Научная статья на тему 'Использование информационных и коммуникационных технологий для повышения легкости ведения бизнеса'

Использование информационных и коммуникационных технологий для повышения легкости ведения бизнеса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
752
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛЕГКОСТЬ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА / ДОКЛАД "ВЕДЕНИЕ БИЗНЕСА" / ОТКРЫТИЕ БИЗНЕСА / ПОЛУЧЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЙ НА СТРОИТЕЛЬСТВО / ПОДКЛЮЧЕНИЕ К СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ / РЕГИСТРАЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ / КЛЮЧЕВОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ (КПЭ) / INFORMATION TECHNOLOGY / EASE OF DOING BUSINESS / DOING BUSINESS REPORT / STARTING A BUSINESS / DEALING WITH CONSTRUCTION PERMITS / GETTING ELECTRICITY / REGISTERING PROPERTY / KEY PERFORMANCE INDICATORS (KPI)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белолипецкая Алла Вячеславовна, Калинин Константин Николаевич

Рассмотрена роль информационных и коммуникационных технологий в обеспечении свободного доступа граждан и организаций к информации, необходимой для ведения бизнеса. Перечислены основные задачи применения информационных технологий в сфере взаимодействия государства и бизнеса. Выделены ключевые факторы, способные обеспечить повышение легкости ведения бизнеса на региональном уровне за счет эффективного использования передовых технологий. Оценено воздействие информационно-коммуникационных технологий на формирование делового климата в Тульском регионе. Определены основные направления дальнейшего повышения легкости ведения бизнеса на базе использования информационно-коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES TO IMPROVE THE EASE OF DOING BUSINESS

The role of information and communication technologies in ensuring free access of citizens and organizations to information needed to conduct business. Lists the main tasks in the application of information technologies in the sphere of interaction between state and business. The key factors, capable of improving the ease of doing business at the regional level through the effective use of advanced technologies. Evaluation of the influence of information and communication technologies on the formation of the business climate in Tula region. Defines the main directions offurther improving the ease of doing business based on the use of information and communication technologies.

Текст научной работы на тему «Использование информационных и коммуникационных технологий для повышения легкости ведения бизнеса»

УДК 330.13

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЛЕГКОСТИ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА

А.В. Белолипецкая, К.Н. Калинин

Рассмотрена роль информационных и коммуникационных технологий в обеспечении свободного доступа граждан и организаций к информации, необходимой для ведения бизнеса. Перечислены основные задачи применения информационных технологий в сфере взаимодействия государства и бизнеса. Выделены ключевые факторы, способные обеспечить повышение легкости ведения бизнеса на региональном уровне за счет эффективного использования передовых технологий. Оценено воздействие информационно-коммуникационных технологий на формирование делового климата в Тульском регионе. Определены основные направления дальнейшего повышения легкости ведения бизнеса на базе использования информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые слова: информационные технологии, легкость ведения бизнеса, доклад «Ведение бизнеса», открытие бизнеса, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, ключевой показатель эффективности (КПЭ).

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» целью развития информационной и коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации является обеспечение свободного доступа граждан и организаций к информации на всех этапах ее создания и распространения. При этом в качестве основных задач применения информационных технологий в сфере взаимодействия государства и бизнеса были выделены:

1) своевременное распространение достоверных сведений о различных аспектах социально-экономического развития;

2) создание условий для развития электронного взаимодействия участников экономической деятельности;

3) использование инфраструктуры электронного правительства для оказания государственных и иных коммерческих и некоммерческих услуг, востребованных гражданами;

4) продвижение проектов по внедрению электронного документооборота в организациях;

5) обеспечение доступности электронных форм коммерческих отношений для предприятий малого и среднего бизнеса;

6) сокращение административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности за счет использования информационных и коммуникационных технологий при проведении проверок органами государственного и муниципального контроля;

7) создание электронной системы представления субъектами хозяйственной деятельности отчетности в органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления при сохранении возможности представления документов традиционным способом;

8) обеспечение дистанционного доступа к банковским услугам;

9) развитие международного информационного взаимодействия, включая создание трансграничного пространства доверия к электронной подписи и др. [1].

