Научная статья на тему 'Объективные предпосылки формирования фиктивного компонента человеческого капитала'

Объективные предпосылки формирования фиктивного компонента человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ФИКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИКТИВНОГО КОМПОНЕНТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ И НАВЫКИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕХАНИЗМ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИНЦИП И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / HUMAN CAPITAL / FICTITIOUS COMPONENT OF HUMAN CAPITAL / THE REASONS AND CONDITIONS FOR THE FORMATION OF FICTITIOUS COMPONENT OF HUMAN CAPITAL / PROFESSIONAL KNOWLEDGE / SKILLS / INFORMATION TECHNOLOGY / THE MECHANISM OF CONTINUING EDUCATION / THE PRINCIPLE AND SOURCES OF FUNDING FOR EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колядин А. П.

В статье обосновывается необходимость повышения качества человеческого капитала как источника инновационного развития экономики в условиях современной России, анализируются причины и условия возникновения фиктивного компонента человеческого капитала, выступающего в виде мнимого, неэффективного, малополезного образовательного ресурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Objective prerequisites for the creation fictitious component of human capital

The article substantiates the necessity of human capital quality increase as the resource for innovative development of economics in modern Russia conditions. Analyzed are the backgrounds and the conditions of the uprise of fictitious component of human capital which appears as an imaginary, ineffective, practically useless educational resource.

Текст научной работы на тему «Объективные предпосылки формирования фиктивного компонента человеческого капитала»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2

ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИКТИВНОГО КОМПОНЕНТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

КОЛЯДИН А.П.,

кандидат экономических наук, профессор, Пятигорский государственный лингвистический университет, 357532, Ставропольский край, г. Пятигорск, пр-т Калинина, д. 9

В статье обосновывается необходимость повышения качества человеческого капитала как источника инновационного развития экономики в условиях современной России, анализируются причины и условия возникновения фиктивного компонента человеческого капитала, выступающего в виде мнимого, неэффективного, малополезного образовательного ресурса.

Ключевые слова: человеческий капитал; фиктивный компонент человеческого капитала; причины и условия формирования фиктивного компонента человеческого капитала; профессиональные знания, умения и навыки; информационные технологии; механизм непрерывного образования; принцип и источники финансирования системы образования.

The article substantiates the necessity of human capital quality increase as the resource for innovative development of economics in modern Russia conditions. Analyzed are the backgrounds and the conditions of the uprise of fictitious component of human capital which appears as an imaginary, ineffective, practically useless educational resource.

Keywords: human capital; fictitious component of human capital; the reasons and conditions for the formation of fictitious component of human capital; professional knowledge; skills; information technology; the mechanism of continuing education; the principle and sources of funding for education.

Коды классификатора JEL: O15, J24.

Проблема качества человеческого капитала в ближайшие десятилетия будет иметь для модернизируемой российской экономики решающее значение. В данной связи следует обратить внимание на ряд долгосрочных тенденций и необходимость их учета в экономической политике и практике:

— расширение круга областей, где профессиональные (в том числе и социальнокоммуникативные) знания, умения и навыки играют решающую роль. Успех ведущих фирм, занимающихся разработкой программного обеспечения или применяющих новейшие нано- или биотехнологии, определяется интеллектуальным развитием, профессиональной подготовкой и образовательным уровнем работников. В обозримом будущем роль знания как источника формирования человеческого капитала, а также сфер, обеспечивающих его производство и передачу, будет неуклонно возрастать [2, с. 9];

— воспроизводство неблагоприятной демографической ситуации. За период 1995— 2005 гг. численность населения России сократилась на 5 млн человек (с 148,4 до 143,1) [3, с. 29]. Очевидно, что в ближайшие годы наша страна не сможет обеспечить эко-

