящееся к техническому образованию и способное к его восприятию; в обществе поддерживается трансляция научнотехнического потенциала новому поколению, тогда как у гуманитарной прослойки способность к техническому мышлению, как показали многолетние наблюдения, утрачивается.

Гуманитаризация образовательных предпочтений современного общества, сокращение объема академических часов на изучение фундаментальных дисциплин, методически не обеспеченное резкое увеличение учебного времени, отводимого на самостоятельную работу студентов в технических вузах, сокращают возможности развития творческого потенциала у новых поколений, поскольку нарушают давно установившийся и оправдавший себя процесс трансляции общетехнических знаний в России. Коммерциализация научно-исследовательских организаций сдерживает развитие творческих способностей инженерно-технических специалистов нового поколения. При этом простое, а тем более, расширенное, воспроизводство современного бизнеса должно быть обеспечено приростом квалифицированных человеческих ресурсов. В обществе необходимо сохранять и поддерживать свободный потенциал высокообразованных технических специалистов, способных по требованию работодателя включиться в производственный процесс, освоить новые технологии и достижения НТП.

Непосредственное перенесение методов стратегического управления, разработанных экономической мыслью для коммерческих организаций, в сферу оказания образовательных услуг невозможно вследствие двоякого положения государственных образовательных учреждений, являющегося результатом действия анахронизма-противоречия нормы и среды.

С одной стороны, деятельность вузов подвергается жесткому регламентированию государством, с другой, государство же требует от вузов экономической эффективности, недостижимой в рыночной экономике нерыночными методами, а внешняя среда в соответствии с законами рынка ставит их в условия не менее жесткой конкуренции и борьбы за выживание.

Вузам нужен свой подход к стратегическому управлению, нужна новая идеология мышления, связанная и с ориентацией на маркетинг, и с ориентацией на улучшение качества образования, и с формированием новой управленческой и организационной культуры образовательных процессов, и с пониманием планирования как постоянного творческого и гибкого процесса, призванная обеспечить их сбалансированное развитие и экономическую эффективность.

Решение этой проблемы не обеспечивается и не может быть обеспечено общими методическими рекомендациями, да и уникальность вуза как системы взаимодействия высокоинтеллектуальных индивидуумов не позволит унифицировать этот процесс. Многие образовательные учреждения начинают решать этот вопрос с помощью своих, уникальных методов. Отсюда - перед наукой и практикой стоит важнейшая задача разработки необходимой методологии стратегического управления образовательными процессами как научно обоснованной, но вместе с тем рекомендательной основы этого процесса.

Анализ наблюдаемого нами состояния российских вузов показывает, что их функционирование в условиях быстро меняющейся конъюнктуры рынка напрямую зависит от наличия в вузе организационного начала, способного смягчить негативное воздействие окружающей среды или даже обратить его на пользу вузу. Важно, чтобы внутренний потенциал вуза отвечал или был хотя бы адекватен современным требованиям к образованию, а такое соответствие может быть достигнуто с помощью внедрения на все уровни управления вуза идеологии стратегического управления.

Организацию процесса стратегического управления в техническом вузе следует рассматривать в контексте перехода России к рыночной экономике.

Переход к рынку в России имел ряд особенностей, негативно отразившихся на системе высшего образования:

• в условиях административно-командной системы управления общественным производством на рынке господствовали монополисты-производители, особенно в сфере производства средств производства. Функционирование административно-командной административной системы требовало узкой специализации, в результате чего отрасли промышленности были представлены рядом технологически обособленных предприятий - уникальными производителями своей продукции, и ведущие вузы страны были ориентированы на подготовку специалистов для таких монополистов и последующее плановое распределение молодых специалистов; по мере перехода к рынку последние оказались невостребованными так же, как и научно-педагогический потенциал вузов ввиду резкого сокращения деятельности, переориентации или даже ликвидации промышленных гигантов;

• выпускники вузов в основном ни профессионально, ни политически, ни экономически, ни по своему культурному уровню оказались не готовыми к экономическому самоопределению (свободному выбору стать либо предпринимателем, либо наемным работником в государственных структурах или на частных предприятиях), что резко повысило спрос на экономическое и юридическое образование;

• в силу затратного характера созданной экономики, переход к рынку происходил в условиях инфляции, необоснованного повышения цен, натурального обмена и реконструкции сложившегося общественного потребительского рынка, что обесценило систему высшего образования, привело его работников за черту бедности, исказило моральные и культурные ценности, прививаемые высшей школой;

• неразвитость инфраструктуры рынка (финансовая система, товарные рынки и рынки труда) возникали стихийно и работали на свой страх и риск, что еще более усугубляло положение специалистов с высшим образованием и вузов, осуществляющих подготовку специалистов сферы материального производства;

• катастрофически снизившаяся эффективность «старых» производственных структур и недостаточная эффективность «новых» привели к высвобождению специалистов из производственных и наукоемких отраслей,

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ.

