Научная статья на тему 'Специфика контрольных и аналитических показателей эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных Федеральной таможенной службы России'

Специфика контрольных и аналитических показателей эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных Федеральной таможенной службы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2910
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рудакова Елена Николаевна

Определены и обоснованы контрольные и аналитические показатели эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, выявлены принципы их установления. Рассмотрены порядок разработки методик расчета и оценки выполнения контрольных (аналитических) показателей эффективности деятельности таможенных органов, порядок подведения итогов по выполнению данных показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рудакова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS CONTROL AND ANALYTICAL PERFORMANCE INDICATORS REGIONAL CUSTOMS OFFICES AND CUSTOMS ARE DIRECTLY SUBORDINATE TO THE FCS RUSSIA

Identified and justified control and analytical performance indicators of regional customs offices and customs directly under the Russian Federal Customs Service, identified the principles of their establishment. Having reviewed the development of methods for calculating and assessing the performance of control (analytical) performance of the customs authorities, the procedure of summing up the implementation of these indicators.

Текст научной работы на тему «Специфика контрольных и аналитических показателей эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных Федеральной таможенной службы России»

СПЕЦИФИКА КОНТРОЛЬНЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТАМОЖЕННЫХ УПРАВЛЕНИЙ И ТАМОЖЕН, НЕПОСРЕДСТВЕННО ПОДЧИНЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ

Аннотация. Определены и обоснованы контрольные и аналитические показатели эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, выявлены принципы их установления. Рассмотрены порядок разработки методик расчета и оценки выполнения контрольных (аналитических) показателей эффективности деятельности таможенных органов, порядок подведения итогов по выполнению данных показателей.

Ключевые слова: управление таможенными органами, контрольные показатели эффективности деятельности таможни, аналитические показатели эффективности деятельности таможни, экспертный совет, результативность.

Elena Rudak)va SPECIFICS CONTROL AND ANALYTICAL

PERFORMANCE INDICATORS REGIONAL CUSTOMS OFFICES AND CUSTOMS ARE DIRECTLY SUBORDINATE TO THE FCS RUSSIA

Annotation. Identified and justified control and analytical performance indicators of regional customs offices and customs directly under the Russian Federal Customs Service, identified the principles of their establishment. Having reviewed the development of methods for calculating and assessing the performance of control (analytical) performance of the customs authorities, the procedure of summing up the implementation of these indicators.

Keywords: management of the customs authorities, control performance indicators customs, analytical performance indicators customs, expert advice, performance.

Управление таможенными органами осуществляется на основе показателей эффективности таможенной деятельности. Эффективность деятельности таможенных органов выражается в контрольных показателях (далее - КПЭД) и аналитических показатели (далее - АПЭД). Существует определенный порядок действий по разработке, оценке выполнения и изменению контрольных и аналитических показателей эффективности деятельности РТУ и ТНП, который утвержден Приказом ФТС России № 184 от 06 февраля 2014 г. «Об утверждении Порядка действий по разработке, оценке выполнения контрольных и аналитических показателей эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России».

КПЭД предназначены для оценки эффективности деятельности региональных таможенных управлений (далее - РТУ) и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России (далее - ТНП) (кроме Центральной базовой таможни и Центральной таможни (Кинологического центра ФТС России). АПЭД предназначены для анализа эффективности деятельности РТУ и ТНП, а так же для апробации новых показателей, которые, в перспективе, планируется установить в качестве контрольных показателей. Если КПЭД с определенного времени не отражает эффективность деятельности РТУ и ТНП, но сведения о его выполнении необходимы для проведения анализа по определенному направлению, то возможен перевод показателей из контрольных в аналитические. Фактическое значение контрольного (аналитического) показателя - это значение, полученное по итогам отчетного квартала по установленным правилам расчета, которые устанавливаются в методиках расчета и оценки выполнения КПЭД, утверждаемых ежегодно ФТС России [3].

