Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика и выбор метода оценки налогового потенциала региона'

Сравнительная характеристика и выбор метода оценки налогового потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1762
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОН / МЕТОД / ОЦЕНКА / НАЛОГОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / НАЛОГОВАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдова Л.В., Фокина О.Г.

в статье исследуются подходы к определению понятия налогового потенциала региона на основе трактовок зарубежных и отечественных ученых-экономистов, проведены систематизация и анализ существующих методов оценки налогового потенциала, дана оценка экономическому состоянию Орловской области на основе налоговой активности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика и выбор метода оценки налогового потенциала региона»

Налоговая политика

сравнительная характеристика

и выбор метода оценки налогового потенциала региона

Л. В. ДАВЫДОВА, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов, денежного обращения,

кредитов и банков E-mail: 1946@orel.ru

О. Г. ФОКИНА,

ассистент кафедры финансов, денежного обращения,

кредитов и банков E-mail: fokoksana@rambler.ru Орловский государственный технический университет

В статье исследуются подходы к определению понятия налогового потенциала региона на основе трактовок зарубежных и отечественныхученых-экономистов, проведены систематизация и анализ существующих методов оценки налогового потенциала, дана оценка экономическому состоянию Орловской области на основе налоговой активности региона.

Ключевые слова: налоговый потенциал, регион, метод, оценка, налоговые возможности, налоговая активность.

Значимость теоретико-методологического исследования налогового потенциала обусловлена тем, что, во-первых, несмотря на широкое использование понятия налогового потенциала в экономической литературе, оно до сих пор остается в ряду наименее ясных и определенных; во-вторых, неоднозначное трактование категории «налоговый потенциал» в современной отечественной и зарубежной науке и на практике порождает многообразие подходов и соответствующих им методик количественного определения налогового потенциала.

До сих пор в научной литературе нет единого определения налогового потенциала, несмотря на то, что в отечественной и зарубежной науке и на

практике существует достаточное количество работ, в которых делаются попытки сформулировать понятие налогового потенциала. Возможно, это связано с различными подходами к определению понятия «потенциал»:

1) термин «потенциал» в русском словоупотреблении в расширенном толковании может звучать следующим образом: «источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели»;

2) в более узком смысле понятие «потенциал» в научной литературе принято употреблять в качестве синонима «возможности» (применительно к какой-либо сфере), «степени мощности» в каком-либо отношении;

3) некоторую определенность может внести во все многообразие русскоязычных толкований, исключающих неправильную интерпретацию понятия «потенциал» его соотнесение с соответствующим латинским термином — «potential», которое можно истолковать как «возможный при осуществлении (существовании или наличии) необходимых условий».

В западной практике прототипом российского понятия налогового потенциала и одновременно

синонимом считается термин «tax capacity» — «налогоспособность» (или «налоговая емкость»). Однако его использование за рубежом обычно ограничивается уровнем хозяйствующего субъекта. Хотя и имеются исследования, использующие термин «tax capacity» для описания налогового потенциала государства и его субъектов, а также моделирующие оценку налогоспособности на государственном и региональном уровнях. В связи с этим различают общий налоговый потенциал и потенциал отдельного налога.

В мировой практике под налоговым потенциалом территории принято понимать потенциальный бюджетный доход на душу населения, который может быть получен органами власти за определенный промежуток времени (обычно — финансовый год) при применении единых на всей территории страны условий налогообложения (т. е. путем стандартизации налоговых баз и ставок). Выделяя из совокупности налогооблагаемых ресурсов или источников бюджетных доходов часть, относящуюся к бюджетной компетенции определенных органов власти, говорят о доходном (налоговом) потенциале бюджетов соответствующих уровней власти.

Таким образом, в трактовке зарубежных ученых налоговый потенциал определяется, прежде всего, как «способность» налоговой системы, т. е. характеризует преимущественно результативный аспект ее функционирования.

