Научная статья на тему 'Параметры легкости ведения бизнеса в Тульском регионе'

Параметры легкости ведения бизнеса в Тульском регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГКОСТЬ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА / ВСЕМИРНЫЙ БАНК / ДОКЛАД "ВЕДЕНИЕ БИЗНЕСА" / ОТКРЫТИЕ БИЗНЕСА / ПОЛУЧЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЙ НА СТРОИТЕЛЬСТВО / ПОДКЛЮЧЕНИЕ К СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ / РЕГИСТРАЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ / EASE OF DOING BUSINESS / WORLD BANK / DOING BUSINESS REPORT / STARTING A BUSINESS / DEALING WITH CONSTRUCTION PERMITS / GETTING ELECTRICITY / REGISTERING PROPERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белолипецкая Алла Вячеславовна, Калинин Константин Николаевич

Представлена оценка основных параметров, определяющих легкость ведения бизнеса в Тульском регионе. Дана сравнительная характеристика Тульской области, Москвы и Санкт-Петербурга по количеству процедур и затратам времени, необходимым для открытия бизнеса, получения разрешений на строительство, подключения к электросетям и регистрации собственности. Проанализированы параметры легкости ведения бизнеса в Тульском регионе с точки зрения международных сопоставлений. Рассмотрены перспективы дальнейшего повышения благоприятности условий для бизнеса в Тульской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PARAMETERS OF EASE OF DOING BUSINESS IN THE TULA REGION

The estimation of the main parameters that determine the ease of doing business in the Tula region. Comparative characteristics of the Tula region, Moscow and St. Petersburg in the number of procedures and time required to open a business, obtaining construction permits, connecting to electricity and property registration. Analyzed parameters of ease of doing business in the Tula region from the point of view of international comparisons. Prospects for further improvement offavorable conditions for business in the Tula region.

Текст научной работы на тему «Параметры легкости ведения бизнеса в Тульском регионе»

УДК 332

ПАРАМЕТРЫ ЛЕГКОСТИ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В ТУЛЬСКОМ РЕГИОНЕ

А.В. Белолипецкая, К.Н. Калинин

Представлена оценка основных параметров, определяющих легкость ведения бизнеса в Тульском регионе. Дана сравнительная характеристика Тульской области, Москвы и Санкт-Петербурга по количеству процедур и затратам времени, необходимым для открытия бизнеса, получения разрешений на строительство, подключения к электросетям и регистрации собственности. Проанализированы параметры легкости ведения бизнеса в Тульском регионе с точки зрения международных сопоставлений. Рассмотрены перспективы дальнейшего повышения благоприятности условий для бизнеса в Тульской области.

Ключевые слова: легкость ведения бизнеса, Всемирный банк, доклад «Ведение бизнеса», открытие бизнеса, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности.

Легкость ведения бизнеса, под которой понимается благоприятность условий для предпринимательской деятельности, является в настоящее время одним из ключевым факторов, определяющих деловую активность в странах и регионах мира, а также формирующих инвестиционный климат на страновом и региональном уровнях [5]. Ежегодная публикация докладов «Doing Business» («Ведение бизнеса») является прерогативой Всемирного банка (ВБ). По состоянию на июнь 2016 года, Российская Федерация в агрегированном рейтинге ведения бизнеса занимала 40-е место среди 190 стран мира, охваченных анализом ВБ. Следует также указать, что Россия занимала 15-е место среди постсоциалистических государств, из которых самый высокий рейтинг был у Македонии - 10-е место, а ближайшими конкурентами России являлись Болгария (39-е место) и Венгрия (41-е место) [8].

Помимо этого для России, как и для целого ряда других стран, отличающихся территориально-экономической дифференциацией развития (таких, как Китай, Индия, Польша, Испания, ЮАР, республики бывшей Югославии и ряда других), ВБ проводит также анализ ведения бизнеса на субнациональном уровне - то есть на уровне отдельных территориальных образований (городов).