УДК 338.2 Е.Н. Рудакова

© Рудакова Е.Н., 2015

Расчет аналитических показателей и устанавливаемые квартальные значения содержатся в методиках расчета АПЭД, которые ежегодно утверждаются ФТС России. Так, методики расчета аналитических показателей на 2014 г. содержат 27 показателей, и утверждены Приказом № 135 от 6 февраля 2014 г. «Об аналитических показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2014 год». Кроме того, по КПЭД действует Приказ ФТС России от 17 января 2014 г. № 56 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2014 год», который утверждает методики расчета и оценки выполнения контрольных показателей эффективности деятельности по 37 показателям.

Согласно Порядку действий по разработке, оценке выполнения КПЭД и АПЭД РТУ и ТНП существуют определенные принципы их установления: реальная возможность выполнения показателей; дифференцированность устанавливаемых значений показателей с учетом специфики деятельности таможенных органов (компетенция, регион деятельности и др.); своевременное доведение методик расчета и оценки выполнения контрольных (аналитических) показателей до нижестоящих таможенных органов; обеспечение единообразного понимания методик расчета и оценки выполнения контрольных показателей в нижестоящих органах; объективность оценки выполнения показателей. Организацию и координацию деятельности подчиненных таможенных органов и структурных подразделений РТУ и ТНП по выполнению показателей осуществляет организационно-инспекторская служба или организационно-аналитический отдел (отделение).

Существует определенный порядок разработки методик расчета и оценки выполнения контрольных (аналитических) показателей. Так, структурные подразделения ФТС России (специализированные таможенные органы), администрирующие показатели (подразделения-исполнители), совместно со структурными подразделениями ФТС России (специализированными таможенными органами), участвующими в администрировании показателей (подразделения-соисполнители), с учетом предложений РТУ и ТНП осуществляют разработку методик расчета и оценки выполнения КПЭД и АПЭД РТУ и ТНП. Методика должна содержать: цель введения показателя; наименования подразделения-исполнителя и подразделения-соисполнителя; определения величин, используемых для расчета фактического значения показателя; формулу расчета фактического значения показателя (корректную с математической точки зрения); указание точности (количество знаков после запятой), с которой должен производиться расчет фактического значения показателя; источники данных, используемых для расчета показателя (базы данных, формы статистической отчетности и т.д.); значения показателя, устанавливаемые для РТУ и ТНП (квартальные); требования к содержанию отчета о выполнении показателя; правила оценки выполнения показателя; максимальный балл, начисляемый за выполнение показателя (только для контрольных показателей).

Предложения размещаются на Портале ФТС России в разделе «Экспертный совет по контрольным показателям эффективности деятельности таможенных органов» и в разделе «Ведение предложений КПЭД (АПЭД)» программной задачи «Сравнительная оценка показателей деятельности таможенных органов» комплекса программных средств «Анализ и оценка деятельности таможенных органов» автоматизированной системы обеспечения работы руководства. Главное организационно-инспекторское управление на основании представленных предложений готовит на предстоящий год приказы ФТС России: о КПЭД и об АПЭД РТУ и ТНП.

В итоге подразделения-исполнители совместно с подразделениями-соисполнителями, по результатам анализа отчетов, готовят заключения о выполнении показателей (заключения), которые размещают на Портале ФТС: по контрольным показателям до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (за IV квартал - до 25 января следующего года); по аналитическим показателям до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (за IV квартал - до 30 января следующего

года). Заключения должны содержать: фактические значения показателей, представленные РТУ и ТНП; фактические значения показателей, рассчитанные подразделениями-исполнителями; причины расхождений между сведениями, представленными РТУ или ТНП, и результатами расчетов, проведенных должностными лицами подразделения-исполнителя (при наличии расхождений); причины невыполнения показателей отдельными таможенными органами. По контрольным показателям также указываются: оценки выполнения показателей либо предложения не оценивать выполнение показателей (с указанием причин); обоснования решений об изменении оценок выполнения показателей (в случае принятия таких решений) [2]. По аналитическим показателям одновременно с заключением по итогам IV квартала представляется краткая аналитическая справка, содержащая итоги и динамику выполнения аналитических показателей за истекший год, причины невыполнения (в случае невыполнения), выводы о достижении целей, поставленных при введении каждого аналитического показателя.

