Научная статья на тему 'Стиль и методы управления предприятием'

Стиль и методы управления предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4064
522
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стиль и методы управления предприятием»

УДК. 674

Гориш1 А.В., Панов1 Д.В., Пономарев1 С.А., Дмитриенко2 А.Г.

1. ИПК Машприбор, Москва

2. НИИФИ, Пенза

СТИЛЬ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Аннотация. В предлагаемой статье представлены материалы по стилю и методам управления отраслевым предприятием. Определены проблемные вопросы управления предприятием, показаны пути их решения, должно привести к созданию систем ракетно-космической техники на уровне лучших зарубежных образцов.

Ключевые слова: Стиль, метод, управление, менеджмент, наука, предприятие, совет, цель, проектирование, система, персонал, научно-технический руководитель, отрасль.

Стиль и методы управления являются определяющим фактором эффективного решения сложнейших и комплексных задач в ракетно-космической отрасли, а также и в других отраслях. При этом следует отметить, что в современном мире термин «менеджмент» употребляется для определения деятельности предприятий в рамках ракетно-космической техники (РКТ). Стиль и методы управления тесно связаны с менеджментом.

Во-первых, менеджмент означает определенный вид деятельности по руководству сотрудниками и специалистами различных предприятий для достижения целей этих предприятий.

Во-вторых, под менеджментом понимается область знаний, помогающих осуществить профессиональную деятельность по управлению достижением результата деятельности.

И, в-третьих, это понятие ассоциируется с определенной категорией специалистов, которые выполняют работу по управлению. В литературе по менеджменту имеются различные определения этого понятия. В качестве примеров рассмотрим некоторые из них, получившие наибольшее распространение:

1. Менеджмент - это эффективное достижение целей предприятия посредством планирования, организации решения задач, руководства и контроля над организационными ресурсами [1].

2. Менеджмент - это достижение целей предприятия посредством скоординированных усилий, работающих сотрудников [2].

3. Менеджмент - это процесс координирования сотрудников [2] и объединения научнопроизводственной деятельности других сотрудников, таким образом, чтобы она была эффективной и результативной предприятия [3].

Термин «менеджмент» (management) американского происхождения и дословно не переводится на русский язык. В русском переводе этот термин является аналогом понятия «управление», что не в полной мере соответствует действительности, хотя и отражает общую суть обоих понятий применительно к управлению предприятием. Для корректности использования понятий (терминов) «менеджмент» и «управление» в сфере управления следует отразить их содержательные отличия.

Понятие «управление» намного шире, оно применяется во многих вилах человеческой деятельности и в разных ее сферах управление государством, хозяйственной деятельностью завода, фирмы, в биологических системах и т.д.).

Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне предприятия, корпорации (фирмы), действующих в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали употреблять и в отношении не предпринимательских организаций.

В рыночно ориентированных странах, включая Россию, термин «менеджмент» употребляется в различных значениях, но всегда применительно к управлению, научно-организационной и хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений используются другие понятия. Например, для государственного или общественного управления - термины «government administration» или «public administration», а также другие термины (например, «business administration»).

Сущность менеджмента составляет управление:

хозяйствующим субъектом;

в условиях рынка, с учетом использования методов и механизмов хозяйствования в рыночной экономике.

Прежде всего, это проявляется в направленности деятельности организаций (и соответственно управления этой деятельностью) на удовлетворение общественной потребности и спроса рынка, на обеспечение требований конкретных потребителей, на разработку и производство тех видов продукции и услуг, которые могут быть реализованы (проданы) и обеспечат получение желаемой (планируемой) прибыли. Особенностью менеджмента, определяющей его сущность, является постоянная адаптация деятельности предприятия и управления к внешней среде, включая корректировку целей и программ их достижения в зависимости от конъюнктуры рынка и изменений социально-экономической среды.

Важной составляющей менеджмента, отражающей его сущность, является также направленность управления на постоянное повышение эффективности производства за счет получения лучших результатов с наименьшими затратами. При этом объективная оценка конечных результатов деятельности конкретного предприятия или его хозяйственно самостоятельных подразделений определяется на рынке в процессе реализации продукции и услуг. Эффективный менеджмент предполагает также хозяйственную самостоятельность субъектов хозяйствования, обеспечивающую свободу принятия управленческих решений теми, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности предприятия и его подразделений, а также необходимость использования современной информационной базы и компьютерной техники для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Следует особо выделить отличительные черты менеджмента, отражающие особенности управления предприятием в рыночных условиях хозяйствования, которые являются принципиальными при рассмотрении и описании его содержания [4].

