Научная статья на тему 'Некоторые вопросы оценки качества институциональной и предпринимательской среды в Узбекистане'

Некоторые вопросы оценки качества институциональной и предпринимательской среды в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
452
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT INSTITUTIONS / ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / КАЧЕСТВО / QUALITY / МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ / INTERNATIONAL RATING / BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курпаяниди К.И.

Предмет/тема. Формирование современного конкурентоспособного предпринимательского сектора в национальной экономике Республики Узбекистан непосредственно связано с такими ключевыми составляющими институционального обеспечения предпринимательской деятельности в стране, как взаимодействие малого и частного предпринимательства (бизнеса) с государственной властью, с действующими финансовыми и кредитными учреждениями, производственными и технологическими институтами. Цели/задачи. На системной основе изучить институты, обеспечивающие доступность и прозрачность информации для ведения малого и частного предпринимательства. Рассмотреть проблемы, касающиеся эффективного государственного регулирования предпринимательской деятельности, которая проявляется в создании внешней предпринимательской среды и при которой будут обеспечены максимально благоприятные и эффективные условия поддержки развития предпринимательства при оптимальном сочетании интересов частных предпринимателей и регулятора государства. Методология. В работе при помощи наблюдений, статистического анализа и целенаправленного мониторинга предпринимательской среды проанализированы различные критерии, влияющие на состояние институциональной и предпринимательской сред. Результаты. Выявлены причины, ведущие к возникновению неэффективных теневых институтов в предпринимательстве. На основании изучения международных рейтингов, на примере рейтинга Всемирного банка и Международной финансовой корпорации Doing Business и обследований предпринимательской среды, предлагаются конкретные меры по совершенствованию институтов предпринимательства в Узбекистане. Выводы/значимость. Сделан вывод о том, что в условиях трансформации национальной экономики целенаправленные усилия государства по дальнейшему устранению административных барьеров при ведении бизнеса субъектами малого и частного предпринимательства могут изменить ситуацию и помочь предприятиям сектора занять свое место на новом рынке Евразийского экономического сообщества, а также облегчить вступление Узбекистана в ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some issues to assess the quality of institutional and business environment in Uzbekistan

Importance The formation of the current competitive business sector in the Republic of Uzbekistan directly relates to such key components of the institutional business framework in the country as the interaction of small and private business with governmental authorities, existing financial and credit institutions, production and technological institutions. Objectives The research focuses on the comprehensive examination of institutions ensuring the availability and clarity of information needed for small and private businesses. The research also aims at reviewing issues of the effective governmental regulation of business that results in the external business environment and ensures favorable and efficient conditions for supporting businesses, with interests of private businessmen and the State being mutually balanced as much as possible. Methods Relying on observations, statistical analysis and intentional business environment monitoring, the author analyses various criteria influencing the state of the institutional and business environment. Results The research has identified the reasons leading to ineffective and shadow business institutions. The author articulates exact steps to improve the business institutions in Uzbekistan, according to international ratings and Doing Business rating of the World Bank and International Finance Corporation, in particular, and business environment studies. Conclusions and Relevance The author concludes that, when the government makes intentional steps to eliminate administrative barriers for small and private businesses under the national economy in transit, it will help the situation change, and businesses take their place in the new market of the Eurasian Economic Community, and facilitate the accession of Uzbekistan to the WTO.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы оценки качества институциональной и предпринимательской среды в Узбекистане»

Экономическое развитие

УДК 334.722

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ

ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ

__ __ _ _,

И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ В УЗБЕКИСТАНЕ*

К.И. КУРПАЯНИДИ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики E-mail: xstant@mail.ru Ферганский политехнический институт, Фергана, Республика Узбекистан

Предмет/тема. Формирование современного конкурентоспособного предпринимательского сектора в национальной экономике Республики Узбекистан непосредственно связано с такими ключевыми составляющими институционального обеспечения предпринимательской деятельности в стране, как взаимодействие малого и частного предпринимательства (бизнеса) с государственной властью, с действующими финансовыми и кредитными учреждениями, производственными и технологическими институтами.

Цели/задачи. На системной основе изучить институты, обеспечивающие доступность и прозрачность информации для ведения малого и частного предпринимательства. Рассмотреть проблемы, касающиеся эффективного государственного регулирования предпринимательской деятельности, которая проявляется в создании внешней предпринимательской среды и при которой будут обеспечены максимально благоприятные и эффективные условия поддержки развития предпринимательства при оптимальном сочетании интересов частных предпринимателей и регулятора - государства.