Согласно методологии Всемирного банка, при оценке легкости ведения бизнеса на субнациональном уровне учитываются 4 индикатора, перечисленные ниже.

1. Регистрация предприятий (открытие бизнеса), для оценки легкости которой оценивается количество процедур, необходимых для прохождения регистрации, затраты времени (в днях), а также стоимость регистра-

ции и минимальный уставный капитал предприятия (в процентах от дохода на душу населения).

2. Получение разрешений на строительство, легкость которого определяется на основе анализа количества необходимых для этого процедур, затрат времени (в днях), а также стоимости получения разрешения и индекса качества контроля в строительстве.

3. Подключение к системе электроснабжения, при анализе легкости которого принимается в расчет количество требуемых процедур, временные затраты (в днях), стоимость подключения (в процентах от дохода на душу населения), а также индекс надежности электроснабжения и прозрачности тарифов.

4. Регистрация собственности, легкость которой определяется исходя из количества необходимых процедур, времени (в днях), стоимость регистрации (в процентах от стоимости объекта недвижимости), а также индекса качества системы управления земельными ресурсами [5].

Тульский регион пока что не был охвачен субнациональным анализом ведения бизнеса, проводимым ВБ. Однако согласно результатам исследования, проведенного Агентством стратегических инициатив (АСИ), Тульская область в 2015 году заняла 5-е место в группе регионов с комфортными условиями для бизнеса пропустив вперед только Костромскую область, Краснодарский край, Ростовскую область и Чувашскую республику. Регионы, к числу которых была отнесена Тульская область, были обозначены в исследовании АСИ как Группа II, тогда как Группу I составляли лишь 5 регионов-лидеров, о которых будет сказано отдельно [11]. В 2016 году Тульская область еще более упрочила свои позиции в качестве региона с благоприятными для предпринимательской деятельности условиями, заняв 4-е место по состоянию инвестиционного климата среди всех субъектов РФ - уступая лишь Республике Татарстан, Белгородской и Калужской областям [12]. Вследствие этого для оценки факторов, способствовавших наращиванию инвестиционной привлекательности Тульского региона, требуется согласованная и интегрированная оценка социально-экономического развития региона [10].

Очевидно, что для Тульского региона характерны конкурентные преимущества, способствующие привлечению капиталовложений, в том числе - иностранных [3]. И для оценки легкости ведения бизнеса как одного из таких преимуществ необходимо произвести сопоставление показателей делового климата в Тульской области и других территориальных образованиях Российской Федерации, а также ряда зарубежных государств.

Для России полномасштабный субнациональный анализ ведения бизнеса в последний раз был приведен в докладе «Ведение бизнеса в России - 2012». И за 5 лет, которые прошли с того момента, произошел целый ряд событий, оказавших определяющее воздействие на экономику РФ. Среди них в первую очередь необходимо отметить вступление нашей страны во

Всемирную торговую организацию (ВТО), падение мировых цен на энергоносители, а также введение экономических санкций в отношении РФ и ответных санкций с нашей стороны, вызванных недружественной политикой, проводимой ведущими западными державами в отношении России [4]. Тем не менее, позиции российских регионов с точки зрения состояния бизнес-среды, выявленные в 2012 году, заслуживают рассмотрения в качестве базового уровня для сравнения с текущим положением дел.

В 2012 году анализом ведения бизнеса были охвачены 30 городов РФ; их агрегированный рейтинг по легкости ведения бизнеса, а также рейтинг по четырем основным индикаторам приведены в табл. 1. Отметим, что по индикатору легкости регистрации собственности некоторые российские города имели равные показатели и делили между собой одинаковые позиции в рейтинге.

