Научная статья на тему 'Современные подходы к определению налогового потенциала региона'

Современные подходы к определению налогового потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1430
498
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА / ИНДЕКС НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА / РЕГИОН / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / TAX POTENTIAL / METHODS OF EVALUATION OF THE TAX POTENTIAL / TAX POTENTIAL INDEX / REGION / TAX REVENUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюрина Ю. Г.

В статье представлены подходы к определению налогового потенциала региона с позиции учета макроэкономических показателей, факторов формирования налоговых доходов региона, фактических и потенциальных возможностей территорий, использования индекса налогового потенциала. Предложена система требований, предъявляемых к информации, используемой для оценки налогового потенциала региона. Проведено сопоставление результатов оценок налогового потенциала Оренбургской области, полученных разными методами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary approaches to the determination of the tax potential in the regions (Russia, Orenburg)

The article discusses various approaches to the determination of the tax potential the in regions with regards to macroeconomic indices, factors of tax income formation, factual and potential capacities of territories, the index of tax potential, etc. The author describes the system of information requirements necessary for the evaluation of the regional tax potential, and focuses on the results of such evaluations conducted in Orenburg region

Текст научной работы на тему «Современные подходы к определению налогового потенциала региона»

Ill

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

прямая зависимость эластичности занятости от доли государственного управления в структуре ВРП, отношения безвозмездных перечислений в бюджеты субъектов РФ к ВРП и уровню неформальной занятости. Преобладание в структуре экономики обрабатывающих производств, невысокие показатели ВРП

на душу населения и низкая, относительно общероссийского уровня, заработная плата также повышают гибкость занятости. Следовательно, можно говорить о специфике региональных рынков труда, обусловленных как экономическими, так и институциональными факторами.

Литература

1. Kapeliushnikov R. Diversity within capitalism: the Russian labour market model with A.Kuznetsov, O. Kuznetsova // Employee Relations. - 2011. - № 4. - p. 395-412

2. Lehmann H., Silvagni M.G. Is There Convergence of Russia’s Regions? Exploring the Empirical Evidence: 1995-2010 // Discussion Paper No. 7603, 2013: http://ftp.iza.org/dp7603.pdf (дата обращения 15.03.2014)

3. Oshchepkov A.Y., Kholodilin K., Siliverstovs B. The Russian regional convergence process: Where does it go? // DIW Discussion Paper No.861, 2009: http://www.diw.de/documents/publikationen/73/95019/dp861.pdf (дата обращения 15.03.2014)

4. Svejnar, J. Labor Markets in the Transitional Central and East European Economies // Handbook of Labor Economics. Chapter 42. Elsevier B.V. (Amsterdam, Netherlands). Volume 3B, Part 11, 1999. p. 2809-2859

5. В тени регулирования: неформальность на российском рынке труда: моногр. / под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюш-никова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — 535 с.

6. Варшавская Е.Я. Гибкость занятости в России: макроэкономический аспект // Известия Томского политехнического университета. — 2008. — Вып. 6. Т. 313. — С. 57-60.

7. Капелюк С.Д. Региональная минимальная заработная плата в России: эконометрический анализ // Вестник НГУЭУ. — 2014. — № 1. — С. 157-169.

8. Капелюшников Р.И. Конец российской модели рынка труда?: Препринт WP3/2009/06. — М.: Изд. дом Государственного университета — Высшей школы экономики. — 80 с.

9. Кобзарь Е.Н. Минимальная заработная плата и региональные рынки труда в России // WP15/2009/06. — М.: ИД ГУ-ВШЭ, 2009. — 56 с.

10. Лукьянова А. Л. Дифференциация заработных плат в России (1991-2008 гг.): факты и объяснения // Журнал новой экономической ассоциации. — 2011. — № 12. С. 124-148.

11. Шарунина А.В. Является ли российский «бюджетник» «неудачником»? Анализ межсекторных различий в оплате труда: препринт WP3/2012/07 / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. — 56 c.

