Научная статья на тему 'Сравнительный анализ особенностей ведения малого и среднего предпринимательства в России и странах Евросоюза'

Сравнительный анализ особенностей ведения малого и среднего предпринимательства в России и странах Евросоюза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2012
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЛЕГКОСТЬ ВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ПОКАЗАТЕЛИ ЛЕГКОСТИ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА / БАРЬЕРЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / SMALL BUSINESS / EASE OF DOING BUSINESS / INDICATORS OF DOING BUSINESS / BARRIERS TO BUSINESS / GOVERNMENT POLICY TO PROMOTE SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анненкова Алла Анатольевна, Мартынов Анатолий Федорович

В статье приведен сравнительный анализ легкости ведения малого и среднего бизнеса в странах Евросоюза и России на основе данных ежегодного доклада Всемирного банка «Ведение бизнеса» за период 2009-2015 гг. Обобщены приоритетные направления государственной политики поддержки малого предпринимательства в России и в странах Евросоюза. Выявлены причины изменения позиций стран в общем рейтинге Всемирного банка, барьеры на пути развития российского малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a comparative analysis of the ease of doing small and medium businesses in the countries of European Union and Russia based on the data of the World Bank “Doing Business” for the period of 2009-2015 annual report. The priorities of the state policy of support of small business in Russia and in the European Union are summarized.The causes of changes in the positions of countries in the overall ranking of the World Bank, the barriers to the development of Russian small business are revealed

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ особенностей ведения малого и среднего предпринимательства в России и странах Евросоюза»

УДК: 334:338.1 DOI: 10.12737/23995

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЕДЕНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И СТРАНАХ ЕВРОСОЮЗА

Анненкова А.А., Мартынов А.Ф.1

В статье приведен сравнительный анализ легкости ведения малого и среднего бизнеса в странах Евросоюза и России на основе данных ежегодного доклада Всемирного банка «Ведение бизнеса» за период 2009-2015 гг. Обобщены приоритетные направления государственной политики поддержки малого предпринимательства в России и в странах Евросоюза. Выявлены причины изменения позиций стран в общем рейтинге Всемирного банка, барьеры на пути развития российского малого предпринимательства.

Ключевые слова: малое предпринимательство, легкость ведения предпринимательства, показатели легкости ведения бизнеса, барьеры развития бизнеса, государственная политика содействия развитию малого предпринимательства.

COMPARATIVE ANALYSIS OF FEATURES OF DOING SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN RUSSIA AND THE EU COUNTRIES

ANNENKOVА A. А. - Candidate of Economic Sciences, Docent, Associate Professor at the Department of Management and Public Administration, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: aaannenkova@mail.ru

MARTYNOV A. F. - Doctor of Economic Sciences, Senior Researcher, Professor of the Department of Sociology and Information Technologies, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: postmaf@yandex.ru

The article presents a comparative analysis of the ease of doing small and medium businesses in the countries of European Union and Russia based on the data of the World Bank "Doing Business" for the period of 2009-2015 annual report. The priorities of the state policy of support of small business in Russia and in the European Union are summarized .The causes of changes in the positions of countries in the overall ranking of the World Bank, the barriers to the development of Russian small business are revealed.

Keywords: small business, ease of doing business, indicators of doing business, barriers to business, government policy to promote small business.

Малое и среднее предпринимательство играет весьма важную роль в экономике, развитие малого сектора экономики влияет на экономический рост, на ускорение НТП, на насыщение рынка товарами и услугами, на создание дополнительных рабочих мест.

Анненкова Алла Анатольевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и государственного управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Среднерусский институт управления - филиал, адрес: 302028, Россия, г. Орел, б. Победы, д. 5а, e-mail: aaannenkova@mail.ru

Мартынов Анатолий Федорович - доктор экономических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры социологии и информационных технологий, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Среднерусский институт управления - филиал, адрес: 302028, Россия, г. Орел, б. Победы, д. 5а, e-mail: postmaf@yandex.ru

Малое предпринимательство является движущей силой роста деловой активности в большинстве стран мира. Для каждой из них характерны свои особенности организации и ведения малого и среднего бизнеса. Это связано с общей макроэкономической ситуацией в стране, объемом ВВП, политической ситуацией в стране и мире, внутренними и внешними торговыми связями, государственной политикой содействия развитию сектора малого предпринимательства.

