Научная статья на тему 'Совершенствование методики оценки эффективности деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров'

Совершенствование методики оценки эффективности деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5102
864
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ / ТАМОЖЕННАЯ ПРОВЕРКА / АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / КОНТРОЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОВЕРОЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарощенко Ирина Валерьевна, Дудова Маргарита Владиславовна

Рассматриваются проблемы оценки эффективности деятельности подразделений службы таможенного контроля после выпуска товаров; проанализированы применяемые подходы к оценке эффективности деятельности подразделений службы таможенного контроля после выпуска товаров, а также предложены меры по совершенствованию действующей методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методики оценки эффективности деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров»

УДК 339.9 ББК 65.428

И.В. ШАРОЩЕНКО, М.В. ДУДОВА

Совершенствование методики оценки эффективности деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров

Рассматриваются проблемы оценки эффективности деятельности подразделений службы таможенного контроля после выпуска товаров; проанализированы применяемые подходы к оценке эффективности деятельности подразделений службы таможенного контроля после выпуска товаров, а также предложены меры по совершенствованию действующей методики.

Ключевые слова: таможенный контроль после выпуска товаров, таможенная проверка, аналитические показатели, контрольные показатели эффективности деятельности, проверочные мероприятия, таможенные платежи.

В современных условиях совершенствование таможенного контроля и соблюдение баланса между содействием внешней торговле и обеспечением экономической безопасности государства достигается путем упрощения формальностей, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, и сокращением времени таможенного оформления при переносе акцента на таможенный контроль после выпуска.

Таможенный контроль после выпуска - это комплекс мер, осуществляемых после выпуска товаров, проводимых в целях проверки факта выпуска,

ШАРОЩЕНКО Ирина Валерьевна — кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономики таможенного дела Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.

ДУДОВА Маргарита Владиславовна — аспирант Российской таможенной академии, г. Москва.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

53

а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном оформлении.

Эти мероприятия организуют и непосредственно проводят подразделения таможенного контроля после выпуска товаров (отделения таможенной инспекции - ОТИ). Деятельность ОТИ специфична и включает различные виды работы (см. рисунок).

Виды работ, выполняемые подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров

Развитие системы показателей оценки деятельности таможенных органов по направлению таможенной инспекции является одним из основных направлений по совершенствованию организации таможенного контроля после выпуска товаров и созданию эффективной системы контроля за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности законодательства после выпуска товаров.

Проверочные мероприятия, проводимые в рамках таможенного контроля после выпуска товаров, включают следующие виды проверок:

- достоверности заявленного кода ТН ВЭД ТС товаров и заявленной таможенной стоимости товаров;

54

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(65)/2013

- соблюдения мер нетарифного регулирования; порядка пользования либо распоряжения условно выпущенными товарами, условий заявленных таможенных режимов (таможенных процедур), требований таможенного законодательства владельцами складов временного хранения, владельцами таможенных складов и иными лицами, осуществляющими временное хранение товаров;

- правильности исчисления суммы подлежащих уплате таможенных платежей;

- объектов интеллектуальной собственности;

- соблюдения условий предоставления тарифных преференций;

- соблюдения требований таможенного законодательства при совершении таможенных операций с товарами, находящимися под таможенным контролем, проверка соблюдения валютного законодательства РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности;

- проверка достоверности отчетности, представляемой участниками особых экономических зон.

Результаты проделанной работы по данным направлениям отражаются ежегодно в пояснительной записке к статистической форме отчетности № 60 -«результаты проверочных мероприятий».

Одной из тактических задач ФТС России является смещение таможенного контроля товаров с этапа основного таможенного оформления на этап, предшествующий прибытию товаров на таможенную территорию Таможенного союза, а также на этап после выпуска товаров.

В этой связи перед таможенными органами стоит задача создания таких условий, при которых незаконная деятельность по перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза и обращению ввезенных товаров на таможенной территории Таможенного союза будет сопряжена с высокой степенью риска и станет экономически нецелесообразна.

Подразделения таможенного контроля после выпуска товаров наделены полномочиями осуществлять контроль обращения ввезенных товаров, чего не имеют возможности осуществлять иные подразделения таможенных органов.

