Научная статья на тему 'Факторы и условия эффективного развития творческих способностей подростка на основе педагогического потенциала русской народной культуры'

Факторы и условия эффективного развития творческих способностей подростка на основе педагогического потенциала русской народной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПОДРОСТОК / РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ДИАГНОСТИКА / УРОВЕНЬ / ФАКТОР / УСЛОВИЕ / CREATIVE ABILITIES / TEENAGER / RUSSIAN FOLK CULTURE / PEDAGOGIC POTENTIAL / DIAGNOSTICS / LEVEL / FACTOR / CONDITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова Алина Олеговна

В контексте современного образования рассматривается проблема развития творческих способностей подростка в условиях реализации педагогического потенциала русской народной культуры. Дано научное определение понятия «творческие способности подростка», выделены и описаны уровни их развития: инертный, репродуктивный, рефлексивно-эвристический, созидательный. На основе монографических характеристик для каждого уровня выявлены и определены ключевые факторы (инвариантные и вариативные) и педагогические условия развития творческих способностей современного подростка.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the context of modern education the article deals with the issue of development of teenager’s creative abilities in the conditions of implementation of the pedagogic potential of the Russian folk culture. The scientific definition of the notion “teenager’s creative abilities” is given; the levels of its development are described: inert, reproductive, reflexive and heuristic, creative. Based on the monographic characteristics for each level the basic factors (invariant and variable) and pedagogic conditions of development of teenager’s creative abilities are determined and described.

Текст научной работы на тему «Факторы и условия эффективного развития творческих способностей подростка на основе педагогического потенциала русской народной культуры»

А.О. ГАВРИЛОВА (Волгоград)

факторы и условия эффективного развития творческих способностей подростка на основе педагогического потенциала русской народной культуры

В контексте современного образования рассматривается проблема развития творческих способностей подростка в условиях реализации педагогического потенциала русской народной культуры. Дано научное определение понятия «творческие способности подростка», выделены и описаны уровни их развития: инертный, репродуктивный, рефлексивно-эвристический, созидательный. На основе монографических характеристик для каждого уровня выявлены и определены ключевые факторы (инвариантные и вариативные) и педагогические условия развития творческих способностей современного подростка.

Ключевые слова: творческие способности, подросток, русская народная культура, педагогический потенциал, диагностика, уровень, фактор, условие.

Подростковый возраст представляет собой чрезвычайно уязвимый период развития, когда чувствительность психики к внешним воздействиям со стороны различных институтов социализации многократно усиливается, преломляясь во внутренних процессах, меняющихся представлениях о себе, становлении целостной идентичности (в том числе этнической) и поиске своего места, призвания, творческого пути в окружающем мире [1]. Творческое развитие подростка связано с решением следующих задач: формирование творческой направленности личности; выбор творческой траектории жизненного пути; поиск индивидуальной идентичности в творчестве; формирование национального самосознания; обретение жизненных и творческих смыслов; построение индивидуально-личностной системы ценностей, стержневыми образованиями которой являются этнокультурные, национальные ценности. Общее психологическое содержание развития в подростковом возрасте определяется логикой поступательного развития и связано с формированием самосознания личности (национального, творческого, про-

кие науки -

фессионального, индивидуально-личностного), построением созидательной Я-концепции. Формы реализации данной задачи подросткового периода значительно меняются под влиянием социальных, культурных, национально-этнических, а также конкретно-исторических изменений. Такие отличия, которые наполнят процесс формирования самосознания, наблюдаются прежде всего в области семейных отношений, тонкого эмпатийного взаимодействия с родными, формирования взаимосвязей подростка с культурой, творчеством, социумом и ролевого репертуара творчества. Подросток должен найти ответ на главный вопрос «Кто я?», который конкретизируется в других, не менее важных и сложных вопросах «Каков мой жизненный путь?», «Какое у меня призвание?», «Что я хочу создать?». Динамически отрочество представляет собой развернутый, наглядный и яркий по своим проявлениям процесс взросления личности, поиска подростком своего уникального «Я-созидателя» на национально-этнокультурной основе.

Подростковый возраст, строящийся на фоне кризиса идентичности, состоящего из непрерывного цикла социокультурных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений (Э. Эриксон), характеризуется эмоциональной неустойчивостью, активным творческим поиском, желанием творческой самореализации и утверждения эстетических идеалов, процессами этнокультурации. Подростковый возраст является сензитивным для развития творческих способностей на основе педагогического потенциала русской народной культуры. Согласно Д.И. Фельдштейну, источники развития личности подростка аккумулируются в сфере культурного опыта человечества [6]. При этом «образование благодаря своей ценностно-ориентирующей функции рассматривается как основной канал приобщения обучающегося к ценностям культуры, социума и мира» [3, с. 24]. В условиях стремительных социокультурных трансформаций, процессов глобализации и интеграции мирового культурного пространства, возрастающей роли информационных технологий и виртуального пространства, постоянно меняющихся ценностных ориентиров подросток оказывается в ситуации духовно-нравственного творческого выбора, за который он несет ответственность и который предопределит его дальнейшие жизненную и творческую траектории. В

О Гаврилова А.О., 2016

ИЗВЕСТИЯ вгпу

данной ситуации русская народная культура является духовной опорой, колыбелью, родной гаванью для современного подростка, помогающей преодолевать существующие жизненные и творческие трудности.

