Научная статья на тему 'Специфика визуального исполнения рекламного сообщения'

Специфика визуального исполнения рекламного сообщения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5267
635
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМА / ДИЗАЙН РЕКЛАМЫ / ИЗОБРАЖЕНИЕ В РЕКЛАМЕ / ADVERTIZING / DESIGN OF ADVERTIZING / THE IMAGE IN ADVERTIZING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ткаченко Ольга Николаевна, Марочкина Светлана Станиславовна

В статье отмечаются основные аспекты визуализации замысла рекламы, требования к информационному сообщению с точки зрения его рекламной эффективности. Вьделяются типы изображений, используемых в рекламе, а также соотношение в ней визуальных и вербальных элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of visual design of advertizing message

In the article the main aspects of visualization of a plan of advertizing, the requirement to an information message from the point of view of its advertizing efficiency are noted. The types of images used in advertizing, and also a ratio in it visual and verbal elements are allocated.

Текст научной работы на тему «Специфика визуального исполнения рекламного сообщения»

ДИЗАЙН. РЕКЛАМА ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013

УДК 659

О. Н. ТКАЧЕНКО С. С. МАРОЧКИНА

Омский государственный технический университет

СПЕЦИФИКА

ВИЗУАЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ РЕКЛАМНОГО СООБЩЕНИЯ

В статье отмечаются основные аспекты визуализации замысла рекламы, требования к информационному сообщению с точки зрения его рекламной эффективности. Вьще-ляются типы изображений, используемых в рекламе, а также соотношение в ней визуальных и вербальных элементов.

Ключевые слова: реклама, дизайн рекламы, изображение в рекламе.

Профессиональные сферы рекламы и дизайна тесно переплетены и взаимосвязаны друг с другом. Об этом свидетельствуют факты истории и современные тенденции развития. Развитие дизайна обогатило рекламную деятельность; в свою очередь, прогрессивные технологии рекламы вносят вклад в совершенствование форм дизайна.

Процесс рекламного дизайна заключается в непрерывном поиске новых средств выражения замысла, которые могли бы привлечь внимание зрителя и заинтересовать его.

«Рекламный дизайн — проектная деятельность, направленная на разработку средств визуализации рекламного образа товара в рамках творческой стратегии рекламной кампании. Визуализация рекламного образа достигается в большей части с помощью дизайн-графики» [1, с. 214].

Первые профессионалы в оформлении рекламы были декораторы витрин (примерно сер. XIX века). В конце XIX века в зарождающихся рекламных агентствах были специалисты, которых называли «прожекторы». Они подбирали шрифты и заполняли пустые эскиза места различными оформительскими элементами. Эскиз рекламного сообщения разрабатывали сами руководители агентств и текстовики. Позже прожектеру стали поручать разработку эскизов дизайна рекламы. Так появился «компоновщик», который по мере роста важности и обязанностей становится руководителем художественнооформительских работ. И только в 1934 году на рекламных выставках стали фигурировать имена ху-дожников-оформителей. Сейчас в каталогах наряду с художниками и фотографами неизменно стоят и имена художников-оформителей рекламы [2].

Современная рекламная индустрия вплетает в себя множество специальных профессиональных направлений. Деятельность дизайнера как креатора, конструктора, проектировщика оформляется в виде направления под названием арт-дирекшн. Арт-ди-ректор современных коммуникаций объясняет и презентует виртуализируемый рекламой мир. Арт-директор обладает умением продуцировать идеи и реализовывать их с привлечением доступных технологий, он способен даже изобретать новые технологии. Арт-директор знает специфику совместного использования текста, графики, видео и звука в рекламном сообщении, понимает психологию воспри-

ятия и социальные тренды (модные течения и направления). При соблюдении данных условий его работа вписывается в контекст современности и сама становится этим контекстом.

Дизайнер рекламы принимает решения, связанные с формой и содержанием рекламного сообщения. Содержание рекламного сообщения формируется преимущественно копирайтером, который обычно работает в тесном контакте с дизайнером. В отношении формы дизайнер совершенно независим. Он сам решает вопрос о том, какие изображения будут присутствовать в рекламе и как они будут соотноситься с текстом в визуальном исполнении.

Отметим элементы рекламного дизайна:

— цветовое решение рекламы. Преобладающий цвет в рекламе создает впечатление, привлекает внимание и формирует эмоциональный настрой;

— форма. Совмещенные, ломаные или изогнутые линии, а также общие размеры рекламы образуют для дизайна форму;

— размер. Элементы рекламы могут быть различных размеров, но большее впечатление производят элементы большего размера;

— направление. Линии и образуемые ими формы имеют свою направленность, они даже создают иллюзию движения;

— текстура. Важен способ производства рекламы, т.е. текстура объектов, на которых она отображается.