Таблица 1

Легкость ведения бизнеса в России на субнациональном уровне по состоянию на июнь 2012 г. [9]

Город Регион Агрегированный рейтинг Регистрация предприятий Получение разрешений на строительство Подключение к системе электроснабжения Регистрация собственности

1 2 3 4 5 6 7

Ульяновск Ульяновская обл. 1 3 4 5 8

Саранск Республика Мордовия 2 20 8 1 8

Владикавказ Республика Северная Осетия -Алания 3 27 11 2 2

Ростов-на- Дону Ростовская обл. 4 26 15 3 4

Казань Республика Татарстан 5 4 14 17 4

Калуга Калужская обл. 6 17 9 15 1

Ставрополь Ставропольский край 7 4 2 9 19

Ярославль Ярославская обл. 8 7 17 6 16

Сургут Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 9 30 1 19 8

Иркутск Иркутская обл. 10 8 6 10 18

Петрозаводск Республика Карелия 11 6 16 21 8

1 2 3 4 5 6 7

Киров Кировская обл. 12 13 5 4 20

Омск Омская обл. 13 19 20 13 4

Выборг Ленинградская обл. 14 10 23 12 8

Владивосток Приморский край 15 18 22 23 3

Волгоград Волгоградская обл. 16 2 27 26 4

Воронеж Воронежская обл. 17 15 28 16 8

Тверь Тверская обл. 18 21 25 14 8

Калининград Калининградская обл. 19 11 3 22 22

Томск Томская обл. 20 15 6 10 25

Самара Самарская обл. 21 22 24 28 8

Санкт-Петербург Санкт-Петербург 22 1 9 24 27

Хабаровск Хабаровский край 23 24 29 8 17

Екатеринбург Свердловская обл. 24 29 13 19 20

Пермь Пермский край 25 13 12 18 27

Мурманск Мурманская обл. 26 12 19 27 23

Кемерово Кемеровская обл. 27 28 21 7 29

Якутск Республика Саха (Якутия) 28 8 26 25 30

Новосибирск Новосибирская обл. 29 23 18 29 24

Москва Москва 30 25 30 30 26

Данные табл.1 показывают, что 1-е место в агрегированном рейтинге на момент публикации доклада занимала Ульяновская область; по легкости регистрации предприятий лидировал Санкт-Петербург; по легкости получения разрешений на строительство - Сургут; по возможностям подключения к системам электроснабжения - Саранск; по показателям регистрации собственности - Калуга. Показательно, что тремя годами позже, в 2015 году, Ульяновская и Калужская области по-прежнему входили в число регионов-лидеров по благоприятности делового климата - наряду с Республикой Татарстан, занимавшей в 2012 году 5-е место по агрегированному рейтингу легкости ведения бизнеса [11].

В дальнейшем субнациональные показатели ведения бизнеса определялись экспертами ВБ только для двух городов РФ: Москвы и Санкт-Петербурга. Следует обратить внимание, что Санкт-Петербург, несмотря на скромное 22-е место в агрегированном рейтинге, всё же занимал в 2012 году 1-е место в сфере регистрации предприятий, а также находился на 9-м месте еще по одному индикатору - получению разрешений на строительство. При этом Москва находилась на последнем месте не только в «общем

зачете», но и по двум позициям из четырех рассмотренных, а еще по двум занимала места в третьем десятке.

В настоящий момент не представляется возможным провести полный сравнительный анализ делового климата в Тульском регионе и других регионах Российской Федерации согласно методологии ВБ из-за нехватки репрезентативных данных. Однако мы считаем целесообразным оценить, как соотносятся ключевые параметры, формирующие легкость ведения бизнеса на субнациональном уровне, в Тульской области, Москве и Санкт-Петербурге, а также рассмотреть перспективы дальнейшего развития бизнес-среды в Тульском регионе, в том числе - в контексте международных сопоставлений.

Рассмотрим, как выглядят позиции Тульского региона по легкости ведения бизнеса в сравнении с показателями тех городов и регионов Российской Федерации, которые были охвачены субнациональным анализом ВБ.

Для целей заявленного сравнения мы будем рассматривать два параметра, характеризующих все перечисленные индикаторы ведения бизнеса на субнациональном уровне:

- количество процедур, необходимых для реализации конкретных мероприятий;

- время (в днях), которое требуется для их реализации.