Всестороннее использование информационной и коммуникационной инфраструктуры является также важной задачей при контроле эффективности всех текущих инвестиционных проектов, реализуемых организациями. Так, желательно, чтобы первичные данные для контроля были в электронном виде, а каналом пересылки данных являлась локальная компьютерная сеть [5].

Решение всех перечисленных задач должно способствовать, в том числе, повышению легкости ведения бизнеса и улучшению делового климата в Российской Федерации, как на общенациональном, так и на региональном уровне. При этом согласно методологии Всемирного банка (ВБ), который осуществляет ежегодную публикацию доклада «Ведение бизнеса» («Doing Business»), при оценке легкости ведения бизнеса на субнациональном уровне учитываются 4 индикатора:

1) регистрация предприятий (открытие бизнеса), легкость которого оценивается по количеству процедур, времени (в днях) и финансовым затратам, необходимым для регистрации;

2) получение разрешений на строительство, легкость которого определяется аналогичным образом с предыдущим индикатором, а в качестве дополнительного критерия выделяется индекс качества контроля в строительстве;

3) подключение к системе электроснабжения - оцениваются те же затраты, а дополнительным критерием является индекс надежности электроснабжения и прозрачности тарифов;

4) регистрация собственности - для оценки используются аналогичные показатели затрат, а дополнительно рассматривается индекс качества системы управления земельными ресурсами [3].

Оптимизация бизнес-среды и повышение легкости ведения бизнеса относятся к числу факторов, способных существенно улучшить перспективы социально-экономического развития российских городов и регионов [4]. Согласно исследованиям Всемирного банка, одним из ключевых аспектов, определяющих легкость ведения бизнеса на региональном уровне, относится эффективное использование информационных и коммуникационных технологий, благодаря которым обеспечивается:

- упрощение процедуры открытия бизнеса за счет внедрения системы электронной регистрации предприятий;

- предоставление хозяйствующими субъектами данных в электронном виде по запросу соответствующих государственных учреждений;

- упрощение процесса получения разрешений, связанных с ведением бизнеса, за счет введения электронной системы подачи заявок и др.

По мнению экспертов ВБ, переход к электронной регистрации представляет собой лучший способ оптимизации процесса регистрации нового бизнеса. Конечной целью для стран мира должно стать предоставление предпринимателям возможности прохождения регистрационного процесса в режиме онлайн без необходимости посещения государственных учреждений или нотариусов [7].

Одной из основных задач публикации доклада ВБ «Ведение бизнеса» является повышение заинтересованности стран мира в упрощении и оптимизации регулирования предпринимательской деятельности, в том числе - путем создания электронных платформ и в предоставлении услуг через единый интерфейс (так называемые «службы одного окна») [8]. Этому аспекту повышения легкости ведения бизнеса неизменно уделяется внимание и в контексте развития цифровой экономики, которая представляет собой наиболее перспективную с точки зрения инновационного потенциала сферу хозяйственной деятельности.

Тульская область до настоящего времени не охвачена субнациональным анализом легкости ведения бизнеса, осуществляемым экспертами Всемирного банка. Однако в докладе «Ведение бизнеса в России - 2012» отмечалось, что в 2011 г., согласно рекомендациям ВБ, в России была реализована возможность электронной регистрации бизнеса в четырех пилотных регионах: Москве, Санкт-Петербурге, Оренбургской и Тульской областях [7]. Таким образом, еще в 2011 году были весьма высоко оценены успехи, достигнутые Тульским регионом в данной сфере - что позволило поставить регион в один ряд с крупнейшими бизнес-городами страны: Москвой и Санкт-Петербургом.

И подобная высокая оценка оказалась вполне оправдана. На современном этапе Тульская область вышла в лидеры среди российских регионов в плане предоставления электронных услуг хозяйствующим субъектам и населению. Итоги мониторинга качества предоставления электронных услуг регионами, подведенные в феврале 2017 г., показали, что Тульская область заняла 1-е место среди субъектов Российской Федерации по уровню соответствия требованиям качества предоставления электронных услуг. Перечень регионов РФ, вошедших в первую десятку рейтинга предоставления электронных услуг, приведен в таблице.