До 2008 г. эффективность деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров (отделов таможенной инспекции) оценивали путем сравнения основных показателей деятельности с предшествующим периодом или с другими региональными таможенными управлениями (РТУ).

С вступлением в силу приказа ФТС России «О контрольных показателях эффективности правоохранительной деятельности» [3] и приказа от 25.12.07 № 1607 аналитической программы ФТС России «Развитие таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств» была разработана и утверждена «Методика расчета показателей эффективности проверочной деятельности подразделений таможенной инспекции». Это была первая

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

55

попытка установить конкретные показатели для оценки эффективности деятельности подразделений таможенной инспекции (ныне - подразделения таможенного контроля после выпуска товаров).

Методика определяла порядок расчета эффективности проверочной деятельности Службы таможенной инспекции регионального таможенного управления (СТИ РТУ) и отдела таможенных инспекций товаров народного потребления (ОТИ ТНП). Расчет показателя эффективности проверочной деятельности проводился по четырем контрольным показателям. Ежегодно письмами ФТС России устанавливались контрольные значения показателей на год поквартально (табл. 1).

Таблица 1

Контрольные показатели эффективности деятельности подразделений таможенной инспекции ФТС России на 2008-2010 гг.

Показатель Единицы измерения Периодич- ность Контрольные значения

2008 г. 2009 г. 2010 г.

Показатель эффективности деятельности одного должностного лица подразделения таможенной инспекции по доначисленным суммам денежных средств и выявленным нарушениям законодательства РФ баллы ежеквар- тально 80 80 80

Доля специальных таможенных ревизий, по результатам которых возбуждены дела об АП (уголовные дела) или доначислены таможенные платежи, пени без возбуждения дела, в общем числе специальных таможенных ревизий % ежеквар- тально 81 83 85

Количество проведенных проверок после выпуска товаров и транспортных средств* единицы кварталI 2 478 2 760 2 500

квартал II 2 784 2 762 2 500

квартал III 2 478 2 766 2 500

квартал IV 2 785 2 768 2 500

Доля результативных проверок после выпуска товаров и (или) транспортных средств в общем числе проверок, проведенных подразделениями таможенной инспекции % ежеквар- тально 40 40,5 41

* Плановые показатели по количеству проверок после выпуска товаров и (или) транспортных средств ДВТУ на 2008 г.: I кв. - 271, II кв. - 312, III кв. - 281, IV кв. - 301; на 2009 г.: I кв. - 277, II кв. - 278, III кв. - 278, IV кв. - 278; на 2010 г. I кв. - 249, II кв. -249, III кв. - 250, IV кв. - 250.

56

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(65)/2013

Для расчета значений показателей были установлены повышающие коэффициенты. Коэффициенты ранжировались в зависимости от сложности задач по достижению конечного результата, например, от суммы доначисленных таможенных платежей или от статьи, по которой были возбуждены дела об АП или уголовные дела. Также повышающий коэффициент устанавливался, если по результатам проведенных проверочных мероприятий вносились предложения, повлекшие изменение законодательных, нормативных актов либо разрабатывались профили риска или ориентировки.

В период 2008-2010 гг. подразделения таможенной инспекции (подразделения таможенного контроля после выпуска товаров) подчинялись Управлению таможенной инспекции (УТИ) и при оценке эффективности их деятельности соответственно больший удельный вес занимали показатели правоохранительной составляющей.

С упразднением УТИ приказом ФТС России от 26.04.2010 № 845 [2] и передачей функции таможенного контроля после выпуска товаров Главному управлению федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования система показателей оценки эффективности деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров изменилась: оценка эффективности данных подразделений стала иметь экономическую направленность. Как следствие, деятельность подразделений таможенного контроля после выпуска товаров стала оцениваться с точки зрения выполнения таможенными органами фискальной функции, цель которой - пополнение федерального бюджета.