Методология. В работе при помощи наблюдений, статистического анализа и целенаправленного мониторинга предпринимательской среды

* Автор выражает глубокую признательность докторам экономических наук Д.В. Тростянскому и М.А. Икрамову за детальное рассмотрение рукописи, ценные замечания, помощь и постоянный интерес к работе.

проанализированы различные критерии, влияющие на состояние институциональной и предпринимательской сред.

Результаты. Выявлены причины, ведущие к возникновению неэффективных теневых институтов в предпринимательстве. На основании изучения международных рейтингов, на примере рейтинга Всемирного банка и Международной финансовой корпорации Doing Business и обследований предпринимательской среды, предлагаются конкретные меры по совершенствованию институтов предпринимательства в Узбекистане.

Выводы/значимость. Сделан вывод о том, что в условиях трансформации национальной экономики целенаправленные усилия государства по дальнейшему устранению административных барьеров при ведении бизнеса субъектами малого и частного предпринимательства могут изменить ситуацию и помочь предприятиям сектора занять свое место на новом рынке Евразийского экономического сообщества, а также облегчить вступление Узбекистана в ВТО.

Ключевые слова: институциональная среда, институты развития, инфраструктура, предпринимательство, качество, малый бизнес, международный рейтинг

Современная предпринимательская деятельность осуществляется через институты рыночной инфраструктуры, т.е. совокупность взаимосвязан-

ных проектно-технологических, информационных и производственно-организационных систем [1, 10, 14]. Она позволяет проводить полный цикл предпринимательства - от начальной идеи до конечного практического воплощения в виде конкретного товара или услуги. Предпринимательская институциональная система для успешного функционирования должна иметь также благоприятную нормативно-правовую базу и эффективную систему вывода на рынки продукции предприятий [2, 6]. Отсюда проблема формирования институциональной инфраструктуры является одной из самых серьезных и актуальных [8].

В то же время все составляющие институциональной инфраструктуры предпринимательства (взаимодействие с государственной властью, финансовые институты, обеспеченность технологическими и производственными мощностями, прозрачность и доступность информации) пока все еще не отвечают жестким конкурентным рыночным условиям и не обеспечивают роста экономической эффективности предпринимательской деятельности. Ситуация усугубляется также значительными межрегиональными различиями в институциональной обеспеченности предпринимательства [12, 14].

Неравные возможности предпринимателей нередко приводят к нарушению системы действующего законодательства, перераспределению ролей между государственными органами власти, нестабильности и непрозрачности работы финансовых рынков, отсутствию пруденциального надзора за действиями субъектов отношений [7]. В условиях размытости институциональной среды место институционального вакуума может занять система неэффективных институтов - институциональных ловушек, неформального лоббизма, коррупции и теневой экономики [11].

По мнению автора, эффективное регулирование предпринимательской деятельности - это создание внешней предпринимательской среды, при которой будут обеспечены максимально благоприятные условия поддержки развития предпринимательства при оптимальном сочетании интересов предпринимателей и государства [10].

Вопросам определения эффективности развития предпринимательства посвящены многие исследования, включая работы ученых Узбекистана, таких как Р. Алимов, А. Хикматов, Б. Беркинов, А. Вахобов, С. Гулямов, М. Икрамов, А. Кадыров,

Н. Махмудов, К. Муфтайдинов, Д. Тростянский, М. Турсунходжаев и др., а также ряда ученых Российской Федерации - Л. Абалкина, В. Автоно-мова, А. Блинова, А. Виленского, Т. Долгопятова, О. Криворучко, И. Разумнова, В. Рубе, А. Юданова и экономистов из стран Европы и США.

Традиционными измерениями эффективности регулирования малого и частного бизнеса (МЧБ) являются такие количественные показатели, как доля субъектов МЧБ в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны, а также численность занятого населения в МЧБ.

Согласно данным Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан, доля вклада субъектов МЧБ в ВВП Узбекистана в 2003 г. составляла 35,0%, в 2013 г. - 55,8%, а к 01.09.2014 этот показатель увеличился до 52,9% (51,2% за 9 мес. 2013 г.). Структурный анализ показывает, что доля малого бизнеса в промышленности выросла до 31,1% (27,9%), в инвестициях - до 33,2% (32,2%), в платных услугах - до 47% (43,1%) [15].