Соответствие регионов РФ требованиям качества предоставления электронных услуг по состоянию на 20.02.2017 г. [9]

Занимаемое Субъект Российской Федерации Соответствие

место требованиям, %

1 Тульская область 48

2 Липецкая область 45,6

3 - 5 Архангельская область 44,4

3 - 5 г. Санкт-Петербург 44,4

3 - 5 Хабаровский край 44,4

6 г. Москва 42,5

7 Республика Татарстан 42,4

8 Амурская область 42,2

9 Республика Удмуртия 40,5

10 Брянская область 38,9

При проведении мониторинга экспертами Министерства экономического развития РФ было проанализировано 1310 приоритетных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления на Едином портале gosuslugi.ru и региональных порталах государственных и муниципальных услуг. При этом, как показывает таблица, даже Тульская область, занявшая по итогам мониторинга 1-е место, лишь на 48% отвечала требованиям, предъявляемым к качеству предоставления электронных услуг, что говорит о необходимости дальнейшего совершенствования деятельности в данном направлении. Однако подобный уровень всё же позволил Тульскому региону существенно повысить легкость ведения бизнеса по четырем индикаторам, формирующим бизнес-климат на региональном уровне.

По индикатору «Регистрация предприятий (открытие бизнеса)» было обеспечено упрощение процедуры регистрации юридических лиц при их создании за счет подачи заявок на регистрацию с использованием сайта ФНС России http//www.nalog.ru. В Тульском регионе осуществление регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется при помощи сервисов Федеральной налоговой службы по Тульской области, размещенных на веб-странице

https://www.nalog.ru/rn71/related_activities/registration_ip_yl/, где представлена информация о:

- порядке регистрации и прекращении деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и фермерских хозяйств;

- изменениях законодательства о регистрации с 1 января 2016 года;

- предоставлении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП);

- госпошлине за регистрацию или плате за предоставление сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП;

- важнейших публикациях журнала «Вестник государственной регистрации» (официальный сайт журнала: http://www.vestnik-gosreg.ru/);

- содержании статистических отчетов о работе по государственной регистрации юридических лиц и физических лиц;

- досудебном урегулировании споров по государственной регистрации.

Полный перечень электронных сервисов Федеральной налоговой службы по Тульской области можно найти по электронному адресу: https: //www.nalog.ru/rn71 /about_fts/el_usl/.

Благодаря использованию электронных сервисов при регистрации предприятий в Тульской области было, в частности, осуществлено сокращение среднего времени регистрации юридических лиц с 15 дней в 2013 г. до 10 дней в 2015 г. и 7 дней в 2016-2017 гг.

Кроме того, наблюдается повышение степени удовлетворенности бизнеса оказанием услуг по государственной регистрации. Для этого, в частности, регулярно проводятся PR-кампании по информированию субъектов предпринимательской деятельности об электронных сервисах, процедурах и сроках государственной регистрации [6]. Ключевой показатель эффективности (КПЭ) в сфере удовлетворенности бизнеса оказанием перечисленных услуг повысился с 4,2 балла в 2013 г. до 4,5 балла в 2015 г., 4,8 балла в 2016 г. и, согласно прогнозу, должен составить 5 баллов в 2017 г.

По индикатору «Получение разрешений на строительство» использование информационных и коммуникационных технологий с целью повышения легкости ведения бизнеса направлено, в основном, на повышение степени доступности для хозяйствующих субъектов сведений о процедурах получения разрешений. В частности, осуществляется:

- разработка информационных материалов для предпринимателей с пошаговой инструкцией по подготовке документов и перечню процедур при получении разрешения на строительство с последующим информированием региональных предприятий, в том числе путем, размещения информации на Интернет-сайтах;

- обеспечение прозрачности процедуры получения разрешения на строительство за счет публикации информации о выданных разрешениях на строительство в единой базе в сети «Интернет» [2].