Во-первых, менеджмент представляет собой особый вид управленческой деятельности, присущий рыночной экономике. При этом под менеджментом следует понимать профессиональное управление, существенными элементами которого, определяющими его особенности, являются всесторонний анализ и учет конкретных условий функционирования предприятия в процессе управления (принятия управленческих решений), разработка, реализация и управление нововведениями, формулирование стратегии и тактики развития предприятия и т.д.

2

Во-вторых, менеджмент основывается на экономических методах управления, которые, в свою очередь, ориентированы на получение экономической выгоды (прибыли) или социального эффекта.

В-третьих, управление предприятием направлено на достижение эффективной организации труда при его функционировании, постоянное повышение производительности и качества продукции, которые являются главными элементами формирования конкурентных преимуществ предприятия, определяющими его позицию и успех на конкретном рынке.

В-четвертых, менеджмент представляет систему гибкого управления, позволяющую предприятию своевременно перестраивать свою деятельность, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, а также на изменение условий конкурентной борьбы и социальные факторы развития (страны, региона, отрасли и самого предприятия). Центральным звеном организации гибкого управления предприятием является развитие и повышение эффективности его маркетинговой деятельности и использование маркетингового подхода в менеджменте.

В-пятых, менеджмент следует рассматривать как науку и искусство организации и координации совместной деятельности людей (персонала предприятия, его подразделений), умение работать с ними для достижения целей предприятия, используя наиболее подходящие для конкретных условий стили и методы руководства. Современный менеджмент отличает гуманизация управленческой деятельности, которая выражается в направленности работы менеджера на повышение благосостояния персонала предприятия.

Учитывая изложенное, уместно привести определение менеджмента, данное профессором И.Н. Герчиковой, в большей мере отражающее его сущность: «Менеджмент - самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента» [5].

Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности ёмко и полно сформулировал профессор В.И.Гончаров в учебном пособии [4], который предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджера и в качестве объекта - хозяйственную деятельность предприятия в целом или его конкретную сферу (производство, финансы, НИОКР и др.) либо конкретный уровень управления этой деятельностью.

Менеджмент объединяет работников различных специальностей: маркетологов, экономистов, психологов, инженеров, конструкторов, учёных, проектировщиков, бухгалтеров, плановиков и других специалистов, работающих под руководством менеджера управляющего предприятием, научнопроизводственным отделом, заводом или корпорацией, Понятие «менеджер» определяет принадлежность, конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего, независимо от уровня управления на предприятии, а также его профессиональной подготовки и практического опыта работы в конкретной сфере деятельности.

Менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает, что деятельность менеджера независима от его участия в собственности предприятия (корпорации), в котором он работает. Он может владеть долей капитала (акциями) предприятия или не иметь их, работая в обоих случаях по найму в качестве управляющего.

Менеджмент имеет собственный механизм, который ориентирован на решение конкретных проблем взаимодействия при реализации социально-экономических, технологических, социальнопсихологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия, корпорации.

Механизм менеджмента» в свою очередь, состоит из общей технологии и функций организационного управления как основы менеджмента и экономического механизма.

Под механизмом менеджмента понимаются его внутреннее устройство и совокупность конкретных действий, принципы, методы, процедуры, объективно обусловленные осуществлением хозяйственной деятельности предприятия в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке при реализации продукции (услуг).

Основы менеджмента включают общие технологические аспекты и механизмы, которые содержат: принципы, методы, функции управления и организационные структуры, управленческие решения и другие связующие элементы менеджмента, а также технологии процессов управления, научную организацию труда (в том числе менеджеров) и некоторые другие категории менеджмента. В рамках основ менеджмента в большей мере рассматриваются «трафаретные» технологии управления, применяемые в определенной последовательности и совокупности для достижения желаемого результата деятельности организации.

Экономический механизм менеджмента ориентирован на создание условий для развития организации при реализации производства и сбыта продукции (услуг) на рынке. Он ориентирован на обеспечение самофинансирования и развитие предприятия в длительном периоде. В основе этого механизма лежат экономические категории, определяющие факторы и условия получения выгоды при реализации конкретной хозяйственной деятельности. Экономический механизм определяется социальноэкономической природой рыночной экономики и окружающей среды предприятия и включает три основных направления: управление самой организацией (внутрифирменное управление); управление производством; управление персоналом [5].

