Научная статья на тему 'Современный валютно-долговой кризис в европейских странах'

Современный валютно-долговой кризис в европейских странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
320
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛГОВОЙ КРИЗИС / DEBT CRISIS / БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ / BUDGET DEFICIT / ВАЛЮТНО-КРЕДИТНАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ / CURRENCY CREDIT STABILIZATION / ГОСУДАРСТВА-ДЕБИТО-РЫ / DEBTOR STATES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дергачев Иван Владимирович

В статье рассматриваются причины современного долгового кризиса в европейских странах, исследуется состояние рынка суверенных внешних долгов стран еврозоны, а также анализируются возможные направления и приоритеты реструктуризации европейского валютно-кредитного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the reasons for the current debt crisis in European countries and investigates the situation on sovereign foreign debt market of EU countries. The author also analyzes possible directions and priorities of restructuring the European currency credit market.

Текст научной работы на тему «Современный валютно-долговой кризис в европейских странах»

И. В. Дергачев

СОВРЕМЕННЫЙ ВАЛЮТНО-ДОЛГОВОЙ КРИЗИС В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ

В статье рассматриваются причины современного долгового кризиса в европейских странах, исследуется состояние рынка суверенных внешних долгов стран еврозоны, а также анализируются возможные направления и приоритеты реструктуризации европейского валютно-кредитного рынка.

Ключевые слова и словосочетания: долговой кризис, бюджетный дефицит, валютно-кредитная стабилизация, государства-дебиторы.

Текущий европейский валютно-долговой кризис с большой долей вероятности выступит детонатором следующего, более глубокого кризиса, связанного с эффектом накопления проблем, исчерпанностью существующей модели экономического развития и геополитическим переделом мира. Главными заложниками кризиса становятся государства: проблемы бизнеса инвестируются в проблемы госбюджетов и госдолгов, экономические проблемы - в проблемы на поле большой политики. Однако экспертные позиции ряда зарубежных исследователей не в полной мере соответствуют данным социологических опросов.

Так, по мнению ряда аналитиков, ответы на вопрос «каковы причины современного кризиса ЕС?»1 разделились на два главных тренда: первый -оптимистический - кризис роста (к этому больше склоняется сама Европа); второй - жесткий пессимизм, когда европейский кризис рассматривается как проявление неизбежного старения европейской цивилизации, а значит, отступление всего западного мира.

Вместе с тем анализ только теоретических взглядов и экспертных оценок не дает нам комплексного представления об основных причинах европейского кризиса. Необходима систематизация статистических данных, обосновывающих полученные в ходе исследования выводы. Рассмотрим показатель ВВП еврозоны, характеризующий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (т. е. предназначенных для непосредственного потребления), произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государств ев-розоны для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства. Согласно данным Евростата, основной вклад в рост ВВП в начале 2011 г. внесли такие страны, как Финляндия, Австрия и Эстония, тогда как Греция и Португалия серьезно дестабилизировали европейскую экономику (табл. 1).

1 См.: Реконструкция Европы. Конкуренция, безопасность, экспансия. Международное исследование Института посткризисного мира. Июль - сентябрь 2010. URL: http://www.postcrisis-world.org/files/finreport_ru_2010-09_web.pdf

Т а б л и ц а 1

Динамика ВВП по еврозоне за период с 2008 по 2011 г.*

2008Q3** 2008Q4 2009Q1 2009 Q2 2009Q3 2009Q4 2010Q1 2010Q2 2010Q3 2010Q4 2011Q1 2011Q2

Зона евро (изменение состава) -0,5 -1,8 -2,7 -0,2 0,4 0,4 0,4 0,9 0,4 0,3 0,8 0,2