Общеизвестно, что в странах ОСЭР1 этот показатель значительно выше. Например, в Германии доля малого бизнеса (МБ) в ВВП страны составляет около 57%, в Великобритании - 52%, а в США - 53%. По данным Агентства по статистике Евросоюза, в 2012 г. на долю предприятий с численностью менее 250 чел. приходилось около 58% от совокупного ВВП Евросоюза, доля таких субъектов бизнеса в общем числе действующих предприятий Европы составляла 99,8%, и все эти предприятия вместе давали 66,9% занятости всего работающего населения стран Евросоюза [19, 20].

В Сингапуре насчитывается около 130 тыс. предприятий МБ. Это 92% всех предприятий страны. На них приходится около 35% добавленной стоимости выпускаемой продукции и более 25% ВВП Сингапура. Кроме того, 7% прироста занятости в год также обеспечивает малый и средний бизнес. Поэтому государство всячески поддерживает развитие этого сектора экономики [2, 4].

Опережающее развитие этой сферы с первых же дней независимости в Узбекистане стало важнейшим фактором в решении кризисных проблем, оставшихся от планово-распределительной системы. Наиболее важная задача малому бизнесу отводилась

1 ОЭСР (Organisation for Economic Cooperation and Development, OECD) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

в решении острейшей для страны социальной проблемы - обеспечение занятости трудоспособного населения [5, 8]. Для сравнения: численность занятых в МЧБ по состоянию на 01.09.2014 в Республике Узбекистан составила 76,5% от экономически активного населения страны.

Однако для страны со структурой экономики, подобной Узбекистану, только эти количественные показатели не способны дать объективной оценки тому, насколько эффективно созданы условия для развития МЧБ в стране. Здесь необходима другая система оценки бизнес-среды.

Говоря о практической оценке эффективности институтов, отметим значительную роль международных организаций, проводящих крупномасштабные межстрановые исследования, на базе которых разрабатываются различные рейтинги и рэнкинги качества институтов [5, 9].

Среди основных инструментов анализа институциональной среды в экономической и предпринимательской среде в настоящее время можно выделить:

- обследование Business Environment and Enterprise Performance Survey (BEEPs), проводимое совместно Всемирным банком и Европейским банком реконструкции и развития;

- обследование конкурентоспособности Всемирного банка Investment Climate Assessment (ICA) и исследование Всемирного банка и Международной финансовой корпорации Doing Business (ведение бизнеса);

- обзоры конкурентоспособности Всемирного экономического форума;

- оценки качества политических институтов и государственного управления, проводимые Всемирным банком в проекте под руководством Кауфмана;

- международный индекс восприятия коррупции Transparency International;

- анализ политических институтов в индексе Policy IV; различные измерители свободы, включая свободу прессы, от Freedom House и д. [16, 17, 21].

Все эти инструменты постоянно совершенствуются и включают в себя все более широкий круг переменных, измеряющих не просто качество отдельных институтов, но и в целом качество предпринимательской среды.

В Узбекистане практическое изучение институционального климата осуществляется как в

научной среде (например, Центр экономических исследований, Научно-исследовательский центр при Ташкентском государственном экономическом университете), так и бизнес-ассоциациями (Торгово-промышленная палата, Ассоциация банков Узбекистана, Ассоциация деловых женщин Узбекистана).

В целях кардинального улучшения деловой среды, создания наиболее благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, сокращения, упрощения и повышения уровня прозрачности всех видов процедур, связанных с деятельностью предприятий, внедрения общепринятой в мировой практике системы критериев оценки условий ведения бизнеса и на этой основе дальнейшего повышения международного рейтинга уровня делового и инвестиционного климата в Узбекистане был принят указ президента Республики Узбекистан от 18.07.2012 УП-№ 4455 «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству».

Согласно приятому документу министерствами экономики и финансов, Центральным банком Узбекистана совместно с заинтересованными ведомствами и структурами в соответствии с принятой Всемирным банком методикой формирования отчета «Ведение бизнеса» проведена большая работа по факторному анализу состояния деловой среды и введению оценочных критериев и показателей, определяющих страновой рейтинг. Правительству поставлена стратегическая задача повышения странового рейтинга по критериям отчета «Ведение бизнеса».