Результатом мер, принимаемых в сфере повышения легкости получения разрешений на строительство, стало сокращение затрат времени на получение разрешений со 185,9 дней в 2013 г. до 95 дней в 2015 г. и 70 дней в 2016-2017 гг. Ключевой показатель эффективности (КПЭ), характеризующий удовлетворенность бизнеса деятельностью государственных и муниципальных органов, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство, повысился с 4,3 балла в 2013 г. до 4,4 балла в 2015 г. и 4,7 балла

в 2016 г. В 2017 г. прогнозируется повышение данного показателя до 4,9 балла [6].

В то же время, следует отменить, что причиной подобного повышения стало не только более широкое применение информационно-коммуникационных технологий при получении разрешений на строительство. Были осуществлены серьезные шаги в плане совершенствования законодательных норм, применяемых при выдаче разрешений на строительство. Так, 09.12.2016 г. была принята новая редакция Постановления правительства Тульской области от 29.06.2012 № 345 «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги "Выдача разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства"», которая предусматривает повышение качества межведомственного взаимодействия для получения подобных разрешений. Кроме того, 23.04.2015 г. был принят Закон Тульской области № 2291-ЗТО «О внесении изменений в Закон Тульской области "О градостроительной деятельности в Тульской области"». В частности, была дополнена Статья 5-1 данного Закона «Перечень случаев, в которых получение разрешения на строительство не требуется», т.е. был расширен перечень объектов капитального строительства, не требующих получения разрешения на строительство. Всё это позволило значительно упростить процедуры получения разрешения на строительство объектов, используемых при ведении предпринимательской деятельности.

По индикатору «Подключение к системе электроснабжения» также осуществляются мероприятия по повышению информированности предпринимателей о необходимых процедурах на основе разработки и размещения в сети «Интернет» полного списка типовых процедур технологического присоединения к электросетям. Кроме того, для повышения информированности инвесторов, являющихся потенциальными заявителями, о возможностях технологического присоединения к сетям электро- и газоснабжения, осуществляется функциональное сопровождение раздела Интернет-ресурса Министерства промышленности и топливно-энергетического комплекса Тульской области, посвященного описанию данных возможностей.

Получить данные о технологических присоединениях к сетям электроснабжения для Тулы, Новомосковска и Тульской области в целом можно на веб-странице https://prom.tularegion.ru/activities/tekhnologicheskie-prisoedineniya/tekhnologicheskie-prisoedineniya-k-setyam-elektrosnabzheniya/.

В связи с тем, что компания «Тулэнерго» является филиалом ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и При-волжья» (МРСК Центра и Приволжья), наиболее полную информацию об условиях технологического присоединения энергопринимающего устройства к электрической сети сетевой организации можно найти на сайте ПАО «МРСК Центра и Приволжья»: http://tp.mrsk-cp.ru/.

Форма заявки, которую можно подать в Центрах обслуживания потребителей или почтой, размещена по электронному адресу: http://tp.mrsk-cp.ru/general_information_on_technological_connection/podat-zayavku-na-tekhnologicheskoe-prisoedinenie.php. Пошаговая инструкция для заявителей размещена на веб-странице: http://tp.mrsk-cp.ru/instructions_for_applicants/.

Кроме того, действует электронная приемная Министерства промышленности и топливно-энергетического комплекса Тульской области: https://prom.tularegion.ru/services/elektronnaya-priemnaya/.