В процессе рекламной практики сложились принципы дизайна рекламы, которую мы рассматриваем как законченное произведение, имеющее проектное решение. Эти принципы применимы к каждому элементу рекламы или к целому сочетанию элементов. Дизайнер с их помощью может быстрее находить порядок и грамотно выражать все многообразие смыслов информационной среды. Выделяют следующие принципы дизайна рекламы, которые были заимствованы из художественного творчества:

1) уравновешенность частей и целого;

2) пространство внутри рекламы должно быть разделено пропорционально;

3) направленность элементов должна быть ярко выражена;

4) единство элементов;

5) одна часть или элемент должны доминировать в рекламе.

Принципы можно выразить такими словами: уравновешенность, пропорция, последовательность, единство, акцент.

При следовании принципам дизайна рекламы не стоит забывать о классических принципах рекламного мастерства, противоречить которым не следует. Перечислим основные требования к рекламному сообщению:

— рекламное сообщение должно привлекать внимание в силу способа и качества своего исполнения;

— рекламное сообщение должно, в первую очередь, продавать рекламируемый объект (товар, услугу, личность и др.), во вторую очередь — нравиться потребителю;

— в общем информационном потоке рекламное сообщение должно создавать условия быстрого и правильного восприятия;

— рекламная информация должна включать элемент новизны для целевого потребителя и одновременно соответствовать уровню его развития, его вкусам и предпочтениям;

— рекламное сообщение должно предполагать возможность сотворчества создателя и потребителя рекламы, т.е. возможность делать выводы, домысливать;

— способ исполнения рекламы должен быть оригинальным, но не отвлекающим внимание от информации о рекламируемом объекте;

— каждое рекламное сообщение в коммуникации торговой марки с потребителем должно создавать условия усиления лояльности (приверженности) к ней.

Эффективная реклама не только воздействует, побуждает к покупке, но и доставляет эстетическое удовольствие. Критерием такой эффективности выступают положительные эмоции, желание увидеть рекламу еще раз. В этом случае большую роль играет профессиональный дизайн.

Замысловатый дизайн, разнообразие абстрактных сочетаний и геометрических фигур, шрифтов и незнакомых символов в рекламе является скорее отрицательным фактором эффективности, чем положительным. Количество абстрактных, не несущих никакого смысла элементов препятствует распознаванию информации и снижает запоминаемость представленных образов. Множество смысловых и графических элементов заставляет наблюдателя проделывать тяжелую умственную работу.

Если идея рекламы формулируется, как правило, вербально, форма представления идеи является наглядной. Вопрос соотношения текста и изображений в рекламе решается в соответствии с целями, средствами и опытом разработчика.

Однако невербальные компоненты рекламного сообщения позволяют передать больше информации, чем вербальные. Условия восприятия рекламы (кратковременный характер, информационный шум, множество посторонних объектов) требуют того, чтобы фраза, по-возможности, была представлена в виде некоего визуального образа. Такое представление дает следующие преимущества:

1) если длинный рекламный текст заменить изображением, то информация будет восприниматься намного быстрее. Содержание сообщения будет правильно интерпретировано наблюдателем за короткое время (доли секунды);

2) люди, читающие один и тот же текст, «визуализируют» его по-разному. Изображения чаще воспринимаются всеми одинаково (данное утверждение более справедливо для людей одного типа с точки

зрения их социально-психологических особенностей);

3) изображение представляет специфику товара, обладающего внешней привлекательностью. К тому же можно использовать дополнительные визуальные элементы, которые делают все рекламное сообщение в общем привлекательным (например, фото красивых женщин);

4) люди склонны подсознательно значительно больше доверять визуальной информации;

5) рекламный текст, воспринимаемый после просмотра изображения, представляется аргументированным и обоснованным изображением;

6) изображение быстрее вызывает эмоциональную реакцию, чем текст. Это, в случае правильно выбранного изображения, способствует положительному настрою адресата на последующее сообщение, вызывает его доверие и расположение.

Итак, изображение является основным невербальным компонентом рекламного сообщения, подтверждающим достоверность вербального сообщения.

Авторы выделяют следующие типы изображений в рекламе с точки зрения их использования для внешнего исполнения рекламы.

Типы изображений в рекламе

По степени важности визуальные элементы рекламы делятся на:

1) основные: изображение товара и способа его использования; изображение, символизирующее основную выгоду; логотип и существенные надписи (слоган и заголовок); фото типичного потребителя и его состояния при использовании товара и др. Это то, что должно привлекать внимание и вызывать интерес потребителя, заставить его прочитать ОРТ;

2) второстепенные: различные декоративные элементы, делающие сообщение визуально более привлекательным; надписи (ОРТ, контакты, сведения о лицензировании и сертификации и пр.); фоновые изображения и пр.

Задача дизайнера — добиться того, чтобы второстепенные визуальные элементы не мешали восприятию. Основная рекламная иллюстрация должна привлекать и удерживать внимание реципиента, содержать в себе нечто оригинальное и привлекательное.

По способу создания:

1) сканированное изображение (например, источником может стать фотопленка);

2) фотография;

3) рисованная иллюстрация;

4) изображение, полученное путем 3Б-модели-рования.