© А.П. Колядин, 2010

номический рост за счет роста численности занятых в национальном хозяйстве. В ближайшем будущем рост производства возможен лишь на новой технологической основе. Следовательно, неизбежно возрастут требования к профессиональноквалификационному составу ресурса труда: потребуются рабочие кадры, обладающие существенно более высокой квалификацией в рамках имеющихся профессий, и работники новых современных профессий, поэтому все большее значение будут приобретать качественные параметры человеческого капитала, зависящие от знания, — уровень образования, квалификации, способность к инновационной деятельности, творческому труду и т.п.;

— переход на информационные технологии организации труда. Быстрое распространение технико-технологических знаний и ноу-хау не может не влиять на принципы функционирования основных сфер экономической деятельности. В первую очередь понадобятся квалифицированные специалисты в области информационных технологий и телекоммуникаций, инноватики, юристы, специализирующиеся на патентном праве и защите интеллектуальной собственности [4, с. 45].

Современное экономическое развитие сопровождается новыми, зачастую парадоксальными эффектами. В частности, реализуется тенденция снижения предельной производительности образовательных ресурсов, наблюдается отрицательный эффект масштаба образования, возрастает фиктивная составляющая человеческого капитала.

В данном контексте анализ причин и условий формирования фиктивного компонента человеческого капитала заслуживает особого внимания.

По нашему мнению, существует следующий ряд причин, лежащих в основе порождения фиктивного компонента человеческого капитала в России:

1. Несовершенство системы профориентации и практики отбора абитуриентов в вузы. Как правило, отечественные абитуриенты поступают в вузы не внутренне мотивированными на определенную профессию, а по другим основаниям: по настоянию родителей, совету знакомых, туда, где есть возможность пройти по конкурсу, что в условиях приема по ЕГЭ зачастую становится определяющим критерием.

С другой стороны, первый опыт проведения ЕГЭ свидетельствует о том, что по ряду предметов по стране в целом складывается низкий итоговый балл (физика, литература, иностранные языки, география). Доля выпускников, выбирающих эти предметы, снижается год от года, что затем проявляется в низком проходном балле в вуз, в отсутствии конкурса, в недоборе студентов, на места, финансируемые из федерального бюджета. Таким образом, изначально закладывается отставание России в этих областях знаний. Поступление в вуз по результатам ЕГЭ создает видимость одинаковых стартовых возможностей выпускников, но на практике появляется другая проблема — не допустить маргинализации той части населения, которая не может оплачивать качественное образование, и в угоду этой цели допускается занижение реальной стоимости обучения и стандартов образования.

2. Изъяны содержания подготовки профессиональных кадров, в частности отсутствие тесной связи с практикой, ориентации на перспективу. Как правило, вузы на современном этапе не уделяют должного внимания процессу прохождения производственных, исследовательских и преддипломных практик. Зачастую выбором мест практики занимаются сами студенты или их родители, что в итоге приводит к формализации практики. В свою очередь, отечественные предприятия и учреждения пока слабо заинтересованы в студентах-практикантах, которые могут затруднять их работу, отвлекать от основной деятельности наиболее квалифицированных и опытных работников.

Неопределенность выгод от образования также снижает у студентов мотивацию к добросовестной учебе в целях удачного трудоустройства. Вместе с тем, наблюдается нехватка профессионального образования, востребованного рынком. К тому же на практике существует временной лаг между актуальностью специальности в данный момент и на момент окончания вуза.

3. Относительно низкая эффективность применяемых методик обучения: чрезмерная аудиторная нагрузка профессорско-преподавательского состава, отсутствие времени на исследовательскую, лабораторную работу со студентами; перегруженность учеб-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2

ных планов и программ, мешающая твердому усвоению специальных знаний; слабая нацеленность методик на самостоятельное получение знаний, в том числе посредством электронных технологий).