Приказом определяется порядок подведения итогов по выполнению показателей. Главное организационно-инспекторское управление рассчитывает оценку деятельности РТУ и ТНП по выполнению контрольных показателей в следующем порядке:

1) с учетом выставленных подразделениями-исполнителями оценок определяется количество баллов за выполнение каждого контрольного показателя: максимальный балл, если оценка «хорошо»; максимальный балл, уменьшенный в два раза, если оценка «удовлетворительно»; ноль баллов, если оценка «неудовлетворительно»;

2) предварительная оценка деятельности РТУ или ТНП по выполнению контрольных показателей (в процентах) рассчитывается по формуле: Р = Бфакт. / Бмакс. • 100, где Бфакт. - сумма набранных баллов за выполнение контрольных показателей; Бмакс. - сумма максимальных баллов по всем контрольным показателям, кроме неустановленных и неоцениваемых [1].

Главное организационно-инспекторское управление ежеквартально (до конца месяца, следующего за отчетным кварталом) готовит сводную таблицу предварительных оценок выполнения КПЭД РТУ и ТНП и проводит совместно с представителями РТУ и ТНП совещание Экспертного совета по КПЭД в режиме видеоконференцсвязи. Экспертный совет является временным коллегиальным органом, который созывается на время проведения совещания по итогам выполнения контрольных показателей в отчетном квартале. В ходе проведения совещания Экспертного совета обсуждаются причины невыполнения контрольных показателей отдельными РТУ или ТНП, ходатайства об изменении оценок, принимаются коллегиальные решения по изменению оценок, в табличной форме формируются предложения по итоговым оценкам.

Главное организационно-инспекторское управление готовит сводную таблицу результатов выполнения аналитических показателей за год и представляет ее первому заместителю руководителя ФТС России, а также размещает утвержденные итоговые оценки выполнения контрольных показателей РТУ и ТНП на Портале ФТС России. Начальники РТУ не позднее двух рабочих дней со дня проведения совещания у руководителя ФТС России обеспечивают размещение на Портале ФТС России следующих сведений: об утвержденных итоговых оценках выполнения контрольных показателей подчиненными таможнями, в том числе оценках выполнения каждого контрольного показателя в отдельности; о причинах невыполнения контрольных показателей в разрезе подчиненных таможен и о перечне мер, принятых для их выполнения; об одной таможне, выполнившей установленные контрольные показатели не менее чем на 95 %, должностные лица которой достойны дополнительного материального стимулирования (с представлением анализа результатов работы таможни и аргументированным обоснованием необходимости дополнительного материального стимулирования).

Итак, действия по разработке и оценке выполнения КПЭД и АПЭД РТУ и ТНП представляют практическую ценность, так как позволяют подсчитать, насколько правильно выбраны направления

таможенной деятельности, и какой результат они приносит, позволяют оценить качество, обоснованность и объективность принимаемых управленческих решений. Однако вопрос определения эффективности и выявления результатов работы вызывает в практической деятельности таможенных органов немалые сложности:

- во-первых, в системе оценки деятельности таможенных органов четко не разграничены различные типы эффективности, поэтому остается до конца неясным: что мы определяем и контролируем - эффективность, результативность или производительность деятельности таможенных органов;

- во-вторых, терминология правовых актов ФТС России предполагает расчет эффективности деятельности, однако, содержательный анализ установленных показателей, например КПЭД таможенных органов, которые являются показателями непосредственных результатов их деятельности, свидетельствует больше о расчете ее результативности;

- в-третьих, существует слишком много систем, с помощью которых производится оценка таможенной деятельности, при этом многие показатели деятельности дублируются, из-за чего становится затруднительно разобраться всех существующих системах оценки.

Библиографический список

1. Андреев, А. Ф. Система показателей эффективности таможенного дела и ее развитие / А. Ф. Андреев // Вестник Российской таможенной академии. - 2009. - № 2. - С. 9-16.

2. Рудакова, Е. Н. Анализ системы показателей эффективности таможенной деятельности / Е. Н. Рудакова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Экономика». - 2015. - № 2. -С. 81.

3. Рудакова, Е. Н. Система показателей эффективности таможенного дела: особенности формирования и совершенствования / Е. Н. Рудакова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Экономика». - 2014. - № 1. - С. 90-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.