Содержание менеджмента можно рассматривать в разных аспектах: как наужу и практику управления организацией, как эффективное управление предприятием (корпорацией, фирмой) и как процесс принятия обоснованных управленческих решений.

Менеджмент как наука и практика управления. Под научными основами менеджмента понимается система научных знаний, которые обеспечивают практику менеджмента научными рекомендациями для эффективного управления предприятием. Соединение таланта менеджеров и накопленного научного знания в этой области расширяет возможности менеджмента добиваться высоких результатов в управлении деятельностью конкретных организаций на практике.

Наука об управлении получила развитие в трудах зарубежных и отечественных ученых. Среди зарубежных исследователей в дополнение к авторам, определившим развитие известных концепций и школ менеджмента первой половины XX в. следует отметить П.Друкера, П.Дойля, М.Портера; среди отечественных учёных - В.И.Гончарова, В.В.Кочетова, А.Н.Никитина, С.Ю.Глазьева, Л.И.Абалкина, В.В.Кузнецова, Е.М.Примакова, Н.П.Шмелёва, Д.М.Гвишиани, А.В. Попова, А. Г. Аганбегяна, А.И. Анчишкина и других, внесших значительный вклад в развитие управленческой мысли.

3

Следует отметить, что в практике управления наиболее ответственной и важной персоной (субъектом управления) является руководитель. Именно он владеет основами и технологиями управления как искусством в силу личных качеств, знаний, опыта и навыков, таланта и здравых суждений. Соединение таланта и научного знания в этой сфере деятельности дает возможность руководителю добиваться желаемых результатов в практике управления конкретными предприятиями . Поэтому

следует понимать и помнить, что менеджмент сформировался как самостоятельная междисциплинарная область знаний, которую принято называть «управленческой мыслью», сочетающая в себе науку, опыт, талант, ноу-хау и владение управленческим искусством.

Стиль и методы управления относятся к научно-исследовательским институтам, акционерным обществам, компаниям, заводам и к другим различным предприятиям и организациям, занимающимся созданием науки, техники, технологии и изделий социальной значимости, а также участвующим в процессах обслуживания населения на различных этапах деятельности - совокупности приемов, методов какой-либо работы, деятельности; манера поведения. Современный стиль руководства должны отличать чувство нового, умение видеть перспективу, инициативность и предприимчивость. При этом необходимы строгая система и порядок, исключающие элементы проявления нерешительности, пассивности, перестраховки, боязни ответственности [6, 7, 8].

Решение постоянно возникающих вопросов вне зависимости от настроения и желания их снимать со стороны ответственных исполнителей и руководителей всех рангов обеспечивается наличием системы в организации и управлении научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР). Такая система тем эффективнее, чем быстрее обнаруживаются и обостряются нерешенные вопросы, чему способствует и пунктуальность руководителя - один из залогов доверия и уважения коллектива.

Основные стили системы организации и управления следующие [9, 10, 11, 12]:

• авторитарный (директивный);

• коллегиальный (демократический);

• либеральный;

• социально-психологический;

• командно-административный (личная ответственность, возведение в абсолют).

Стиль руководства предприятия определяется принципами формирования их руководящих органов, наиболее популярные из которых показаны на рис. 1.

Для организации и управления предприятием, организацией и др. представляется наиболее целесообразным коллегиальный стиль руководства, в котором могут быть соединены, казалось бы, взаимоисключающие принципы - демократии и единоначалия. При этом нельзя забывать высказывание В.И.Ленина: «Во всяком случае и при без исключения обстоятельств коллегиальность должна сопровождаться самым точным установлением личной ответственности каждого лица за точно определенное дело».

Очевидно, что органической составляющей оптимизации управления научно-технической, технологической и производственной деятельностью должно быть надлежащее исполнение своих обязанностей руководителями, т.е. теми, кто руководит инженерно-технической деятельностью. Исполнение обязанностей руководителя характеризуется стилем его работы, под которым понимается совокупность правил, определяющих его подход к руководству коллективом при выполнении широкого круга работ различных направлений и линию поведения (его действия) в возникающих при этом в разнообразных ситуациях.