Вначале оценим имеющие данные по состоянию на 2013 год, которые характеризуют легкость ведения бизнеса для Москвы и Санкт-Петербурга. Приведенные в докладе «Ведение бизнеса-2014», они учитывают нормы регулирования, применявшиеся в период с июня 2012 года по май 2013 года. Сопоставление этих данных с параметрами ведения бизнеса в Тульском регионе, представленными в Распоряжении правительства Тульской области от 13.08.2014 № 625-р «Об организации работы по улучшению инвестиционных показателей Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в Тульской области», отображено в табл.2.

Таблица 2

Сравнительная оценка параметров легкости ведения бизнеса в Москве, Санкт-Петербурге и Тульской области по состоянию на 2013 г. [7; 1]

Индикатор легкости ведения бизнеса Москва Санкт-Петербург Тульская область

1 2 3 4

Регистрация предприятий -Процедуры (количество) 7,0 4,0 4,3

Регистрация предприятий -Срок (в днях) 15,0 8,0 15,0

Получение разрешения на строительство - Процедуры (количество) 22,0 15,0 7,8

Получение разрешения на строительство - Срок (в днях) 293,0 278,0 185,9

1 2 3 4

Подключение к системе электроснабжения - Процедуры (количество) 4,0 4,0 7,6

Подключение к системе электроснабжения - Срок (в днях) 162,0 206,0 65,4

Регистрация собственности -Процедуры (количество) 4,0 4,0 3,5

Регистрация собственности -Срок (в днях) 22,0 22,0 33,8

Как видно из табл.2, по такому параметру легкости регистрации предприятий, как количество необходимых для этого процедур, Тульская область занимала одну из лучших позиций среди субъектов Российской Федерации. Регион совсем немного уступал Санкт-Петербургу, который годом ранее занимал 1 -е место в субнациональном рейтинге по данному индикатору, и существенно опережал Москву - которая, правда, занимала в 2012 г. лишь 25-ю строку в рейтинге по данному индикатору. В то же время, Тульская область в 2013 г. шла вровень с Москвой по затратам времени, необходимым для открытия бизнеса. Таким образом, Тульский регион в 2013 году мог бы быть причислен к субъектам Российской Федерации, которые по параметрам регистрации предприятий (открытия бизнеса) занимали промежуточное положение между лидерами и аутсайдерами.

Вторым индикатором, характеризующим легкость ведения бизнеса на субнациональном уровне, является легкость получения разрешений на строительство. И данные табл.2 показывают, что в данной сфере Тульская область в 2013 г. значительно обгоняла и Москву, и Санкт-Петербург. Для получения разрешений на строительство в Тульском регионе требовалось в среднем на 7,2 процедуры меньше, чем в Санкт-Петербурге (занимавшем 9-е место в субнациональном рейтинге по данному индикатору за год до этого), и на 14,2 процедуры меньше, чем в Москве. Еще более заметной оказалась разница в затратах времени на регистрацию. В Тульском регионе открытие бизнеса в 2013 г. занимало времени в среднем на 92,1 дня меньше, чем в Санкт-Петербурге, и на 107,1 дня меньше, чем в Москве. По состоянию на 2012 год, лишь Сургут, занимавший 1-е место в субнациональном рейтинге по получению разрешений на строительство, имел более низкие временные затраты на осуществление данной процедуры - 150 дней; а в Ставрополе, занимавшем 2-е место в рейтинге, они составляли 216 дней [9]. Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что по данному индикатору Тульская область в 2013 г. могла быть причислена к наиболее передовым регионам РФ.