Из информации, приведенной на рис. 1, следует, что максимальную долю в ВВП страны от малого предпринимательства демонстрирует Евросоюз - 68%, а в России этот показатель составляет лишь 13%, т.е. меньше в 5 раз.1. Для выявления причин такой разницы необходимо провести сравнительный анализ легкости ведения бизнеса в странах Евросоюза и России. 2

□Доля в ВВП, %

США

ЕС

Япония

КНР

Россия

Рисунок 1 - Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП в 2015 г. в отдельных странах, %

Figure 1 - The share of small and medium-sized businesses in the GDP in 2015 in some countries, %

Малые и средние предприятия (МСП) считают основой европейской экономики, поскольку они обеспечивают создание рабочих мест и экономический рост. По определению Европейской комиссии, к малым и средним предприятиям относятся предприятия, имеющие менее 250 лиц занятых, годовой оборот до 50 млн. евро или балансовый итог не более чем 43 млн. евро. Эти критерии важны, так как при их оценке предприятия могут получить преференции при финансировании программ ЕС, направленных на содействие МСП3. Государственная политика Евросоюза по отношению к МСП ориентирована на следующие приоритетные направления:

- содействие развитию предпринимательства и деловых навыков;

- улучшение доступа МСП к рынкам;

- дебюрократизация бизнеса;

- улучшение потенциала роста МСП;

- укрепление диалога с заинтересованными сторонами МСП.

1 Глебов С.Н., Петраков М.А. Место и роль субъектов малого и среднего бизнеса в экономике России// Российское предпринимательство. - 2013. - №9(231). - С. 64.

2 Анненкова А.А. Сравнительный анализ легкости ведения бизнеса в России и Украине/ Сб.: Современное развитие славянских государств: возможности, ограничения и стратегические инициативы: Материалы четвертого Славянского форума. - Орел: Изд-во ОФ РАнХиГС, 2014. -С.3-9.

3 Бородкина В.В., Москвина А.В., Рыжкова О.В., Улас Ю.В. Государственная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса северных стран: Канада, США, Финляндия, Швеция// Российское предпринимательство. - 2015. - №21. - С.3743-3764.

В странах Евросоюза весьма существенное внимание уделяется стимулированию развития малого предпринимательства. Так, специальный Представитель малого и среднего предпринимательства при Европейской комиссии Генерального директората по предпринимательству и промышленности с целью более эффективной интеграции малого и среднего предпринимательства ежегодно составляет структурную бизнес - статистику, которая является основным источником данных для анализа динамики развития малых и средних предприятий. Статистика структуры бизнеса (SBS) и глобальной бизнес-деятельности охватывает сферу промышленности, строительства, торговли и услуг. Основные показатели в пределах SBS (табл. 1), как правило, представлены в денежном выражении, в отличие от краткосрочной бизнес - статистики, где данные представлены в виде индексов1.

Таблица 1 - Показатели, обобщающие статистику структуры бизнеса Table 1 - Indicators summarizing the structure of business statistics

Приложение / домен Перечень показателей

Промышленность - объем производства - оборот - число лиц, занятых на предприятии, отработанные часы, начисленная заработная плата - цены производителей, внутренние цены производителей, внешние цены производителей - цены на импорт

Строительство - объем производства, объем производства гражданского строительства - число лиц, занятых на предприятии, отработанные часы, начисленная заработная плата - затраты на строительство, материальные затраты, затраты на заработную плату - число разрешений на строительство; полезная площадь

Розничная торговля - оборот - число лиц, занятых на предприятии, отработанные часы, начисленная заработная плата - дефлятор продаж

Услуги - оборот - число лиц, занятых на предприятии, отработанные часы, начисленная заработная плата - цена производителя

В России малое предпринимательство дает только 13% общего объема ВВП. Лишь 2% населения страны желают заниматься малым и средним предпринимательством. Это связано с большими рисками и сложностями ведения бизнеса в стране.