1 Здесь и далее рассчитано авторами на основе официальных данных Росстата.

2 Республика Тыва, Рязанская область, Кемеровская область, Липецкая область, Волгоградская область, Архангельская область, Ивановская область, Республика Коми, Псковская область, Тверская область, Вологодская область, Республика Саха (Якутия), Тамбовская область, Ульяновская область, Костромская область, Ростовская область, Нижегородская область, Амурская область, Калужская область, Пермский край, Белгородская область, Воронежская область, Тульская область, Пензенская область, Самарская область, Орловская область, Республика Калмыкия, Смоленская область, Астраханская область, Свердловская область, Алтайский край, Новгородская область, Оренбургская область, Иркутская область, Краснодарский край, Саратовская область, Приморский край, Республика Башкортостан, Чувашская Республика, Сахалинская область, Еврейская автономная область.

3 Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Республика Татарстан, Кировская область, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Марий Эл, Республика Адыгея, Челябинская область, Республика Хакасия, Хабаровский край, Владимирская область, Республика Мордовия, Красноярский край, Удмуртская Республика, Ленинградская область, Тюменская область, г. Санкт-Петербург, Курская область, Томская область, Омская область, Ярославская область.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА*

Ю.Г. Тюрина,

доцент кафедры финансов Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук

u turina@mail.ru

В статье представлены подходы к определению налогового потенциала региона с позиции учета макроэкономических показателей, факторов формирования налоговых доходов региона, фактических и потенциальных возможностей территорий, использования индекса налогового потенциала. Предложена система требований, предъявляемых к информации, используемой для оценки налогового потенциала региона. Проведено сопоставление результатов оценок налогового потенциала Оренбургской области, полученных разными методами.

Ключевые слова: налоговый потенциал, методы оценки налогового потенциала, индекс налогового потенциала, регион, налоговые доходы.

УДК 332.02:330.55(470.56)

Важным аспектом при определении налогового потенциала региона является определение функций, присущих ему как экономической категории. В научной литературе встречается позиция многих авторов, касающаяся выполнения двух основных функций налогового потенциала: фискальной и регулирующей.

Направлением налоговой политики государства является стабильное пополнение доходной части бюджета, для реализации которого используется инструментарий налоговой системы: налоговое администрирование, планирование и прогнозирование в налогообложении, контроль над соблюдением поступления денежных средств в бюджеты разных уровней, при этом

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Грант № 14-12-56003 а(р) «Налоговая конкуренция и налоговый потенциал региона (на примере Оренбургской области)»

248

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

Ш

индикатором оценки эффективности их применения может выступать налоговый потенциал.

На современном этапе во главу угла ставится достижение сбалансированности фискальной и регулирующей функций налогов, что и задает определенный вектор развития и совершенствования налоговой системы государства. Чётко прослеживается связь различных социально-экономических аспектов в раскрытии содержания налогового потенциала региона. В то же время, налоговый потенциал рассматривается не просто как научная категория, а как система информации для регулирования развития экономики как отдельно взятой территории, так и государства в целом. На оценку налогового потенциала территории влияют различные факторы, определяющие социально-экономическое развитие региона, к примеру, географическое расположение, природно-ресурсный климат, степень федерализации налоговых отношений между центром и регионами и т.д.

Анализ теоретических подходов к определению налогового потенциала региона позволяет говорить об отсутствии единого понимания данной экономической категории. Каждый из исследователей рассматривает его с разных позиций, затрагивая те или иные аспекты, а именно:

— планирование и прогнозирование поступлений налогов и сборов в бюджет;

— межбюджетные отношения;

— направления реформирования налоговой системы,

— изменение действующего налогового законодательства.

