Научная статья на тему 'Совершенствование воспроизводственных процессов на промышленных предприятиях российской Федерации'

Совершенствование воспроизводственных процессов на промышленных предприятиях российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРОИЗВОДСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МОЩНОСТИ / ЗАГРУЗКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чичерова Е.Ю., Епифанов В.А., Масютин С.А.

Статья посвящена вопросам модернизации производственных мощностей промышленности современной России, причинноследственным связям доведения до высокой степени износа основных фондов предприятий, направлениям выхода из сложившейся ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING REPRODUCTIVE PROCESSES INDUSTRIAL ENTERPRISES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Article is devoted to the modernization of industrial production facilities of modern Russia, the cause-effect relationships to bring a high degree of depreciation of fixed assets of enterprises, areas out of the situation.

Текст научной работы на тему «Совершенствование воспроизводственных процессов на промышленных предприятиях российской Федерации»

подключения Wifi остается еще крайне низким (см. таблицу 1).

В стране отсутствуют отечественные производители вычислительной техники; промышленное производство её компонентов неразвито. Серийное изготовление отечественных персональных компьютеров и компонентов к ним, по нашему мнению, способствовало бы резкому снижению цен на современную технику, что в свою очередь сделало бы её доступной для приобретения малообеспеченными социальными слоями общества. Сравнительно высокая стоимость услуг Интернет-провайдеров, в некоторых регионах страны не соответствует уровню жизни граждан (большинство населения не имеет возможность приобрести компьютер и модем, оплачивать доступ в сеть).

Подвоя итоги изучения практики взаимодействия СМИ с органами государственной власти следует признать, что сложившийся механизм их коммуникативного обмена требует дальнейшего совершенствования, которое должно осуществляться с привлечением общественности. Представители государственной власти, гражданского общества и СМИ должны выработать концепцию развития российских средств массовой информации, в основу которой должны быть положены нравственные, культурные ценности и приоритеты. У потребителей информации, предоставляемой СМИ должна быть возможность выражения своего отношения к тому, какого качества информационные продукты предоставляет тот или иной канал массовой информации. Граждане также могут предлагать пути совершенствования работы СМИ с учетом развития технологических сервисов.

Необходима также выработка направлений медийной политики, направленной на международную внешнюю среду, которая предъявляет устойчивый интерес по изучению России, ее традиций, культуры, политики, граждан .

Общественность, совместно с профессиональными союзами СМИ должна выступать с инициативами к органам власти по своевременному правому регулированию отношений, возникающими в медийной среде, что особенно важно в свете стремительного развития Интернет-сети.

Сформированная в процессе исследования система предоставления информации через сеть Интернет может быть использована органами государственной власти для организации унифицированного анализа всех ее подсистем, начиная от достижения целевых ориентиров, заканчивая оценкой эффективности каналов распространения и предоставления информации.

Литература:

1. Бутова Т.В. взаимодействие институтов гражданского общества с органами государственной власти. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 3. С. 119-128;

2. Зайнашева З.Г., Семкина О.С. Государственно-частное партнерство в сфере предоставления социально значимых услуг. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 3. С. 029-037;

3.Петрова Ю.И., Довгаль С.А., Судибье А.О. Зарубежные подходы к венчурной инновационной деятельности и возможности их использования в российской практике. Вестник Академии. 2013. №2. С. 47-504;

4. Бутова Т.В., Чахкиев Г.Г. Особенности принятия решений в условиях кризисных изменений в экономике России// Трубопорвод-ный транспорт: теория и практика.2009. №3. С.50-53;

5. Рагулина Ю.В. Предпосылки формирования теории и практики управления знаниями. Вестник Института экономики РАН. 2009. №2. С. 195 - 202.

УДК 338.1

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Чичерова Е.Ю., д.э.н., профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва, e-mail: Elenachicherova@mail.ru Епифанов В.А., д.э.н., профессор кафедры менеджмента и информационных технологий ФГБОУВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ», Россия, г. Москва Масютин С.А., заместитель генерального директора концерна «Русэлпром», доктор экономических наук, профессор, Россия,

г. Сафоново, e-mail: midli@mail.ru

Статья посвящена вопросам модернизации производственных мощностей промышленности современной России, причинно-следственным связям доведения до высокой степени износа основных фондов предприятий, направлениям выхода из сложившейся ситуации.