Сравнительный анализ легкости ведения бизнеса в России и странах Европейского союза за период 2009-2015 гг. основан на анализе данных ежегодного доклада Всемирного банка «Ведение бизнеса». Доклад «Ведение бизнеса» (Doing Business Report) — ежегодное исследование группы Всемирного банка, оценивающее в 189 странах простоту осуществления предпринимательской деятельности на основе 10 индикаторов: создание предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, получение

1 World Bank. 2015. Doing Business 2016: Разумный подход к регулированию деятельности малых и средних предприятий. Washington, DC: World Bank. DOI: 10.1596/978-1-4648-0351-2. License: Creative Commons Attribution CC BY 3.0.; World Bank. 2014. Doing Business 2015: Going Beyond Efficiency. Washington, DC: World Bank. DOI: 10.1596/978-1-4648-0351-2. License: Creative Commons Attribution CC BY 3.0.; World Bank. 2013. Doing Business 2014: Going Beyond Efficiency. Washington, DC: World Bank. DOI: 10.1596/978-1-4648-0351-2. License: Creative Commons Attribution CC BY 3.0.; World Bank. 2013. Doing Business 2013: Разумный подход к регулированию деятельности малых и средних предприятий. Washington, DC: World Bank. DOI: 10.1596/978-0-8213-9615-5. License: Creative Commons Attribution CC BY 3.0.

кредитов, защита инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов, разрешение неплатежеспособности (процедура банкротства)1.

Информация, лежащая в основе этого анализа, посвящена оценке нормативных актов, регулирующих деятельность малых и средних предприятий на протяжении всего жизненного цикла, и порядку их применения на практике. По оценке Джим Ен Кима, Президента Группы Всемирного банка: «Более благоприятный бизнес-климат, который позволяет предпринимателям строить бизнес и инвестировать в развитие общества, является основой местного и мирового экономического роста.

Таблица 2 - Индекс легкости ведения бизнеса в странах ЕС за 2009-2015 годы

ig business in the EU for 2009-2015

Страна 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Австрия 26 28 32 32 29 30 21

Бельгия 20 22 25 28 33 36 42

Болгария 42 44 51 59 66 58 38

Великобритания 6 5 4 7 7 10 8

Венгрия 41 47 46 51 54 54 54

Германия 27 25 22 19 20 21 14

Греция 100 109 109 100 78 72 61

Дания 5 6 6 5 5 5 4

Ирландия 7 7 9 10 15 15 13

Испания 51 62 49 44 44 52 33

Италия 74 78 80 87 73 65 56

Кипр 36 40 37 40 36 39 64

Латвия 29 27 24 21 25 24 23

Литва 25 26 23 27 27 17 24

Люксембург 53 64 45 50 56 60 59

Мальта 102 103 94

Нидерланды 28 30 30 31 31 28 27

Польша 72 72 70 62 65 45 32

Португалия 48 48 31 30 30 31 25

Румыния 45 55 56 72 72 73 48

Словакия 35 42 41 48 46 49 37

Словения 57 53 42 37 35 33 51

Финляндия 14 16 13 11 11 12 9

Франция 31 31 26 29 34 38 31

Хорватия 110 103 84 80 84 89 65

Чехия 66 74 63 64 65 75 44

Швеция 17 18 14 14 13 14 11

Эстония 22 24 17 24 21 22 17

Доклад «Ведение бизнеса» демонстрирует, что страны с более благоприятными условиями регулирования предпринимательской деятельности предоставляют больше возможностей

1World Bank. 2015. Doing Business 2016: Разумный подход к регулированию деятельности малых и средних предприятий.

Washington, DC: World Bank. DOI:10.1596/978-1-4648-0351-2. License: Creative Commons Attribution CC BY 3.0.

местным предпринимателям для создания новых рабочих мест - еще один шаг на пути искоренения крайней бедности к 2030 году»1.