Нормы регулирования предпринимательской деятельности, как способствующие, так и препятствующие развитию бизнеса, исследуются в ежегодных докладах. В докладе «Ведение бизнеса-2015» представлены количественные показатели, характеризующие нормы регулирования предпринимательской деятельности и степень защищенности прав собственности. Эти показатели могут использоваться для сопоставления условий ведения бизнеса по 189 странам. В докладе приводятся оценки норм регулирования, касающиеся 10 аспектов жизненного цикла предприятия, а именно:

- создание предприятия;

- получение разрешений на строительство;

- подключение к системам электроснабжения;

- регистрация собственности;

- получение кредитов;

- защита прав инвесторов;

- налогообложение;

- ведение внешнеторговой деятельности;

- обеспечение исполнения контрактов;

- решение проблем неплатежеспособности предприятий.

В докладе «Ведение бизнеса-2015 - выходя за рамки эффективности» данные приводятся по состоянию на 01.06.2014 [18]. Показатели используются для анализа экономических результатов и позволяют судить о том, какие реформы в сфере регулирования предпринимательской деятельности оказались эффективными, в каких областях и странах, и почему.

В докладе отмечается, что в 123 странах местные предприниматели отметили положительные изменения в правовой среде, регулирующей предпринимательскую деятельность, произошедшие за прошлый год. С июня 2013 г. по июнь 2014 г. зафиксировано 230 реформ в сфере регулирования бизнеса, в том числе 145 реформ были направлены на упрощение и снижение стоимости соблюдения правовых норм, а 85 реформ были направлены на упрочнение правовых институтов.

Исследование расширило область изучения для трех из десяти индикаторов, и в следующем году планируется расширить область изучения для еще пяти индикаторов. Помимо этого совокупный рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса теперь основывается на показателе удаленности от передового рубежа. Этот показатель показывает, насколько правовой режим, регулирующий деятельность местных предприятий той или иной страны, приближен к передовым практикам в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Чем выше балл, полученный по показателю удаленности от передового рубежа, тем благоприятнее предпринимательская среда и прочнее правовые институты в стране

Узбекистан в этом рейтинге поднялся на 8 пунктов по сравнению с рейтингом «Ведение бизнеса-2014» - с 149-го места на 141-е2.

Наиболее заметное улучшение в Узбекистане отмечено в сфере налогообложения — страна по этому показателю поднялась с 179-го на 118-е место.

2 Изначально Узбекистан был на 146-м месте, но в связи с пересмотром методики оценки стране было присвоено 149-е место.

Улучшение рейтинга также зафиксировано по таким показателям, как защита миноритарных инвесторов (100-е место, увеличение на 18 позиций), регистрация собственности (143-е место, увеличение на 3 позиции), присоединение к электрическим сетям (145-е место, увеличение на 3 позиции) и обеспечение исполнения контрактов (28-е место, увеличение на 1 позицию) (табл. 1, 2).

Ухудшение рейтинга произошло по показателям «регистрация предприятий», «получение кредитов», «разрешение неплатежеспособности» и «получение разрешений на строительство».

Без изменений остались условия для ведения международной торговли (189-е место).

С 2014 г. рейтинг благоприятности условий для ведения бизнеса дополнен показателем удаленности от «передового рубежа», т.е. от наилучшего результата за все время проведения рейтинга (измеряется по шкале от 0 до 100, где 0 - наихудший результат). Изменение для Узбекистана по данному показателю составило 4,24 п.п. (с 50,02 до 54,26 балла).

Анализируя причины изменения рейтинга Узбекистана, можно выделить ряд факторов, которые

Таблица 1

Сравнительный анализ изменения рейтинга Узбекистана в докладе «Doing Business-2015» по отношению к «передовому рубежу»*, п.п.

Показатель 2015 2014 Изменение

Регистрация предприятий 89,00 88,98 0,02

Получение разрешений на 60,28 60,05 0,23

строительство

Присоединение к электри- 60,54 59,12 1,42

ческим сетям

Регистрация собственности 55,21 53,74 1,47

Получение кредитов 40,00 40,00 0,00

Защита миноритарных 50,83 45,83 5,00

инвесторов

Налогообложение 68,30 35,30 33,00

Международная торговля 2,56 1,28 1,28

Обеспечение исполнения 69,47 69,47 0,00

контрактов

Разрешение неплатежеспособности 46,45 46,45 0,00

* Показатель позволяет проследить удаленность каждой страны от «передового рубежа», т.е. от наилучшего результата по каждому из показателей «Ведения бизнеса» по всем странам, входящим в исследование «Ведение бизнеса» с самого начала включения каждого из индикаторов в исследование. Удаленность каждой страны от «передового рубежа» измеряется по шкале от 0 до 100, где 0 представляет наихудший результат, а 100 представляет «передовой рубеж».

