О МЕТОДИКАХ ОЦЕНКИ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА — СУБЪЕКТА РФ
Л.Л. ИГОНИНА,
доктор экономических наук, профессор, академик РАЕ, почетный работник высшего образования РФ, заведующая кафедрой финансов, Институт экономики права и гуманитарных специальностей,
e-mail: igoninall@mail.ru;
Д.Э. КУСРАЕВА, ассистент кафедра экономики,
Тихоокеанский Государственный Экономический Университет,
филиал в г. Арсеньеве, e-mail: alana25.81@mal.ru
Статья посвящена исследованию методик оценки налогового потенциала региона — субъекта РФ. Дана классификация существующих методик оценки налогового потенциала региона, обоснована необходимость синтеза их наиболее рациональных элементов и совершенствования оценочной методики. Предложена и апробирована (на примере субъекта РФ) методика оценки налогового потенциала региона.
Ключевые слова: налоговый потенциал; регион; методика; репрезентативная налоговая система.
Коды классификатора ^ЕЬ: Е63.
Оценка налогового потенциала региона — субъекта РФ имеет существенное значение для выработки обоснованных подходов к решению научно-практических проблем по следующим основным направлениям:
• управление воспроизводством хозяйственного комплекса субъекта РФ. Показатель налогового потенциала может использоваться при анализе тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных хозяйственных комплексов; быть одним из элементов системы критериев хозяйственного развития, связанным с социально-экономическими характеристиками и отраслевой структурой регионального хозяйственного комплекса, а также оценки его роли в национальной экономике;
• совершенствование финансово-бюджетной системы субъекта РФ. Показатель налогового потенциала может служить основой для анализа возможной величины доходов регионального бюджета, и, следовательно, способности региональных органов власти к осуществлению своих функций, выработки решений в области региональной налоговой политики, построения типологических группировок субъектов РФ по уровню бюджетных доходов;
• регулирование межбюджетных отношений, где показатель налогового потенциала является базовым индикатором для определения реальной потребности субъектов РФ в финансовой поддержке за счет средств федерального бюджета.
В экономической литературе и финансовой практике использование оценки налогового потенциала региона — субъекта РФ — получило наиболее широкое распространение в сфере межбюджетного регулирования, однако, на наш взгляд, это лишь один из взаимосвязанных аспектов роли налогового потенциала в социальноэкономической системе общества. Не меньшую значимость оценка налогового потенциала региона имеет для совершенствования управления воспроизводством хозяйственного комплекса субъекта РФ и его бюджетноналоговой составляющей.
Точность и обоснованность оценок налогового потенциала субъекта РФ во многом зависят от используемых методических подходов. Выбор последних определяется, с одной стороны, спецификой содержательной трактовки налогового потенциала, а, с другой стороны, целями и задачами оценки. Различие таких трактовок, а также исследовательских целей и задач обусловливает многообразие методов оценки, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки, при этом в рамках одного метода возможны различные вариации, что, в конечном итоге, влияет на результаты оценки налогового потенциала.
Следует отметить, что в экономической литературе имеются различные классификации существующих методов оценки налогового потенциала региона. Одна из наиболее распространенных классификаций предполагает выделение прямых и косвенных методов оценки. Прямые методы связывают с использованием показателей формирования налоговых доходов региона, а косвенные — с включением в расчет показателей экономической активности региона [1, 7]. Такая классификация методов оценки налогового потенциала региона — субъекта РФ — представляется нам не совсем точной и полной. Неточность связана, прежде всего, с применяемой терминологией. Так, в состав прямых методов включают метод репрезентативной налоговой системы, который, в свою очередь, имеет две основные разновидности: нормативно-законодательный и расширенный. Если первый базируется на прямых показателях налоговых баз по всем налогам, взимающимся на территории региона либо зачисляемых в региональный бюджет, то второй предполагает расчет косвенных оценок налоговых баз. Таким образом, получается, что метод репрезентативной налоговой системы, основывающийся на косвенных оценках показателя налоговой базы, отнесен к прямым методам, что создает терминологическую путаницу. Неполнота приведенной классификации выражается в том, что она не учитывает методов оценки налогового потенциала региона, основывающихся на данных о фактических налоговых поступлениях и их корректировке.