Дискуссионность раскрытия содержания налогового потенциала региона ставит вопрос качественной и количественной оценки данной категории. Подходы к оценке налогового потенциала региона позволяют разными способами рассчитать возможные налоговые доходы рассматриваемой территории и выявить общие закономерности развития и тенденции их роста. В связи с этим особо значимым становится вопрос, касающийся факторов, определяющих межрегиональную диспропорциональность налогового потенциала, а также достоверности информационной базы, необходимой для проведения расчетов.

В экономической литературе встречаются методы оценки налогового потенциала региона:

— прямые (учитывают показатели формирования налоговых доходов регионов);

— косвенные (учитывают показатели экономической активности региона);

— метод оценки регионального налогового потенциала на основе фактических показателей;

— использование макроэкономических показателей для оценки возможностей региональных органов власти по мобилизации налоговых доходов1;

— регрессионный анализ;

— метод оценки, использующий показатель индекса налогового потенциала2;

— метод, основанный на аддитивном свойстве налогового потенциала.

При этом следует отметить, что информационный массив данных, применяемый для оценки субфедерального налогового потенциала, должен отвечать совокупности условий:

точность и достоверность;

максимальный учет компонентов системы, влияющих на экономическое положение территории;

возможность использования для каждого субъекта Российской Федерации;

непрерывность сбора и обработки всей поступающей информации, необходимой для оценки налогового потенциала;

систематизация — создание информационных баз данных в разрезе муниципальных образований, входящих в состав региона;

актуализация — обновление информации с учетом вновь поступивших данных;

полнота — наличие объема информации, достаточного для оценки налогового потенциала;

организация рациональной системы обработки и хранения информации, необходимой в последующем для оценки потенциала и ее корректировки.

Для обеспечения своевременного, качественного и достоверного налогового планирования и прогнозирования создан Налоговый паспорт субъекта Российской Федерации3 (рис.1), исходя из тех требований к информации, которые были перечислены выше.

В основу налогового паспорта был заложен макроэкономический подход к расчетам налогового потенциала. Он содержит сведения об объеме промышленной продукции, инвестициях в основной капитал, уровне инфляции, объемах сельскохозяйственной продукции, розничного товарооборота, показателях деятельности предприятий и пр. В связи с его разработкой появилась возможность более обоснованно и системно осуществлять комплекс действий по выявлению контрольных значений по мобилизации налогов и сборов в бюджет государства.

Рис. 1. Формирование и использование базы данных «Налоговый паспорт»

В условиях асимметрии регионального развития анализ налогового потенциала субъектов Российской Федерации должен быть комплексным и многосторонним. Проведенный анализ позволил сделать вывод, как о наличии положительных сторон, так и недостатков в каждом из рассмотренных методов, что создает предпосылки для совершенствования методики с наименьшими погрешностями. А введение практики составления органами Федеральной налоговой службы России налоговых паспортов субъектов позволит обеспечить качественно новый уровень информационной базы, что также должно отразиться на полноте, объективности и достоверности полученных в результате расчетов данных.

Данное наблюдение вызывает определенный интерес к оценке максимально возможного уровня налогового потенциала в региональных бюджетах. В рамках исследования проведен анализ налоговой нагрузки на экономику Оренбургской области на основании данных за 2006-2013 гг. Налоговая нагрузка показывает уровень налогового бремени на налогоплательщика, а с 2007 г. уровень налоговой нагрузки стал одним из показателей, который контролируют налоговые органы. Федеральная налоговая служба России ежегодно публикует налоговую нагрузку по основным видам экономической деятельности.

Следует отметить, что уровень нагрузки на экономику региона находится в допустимых пределах, и на протяжении анализируемого периода времени его значение варьировалось от 22,5% до 40,3%. В 2013 г. суммарная налоговая нагрузка на экономику региона составила 34,3%, что на 6,8% больше показателей предыдущего года, при этом наибольший удельный вес занимают налог на добычу полезных ископаемых, налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц, что говорит о ресурсно-сырьевой направленности экономики региона, об экономической активности организаций и населения в целом.