Зона евро (17 стран) -0,5 -1,8 -2,7 -0,2 0,4 0,4 0,3 0,9 0,4 0,3 0,8 0,2

Бельгия -0,6 -2 -1,8 0,2 1,1 0,6 0,1 1,1 0,4 0,5 0,9 0,5

Германия -0,4 -2,2 -4 0,3 0,8 0,7 0,5 1,9 0,8 0,5 1,3 0,1

Эстония -1,3 -8,6 -4,5 -4,1 -1,4 1 0 2,7 1,4 2 3,1 1,7

Ирландия -0,1 -3,6 -2,7 -0,6 -0,7 -1,2 1,5 -0,4 0,2 -1,4 1,9 1,6

Греция 0,3 -0,8 -1,1 -1,0 -0,6' 0,7 -1,9 -1,3 -1,6 -2,8 0,2 -

Испания -0,8 -1,1 -1,6 -1,1 -0,3 -0,2 0,1 0,3 0 0,2 0,4 0,2

Франция -0,3 -1,5 -1,5 0,1 0,2 0,6 0,2 0,5 0,4 0,3 0,9 0

Италия -1,1 -2 -3 -0,3 0,4 0 0,6 0,5 0,3 0,1 0,1 0,3

Кипр 0,2 0,1 -1 -0,9 -0,8 -0,1 0,9 0,7 0,5 0,3 0 0,3

Люксембург -1 -3,1 -1,3 -2,8 2,2 -0,8 1,5 1,2 0,4 1 0,2 0,3

Мальта 0 -1,4 -3,2 0,8 1,1 0,8 0,8 -0,3 0,6 1,8 0 0,4

Нидерланды -0,1 -1,2 -2,2 -1,1 0,7 0,4 0,5 0,7 0,1 0,7 0,8 0,2

Австрия -1,2 -1,7 -1,9 -0,9 0,6 1,6 -0,9 1,4 1,4 0,6 0,8 0,7

Португалия -0,5 -1,3 -1,9 0,7 0,5 -0,4 0,9 0,4 0,3 -0,5 -0,6 0

Словения 0,4 -3,9 -5,5 -0,6 0,4 -0,2 0,1 1,3 0,3 0,5 0,1 0,1

Словакия 1,2 0,6 -7,6 1,1 1,2 1,4 0,7 0,9 0,8 0,8 0,9 0,9

Финляндия -0,2 -3 -6 -0,9 1,4 -0,3 0,8 2,7 0,3 1,6 0,3 0,6

* Составлено по данным Евростата. URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu ** Q - квартал.

Для периода с конца 2008 по 2009 г. характерна цикличность кризиса стран еврозоны, поскольку именно в этот период такие страны, как Эстония, Германия и Австрия, демонстрировали одни из самых высоких показателей падения ВВП. С нашей точки зрения, цикличность кризиса обусловлена различиями между экономическими потенциалами вступающих стран еврозоны. Кроме того, кризис показал, что еврозона так и не смогла избавиться от такой проблемы, как разный уровень развития экономик севера (Германия, Франция) и юга (Греция, Португалия).

В чем же состоит основная причина снижения ВВП в экономике стран еврозоны? С нашей точки зрения, это в первую очередь связано со снижением спроса на продукцию и сокращением чистого экспорта на основные товары. В 2010-2011 гг. произошло не только резкое сокращение внутреннего спроса и чистого экспорта товаров, но и быстрое увеличение запасов, что свидетельствует о слабости экономики и снижении производственного потенциала и оказывает умеренно негативное влияние на рынок ценных бумаг и банковский рынок.

Сокращение внутреннего спроса в свою очередь обусловлено существенным снижением объемов внутреннего потребления. За период с 2009 по 2010 г. произошла корректировка структуры валового располагаемого дохода. Если в конце 2009 г. она характеризовалась сокращением доли трудовых доходов населения, то уже к началу 2010 г. - резким ростом нетрудовых дохо-дов1, что, с нашей точки зрения, можно объяснить ростом спекулятивного капитала на финансовых рынках и изменением фискальной политики. Однако здесь есть и другие причины, заключающиеся в значительной корреляции доходов населения в различных странах еврозоны и ЕС в целом.

В среднем в ЕС доходы на душу населения составляют 10800 евро, вместе с тем между странами существуют большие различия. Например, в Норвегии этот показатель составляет 36129 евро; в Люксембурге - 32463 евро; в Дании - 23500 евро; в Финляндии - 17594 евро. В остальных странах, которые присоединились к ЕС после 2004 г., таких, как Испания, Греция, Португалия, доходы на душу населения не превышают 2000 евро. Самый низкий уровень доходов был отмечен в Болгарии - 1645 евро и в Румынии - 1954 евро. Аналогичная ситуация обстоит и с расходами. Этот показатель в среднем по ЕС составляет 12328 евро. Однако и здесь существуют глубокие различия между странами. Например, в Болгарии этот показатель составляет 1799 евро, а в Люксембурге - 33856 евро2.

Дальнейшее увеличение бюджетного дефицита стран ЕС и еврозоны в период с 2009 по 2011 г. многие эксперты связывают именно с асимметрией структуры государственных расходов и доходов. Так, в 2010 г. бюджетный дефицит в ЕС составлял 6,8%, по еврозоне он составлял 6,3%. Практически та же ситуация сохранилась и в 2011 г. Вместе с тем по некоторым странам ЕС бюджетный дефицит был зафиксирован уже в конце 2008 г. По Ирландии он

1 К нетрудовым доходам относятся прибавочный продукт, часть прибыли предпринимателей, процент, рента, прибыль собственников торгового капитала и др.