Благодаря разработке и внедрению указанных типовых процедур было сокращено среднее количество процедур, необходимых для подключения к электросетям: с 7,6 по итогам 2013 г. до 5 в 2015 г. и 4,5 - в 2016 г. В 2017 г. их число должно, по прогнозам, составить 4. Однако Тульский регион пока что не относится к числу лидеров среди субъектов РФ в плане минимизации количества подобных процедур. Так, в 2013 г. для подключения к системам электроснабжения и в Москве, и в Санкт-Петербурге требовалось пройти лишь 4 процедуры, а в 2016 г. данный показатель для Москвы сократился до 3 процедур [3]. Определенная слабость позиций Тульского региона в данной сфере подтверждается и весьма скромным ростом КПЭ, характеризующего удовлетворенность бизнеса эффективностью процедур по подключению к электросетям. Данный показатель, составлявший в 2013 г. 4,5 балла, вырос в 2015 г. до 4,6 балла, в 2016 г. - до 4,7 балла, и в 2017 г., по прогнозам, останется без изменений: 4,7 балла.

По индикатору «Регистрация собственности» предполагается дальнейшее сокращение среднего количества процедур, необходимых для регистрации права собственности индивидуальных предпринимателей на недвижимое имущество. С этой целью предполагается проведение семинаров среди сотрудников Многофункциональных центров (МФЦ) либо их информирование через средства электронной связи в целях обеспечения возможности консультирования заявителей по вопросам перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Ответственность за эту деятельность возложена на:

- Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области;

- Министерство по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области;

- Управление Росреестра по Тульской области;

- Государственное бюджетное учреждение Тульской области «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» (ГБУ ТО «МФЦ»).

Благодаря проводимой работе среднее число процедур, необходимых для регистрации собственности, сократилось с 3,5 в 2013 г. до 3,2 в 2015 г. и 3 - в 2016-2017 гг.

Для повышения удовлетворенности деятельностью по государственной регистрации прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на недвижимое имущество и сделок с ним предполагается повышение информированности предпринимателей об оказываемых услугах за счет:

- информирования субъектов предпринимательской деятельности по вопросам регистрации прав на недвижимое имущество при помощи стендов и сайтов органов исполнительной власти Тульской области;

- размещения на официальном сайте Управления Росреестра по Тульской области (https://rosreestr.ru/site/about/struct/territorialnye-organy/upravlenie-rosreestra-po-tulskoy-oblasti/) информации для субъектов предпринимательской деятельности по вопросам порядка и особенностей проведения государственной регистрации по особо востребованным регистрационным действиям с объектами коммерческой недвижимости.

Благодаря этому КПЭ, характеризующий удовлетворенность деятельностью по государственной регистрации, повысился с 4,4 баллов в 2013 г. до 4,5 балла в 2015 г., 4,7 балла в 2016 г., и, согласно прогнозу, составит 4,9 балла в 2017 г.

Кроме того, для улучшения делового климата Тульской области были осуществлены такие нововведения, как:

- запуск портала уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тульской области: http://ombudsmanbiz.tularegion.ru/;

- внедрение интерактивных сервисов с возможностями первичного юридического онлайн-консультирования, направления обращений и жалоб в электронном виде;

- рассмотрение в течение одних суток обращений, поступивших от предпринимателей через twitter губернатора Тульской области;

- рассмотрение в течение трех суток обращений предпринимателей, поступивших через инвестиционный портал Тульской области: http://invest-tula.com/, а также через портал «Открытый регион 71»: https://or71.ru/ и др.

Тем не менее, несмотря на достигнутые успехи в плане использования информационно-коммуникационных для повышения легкости ведения бизнеса, данный процесс требует своего дальнейшего развития, поскольку до настоящего времени даже в регионах-лидерах (см. таблицу) качество предоставления электронных услуг менее чем наполовину соответствует предъявляемым требованиям. Таким образом, имеется значительное поле деятельности для дальнейшей оптимизации описываемых процессов.