В то же время, согласно данным табл.2, по числу процедур, необходимых для подключения к системе электроснабжения, Тульская область не оказалась бы среди лидеров субнационального рейтинга ведения бизнеса - с показателем 7,6 процедур. По данному параметру она в 2013 г. существенно уступала и Москве, и Санкт-Петербургу. Зато по быстроте такого подключения (65,4 дня) Тульская область намного опережала обе российские столицы: Москву - в среднем на 96,6 дня; Санкт-Петербург - на 140,6 дня. Годом ранее меньше всего времени для подключения к системе электроснабжения требовалось во Владикавказе (Республика Северная Осетия

- Алания): 120 дней, что было почти вдвое больше, чем в Тульской области в 2013 году [9]. Таким образом, параметры легкости подключения к системе электроснабжения разнонаправлено характеризуют благоприятность бизнес-климата в Тульском регионе.

И, наконец, по четвертому показателю, характеризующему деловую среду на субнациональном уровне - легкости регистрации собственности

- позиции Тульской области в 2013 г. также нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, в регионе для регистрации собственности требовалось в среднем на 0,5 процедуры меньше, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Однако эти субъекты Российской Федерации годом ранее занимали соответственно 26-е и 27-е место в субнациональном рейтинге по данному индикатору (Санкт-Петербург делил это место с Пермью). С другой стороны, регистрация собственности осуществлялась в Тульской области существенно медленнее, чем в двух российских столицах: на соответствующие мероприятия здесь требовалось на 11,8 дня больше и чем в Москве, и чем в Санкт-Петербурге. Таким образом, параметры легкости получения разрешений на строительство в Тульском регионе явно нуждались в существенном улучшении.

Отмечая это, перейдем к текущим показателям ведения бизнеса -по состоянию на 2016 г. На этот год было запланировано достижение Тульским регионом весьма высоких показателей по всем обозначенным направлениям формирования делового климата, что отображено в табл.3. В данной таблице дана сравнительная оценка параметров легкости ведения бизнеса в Тульской области не только в национальном, но и в международном аспекте - в сопоставлении со странами Европы и Центральной Азии, а также ведущими развитыми государствами, входящими в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Как видно из табл.3, в 2016 г. плановые показатели для Тульской области по количеству процедур, необходимых для регистрации предприятий, оказались лучше тех, которые были зафиксированы в Москве, а также в странах ОЭСР, Европы и Центральной Азии. Да и в плане затрат времени на открытие бизнеса ситуация в Тульской области являлась более благоприятной и чем в Москве, и чем в двух рассматриваемых группах государств.

Таблица 3

Сравнительная оценка параметров легкости ведения бизнеса в Москве, Тульской области, государствах Европы и Центральной Азии и странах ОЭСР по состоянию на 2016 г. [2; 8]

Индикатор легкости ведения бизнеса Москва Тульская область (план) Европа и Центральная Азия ОЭСР

Регистрация предприятий - Процедуры (кол-во) 4,0 3,0 4,9 4,8

Регистрация предприятий - Срок (в днях) 11,0 7,0 10,2 8,3

Получение разрешения на строительство - Процедуры (кол-во) 14,0 5,4 15,1 12,1

Получение разрешения на строительство - Срок (в днях) 229,5 70 160,7 152,1

Подключение к системе электроснабжения - Процедуры (кол-во) 3,0 4,5 5,6 4,8

Подключение к системе электроснабжения - Срок (в днях) 150,0 55,0 112,3 76,2

Регистрация собственности - Процедуры (кол-во) 3,0 3,0 5,3 4,7

Регистрация собственности - Срок (в днях) 15,0 7,0 20,6 22,4

Схожая ситуация наблюдалась и по ключевым параметрам ведения бизнеса в части получения разрешений на строительство. Для Тульской области по состоянию на 2016 г. она оказались значительно более благоприятной для бизнеса и по сравнению с Москвой, и по сравнению с зарубежными странами - включая даже государства ОЭСР.