2 URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu

составил 7,3% от ВВП; по Греции - 9,8%; по Исландии - 13,5%. Общие расходы консолидированного бюджета ЕС составили 50,3% от ВВП, в то время как общая сумма доходов упала до 44% от ВВП, что образовало бюджетный дефицит в размере 6,4% от ВВП1.

С нашей точки зрения, европейский долговой кризис стал следствием мирового экономического кризиса, который привел к резкому сокращению государственных доходов. В свою очередь, антикризисные мероприятия потребовали увеличения расходов для поддержки банковских систем и для стимулирования спроса (посредством увеличения социальных выплат и инвестиций в инфраструктуру) при одновременном снижении налогов, что привело к дальнейшему сокращению доходов. В результате бюджетные затруднения стран зоны евро резко усилились. Следует отметить, что в предкризисном 2007 г. из 17 стран, ныне входящих в зону евро, в девяти консолидированный бюджет был сведен с дефицитом, только в Греции и Португалии трехпроцентный барьер был превышен. Однако уже в 2008 г. отмечался дефицит консолидированного бюджета в 12 из 17 стран зоны евро. Из них у шести (Греции, Ирландии, Испании, Мальты, Португалии, Франции) он превышал 3% ВВП.

В 2009 г. дефицитными были консолидированные бюджеты всех стран зоны евро. Совокупный дефицит их бюджетов достиг 6,3% ВВП, превысив более чем вдвое маастрихтский критерий. Дефицит консолидированных бюджетов в 13 странах из 17 превышал 3% ВВП, а в четырех (Греции, Ирландии, Испании, Португалии) - 10% ВВП. Дефицит оставался ниже маастрихтского критерия лишь в Люксембурге, Финляндии и Эстонии, в Германии он соответствовал предельно допустимому значению.

В 2010 г. совокупный дефицит консолидированных бюджетов стран зоны евро сократился до 6%. Бюджетный дефицит 12 из 17 стран зоны евро сократился, в одной Эстонии он сменился небольшим профицитом. В Австрии, Германии, Ирландии и Люксембурге дефицит увеличился. Дефицит бюджетов 14 из 17 стран зоны евро (за исключением Люксембурга, Финляндии и Эстонии) был выше маастрихтского критерия. Как мы уже отмечали ранее, дефицит бюджета Ирландии, обремененного необходимостью поддержки коммерческих банков, которые относятся к числу наиболее пострадавших от глобального финансового кризиса, возрос до беспрецедентной величины - 32,4%. Меры жесткой экономии позволили понизить дефицит бюджетов Греции, Испании, Португалии. Тем не менее дефицит бюджета Греции вопреки прогнозам оказался выше 10%.

Первый после мирового финансово-экономического кризиса локальный долговой кризис в зоне евро наступил в Греции. Внезапность, с которой вскрылась проблема, усугубилась несовершенством бюджетной отчетности в стране. Долгое время греческое правительство привлекало займы и рассчитывалось по ним без отражения в бюджете (так, например, в распоряжение кредиторов предоставлялись доходы от лотерей и аэропортовые сборы). После смены правительства в 2009 г. была проведена ревизия государственных доходов и расходов. В результате оценка дефицита консолидированного бюдже-

1 иЯЬ: http://epp.eurostat.ec.europa.eu

та в 2009 г. была повышена сначала с 5,1 до 12,7% ВВП, в мае 2010 г. - до 13,6% ВВП, а в ноябре - до 15,4% ВВП.

Угроза неисполнения Грецией платежей по государственному долгу побудила ЕС создать механизм финансовой помощи странам - членам зоны евро, испытывающим бюджетные затруднения.

Европейский механизм финансовой стабилизации (European Financial Stabilisation Mechanism), утвержденный решением Совета ЕС от 9 мая 2010 г., предусматривает предоставление таким странам займа или открытие кредитной линии. На эти цели Еврокомиссией может быть выделено до 60 млрд евро. Еще 440 млрд евро может быть выделено Европейским фондом финансовой стабилизации (European Financial Stability Facility), который формируется правительствами стран - участниц зоны евро. Таким образом, в общей сложности Евросоюз может выделить до 500 млрд евро. Предполагается софинансирова-ние со стороны МВФ, который выделит в этом случае до 50% средств, ассигнуемых ЕС. Таким образом, общая сумма выделяемых средств может достигнуть 750 млрд евро. В рамках соответствующего механизма Греции был предоставлен кредит на сумму 14,5 млрд евро и одновременно кредит МВФ на сумму 5,5 млрд евро. До конца 2010 г. были приняты решения о предоставлении Греции двух новых кредитных траншей по 9 млрд евро. В первой половине 2011 г. Греции были предоставлены еще два транша1.