Близкой по смыслу к рассматриваемой является классификация, согласно которой выделяются два основных подхода к расчету налогового потенциала: во-первых, это оценка регионального налогового потенциала на основе метода репрезентативной налоговой системы, и, во-вторых, — использование макроэкономических показателей для оценки возможностей субнациональных властей по мобилизации налоговых доходов в собственные
© Л.Л. Игонина, Д.Э. Кусраева, 2009
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)
198
Л.Л. ИГОНИНА, Д.Э. КУСРАЕВА
бюджеты [3]. Ей присущи, на наш взгляд, аналогичные недостатки. Вряд ли правильно называть макроэкономическими показатели, положенные в основу так называемых косвенных методов, поскольку данные показатели (валовой региональный продукт, среднедушевые доходы населения региона, валовой налоговый ресурс региона), относятся к региональному (мезоэкономическому) уровню хозяйственной системы общества. Указанная классификация, кроме того, не охватывает ряд методов текущей оценки налогового потенциала региона.
Обзор имеющихся точек зрения позволяет также выделить классификацию, предполагающую два подхода к количественному выражению налогового потенциала территории: на основе величины непосредственно начисляемых (поступающих в бюджет) налогов и на основе использования экономических показателей, прямо или косвенно характеризующих налоговую базу [5]. Здесь игнорируется группа методов, базирующихся на концепции экономического дохода.
Некоторые авторы при анализе налогового потенциала региона — субъекта РФ — выделяют в качестве самостоятельных методов оценки — регрессионный анализ и метод оценки с использованием индекса налогового потенциала [2, 4]. С этим вряд ли можно согласиться. Регрессионный анализ основывается на использовании определенных экономических показателей (это могут быть как показатели, отражающие экономический доход региона, так и показатели налоговых баз), он служит вспомогательным инструментарным средством, с помощью которого выявляется связь между вероятными поступлениями налоговых платежей и репрезентативными факторными признаками. Индекс налогового потенциала субъекта РФ отражает соотношение налогового потенциала региона к средненациональному (среднегрупповому) показателю, для его расчета необходимо сначала оценить налоговый потенциал региона в абсолютном выражении, что предполагает использование определенных методических подходов. Таким образом, индексные показатели, как и показатели налогового потенциала на душу населения, используемые для межрегиональных сопоставлений, не могут использоваться в качестве самостоятельных методов оценки налогового потенциала региона — субъекта РФ.
С учетом вышеизложенного можно предложить следующую классификацию методов оценки налогового потенциала региона (табл. 1).
Таблица 1
Методы оценки налогового потенциала региона — субъекта РФ, их преимущества и недостатки
Методы Преимущества Недостатки
1 2 3
Методы, основывающиеся на показателях экономического дохода
На основе показателя среднедушевых доходов населения Учет зависимости бюджетов территорий от уровня доходов проживающего на них населения. Простота расчетов и доступность данных Неадекватность отражения способности регионов генерировать бюджетные доходы (не учитывает доходы нерезидентов, теневые доходы, а также налоги юридических лиц, занимающие существенную долю в общей массе налоговых поступлений в России).
На основе показателя валового регионального продукта Учет совокупного дохода, произведенного в регионе Игнорирование особенностей налоговых баз и ставок отдельных налогов. Показатель ВРП включает элементы, которые не являются базой налогообложения, соответственно, нет строгой прямой зависимости между налоговым потенциалом и ВРП.
На основе показателя совокупных налоговых ресурсов Более высокая точность оценки фактических налоговых ресурсов региона, достигаемая корректировкой показателя ВРП Необходимость значительной информационной базы. Игнорирование особенностей налоговых баз и ставок отдельных налогов.
Методы, основывающиеся на показателях налоговых баз
На основе прямого счета Точность и полнота Высокая трудоемкость, существенные требования к качеству и сопоставимости информации.