Таким образом, анализ данных, приведенных в таблице 2, свидетельствует о том, что ведущие страны, индекс легкости ведения бизнеса в которых высок, за 2009-2015 гг. не изменился (Великобритания, Дания). Страны со средним и низким уровнем индекса, за исследуемый временной промежуток изменили свое положение в иерархической таблице в положительную (Польша, Греция, Бельгия) либо отрицательную сторону (Люксембург, Словакия, Чехия, Ирландия, Румыния), а Эстония, Финляндия, Испания, Нидерланды остались на прежних позициях. Однако в 2015 году многие страны повысили свой уровень индекса: Австрия с 30-й позиции рейтинга в 2014 году поднялась на 21-ю строчку рейтинга; Германия - с 21-й на 14-ю позицию; Испания поднялась на 19 позиций; Румыния - на 25 позиций2. Индекс легкости ведения бизнеса в России за 2009-2015 годы можно представить в виде графической диаграммы (рис. 2)3.

о

30 60 90 120 150

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Россия

118

120

124

120

112

92

62

Рисунок 2 - Индекс легкости ведения бизнеса в России за 2009-2015гг. Figure 2 - The index of ease of doing business in Russia for 2009-2015

Из данного рисунка видно, что за 2009-2015 годы индекс поднялся с 118-й до 62-й строчки рейтинга, т.е. почти на 53% от первоначальной позиции4. Это связано с активизацией государственной политики содействия развитию малого и среднего бизнеса. В 2012 году Президент России В.В. Путин дал поручение Правительству РФ принять меры, направленные на существенное улучшение условий осуществления предпринимательской деятельности, которые должны существенно повысить позиции России в рейтинге деловой активности Всемирного банка: со 120-го места в Doing Business 2012 до 50-го в Doing Business 2015 и 20-го в Doing Business 20185.

1 Там же.

2 World Bank. 2015. Doing Business 2016: Разумный подход к регулированию деятельности малых и средних предприятий. Washington, DC: World Bank. DOI: 10.1596/978-1-4648-0351-2. License: Creative Commons Attribution CC BY 3.0.; World Bank. 2014. Doing Business 2015: Going Beyond Efficiency. Washington, DC: World Bank. DOI: 10.1596/978-1-4648-0351-2. License: Creative Commons Attribution CC BY 3.0.; World Bank. 2013. Doing Business 2014: Going Beyond Efficiency. Washington, DC: World Bank. DOI: 10.1596/978-1-4648-0351-2. License: Creative Commons Attribution CC BY 3.0.; World Bank. 2013. Doing Business 2013: Разумный подход к регулированию деятельности малых и средних предприятий. Washington, DC: World Bank. DOI: 10.1596/978-0-8213-9615-5. License: Creative Commons Attribution CC BY 3.0.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 World Bank. 2013. Doing Business 2013: Разумный подход к регулированию деятельности малых и средних предприятий. Washington, DC: World Bank. DOI: 10.1596/978-0-8213-9615-5. License: Creative Commons Attribution CC BY 3.0.

4 Там же.

5 Дубынина А.В., Демьянов Д.Г. Структурный потенциал малого и среднего предпринимательства: тенденции и векторы развития// Региональная экономика: теория и практика. - 2015. - №4(379). - С. 47-60.

По состоянию на 1 января 2015 года Россия находится на 62-й позиции, тогда как ключевые показатели, характеризующие состояние деловой активности, занимают несколько другие позиции в мировой статистике Всемирного банка:

Регистрация предприятий - 34;

Получение разрешений на строительство - 156;

Присоединение к электрическим сетям - 143;

Регистрация собственности - 12;

Получение кредитов - 61;

Защита инвесторов - 100;

Налогообложение - 49;

Международная торговля - 155;

Обеспечение исполнения контрактов - 14;

Регистрация неплатежеспособности - 65.

В целом Россия улучшила условия ведения бизнеса по трём из десяти показателей, рассматриваемым в исследовании. При этом результаты нового доклада оказались для страны лучшими за всю историю наблюдений. Вместе с тем впереди России в рейтинге по-прежнему находится большинство экономически развитых стран мира.