Попытки перехода на модульно-рейтинговую систему, предполагающую «глубокое погружение в предмет» в течение модуля, продемонстрировали непредвиденные осложнения. Деление учебного года на четыре календарных и 8-12 дисциплинарных модулей многократно увеличили объем работ учебно-вспомогательного персонала и сотрудников отделов, обеспечивающих учебный процесс (учебного, учебно-методического, отдела стандартизации качества образования). Увеличение количества сессий вместо повышения качества обучения привело к росту бумажной волокиты, к появлению дополнительных сложностей у студента, которому в короткие сроки необходимо сдать все зачеты и экзамены и сразу «войти» в новый модуль. На практике значительная часть студентов не успевает своевременно сдать зачеты, превращается в задолжников, которые, вместо того чтобы овладевать новым набором предметов, пытаются ликвидировать образовавшиеся задолженности преподавателям, которые уже заняты на других потоках.

4. Несовершенство организации послевузовского образования (низкокачественная работа аспирантур, отсутствие эффективной системы непрерывной профессиональной переподготовки).

В обществе, основанном на знаниях, процесс производства знаний ускоряется и накопленное знание устаревает быстрее, чем раньше. В этой связи особое значение приобретают новые способы организации образования: непрерывность, дистанционность, образование «без отрыва от производства». Современная практика свидетельствует о том, что «программы переобучения в России не оказывают статистически значимого воздействия (ни положительного, ни отрицательного) на занятость и на доходы их участников» [1, с. 110].

Наряду с причинами, т.е. внутренними по отношению к системе образования факторами, важно также понимать условия (факторы внешней среды) возникновения и роста фиктивного компонента человеческого капитала:

1. Относительно низкий уровень оплаты труда профессорско-преподавательского состава и отсутствие ее тесной связи с качеством и результатами деятельности: этот уровень в сфере образования значительно ниже, чем в среднем по экономике, что не позволяет привлечь даже в высшую школу лучших специалистов и минимизирует мотивацию уже занятых в ней, вынуждает педагогов работать в нескольких местах в ущерб основному, по этой же причине (низкий уровень оплаты) отсутствует возможность у вузов эффективно применить систему оценочных показателей деятельности с дифференциацией в оплате труда.

Качество производимого человеческого капитала в настоящее время определяется в первую очередь качеством труда преподавателя. Педагогический труд — главный элемент процесса производства образовательных услуг, формирующих человеческий капитал. Он имеет ряд особенностей: интеллектуальность, высокий уровень творческой активности, нестандартность, сложность регламентации. Многие преподаватели вузов ссылаются на невозможность плодотворно заниматься научной деятельностью, повышением своей квалификации по причине необходимости «зарабатывания» денег в разных местах. Менеджмент вуза в принципе может оказывать влияние на оценку заслуг преподавателя, увязывая его статус с участием в научно-исследовательской деятельности и процессах повышения квалификации, но необходимы соответствующие материальные рычаги, которые пока отсутствуют.

2. Недостаточный уровень общего финансирования государственных вузов (менее чем на половину от насущных потребностей, что не позволяет формировать современную материально-техническую, экспериментальную, лабораторную базу, а нередко и сохранить имеющуюся и т.п.).

В современных условиях российское государство не может существенно увеличить затраты на подготовку кадров. Наиболее простой путь снижения нагрузки государства — сокращение приема студентов на бюджетной основе. Поскольку подготовка квалифицированных рабочих и специалистов по конкретным профессиям и специальностям носит, как правило, адресный характер, имеет своих потребителей в лице предприятий и организаций, то логичным является их

участие в возмещении общественно необходимых затрат на воспроизводство квалифицированной рабочей силы. К сожалению, предприятия-заказчики без энтузиазма воспринимают такое нововведение. Однако возмещение затрат на подготовку кадров со стороны их непосредственных потребителей обеспечило бы привлечение дополнительных средств на модернизацию учебнонаучного процесса в вузах.

3. Несовершенство основного принципа финансирования высшей школы (на число обучаемых) связывает интересы вузовских коллективов с необходимостью сохранения любой ценой контингента обучаемых и, как следствие, ведет к снижению требований к уровню знаний и подготовки специалистов.