Начиная с 2011 г. подразделения таможенного контроля после выпуска товаров ДВТУ ориентированы на исполнение контрольных и аналитических показателей эффективности деятельности (КПЭД, АПЭД), установленных приказами ФТС России от 29.03.2011 № 665, от 28.04.2011 № 874:

1) КПЭД № 4 «Доля взысканных таможенных платежей и штрафов от суммы доначисленных таможенных платежей и наложенных штрафов по результатам таможенного контроля после выпуска с учетом возвращенных либо отмененных сумм таможенных платежей и штрафов»;

2) КПЭД № 5 «Доля результативных таможенных проверок после выпуска товаров в общем количестве завершенных проверок в данной форме таможенного контроля»;

3) АПЭД № 4 «Средняя эффективность одной таможенной проверки по суммам доначисленных таможенных платежей и наложенных штрафных санкций»;

4) АПЭД № 5 «Доля результативных выездных таможенных проверок в общем количестве проведенных выездных таможенных проверок»;

5) АПЭД № 6 «Количество проведенных проверок после выпуска товаров».

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

57

Практика работы подразделений таможенного контроля после выпуска товаров показала определенную необъективность данной системы показателей эффективности деятельности.

Например, деятельность по взысканию таможенных платежей и штрафов, учитываемая при исполнении контрольного показателя КПЭД № 4, согласно закрепленным функциям (см. рисунок), не относится к функциям и задачам, выполняемым подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров. Подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров Дальневосточного региона осуществляется сопровождение в судах дел по оспариванию решений таможенных органов, принятых по результатам проведенных проверок. При этом иные действенные инструменты, которые могли бы позволить оказать влияние на уровень взыскиваемости доначисленных таможенных платежей, у данных подразделений отсутствуют.

Установленный уровень АПЭД № 5 (на I и II кварталы 2011 г. - не менее 87%; на III и IV кварталы 2011 г. - не менее 90%) является сдерживающим при выборе формы таможенного контроля. Статистические данные свидетельствуют о существующей тенденции ежегодного сокращения количества проводимых подразделениями таможенной инспекции специальных таможенных проверок (выездных таможенных проверок). Так, в 2007 г. при отсутствии установленных показателей результативности специальных таможенных ревизий количество проведенных подразделениями таможенной инспекции Дальневосточного региона мероприятий в данной форме контроля составило 132 единицы. С введением в действие аналитической программы ФТС России «Развитие таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств» [1] предполагалось увеличить результативность специальных таможенных ревизий (как ежегодный показатель реализации аналитической программы) на уровне: в 2008 г. - 81%, в 2009 г. - 83%, в 2010 г. -85%; количество проведенных в Дальневосточном регионе специальных проверок составило соответственно 95, 71 и 28 форм контроля.

Одной из основных задач таможенных органов является обеспечение соблюдения таможенного законодательства. В целях выполнения данной задачи таможенные органы должны предпринимать меры при выявлении данных, свидетельствующих о возможном нарушении установленных порядка и правил перемещения товаров через таможенную границу, вне зависимости от размера суммы экономического ущерба, явившегося следствием выявленных нарушений. С установлением контрольного значения показателя средней суммы доначисленных таможенных платежей и наложенных штрафных санкций в результате проведенной проверки должностные лица подразделений таможенного контроля после выпуска товаров вынуждены в целях исполнения показателя выбирать те объекты для таможенного контроля, по которым возможная сумма доначисленных таможенных платежей должна быть не меньше установленного контрольного значения.

58

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(65)/2013

В 2012 г. система показателей оценки эффективности деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров была пересмотрена. Установлен один КПЭД и один АПЭД:

1) КПЭД «Доля взысканных таможенных платежей, пеней и штрафов от суммы доначисленных таможенных платежей и наложенных штрафов по результатам таможенного контроля после выпуска товаров» (для РТУ поквартально установлено значение «не менее 72%»);

2) АПЭД «Доля фактически уплаченных или взысканных таможенных платежей, пеней, штрафов по результатам таможенного контроля после выпуска товаров от планового контрольного задания по общей сумме поступлений доходов, администрируемых таможенными органами» (для РТУ поквартально установлено значение «не менее 0,1%»).

Данный КПЭД не отражает степень выполнения функций, возложенных на подразделения ТИ, поскольку подразделения ТИ не могут качественно повлиять на взыскиваемость таможенных платежей.

В развитие методики оценки необходимо включить показатель, отражающий суммы доначисления в результате мероприятий, проведенных вследствие срабатывания профиля риска, ориентировок, а также суммы доначисления и (или) взысканные в результате возбуждения дел об АП и (или) уголовных дел правоохранительными и иными государственными контролирующими органами вследствие подтверждения информации о возможном нарушении законодательства Таможенного союза, полученной органами государственного контроля от подразделений ТИ.