Экспертами ВБ был разработан целый ряд рекомендаций, касающихся внедрения информационно-коммуникационных технологий в регу-ляторную среду России с целью повышения легкости ведения бизнеса. К числу таких рекомендаций относятся:

- замена свидетельств регистрации предприятий и собственности электронными уведомлениями;

- предоставление информации в режиме онлайн с целью устранения необходимости в бумажных документах;

- оптимизация обработки данных путем упрощения интерфейса пользователя, например, путем отмены необходимости загрузки программного обеспечения или предоставления доступа к стандартным формам уставов компаний, которые могут быть выбраны простым нажатием кнопки компьютерной мыши;

- реализации онлайнового механизма «одного окна» в качестве единого виртуального интерфейса для предпринимателей или наличие электронной связи между соответствующими ведомствами;

- устранение требования нотариального заверения подписей на заявлении о государственной регистрации и переход к использованию цифровой подписи;

- отмена обязательного требования об использовании печати компании для подтверждения законности заключаемых компании и замена печати электронной подписью в соответствии с Федеральным законом РФ № 63-ФЗ от 06.04.2011 г. «Об электронной подписи»;

- устранение требования к предпринимателям об уведомлении государственных органов об открытии банковских счетов и замена его информированием банками налоговых органов в электронной форме;

- создание электронной платформы для согласования технических условий коммунальных служб (обеспечивающих энергоснабжение, уличное освещение, водоснабжение, канализацию, телекоммуникации и отопление);

- внедрение и развитие электронного формата подачи заявлений о регистрации в целях упрощения передачи прав на объекты недвижимости;

- представление в режиме онлайн оцифрованных кадастровых карт и др. [7].

Часть этих рекомендаций к данному моменту уже реализована - в частности, при осуществлении совершенствования регуляторной среды Тульского региона. Однако имеется ряд наиболее актуальных мероприятий в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, рекомендованных к внедрению странами мира в докладе «Ведение бизнеса - 2017: Равные возможности для всех». Среди них следует назвать:

- электронное представление и оформление экспортных и импортных документов, включая грузовые таможенные декларации;

- введения электронной системы для уплаты взносов государственного страхования работника;

- широкое внедрение системы подачи электронных налоговых деклараций;

- упрощение процессов международной логистики при помощи электронных систем регистрации, например, электронная регистрация грузовых контейнеров, применяемых при морских перевозках, вместо устаревшего процесса регистрации контейнеров вручную;

- упрощение процесса получения кредитов за счет подачи заявок в электронной форме на сайтах соответствующих кредитных организаций;

- представление в электронном виде документов, истребованных в процессе аудита;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- наличие электронной системы управления документооборотом в судебных органах, а также возможность оплаты госпошлины через электронные системы платежей;

- разрешение автоматического получения идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) новыми компаниями через централизованные системы онлайн-регистрации.

В Докладе ВБ «Ведение бизнеса-2017» было указано, что Правительство РФ планирует к 2018 году предоставлять по электронным каналам не менее 70% всех государственных услуг [6]. При этом отмечалось, что Россия уже добилась значительного прогресса в предоставлении услуг физическим и юридическим лицам с использованием электронных технологий. Продолжающиеся реформы в сфере внедрения подобных технологий станут и в будущем оказывать положительное воздействие на состояние делового климата как в России в целом, так и на уровне отдельных регионов. Наша страна уже переместилась со 124-го места по агрегированному показателю легкости ведения бизнеса в 2012 году на 40-е место в 2016 году [8]. И практическая реализация реформ, направленных на повышение эффективности применения информационно-коммуникационных технологий для нужд предпринимателей, должна будет способствовать дальнейшему улучшению позиций России в рейтинге «Ведение бизнеса».

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы».

2. Распоряжение правительства Тульской области от 18.06.2015 № 531-р «О внесении изменений и дополнений в распоряжение правительства тульской области от 13.08.2014 № 625-р».

3. Белолипецкая А.В., Калинин К.Н. Параметры легкости ведения бизнеса в Тульском регионе// Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2017. № 2-1. С. 36-46.

4. Белолипецкая А.В. Легкость ведения бизнеса как фактор социально-экономического развития городов и регионов России// Всероссийский экономический журнал ЭКО. 2016. № 8 (506). С. 141-152.

5. Буньковский Д.В. Управление и контроль стоимости инвестиционного проекта// Актуальные проблемы права, экономики и управления. 2016. № 12. С. 14-19.

6. Ведение бизнеса - 2017: Равные возможности для всех [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/~/ media/WBG/DoingBusiness/Documents/Annual-Reports/English/DB 17-Full-Report.pdf (дата обращения: 21.04.2017).