Оценка показателей налоговой нагрузки Оренбургской области по отдельным видам экономической деятельности показала, что наибольшая нагрузка приходится на добычу полезных ископаемых, что также подтверждает ресурсно-сырьевой характер ведения хозяйства в регионе.

Метод оценки налогового потенциала на основе показателя ВРП базируется на оценке способности региональных органов власти мобилизовать доходы, исходя из готовности

249

Ill

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

Таблица 1

Показатели налоговой нагрузки Оренбургской области, в процентах к ВРП*

Показатель 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год

По администрируемым доходам 29,81 27,58 28,93 21,99 24,84 28,21 28,96 29,66

Налог на прибыль организаций 4,84 6,24 6,32 3,96 4,14 4,59 4,34 3,80

Налог на доходы физических лиц 2,81 3,02 3,46 3,46 3,40 3,09 3,12 3,34

Налог на добавленную стоимость 4,84 3,14 0,53 1,12 0,90 2,02 2,33 2,55

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ 0,66 0,87 0,58 0,53 0,56 0,74 0,89 0,92

Налог на имущество организации 0,74 0,70 0,78 1,03 1,10 0,98 1,00 1,17

Налог на добычу полезных ископаемых 14,91 12,62 16,18 10,78 13,73 15,95 16,37 16,93

Земельный налог 0,20 0,24 0,30 0,32 0,31 0,25 0,24 0,26

Транспортный налог 0,14 0,11 0,16 0,20 0,19 0,16 0,14 0,14

* рассчитано автором по данным4

налогоплательщиков уплачивать законодательно установленные суммы налогов, исчисленных на основании средней доли налоговых изъятий в конечном доходе на территории области5. Иначе говоря, в данном случае может быть рассчитана средняя налоговая нагрузка на валовую добавленную стоимость, произведенную в регионе.

Потенциал региона фактически мобилизуется в форме его налоговых доходов, и данный показатель выражает долю ВРП, распределяемого через бюджет территории, на которой он и был создан, и позволяет оценить степень самостоятельности администрации региона в использовании произведенного ВРП6.

В целом данный метод оценки налогового потенциала является понятным, удобным в расчетах и не требующим большого объема статистических данных, а при оценке налогового потенциала используются преимущественно данные Росстата, что является неоспоримым преимуществом по сравнению с другими методами.

На сегодняшний день одним из сложных методов оценки налогового потенциала в плане расчетов, но в то же время и наиболее точным является метод построения репрезентативной налоговой системы (далее РНС). Алгоритм оценки налогового потенциала региона — субъекта России, базирующийся на методе РНС, можно представить в следующем виде:

а) определение элементов РНС, перечня основных налогов региона и их налоговых баз;

б) расчет средней репрезентативной ставки для налогов;

в) определение субфедерального налогового потенциала по видам налогов;

г) расчет суммы налоговых потенциалов налогов.

Расчет может быть скорректирован на показатели, к примеру, характеризующие особенности нормативно-правового регулирования налогообложения в регионе, и др.

Учитывая огромный массив показателей налогового паспорта, ограничением стало включение в информационную модель основных видов налоговых доходов, администрируемых налоговыми органами субъекта России. К основным налогам отнесены: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций. НДС и налог на добычу полезных ископаемых отнесены к числу прочих налогов

наряду с остальными налогами и сборами ввиду недостатка сведений о налоговой базе данных налогов и определенной сложности расчета средней репрезентативной ставки по ним. Это влечет за собой недостоверную оценку величины налогового потенциала. Определение налоговых баз для основных налогов произведено в соответствии с данными налогового паспорта Оренбургской области за 2006-2013 гг. и данных статистической налоговой отчетности, при этом принимались во внимание изменения в налогооблагаемой базе.