Источник: разработано автором на основе Doing Business 2015: Going Beyond Efficiency.-Washington, 2014.

Таблица 2

Сравнительный анализ позиций рейтинга

Узбекистана в докладе Doing Business-2015

Показатель 2015 2014 Изменение

Регистрация предприятий 65 60 -5

Получение разрешений 149 147 -2

на строительство

Присоединение к электри- 145 148 3

ческим сетям

Регистрация собственности 143 146 3

Получение кредитов 104 99 -5

Защита миноритарных 100 118 18

инвесторов

Налогообложение 118 179 61

Международная торговля 189 189 Нет изменений

Обеспечение исполнения 28 29 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

контрактов

Разрешение неплатежеспо- 77 72 -5

собности

Источник: разработано автором на основе Doing Business 2015: Going Beyond Efficiency. Washington, 2014.

характеризуются принятием нормативно-правовых актов, улучшающие или либерализующие многие процедуры, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и взаимодействием с государственными органами и структурами.

За исследуемый период правительство Узбекистана существенно сократило сроки прохождения процедур, необходимых для осуществления экспортно-импортных операций, в том числе путем внедрения информационных систем, позволяющих подавать и обрабатывать соответствующие документы на основе веб-интерфейса.

Наряду с отменой процедуры постановки на учет внешнеторговых контрактов в уполномоченных банках субъекты предпринимательства получили возможность представлять в электронной форме данные по указанным контрактам в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций (ЕЭИСВО) через Единый портал интерактивных государственных услуг с использованием электронной цифровой подписи. Эти меры предусмотрены указом президента Республики Узбекистан от 07.04.2014 № УП-4609 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан», а также постановлением Кабмина Республики Узбекистан от 21.07.2014 № 199 «О дополнительных мерах по совершенствованию мониторинга внешнеторговых операций в Республике Узбекистан» [9, 13].

Совершенствование таможенных процедур стало еще одним важным пунктом в программе реформ, направленных на либерализацию предпринимательской деятельности. В частности, в Узбекистане сокращено количество документов, запрашиваемых таможенными органами, а также упрощен процесс их подачи и получения.

Так, во исполнение п. 5 указа президента от 18.07.2012 № УП-4455 Государственным таможенным комитетом Узбекистана с 01.01.2013 предоставлена в качестве интерактивной услуги через глобальную сеть Интернет процедура электронного декларирования товаров, которая позволяет минимизировать человеческий фактор при таможенном оформлении товаров, а также значительно сократить время таможенного оформления. Также в соответствии с постановлением правительства Республики Узбекистан от 29.12.2012 № 370 «О процедуре таможенного оформления товаров в электронной форме» с 01.01.2013 субъектам предпринимательства предоставлено право по своему выбору осуществлять процедуру таможенного оформления товаров в электронной форме.

Благоприятно сказалось на положении инвесторов в республике принятие новой редакции закона от 26.04.1996 № 223-1 «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» (в ред. закона от 06.05.2014 № ЗРУ-370). Новая редакция этого закона устанавливает более высокие требования к раскрытию информации о сделках с аффилированными лицами, совершаемых заинтересованными директорами обществ, а также к включению информации о подобных сделках в соответствующие годовые отчеты акционерных обществ. Кроме того, любому акционеру предоставлено право запрашивать и получать все документы, связанные с указанными сделками. Принятие этих норм позволило дополнительно усилить защиту миноритарных акционеров, что в свою очередь нашло отражение в повышении рейтинга на 18 пунктов.

Необходимо отметить, что в рейтинге, отражающем систему налогообложения, Узбекистан поднялся на 61-ю позицию. По мнению автора, основным фактором позитивных изменений является ежегодное снижение налоговых ставок. Так, если в 2000 г. ставка налога на прибыль составляла 38%, то через 5 лет она снизилась до 15%, а ставка единого социального платежа с 40% уменьшена до 25%. Методично и прогрессивно снижается ставка единого налогового платежа. К примеру, установ-

Экономическое развитие -61

ленная в 2005 г. в размере 13% для промышленных предприятий, в 2015 г. она составляет 5%3.

По степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности девятый год подряд мировой рейтинг возглавляет Сингапур. Второе -десятое места занимают Новая Зеландия, Гонконг (Китай), Дания, Республика Корея, Норвегия, США, Великобритания, Финляндия и Австралия соответственно. Государства постсоветского пространства занимают от 15-го (Грузия) до 166-го (Таджикистан) места.