Анализ отечественных литературных источников по проблематике налогового потенциала позволяет сделать вывод о том, что современная трактовка данной категории представлена достаточным разнообразием теоретических подходов к ее интерпретации. Так, все представленные в литературе определения налогового потенциала можно рассматривать с позиции трех подходов:

1) фискальный, в рамках которого налоговый потенциал рассматривается как максимально возможная сумма поступлений налогов в бюджет в условиях действующего законодательства;

2) межбюджетный, в котором определение налогового потенциала обосновывается с позиции формирования доходной части бюджета территориального образования и выравнивания межрегиональной асимметрии, что дает возможность на объективной основе определить собственные возможности регионов и потребность в выравнивании;

3) ресурсно-результирующий, в соответствии с которым налоговый потенциал отождествляется либо с суммарной величиной налоговых баз, либо

источников уплаты налогов, т. е. ресурсов, которые при определенных условиях могут быть вовлечены в процесс налогообложения, трансформируясь в налоговые доходы бюджета.

В связи со сказанным трудности, связанные с определением термина «налоговый потенциал региона», не сводятся к трудностям, связанным с употреблением термина «налоговый потенциал» как такового, поскольку его расшифровка — «возможность извлечения денежных средств в качестве налоговых платежей на данной территории (в регионе)» — предполагает как минимум три толкования:

— физическая возможность хозяйствующих субъектов в рамках данного региона уплачивать налоги в бюджетную систему государства (сам факт обязательной уплаты налоговых платежей в бюджет);

— налоговая емкость региона, как показатель физической возможности и готовности субъектов хозяйствования региона уплачивать максимальную сумму налоговых платежей, которая может поступить в бюджет с территории данного региона;

— как налоговая привлекательность региона во времени или вероятность аккумулирования налоговых платежей под воздействием внешних и внутренних объективных и субъективных факторов.

Если пытаться сформулировать определение понятия «налоговый потенциал региона», основываясь на первом варианте толкования, то оно будет звучать следующим образом: «Налоговый потенциал региона — интегральная характеристика совокупной способности региона к самостоятельной налоговой деятельности во внутренней по отношению к нему среде с учетом ее трансформации под влиянием рынка, социальных, информационных и других процессов».

Другой подход в определении «налогового потенциала региона» базируется на теории сравнительных и абсолютных преимуществ. Абсолютные преимущества складываются из географических, природно-климатических, демографических, производственных условий. Сравнительные преимущества могут быть охарактеризованы как обусловленные налоговым потенциалом, позволяющим реализовывать политику, направленную на повышение налоговой культуры, налогового образования и эффективной работы налоговых органов в регионе.

Таким образом, исходя из этих допущений под категорией «налоговый потенциал» понимается «совокупная возможность преобразования всех

имеющихся у экономических субъектов ресурсов в максимально доступную форму в качестве их изъятия в виде налогов в бюджет региона».

Рассмотрев основные трактовки понятия «налоговый потенциал», следует отметить, что наиболее точное, на взгляд авторов, следующее определение: «Налоговый потенциал региона — это функционально зависимая от наличия/отсутствия факторов производства и ограниченная рядом условий (налоговая культура) степень (сила) мобилизации налоговых ресурсов в рамках привлекательности данного региона для налогообложения».

В настоящее время в Российской Федерации не выбрана единая оптимальная и эффективная

Характеристика методов оценк

методика расчета налогового потенциала региона, однако при этом существует целый ряд способов оценки налогового потенциала. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки (табл. 1). Основные трудности в использовании большинства указанных в табл. 1 способов расчета величины налогового потенциала состоят в том, что отсутствуют достоверные статистические базы (либо они оказываются неточными); существует различный уровень собираемости налогов по регионам; теневая экономика имеет разный удельный вес в экономике отдельных регионов; кроме того, требуется достаточно большая база данных, и, как следствие, изрядная сложность расчетов.