Рис. 1 - Формирование руководящих органов на демократическом (а) и авторитарном (б) предприятии

Правильный стиль руководства отличают следующие признаки [8, 10]:

• ориентация на конечный результат;

• ориентация на потребителя - изучая запросы, предлагать высокие качество и надежность;

• самостоятельность и предприимчивость;

4

• рассмотрение персонала как главной движущей силы достижения успеха;

• учет внешних факторов;

• приверженность своему делу;

• минимизация управленческого аппарата;

• сочетание принципов автономности решения конкретных задач и централизации управления целевых программ.

Вопрос об умении управлять сохраняет свою остроту и актуальность с древних времен, когда искусство управлять основывалось на опыте. А в наше время управление - это наука, сопряженная с искусством.

Большинство руководителей сознает свою ответственность за управление, но зачастую не может с ним справиться, даже если опирается на свой незаурядный ум, волю, опыт и находчивость. Поэтому и представляется полезным приведение в сконцентрированном виде апробированных правил и действий управления при выполнении комплекса научных, производственных и других работ. Как исполнять свои обязанности руководящими научно-техническими работниками предприятия, с учетом требуемых личных качеств руководителей вообще и искусства инженерного руководства в частности, приведено в приложении. При этом имеется в виду, что «Никакая инструкция не может перечислить всех обязанностей должностного лица, предусмотреть все отдельные случаи и дать вперед соответствующие указания, а посему господа инженеры должны проявлять инициативу и, руководствуясь знаниями своей специальности и пользой дела, прилагать все усилия для оправдания своего назначения» [Выписка из циркуляра Морского технического комитета № 15 от 29 ноября 1910 года].

Важное значение имеет метод руководства: «по вертикали», «по горизонтали», «совмещенный»

метод. При управлении «по вертикали» должностные лица предприятий выполняют, в основном, административные функции. Для успешного ведения работ необходимо руководство ими «по горизонтали», т.е. между подразделениями, имеющими подчиненность разным административным должностным лицам. Руководство работами «по горизонтали» на предприятиях осуществляют функциональные должностные лица. Наибольшую результативность имеет «совмещенный» метод управления работами, когда соответствующие административные и функциональные должности совмещены в одном лице. Эффективность этого метода иллюстрируется рис. 2.

Обозначения:

А - начальник отделения:

В - начальник отдела:

С - начальник лаборатории: D - начальник: а - главный конструктор направления: b - ведущий по теме: с - ведущий по комплексу:

|с! - ведущий по устройству

OAAid - эффективность «вертикального» управления

ODaia - эффективность «горизонтального» управления

OAAia - эффективность «совмещенного» управления

ODOid - область отсутствия эффективности от совмещения методов управления.

Рис. 2 - Эффективность управления в пределах отделения.

Частным случаем, характеризующим стиль руководства, является метод общения руководителя с подчиненными по вопросам, которые требуют регулярной взаимной информативности. Нижеприведенный расчет показывает преимущества «коллективного» (общего) подхода при общении руководителя с подчиненными по сравнению с «индивидуальным» (радиальным) способом общения по взаимно интересующим вопросам.

Сравнение общего (кругового) и последовательного (радиального) способов общения руководителя с подчиненными (всего - 7 лиц) иллюстрируется схемой, приведенной на рис. 3.

I

Рис. 3 - Схема возможных вариантов общения

В соответствии с рис. 3 имеем, что при последовательном (радиальном) способе общения «N» лиц по сравнению с общим (круговым) способам:

- количество связей общения увеличивается в [0,5 N (N-1)] раз, т.е. для рассматриваемого случая - в 21 раз;

- время общения возрастает в [0,5 (N-1)] раз, т.е. для рассматриваемого случая - в 3 раза;

- вероятность искажения информации от 2 до (N) раз больше, т.е. для рассматриваемого случая - в (2-5) раз.

Таблица 1 - Апробированные правила и действия управления Область Правила поведения и

Действия действий руководителя предприятия

Функции и деловые 1. Основные обязанности:

качества и руководи- - определять цели, ставить задачи по их достижению, организовывать ра-

«горизонтальное управление»

5

теля боту, заинтересовывать подчиненных в эффективном труде, подводить итоги

работы и повышать квалификацию своих сотрудников.

Продолжение таблицы 1

2. Особое внимание технического руководителя должно быть направлено на решение следующих проблем:

- планирование научно-технической перспективы;

- подбор специалистов и повышение их квалификации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- внутренняя организация выполнения все более усложняющихся разработок;

- получение заказов на работу и организация внешней кооперации;

- снижение затрат на все стадии жизненного цикла разрабатываемых образцов, систем и комплексов.