На основе построения репрезентативной налоговой системы: нормативнозаконодательный расширенный Учет реальных возможностей и существующей практики формирования налоговых баз по основным бюджетообразующим налоговым источникам Достаточная трудоемкость Результаты оценки зависят от достоверности представленных налоговыми органами данных Необходимо наличие большого объема данных о показателях, косвенно отражающих налоговые базы основных налогов в разрезе отдельных территорий.
Методы, основывающиеся на данных о фактических налоговых поступлениях и их корректировке
На основе фактических налоговых поступлений Простота расчетов, доступность данных. Низкая достоверность результатов. Не учитывает различия налоговых ставок, наличия льгот, налоговых усилий властей.
На основе корректировки фактических налоговых поступлений Простота расчетов, доступность данных. Недостаточная достоверность результатов, обусловленная использованием информационной базы прошлых периодов, что не позволяет учесть текущее и перспективное состояние налоговой базы региона
Предложенная классификация построена на использовании в качестве классификационного признака общих характеристик показателя, положенного в основу оценки налогового потенциала региона — субъекта РФ; в ее рамках также выделены преимущества и недостатки отдельных методов.
В целом исследование существующих методов оценки налогового потенциала создает предпосылки для синтеза их наиболее рациональных элементов и совершенствования оценочной методики. На наш взгляд, в основу такой методики следует положить репрезентативную налоговую систему, результаты апробации которой во многих специальных исследованиях свидетельствуют о наименьших погрешностях оценки, а введение практики составления органами Федеральной налоговой службы РФ налоговых паспортов субъектов РФ обеспечивает качественно новый уровень информационной базы.
О МЕТОДИКАХ ОЦЕНКИ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА - СУБЪЕКТА РФ... 199
Вместе с тем, поскольку выбор методических подходов определяется спецификой содержательной трактовки налогового потенциала, а также целями и задачами оценки, необходимы дополнительные корректировки. Так, для ретроспективной оценки налогового потенциала субъекта РФ необходим учет не только характеристик налоговой базы, но и величины задолженности по налоговым платежам перед бюджетом. В целом алгоритм оценки налогового потенциала региона — субъекта РФ — можно представить следующим образом (табл. 2).
Таблица 2
Алгоритм оценки налогового потенциала региона — субъекта РФ
№ Характеристика этапа оценки налогового потенциала региона — субъекта РФ
1 2
1. Установление элементов репрезентативной налоговой системы. Определение перечня основных налогов и их налоговых баз.
2. Расчет средней репрезентативной ставки для основных налогов: где РС° средняя репрезентативная налоговая ставка по данному налогу, ИС1° исчисленные налоговые поступления по данному налогу в регионе, ИЫ° налоговая база данного налога.
1 2
3. Определение налогового потенциала региона по основным видам налогов НП, = 1 НБ°хРС°, <21-7> где ИП1 — налоговый потенциал поступления по данному налогу
4. Расчет суммы налоговых потенциалов основных и прочих налогов: рй7, = 5>71‘ + /Д7Л,. (218) гдеНШпр — налоговый потенциал региона по прочим налогам, 11П,пр - НСпр-Ти • (2.1.9) ИС1 пр — ожидаемые налоговые сборы по прочим налогам, Ти — темпы изменения.
5. Определение общего налогового потенциала региона с учетом изменения задолженности в данном налоговом периоде НП, = £я/7, + ДЗ (2.1.10) где АЗ — изменение задолженности по налогам в регионе в данном налоговом периоде.
Произведем на основе представленной методики оценку налогового потенциала субъекта РФ (на примере Республики Северная Осетия— Алания).
Для установления перечня основных и прочих налогов, включаемых в репрезентативную налоговую систему, проанализируем структуру налоговых доходов, поступающих в консолидированный бюджет РФ по РСО-А. Таблица 3 содержит перечень налогов, поступления по которым составляют более 1% от общего объема налоговых доходов, поступающих в консолидированный бюджет РФ по РСО-А в течение рассматриваемого периода. В общем объеме налоговых доходов мы не учитываем единый социальный налог, поскольку здесь за внешней формой налога кроется иное финансовое содержание — отношения страхового обеспечения.
