УДК 339.97
ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
И.Б. Илюхина
По экономическим параметрам Евросоюз является лидером среди большинства интеграционных группировок мира. В статье предпринята попытка определить эффекты европейской интеграции. Автором прослеживается ход экономического развития стран, вступивших в ЕС и в Еврозону в начале XXI века, а также выделяются общие проблемы экономики Евросоюза в условиях общей экономической и политической нестабильности в мире.
Ключевые слова: экономическая интеграция, Европейский Союз, зона «Евро», экономическое развитие, конкурентоспособность.
Исторически наиболее четко интеграционные процессы проявились в Западной Европе, где во второй половине ХХ столетия складывалось единое хозяйственное пространство целого региона, в рамках которого формировались общие условия воспроизводства и создавался механизм его регулирования. Здесь интеграция достигла наиболее зрелых форм.
На сегодняшний день ЕС включает 28 стран. В настоящий момент предоставлен официальный статус кандидата в члены ЕС Македонии, что практически гарантирует ее вступление в ЕС. Также подписан ряд документов, относящихся к Турции и Украине, где на данный момент складывается нестабильная политическая ситуация. Таким образом, дальнейшее расширение ЕС будет еще некоторое время под вопросом. Проблема с продвижением к евроинтеграции существует и у Молдовы. Руководство непризнанной Приднестровской Молдавской Республики не поддерживает стремление Молдавии вступить в Евросоюз.
По экономическим параметрам Евросоюз является лидером среди большинства интеграционных группировок мира. Экономические показатели Европейского Союза по итогам 2011-2013 гг. представлены в табл. 1.
В 2013 г. экономика Европейского Союза продолжала испытывать серьезные проблемы, являющиеся последствием мирового экономического кризиса. По итогам года ВВП интеграционной группировки практически не вырос, а в зоне евро как и в прошлые два года наблюдался спад, хотя по сравнению с 2012 г. сокращение ВВП оказалось меньшим. Серьезные опасения в ЕС вызывает социальная обстановка, прежде всего продолжающийся рост безработицы, особенно молодежной. В целом уже каждый девятый работник в ЕС оказался на улице. При этом немалую угрозу для устойчивости региональной интеграции представляют сохраняющиеся контрасты между отдельными странами-членами. Так, в Греции и Испании в 2013 г. свыше четверти экономически активного населения не имели ра-
боты. Напротив, в Германии, Австрии и Люксембурге уровень безработицы ниже 6%.
Таблица 1
Основные экономические показатели Европейского Союза в 2011-2013гг.
Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г.
ВВП (по Ш1С), млрд. долл. 15390 15630 15830
темп роста ВВП, % 1,6 -0,3 0,1
ВВП на душу населения (по ППС), тыс. долл. 34,7 34,5 33,3
Уровень безработицы, % 9,7 10,6 12,0
Уровень инфляции, % 1,8 2,4 1,5
Объем экспорта*, млрд. долл. 2170 2164 2301
Объем импорта*, млрд. долл. 2397 2312 2236
* Внешний экспорт и импорт без учета торговли внутри ЕС
Высокий уровень безработицы - сейчас одна из самых обсуждаемых тем в странах Евросоюза, которая явилась следствием непростого экономического положения, в котором последние несколько лет находится еврозона.
Однако проблема безработицы в Европе не везде одинакова. Наиболее остро от нехватки рабочих мест страдает Греция - по данным европейского статистического агентства, в 2012 г. уровень безработицы там составил 26,8%. Почти такой же высокий уровень показала Испания - 26,1%.
Также высокий уровень безработицы отмечен на Кипре - 14,7%, в Латвии - 14,1% и в Литве - 12,3%. С другой стороны, самыми благополучными в этом плане можно считать Нидерланды - всего 5,8% трудоспособного населения не могут найти работу в этой стране, Люксембург и Германию - по 5,3% в каждой, Австрию - 4,3% [5].