131

НИИ, к быстрому росту безработицы и одновременно к дефициту государственного бюджета, что усугубило невостребованность молодых специалистов национальной экономикой и вызвало необходимость их образовательной переориентации;

• устаревающая лабораторная база технических вузов не позволяет осуществлять подготовку специалистов конкурентоспособного уровня в условиях значительного усложнения технологий и открытия новых наукоемких производств;

• физическое старение научно-педагогических кадров, последовавшее за их обесценением, не позволяет мобильно реагировать на изменения в сфере производства, не обеспечивает преемственности и воспроизводства инженернотехнического потенциала отраслей отечественного машиностроения.

Таким образом, процесс смены общественно-политической формации негативно сказался на положении технических вузов в России, выведя некогда интегрированные в отраслевые рынки образовательные учреждения за скобки новой системы на самостоятельное существование в отрыве от производственной базы при остродефицитном финансировании собственником - государством.

Современное положение вузов в условиях рыночной экономики - это зачастую необоснованная «инновационная» политика государства в области образования. Опыт крупных вузов, обладающих сформированным успешным имиджем, определяет потребность в формировании новой парадигмы управления в вузе, идеологии, связанной с ориентацией на упреждающий маркетинг, стратегию ФОССТИС, с формированием новой организационной культуры образовательного процесса, с пониманием управления как постоянного творческого и гибкого процесса, призванного обеспечивать эффективное развитие вуза путем осуществления процесса постоянных улучшений определяющих параметров его сбалансированного развития.

Доставшаяся в наследие России система высшего образования СССР порождала соответствующую идеологию директивного планирования набора и выпуска специалистов, рассматривая «план как закон», инициировала набор абитуриентов на регламентированные специальности, финансировала образовательный процесс и развитие вузов, обеспечивала молодых специалистов рабочими местами согласно государственному распределению.

Технический вуз как экономический субъект российской экономики обладает целым рядом специфических особенностей, отличающих его от других субъектов рынка, вызывающих необходимость вычленения и изучения этих особенностей относительно применения общих теоретических положений и их практического использования. Среди наиболее значимых специфических особенностей технического вуза отметим следующие:

1. Необходимость мониторинга лидирующих индикаторов развития производственной отрасли для предвосхищения латентных потребностей бизнеса, таких как:

• изменения на рынке труда, порождаемые новым стилем жизни, нормами, ценностями и культурой общества, что ведет к растущему многообразию и динамике рынка. Сильнее всего это ощущается в сфере высшего профессионального образования, находящегося на переднем крае общественных ожиданий;

• изменения в технологиях производства, укорачивающие производственный цикл многих продуктов. Переход от крупносерийного производства к мелкосерийному и даже штучному, увеличение в изделиях компонента НИОКР повысили требования, предъявляемые к системе высшего профессионального образования, переведя его на качественно новый уровень;

• изменения характера рынка России, превращение его из рынка продавца в рынок покупателя, также предъявляют свои требования к качеству знаний специалиста нового тысячелетия;

• ужесточения требований к экологической безопасности, появление новых технологий переработки отходов производств генерируют потребность в инженерно-технических специалистах с совершенно новым качеством знаний.

2. Быстрое развитие информационных технологий, компьютеризация всех видов деятельности общества, обостряющие как позитивное, так и негативное воздействие этих факторов на систему образования России.

3. Противоречивость требований удовлетворения предпочтений непосредственных потребителей (обучающихся), необходимость улучшения качества их образованности, предполагающая разумную требовательность.

4. Жесткие бюджетные ограничения и регулирование работы вуза государством.

5. Агрессивность государственной политики по отношению к вузам России, вызванная неэффективностью регулирования образовательной сферы собственником.

6. Значительная длительность производственного цикла образовательной услуги (пять лет), лишающая технические вузы гибкости.

7. Несопоставимость длительности производственного цикла образовательной услуги с горизонтом планирования работодателей не позволяет им делать заказ вузу.

8. Все ухудшающееся качество базовых знаний поступающих в технические вузы как результат новой политики Минобрнауки в области среднего образования.