7. Ведение бизнеса в России - 2012// Доклад Всемирного банка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/ reports/subnational-reports/russia (дата обращения: 20.06.2017).

8. Всемирный банк: Ведение бизнеса в России [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.vsemirnyjbank.org/ru/country/ russia/brief/doing-business-russia (дата обращения: 14.09.2017).

9. Тульская область заняла первое место в рейтинге предоставления электронных услуг// Официальный сайт Министерства по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://it.tularegion.ru/press_center/ news/tulskaya-oblast-zanyala-pervoe-mesto-v-reytinge-predostavleniya-elektronnykh-uslug/ (дата обращения: 16.09.2017).

Белолипецкая Алла Вячеславовна, канд. экон. наук, доц., alla249@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский филиал Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова.

Калинин Константин Николаевич, директор группы компаний, Kalinin@karavay-tula.ru, Россия, Тула, Группа компаний «Каравай»

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES TO IMPROVE

THE EASE OF DOING BUSINESS

A.V. Belolipetskaya, K.N. Kalinin

The role of information and communication technologies in ensuring free access of citizens and organizations to information needed to conduct business. Lists the main tasks in the application of information technologies in the sphere of interaction between state and business. The key factors, capable of improving the ease of doing business at the regional level through the effective use of advanced technologies. Evaluation of the influence of information and communication technologies on the formation of the business climate in Tula region. Defines the main directions offurther improving the ease of doing business based on the use of information and communication technologies.

Key words: information technology, ease of doing business, Doing Business Report, starting a business, dealing with construction permits, getting electricity, registering property, key performance indicators (KPI).

Belolipetskaya Alla Vjacheslavovna, candidate of economic sciences, docent, al-la249@,mail.ru, Russia, Tula, Tula branch of Plekhanov Russian University of Economics.

Kalinin Konstantin Nikolaevich, director of company group, Kalinin@karavay-tula.ru, Russia, Tula, Company group "Karavay "

УДК 332.14 + 332.055+338.462

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ОБОРОТА ПРЕДПРИЯТИЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ

Р.А. Жуков, Г.В. Кузнецов, Е.В. Манохин

На основании фундаментального подхода к оценке эффективности деятельности субъектов управления, предложенного автором, проведены расчеты соответствующих показателей для линейных и нелинейных моделей, в том числе стандартизованные и нормированные индикаторы оборота предприятий для регионов Центрального федерального округа. В основе подхода лежат методы корреляционного и регрессионного анализов.

Ключевые слова: социо-эколого-экономические системы (СЭЭС), индикатор, математическая модель, регрессионная модель, оборот предприятий.

Подходы к изучению экономики региона определяются используемыми моделями, схемами (например, воздействия - изменения - последствия, затраты - выпуск и т.п.) и индикаторами, которые выбираются, в большинстве своем, экспертным методом, с учетом уровня исследования, его целями и задачами. В качестве обобщающего показателя, характеризующего экономику региона, обычно выбирают валовой региональный продукт (ВРП) или ВРП на душу населения. Последний используют как составляющую уровня жизни населения, преобразуя его к индексу доходности и, в некоторых случаях, корректируя по паритету покупательной способности (1111С) в долларах США. Более детальная оценка состояния экономики региона предполагает ее разделение по отраслям и сферам деятельности с группировкой по секторам [9]. При этом часто используют разделы Росстата, объединяя их в сырьевой сектор, обрабатывающие производства, строительство, рыночные и нерыночные услуги.

Важной составляющей сектора рыночных услуг является раздел О: Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. Индикатором его уровня можно считать оборот организаций по соответствующему виду деятельности. Однако, индикатор в абсолютном выражении затрудняет сравнение регионов, которые существуют в различных друг от друга условиях и представляют собой социо-эколого-экономические системы (СЭЭС) [3]. При этом проверка его уровня на соответствие нормативному значению, рассчитанного для конкретной СЭЭС, также остается не до конца решенной задачей [7].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.