Десять лет назад в 2004 г. ЕС расширился сильнее всего в истории. Блок из пятнадцати государств вырос до 25. Расширение пошло в основном на восток, и в состав блока вошли восемь ранее контролируемых или входивших в состав СССР стран, что вызвало большую волну миграции на запад. В состав ЕС также вошли два небольших средиземноморских государства: Кипр и Мальта. Для того, что бы определить эффекты европейской интеграции в XXI веке необходимо проследить ход экономического развития этих десяти стран после вступления в ЕС.
Среди этих стран есть четыре явных лидера в области экономического развития. Две прибалтийских страны Литва и Латвия, а также Польша и Словакия, где ВВП на душу населения вырос за период с 2004 г. по 2013 г. на 40%. Рост балтийских экономик (включая рост в Эстонии на 30%) особенно заметен. Среди вступивших в 2004 г. в ЕС стран Кипр ока-
зался в числе проигравший. Киприоты фактически стали беднее на 13% с 2004 г. Словения, столкнувшаяся с большим банковским кризисом (хотя и не с таким большим, как Кипр), также имеет серьезными экономическими проблемами, рост ВВП в этой стране составил в 2013 г. лишь 7%.
Среди этих десяти стран шесть вошли в зону «евро», наиболее недавней присоединившейся стала Латвия (2014 г.). Присоединившиеся к евро перед пиком финансового кризиса в конце 2009 г. (Словения - 2007 г., Кипр - 2008 г.) пострадали сильнее чем те, что присоединились уже после (Эстония - 2011 г.) (рис. 1)
Кипр
Словения (2007) Венгрия Мальта (2008) Чехия Эстония (2011) Латвия (2014) Словакия (2009) Польша Литва Италия Франция
Германия
-20% -10% 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% изменение ВВП на дулгу населения
Рис 1. Изменение ВВП на душу населения ведущих стран ЕС и стран, присоединившихся в 2004 г., за 2004-2013 гг. [6]
При этом нельзя отрицать падение промышленного производства в странах ЦВЕ, присоединившихся к ЕС в 2004 г. Особенно ярко такое сокращение проявилось в ходе последнего финансово-экономического кризиса. Латвия за этот период суммарно потеряла 77% от годового объема производства в докризисный период, Литва — 44%, Эстония — 43%. При этом зарплаты населения в этих странах снизились на 10-15%. В результате с 2004 г. по 2013 г. внешний долг по отношению к ВВП в Литве вырос с 40% до 78%, в Эстонии - с 64% до 98%, а в Латвии вырос вдвое - с 73% до 145%. С момента вступления в ЕС внешний долг Румынии вырос в 5,5 раз и сейчас составляет 101 млрд. долларов. Уровень жизни населения в 2,5 раза ниже среднего по ЕС. Накопленный государственный долг некоторых стран ЕС показан в таблице 2.
Таблица 2
Государственный долг стран ЕС, в % к ВВП
Страна 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Мир 62,1 65,2 75,6 79,3 79,6 80,0 82,3
Евросоюз 59,5 64 74,4 79,6 82,4 84,5 85,9
Страны ЕС вне Еврозоны
Болгария 18,6 15,5 15,6 16,7 17,0 17,3 18,0
Чехия 28,0 28,7 34,3 37,6 41,5 43,9 44,6
Дания 34,1 41,9 41,5 43,4 46,4 51,3 49,1
Венгрия 67,0 72,9 79,7 81,3 80,4 76,3 79,2
Латвия 7,8 17,2 32,9 39,9 37,8 39,1 38,2
Литва 16,8 15,5 29,4 38,0 39,0 40,9 38,9
Польша 45,0 47,1 50,9 54,9 55,4 55,7 56,2
Румыния 12,7 13,6 23,8 31,2 33,0 34,2 36,2
Швеция 40,2 38,8 42,5 39,4 37,4 35,5 35,8
Великобритания 43,9 52,5 68,4 75,1 82,5 88,4 93,3
Ерозона 65,6 70,2 80,0 85,6 88,1 93,1 95,1
Страны Еврозоны
Бельгия 87,4 89,2 95,7 95,5 97,8 99,8 100,8
Германия 66,2 66,8 74,5 82,5 80,5 81,6 81,5
Греция 90,8 112,9 129,7 148,3 170,6 161,6 175,6
Ирландия 43,6 44,5 64,9 92,2 106,4 114,2 125,1
Испания 39,6 40,2 53,9 61,5 99,3 118,4 130,3
Италия 104,2 106,1 116,4 119,2 120,7 127,1 127,8
Кипр 48,0 48,9 58,5 61,3 71,1 86,5 93,1
Нидерланды 58,2 58,5 60,8 63,1 65,5 70,8 73,8
Португалия 70,9 71,7 83,2 93,5 108,0 115,6 127,2
Франция 66,3 68,2 79,2 82,3 86,0 90,3 92,0
К концу 2013 г. государственный долг 17 стран еврозоны достиг 95,1% их совокупного ВВП. По данным на конец прошлого года, этот показатель составлял 93,1%, а в 2011 г. — 88,1%. Госдолг государств Евросоюза также продолжает расти. На сегодняшний день он составляет 85,9% от ВВП 27 стран ЕС.
