Научная статья на тему 'Современный подросток в образовательном пространстве русской народной культуры'

Современный подросток в образовательном пространстве русской народной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
619
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОДРОСТОК / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ / RUSSIAN FOLK CULTURE / EDUCATIONAL SPACE / TEENAGER / CREATIVE ABILITIES / ARTISTIC AND FIGURATIVE EXPRESSIVENESS / FUNCTIONING MECHANISMS / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова Алина Олеговна

Проанализированы категории «русская народная культура», «образовательное пространство», выявлена роль народной культуры в творческом развитии подростка. Приведены авторские определения понятий «русская народная культура», «образовательное пространство русской народной культуры», «художественно-образная выразительность». Выявлены сущностные характеристики и механизмы функционирования образовательного пространства русской народной культуры. Определены принципы деятельности педагога, направленной на развитие творческих способностей подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврилова Алина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author analyzes the categories “Russian folk culture”, “educational space”; finds out the role of the folk culture in the creative development of teenagers. The author’s definitions of the notions “Russian folk culture”, “educational space of the Russian folk culture”, “artistic and figurative expressiveness” are given. There are revealed the essential characteristics and functioning mechanisms of the educational space of the Russian folk culture. There are determined the principles of teacher’s work directed at teenagers’ creative abilities development.

Текст научной работы на тему «Современный подросток в образовательном пространстве русской народной культуры»

А.О. ГАВРИЛОВА (Волгоград)

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДРОСТОК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Проанализированы категории «русская народная культура», «образовательное пространство», выявлена роль народной культуры в творческом развитии подростка. Приведены авторские определения понятий «русская народная культура», «образовательное пространство русской народной культуры», «художественно-образная выразительность». Выявлены сущностные характеристики и механизмы функционирования образовательного пространства русской народной культуры. Определены принципы деятельности педагога, направленной на развитие творческих способностей подростка.

Ключевые слова: русская народная культура, образовательное пространство, подросток, творческие способности, художественно-образная выразительность, механизмы функционирования, принципы.

Современное развитие социокультурной среды и образования характеризуется процессами этнизации, которые связаны с проблемами приобщения подрастающего поколения к русской народной культуре, культурации и творческой деятельности в ее многомерном пространстве. Национальная стратегия развития современного образования опирается на фундаментальные идеи воспитания гражданина России с высокой духовно-нравственной культурой, богатым творческим потенциалом, который воспитан на основе этнокультурных традиций и ценностей, реализуется в процессе активной созидательной патриотически обусловленной деятельности, направленной на утверждение национальных идеалов во благо своего Отечества.

В сфере современного художественного образования наблюдаются ярко выраженная тенденция сохранения и развития культурной самобытности регионов (М.Б. Насырова), активный поиск этнокультурной идентичности (Т.Л. Божинская). В связи с этим актуальной становится проблема развития творческих способностей подрастающего поколения, являющегося важнейшим ресурсом сохранения

и совершенствования общества созидания, на основе педагогического потенциала русской народной культуры. Осмысление важнейшей роли русской народной культуры в современном мире становится необходимым условием при проектировании образовательного этнокультурного пространства, в котором современный подросток созидает, становится субъектом творческой деятельности.

С целью более глубокого понимания феномена образовательного пространства русской народной культуры как условия развития творческих способностей подростка обратимся к анализу основных трактовок ключевых понятий в исследованиях.

Т.Л. Божинская трактует понятие «культура» как исторически развивающуюся, многомерную систему созданных и создаваемых личностью духовных и материальных ценностей, правил, норм, смыслов, идей, традиций, служащих дальнейшему прогрессу цивилизации, созданию социокультурных норм, а также форм и способов их распространения, трансляции и совершенствования, позволяющих человеку реализовать свой творческий потенциал [3]. В педагогическом и социокультурном аспектах русская народная культура понимается учёными как особый продукт коллективной жизнедеятельности этнической общности, имеющий огромное воспитательное значение (В.В. Макаев). Культурологический подход к исследованию русской народной культуры опирается на понимание её как непрерывно развивающегося, сложного и уникального образования, существующего в определённом пространстве и времени, способного постоянно воспроизводить и совершенствовать свои базовые образцы. Русская народная культура онтологически характеризуется консерватизмом этнокультурного наследия, которое понимается как определённый медиативный ментально-материальный культурный слой, необходимый народной культуре для организации жизни, воспроизводства и развития (Д.Н. Замятин). Наряду с развитием русской народной культуры происходит и развитие этнокультурного образа, воспитательного идеала, который меняется вместе с культурой, будучи её неотъемлемой частью.