Таблица 1

налогового потенциала региона

название метода достоинства метода Бедостатки метода

Метод на основе макроэкономических показателей

Метод оценки на основании валового регионального продукта (ВРП) Позволяет получить более адекватную оценку налогового потенциала (например, по сравнению со среднедушевыми доходами), так как включает основой объем налогооблагаемых ресурсов. Учитывает доходы резидентов и нерезидентов Необходимо учитывать особенности структуры российских налогов и способы расчета данного показателя (ВРП агрегировано описывает налоговые базы только трех налогов, поэтому оценка дает приближенное значение). Не учитывает влияния некоторых федеральных налогов и трансфертов из федерального бюджета на налоговый потенциал регионов. Расчет показателя ВРП происходит с запозданием (на несколько лет), что приводит к невозможности прогноза налогового потенциала на его основе

Метод совокупных налогооблагаемых ресурсов Более точно отражает фактический объем налоговых ресурсов региона по сравнению с ВРП. Независим от искажения данных представляемых регионами. Соответствует общей концепции вертикали власти, распространяющейся и на бюджетное распределение и налоговое законодательство. Требует большого количества данных. Отсутствует оценка динамических процессов в изменении структуры налогового потенциала

Метод оценки с использованием индекса налогового потенциала (ИНП) Поскольку зависимость однофактор-ная, упрощается техника прогнозирования Основывается на фактических поступлениях налоговых доходов без учета сумм недоимки в разрезе уровней бюджетной системы. Как следствие, отсутствие стимулов у регионов — реципиентов к более объективному учету собственного налогового потенциала и их слабая заинтересованность в изыскании внутренних резервов. Расчет требует значительного объема данных. Используется линейная зависимость между налоговыми поступлениями и величиной добавленной стоимости, что не корректно, так как. существует определенная прогрессивность налогообложения

Метод оценки на основании показателя среднедушевых доходов населения Простота определения и доступность данных о среднедушевых доходах населения по субъектам РФ. «Прозрачность» используемого показателя. Является неточным инструментом для измерения возможностей регионов. Применим для оценки налогового потенциала лишь в условиях, когда НДФЛ занимает наибольший удельный вес в налоговых поступлениях территории

Метод оценки фактически собранных налоговых доходов в регионе Простота сбора данных и их доступность Не учитывает фискальных усилий региональных властей, так как строится на расчете налогового потенциала «от достигнутого» Имеет относительную точность. При применении данного метода на практике образуется разрыв между количеством фактически собранных в регионе налогов и потенциальной способностью региона генерировать бюджетные доходы

Окончание табл. 1

Название метода Достоинства метода Недостатки метода

Метод индикативного анализа (база для составления Налогового паспорта региона) Разработка налогового паспорта региона позволяет более обоснованно подходить к определению индикативных (контрольных) показателей по мобилизации налогов и сборов в бюджет. Вносит определенность в систему межбюджетных отношений Отсутствует четкая налоговая концепция

Метод на основе построения репрезентативной налоговой системы

Метод регрессионного анализа Сокращает количество данных для измерения налогового потенциала; Меньшая трудоемкость метода по сравнению с расчетным методом репрезентативной налоговой системы и большая объективность. Освобождает от необходимости точно определять стандартные налоговые базы и вычислять репрезентативные налоговые ставки — число налоговых баз, которые могут быть включены в уравнение регрессии, ограничено доступностью данных по регионам; — метод относительно сложен и не так прозрачен как другие показатели налогового потенциала, такие как среднедушевой доход

Метод, опирающийся на аддитивное свойство налогового потенциала Позволяет учитывать федеральные налоговые льготы. Позволяет получить более объективную оценку Требует значительного объема данных

Метод оценки скрываемой деятельности в промышленности Данные по «теневым доходам» позволяют скорректировать величины налоговой базы региона Не учитывает территориальные и производственные особенности, а также особенности транспортировки продукции предприятий. Трудности при получении информации по операциям скрытой экономической деятельности и ее относительная объективность

Систематизация существующих методов оценки налогового потенциала региона позволила разделить их на методы, базирующиеся на макроэкономических показателях, и методы, основывающиеся на построении репрезентативной налоговой системы. Поскольку налоговый потенциал региона должен характеризовать способность налоговых баз воспроизводить налоговые доходы бюджетов, то и метод его оценки должен базироваться на оценке и анализе структуры налоговых баз. В связи с этим аддитивный метод, который позволяет учитывать специфические особенности формирования налоговых баз по каждому налогу, признан самым точным.