9. Непрямая обусловленность качества добавочной образованности выпускников качеством образовательных услуг вуза как продукта его деятельности, существенность компонента способности обучающегося к усвоению. Возможность коррекции образованности выпускника, выражающаяся в самообразовании, дополнительном образовании, которая размывает ответственность вуза за качество оказываемых образовательных услуг.

Недофинансирование государством вузов, неэффективность государственного управления в области образования, вынужденная их самостоятельность в решении всех производственных, коммерческих вопросов при одновременном

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 1 Часть 2

жестком контроле эффективности деятельности со стороны Министерств, а также в виде процедур лицензирования, аттестации и аккредитации вузов обусловливает индивидуальное определение путей развития каждым отдельным вузом.

В связи с этим у вуза возникает проблема соотнесения имеющихся в его распоряжении экономических ресурсов и существующих возможностей с потребностями общества в образовательных услугах, оптимизации процесса управления своими ресурсами в направлении достижения соответствия ожиданий потребителей образовательных услуг, осознанных и латентных, при осуществлении целенаправленной поддерживающей политики государства в области образования.

От предпринимательской активности высшего руководства вуза, основанной на изучении и учете факторов внешней и внутренней среды, на осознании собственной миссии, определении целей, выборе стратегии их достижения и управления движением по выбранной стратегии, т. е. от погружения в стратегическое управление, в значительной степени зависит эффективность всех видов деятельности вуза.

Управление - осознанный процесс достижения целей организации. Стратегическое управление - управление, в своих решениях опирающееся на внешнюю и внутреннюю информацию, определяет стратегическую ориентацию всех служащих организации, синхронизирует цели и планы подразделений, направленные на выполнение ее стратегических целей.

Цель жизнедеятельности технического вуза должна формулироваться как «выживание через улучшение». Однако, если думать только о самосохранении, не обращая внимания на происходящее в быстро меняющемся мире, не заботясь прежде всего о собственном расширенном воспроизводстве, происходит естественное саморазрушение. Поэтому необходимым условием выживания является соблюдение вузом условий собственного интенсивного расширенного воспроизводства.

Анализ состояния образовательных процессов в технических вузах показал, что вузы или совсем не моделируют свою деятельность с учетом внешней среды, или делают это несистемно, а стратегическое управление как элемент рыночной экономики еще не заняло должного места в системе управления высшим образованием как на макро-, так и на микроуровне.

Системные противоречия, необходимость воспроизводства интеллектуального и научного потенциала целевой отрасли в решении задач обеспечения минимально необходимой базы ее воспроизводства, реструктуризации, реинжиниринга, а также перечисленные особенности технических вузов и неопределенность относительно их будущего, конкуренция на рынке образовательных услуг, обусловливают необходимость улучшения компетентности выпускаемых специалистов, что, в свою очередь, определяет необходимость внедрения идеологии стратегического управления на все уровни управления в вузе, адаптации его механизмов к процессу воспроизводства инженерно-технического потенциала страны.

ЛИТЕРАТУРА

Авраамова Е.М. (2004). Доступность высшего образования и перспективы позитивной социальной динамики. Доступность высшего образования в России. НИСП. М.

Гринь А.М. (2005). Эволюция научных взглядов и практики организации финансового обеспечения вузов. Экономика образования. № 4.

Кельчевская Н.Р. (2002). Оценка экономической устойчивости государственного вуза. Университетское управление: практика и анализ. № 4(23).

Образование в Российской Федерации: 2007. (2007). Статистический ежегодник. М.: ГУ ВШЭ.

Рощина Я.М. (2006). Сколько стоит образование в России? Экономика образования. № 1.

Смолин О.И. (2012). О регулировании экономических механизмов в сфере образования. Экономика образования. № 2.

REFERENCES

Avraamova Ye.M. (2004). Access to higher éducation and prospects of positive social dynamics. Access to higher éducation in Russia. INEC. M.

Grin' A.M. (2005). The evolution of scientific views and practice of financial engineering universities. Economics of Education. No. 4.

Keltchewskaya N.R. (2002). Assessing the economic stability of the state university. University Management: Practice and Analysis. No. 4 (23).

Education in the Russian Federation: 2007. (2007). Statistical Yearbook. Moscow: Higher School of Economics.

Roshchina Y.M. (2006). How much does education in Russia? Economics of Education. No. 1.

Smolin O.I. (2012). On the regulation of economic instruments in the education. Economics of Education. No. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.