По мнению A.A. Бобрихина, влияние культуры выходит далеко за рамки синхронного и соответствующего ей общества. русская народная культура не помещается в ложе исторической фактуры, претендуя на роль социо-

О Гаврилова А.О., 2016

культурного и эстетического образца общественных устройств. Она служит своеобразной матрицей для многих институций современного социума [2]. Наблюдаются различного рода интервенции русской народной культуры в пространства современной реальности, выражающиеся в форме соблюдения традиций, обрядовой и символической системах, типах народного мировоззрения.

Русская народная культура представлена в исследованиях как способ организации и развития человеческой деятельности, обусловленный спецификой и характером образа жизни, особенностями традиционного мироощущения, творческой культурно-исторической деятельностью народа, духовными ценностями, совокупностью отношений людей в данной этнической общности и за её пределами. Наряду с этим русская народная культура рассматривается как мощный источник духовно-нравственного развития человека, интегрирующий в себе многообразие проявлений высших форм человеческого бытия, действующий в роли своеобразного социально-исторического механизма передачи элементов культуры от поколения к поколению на ценностно-смысловом и традиционном уровнях (Н.А. Пархоменко). При этом традиции народной культуры рассматриваются как код, особый механизм, обеспечивающий устойчивость в сохранении и развитии культуры, трансляции культурных образцов поведения, этнокультурных духовно-нравственных и эт-нохудожественных ценностей, регулирующих отношения между членами данной этнической общности.

Также под русской народной культурой учёные понимают способ организации жизнедеятельности, обусловленный особенностями патриархального мировоззрения (С.А. Иванова). В рамках нашего исследования под русской народной культурой мы понимаем сложную исторически обусловленную систему духовных и материальных ценностей русского народа, выражающуюся в трёх основных категориях: материальная культура (образ жизни и характер жилища, народный костюм, письменность, предметы домашнего обихода, военное снаряжение, национальная кухня и т. д.), духовно-нравственная культура (народные обычаи и традиции, праздничная и «смехо-вая» культура, семейно-родовой строй, верования, народные представления и воззрения на природу и т. д.), художественно-эстетическая культура (русские народные художественные

промыслы, фольклор, народные песни и танцы, произведения народного искусства, рукописные книги и т. д.).

Первоосновой русской народной культуры является исконная крестьянская культура (М.А. Чистякова), т. е. культура трудящегося и трудолюбивого, деятельного сословия, в генетическом ментальном коде которого бережно хранились и передавались бесценные знания о мироздании, его структуре, законах бытия и развития мира.

с целью выявления роли русской народной культуры в современном образовательном процессе нами было проведено исследование среди обучающихся 6-9-х классов, их родителей и педагогических работников. Эмпирическая база исследования: лицей № 8 «Олимпия», ЦДОД «Олимпия» Дзержинского района г. Волгограда, СОШ № 1 им. А.Н. Левченко, № 2 и 3 Новониколаевского района Волгоградской области, центр духовно-нравственного образования «Архангел» (приход храма Архангела михаила Новониколаевского района Урюпинской епархии). В эксперименте участвовали 560 обучающихся, 355 родителей, 107 учителей и педагогов дополнительного образования. В ходе исследования был реализован комплекс диагностических методик, включающий анкетирование, интервьюирование, беседы, наблюдение.