Как показывает опыт развитых стран, наибольшее распространение на практике в расчете налогового потенциала получает комбинация подходов: косвенного метода на основе способа относительных величин и/или прямого подхода, основанного на оценке репрезентативной налоговой системы с использованием регрессионного метода.

Косвенный метод оценки налогового потенциала реализуется в расчете макроэкономических показателей, описывающих компоненты экономи-

ческого дохода в регионе, который в свою очередь выступает источником потенциальных налоговых платежей.

Используя несколько методов, указанных в табл. 1, проведем оценку налогового потенциала Орловской области. Для дальнейшего сравнения методы взяты из различных групп и имеют принципиальную отличительную информационную базу данных для расчета.

Таким образом, по методике Л. Г. Черногора [10] (табл. 2) рассчитанный налоговый потенциал Орловской области, т. е. максимально возможная сумма налоговых платежей, собираемая в пределах области, значительно превышает сумму налогов и сборов, собираемых фактически. При этом с каждым годом снижается сумма, которая остается скрытой от налогообложения, что объясняется высоким уровнем контрольной работы налоговых органов области и увеличением доли прибыльных предприятий на территории области, вместе с тем слишком высокой остается доля сумм, невозможных к взысканию.

Следующая методика прогноза доходных возможностей региона учитывает уровень и структуру

Таблица 2

расчет налогового потенциала Орловской области с учетом параметров скрытой экономики, млн руб.

показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Сумма причиненного ущерба по правонарушениям, выявленным в ходе выездных налоговых проверок Y 445,4 342,4 126,3 276,8

Количество проверенных предприятий, на которых в ходе проверок выявлены правонарушения п, ед. 1 450 1 420 1 018 1 480

Общее число предприятий N, ед. 10 912 12 495 12 623 13 842

Общая сумма задолженности З 2 036,7 2 389,9 2 002,6 2 328,9

Сумма отсроченных платежей П 112,5 81,0 57,6 106,9

Суммы, невозможные к взысканию В 1 584,7 1 992,9 1 635,1 1 747,8

Сумма поступивших налоговых платежей Сп 11 196,0 14 829,0 13 530,5 17 624,9

Суммы, доначисленные по результатам проверок и поступившие в бюджет Сд 1 223,1 1 377,1 1 355,0 2 122,9

Сумма ущерба, скрытая на всех предприятиях (У'общ = У/п • N 3 350,0 3012,9 1 566,1 2 106,5

Сумма ущерба, которая осталась скрытой (Ускр = Уобщ — У) 2 904,6 2 670,5 1439,8 2 312,0

Недоимка (Н = З — П — В) 339,5 316,0 312,9 474,2

Сумма, уплаченная в бюджет (С = Сп — Сд) 9 972,9 13 451,9 12 175,5 15 502,0

Сумма, самостоятельно начисленная предприятиями (Сн = Су + Н) 10 312,4 13 767,9 12 488,4 15 976,2

Налоговая емкость территории (Е = Сн + Ускр) 13 217,0 16 438,4 13 928,2 18 288,2

Сумма, оставшаяся скрытой от налогообложения (Сскр = Е — Сп) 2 021,0 1 609,4 397,8 663,3

Примечание. Расчет проводился на основании данных Налогового паспорта Орловской области и данных аналитической записки, предоставленных УФНС по Орловской области.

экономического развития территории. Она опирается на использование показателей, объективно измеряющих доходные возможности регионов на основании налоговых баз. Причем доходы определяются не по фактическим поступлениям за предыдущие годы, при сложившемся уровне собираемости, а в зависимости от размера налоговых баз. Расчет по данной методике опирается на аддитивное свойство: налоговый потенциал территории равен сумме потенциалов отдельных налогов. По основным видам налогов расчет налогового потенциала производится с помощью метода репрезентативной системы налогов (табл. 3).