Ключевые слова: воспроизводство, экономический кризис, промышленная продукция, производственные мощности, загрузка технологического оборудования

IMPROVING REPRODUCTIVE PROCESSES INDUSTRIAL ENTERPRISES OF THE

RUSSIAN FEDERATION

Chicherov E., Doctor of Economics, professor of the Economy and public finances chair, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russia, Moscow, e-mail: Elenachicherova@mail.ru Epifanov V., Doctor of Economics, professor of the Management and information technology chair, National Research University «Moscow

Power Engineering Institute», Russia, Moscow, Masutin S., deputy general director of Ruselprom concern, Doctor of Economics, professor, Russia, Safonovo, e-mail: midli@mail.ru

Article is devoted to the modernization of industrial production facilities of modern Russia, the cause-effect relationships to bring a high degree of depreciation of fixed assets of enterprises, areas out of the situation.

Экономика и промышленное производство современной России по-прежнему находится в сложном трансформационном состоянии, преодолевая целый ряд проблем. Одна из таких важнейших проблем - проблема замены основных фондов из-за их физического и морального износа. Поэтому так важно своевременное и строго целевое использование амортизационного фонда, без чего невозможно простое воспроизводство. Между тем дешевый кредит для предприятий практически недоступен, что характерно для экономического кризиса вообще, а для российского (трансформационного) в особенности. В этих условиях амортизационный фонд нередко

превращается в оборотные средства, в том числе используемые для оплаты труда. В силу этой и других причин обновление основных фондов замедляется, из года в год вводится в действие все меньше основных фондов. Вместе с тем в составе основных фондов резко возрастает доля устаревшего, в том числе отработавшего свой срок, оборудования, и таким образом обостряется одно из основных противоречий воспроизводственного процесса; для устранения этого противоречия требуется обеспечение баланса между технико-вещественной и стоимостной сторонами воспроизводственного процесса [1,2,3].

Есть основание утверждать, что с точки зрения «продуктового» аспекта в настоящее время не происходит даже простое воспроизводство, поскольку сокращение объемов ВВП, прежде всего его части, созданной в материальном производстве, само по себе есть нарушение низшего критерия воспроизводства, предполагающего восстановление всех факторов, участвовавших в создании продукта, за счет использования которых повторяется цикл производства. Следовательно, в течение 90-х годов XX в. в России процесс воспроизводства протекал в деформированно-ограниченном («суженном») виде, т.е. без полного возмещения затрат основного капитала и рабочей силы.

«Суженное» воспроизводство - продукт перманентного экономического кризиса. Безгранично это состояние продолжаться не может, так как угрожает прямым разрушением экономического потенциала страны, несет непоправимые потери. Они уже отбросили Россию назад, на уровень, сопоставимый с уровнем начала XX в. Ушли в небытие многие из достижений советского периода, выведшие СССР на второе место в мире и на первое место в Европе по общему объему промышленного производства и производства важнейших видов продукции, что позволяло решать серьезные проблемы социально- экономического характера (ликвидация безработицы, бесплатное образование всех уровней, бесплатное здравоохранение, социальное обеспечение населения, развитие науки и культуры и др.).

Источник нынешнего экономического кризиса — не столько неправильные обмен, распределение, потребление в финансовой системе и сфере услуг, сколько дезорганизация материального производства. Это не значит, что кризис не касается этих сфер экономики. Он выходит даже за эти рамки, охватывая социально-политическую систему и духовную жизнь общества. Более того, политический фактор сыграл в России если не основную, то такую активную роль, что была монтирована прежняя система управления народным хозяйством и прекратил свое существование СССР. Эти причины, в конечном счете, привели к кризису во всем народно-хозяйственном комплексе. Рычагами воздействия стали либерализация цен и приватизация государственных и кооперативных (колхозных) предприятий, т.е. раздача большей их части из общенародной (общенациональной) и колхозно-кооперативной в частную собственность физических и юридических лиц.