3. Руководитель должен постоянно чувствовать свою ответственность перед подчиненными сотрудниками и заказчиками за обеспечение качества и надежности аппаратуры, образцов, систем и комплексов своевременности их поставки и эффективности затрат.

4. Каждое звено в цепи руководства несет ответственность за правильный подход к тем руководителям, которые ему подчинены.

5. Руководители, как и все инженеры, должны постоянно прилагать усилия к тому, чтобы поддерживать свои знания на современном уровне.

6. Для того, чтобы каждый инженер мог проявить свою индивидуальность и оказаться замеченным, руководитель должен объединять их в группы (секторы) во главе с сотрудниками, имеющими опыт самостоятельной инженерной работы в сочетании с организаторскими способностями.

7. Руководитель обязан со знанием дела подводить итоги работы, для чего должен проявлять личный интерес и понимание технических подробностей выполняемой работы.

8. Руководитель должен уделять большое внимание тому, чтобы заинтересовывать сотрудников в повышении их квалификации, поощрять публикацию технических результатов.

Продолжение таблицы 1

9. Чтобы узнавать состояние дел и в свою очередь проявлять свои знания и интерес к выполняемым работам, руководитель должен регулярно проводить собрания подчиненных сотрудников.

10. Всякое откладывание со стороны руководителя на завтра того, что нужно и можно сделать сегодня, как и всякая непроизводительная трата времени как своего, так и подчиненных, недопустимы.______________________

1. При проектировании систем, образцов и комплексов должен применяться комплексный подход, реализуемый на начальной стадии бригадой из 5-12 универсалистов, рассматривающих альтернативные решения.

2. Применение неперспективных элементов обрекает новую систему на быстрое моральное старение.

3. В процессе проектирования обязательно должны быть оценены стоимость и время разработки; для согласования требований со стороны техники, сроков и бюджета необходимо создавать группы программного руководства.

4. Испытательное оборудование при необходимости должно проектироваться

заблаговременно с характеристиками, превосходящими по надежности и точности создаваемых образцов как минимум в

1,5-2,0 раза.

5. Дублировать нужно исследования, а не разработки.

6. Информация, получаемая извне, служит энергией, движущей проектирование системы; для внутренней информации неоценимыми являются научнотехнические отчеты и семинары; полезно наличие научного консультанта.

7. Для того, чтобы получить от инженерной группы должные результаты, необходимо иметь запланированные объекты работы, строгую организацию и тщательно продуманные задания.

8. Руководитель не должен никому перепоручать вопросы общего планирования, организации работы и ее технической направленности._________________

Некоторые вопросы организации и проведения НИОКР

Продолжение таблицы 1

Заинтересованность и квалификация подчиненного персонала

9. Более эффективное руководство разработками обеспечивается, если руководить не инженерами, а упором на самоконтроль и техническую самостоятельность.______________________________________________________________

1. Творчески мыслящий инженер должен уметь применять наиболее передовые научно-технические методы, технологические и производственные к решению поставленных перед ним задач.

2. Инженер должен осознавать, что его карьера должна быть поделена между работой и постоянным самообразованием.

3. Вновь нанятый инженер должен повышать свою квалификацию путем изучения последних научных и технологических достижений и аспирантского курса в рабочее время.

4. Инженеры, занимающие ведущие должности, должны работать над диссертацией для защиты ученой степени.

5. В коллективе разработчиков должен создаваться дух соревнования в части повышения сотрудниками своего интеллектуального уровня.

6. Размеры зарплаты инженеров должны конкурировать с тем, что они могут получить в другом месте; в пределах предприятия должно существовать честное распределение зарплаты.

6

Основные правила деятельности научнотехнического руководителя

1. Проводить коллегиально выбранную научно-техническую политику и решать ежедневно неизбежно возникающие затруднения.

2. Выполнять должностные функции, определенные положениями (инструкциями) по принципу: «Определенное место для каждого и каждый на своем месте».

3. В работе исходить из фактов анализа деятельности, критически оценивать условия, обстановку, имеющиеся финансовые, трудовые и временные ресурсы с учетом перспективы.

4. Работать по расписанию с ежедневным планированием и учетом выполненного.