Таблица 3
Структура налоговых доходов, поступивших в консолидированный бюджет РФ по РСО-А,% [6].
Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Всего поступило налоговых доходов 100,0 100,0 100,0 100,0
Налог на прибыль организаций 8,20 12,48 13,88 14,15
Налог на добавленную стоимость 14,41 14,99 13,94 8,79
Налог на доходы физических лиц 37,81 23,11 27,0 40,50
Акцизы, в том числе 24,49 35,48 34,82 21,81
на спирт этиловый 4,34 3,81 4,53 1,34
на алкогольную продукцию 19,46 22,38 21,34 11,98
Налог на имущество организаций 4,29 5,0 4,41 5,96
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 1,90 1,67 1,95 3,35
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 2,05 1,34 1,27 1,86
Земельный налог 1,94 0,50 0,79 1,12
Прочие налоги 4,91 5,43 1,94 4,69
Исходя из вышеизложенного, к основным налогам могут быть отнесены: налог на прибыль организаций; налог на добавленную стоимость; налог на доходы физических лиц; акцизы; налог на имущество организаций; налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения; единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности; земельный налог. Все остальные налоги включены в группу прочих налогов.
ТЕНА ЕС01\ЮМ!С118 ^ Экономический вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономический вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)
200
Л.Л. ИГОНИНА, Д.Э. КУСРАЕВА
Определение налоговых баз для основных налогов произведено в соответствии с данными налогового паспорта РСО-А. Средняя репрезентативная налоговая ставка определена как отношение исчисленных налоговых платежей к соответствующей налоговой базе. Оценка налогового потенциала РСО-А представлена в табл. 4.
Результаты анализа свидетельствуют о том, что налоговый потенциал РСО-А в 2006 г. вырос на 72,3 п.п. от уровня 2005 г. и составил 6882,47 млн руб. Как видно из данных таблицы, этот рост произошел преимущественно за счет увеличения акцизов. В этот период возросла также задолженность по налогам. В 2007 г. темпы роста налогового потенциала снизились до 7,5 п.п., его величина составила 7400,86 млн руб. При росте налогового потенциала по налогам на доходы физических лиц, имущество организаций, добавленную стоимость, единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, земельный налог и акцизы, произошло заметное снижение налогового потенциала по налогу на прибыль. В 2008 г. налоговый потенциал РСО-А существенно сократился. Наиболее значимыми факторами этого сокращения выступили уменьшение налогового потенциала по налогу на прибыль и акцизы, в составе которых доминирующую долю занимают акцизы на алкогольную продукцию.
Таблица 4
Налоговый потенциал РСО-А в 2005-2008 гг., млн руб.
Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Налог на прибыль организаций 241,08 675,59 531,56 319,28
Налог на доходы физических лиц 1498,45 1571,13 2091,11 2580,05
Налог на имущество организаций 234,04 319,98 342,85 380,95
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 81,66 126,50 183,20 217,23
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 99,69 105,77 105,75 130,81
Земельный налог 104,95 54,39 63,85 77,47
Налог на добавленную стоимость 574,71 787,02 856,38 570,22
Акцизы 975,25 2 421,47 2 698,92 1 385,15
Налоговый потенциал по основным налогам 3809,83 6061,85 6873,62 5661,16
Налоговый потенциал по прочим налогам 196,30 346,03 140,28 279,2
Изменение задолженности -10,65 474,59 386,97 171,19
Итого налоговый потенциал 3995,48 6882,47 7400,86 6111,55
Сложившаяся социально-экономическая ситуация в республике отражает, с одной стороны, особые условия, сложившиеся на Юге России, а, с другой стороны, специфические проблемы, характерные для регионов с низким уровнем развития, усугубляющиеся в кризисных условиях. Сопоставление подушевых индикаторов социальноэкономического развития в Российской Федерации, Южном федеральном округе и Республике Северная Осетия — Алания свидетельствует о том, что показатели регионов Юга России уступают среднероссийским, а РСО-А, в свою очередь, имеет более низкие показатели, чем в среднем по ЮФО (табл. 5).