Согласно общеевропейскому законодательству, задолженность государства — члена ЕС не должна превышать 60% ВВП. Сегодня это правило не выполняют 14 из 27 стран Союза (без учета Хорватии). Безоговорочным лидером здесь выступает кризисная Греция (175,6% ВВП), далее следуют находящиеся в зоне риска страны «блока» PПGS — Испания
(130,3%), Португалия (127,2%), Ирландия (125,1%). В этих же государствах наблюдаются самые высокие темпы роста госдолга.
Самыми благополучными с точки зрения объёма госдолга странами ЕС оказались Эстония (10%), Болгария (18%) и Люксембург (22,4%). Три страны — Латвия, Литва и Дания — продемонстрировали снижение показателя государственного долга по отношению к ВВП по итогам года.
Аналитики отмечают, что одномоментное резкое расширение ЕС в 2004 г. за счет присоединения 10 стран - восточноевропейских и балтийских, а также Кипра и Мальты - было изначально чревато большими проблемами в силу относительной экономической отсталости «новых европейцев». К этому добавилось образование зоны евро с единой европейской валютой, но без жестко скоординированной бюджетной и налоговой политики. Такого рода разрыв между валютной и финансовой интеграцией мог быть терпим в условиях общего хозяйственного роста и сохранения макроэкономической стабильности. Но с наступлением мирового финансово-экономического кризиса проблемные моменты европейской интеграции дали о себе знать [12].
Критических масштабов достиг государственный долг ряда стран зоны евро, ужесточились условия его обслуживания, что в течение всего нескольких лет переросло в подлинный долговой кризис.
Как видим, в 2007-2013 гг. совокупный госдолг членов еврозоны по отношению к их общему ВВП вырос с 65,6% до 95,1%, что ощутимо увеличило нагрузку на бюджет, поскольку значительно возросли платежи по обслуживанию образовавшейся задолженности. Для ряда государств долговая нагрузка стала непосильной.
Конечно, программы финансовой помощи «проблемным странам» сыграли свою роль в смягчении наиболее острых ситуаций, поддержали антикризисные усилия национальных правительств и помогли несколько разрядить обстановку. Однако, подлинный выход из кризиса возможен лишь через активизацию хозяйственной деятельности, подъем производства в ключевых секторах экономики и ощутимое повышение занятости. А вот на этих направлениях в зоне евро серьезных сдвигов в лучшую сторону не просматривается. Пример тому - положение дел с производственными инвестициями, без реального увеличения которых невозможно возобновление экономического роста. Данные таблицы 3 представляют динамику валовых инвестиций в странах Еврозоны.
Как видим, после обвального сокращения объема валовых капиталовложений в 2009 г. положение почти во всех странах еврозоны характеризуется крайне низкой инвестиционной активностью. Не говоря уже об экстремальных случаях (Греция, Испания, Кипр, Португалия), даже в сравнительно благополучных Италии и Нидерландах уровень производственных капиталовложений явно недостаточен для обеспечения расширенного воспроизводства и кардинального оживления экономики.