Продолжение таблицы 1_________________________________________________________________________

5. Никогда не делать того, что могут сделать подчиненные.

6. Исходить из того, что выбор и обучение умелого подчиненного - более благодарная задача, чем выполнение дела самому.

7. Во избежание недоразумений распоряжения давать в письменном виде. 8.Значительная часть усилий должна быть затрачена на самообразование.

9. Не следует принимать решение до того, как это становится необходимым, после чего отсутствие решения приводит к хаосу.

10. От руководителя требуется уверенность в себе и возлагаемых на него работах.

11. Если твои распоряжения или решения оказались ошибочными, отмени их публично.

12. Умея наказывать, не бойся хвалить.

13. Не бойся, если твои подчиненные способнее тебя, а гордись такими сотрудниками.

14. Опытный руководитель должен уметь говорить кратко, четко и ясно и уметь слушать (быть внимательным к чужому мнению, если даже оно неверно).

15. Вежливость, приветливость и тактичность - неотъемлемые черты хорошего стиля руководства.

16. Будь опрятен и аккуратен во всем, не стыдись элегантности.

Отраслевые НИИ в советское время были государственными предприятиями, подчиненными соответствующему министерству (ведомству). Руководитель НИИ, его первый заместитель и главные конструкторы направлений (являвшиеся начальниками отделений) НИИ назначались (и освобождались) после обсуждения кандидатур на коллегии министерства. Следует подчеркнуть, что институту главных конструкторов направлений (разработок) НИИ и КБ оправданно придавалось большое значение в министерствах военно-промышленного комплекса.

Внутри отраслевых НИИ был коллегиальный орган - научно-технический совет с совещательными функциями. Но был еще один коллегиальный орган - партком, который имел широкие полномочия в вопросах управления предприятием и расстановки кадров.

Известно, что бесконтрольное управление предприятием может привести к краху. Особенно это опасно для НИИ, где упущения в научно-технической деятельности становятся видимыми не сразу и приводят к необратимым потерям. Поэтому в НИИ должен быть коллективный орган, определяющий научно-техническую политику в комплексе с финансово-экономической и хозяйственнопроизводственной деятельностью, а также решающий вопросы назначения (освобождения) на руководящие научно-технические должности НИИ.

В настоящее время отраслевые НИИ имеют организационно-правовую форму или государственного унитарного предприятия, или акционерного общества. Когда отраслевой НИИ - акционерное общество, коллегиальность его управления обеспечивается действующим законодательством: собрание

акционеров ^ совет директоров (наблюдательный совет) ^ исполнительный орган, хотя в части научно-технической деятельности вопрос остается. Для государственного унитарного отраслевого НИИ вопрос необходимости коллегиальности стоит особенно остро.

Коллегиальность управления на разных уровнях власти имеет исторические корни. В 1802 году император России Александр I образовал первый коллегиальный орган - Кабинет Министров, на заседаниях которого «велся журнал, в котором по обсуждаемому вопросу записывалось общее решение и особые мнения». Во времена царствования Александра II для руководства проведением реформ создается Совет Министров, который действовал параллельно с Кабинетом Министров.

В министерствах и государственных ведомствах и в царской России, и в СССР, и сейчас в РФ действуют коллегии. Однако, в настоящее время функции коллегий министерств и ведомств по назначению (освобождению) руководящих кадров в подведомственных предприятиях отсутствуют.

Представляется целесообразным внедрить в государственных унитарных отраслевых НИИ внутреннюю систему коллегиального (корпоративного) управления, представляющую из себя триаду коллективных органов:

- совет главных конструкторов (СГК);

- технико-экономический совет (ТЭС);

- научно-технический совет (НТС).

В таблице 1 приведены основные функции этих коллективных органов. При этом СГК и ТЭС рассматриваются как органы НТС, действующие самостоятельно в пределах определенных НТС им функций. Единогласные решения СГК и ТЭС обязательны для исполнения всеми должностными лицами НИИ. Разногласные вопросы выносятся для рассмотрения на НТС.