Анкетирование, направленное на исследование понимания подростками роли русской народной культуры в их образовании, воспитании и формировании индивидуального стиля творческой деятельности, позволило получить следующие результаты: 75% опрошенных считают, что русская народная культура имеет существенное влияние на гармоничное формирование эстетического вкуса и развитие творческих способностей, а именно таких компонентов, как воображение, фантазия, художественно-образное, пространственное и ассоциативное мышление; 25% респондентов полагают, что русская народная культура является смыслообразующим компонентом творчества современного человека, т. к. его деятельность должна быть патриотически обусловлена и направлена на утверждение не только индивидуально-личностных, но и гражданско-патриотических, национальных идеалов. При этом под русской народной культурой современные подростки понимают: часть мировой культуры, которая обладает специфическим набором этнических компонентов и ценностей (30% респондентов);

сложный комплекс традиций, представлений, воззрений, ценностей русского народа, имеющих ярко выраженную этническую окраску и характеризующихся богатым духовным содержанием, самобытным менталитетом, мировоззрением и мировосприятием русского народа (55% респондентов); систему норм, принципов, правил поведения и существования в данной этнической общности (15% опрошенных). Подростки конкретизировали свои ответы, характеризуя русскую народную культуру как «нечто родное», «выражение души русского народа», «культуру прошлого и настоящего, имеющую созидательное, творческое начало». Подавляющее большинство опрошенных подростков (85%) на вопрос «Что даёт Вам изучение русской народной культуры?» ответили: «Русская народная культура вдохновляет на создание красивых произведений искусства»; «образцы русской народной культуры служат прекрасным примером подлинного творчества».

Контент-анализ результатов диагностики родителей позволил выявить следующий факт: большинство респондентов (89%) сошлись во мнении, что русская народная культура как продукт творческого гения народа может повлиять на развитие творческих способностей подростков, т. к. творчество всегда порождает творчество. Почти все опрашиваемые родители сошлись во мнении, что творческое развитие подростков будет более эффективным, если в систему обучения и воспитания внедрить этнокультурный компонент.

Учителя и педагоги дополнительного образования также поддержали инициативу, связанную с педагогическим проектированием образовательного пространства русской народной культуры, реализацией ее педагогического потенциала в образовательных учреждениях. На вопрос «Как Вы видите воплощение этой идеи?» 63% респондентов ответили: «Необходимо совершенствовать отечественное образование, активно создавать и реализовы-вать этноориентированные образовательные программы; проводить нестандартные уроки с привлечением этнографического материала, включающие походы в музеи, беседы с современными мастерами народных художественных промыслов; мероприятия, направленные на расширение междисциплинарных и межкультурных связей в образовательном процессе».

Таким образом, результаты проведённого нами исследования позволяют констатиро-

вать тот факт, что субъекты образования видят основную роль русской народной культуры, её педагогический потенциал в гармоничном формировании личности, её духовно-нравственном становлении и творческом развитии. русская народная культура признаётся прочным ядром, которое «цементирует» сложную этническую структуру россии как многонационального государства [5]. Она служит связующим звеном, своеобразной «интерактивной сетью», которая объединяет и сплачивает на своей платформе различные этнические группы всей страны. русская народная культура понимается как уникальный этно-педагогический феномен, несущий в себе богатейшее ценностное содержание, способное влиять на внутренние силы и стимулы личностного развития, запускать глубинные процессы творческого саморазвития подростка.

Согласно Д.И. Фельдштейну, источники развития личности подростка аккумулируются в сфере культурного опыта человечества [7]. Следовательно, процесс развития творческих способностей современного подростка тесным образом связан с культурными, исторически обусловленными и реально бытующими явлениями, среди которых русская народная культура занимает лидирующие позиции в силу национальных особенностей менталитета, этнической специфики и этнокультурного своеобразия россии.