Таблица 3
Изменение объема валовых инвестиций в странах Еврозоны, %
Страна 20042008гг.* 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Зона евро в том числе: 2,9 -12,7 -0,1 1,5 -4,1 -1,8
Бельгия 5,0 -8,4 -1,4 4,1 -0,3 -0,8
Германия 2,9 -11,6 5,9 6,2 -2,1 0,6
Греция 2,6 -13,7 -15,0 -19,6 -19,1 -4,9
Ирландия 4,0 -27,7 -22,7 -12,2 -2,0 -1,5
Испания 3,7 -18,0 -6,2 -5,3 -8,9 -6,6
Италия 0,9 -11,7 2,1 -1,8 -8,8 -3,0
Кипр 9,0 -9,7 -4,9 -13,1 -22,3 -23,7
Нидерланды 3,9 -12,0 -7,2 5,7 -4,7 -2,6
Португалия 0,1 -8,6 -3,1 -10,7 -14,9 -8,0
Франция 3,7 -10,6 1,2 3,5 0,0 -1,5
*Для периода 2004-2008 гг. даны среднегодовые значения.
С 1 июля 2013 г. Хорватия стала 28-м членом Европейского союза после выполнения всех условий для вступления в интеграционную группировку. По экономическим показателям Хорватия станет еще одной из беднейших стран ЕС, опережая лишь Болгарию, Румынию и Латвию. ВВП на душу населения в Хорватии составляет 61% от среднего по ЕС и остается на уровне докризисного 2007 г., в то время как в Польше и Венгрии он вырос с 61% до 66% за этот же период.
По уровню безработицы в 19% в 2012 г. и 18% в 2013 г. Хорватия относится к четырем «рекордсменам» ЕС, где в среднем этот показатель составляет 11%. Безработица среди молодежи до 25 лет превышает 51,8%, а для ЕС в среднем только 23,5%. Размер средней заработной платы в Хорватии составляет 373 евро. Уровень жизни в стране снизился на 5% в 2012 г., в 2013 г. ожидается его падение на 3-4%, в то время как в странах ЕС он сокращался в среднем на 1%. Промышленное производство в Хорватии только за 2012 г. сократилось на 5,3% [10].
Бюджетный дефицит в Хорватии достаточно большой - 4,5% на конец 2012 г., вместо требуемых ЕС 3%, поэтому в ближайшие после вступления годы страну ждет чрезвычайная программа бюджетной экономии. Внешний долг страны также превышает кризисную для Евросоюза отметку. Дефицит торгового баланса превысил 6,4 млрд. евро на 31 декабря 2012 г. из-за быстрого сокращения экспорта вследствие кризиса. Импорт на конец 2012 г. составлял 21,13 млрд. евро, а экспорт - 13,04 млрд. евро. Вступление Хорватии в ЕС приведет к выходу страны из соглашения стран Центральной и Юго-Восточной Европы по свободному товарообмену
CEFTA, что в свою очередь приведет к потерям привычных рынков сбыта, сокращению тысячи рабочих мест и снижению конкурентоспособности хорватских товаров из-за введения пошлин торговыми партнерами по данному соглашению - Сербия, Босния и Герцоговина. Взамен страна рассчитывает на доступ на рынки ЕС, где еще надо завоевывать позиции и доказывать преимущества своих товаров, на что уйдет несколько лет.
Сразу же после официального вступления в ЕС Хорватия получит в первый год членства помощь из европейских фондов в размере 800,16 млн. евро на стабилизацию экономического положения. Сельскому хозяйству будет выделено 610 евро на 1 гектар земельных угодий, которых в Хорватии насчитывается в размере 1,3 млн. га. Таким образом, страна выйдет на второе место в Евросоюзе по величине сельскохозяйственных субсидий среди стран-членов. Всего в течение первых семи лет после вступления Хорватии в общей сложности будет выделено от 12 до 13,7 млрд. евро из различных европейских фондов. При этом за членство в ЕС Хорватия должна будет ежегодно выделять в европейских бюджет 267,7 млн. евро.