Таблица 2 - Основные функции коллегиальных органов

СГК ТЭС НТС

1. Выработка научнотехнической политики 1. Регулирование использования совместных целевых фондов. 1 .Комплексный анализ и определение направлений научнотехнической и финансовоэкономической деятельности

2. Рассмотрение и утверждение годовых целевых 2. Разработка и контроль выполнения годовых финансовых планов 2.Определение организационной структуры управления и функций

7

планов НИОКР СГК и ТЭС

3. Разработка и представление на НТС средне-и долгосрочных прогнозов НИОКР 3. Разработка предложений и решение вопросов по финансовоэкономической и производственной деятельности 3.Определение путей системного развития НИОКР, утверждение средне- и долгосрочных прогнозов НИОКР

4. Подведение квартальных балансов подразделений и годовых балансов НИИ 4. Рассмотрение итоговых отчетов по НИР, технических предложений и эскизных проектов по ОКР

Продолжение таблицы 2

5. Разработка и внедрение прогрессивных методов финансовоэкономической и хозяйственной деятельности 5. Рассмотрение и выработка рекомендаций по технологичности, качеству и надежности, применяемой элементной базе

6. Организация подготовки и повышения квалификации научных кадров

7. Определение кандидатур на руководящие научно-технические должности

8. Проведение перио-дической аттестации руководителя НИИ, его заместителей и ГКН

В таблице 1 приведены данные по вхождению в СГК, ТЭС и НТС должностных лиц НИИ. Таблица 3 - Данные по вхождению в СГК, ТЭС и НТС должностных лиц НИИ

Должность Участие

СТК ТЭС НТС

Руководитель НИИ Председатель Председатель Председатель

1 зам. председателя по НР Зам. председателя Привлекаемый член Зам. председателя

Зам. руководителя по ОКР Члены Привлекаемые члены Члены

Зам. руководителя по экономике Зам. председателя Член

Главные конструкторы направления Члены Члены Члены

Зам. руководителя по производству Член Член

Зам. руководителя по общим вопросам Член Член

Главный инженер Член Член

Главные конструкторы разработок Привлекаемые члены Члены

Главный бухгалтер Члены

Главный технолог, главный метролог, начальник ОТК Члены

Заключение

Введение системы коллегиального (корпоративного) управления отраслевым НИИ по предложенной схеме позволит:

1. Создать из руководящих работников НИИ «команду единомышленников» и «открытыми» оппонентами;

2. Избежать конфликтных ситуаций (или, по крайней мере, уменьшить их число и силу) на этапе реализации кардинальных решений за счет их зрительного открытого коллективного рассмотрения;

3. Находить более оптимальные, чем при авторитарном управлении, решения по «острым» вопросам;

4. Регулярно иметь объективную (коллективную) оценку соответствия занимаемой должности руководящих научно-технических работников НИИ.

ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дафт Р.Л., Менеджмент: пер. с англ./.- СПб.: Питер. 2003.

2. Мескон М. Основы менеджмента / М. Меском, М. Альберт, ФР. Хедоури. - М.: Дело. 2002.

3. Роббинс, Стивен П. Менеджмент: пер. с англ./.- Стивен П. Роббинс, Мэри Коултер. - М.:

Издат. дом «Вильямс». 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Гончаров В.И. Менеджмент: учебное пособие / - Минск.: Современная школа.

5. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник - М.: ЮНИТИ. 2003.

6. Гориш А.В., Калинин А.Ф. и др. Коллегиальное управление НИИ. М.: МГУЛ // Научные труды,

выпуск 302 (II) - 1999.

7. Гориш А.В., Гориш Е.А., Калинин А.Ф. Организация проведения НИОКР отраслевым НИИ. Монография. - М.: МГУЛ - 2007, 196 с.

8. Гориш А.В., Злобин А.И., Калинин А.Ф., Шумков Н.И. Вопросы инженерного руководства в отраслевом НИИ. - М.: МГУЛ // Научные труды, выпуск 307 (II) - 2000.

9. Гориш А.В., Калинин А.Ф. Вопросы организации отраслевого НИИ. - М.: МГУЛ // Научные труды, выпуск 7 (2003), 2005.

10. Гориш А.В., Калинин А.Ф., Мгилов Ю.Г. Коллегиальное управление отраслевым НИИ. - МГУЛ // Научные труды, Выпуск 302 (II) - 1999.

11. Гончаров В.И. Технологии и инструменты эффективного управления предприятием. - Минск:

ИУ. 2000.

12. Гончаров В.И., Шинкевич Н.В. Управление проектами: учеб.-метод. комплекс/ Минск: МИУ.

2008.

13. Гончаров В.И. Инвестиционное проектирование: учеб.-метод. Комплекс/ Минск: Современная

школа. 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.