Оценка налогового потенциала с применением метода на базе макроэкономических показателей, основным из которых является показатель ВРП, базируется на том, что все налоговые платежи, несмотря на используемую базу налогообложения, в конечном итоге выплачиваются из доходов налогоплательщиков, и налоговой базой в регионе в широком понимании этого термина является совокупный региональный доход. Этот метод основан на оценке способности региональных властей мобилизовать налоговые доходы, исходя из способности налогоплательщиков уплачивать определенные суммы налогов, исчисленных на

Таблица 3

расчет налогового потенциала Орловской области, опирающийся на аддитивное свойство

показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

нп ндс ни нп ндс ни нп ндс ни нп ндс ни

1. Средняя репрезентативная ставка РС, % 26,3 13,8 1,9 26,7 14,2 2,2 27,9 7,6 2,0 46,8 9,3 2,1

2. Коэффициент собираемости налога Кс 1,15 0,68 0,90 1,17 0,86 0,95 1,32 1,00 0,84 1,96 0,54 1,01

3. Налоговый потенциал по налогу (Нп = Нб • РС • • Кс), млн руб. 2 390,2 2 230,6 397,6 3 073,8 3 969,2 521,1 3 382,1 2 585,1 515,4 7 571,2 1 905,4 804,4

4. Налоговый потенциал по прочим налогам (Нпп = = НС • 1пц), млн руб. 4 977,5 6 258,4 7 257,5 8 681,5

5. Совокупный налоговый потенциал региона (Е стр. 3+стр. 4), млн руб. 9 995,6 13 822,5 13 740,1 18 962,5

Примечание. НП — налог на прибыль, НДС — налог на добавленную стоимость, НИ — налог на имущество организаций, Нб — налогооблагаемая база, 1пц — индекс потребительских цен, НС — налоговые сборы по прочим налогам.

18

ФИНАНсЫ И крЕДИт

Таблица 4

Суммарные по региону налоговые платежи, прирост задолженности и налоговые обязательства в процентах

к ВРП за 2005-2008 гг.

Уровень бюджета Налоговые платежи Прирост задолженности Налоговые обязательства

2005 2006 2007 2008 2005 2006 2007 2008 2005 2006 2007 2008

Консолидированный бюджет 16,65 19,85 21,67 22,09 0,51 0,43 0,50 0,59 17,16 20,28 22,17 22,68

Федеральный бюджет 7,43 9,48 7,40 7,97 0,30 0,21 0,24 0,36 7,43 9,69 7,64 8,32

Территориальный бюджет 9,22 10,37 14,27 14,12 0,21 0,22 0,26 0,23 9,43 10,59 14,53 14,36

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

основании средней доли налоговых изъятий в конечном доходе на территории области.

В табл. 4 представлены необходимые для расчета средние ставки налоговой нагрузки т по видам бюджетов за 2005—2008 гг., рассчитанные в соответствии с данными Налогового паспорта Орловской области и формы 1-НМ «Поступление налогов в бюджетную систему РФ».

Таким образом, оценка налогового потенциала может быть представлена следующим образом: ТА*= т • Ур

где ТА* — оценка налоговых обязательств /-го региона (налоговые поступления плюс прирост задолженности);

У1 — валовой региональный продукт /-го региона.

В 2005 г. налоговый потенциал Орловской области, рассчитанный по рассматриваемой методике, составил:

ТА* 2005 = 0,17 1 6 • 67 280 млн руб. = 11 545,2 млн руб.

В 2006—2008 гг. максимально возможная сумма, которую могла получить область, составила:

ТА* 2006 = 0,2028 • 74 703 млн руб. = 15 149,8 млн руб.

ТА* 2007 = 0,2217 • 62 448 млн руб. = 13 844,7 млн руб.

ТА* 2008 = 0,2268 • 79 791 млн руб. = 18 096,6 млн руб.