Таблица 5
Некоторые индикаторы социально-экономического развития в Российской Федерации, Южном федеральном округе и Республике Северная Осетия — Алания в 2005-2008 гг. [8].
2005 г. 2008 г.
РФ ЮФО РСО-А РФ ЮФО РСО-А
ВВП (ВРП) на душу населения, тыс. руб. 151,106 56,483 44,333 293,437 96,506 76,453
Инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс. руб. 25,232 14,839 8,471 61,743 39,610 23,284
Удельный вес убыточных организаций, % 36,4 33,8 49,0 28,3 26,7 43,2
Среднедушевые денежные доходы, тыс. руб. 8,112 5,333 4,690 14,939 10,874 9,838
Средняя начисленная заработная плата, тыс. руб. 8,555 5,800 4,722 17,290 11,734 9,151
При этом, если по ряду индикаторов за 2005 — 2008 гг. разрывы сократились (инвестиции в основной капитал, денежные доходы населения, начисленная заработная плата), то по такому интегральному показателю, как ВРП, они увеличились. Так, в 2005 г. валовой региональный продукт был ниже среднего показателя по РФ в 3,41, а в 2008 г. — в 3,83 раза. Соотношение ВРП республики с соответствующим показателем по Югу России практически не изменилось. Доля убыточных предприятий в РФ в 2005 г. была выше в 1,34 раза, чем в среднем по РФ, и в 1,45 раза, чем в ЮФО; в 2008 г. эти разрывы возросли и составили, соответственно 1,52 и 1,62 раза.
В хозяйственном комплексе республики имеются серьезные проблемы, усугубившиеся в кризисных условиях, это, прежде всего:
❖ нерациональность территориальной и отраслевой структуры экономики. Территориальная организация характеризуется неравномерностью размещения промышленных производств и локализацией их в основном в г. Владикавказе. Отраслевая структура складывается под влиянием, с одной стороны,
О МЕТОДИКАХ ОЦЕНКИ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА - СУБЪЕКТА РФ... 201
политики поддержания предприятий цветной металлургии, машиностроения, приборостроения и электронной промышленности, которые были регионообразующими в 80-х гг. ХХ века, а, с другой стороны, доминирующей роли организаций винно-водочной отрасли;
❖ сверхнормативный физический и моральный износ основных производственных фондов большинства промышленных предприятий, использование низкопродуктивных энергозатратных и материалоемких технологий, не позволяющих выпускать конкурентоспособную продукцию;
❖ нестабильное финансовое положение многих предприятий, особенно в электроэнергетике и цветной металлургии;
❖ снижение численности занятых в экономике, сохранение более низкого (по сравнению с РФ и ЮФО) уровня реальных доходов населения;
❖ риски, обусловленные неблагоприятной военно-политической обстановкой и периодически обостряющейся социально-политической напряженностью в других субъектах Южного федерального округа, значительно снижающие инвестиционную привлекательность республики.
Решение этих проблем будет способствовать наращиванию и эффективной реализации налогового потенциала республики.
ЛИТЕРАТУРА
1. КрасницкийВ.А. Налоговый контроль в системе налогового администрирования. М.: Финансы и статистика, 2008.
2. Куницына Н.Н., Рощупкина В.В. Проблемы оценки налогового потенциала региона // Финансы и кредит. 2008. № 2 (59).
3. Луговой О., Синельников-Мурылев С., Трунин И. Оценка налогового потенциала субъектов Российской Федерации. http://www.jet.ru.
4. Мещерякова Л.А. Оценка потенциальных возможностей региона в увеличении налоговых доходов бюджета // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 7 (64).
5. Нерешенные вопросы статистической оценки налогового потенциала региона // Проблемы использования статистической информации при разработке целевых программ социально-экономического развития Дальнего Востока — http://goldigroup.ru/2009/09.
6. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ (форма 1-НМ). Республика Северная Осетия — Алания. http://www.r15.nabg. ги
7. ОсиповМ.А. Налоговое стимулирование инвестиционного потенциала экономики. М.: Экономика, 2008.
8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат. сб. / Росстат. М., 2009. http://www. gks.ru.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономический вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)