Научная статья на тему 'Стимулирование предпринимательской деятельности в России в 2009-2013 гг'

Стимулирование предпринимательской деятельности в России в 2009-2013 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНЫЙ БАНК / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЛАГОПРИЯТНОСТЬ УСЛОВИЙ / ВЕДЕНИЕ БИЗНЕСА / РЕЙТИНГ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / WORLD BANK / ENTREPRENEURSHIP / FAVORABLE CONDITIONS / RATING / FOREIGN EXPERIENCE / OPERATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ульянова М.Н.

Проанализированы доклады Всемирного банка «Ведение бизнеса» за последние 5 лет, систематизированы проводимые в РФ бизнес-реформы, направленные на облегчение ведения бизнеса в стране. Выявлены индикаторы, по которым не были проведены реформы, предложены направления развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURIAL ACTIVITY STIMULATING IN RUSSIA IN 2009-2013

Analyzed the reports of the World Bank’s “Doing Business” in the last 5 years, systematically carried out in the Russian business reforms aimed at facilitating business in the country. Identified indicators that were not implemented reforms proposed development directions.

Текст научной работы на тему «Стимулирование предпринимательской деятельности в России в 2009-2013 гг»

подразделений чревата остановкой всего технологически связанного производственного процесса и еще большим спадом производства. Во-вторых, закрытие потребует компенсировать сворачиваемый выпуск адекватными поставками по импорту. В связи с этим требуется восстановление мощностей, которые обеспечат выпуск пользующейся спросом продукции, но не работают вследствие отсутствия инвестиций.

Ликвидация главным образом передельных производств приведет к необходимости закупать по импорту массу «передельной» продукции, начиная от огнеупоров, ферросплавов и кончая рудой.

Устойчивый экономический подъем с учетом низкого технико-технологического уровня мощностей возможен только при крупных внутренних источниках инвестиционного развития

Но в ближайшие годы это весьма проблематично. Следовательно, из-за ограниченности внутренних источников накоплений выйти из экономического кризиса можно, только опираясь на имеющиеся мощности и вовлекая их относительно конкурентоспособную часть в хозяйственный оборот. Этот фактор нужно использовать максимально, с тем чтобы оздоровить производство и сформировать финансовый потенциал для последующей реконструкции мощностей.

Проблему избыточных и незагруженных средств труда сразу не решить, она еще долго будет напоминать о себе всплесками социальной напряженности, необходимостью отвлечения крупных ресурсов для закрытия и перепрофилирования устаревших производств. В связи с этим требуется восстановление мощностей, которые обеспечат выпуск пользующейся спросом продукции, но не работают из-за нехватки оборотного капитала или незначительных инвестиций. Поэтому нужна выверенная промышленная политика стимулирования внутреннего спроса, коррелирующая с рациональной внешнеторговой и протекционистской деятельностью, но обязательно под инвестиционные программы перевооружения депрессивных отраслей.

Важно создать предприятиям благоприятный режим для реализации неиспользуемого оборудования. Требуется упрощенный порядок его консервации с освобождением от налогообложения и амортизационных начислений, что будет способствовать экономии на производственных издержках и оживлению внутреннего спроса. Нужны централизованная инвентаризация и перепись основных фондов с целью выявления излишних и простаивающих мощностей, для которых нет перспективы функционирования. Наряду с этим целесообразно ввести режим «неликвидных каникул» (на год-два), предполагающий при необходимости реализацию неликвидов и незагруженного оборудования по ценам ниже учетной стоимости; требуются также меры стимулирующей налоговой поддержки.

Государство должно способствовать созданию соответствующей инфраструктуры для продажи бывшего в употреблении оборудования, его приобретению малыми и средними предприятиями.

Литература:

1. Баринова В.А. Институциональные условия инновационного развития фирмы. - Москва: Изд-во Дело, 2012.

2. Государственная антикризисная поддержка крупных и системообразующих компаний. Направления, особенности и уроки российской практики. Москва: Изд-во Дело, 2012.

3. Россия и мир: в поисках инновационной стратегии / материалы международной научно-практической конференции. Москва: Изд-во Дело, 2011.

4. Титов П.М. Общая теоретическая экономика. Москва: Изд-во «Калан», 2011.

5. Чичерова Е.Ю. Управление развитием наукоемких производств в России. Москва: Из-во КНОРУС, 2004.

СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

В 2009-2013 ГГ.

Ульянова М.Н., соискатель Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы

Проанализированы доклады Всемирного банка «Ведение бизнеса» за последние 5 лет, систематизированы проводимые в РФ бизнес-реформы, направленные на облегчение ведения бизнеса в стране. Выявлены индикаторы, по которым не были проведены реформы, предложены направления развития.

Ключевые слова: всемирный банк, предпринимательская деятельность, благоприятность условий, ведение бизнеса, рейтинг, зарубежный опыт.

ENTREPRENEURIAL ACTIVITY STIMULATING IN RUSSIA IN 2009-2013

Ulyanova M., the applicant, Moscow Academy of Entrepreneurship at the Moscow Government

Analyzed the reports of the World Bank's "Doing Business" in the last 5 years, systematically carried out in the Russian business reforms aimed at facilitating business in the country. Identified indicators that were not implemented reforms proposed development directions.

Keywords: World Bank, entrepreneurship, favorable conditions, operations, rating, foreign experience.

С каждым годом Россия всё более наращивает благоприятные условия для ведения бизнеса, результаты которых можно проследить в ежегодно составляемом Всемирным банком докладе «Ведение бизнеса».

Автором были проанализированы доклады Всемирного банка «Ведение бизнеса» за последние 5 лет (с 2009 г. по 2013 г.) с целью систематизировать вводимые в разные периоды реформы (табл. 1) [1].

Данные табл. 1 позволяют заключить, что бизнес-реформы в России за последние 5 лет проведены по всем направлениям, кроме, упрощения процедуры получения кредитов и защиты прав инвесторов. Введение реформ практически по всем индикаторам не могло не сказаться на улучшении условий осуществления предпринимательской деятельности, что нашло отражение и в позиции России в рейтинге стран по степени благоприятности условий для ведения бизнеса (табл. 2) [1].

За последние 5 лет лишь в 2010г. позиция России в рейтинге стран по степени благоприятности условий для ведения бизнеса снизилась (до 124), все остальные периоды наблюдалось усиление позиции России. В итоге, за период с 2008 г. по 2013 г. России удалось

подняться на 92-е место в рейтинге с 120-го в 2008 г.

Однако, по мнению автора, 92-я позиция в мировом рейтинге для России - это позиция недопустимая. России должна входить как минимум в 20-ку стран рейтинга Всемирного банка по лёгкости ведения бизнеса.

В мае 2012 г. президентом РФ В. В. Путиным был подписан указ, согласно которому Россия должна улучшить свое положение в рейтинге Doing Business до 20-й в 2018 г. Ответственным за это было назначено Агентство стратегических инициатив (АСИ) [3].

По каким-то направлениям реализация данного указа уже идёт полным ходом. Так, например, по направлению, оценивающему простоту подключения к системе электроснабжения (для сравнения: за 2013 г. Россия сделала рывок сразу на 67 позиций: с 184-го места в 2012 г. Россия переместилась на 117-е в 2013 г.). Всемирный банк отмечает, что за 2013 г. количество процедур по присоединению к электроснабжению снизилось вдвое - с 10 до 5, время сократилось с 281 до 162 дней, стоимость - с 1573 до 293 % от ВВП на душу населения [1]. Работа велась по специальной «дорожной карте», и, как считают эксперты, если дальше двигаться в том же направлении, то результаты будут впечатляющими - сроки присоединения сокра-

тятся до 40 дней. Кроме того, в Госдуме находится проект закона, по которому к 2017 г. планируют обнулить стоимость присоединения для малого бизнеса [4].

По тем направлениям, по которым в России не были проведены бизнес-реформы - упрощение процедуры получения кредитов и защита прав инвесторов - автором предлагается заимствование зару-

бежного опыта тех стран, которым удалось по данным направлениям добиться улучшений степени благоприятности условий для ведения бизнеса. Например, по итогам 2012 г. Коста-Рика, Монголия и Узбекистан ввели гарантированное право заёмщика проверять свою персональную кредитную информацию. В Шри-Ланке учреждён доступный для поиска электронный реестр обеспечения кредитов

Таблица 1. Бизнес-реформы в РФ, согласно Докладам Всемирного банка «Ведение бизнеса» за 2009-2013 гг.