категория «творчество», характеризующаяся индивидуализацией, рассматривается в контексте творческого опыта, передаваемого личности и приобретённого ею, в котором раскрывается субъектность созидателя (Н.А. Бердяев). При этом творчество личности предполагает активное качественно новое переустройство мира по эстетическим законам красоты и гармонии. В подростковом возрасте, который характеризуется сен-ситивностью к развитию творческих способностей, активным поиском своего стиля, образа, личностных смыслов; процессами формирования системы ценностей и становления «Я-концепции», творчество становится своеобразным способом самовыражения, утверждения индивидуально-личностных идеалов, самореализации. Образовательное пространство является плодотворной площадкой для реализации творческого потенциала подростка.

В науке дефиниция «образовательное пространство» понимается как особый культурологический и педагогический феномен, обла-

дающий самобытными субстанциональными характеристиками (С.К. Бондырева, Н.М. Бо-рытко, Б.С. Гершунский, Д.В. Григорьев, H.A. Колесникова, Н.Б. Крылова, Е.М. Ям-бург); целостное единое образование, состоящее из взаимообусловленных и взаимодействующих линий-пространств, ступеней, пластов, сред, социально-образовательных ситуаций, обеспечивающих проявление активности, инициативы, творчества, потенциальных возможностей в процессе субъект-субъектных и субъект-объектных отношений (Л.Л. Редь-ко, P.M. Чумичёва); особый вид пространства, место, охватывающее человека и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого является приращение индивидуальной культуры обучающегося (Р.Е. Пономарёв); система социальных связей, в которые человек включается на основе присущей ему потребности быть личностью, потребности в персо-нализации (B.A. Петровский). Образовательное пространство предполагает присутствие в нём личности. В нём множество миров: мир идей, понятий, значений, человеческих ценностей, переживаний; мир деятельности, представлений, культурных смыслов (В.П. Зин-ченко). образовательное пространство рассматривается как сложное, системное, многоуровневое образование, отражающее изменения современного образовательного процесса (Г.В. Жеребятникова).

В философском аспекте категория «пространство» исследуется как всеобщая форма существования материи, обладающая такими свойствами, как протяжённость и структурность материальных систем, обеспечивающая им существование и взаимодействие (И.Д. Панцхава, Б.Я. Пахомов).

В индивидуально-личностном аспекте образовательное пространство - многогранное понятие, в котором выделяются внешнее и внутреннее пространства как уровни саморазвития человека, при этом внешнее пространство относится к сфере его личности, внутреннее - к сфере индивидуальности (Т.И. Власова).

Региональная интерпретация понятия «образовательное пространство» предполагает рассмотрение данной категории как качественного своеобразия со-бытия учителя и ученика, обусловленного их субъективной активностью, детерминированной региональными социокультурными особенностями. согласно данной интерпретации, образовательное пространство представляет собой форму

трансляции социального, культурного, творческого опыта от поколения к поколению на уровне, превышающем естественный [1].

сущность образовательного пространства в контексте рефлексивно-гуманистического осмысления социально-педагогической реальности понимается как со-бытийное взаимодействие субъектов образовательной деятельности, направленной на постижение многомерности личности и её свойства Мета-Я в процессе освоения вероятностного вида опыта, способствующего извлечению смыслов окружающего мира, комплементарного для субъектов образования. При этом единицей образовательного пространства выступает образовательное событие как уникальная встреча субъектов образования, обогащаемая образовательными смыслами и связями, отражающимися в сознании вследствие субъективных ожиданий в образовании, особенностей жизнедеятельности [6].

Проведённые нами анализ и систематизация научных педагогических, философских, социологических, культурологических знаний о феномене образовательного пространства позволили сделать следующие выводы: образовательное пространство русской народной культуры является сложным комплексом социокультурных, педагогических, общественно-политических институтов, этнокультурных условий и факторов, ценностно-нормативных регулятивов, патриотических установок и творческих конструктов, обладающих этнической спецификой, обусловленной традиционным мировоззрением, менталитетом русского народа, национальными воспитательными идеалами, воплощёнными в средствах народной педагогики. Образовательное пространство русской народной культуры связано с этнокультурными детерминантами этноса, конкретной исторической эпохой, национальным своеобразием воспитания и творческого бытия; определяется уникальностью мировосприятия, социокультурного устройства, ментальной организации этноса, нации, культуры. Оно является своеобразным концептом, имеющим сложную духовно-физическую структуру, этнокультурную природу, задающим когнитивный и аксиологический векторы ценностного взаимодействия подростка с творческой средой, концентрирующим в себе философски осмысленные формы бытия в условиях этнической культуры, социума, природы, архетипические и символические значения и смыслы, этнокультурные события, мир народ-