Из критериев, по которым оцениваются страны, в России лучше всего обстоят дела с обеспечением исполнения контрактов. Этот показатель отражает эффективность принудительных мер по соблюдению условий договоров. По этому критерию страна занимает 14-е место в мире. Так, в России рассмотрение коммерческих споров в суде занимает в среднем 270 дней, что заметно быстрее, чем во многих развитых странах. При этом количество необходимых процедур (36) и стоимость судебных издержек (13,4% от стоимости иска) также существенно ниже среднемировых показателей. Оценка по показателю удаленности от «передового рубежа» в 2015 году - 66,7. Скорректированная оценка по показателю удаленности от «передового рубежа» в 2014 году: 65,0; улучшение: 1,61.

Однако если проанализировать данные табл. 1 и рис. 1, то можно сравнить на графической диаграмме разницу положений стран ЕС с наибольшим, средним и наименьшим уровнем индекса легкости ведения бизнеса и уровень индекса в России (рис. 3).

Рисунок 3 - Сравнительная характеристика стран с высоким и низким уровнем легкости ведения бизнеса в странах ЕС и России

Figure 3 - Comparative characteristics of countries with high and low levels of ease of doing business in the EU countries and Russia

1 World Bank. 2013. Doing Business 2013: Разумный подход к регулированию деятельности малых и средних предприятий. Washington, DC: World Bank. DOI: 10.1596/978-0-8213-9615-5. License: Creative Commons Attribution CC BY 3.0.

Из рисунка 3 видно, что только в 2014 году Россия приблизилась к наименьшему уровню индекса в странах ЕС, а в 2015 году обогнала некоторые страны ЕС по уровню индекса легкости ведения бизнеса. Российская Федерация упростила процедуру создания предприятий, отменив требование для взноса уставного капитала перед регистрацией компании, а также требование о необходимости уведомления налоговых органов об открытии банковского счета. Процесс регистрации собственности также стал более простым для предприятий, устранена необходимость в нотариальном заверении и утверждении ограничения на продолжительность процедур для процедуры регистрации собственности. Высокий уровень индекса легкости ведения бизнеса может быть связан с особой политикой Евросоюза в отношении малого и среднего бизнеса. Так, например, Италия упростила процесс создания предприятий за счет снижения минимальных требований к капиталу и минимального размера уставного капитала, а также за счет оптимизации процедур регистрации. Германия усложнила процесс создания предприятий за счет увеличения тарифов за нотариальные услуги. Процесс передачи недвижимости в собственность в Германии также стал более дорогостоящим за счет повышения налога на передачу недвижимости1. Франция упростила процесс создания предприятий, сократив время для регистрации предприятия через «одно окно» (Centre de Formalités des Entreprises). Португалия упростила режим налогообложения для предприятий за счет снижения ставки налога на прибыль и снижения ставки налога с части налогооблагаемой прибыли доходов предприятий, классифицирующихся как малые и средние предприятия. Кроме того, процедура обеспечения исполнения договоров была упрощена за счет принятия нового Гражданско-процессуального кодекса, направленного на снижение объемов незавершённых дел, оптимизацию судебных процедур, увеличение роли судей и ускорение процесса разрешения стандартных гражданских и коммерческих разбирательств.

Таким образом, государственная политика России направлена на формирование благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства и облегчение ведения бизнеса2. Так, за последние 5 лет индекс легкости ведения бизнеса в России поднялся со 120-й до 62-й строчки мирового рейтинга. Вместе с тем барьерами на пути развития бизнеса остаются недостаточно проработанные и долгие процедуры получения разрешений на строительство, присоединение к электрическим сетям, санкционные меры, механизмы защиты инвесторов.

Библиография/Referensec:

1. Анненкова А.А. Сравнительный анализ легкости ведения бизнеса в России и Украине // Современное развитие славянских государств: возможности, ограничения и стратегические инициативы: Материалы ^Славянского форума. - Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2014. - С.3-9.