Таким образом, можно сделать вывод, что основные проблемы предпринимательства в Узбекистане, выявленные в результате исследования, а также международными и внутренними обследованиями, заключаются в следующем:

- низкий уровень государственного управления;

- трудный доступ к экономическим ресурсам;

- затруднения при получении лицензий на строительство;

- несоответствие конкурентным условиям финансового сектора;

- неурегулирование внешнеэкономических отношений;

- неэффективность процедуры закрытия бизнеса. Для решения указанных проблем необходимо

совершенствование рассмотренных основных функций государства в области регулирования институциональной среды предпринимательства.

Совершенствование координационных функций государства, т.е. уменьшение степени неопределенности предпринимательской среды, должно включать:

- создание условий для расширения деятельности конкурентоспособных и экспортно ориентированных предприятий (улучшение ситуации с получением и оформлением земельных участков и разрешений на строительство, совершенствование законодательства о закрытии предприятий, совершенствование регулирования внешнеэкономической деятельности) [3];

- обеспечение стабильности, согласованности и экономической эффективности правовой системы.

Развитие распорядительной функции государственных институтов (определяющей распределение ресурсов, выгод и издержек для предпринимателя) заключается:

3 Приложение № 10-1 к постановлению президента Республики Узбекистан от 04.12.2014 № ПП-2270.

- в развитии финансовых институтов, включающих наличие развитой инфраструктуры инвестиционного процесса и разнообразие финансовых участников;

- в предоставлении предпринимателям государственных гарантий в отношении института прав собственности;

- в повышении эффективности отдачи от сырьевых доходов.

Соотношение формальных и неформальных институтов подразумевает повышение эффективности борьбы с коррупцией.

Другой мерой борьбы с неформальными институтами является дальнейшее продолжение административной реформы, важнейшей составляющей которой является повышение открытости, прозрачности и доступности информации путем активного и эффективного решения задач внедрения механизмов «Электронного правительства» (Government-to-Citizen - G2C), а также оптимизации деятельности органов власти при оказании интерактивных услуг посредством центра развития системы «Электронное правительство» при Государственном комитете связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Республики Узбекистан.

Таким образом, только целенаправленные усилия государства по дальнейшему устранению административных барьеров при ведении бизнеса субъектами МЧБ могут изменить ситуацию и помочь предприятиям МЧБ занять свое место на новом рынке Евразийского экономического сообщества, а также облегчить вступление Узбекистана в ВТО.

Список литературы

1. Абдуллаев А.М., Курпаяниди К.И. Роль инновационной составляющей в предпринимательстве // Экономическое возрождение России. 2012. Т. 2. С. 129-134.

2. Абдурахманова Г.К. Роль малого бизнеса в рыночной экономике // Наука и практика. 2013. N° 3. С. 77.

3. АнненковаА.А., ПоздняковА.В., Соболева С.А. Внешнеэкономическое предпринимательство региона: структурные сдвиги и тенденции развития в посткризисный период. URL: http://cyberleninka.ru/ artide/n/vneshneekonomicheskoe-predprinimatelstvo-regiona-strukturnye-sdvigi-i-tendentsii-razvitiya-v-postkrizisnyy-period.

4. Артикова Д.М., Юлдашева С. Н., Мусаева Ж.К Роль предпринимательства, управления в совер-

шенствовании экономического механизма хозяйствования // Економша i управлшня нацiональним господарством. 2013. № 9. С. 65.

5. Ашурова Н.Б. Экономико-статистический анализ механизма стимулирования малого бизнеса и предпринимательства в Республике Узбекистан // Вопросы статистики. 2011. №. 6. С. 57-59.

6. Белоусов Д. Ю. Индекс Всемирного банка Doing business как инструмент оценки эффективности регулирования малого и среднего бизнеса. URL: http://articlekz.com/article/8767.

7. Дятченко Л. Я., Ляшенко В. И., Павлов К. В. Малое предпринимательство в странах СНГ. М.: Магистр, 2007. 508 с.

8. КаримовИ.А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. Ташкент: Узбекистан, 2009. 49 с.

9. Каримов Д., Сафарова Н. Методологические аспекты оценки состояния деловой среды: опыт Узбекистана // Жамият ва бошкарув. 2014. №. 3.

10. Курпаяниди К.И. Современные тенденции развития предпринимательства в сфере промышленного производства: региональный аспект // Ташкент: Иктисодиёт, 2010.