Следует отметить, что использование такой оценки базируется на ряде допущений. Во-первых, предполагается постоянство налогового бремени на единицу добавленной стоимости для всех отраслей. Кроме того, такая оценка ставит регионы в неравные условия, так как является чувствительной

к масштабу. Другими словами, больший (в экономическом смысле) регион входит в эту оценку с большим весом.

Таким образом, исходя из расчета налогового потенциала региона на основе макроэкономических показателей, следует отметить, что данные оценочные показатели максимально приближены к действительно собираемым налогам. В табл. 5 приводятся результаты сопоставления оценок, полученных тремя используемыми методами.

Расчет налогового потенциала региона на основе макроэкономических показателей свидетельствует, что данные оценочные показатели максимально приближены к действительно собираемым налогам.

В связи с наличием как положительных сторон, так и недостатков в каждом методе колеблется (в большей или меньшей степени) и отклонение оценки от фактических данных. В наибольшей степени (причем в сторону увеличения) отклонение произошло при расчете налогового потенциала с использованием одного из методов репрезентативной налоговой системы («скрытая экономика»). Наиболее оптимальными и более приближенными к фактическим налоговым поступлениям можно считать показатели налогового потенциала, рассчитанные с помощью метода, применяющего макроэкономические показатели, в данном случае показатель ВРП. Тот факт, что оценка, полученная на основе данного метода, более близка к фактическим значениям, является нетривиальным, особенно если принять во внимание довольно невысокие объясняющие свойства метода.

Результаты оценки налогового потенциала Орловской области на основе представленных мето-

Таблица 5

Сопоставление оценок совокупного налогового потенциала, полученных разными методами, млн руб.

Год Фактический налоговый сбор Оценка на основе РНС («скрытая экономика») Отклонение оценки от факта, % Расчет, опирающийся на аддитивное свойство Отклонение оценки от факта, % Оценка на основе использования ВРп Отклонение оценки от факта, %

2005 11 196,0 13 217,0 18,1 9 995,6 -10,7 11 545,2 3,1

2006 14 829,0 16 438,4 10,9 13 822,5 -6,8 15 149,8 2,2

2007 13 530,5 13 928,2 2,9 13 740,1 1,5 13 844,7 2,3

2008 17 624,9 18 288,2 3,8 18 962,5 7,6 18 096,6 2,7

дик показывают неоднозначность интерпретации полученных результатов, поскольку построены на одностороннем анализе налоговой базы и не могут служить итоговыми критериями, определяющими величину налоговых возможностей субъекта Федерации.

В связи с этим критерием выбора метода оценки налогового потенциала региона является не только их способность объяснять фактические налоговые поступления, но и возможность их использования для объективного выравнивания доходов бюджета региона, а также характеристика потенциальных возможностей региона к расширению налоговых баз. Одной из главных задач региональных финансов становится сокращение дотационности областного бюджета. Существуют два пути решения этой задачи:

— дальнейшее увеличение объемов производства продукции и услуг и на этой основе укрепления доходной базы бюджета за счет поступающих налогов;

— повышение налоговой активности региональных органов власти, с тем чтобы обеспечить максимально высокий уровень собираемости налогов.

Оба эти направления тесно связаны с развитием конкретных отраслей реальной экономики, при этом необходимо учитывать, что налоговая активность региональных администраций сама по себе не наступает. Налоговая активность становится действующим инструментом, если при помощи экономико-статистических методов определить имеющиеся резервы роста налогового потенциала региона. Одним из наиболее доступных при этом можно считать индекс налогового потенциала региона, рассчитываемый по формуле:

где НП1 — налоговый потенциал i-го региона в расчете на душу населения;

Д — среднедушевые налоговые доходы бюджетов всех уровней.

Расчет данного показателя для Орловской области на основе статистических данных по России и по региону за 2005—2008 гг. приведен в табл. 6.