Несмотря на проблемы, существующие в ЕС к концу 2013 г. прекратились разговоры о кризисе европейского интеграционного проекта, которые велись в последние два года. К концу 2013 г. произошло явное оживление экономики в большинстве стран ЕС, так что оценки на 2014 г. сдержанно оптимистичные. Основной проблемой развития ЕС в 2014 г. станет повышении глобальной конкурентоспособности интеграционной группировки в целом. Эта цель будет реализовываться, как уже наметилось в 2013 г., по двум векторам - улучшение условий торговли и инвестиций с основными партнерами, а также ускорение перехода к инновационной экономике и повышению уровня занятости через более эффективное расходование средств в рамках нового многолетнего финансового плана 2014-2020 гг.
В целом со стороны ЕС наблюдается явная смена самой парадигмы ЗСТ. Либерализация торговли и инвестиций рассматривается как способ оживления экономики стран ЕС, в особенности зоны евро. В этой связи в качестве наиболее желательных партнеров выбираются именно страны ОЭСР, тогда как до середины 2000-х годов ЕС вел переговоры с заведомо более слабыми в экономическом отношении партнерами, навязывая им свои условия ЗСТ. Первым примером ЗСТ нового формата стало соглашение с Южной Кореей, подписанное осенью 2011 г. после трехлетних переговоров.
В апреле 2013 г. стартовали переговоры ЕС по созданию ЗСТ с Японией. Продолжаются аналогичные переговоры ЕС с Индией и несколькими странами АСЕАН (Сингапуром, Малайзией, Вьетнамом), а с 2013 г. также с Таиландом. При этом торговые переговоры с Сингапуром, которые велись начиная с 2010 г., в сентябре 2013 г. успешно закончились подписанием соглашения, однако инвестиционные переговоры все еще продолжаются, причем по другим странам АСЕАН также принято решение начать обсуждать вопросы либерализации капиталовложений. Из других инициа-
тив ЕС по развитию внешнеэкономических связей, которые должны способствовать оживлению хозяйственной динамики в интеграционной группировке, можно назвать решение о начале переговоров с Китаем по инвестиционным вопросам.
Другим приоритетом ЕС является политика повышения конкурентоспособности для устойчивого роста и создания новых рабочих мест. Тем не менее очевидно, что основные усилия по этим направлениям должны предприниматься на уровне государств-членов - ЕС может реализовывать главным образом лишь корректирующие меры. Однако финансовый, да и управленческий потенциал отдельных стран интеграционной группировки сильно различается, причем экономически наиболее успешные государства в 2014 г. опять будут иметь в ЕС лучшие возможности дальнейшего повышения своей конкурентоспособности в глобальной экономике. Кризис в европейской экономике завершается, по итогам 2013 г. в ЕС-28 рост оказался нулевым, а в зоне евро - небольшое падение на 0,4%. По прогнозам экономика Европы в 2014 г. возрастет на 1,1%, а ЕС-28 на 1,4%. При этом рост будет наблюдаться почти во всех экономиках Евросоюза [5].
Как указано в докладе Еврокомиссии по прогнозу развития ЕС до 2015 г., основной движущей силой роста уже в текущем году должен стать внутренний спрос. Постепенное снижение неопределенности, уменьшение фискальной нагрузки и инфляции позволит домашним хозяйствам и организациям повысить объем потребления и инвестиций (рис. 2).
Рис. 2. Рост ВВП и его компонентов в ЕС в 2005-2015 гг. [5]
Что касается внешнего спроса на европейскую продукцию, то, согласно подсчетам Еврокомиссии, он также будет увеличиваться, однако не столь высокими темпами, как это прогнозировалось ранее. Основная причина корректировки сделанного ранее прогноза - снижение темпов роста экономики развивающихся стран, которое наблюдается с конца 2012 г. Особое беспокойство европейских властей вызывает снижение темпов роста российской экономики, которое оказывает негативное воздействие на экономическое положение европейских стран, поскольку для многих из них Россия является одним из важнейших торговых партнеров. Снижение темпов экономического роста ожидается и в Китае, который также является ключевым внешнеторговым партнером для ряда государств ЕС, однако оно будет кратковременным и не окажет существенного отрицательного влияния на европейскую экономику.