По смысловому содержанию:

1) знак (знаки препинания, буквы, цифры и прочее);

2) символ (символическое представление выгоды);

3) прямое представление товара (часто с указанием цены или условий акции);

4) представление продукта в процессе использования или потребителя в типичной ситуации использования (люди в банке, в супермаркете);

5) демонстрация результата использования продукта.

По изменяемости во времени:

1) статичное изображение (реклама в прессе, наружная реклама);

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 ДИЗАЙН. РЕКЛАМА

ДИЗАЙН. РЕКЛАМА ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013

2) анимация (мультипликация в рекламе, анимированные баннеры в интернете, анимационные элементы промо-сайтов);

3) видео (реклама на ТВ, вирусная реклама);

4) изображение, которое может изменяться в течение дня (т. е. при особых условиях освещения).

По функциональному назначению:

1) ай-стоппер (eye-stopper) — изображение, «цепляющее» внимание зрителя в силу своей масштабности, ракурса, цветовых решений и пр.;

2) изображение-образ, которое привлекает внимание покупателя тем, что несет для него новую и полезную информацию о рекламируемом объекте.

Механизм визуального восприятия вербальных и невербальных элементов рекламного сообщения

Почти все зрители в одинаковой последовательности рассматривают композиции на листе или экране. Последовательность обзора идет обычно следующим образом: слева на право, сверху вниз. Взгляд движется сначала к картинке (привлекающее действие), задерживается считанные мгновения, затем читается крупный текст (процесс считывания); далее взгляд устремляется опять к картинке. После этого зритель сопоставляет увиденное и прочитанное, в его сознании формируется образ, устанавливается степень важности и привлекательности информации. При этом мозг человека выделяет из изображения сначала людей, затем динамические предметы (машины, облака), затем неподвижные предметы.

Таким образом, основная роль в привлечении внимания и его удержании принадлежит изображению (графическому образу, Key-Visual), далее заголовку или слогану (в зависимости о того, что выделено как основополагающая коммуникативная фраза).

Как отмечают специалисты по рекламе, иллюстрация или заголовок должны привлечь внимание зрителя, дать ему определенное представление о предмете рекламы, создать у него благоприятное впечатление об этом товаре и, в конечном итоге, заставить его купить этот товар.

Если художественный строй композиции совпадает с приведенным направлением обзора, происходит сложение этих двух факторов. Смысловое несоответствие изображения и основного коммуникативного послания становится непреодолимым препятствием для восприятия. Е. Елина приводит варианты соотношения основных вербальных и визуальных элементов рекламы [3]:

1) доминирующая роль текста;

2) доминирующая роль изображения;

3) текст как комментарий к изображению;

4) изображение как иллюстрация к тексту;

5) независимые номинативные взаимоотношения (изображение и текст самостоятельно несут информацию с одной целью — назвать предмет рекламы);

6) независимые отношения (и изображение, и текст участвуют в создании контекста, динамической ситуации, в которой предъявляется предмет рекламы);

7) текст как графически оформленная речь персонажа.

Вербальные и невербальные компоненты при их совокупном восприятии должны формировать целостный рекламный образ.

Рекламный образ должен оцениваться и с позиции его вклада в повышение эффективности рекламы и с позиции приемлемости в социо-культурной среде, в которой он функционирует. Рекламный образ в качественном исполнении может приближаться к художественному произведению. Такое исполнение предполагает соответствие образа критерию уникальности, поскольку «в нем воспроизводятся особенности восприятия, мышления самого «творца», владеющего не только навыками отображения образа в какой-либо технике, но и степенью понимания средств и способов его выражения» [1, с. 221].

При выборе выразительных средств, тем, визуальных символов и знаков для создания образа рекламируемого объекта необходимо учитывать следующие моменты:

1. Особенности рекламируемого объекта. Для этих целей проводятся исследования в целях сбора информации о товаре.

2. Психологические особенности восприятия (гаштальт-психология) — это понимание того, как человек воспринимает элементы формы, различает их и по каким признакам идентифицирует предмет.

3. Мотивацию и потребности целевой аудитории (психология личности), чтобы выяснить, что является ценным для человека и о каких качествах должна сообщить ТМ.

4. Коллективное бессознательное и поведение человека в обществе (социология и социальная психология), чтобы выяснить, как формируются коллективные чувства и массовые представления, как они развиваются в социальной среде.

Библиографический список

1. Разработка и технологии производства рекламного продукта : учеб. / Л. М. Дмитриева [и др.] ; под ред. Л. М. Дмитриевой. — М. : Экономистъ, 2006. — 638 с.

2. Дизайн рекламы [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.advesti.ru/publish/design/nelson (дата обращения: 27.09.2012).

3. Елина, Е. Семиотика рекламы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kvartet.net/content/ view/70/58/1/9 (дата обращения: 28.09.2012).

ТКАЧЕНКО Ольга Николаевна, кандидат философских наук, доцент кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии».

МАРОЧКИНА Светлана Станиславовна, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии». Адрес для переписки: olya-aylo@yandex.ru.

Статья поступила в редакцию 29.11.2012 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© О. Н. Ткаченко, С. С. Марочкина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.