ного искусства и артефактов. образовательное пространство русской народной культуры имеет собственное уникальное знаковое содержание, отражающее его природно-культурную специфику в визуально-пластических предметах и территориально-региональных воплощениях. Данное пространство актуализируется в учебно-воспитательном процессе, творческой деятельности подростка посредством сохранения, воспроизведения, обобщения и трансляции этнокультурных традиций и ценностей (народные игры, этнографический материал, изобразительное искусство, песенный фольклор, народные сказки), постижения самобытной образности поэтической системы русской народной культуры.

образовательное пространство русской народной культуры характеризуется наличествующим творческим бытием - объективной и субъективной реальностями в своей совокупности, особым видом существования материальных и духовных форм этнической культуры, обладающих уникальной художественно-образной выразительностью. При этом под художественно-образной выразительностью русской народной культуры мы понимаем ценностно-эстетическое качество, которое характеризуется самобытностью историко -этнографического и художественного наследия и является важнейшим средством развития творческих способностей подростка. Применяя в творчестве средства художественно-образной выразительности русской народной культуры, такие как гротеск, метафора, художественный синтез и трансформация образа, декорирование, гиперболизация структурных элементов и модулей композиции, стилизация, подросток может создавать авторские произведения искусства. современный подросток, изучая русскую народную культуру и её средства художественно-образной выразительности, приобщается к ней, переживает различные события, связанные со знакомством с русской народной культурой, «впитывает в себя» этнокультурную информацию, которая оказывает эффективное влияние на внутренние стимулы творческого саморазвития.

Динамика и воспроизводство русской народной культуры осуществляются в пространственной системе координат, которая в значительной мере определяет сферу сознания и формы поведения, этикета личности, типы аккультурации, а также структурный состав и общий облик русской народной культуры (И.Л. Беккер). Понимание сущности образова-

тельного пространства определило его функции, основными из которых являются обучающая, воспитательная, развивающая, а вспомогательными - формирующая, оздоравливаю-щая, социализирующая, культурационная.

образовательное пространство русской народной культуры, в которой созидает подросток, включает следующие структурные компоненты: 1) развивающий - направлен на развитие созидательной активности современного подростка в русле патриотически обусловленной деятельности, нацеленной на утверждение индивидуально-личностных и национальных идеалов и системы ценностей; 2) воспитывающий - способствует формированию высоких духовно-нравственных качеств личности, национального менталитета, этнопсихологических индивидуально-личностных характеристик, патриотических чувств к своей Родине; 3) обучающий - направлен на формирование фундаментальной теоретической базы, включающей глубокие знания в области русской народной культуры, и практических умений, навыков, компетенций, необходимых подросткам для их творческой деятельности.

В этнопсихологическом и этнопедагоги-ческом аспектах сущностной характеристикой многомерного образовательного пространства русской народной культуры является менталь-ность, признающаяся в качестве основания гуманитарной картины мира традиционной русской народной культуры, включающей антропологические, художественно-эстетические и сакрально-символические представления об окружающей духовно-творческой и физической среде. Сущность механизмов функционирования образовательного пространства русской народной культуры заключается в сохранении баланса между процессами трансформации, обусловливающими социокультурные изменения, и процессами воспроизводства традиционных этнокультурных ценностей, детерминирующими социокультурную стабильность.

Процесс включения в образовательное пространство информационных и телекоммуникационных технологий, инновационный потенциал которых является мощным фактором изменения социокультурного баланса, признаётся одним из механизмов функционирования данного пространства в современном мире (Л.В. Путилло).