Русская народная культура, сосредоточив в себе огромные созидательные силы, обладает богатейшим педагогическим потенциалом, способным эффективно влиять не только на развитие творческих способностей подростка, но и на формирование национального самосознания, этнической идентичности, патриотических чувств к своей Родине [5]. Традиционные ценности русской народной культуры являются светлыми ориентирами и проводниками в постоянно меняющемся, неустойчивом и противоречивом мире.

Опираясь на исследования проблем творчества и творческих способностей (Г.С. Альтшуллер, В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.Н. Дружинин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.) и собственные выводы, под творческими способностями подростка мы понимаем индивидуально-личностное этнокультуросообразное системно-целостное свойство, характеризующееся созидательно-преобразующей природой, проявляющееся в успешной, активной, продуктивной патриотически обусловленной творческой деятельности, направленной на утверждение смыслообразующих личностных и национальных идеалов. Данное свойство в своей структуре объединяет комплекс различных параметров (фантазия, воображение, художественно-образное и ассоциативное мышление, зрительная память, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, мотивация к продуктивной созидательной деятельности, творческая интуиция, вдохновение), что обеспечивает успешность выполнения какой-либо конкретной деятельности и способствует созданию оригинальных авторских продуктов творчества (материальные - произведения искусства, предметы материальной культуры, орудия труда, культурные артефакты; духовные - идеи, ценности, продукты интеллектуально-творческого труда). Творческие способности подростка в его индивидуально-личностном творческом становлении выполняют следующие функции: этнокультуросообразности творчества (обусловливает этнокультурную самобытность творчества подростка), смыслотворче-скую (наполняет творческий процесс индиви-

дуально-личностными смыслами), личностно-творческого самопознания (обеспечивает на основе эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира приобретение глубокой информации о себе как субъекте творческой деятельности); творческого стимулирования (направлена на поддержание высокого тонуса внутренних мотивов личности к творческой деятельности); творческой этнокуль-турации (обеспечивает вхождение подростка в культуру), ценностно-творческого самоопределения (обусловливает субъектность подростка в творчестве, определение себя как «Я-созидателя»), рефлексивной регуляции творчества (детерминирует ценностно-нормативные аспекты творческой деятельности), этно-культурно-творческой самореализации (обеспечивает творческую самореализацию подростка в этнокультурной деятельности), творческого саморазвития (системообразующая функция, обусловливающая постоянное самосовершенствование подростка в творчестве).

В процессе нашей опытно-экспериментальной работы мы выделили уровни развития творческих способностей современного подростка на основе педагогического потенциала русской народной культуры:

1) Инертный - пассивное созерцание русской народной культуры и окружающего мира с позиций стороннего наблюдателя; наличие поверхностных знаний и практических умений в области русской народной культуры, ее художественных традиций; заурядное решение творческих задач; наличие примитивных знаний и навыков в сфере художественного творчества; низкая мотивация к творческой деятельности. Продукты творческой деятельности не представляют художественной ценности.

2) Репродуктивный - наличие определенной теоретической базы в сфере творчества и русской народной культуры, практических умений и навыков, этнокультурных творческих компетенций, позволяющих решать элементарные учебные задачи; наличие стереотипных представлений о русской народной культуре и художественном творчестве; подражание художественным приемам и техникам русской народной культуры, механическое воспроизведение этнохудожественных традиций в собственном творчестве.

3) Рефлексивно-эвристический - наличие обширного багажа теоретических знаний в сфере русской народной культуры и практических умений, позволяющих достаточно сво-

бодно оперировать основными художественными приемами, создавать продукты творческой деятельности; способность аналитически решать поставленные творческие задачи; наличие творческой рефлексии и объективной оценки продуктов собственной творческой деятельности; применение стандартных этнографических мотивов с попыткой творчески переосмыслить их в своих произведениях.

4) Созидательный - способность подходить к решению поставленных задач нестандартно; продуктивное генерирование большого количества оригинальных идей; высокий уровень фантазии, воображения, этнокультурной компетентности; конструирование самобытных ассоциаций в творчестве; наличие практических творческих умений и навыков, позволяющих создавать уникальные авторские произведения искусства; применение в собственном творчестве художественно-образной выразительности русской народной культуры; глубокое философское осмысление мира путем его творческого преобразования и художественной трансформации в собственных произведениях искусства.