Следующей страной, воспользовавшейся помощью в рамках Европейского механизма финансовой стабилизации, стала Ирландия. В ноябре правительство Ирландии обратилось за финансовой помощью. 28 ноября 2010 г. ЕС одобрил план оказания помощи, в соответствии с которым на стабилизацию ирландской экономики было направлено в общей сложности 85 млрд евро2. В апреле 2011 г. за финансовой помощью к ЕС обратилось правительство Португалии. В мае было принято решение о предоставлении кредита, общая сумма которого составила 78 млрд евро (52 млрд - от ЕС и 26 млрд - от МВФ)3.

Несмотря на принимаемые меры по сбалансированию государственных бюджетов, состояние государственных финансов проблемных стран зоны евро остается неблагоприятным. Серьезная деформация бюджета ЕС не могла не сказаться на снижении активности инвесторов, что обусловлено выводом капитала на фоне общего спада производственной деятельности в еврозоне, снижением общей кредитной активности банковского сектора. Таким образом, с нашей точки зрения, фундаментальным противоречием зоны евро остается противоречие между единой денежно-кредитной политикой и бюджетной политикой, вырабатываемой на уровне национальных государств. В результате для ряда стран участие в зоне евро создало предпосылки наращивания бюджетных дефицитов и увеличения государственной задолженности (табл. 2).

Использование единой валюты облегчает привлечение государственных заимствований, поскольку доверие к одной из ведущих мировых резервных валют значительно выше, чем к валютам отдельных стран, испытывающих

1 Council of the European Union. Press release. 9596/10. - Brussels 9/10 May 2010.

2 Government Statement on EU/IMF Rescue Deal. Sunday 28 November 2010. URL: http://www.rte. ie/news/2010/1128/govstatement.html

3 European Economic Forecast - Spring 2011 // European Economy. - 2011. - N 1.

бюджетные проблемы. В то же время, приняв единую валюту, отдельные страны лишаются возможности ликвидировать экономические диспропорции посредством изменения валютного курса. Между тем последствия этих диспропорций зачастую требуют дополнительных государственных расходов (например, невозможность поддержать производство, снизив относительные издержки путем обесценения валюты, влечет за собой необходимость увеличения социальных выплат безработным).

Т а б л и ц а 2

Сальдо консолидированного бюджета стран ЕС* (в % к ВВП)

Страны 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Зона евро (17 стран) -0,7 -0,2 -6,3 -6,4 -4,3 -3,5

Германия 0,3 0,1 -3,0 -3,3 -2,0 -1,2

Франция -2,7 -3,3 -7,5 -7,0 -5,8 -5,3

Италия -1,5 -2,7 -5,4 -4,6 -4,0 -3,2

Австрия -0,9 -0,9 -4,1 -4,6 -3,7 -3,3

Бельгия -0,3 -1,3 -5,9 -4,1 -3,7 -4,2

Греция -6,4 -9,8 -15,4 -10,5 -9,5 -9,3

Ирландия 0,1 -7,3 -14,3 -32,4 -10,5 -8,8

Испания 1,9 -4,2 -11,1 -9,2 -6,3 -5,3

Кипр 3,4 0,9 -6,0 -5,3 -5,1 -4,9

Люксембург 3,7 3,0 -0,9 -1,7 -1,0 -1,1

* Составлено по данным Евростата. URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu

Фундаментальным противоречием зоны евро остается противоречие между единой денежно-кредитной политикой и бюджетной политикой, вырабатываемой на уровне национальных государств. Основная причина европейского валютно-долгового кризиса заключается в фундаментальных дефектах европейской валютно-финансовой системы, основанной на единстве евро.

Систематизация экономических причин кризиса стран ЕС и еврозоны позволила нам сделать заключение о необходимости реформирования не только европейской, но и мировой валютно-финансовой системы с учетом следующих ключевых принципов: адекватность концептуальной основы реформ и структурных принципов европейской и мировой валютно-финансовой системы требованиям глобальной экономики; сохранение определенной преемственности структурных принципов предыдущих валютно-финансовых систем с новыми принципами и перспективами их развития; приемлемость основных принципов валютно-финансовой системы для развитых и развивающихся стран.

Список литературы

1. Галанов В. А. Случайность и закономерность экономического кризиса // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. -2010. - № 1 (31).

2. Реконструкция Европы. Конкуренция, безопасность, экспансия. Международное исследование Института посткризисного мира. Июль - сентябрь 2010. URL: http://www.postcrisis-world.org/files/finreport_ru_2010-09_web.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.