2. Большухина И.С. Финансовый механизм государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России: проблемы и перспективы развития // Финансы и кредит. -2014. - № 40(616). - С.17-26.

3. Бородкина В.В., Москвина А.В., Рыжкова О.В., Улас Ю.В. Государственная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса северных стран: Канада, США, Финляндия, Швеция // Российское предпринимательство. - 2015. - № 21. - С. 3743-3764.

1 Завьялова Н.Б., Маринин В.С. Сравнительный анализ состояния малого и среднего бизнеса в России и Германии// Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - №6(204). - С.118.

2 Дубынина А.В., Демьянов Д.Г. Структурный потенциал малого и среднего предпринимательства: тенденции и векторы развития// Региональная экономика: теория и практика. - 2015. - №4(379). - С. 47-60.; Большухина И.С. Финансовый механизм государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России: проблемы и перспективы развития// Финансы и кредит. - 2014. - №40(616). - С.17-26.

4. Глебов С.Н., Петраков М.А. Место и роль субъектов малого и среднего бизнеса в экономике России // Российское предпринимательство. - 2013. - № 9 (231). - С. 63-68.

5. Дубынина А.В., Демьянов Д.Г. Структурный потенциал малого и среднего предпринимательства: тенденции и векторы развития // Региональная экономика: теория и практика.

- 2015. - № 4(379). - С. 47-60.

6. Завьялова Н.Б., Маринин В.С. Сравнительный анализ состояния малого и среднего бизнеса в России и Германии // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 6(204). - С.116-123.

7. Карпов В.В., Кораблева А.А., Мозжерина Н.Т. Анализ и совершенствование механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // Региональная экономика: теория и практика. - 2015. - № 8(383). - С. 38-49.

8. Крылова М.В. Особенности системы поддержки малого и среднего предпринимательства в США // Российское предпринимательство. - 2014. - № 21 (267). - С. 24-28.

9. Курпаяниди К.И. Анализ опыта Великобритании в модернизации системы государственной поддержки малого предпринимательства // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 26.

- С. 42-52.

10. Ляманова Е.А. Малый и средний бизнес: опыт Ирландии // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - №15(204). - С. 38-48.

11. Синявский Д.А. Поддержка малого и среднего предпринимательства: проблемы реализации программно-целевого подхода // Российское предпринимательство. - 2014. - № 2 (248). - С. 46-58.

12. Штыхно Д.А. Опыт США по развитию университетских структур содействия предпринимательству // Российское предпринимательство. - 2012. - № 6(204). - С.183-193.

13. World Bank. 2015. Doing Business 2016: Разумный подход к регулированию деятельности малых и средних предприятий. Washington, DC: World Bank. DOI: 10.1596/978-1-4648-0351-2. License: Creative Commons Attribution CC BY 3.0.

14. World Bank. 2014. Doing Business 2015: Going Beyond Efficiency. Washington, DC: World Bank. DOI: 10.1596/978-1-4648-0351-2. License: Creative Commons Attribution CC BY 3.0.

15. World Bank. 2013. Doing Business 2014: Going Beyond Efficiency. Washington, DC: World Bank. DOI: 10.1596/978-1-4648-0351-2. License: Creative Commons Attribution CC BY 3.0.

16. World Bank. 2013. Doing Business 2013: Разумный подход к регулированию деятельности малых и средних предприятий. Washington, DC: World Bank. DOI: 10.1596/978-0-8213-9615-5. License: Creative Commons Attribution CC BY 3.0.

1. Annenkova, A.A. (2014) Sravnitel'nyi analiz legkosti vedeniia biznesa v Rossii i Ukraine [Comparative analysis of the ease of doing business in Russia and Ukraine] // Sovremennoe razvitie slavianskikh gosudarstv: vozmozhnosti, ogranicheniia i strategicheskie initsiativy [Modern development of the Slavic countries: opportunities, constraints and strategic initiatives]: Materialy chetvertogo Slavianskogo foruma. -Orel: Izd-vo OF RANKhiGS. - P.3-9. (In Russ.)