По двум другим индикаторам легкости ведения бизнеса - подключению к системе электроснабжения и регистрации собственности - ситуацию в Тульском регионе по состоянию на 2016 г. можно охарактеризовать отчасти как неоднозначную. Так, по количеству процедур, необходимых для доступа к электроснабжению, Тульская область уступала Москве, но зато опережала две рассматриваемые группы стран. Но при этом быстрота такого подключения в регионе могла бы считаться рекордной: это можно было сделать за 55 дней - почти в 3 раза быстрее, чем в Москве, и вдвое быстрее, чем в странах Европы и Центральной Азии. Что же касается регистрации собственности, то тут параметры Тульского региона в 2016 г. оказались на одном уровне с московскими в плане количества необходимых для этого процедур. Одновременно Тульский регион по данному показателю оказался в лучшей позиции, чем страны ОЭСР, а также Европы и Центральной Азии. Кроме того, были значительно сокращены сроки, необходимые для регистрации - демонстрируя существенный прогресс, достигнутый Тульской областью за 3 предыдущие года. Благодаря

этому зарегистрировать собственность здесь можно было в разы быстрее и чем в Москве, и чем в двух группах сравниваемых стран.

Но, безусловно, при проведении подобного сопоставления необходимо учитывать два аспекта:

- параметры, характеризующие деловой климат Тульской области в 2016 г., на момент проведения анализа являлись лишь плановыми; они должны пройти верификацию, прежде чем на их основе можно будет выносить безусловные суждения;

- данные, рассмотренные при оценке параметров бизнес-среды в Тульском регионе, не включают в себя информацию о стоимости соответствующих процедур, а также об индексах, характеризующих их.

Тем не менее, деловой климат Тульского региона - даже с учетом указанных оговорок - можно оценить как весьма благоприятный. Правительством Тульской области в течение последних трех лет прилагались значительные усилия для его улучшения, и предполагается, что в 2017 г. деятельность в данном направлении будет продолжена. Так, ожидается, что среднее количество процедур, необходимых для получения разрешений на строительство, будет сокращено до 5; среднее количество процедур для подключения к электросетям - до 4 [2]. Таким образом, есть вероятность, что Тульский регион, входивший по итогам 2015 года в группу II («Регионы с комфортными условиями для бизнеса») согласно ранжированию, выполненному АСИ, сможет в ближайшие годы переместиться в группу I - то есть оказаться среди регионов-лидеров, к числу которых в 2015 г. относились Республика Татарстан, а также Калужская, Белгородская, Тамбовская и Ульяновская области. И в том случае, если следующий субнациональный доклад ВБ по Российской Федерации будет расширен за счет рассмотрения новых территориальных образований, включая Тулу, то у Тульской области есть хорошие шансы получить высокий агрегированный рейтинг легкости ведения бизнеса за счет благоприятных параметров регуляторной среды в регионе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства Тульской области от 13.08.2014 № 625-р «Об организации работы по улучшению инвестиционных показателей Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в Тульской области».

2. Распоряжение правительства Тульской области от 18.06.2015 № 531-р «О внесении изменений и дополнений в распоряжение правительства тульской области от 13.08.2014 № 625-р».

3. Белолипецкая А.В. Оценка факторов, формирующих инвестиционный климат Тульского региона// Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. № 5-1. С. 224-231.

4. Белолипецкая А. В. Реализация международной деятельности

России в контексте современных проблем развития Всемирной торговой организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 7. С. 6-10. [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2015/ 95002.htm (дата обращения: 20.04.2017).

5. Белолипецкая А.В. Легкость ведения бизнеса как фактор социально-экономического развития городов и регионов России// Всероссийский экономический журнал ЭКО. 2016. № 8 (506). С. 141-152.

6. Благоприятность условий ведения бизнеса: Российская Федерация. [Электронный ресурс] URL: http://russian.doingbusiness.org/data/ ex-ploreeconomies/russia/ (дата обращения: 21.04.2017).

7. Ведение бизнеса. 2014: Понимание регулирования деятельности малых и средних предприятий [Электронный ресурс] URL: http://mssian.doingbusiness.org~/media/WBG/DoingBusiness/Documents/Annual-Reports/Foreign/DB14-minibook-russian.pdf (дата обращения: 22.04.2017).