При таком положении вещей деформируются воспроизводственные связи, прерываются потоки продукции от производителя к потребителю, создаются барьеры для информационных потоков от потребителя к производителю, в результате страдает материальное производство, так как оно становится главным очагом экономического кризиса. До тех пор пока этот очаг не будет погашен, пока не прекратится спад и не начнется подъем материального производства, экономический кризис нельзя считать преодоленным. Поэтому необходимы антикризисные меры, которые позволят нейтрализовать действие факторов, приведших к кризису, или заполнить «пустоты» в хозяйственно-управленческих отношениях, образовавшиеся вследствие распада административно-плановой системы, новыми институтами, способствующими налаживанию связей между предприятиями, а также предприятиями и потребителями, оживлению спроса, стимулирующего производство [4].

Из сказанного можно сделать следующий вывод. Политика государства (а его регулирующая роль, несомненно, должна быть усилена, иначе невозможен выход из кризиса) заключается в том, что: общество в лице государства и при посредстве его органов должно взять под контроль весь трансформационный процесс перехода к прогрессивной системе хозяйствования. Выход из кризиса — составная часть и первый этап этого процесса. Начинать нужно с решения одной из существенных проблем воспроизводства, которой является состояние производственных мощностей промышленности.

Незагруженные и устаревшие мощности увеличивают затраты предприятий и препятствуют формированию важнейшего условия восстановления и подъема народного хозяйства — экономии на производственных издержках для оживления потребительского спроса и роста деловой активности. Ситуация усугубляется тем, что нынешний производственный аппарат страны создавался с учетом действия административно- планового аппарата хозяйствования, прежней структуры спроса и потребностей государства и предприятий. Среди специалистов бытуют полярные мнения: от игнорирования фактора незагруженности промышленных мощностей до фетишизации роли этого резерва в возрождении экономики. Каковы же в действительности потенциал неиспользуемого обо-

рудования и перспективы вовлечения его в хозяйственный оборот для устойчивого роста производства.

В развитых странах уровень загрузки технологического оборудования служит индикатором деловой активности и хозяйственной конъюнктуры. Не исключение и Россия: состояние производственных мощностей отслеживалось статистическими органами еще при прежней системе хозяйствования; их учет по достаточно представительной номенклатуре промышленной продукции осуществляется и в настоящее время. Но сложность заключается в том, что официальная статистика, фиксируя использование мощностей лишь по отдельным видам продукции в натуральном выражении (сталь, станки, тракторы, комбайны и т.д.), не выявляет интегральные характеристики по промышленности в целом и отдельным ее секторам. Приводимые же в литературе оценки базируются на итогах опросов, ограниченного круга предприятий, поэтому часто ненадежны.

Поэтому проблема заключается не столько в наличии неработающих мощностей, сколько в сохраняющейся длительное время и в очень больших объемах их незагруженности. В последние шесть-семь лет функционирует лишь половина производственного потенциала (и это с учетом выбытия мощностей, без которых загрузка была бы еще ниже) [5].

Такая устойчивая тенденция имеет крайне негативные последствия. Прежде всего содержание на балансе предприятий неиспользуемого оборудования препятствует нормализации его финансового положения и постоянно воспроизводит инфляционную напряженность (инфляцию издержек). Кроме того, это ведет к исчерпанию финансовых возможностей окупаемости затрат, уменьшению прибыльности и резервов экономии на издержках в условиях жестких спросовых ограничений, а также к неспособности накапливать средства для обновления оборудования и инвестиционного развития, что чревато еще большей деградацией производства. Многие предприятия используют мощности ниже так называемой точки безубыточности, т.е. в зоне прямых убытков (из-за роста условно-постоянных расходов на единицу выпуска продукции при одновременном снижении условно-переменной составляющей производственных издержек).