Ограничение государственного сектора породило ряд негативных процессов:

• для увеличения «платного» приема учебные заведения вынуждены перераспределять

бюджетные места в пользу менее востребованных специальностей;

• открывается подготовка по престижным специальностям в учебных заведениях, не имеющих для этого необходимых преподавателей, учебных пособий, методических материалов. Идет накопление опыта «по ходу дела», что в итоге негативно отражается на качестве подготовки специалистов;

• для покрытия все возрастающих расходов в условиях инфляции учебные заведения вынуждены ежегодно повышать цены за обучение, что порождает определенную социальную напряженность среди учащихся и сокращает доступность образования.

Материальной основой содержания системы образования в современных условиях может быть сочетание государственного финансирования (целевое, децентрализованное — через компенсации студентам, субсидии, местное (отраслевое), разовое (под проекты)) и финансирования из негосударственных источников (кредитование студентов внешними организациями, частные пожертвования вузам, коммерческая деятельность вузов, спонсирование вузов, специальные фонды и др.). Обладая высокой экономической отдачей, современные научные исследования становятся все более дорогими. Уровень и сложность решаемых научных проблем постоянно повышаются. Высокая стоимость научных исследований побуждает все индустриальные страны самым внимательным образом относиться к выбору научных приоритетов и механизмов их реализации. С одной стороны, в области фундаментальных наук быстро расширяется международная кооперация, а с другой — прикладные разработки становятся все более закрытыми и их результаты рассматриваются как национальное достояние, имеющее стратегическое значение.

Проблема повышения эффективности использования научных разработок — важный аспект государственной политики любой страны. Для России он имеет особое значение, поскольку слабым звеном у нас является взаимодействие фундаментальной науки со сферой прикладных исследований и разработок, а также внедрение их результатов в производство.

4. Коррупция и низкая эффективность контроля со стороны государства за качеством подготовки специалистов и научных кадров, что обусловливает наличие в стране многочисленных вузов и их филиалов в виде «фабрик дипломов», где учебный процесс ведется формально, с нарушением требований и стандартов, отсутствует реальная проектная, научно-исследовательская работа, наблюдается беспрецедентный рост остепененных кадров, в том числе лиц, не имеющих отношения к науке и образованию.

В последнее время коррупционные процессы распространились и на систему образования. Коррупция в образовании проявляется как выражение в денежной форме благодарности студентов (рассматриваемое как компенсация к недополученной, но заслуженной заработной плате или ренты от вложений преподавателя в свое общественное положение и свой профессиональный уровень). Статус преподавателя как специалиста высокой квалификации позволяют ему рассчитывать на более достойную заработную плату при устройстве на работу, на высокие ставки за репетиторские услуги. Менеджмент вуза способен контролировать поведение преподавателей в своей внутренней структуре, однако у него имеются лишь слабые косвенные механизмы влияния на этот процесс.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2

5. Отсутствие прямой и обратной связи вузов и работодателей, а также зависимости трудоустройства от успеваемости, уровня знаний и компетенций (в первом случае речь идет о нежелании фирм отвлекаться на практикантов, вести системную работу с потенциальными работниками; во втором — о сохранении практики трудоустройства выпускников «по блату», и то, и другое является, прежде всего, следствием отсутствия действенной конкуренции между отечественными предприятиями и учреждениями как на рынках сбыта, так и на рынке труда).

Относя образовательные услуги к общественному благу, нельзя не учитывать, что внешний эффект образовательных услуг возникает не только у непосредственных участников деятельности, связанной с производством образовательной услуги, но и у лиц, являющихся посторонними по отношению к данной деятельности. По долгосрочности своего воздействия на будущие поколения внешний эффект бессрочен, что делает невозможным количественно и качественно измерить и оценить вклад усилий каждого производителя образовательных услуг в общий внешний эффект.