Таким образом, при расчете налогового потенциала Оренбургской области установлено, что наибольшее значение в формировании бюджета региона в 2013 году имеют следующие налоги: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых, налог на имущество организаций и НДС, которые в определенной степени обеспечивают финансовую устойчивость региону. Рассчитанный на основе метода РНС совокупный налоговый потенциал области в 2013 году составил 199,83 млрд рублей. Фактически же налоговые поступления представлены в объеме 186,41 млрд рублей, т.е. отклонение налоговых возможностей от фактических составляет порядка 13,42 млрд рублей, что является довольно существенным показателем с точки зрения мобилизации денежных средств в бюджет.

Следует отметить, что для обеспечения равенства базовых условий при сравнении налоговых потенциалов регионов России принимается предположение, что во всех регионах установлено и введено одинаковое количество налогов, причем применяемые в расчете ставки максимальны. Информационной базой данного вида расчета налогового потенциала является отчетность налоговых органов и данные Налогового паспорта региона. Этот метод оценки налогового потенциала региона можно считать наиболее приближенным к экономической основе налогов, он отличается от других указанных выше методов последовательностью расчета налогового потенциала.

Также в литературе часто встречается характеристика метода оценки налогового потенциала региона на основе показателей фактических поступлений налоговых платежей, сумм налогов, приходящихся на льготы и недоимки («упрощенный метод»). Его использование целесообразно для текущего мониторинга

Таблица 2

Результаты оценок налогового потенциала Оренбургской области, в млн руб.

Год Фактические налоговые поступления Оценка на основе ВРП Отклонение от факта, % Оценка на основе РНС Отклонение от факта, % Оценка на основе «упрощенного» метода Отклонение от факта, %

2006 90208 91831, 7 101,8 99228, 8 110,0 92102,3 102, 1

2007 102230 75502,87 73,86 112555,2 110,1 104633,50 102,35

2008 124365 82597,87 66,42 130085,8 104,6 128317,1 103,18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2009 90 870 68429,92 75,31 101410,9 111,6 93563,9 102,96

2010 113777 75833,41 66,65 121400,0 106,7 115369,5 101,40

2011 156208 95844,38 61,36 165736,7 106,1 160677,3 102,86

2012 182252 111339,92 61,09 195009, 6 107,0 187706,3 102,99

2013 186412 107013,06 57,41 199833,7 107,2 нет данных —

250

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

Таблица 3

Расчет индекса налогового потенциала Оренбургской области

Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Совокупная величина налоговых поступлений всех регионов, тыс.р. 5426892435 6950982086 7944204021 6283926244 7659534716 9715209562 10954009949 11321616514

Численность населения РФ, тыс. чел. 142863 142748 142737 142833 142865 143056 143347 143666,931

Налоговые поступления, мобилизованные на территории Оренбургской области, млрд р. 90207974 102229932 124364561 90870417 113776736 156207852 182251579 186412035

Численность населения Оренбургской области, тыс. чел. 2068 2056 2044 2042 2032 2024 2016 2009

Среднедушевые налоговые доходы бюджетов всех уровней, р. 37986,69 48694,08 55656,24 43994,92 53613,79 67911,93 76416,04 78804,61

Налоговый потенциал региона в расчете на душу населения 43620,88 49722,73 60843,72 44500,69 55992,49 77177,79 90402,57 92788,47

Индекс налогового потенциала 1,15 1,02 1,09 1,01 1,04 1,14 1,18 1,18

аккумулирования налоговых поступлений на субфедеральном уровне. При этом необходимо брать во внимание значения данных внутренней отчетности налоговых органов в разрезе контрольной работы по администрируемым налогам и доходам.

В современных условиях при помощи экономико-статистических методов имеется возможность определить резервы увеличения налогового потенциала региона. Одним из распространённых методов при этом можно считать индекс налогового потенциала региона, который учитывает налоговый потенциал i-го субъекта РФ и численность постоянного населения i-го субъекта РФ на конец отчетного периода. Расчет данного показателя для Оренбургской области на основе статистических данных по России и по региону за 2006-2013 гг. приведен в табл. 3.