Особенно негативно сказывается простой мощностей на инвестиционной деятельности. Он существенно сдерживает мотивацию к инвестированию, связывая в расходах на нужды обслуживания текущего хозяйствования (в том числе на содержание и ремонт устаревшего оборудования) и без того недостаточные финансовые средства предприятий и не оставляя реальных финансовых возможностей для осуществления инвестиционных проектов обновления производства

Действительно, часть незагруженных мощностей можно вовлечь в оборот в случае увеличения внутреннего спроса, тем самым стимулировав деловую активность в реальном секторе экономики. Но на практике импортозамещение сдерживается, во-первых, недостаточными возможностями увеличения внутреннего спроса, которые постепенно исчерпываются, во-вторых, инвестиционными ограничениями, т.е. необходимостью хотя бы минимальной реконструкции предприятий, адекватной существующим требованиям. Поэтому загрузить неиспользуемую часть производственных мощностей не так просто, как кажется на первый взгляд, и большая часть простаивающих мощностей не может быть долговременным фактором устойчивого экономического роста. Многие мощности без реконструкции нельзя вовлечь в хозяйственный оборот. Причин тому несколько: структурные факторы; плохое техническое состояние; неконкурентность выпускаемой продукции и технологическая несопряженность производственных мощностей (в силу разного технического состояния отдельных звеньев этих мощностей).

Поэтому, чтобы создать возможности для реализации потенциала импортозамещения, необходима ориентация преимущественно на отечественное сырье и комплектующие изделия. Опора на имеющиеся мощности — путь восстановления экономики. Рассчитывать на быстрый выход народного хозяйства из кризиса, не освободив его от бремени неиспользуемых мощностей, не приходится — трудно ожидать улучшения финансового положения предприятий, их оздоровления и накопления ресурсов для последующего инвестирования. Но проблему вывода из эксплуатации устаревшего оборудования недопустимо упрощать до предписаний по закрытию слабозагруженных предприятий. Во-первых, многие из них проектировались под крупные производственные программы и объемы выпуска продукции, поэтому ликвидация, например, некоторых их

ТКАШРОШ" БШШБББ Ш КШБЬЛ | №6 2013 | 187

подразделений чревата остановкой всего технологически связанного производственного процесса и еще большим спадом производства. Во-вторых, закрытие потребует компенсировать сворачиваемый выпуск адекватными поставками по импорту. В связи с этим требуется восстановление мощностей, которые обеспечат выпуск пользующейся спросом продукции, но не работают вследствие отсутствия инвестиций.

Ликвидация главным образом передельных производств приведет к необходимости закупать по импорту массу «передельной» продукции, начиная от огнеупоров, ферросплавов и кончая рудой.

Устойчивый экономический подъем с учетом низкого технико-технологического уровня мощностей возможен только при крупных внутренних источниках инвестиционного развития

Но в ближайшие годы это весьма проблематично. Следовательно, из-за ограниченности внутренних источников накоплений выйти из экономического кризиса можно, только опираясь на имеющиеся мощности и вовлекая их относительно конкурентоспособную часть в хозяйственный оборот. Этот фактор нужно использовать максимально, с тем чтобы оздоровить производство и сформировать финансовый потенциал для последующей реконструкции мощностей.

Проблему избыточных и незагруженных средств труда сразу не решить, она еще долго будет напоминать о себе всплесками социальной напряженности, необходимостью отвлечения крупных ресурсов для закрытия и перепрофилирования устаревших производств. В связи с этим требуется восстановление мощностей, которые обеспечат выпуск пользующейся спросом продукции, но не работают из-за нехватки оборотного капитала или незначительных инвестиций. Поэтому нужна выверенная промышленная политика стимулирования внутреннего спроса, коррелирующая с рациональной внешнеторговой и протекционистской деятельностью, но обязательно под инвестиционные программы перевооружения депрессивных отраслей.

Важно создать предприятиям благоприятный режим для реализации неиспользуемого оборудования. Требуется упрощенный порядок его консервации с освобождением от налогообложения и амортизационных начислений, что будет способствовать экономии на производственных издержках и оживлению внутреннего спроса. Нужны централизованная инвентаризация и перепись основных фондов с целью выявления излишних и простаивающих мощностей, для которых нет перспективы функционирования. Наряду с этим целесообразно ввести режим «неликвидных каникул» (на год-два), предполагающий при необходимости реализацию неликвидов и незагруженного оборудования по ценам ниже учетной стоимости; требуются также меры стимулирующей налоговой поддержки.