Действительность такова, что для управления процессом воспроизводства человеческого капитала важно, кто является носителем потребности в образовании (заказчиком), кому нужна продукция сферы образования (носители образования), чьи и какие экономические интересы реализует сфера образования? При этом возникает целевая конструкция, предъявляющая требование к человеку: кем он должен стать в практике общественной жизни. Это требование имеет два взаимообусловливающих, но противоречивых момента — кем он хочет (может) стать и кем его хотят (государство, общество, бизнес) видеть.

Опыт современного мирового развития свидетельствует, что эффективность экономики определяется степенью развития инновационных процессов, для которых важными компонентами являются как получение новых знаний, так и передача их в производственные секторы экономики и социальную сферу. Поскольку такое использование новых знаний и созданных на их базе нововведений осуществляется, в первую очередь, с целью получения экономически значимых конкурентных преимуществ на рынке готовой продукции, все этапы инновационного цикла (от фундаментальных научных исследований до готового продукта) находятся под сильным информационным, организационным и финансовым воздействием рыночных факторов. Именно рынок, экономические интересы и экономическая целесообразность определяют направленность, масштабы, темпы и формы инновационной деятельности.

6. Отсутствие конкуренции и интеграции с зарубежными вузами, корпоративная замкнутость отечественных вузов и даже их внутренних подразделений.

В рыночной модели университет рассматривается как структура, поставляющая конкурентоспособные товары на рынок образовательных услуг и научных разработок. Укрепление связей между университетами и деловыми кругами следует рассматривать как наиболее перспективный путь развития системы высшего образования. Традиционные университетские структуры и способы деятельности оказываются слишком тяжеловесными и громоздкими, чтобы быть эффективными в рыночной среде. Тот факт, что все государственные вузы являются составной частью единой системы образования, практически принадлежат одному собственнику, контролируются единым органом управления, характеризует их как своего рода подразделения одной организации. По логике они не могут конкурировать между собой. Конкурентная борьба предусматривает размежевание вузов, нарушение единого образовательного пространства. Следовательно, интересам повышения эффективности производства человеческого капитала в рамках государственного сектора образования соответствует политика, направленная на согласование деятельности вузов на рынке образовательных услуг.

В целях обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке российским вузам требуется активизировать работу по повышению степени соответствия отечественного образования международным стандартам, признанию российских дипломов за рубежом, проведению международной сертификации вузов и программ, развитию научного и научно-технического сотрудничества высшей школы.

7. Несовершенство механизма непрерывного образования граждан (образования в течение всей жизни).

В течение десятилетий общеобразовательная школа, вуз и система переподготовки кадров функционировали независимо друг от друга. Реальность диктует необходимость комплексного реформирования системы образования как единой системы взаимодействия всех ее элементов: школы (довузовского образования), вуза и послевузовского образования. Непрерывное образование, вызванное необходимостью приспособления человека к быстроизменяющимся технологиям, привело к несостоятельности прежних систем обучения. Назрела объективная необходимость перехода от «обучения профессии» к «обучению учиться», что требует изменения всех обучающих технологий, перестройки сознания педагогов и учащихся. Особую актуальность в контексте совершенствования процесса производства человеческого капитала приобретает система повышения квалификации менеджеров, профессорско-преподавательского состава и научных работников в вузе («образование для образования»).

Таким образом, налицо объективные предпосылки формирования фиктивного компонента человеческого капитала в условиях современной России. Результаты неэффективных реформ и проявление непредсказуемых последствий принятых мер актуализируют проблему выработки и реализации политики оптимизации отечественной системы образования, основанной на использовании комплекса индикативных и опережающих мер.

ЛИТЕРАТУРА

1. Денисов И., Карцева М. Программа переобучения — панацея для российского рынка труда?

Вопросы экономики. № 4. 2009.

2. Калина И.И. Интеллектуальный капитал информационной экономики: сущность, уровни и факторы формирования // Вестник Саратовского государственного социальноэкономического университета. 2007. № 16(2).

3. Россия и страны мира. М.: Стат. сб. Росстат, 2006.

4. Титова Ю.С. Институциональные рамки регулирования модернизационных процессов в экономике // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. № 1(30).

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.