11. Манташян Г.Г. Институциональные проблемы предпринимательства в России // Экономические науки. 2013.№ 2. С. 97-100.

12. РасулевА.Ф., ТростянскийД.В. Современные аспекты обеспечения экономической безопас-

ности Узбекистана // Экономика региона. 2012. N° 2. С.277-284.

13. Садыков А., Назаров Ш. Концептуальные подходы к разработке стратегии социально-экономического развития регионов Узбекистана на долгосрочную перспективу // Жамият ва бошкарув. 2014. №. 1. С. 60-65.

14. Хикматов А., Тростянский Д. Развитие малого предпринимательства как фактор экономического роста в Узбекистане // Общество и экономика. 2002. № 2. С. 142-148.

15. Экономика в цифрах. Госкомстат Республики Узбекистан. URL: http://stat.uz/ru/index.php/ interaktiv/ekonomika-v-tsifrakh.

16. Cavusgil S.T., Ghauri P.N., Akcal A.A. Doing business in emerging markets. Sage, 2012.

17. Doing Business 2014. Understanding Regulations for Small and Medium-Size Enterprises. Washington, 2013.

18. Doing Business 2015: Going Beyond Efficiency. Washington, 2014.

19. European Commission Key figures on European business — with a special feature on SMEs. Luxembourg: Publications Office of the European Union 2012.

20. Suder G. Doing business in Europe. Sage, 2011.

21. Wilson J. Essentials of business research: A guide to doing your research project. Sage, 2014.

Economic Analysis: Theory and Practice Economic Advancement

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

SOME ISSUES TO ASSESS THE QUALITY OF INSTITUTIONAL AND BUSINESS ENVIRONMENT IN UZBEKISTAN

Konstantin I. KURPAYANIDI

Abstract

Importance The formation of the current competitive business sector in the Republic of Uzbekistan directly relates to such key components of the institutional business framework in the country as the interaction of small and private business with governmental authorities, existing financial and credit institutions, production and technological institutions. Objectives The research focuses on the comprehensive examination of institutions ensuring the availability

and clarity of information needed for small and private businesses. The research also aims at reviewing issues of the effective governmental regulation of business that results in the external business environment and ensures favorable and efficient conditions for supporting businesses, with interests of private businessmen and the State being mutually balanced as much as possible.

Methods Relying on observations, statistical analysis and intentional business environment monitoring, the

author analyses various criteria influencing the state of the institutional and business environment. Results The research has identified the reasons leading to ineffective and shadow business institutions. The author articulates exact steps to improve the business institutions in Uzbekistan, according to international ratings and Doing Business rating of the World Bank and International Finance Corporation, in particular, and business environment studies. Conclusions and Relevance The author concludes that, when the government makes intentional steps to eliminate administrative barriers for small and private businesses under the national economy in transit, it will help the situation change, and businesses take their place in the new market of the Eurasian Economic Community, and facilitate the accession of Uzbekistan to the WTO.

Keywords: institutional environment, development institutions, infrastructure, business, entrepreneurship, quality, small business, international rating

References

1. Abdullaev A.M., Kurpayanidi K.I. Rol' inno-vatsionnoi sostavlyayushchei v predprinimatel'stve [The role of the innovative component in business]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii = Economic Revival of Russia, 2012, vol. 2, pp. 129-134.

2. Abdurakhmanova G.K. Rol' malogo biznesa v rynochnoi ekonomike [The role of small business in the market economy]. Nauka ipraktika = Science and Practice, 2013, no. 3, 77 p.

3. Annenkova A.A., Pozdnyakov A.V., Sobol-eva S.A. Vneshneekonomicheskoe predprinimatel'stvo regiona: strukturnye sdvigi i tendentsii razvitiya v postkrizisnyi period [Foreign trading of the region: structural changes and development trends in the post-crisis period]. Available at: http://cyberleninka. ru/article/n/vneshneekonomicheskoe-predprinimatel-stvo-regiona-strukturnye-sdvigi-i-tendentsii-razvitiya-v-postkrizisnyy-period. (In Russ.)

4. Artikova D.M., Yuldasheva S.N., Musaeva Zh.K. Rol' predprinimatel'stva, upravleniya v sovershen-stvovanii ekonomicheskogo mekhanizma khozyaist-vovaniya [The role of entrepreneurship, management in the improvement of the economic mechanism for economic management]. EmnoMim ma ynpoeninnn notyonanbHUM господaрсmeом, 2013, no. 9, p. 65.