Величина индекса налогового потенциала характеризует экономическое состояние региона. Значение показателя на протяжении 2006-2013 гг. варьировалось от 101% до 118%, это свидетельствует о наличии в регионе постоянно действующих промышленных предприятий, в т.ч. занимающихся добычей и переработкой полезных ископаемых, транспортных, торговых, строительных организаций и предприятий сельского хозяйства и немалой доле аккумулируемых налоговых платежей в бюджет. Следовательно, величина индекса налогового потенциала находится в зависимости от показателя развития отраслей экономики региона.

На сегодняшний день существуют различные методики расчета налогового потенциала субъекта РФ, что связано, в первую очередь, с разнородностью направлений оценки налогового потенциала региона и неоднозначностью преследуемых при ее осуществлении целей. Каждая имеет свои преимущества и недостатки, выраженные, помимо всего прочего, в точности и трудоемкости осуществления оценки. Результаты оценки налогового потенциала Оренбургской области на основе заявленных в статье методов свидетельствуют о неоднозначности полученных результатов. Так, расчет налогового потенциала региона на основе метода ВРП показывает, что данные оценочные показатели максимально приближены к действительно собираемым налогам. Близок к фактическим значениям и метод оценки на

основе РНС, однако данный метод является весьма сложным в расчетах и требует наличия обширной информационной базы. Метод на основе фактических данных является самым удобным и простым в расчетах, но тут велика доля отклонения полученных данных от реальных налоговых поступлений.

Достоверная оценка налогового потенциала создает основу для принятия действенных мер в сфере налогообложения и межбюджетных отношений. Методики анализа и прогнозирования налогового потенциала региона предполагают использование системы показателей, отражающих поступление налоговых платежей в бюджеты разных уровней.

Оценка налогового потенциала Оренбургской области свидетельствует о том, что на полноту его реализации существенное воздействие оказывает специализация основных секторов экономики, объем предоставляемых льгот и отсрочек, качество администрирования налоговых платежей, определение масштабов теневой экономики, налоговая культура налогоплательщиков, действующее налоговое законодательство и другие факторы. Учет данных факторов, характерных для разных субъектов государства, помогает с наибольшей точностью обосновать и оценить динамику развития региона, его ресурсной базы и создать основу для прогнозирования состояния региона в будущем. Исходя из этого, задача укрепления налогового потенциала регионов Российской Федерации является многоаспектной и требует системного решения.

Проведенный анализ позволил выделить целый ряд требований, как к методике планирования и прогнозирования налогового потенциала региона, так и к информационной базе данной оценки и прогноза. В их числе: полнота, точность и своевременность учёта налогов; непротиворечивость данных; учёт максимального количества факторов, оказывающих влияние на формирование налогового потенциала региона; возможность моделирования и прогнозирования налогового потенциала; закрепление электронного обмена информацией между государственными структурами на законодательном уровне; ужесточение контроля над формированием информационных ресурсов регистрирующих органов.

1 Коростелкина И.А. Налоговые индикаторы макро- и микроуровня // Финансы и кредит. — 2010. — № 46(430). — С. 43-49.

2 Кусраева Д.Э. Оценка налогового потенциала региона // Международный научно-исследовательский журнал. — 2012. — № 1.

3 Информационное сообщение «Налоговый паспорт и его значение при определении налогового потенциала субъекта Российской Федерации и планировании поступлений по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации» от 24 декабря 2002 г. — Режим доступа http://nalog.ru

4 Формы статистической налоговой отчетности 1-НМ «Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» — Режим доступа: http://nalog.ru

5 Давыдова Л.В., Фокина О.Г. Сравнительная характеристика и выбор метода оценки налогового потенциала региона // Финансы и кредит. — 2010. — № 5(389). — С. 14-22.

6 Тюрина Ю.Г. Налоговый климат и налоговый потенциал как факторы развития экономики региона // Экономика и управление: научнопрактический журнал. — 2013. — № 6 (116). — С. 51-57.

25 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.