В связи со снижением внешнего спроса на европейскую продукцию и удорожания евро, роста экспорта стран ЕС в 2013 г. составил 1,5%, а стран зоны евро - 1,3%. Но экспорт останется основным драйвером роста экономики ЕС в 2014-2015 гг. в условиях подавленного внутреннего спроса. По мере стабилизации экономики развивающихся стран, а также развития международной конкурентоспособности проблемных стран Евросоюза прогнозируется повышение темпов роста экспорта ЕС до 4,2% в 2014 г. и 5,6% в 2015 г. Данные по суммарному экспорту стран ЕС представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Объемы экспорта стран ЕС за 2005-2013 гг. и прогноз на 2014-2015 гг.[7]
Германская экономика является ведущей экономикой Европейского Союза, она оказывает весомое экономическое и политическое влияние на функционирование ЕС. ВВП Германии составлял в 2013 г. около 21% ВВП
ЕС (Франция - 15,8%; Великобритания - 14,5%; Италия - 12%) [7]. Страна в 2013 г. входила в тройку крупнейших экспортеров, имеющих значительное превышение экспорта над импортом, как в количественном, так и в долевом отношении: здесь Германия находится в соседстве с Китаем и Россией.
На долю Германии приходится почти треть экспорта ЕС в Россию и пятая часть импорта ЕС из России. Среди 28 стран-членов ЕС в первые девять месяцев 2013 года Германия была крупнейшим экспортером в Россию (27,4 млрд евро или 30% экспорта ЕС); за ней следуют Италия (8,0 млрд или 9%), Нидерланды и Польша (по 6,1 млрд или 7% каждая) и Франция (6,0 или 7%). Германия была также и крупнейшим импортером (28,8 млрд или 19% импорта ЕС); за ней следуют Нидерланды1 (22,4 млрд или 14%), Италия (14,9 млрд или 10%) и Польша (13,9 млрд или 9%) [8].
В настоящее время, по мнению министра экономики ФРГ Зигмара Габриэля, экспорт страны находится в ь сложной ситуации из-за геополитических волнений, включая украинский кризис. При этом на экспорт Германии приходится 40% экономики согласно данным Федерального бюро статистики. Из-за ведения антироссийских санкций по признанию канцлера А. Меркель только во втором квартале 2014 г. экономика ФРГ показала снижение темпов роста на 0,2%, и пока нет предпосылок для того, чтобы эта тенденция выправилась.
Последние данные по развитию экономики Германии свидетельствуют о значительном снижении в стране «Индекса делового оптимизма». Данный показатель отражает ожидания фирм в сферах производства, строительства, оптовых и розничных продаж. Индекс выводится из ежемесячного опроса свыше 7000 компаний. Сложившаяся ситуация с падением индекса напрямую связана с «санкционной» политикой Запада в отношении России и способна может еще больше обострить ситуацию в Евросоюзе, поскольку кризис доверия к экономике Евросоюза со стороны предпринимателей и банкиров ведущего государства ЕС несет в себе серьезную угрозу для всей Европы.
Введенные Европой санкции против России вернулись затронули интересы бизнеса в Италии, Франции, Германии как и других стран. Во всех эти трех ключевых для ЕС экономиках в последние месяцы отмечены негативные тенденции. «Техническая рецессия» зарегистрирована в Италии, нулевой рост в течение двух кварталов 2014 г. демонстрирует Франция. Во втором втором квартале текущего года совокупная экономика стран зоны евро прекратила свой рост - после фиксировавшегося ранее хоть и незначительного, но подъема.
Напряженность в отношениях с Россией, и непредсказуемое для Европы поведение развивающихся стран осложняют восстановление европейской экономики после мирового финансово-экономического кризиса [4].