2. Bol'shukhina, I.S. (2014) Finansovyi mekhanizm gosudarstvennoi podderzhki sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossii: problemy i perspektivy razvitiia [Financial mechanism of state support of small and medium-sized businesses in Russia: problems and prospects] // Finansy i kredit [Finance and credit]. - № 40(616). - P. 17-26. (In Russ.)

3. Borodkina, V.V., Moskvina, A.V., Ryzhkova, O.V., Ulas, Iu.V. (2015) Gosudarstvennaia podderzhka sub"ektov malogo i srednego biznesa severnykh stran: Kanada, SShA, Finliandiia, Shvetsiia [State support of small and medium-sized businesses Nordic countries: Canada, USA, Finland, Sweden] // Rossiiskoe predprinimatel'stvo [Russian Entrepreneurship]. - № 21. - P. 3743-3764. (In Russ.)

4. Glebov, S.N., Petrakov, M.A.( 2013) Mesto i rol' sub"ektov malogo i srednego biznesa v ekonomike Rossii [The place and role of small and medium-sized businesses in the economy of Russia] // Rossiiskoe

predpri nimatel 'stvo [Russian Entrepreneurship].- № 9 (231). - P. 63-68. (In Russ.)

5. Dubynina, A.V., Dem'ianov, D.G. (2015) Strukturnyi potentsial malogo i srednego predprinimatel'stva: tendentsii i vektory razvitiia [Structural potential of small and medium-sized enterprises: Trends and vectors] // Regional'naia ekonomika: teoriia i praktika [Regional economics: theory and practice]. - № 4(379). - P.47-60. (In Russ.)

6. Zav'ialova, N.B., Marinin, V.S. (2012) Sravnitel'nyi analiz sostoianiia malogo i srednego biznesa v Rossii i Germanii [Comparative analysis of small and medium businesses in Russia and Germany] // Regional'naia ekonomika: teoriia i praktika [Regional economics: theory and practice]. - № 6(204). -P.116-123. (In Russ.)

7. Karpov, V.V., Korableva, A.A., Mozzherina, N.T. (2015) Analiz i sovershenstvovanie mekhanizma gosudarstvennoi podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva [Analysis and improvement of mechanism of state support of small and medium-sized enterprises] // Regional'naia ekonomika: teoriia i praktika [Regional economics: theory and practice]. - № 8(383). - P. 38-49. (In Russ.)

8. Krylova, M.V. (2014) Osobennosti sistemy podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva v SshA [Features support system for small and medium-sized businesses in the USA] // Rossiiskoe predprinimatel'stvo [Russian Entrepreneurship]. - № 21 (267). - P. 24-28. (In Russ.)

9. Kurpaianidi, K.I. (2012) Analiz opyta Velikobritanii v modernizatsii sistemy gosudarstvennoi podderzhki malogo predprinimatel'stva [Analysis of the UK experience in the modernization of the state support of small business system] // Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika [Economic analysis: theory and practice]. - № 26.

- P. 42-52. (In Russ.)

10. Liamanova, E.A. (2013) Malyi i srednii biznes: opyt Irlandii [Small and medium enterprises: the experience of Ireland] // Regional'naia ekonomika: teoriia i praktika [Regional economics: theory and practice].

- №15(204). - P. 38-48. (In Russ.)

11. Siniavskii, D.A. (2014) Podderzhka malogo i srednego predprinimatel'stva: problemy realizatsii programmno-tselevogo podkhoda [Support for small and medium-sized enterprises: problems of realization of program-oriented approach] // Rossiiskoe predprinimatel'stvo [Russian Entrepreneurship]. - № 2 (248). -P. 46-58. (In Russ.)

12. Shtykhno, D.A. (2012) Opyt SShA po razvitiiu universitetskikh struktur sodeistviia predprinimatel'stvu [The US experience for the development of university structures promoting entrepreneurship] // Rossiiskoe predprinimatel'stvo [Russian Entrepreneurship]. - № 6(204). - P.183-193. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.