механизмы функционирования образовательного пространства русской народной культуры детерминированы внутренни-

известия вгпу

ми системообразующими факторами (многогранность и неоднородность пространства, самобытность и этнокультурность как ключевые отличия, духовно-творческий опыт, пространственно-временные характеристики) и внешними факторами (трансформации в социокультурных и знаково-символических полях; ценностное взаимодействие этнических культур; инновационные процессы, протекающие в сфере образования и культуры). функционирование различных сегментов образовательного пространства русской народной культуры коррелирует с их духовным и материальным содержанием, нравственным наполнением, ценностно-нормативными компонентами.

механизмами функционирования образовательного пространства русской народной культуры являются: 1) ценностно-нормативные структуры, включающие традиции, обычаи, обрядовую систему, внутренние и внешние регулятивы социокультурного устройства этнической общности; 2) творческая деятельность всех участников образовательного процесса; 3) принципы деятельности педагога, направленной на развитие творческих способностей подростка. функционирование образовательного пространства русской народной культуры обеспечивается также принципами персонифицированной организации и индивидуализации процесса развития творческих способностей подростка в русле деятель-ностного патриотизма, инициирующего мотивацию и саморазвитие в педагогических этнокультурных условиях.

рассмотрим подробнее принципы деятельности педагога, направленной на развитие творческих способностей подростка в условиях актуального бытия созидательного образовательного пространства русской народной культуры.

1. Принцип ориентации на ценностное взаимодействие - опирается на теорию ценностей, идеи формирования бережного отношения подростка к этнокультурным ценностям как стержневым образованиям общечеловеческой системы ценностей. условием реализации данного принципа являются эмоционально-ценностное познание и созидательное преобразование окружающей действительности в процессе освоения ценностей русской народной культуры, их интериориза-ции подростком и трансляции в социокультурном пространстве, уважительное отношение и сохранение отечественных и мировых этнокультурных ценностей.

2. Принцип субъектности - основывается на идеях воспитания подростка как активного созидающего субъекта творческой деятельности. Данный принцип реализуется в процессе субъект-субъектных отношений всех участников образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы; творческого развития подростка как субъекта русской народной культуры и творчества как ключевой характеристики культуры.

3. Принцип сотворчества - предполагает активное сотрудничество, открытый диалог субъектов образования, учителей и обучающихся, их совместное творчество, направленное на утверждение национальных и индивидуально-личностных идеалов и имеющее целью творческое самосовершенствование и саморазвитие личности.

4. Принцип этнокультуросообразности -реализуется при конструировании педагогических условий для культурного самоопределения и этнокультурной самоидентификации подростка; связан с трансляцией национальных идеалов воспитания в соответствующих социокультурных условиях; предусматривает разработку содержания художественного образования и эстетического воспитания с учётом этнокультурных традиций и ценностей, отличительных особенностей различных этнических культур.

В социокультурном аспекте результатом функционирования образовательного пространства русской народной культуры являются возникновение определённого морально-психологического климата образовательного учреждения, возрождение этнокультурных традиций, формирование определённого стиля и тона межличностных взаимоотношений. В данном случае образовательное пространство является центральным концептом социально-культурных установлений, предписаний, общественного порядка, сегментирующим социальную стратификацию (П. Бурдье, М. Вебер, Э. Гидденс, Г. Зиммель, В.И. Ильин, А.ф. филиппов).

Н.М. Борытко характеризует субъектное пространство саморазвития личности через соотнесение его с понятием «Я-концепция» [4]. субъектное творческое пространство подростка, организуемое внутри целостной структуры образовательного пространства русской народной культуры, выступает в качестве универсального способа построения индивидуально-личностной гуманитарной картины мира, существования, созидания подростка в услови-

ях актуального художественного бытия русской народной культуры. При этом подростку необходимо обладать способностью ориентироваться в образовательном пространстве русской народной культуры, распознавать специфическую систему координат, знать природу ориентиров и свободно оперировать знаково-символической системой, структурными компонентами этнического художественного образовательного пространства в условиях созидательной деятельности. образовательное пространство русской народной культуры конструируется с учётом потребностей субъекта, его творческой активности, т. е. обладает свойством рукотворности, творческости. образовательное пространство русской народной культуры создаёт определённое поле для творческого саморазвития личности подростка, развития его ценностно-смысловой сферы, опыта культуротворчества. механизмом создания пространственно-предметной среды выступает со-бытие подростка и русской народной культуры, основанное на их ценностном субъект-объектном взаимодействии.