Таким образом, величина индекса налогового потенциала характеризует экономическое состояние региона. При наличии в регионе постоянно и устойчиво действующих промышленных предприятий, транспортных и строительных организаций и высокопроизводительного сельского хозяйства данный показатель мог бы быть на уровне 50—60 %. Но, так как промышленность и сельское хозяйство и другие отрасли материальной сферы экономики области являются недостаточно устойчивыми, то полученный индекс (около 30 %) отражает тот уровень, который был достигнут Орловской областью в 2005-2008 гг.

Следовательно, величина индекса налогового потенциала зависит от уровня развития отраслей экономики региона. В связи с этим, учитывая наличие такой тесной связи, данный индекс можно назвать, по мнению авторов, индексом экономической базы региона.

Оценить использование налогового потенциала регионами можно с помощью индекса налоговой активности, который определяется как отношение фактических налоговых поступлений каждого региона в бюджетную систему и потенциальных налоговых доходов этого региона. Для расчета потенциальных налоговых доходов региона оценивался его налоговый потенциал, исходя из объема ВРП и стандартной ставки (нормы) налогообложения по Российской Федерации. Валовой региональный продукт рассматривался как потенциальная налоговая база обложения по всем взимаемым налогам. Стандартная ставка рассчитывалась как отношение налоговых доходов бюджетной системы к ВВП России (табл. 7).

Таблица 6

расчет индекса налогового потенциала Орловской области

показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

1. Совокупная величина налоговых поступлений всех регионов, млрд руб. 6 257,2 7 461,0 9 806,6 11 385,5

2. Численность населения РФ, тыс. чел. 143 474 142 754 142 200 141 904

3. Налоговые поступления, мобилизованные на территории Орловской области, млрд руб. 11,2 14,8 13,5 17,6

4. Численность населения Орловской области, тыс. чел. 833,8 826,6 821,9 817,0

5. Среднедушевые налоговые доходы бюджетов всех уровней (стр. 1 / стр. 2), руб. 43 612,1 52 264,7 68 963,4 80 233,6

6. Налоговый потенциал региона в расчете на душу населения (стр. 3 / стр. 4) 13 427,6 17 939,7 16 462,4 21 542,2

Индекс налогового потенциала (стр. 6 / стр. 5) 0,31 0,34 0,24 0,27

20

ФинАнсЫ и крЕдит

Таблица 7

Определение налогового потенциала Орловской области на основе расчета индекса налоговой активности

Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

ВВП, млрд руб. 21 430,0 27 080,3 32 987,4 41 668,0

ВРП Орловской области, млрд руб. 67,3 74,7 62,5 79,8

Налоговые доходы бюджетной системы, млрд руб. 6 257,2 7 461,0 9 806,6 11 385,5

Фактические налоговые поступления Орловской области, млрд руб. 11,2 14,8 13,5 17,6

Стандартная ставка налогообложения, % 29,2 27,6 29,7 27,3

Потенциальные налоговые доходы Орловской области, млрд руб. 19,6 20,6 18,5 21,8

Индекс налоговой активности 0,57 0,72 0,73 0,81

Анализ выявил достаточно высокую налоговую активность в регионе в последние годы. При норме индекса налоговой активности, равного 1, он в 2006—2008 гг. фактически составил более 0,7. Это говорит о том, что в бюджет Орловская область мобилизует 3/4 потенциально возможного объема налогов, при этом также можно отметить, что в регионе имеются собственные ресурсы для роста доходов бюджета и населения.

Резюмируя сказанное, следует отметить, что при использовании косвенных оценок метод репрезентативной налоговой системы по своей сути является наиболее близким к методу использования макроэкономических показателей к оценке налогового потенциала. Основное различие между ними состоит в следующем: при использовании метода макроэкономических показателей моделирование потенциальных налоговых поступлений осуществляется без учета особенностей налоговых баз и ставок отдельных налогов, в то время как метод оценки с помощью репрезентативной налоговой системы исходит из необходимости как можно более точной оценки налоговой базы по каждому из основных бюджетообразующих налоговых источников с учетом соответствующих особенностей взимания данных налогов и налоговых ставок.