Государство должно способствовать созданию соответствующей инфраструктуры для продажи бывшего в употреблении оборудования, его приобретению малыми и средними предприятиями.

Литература:

1. Баринова В.А. Институциональные условия инновационного развития фирмы. - Москва: Изд-во Дело, 2012.

2. Государственная антикризисная поддержка крупных и системообразующих компаний. Направления, особенности и уроки российской практики. Москва: Изд-во Дело, 2012.

3. Россия и мир: в поисках инновационной стратегии / материалы международной научно-практической конференции. Москва: Изд-во Дело, 2011.

4. Титов П.М. Общая теоретическая экономика. Москва: Изд-во «Калан», 2011.

5. Чичерова Е.Ю. Управление развитием наукоемких производств в России. Москва: Из-во КНОРУС, 2004.

СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

В 2009-2013 ГГ.

Ульянова М.Н., соискатель Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы

Проанализированы доклады Всемирного банка «Ведение бизнеса» за последние 5 лет, систематизированы проводимые в РФ бизнес-реформы, направленные на облегчение ведения бизнеса в стране. Выявлены индикаторы, по которым не были проведены реформы, предложены направления развития.

Ключевые слова: всемирный банк, предпринимательская деятельность, благоприятность условий, ведение бизнеса, рейтинг, зарубежный опыт.

ENTREPRENEURIAL ACTIVITY STIMULATING IN RUSSIA IN 2009-2013

Ulyanova M., the applicant, Moscow Academy of Entrepreneurship at the Moscow Government

Analyzed the reports of the World Bank's "Doing Business" in the last 5 years, systematically carried out in the Russian business reforms aimed at facilitating business in the country. Identified indicators that were not implemented reforms proposed development directions.

Keywords: World Bank, entrepreneurship, favorable conditions, operations, rating, foreign experience.

С каждым годом Россия всё более наращивает благоприятные условия для ведения бизнеса, результаты которых можно проследить в ежегодно составляемом Всемирным банком докладе «Ведение бизнеса».

Автором были проанализированы доклады Всемирного банка «Ведение бизнеса» за последние 5 лет (с 2009 г. по 2013 г.) с целью систематизировать вводимые в разные периоды реформы (табл. 1) [1].

Данные табл. 1 позволяют заключить, что бизнес-реформы в России за последние 5 лет проведены по всем направлениям, кроме, упрощения процедуры получения кредитов и защиты прав инвесторов. Введение реформ практически по всем индикаторам не могло не сказаться на улучшении условий осуществления предпринимательской деятельности, что нашло отражение и в позиции России в рейтинге стран по степени благоприятности условий для ведения бизнеса (табл. 2) [1].

За последние 5 лет лишь в 2010г. позиция России в рейтинге стран по степени благоприятности условий для ведения бизнеса снизилась (до 124), все остальные периоды наблюдалось усиление позиции России. В итоге, за период с 2008 г. по 2013 г. России удалось

подняться на 92-е место в рейтинге с 120-го в 2008 г.

Однако, по мнению автора, 92-я позиция в мировом рейтинге для России - это позиция недопустимая. России должна входить как минимум в 20-ку стран рейтинга Всемирного банка по лёгкости ведения бизнеса.

В мае 2012 г. президентом РФ В. В. Путиным был подписан указ, согласно которому Россия должна улучшить свое положение в рейтинге Doing Business до 20-й в 2018 г. Ответственным за это было назначено Агентство стратегических инициатив (АСИ) [3].

По каким-то направлениям реализация данного указа уже идёт полным ходом. Так, например, по направлению, оценивающему простоту подключения к системе электроснабжения (для сравнения: за 2013 г. Россия сделала рывок сразу на 67 позиций: с 184-го места в 2012 г. Россия переместилась на 117-е в 2013 г.). Всемирный банк отмечает, что за 2013 г. количество процедур по присоединению к электроснабжению снизилось вдвое - с 10 до 5, время сократилось с 281 до 162 дней, стоимость - с 1573 до 293 % от ВВП на душу населения [1]. Работа велась по специальной «дорожной карте», и, как считают эксперты, если дальше двигаться в том же направлении, то результаты будут впечатляющими - сроки присоединения сокра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.