5. Ashurova N.B. Ekonomiko-statisticheskii analiz mekhanizma stimulirovaniya malogo biznesa

i predprinimatel'stva v Respublike Uzbekistan [Economic and statistical analysis of the mechanism for encouraging small business and entrepreneurship in the Republic of Uzbekistan]. Voprosy Statistiki, 2011, no. 6, pp. 57-59.

6. Belousov D.Yu. Indeks Vsemirnogo banka Doing business kak instrument otsenki effektivnosti regulirovaniya malogo i srednego biznesa [The World Bank's Doing Business index as a tool for evaluating the effectiveness of small and medium business management]. Available at: http://articlekz.com/article/8767.

7. Dyatchenko L.Ya., Lyashenko V.I., Pavlov K.V. Maloe predprinimatel'stvo v stranakh SNG [Small enterprises in the CIS countries]. Moscow, Magistr Publ., 2007, 508 p.

8. Karimov I.A. Mirovoi finansovo-ekonomicheskii krizis, puti i merypo egopreodoleniyu v usloviyakh Uz-bekistana [Global financial and economic crisis, ways and measures to overcome it in Uzbekistan]. Tashkent, Uzbekistan Publ., 2009, 49 p.

9. Karimov D., Safarova N. Metodologicheskie aspekty otsenki sostoyaniya delovoi sredy: opyt Uz-bekistana [Methodological aspects of the business environment evaluation: the experience of Uzbekistan]. MaMunm ea ôomKapye, 2014, no. 3.

10. Kurpayanidi K.I. Sovremennye tendentsii razvitiya predprinimatel 'stva v sfere promyshlennogo proizvodstva: regional 'nyi aspekt [Contemporary trends in the development of entrepreneurship in the sphere of industrial production: a regional aspect]. Tashkent, HKTHeogHëT Publ., 2010.

11. Mantashyan G.G. Institutsional'nye problemy predprinimatel'stva v Rossii [Institutional challenges of entrepreneurship in Russia]. Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences, 2013, no. 2, pp. 97-100.

12. Rasulev A.F., Trostyanskii D.V. Sovremennye aspekty obespecheniya ekonomicheskoi bezopasnosti Uzbekistana [Modern aspects of ensuring the economic security of Uzbekistan]. Ekonomika regiona = The Region's Economy, 2012, no. 2, pp. 277-284.

13. Sadykov A., Nazarov Sh. Kontseptual'nye podkhody k razrabotke strategii sotsial'no-ekonom-icheskogo razvitiya regionov Uzbekistana na dolgos-rochnuyu perspektivu [Conceptual approaches to the elaboration of the social and economic development strategy of the regions of Uzbekistan in the long run]. MaMunm ea ôomKflpye, 2014, no. 1, pp. 60-65.

14. Khikmatov A., Trostyanskii D. Razvitie malogo predprinimatel'stva kak faktor ekonomicheskogo rosta v Uzbekistane [Small business development as a factor

of the economic growth in Uzbekistan]. Obshchestvo i ekonomika = Society and Economy, 2002, no. 2, pp.142-148.

15. Ekonomika v tsifrakh. Goskomstat Respubliki Uzbekistan. [The economy in figures. State Statistic Committee of the Republic of Uzbekistan]. Available at: http://stat.uz/ru/index.php/interaktiv/ekonomika-v-tsifrakh. (In Russ.)

16. Cavusgil S.T., Ghauri P.N., Akcal A.A. Doing Business in Emerging Markets. Sage, 2012.

17. Doing Business 2014. Understanding Regulations for Small and Medium-Size Enterprises. Washington, 2013.

18. Doing Business 2015: Going Beyond Efficiency. Washington, 2014.

19. European Commission Key Figures on European Business with a Special Feature on SMEs. Luxembourg, Publications Office of the European Union, 2012.

20. Suder G. Doing Business in Europe. Sage, 2011.

21. Wilson J. Essentials of Business Research: A Guide to Doing Your Research Project. Sage, 2014.

Konstantin I. KURPAYANIDI

Fergana Polytechnic Institute, Fergana, Republic of

Uzbekistan

xstant@mail.ru

Acknowledgements

I am deeply grateful to D.V. TROSTYANSKII and M.A. IKRAMOV, Doctors of Economic Sciences, for thorough examination of the manuscripts, valuable comments, support and continuing interest in the research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.