8. Ведение бизнеса. 2017: Равные возможности для всех [Электронный ресурс] URL: http://russian.doingbusiness.org/~/media/WBG/ DoingBusiness/Documents/Annual-Reports/English/DB 17-Full-Report.pdf (дата обращения: 21.04.2017).

9. Ведение бизнеса в России. 2012// Доклад Всемирного банка [Электронный ресурс] URL: http://russian.doingbusiness.org/reports/ subnational-reports/russia (дата обращения: 20.04.2017).

10. Медведева Т. В., Денисов В. Н. Индикаторы устойчивости региональной социально-экономической системы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 5. С. 60-67 [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2016/56150.htm (дата обращения: 21.04.2017).

11. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Результаты 2015. Москва: Агентство стратегических инициатив [Электронный ресурс] URL: https://www.investinregions.ru/u/ sec-tion_file/106/2015_ru.pdf (дата обращения: 20.04.2017).

12. Состояние инвестиционного климата в Российской Федерации. Результаты национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ 2016 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.invest.tatar.ru/ upload/iblock/64b/ranking2016.pdf (дата обращения: 20.04.2017).

Белолипецкая Алла Вячеславовна, канд. экон. наук, доц., alla249@,mail.ru, Россия, Тула, Тульский филиал Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова,

Калинин Константин Николаевич, директор группы компаний, Kalinin@,karavay-tula.ru, Россия, Тула, Группа компаний «Каравай»

THE PARAMETERS OF EASE OF DOING BUSINESS IN THE TULA REGION

A.V. Belolipetskaya, K.N. Kalinin

The estimation of the main parameters that determine the ease of doing business in the Tula region. Comparative characteristics of the Tula region, Moscow and St. Petersburg in the number of procedures and time required to open a business, obtaining construction permits, connecting to electricity and property registration. Analyzed parameters of ease of doing business in the Tula region from the point of view of international comparisons. Prospects for further improvement offavorable conditions for business in the Tula region.

Key words: ease of doing business, The World Bank, Doing Business Report, starting a business, dealing with construction permits, getting electricity, registering property.

Belolipetskaya Alla Vjacheslavovna, candidate of economic sciences, docent, al-la249@,mail.ru, Russia, Tula, Tula branch of Plekhanov Russian University of Economics,

Kalinin Konstantin Nikolaevich, director of company group, Kalinin@karavay-tula.ru, Russia, Tula, Company group "Karavay "

УДК 330.13

ПАРАДОКСЫ «ДОГОНЯЮЩЕГО РАЗВИТИЯ» В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В.Н. Бабанов, А.В. Белолипецкая

Анализируется подход к реализации модели догоняющего развития в различных странах мира. Обосновывается возможность использования термина «догоняющее развитие» применительно к отдельным регионам РФ. Рассматриваются структура и динамика производства валовой добавленной стоимости в конкретных секторах экономики субъектов РФ. Выделяются регионы, экономическую специфику которых целесообразно характеризовать термином «догоняющее развитие». Определяются условия, при которых «догоняющее развитие» может стать экономически успешной моделью для ряда российских регионов.

Ключевые слова: догоняющее развитие, валовой региональный продукт, валовая добавленная стоимость, индексы производства, экспортная ориентация, им-портозамещение.

Под термином «догоняющее развитие», или «догоняющий рост», как правило, понимают этап в истории тех стран мира, которые по основным экономическим показателям отставали от более передовых государств, но затем в качестве парадигмы своей хозяйственной политики выбрали преодоление этого отставания в максимально сжатые сроки. Данный термин обычно употребляется применительно к развивающимся государствам Азии, Африки и Латинской Америки, однако мы намерены использовать его для описания современных особенностей развития тех российских регионов, которые в прошлом переживали стагнацию в определенных экономических сферах, а в настоящее время пытаются ускоренными темпами её преодолевать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.