В сложившихся условиях хорошо понятно то недовольство, которое европейские бизнесмены высказывают по поводу «санкционной войны» с Россией, создающей для них самих новые и все более серьезные проблемы.
В докладе Еврокомиссии отмечается, что всё более значимыми становятся страновые детерминанты будущего роста, что обусловит значительные отличия в темпах развития экономик разных европейских государств. Эти отличия связаны с неравномерным воздействием внешней нестабильности на рынки недвижимости, финансов и рабочей силы в разных странах ЕС, а также с различиями в эффективности мер по урегулированию кризисных явлений, которыми определяются потенциалы долгосрочного роста этих стран.
Список литературы
1. Бедерак Д. Экономическая глобализация и проблемы национальной и международной безопасности [Текст] /Д. Бедерак //Проблемы современной экономики. 2013. № 4 (48). С. 28-32.
2. Евразийское экономическое сообщество [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.evrazes.com/
3. Интернет портал СНГ [Электронный ресурс] Режим доступа: http : //www.e-cis.info/
4. Искендеров П. Германский бизнес разуверился в ЕС [Электронный ресурс] Режим доступа: Е http://www.fondsk.ru/
5. Лукашенко Е.А. Перспективы развития экономики ЕС [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.riss.ru/analitika/2314-o-perspektivakh-razvitiya-ekonomiki-evropej skogo-soyuza. 15
6. Наибольший европейский рост. Интернет-портале FXTEAM.RU. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http : //www.fxteam.ru/about/.
7. Основные макроэкономические показатели стран мира [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ereport.ru/. 20
8. Саммит ЕС-Россия: статистка по торговле товарами между ЕС28 и Россией [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eeas.europa.eu /delegations/russia/press_corner/all_news/news/2014/20140124_ru.htm
9. Фонд сотрудничества АСЕАН - Россия. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.asean-russia.ru.
10. Хорватия вступила в Евросоюз [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.webeconomy.ru/
11. Шахрай С.М. Интеграция в современном мире: политико-правовые аспекты [Текст] / С.М. Шахрай. СПб.: «Университет», 2006. 150 с.
12. Яковлев П. Интересы и ценности в отношениях между Россией и Европейским союзом [Электронный ресурс]. Режим доступа: http : //www.perspektivy.info/
13. European Commission. European Economic Forecast. Winter 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ec.europa.eu/ econo-my_finance/eu/ forecasts/2014_winter_forecast_en.htm/
Илюхина Ирина Борисовна, канд. экон. наук, доц., [email protected], Россия, Орел, Финансовый университет при Правительстве РФ (Орловский филиал).
PROBLEMS OF ECONOMIC INTEGRATION IN EUROPEAN UNION
I.B. Iliykhina
In the economic European Union parameters is the leader among the majority of integration groups of the world. In article an attempt to define effects of the European integration is made. The author traces the course of economic development of the countries which entered the EU and the Eurozone at the beginning of the XXI century and also common problems of economy of the European Union in the conditions of the general economic and political instability in the world are allocated.
Keywords: economic integration, European Union, zone "Euro", economic development, competitiveness.
Iliykhina Irina Borisovna, candidate of economic sciences, docent, Russia, Orel, Financial University under the Government of the Russian Federation (Orel branch).
УДК 330.3
ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЫ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Е.А. Филатова
Проводится оценка статистических данных о развитии научно-технической сферы экономики России в среднесрочном периоде для определения тенденций, особенностей и проблем развития высокотехнологичного производства и инновационной деятельности российских предприятий.
Ключевые слова: научно-техническая сфера, высокотехнологичное производство, финансирование инноваций, нанотехнологии.
В системе принятия обоснованных управленческих решений определяющую роль играет анализ текущего состояния объекта управления, выявление на его основе ключевых проблем, мешающих его эффективному функционированию и развитию. В этой связи оценка научно-технической сферы и высокотехнологичного сектора экономики как объектов управления позволят нам выявить их национальные особенности, основные тенденции и проблемы.
Объем характеризующих инновационное развитие и научно-техническую сферу показателей, формируемых официальной статистикой, достаточно обширен.