\Год проведения N.исследований \в Докладе 2009 2010 2011 2012 2013

Направление N. бизнес-реформ \

Упрощение фоцедуры создания федприятия Отменено требование о том, чтобы при открытии счета компании в банке предоставлялась нотариально заверенная карточка с образцами подписей.

Упрощение фоцедуры получения >азрешений на :троительство Облегчено разрешение на строительство путем внедрения «единого окна» для всех процедур, связанных с землепользованием Упразднены требования на несколько предпроектных согласований Устранены ряд требований для одобрения проектов государственных структур, а также сокращено время, необходимое для регистрации нового здания.

Упрощение фоцедуры юдключения к системе шектроснабжения Получение электроэнергии стало дешевле за счёт пересмотра тарифов на подключение Введены процедуры на упрощение доступа к электричеству. Доступ к электричеству стал менее затратным, путем установки стандартных тарифов на подключение, что позволяет избежать многих процедур, которые требовались ранее.

Упрощение фоцедуры югистрации :обственности Ускорен процесс регистрации собственности за счет введения новых требований к документации: кадастровых паспортов вместо инвентарных документов и кадастровых карт Упрощена процедуре регистрации пepeдaч^ собственности, отменены требования получения кадастровых паспортоЕ на земельные участки Упрощена процедура передачи имущества и реализации эффективных сроков рассмотрения заявления на перевод.

Упрощение фоцедур получения федитов

Защита прав щвесторов

Упрощение илогообложения Сокращена налоговая нагрузка на предприятия путем снижения ставки налога на прибыль с 24% до 20% Снижено налоговое бремя для предприятий, упрощен порядок расчёта НДС, обеспечение перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде, применение программного обеспечения для налогового учёта

Упрощение правил и фоцедур »существления шешнеторговой (еятельтюсти Упрощена процедура международной торговли путем сокращения количества документов, необходимых для экспортных или импортных сделок и снижения соответствующих расходов Упрощена процедура международной торговли путем внедрения электронной системы подачи экспорта и импорта документов и сокращения числа досмотров.

Упрощение фоцедур обеспечения ¡сполнения договоров Подача документов в электронном виде

Упрощение процедур )ешения проблем ^платёжеспособности федприятий Внесен ряд изменений в законодательство о несостоятельности для ускорения процедуры ликвидации и укрепления правового статуса залоговых кредиторов Введены ряд законодательных мер для улучшения прав кредиторов и системы несостоятельности

Таблица 2. Позиции России в рейтинге стран по степени благоприятности условий для ведения бизнеса

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Позиция в общем рейтинге 120 116 ▲ 124 ▼ 120 ▲ 112 ▲ 92 ▲

и опубликованы правила его работы. В Казахстане осуществлено укрепление прав обеспеченных кредитов в производстве по делам о несостоятельности. Что касается защиты прав инвесторов, то, например, Греция осуществила усиление защиты прав инвесторов с помощью требования более полного раскрытия информации [2].

Итак, России следует продолжать работу по улучшению условий ведения бизнеса. Как нам представляется, ускорить работу в этом направлении может, во-первых, ориентация на опыт мировых лидеров. Например, лучшим по условиям ведения бизнеса в общемировом рейтинге по данным 2013 г. и уже восьмой год подряд оказался Сингапур. Считаем, что изучение опыта создания условий для ведения бизнеса в Сингапуре с перспективой его заимствования может стать эффективным методом улучшения бизнеса в нашей стране. Во-вторых, необходимо доводить до сведения предпринимателей информацию о принятых изменениях, так как, например, в результате проведённого АСИ в начале осени 2013 г. опроса предпринимателей в 50 регионах России было обнаружено, что многие не знают об улучшении условий ведения бизнеса. Так, 1/4 опрошенных до сих пор получают разрешение Ростехнадзора при подключении

к энергосетям, в то время как эта норма уже отменена.

Реализация обозначенных автором предложений в совокупности с реализацией положений норм Указа Президента РФ № 596 будут способствовать улучшению условий ведения бизнеса в нашей стране.

Литература:

1.Официальный сайт Всемирного банка. - Режим доступа: http:// www.worldbank.org

2.Doing Business Report 2013. - Режим доступа: http://www. worldbank.org.

3.Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. 2012. 9 мая.

4.Кукол Е. А. Врубились в сотню: Россия впервые вошла в первую сотню стран рейтинга Всемирного банка по лёгкости ведения бизнеса // Российская газета. 2013. 29 октября.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.