В соответствии с методикой расчета КПЭД и АПЭД, утвержденных на 2012 г., не учитываются суммы доначисленных (взысканных) таможенных платежей, пеней и штрафов, которые фактически отменены (возвращены) в результате судебных решений или решений в порядке ведомственного контроля. Тем не менее, несмотря на обжалование решения таможенного органа, работа по контролю после выпуска должностными лицами подразделений таможенного контроля после выпуска товаров проводилась и, следовательно, должна быть учтена при оценке эффективности деятельности.

Обобщив опыт оценки эффективности деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и произведя анализ выполняемых функций подразделениями данной службы, считаем целесообразным дополнить существующую методику оценки эффективности деятельности данных подразделений комплексом показателей, представленных в табл. 2.

Для корректировки контрольных значений рекомендуемых показателей целесообразно предусмотреть использование повышающих коэффициентов по аналогии с методикой, существовавшей в период 2008-2010 гг. в зависимости от сложности задач по достижению конечного результата, а также если по результатам проведенных проверочных мероприятий внесены предложения, повлекшие изменение законодательных, нормативных актов, либо разработаны профили риска или ориентировки.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

59

Таблица 2

Рекомендуемые показатели эффективности деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров

Функции подразделений таможенного контроля после выпуска товаров Показатели эффективности деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров

Аналитическая работа по выбору объектов таможенного контроля после выпуска товаров - Суммы доначисленных таможенных платежей, пеней, наложенных штрафов, отказанного к возмещению НДС. - Количество возбужденных дел об АП, уголовных дел. - Количество проведенных проверочных мероприятий после выпуска товаров в расчете на одно должностное лицо. - Результативность проверочных мероприятий в установленных формах контроля

Проведение проверочных мероприятий

Анализ информации о деятельности лиц с целью выявления рисков и подготовки предложений по разработке и утверждению профилей риска и ориентировок Суммы, доначисленные в результате мероприятий, проведенных вследствие срабатывания профиля риска, ориентировки

Взаимодействие с иными контролирующими и правоохранительными органами Суммы, доначисленные и (или) взысканные в результате возбуждения дел об АП, уголовных дел правоохранительными и иными государственными контролирующими органами вследствие подтверждения информации о возможном нарушении законодательства Таможенного союза, полученной органами государственного контроля от подразделений ТИ

Анализ результатов инспекционной деятельности Количество внесенных предложений, повлекших изменение законодательных, нормативных актов

Разработка перспективных направлений проверочной деятельности

Подготовка предложений по повышению эффективности проводимых проверочных мероприятий

Использование рекомендуемых показателей обеспечит объективную оценку эффективности деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и ее соответствие уровню таможенного контроля в условиях упрощения процедур совершения таможенных операций и сокращения сроков выпуска товаров.

60

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(65)/2013

Список литературы

1. Концепция развития таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств [Электронный ресурс]: аналитическая программа ФТС России [утв. приказом ФТС России от 07.12.2007 № 1516]. URL: http://customs.consultmtru/doc.asp?ro=7173

2. О внесении изменений в штатное расписание центрального аппарата ФТС России [Электронный ресурс]: приказ ФТС России от 26.04.2010 № 845. URL: http://www.tks.ru/news/nearby/2010/04/29/0011

3. О контрольных показателях эффекитивности правоохранительной деятельности [Электронный ресурс]: приказ ФТС России от 26.06.2007 № 054 [утв. приказом ФТС России от 27.07.2007 № 914]. URL: http://www.referent. ru/1/110436

Чермянинов Д.В. Таможенное право: учебник для бакалавров / Д. В. Чермянинов; отв. ред. Д.Н. Бахрах. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 411 с. -Сер.: Бакалавр. Базовый курс.

На основе современного законодательства раскрываются базовые понятия и важнейшие категории таможенного права, рассматриваются источники таможенного права, особенности таможенных правоотношений, проведена детальная классификация, изучены административно-правовые статусы их участников.

Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.

Для студентов высших и средних специальных учебных заведений, аспирантов, преподавателей, практических работников, а также всех интересующихся вопросами организации и планирования внешнеэкономической деятельности и перемещением через таможенную границу товаров для личного пользования (туристов, путешественников, переезжающих на постоянное место жительства, и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.