Таким образом, педагогическое проектирование образовательного пространства русской народной культуры, характеризующегося ярко выраженной художественно-эстетической направленностью, является необходимым условием смыслотворчества и культуротворческой патриотически обусловленной деятельности современного подростка, а также развития его творческих способностей.

кие науки -

6. Маланов И.А. Развитие регионального образовательного пространства в контексте цивили-зационного подхода: дис. ... д-ра пед. наук. Улан-Удэ, 2012.

7. Фельдштейн Д.И. Изменяющийся ребёнок в изменяющемся мире: Психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал. 2010. № 2 (4). С. 6-11.

* * *

1. Ahmetova M.N. Obrazovatel'naja sreda i obrazovatel'noe prostranstvo: obshhee, osobennoe, individual'noe // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2006. № 5. S. 30-36.

2. Bobrihin A.A. Konceptualizacija prostranstva v kul'ture (na primere tradicionnoj kul'tury russkogo naselenija Urala): avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. Cheljabinsk, 2011.

3. Bozhinskaja T.L. Pedagogicheskij potencial regional'noj kul'tury v sovremennom rossijskom obrazovanii: dis. ... kand. filos. nauk. Krasnodar, 2010.

4. Borytko N.M. Pedagog v prostranstvah sovremennogo vospitanija: monografija / nauch. red. N.K. Sergeev. Volgograd, 2001.

5. Gavrilova A.O., Vlasjuk I.V. Fenomen rus-skoj narodnoj kul'tury v kontekste sociokul'turnoj modernizacii obrazovanija // Izvestija Volgogr. gos. ped. un-ta. 2015. № 2 (97). S. 27-32.

6. Malanov I.A. Razvitie regional'nogo obrazo-vatel'nogo prostranstva v kontekste civilizacionnogo podhoda: dis. ... d-ra ped. nauk. Ulan-Udje, 2012.

7. Fel'dshtejn D.I. Izmenjajushhijsja rebjonok v izmenjajushhemsja mire: Psihologo-pedagogicheskie problemy novoj shkoly // Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal. 2010. № 2 (4). S. 6-11.

список литературы

1. Ахметова М.Н. Образовательная среда и образовательное пространство: общее, особенное, индивидуальное // Сибирский педагогический журнал. 2006. № 5. С. 30-36.

2. Бобрихин A.A. Концептуализация пространства в культуре (на примере традиционной культуры русского населения Урала): автореф. дис. ... канд. филос. наук. Челябинск, 2011.

3. Божинская Т.Л. Педагогический потенциал региональной культуры в современном российском образовании: дис. ... канд. филос. наук. Краснодар, 2010.

4. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания: монография / науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград, 2001.

5. Гаврилова А.О., Власюк И.В. Феномен русской народной культуры в контексте социокультурной модернизации образования // Известия Вол-гогр. гос. пед. ун-та. 2015. № 2 (97). С. 27-32.

A modern teenager in the educational space of the Russian folk culture

The author analyzes the categories "Russian folk culture", "educational space"; finds out the role of the folk culture in the creative development of teenagers. The author's definitions of the notions "Russian folk culture", "educational space of the Russian folk culture", "artistic and figurative expressiveness" are given. There are revealed the essential characteristics and functioning mechanisms of the educational space of the Russian folk culture. There are determined the principles of teacher's work directed at teenagers' creative abilities development.

Key words: Russian folk culture, educational space, teenager, creative abilities, artistic and figurative expressiveness, functioning mechanisms, principles.

(Статья поступила в редакцию 19.01.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.