С другой стороны, существует определенная условность в разграничении этих двух направлений. Оценка по методу репрезентативной налоговой системы исходит из расчета налоговой базы с постепенным агрегированием показателей, характеризующих налоговую базу. В то же время оценка с применением макроэкономических показателей основывается на использовании единственного макропоказателя в качестве характеристики базы для всех налогов в регионе с постепенным дезагрегированием используемой характеристики с учетом особенностей взимания отдельных налогов в случае получения неудовлетворительных результатов оценок на основании агрегированного показателя.

Таким образом, исследование существующих методик оценки налогового потенциала дало ос-

нование отметить, что ни одна из них не является эталонной и обязательной к расчету, что свидетельствует о необходимости применения комбинированных подходов, а также выработки направлений их совершенствования. Однако основная проблема состоит, как правило, не в выборе метода оценки налогового потенциала, а в формировании достоверной информации о финансовых потоках в регионах, которая необходима для расчета любого из приведенных показателей оценки или анализа формирования налогового потенциала в регионе.

Таким образом, при разработке модели оценки налогового потенциала региона необходимо учитывать, что он представляет собой функцию от ряда параметров: наличия факторов производства, макроэкономических показателей, показателей развития институциональной среды и др.: ПНР = f (х1 + х2 + х3 +... + хп).

При этом все факторы влияния могут быть разделены на две группы:

— условно-постоянные, уровень которых остается неизменным при данном уровне развития производственных и общественных отношений в регионе (природно-климатические, ресурсные, геополитические и т. д.), то есть характер их изменений носит поступательный характер;

— переменные, которые могут быть изменены в рамках данного уровня развития региона. Характер их движения — непрерывный. Наиболее ярким примером переменных факторов налогового потенциала региона является законодательная деятельность органов власти в данном регионе и на государственном уровне.

Тогда налоговый потенциал региона можно представить в виде:

НПР = ХУПФ + хпф, где УПФ — условно-постоянные факторы;

ПФ — переменные факторы.

Для практического расчета целесообразно ввести коэффициенты эластичности а обеих групп факторов, каждый из которых показывает средний процент изменения общей величины налоговых

возможностей региона при изменении значения влияния фактора на 1 %. Таким образом, НПР = а1 • ТуУПФ + а2 • ХПФ.

Обобщая изложенные подходы к формированию налогового потенциала, можно прийти к выводу, что в рамках конкретной налоговой системы его качественное содержание и количественная размерность определяются макропараметрами развития экономики, выраженными динамикой экономического потенциала, юридической надстройкой, идентифицирующей основные и факультативные элементы налога, а также показателями реализации потенциала в системе межбюджетных отношений.

Список литературы

1. Большой советский энциклопедический словарь. М, 1980.

2. Кашина Н. В. Методика расчетов налогового потенциала // Финансы. 2001. № 12. С. 35-37.

3. Коломиец А. Л. Анализ концептуальных подходов и методов оценки налогового потенциала

регионов // Налоговый вестник. 2002. № 2. С. 3-6.

4. Косолапое А. И. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. М.: Дашков и Ко. 2005. 872с.

5. Луговой О. В., Синельников-Мурылев С. Г., Трунин И. В. Оценка налогового потенциала и расходных потребностей субъектов Российской Федерации / под ред. Н. Главацкой. М, 2001. 178 с.

6. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык. 1986.

7. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник для вузов. Изд. 7-е, перераб. и доп. М.: МЦФЭР. 2006. 592 с.

8. Сабитова Н. М. О понятии финансового потенциала региона и методологии его оценки // Финансы. 2003. № 2. С. 63-65.

9. Сидорова Н. И. Возможности использования налоговых инструментов для регулирования регионального развития // Проблемы прогнозирования. 2003. №1. С. 96-107.

10. Черногор Л. Г. Об оценке налогового потенциала Астраханской области с использованием репрезентативной налоговой системы // Налоговый вестник. 2003. № 3. С. 129-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.