Разработанная нами процессуальная модель развития творческих способностей подростка позволила перейти к диагностическому эксперименту по уточнению этой модели, а также выявлению факторов и условий эффективного развития исследуемого свойства личности. Диагностический эксперимент, состоящий из нескольких последовательных этапов, проводился среди обучающихся 6-9-х классов, родителей, учителей и педагогов дополнительного образования. Эмпирические базы исследования: МОУ лицей №8 «Олимпия», Центр «Олимпия» Дзержинского района г. Волгограда, мБОО «новониколаевская СОШ №1 им. А.Н. Левченко», МБОО «Новониколаевская СОш №2», мБОО «новониколаевская СОш №3» новониколаевского района Волгоградской области, центр духовно-нравственного образования «Архангел» Прихода храма Архангела михаила новониколаевского района Урюпинской епархии. В эксперименте участвовали 560 обучающихся, 355 родителей, 107 учителей и педагогов дополнительного образования. В ходе исследования был реализован комплекс диагностических методик, включающий анкетирование, интервьюирование, беседы, тестирование, метод экспертных оценок, контент-анализ продуктов творческой деятельности, наблюдение.

КИЕ НАУКИ -

Первый этап диагностики был направлен на исследование понимания подростками ценностно-смыслового содержания понятия «русская народная культура». Также проведенные беседы и интервью с подростками показали то, насколько современные школьники вовлечены в русскую народную культуру, насколько они чувствуют свою причастность к ней. Результаты первого этапа диагностики позволяют констатировать тот факт, что современные подростки нацелены на глубокое изучение русской народной культуры; они имеют желание и мотивацию познавать ее неизведанные пласты, создавать художественные произведения с ее элементами. Подростки интуитивно осознают значимость русской народной культуры в современном обществе, в своей жизни, творчестве, образовании и воспитании. Однако это понимание носит достаточно наивный характер, основано лишь на небольшом личном опыте и наблюдениях и не подкреплено комплексом соответствующих глубоких и систематизированных знаний. В анкетировании и интервью также приняли участие родители подростков, учителя и педагоги дополнительного образования. Они поддержали инициативу, связанную с реализацией педагогического потенциала русской народной культуры в образовательных учреждениях. Субъекты образования видят основную роль русской народной культуры в гармоничном формировании личности, ее духовно-нравственном становлении и творческом развитии. Русская народная культура признается прочным ядром, которое «цементирует» сложную этническую структуру России как многонационального государства. Она служит связующим звеном, своеобразной «интерактивной сетью», которая объединяет и сплачивает на своей платформе различные этнические группы всей страны [4].

Второй этап диагностики был направлен на выявление уровней развития творческих способностей подростка. С целью формирования выборки из типичных представителей каждого уровня развития творческих способностей нами применялся метод экспертных оценок, который позволил получить объективные результаты диагностики. В качестве экспертов выступали специалисты, которые непосредственно работали с подростками в процессе урочной и внеурочной деятельности: учителя, классные руководители, педагоги дополнительного образования. Также с целью получения наиболее объективных результатов к этой работе привлекались независимые

эксперты, никогда ранее не контактировавшие с данной группой подростков: педагоги, психологи, специалисты в сфере художественного образования, мастера русского народного художественного творчества, культурологи, художники, писатели, поэты, каллиграфы.

Третий этап диагностики носил более детальный характер и был направлен на уточнение результатов предыдущего, а также на выявление ключевых факторов и условий эффективного развития творческих способностей современного подростка. В качестве критериев была выбрана реализация выделенных нами функций творческих способностей в индивидуально-личностном творческом становлении подростка, а показателями служили их внешние проявления. В результате диагностического эксперимента мы определили наиболее ярких представителей каждого уровня развития творческих способностей, что позволило описать их монографические характеристики и выделить характерные для каждого уровня факторы и условия эффективного развития творческих способностей подростка.

Вслед за Н.М. Борытко, под фактором мы понимаем внутренние силы саморазвития феномена, обеспечивающие самодвижение процесса, определяющие его характер или отдельные черты, а под условием - внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса [2, с. 116].

монографические характеристики наиболее ярких представителей каждого уровня развития творческих способностей, а также выявленные нами факторы и условия эффективного развития творческих способностей подростка представлены ниже.

Дмитрий н., 13 лет, - типичный представитель инертного уровня. Несмотря на то, что обнаруживает в себе способности к творческой деятельности, занимается творчеством нерегулярно в связи с отсутствием желания, вдохновения. Процесс творческой деятельности прерывистый, фрагментарный. В творчестве не серьезен, но все же имеет определенный круг интересов, которые помогают ему в индивидуально-личностном творческом поиске. Примером может служить увлечение Дмитрия коллекционированием бабочек, которых он (в редкие моменты творчества) старательно рисует, прорабатывая каждую деталь. Его творчество, таким образом, носит исследовательский характер. наряду с этим на просьбу творчески преобразовать изображение бабочки с помощью средств художественно-образ-

ной выразительности русской народной культуры, стилизовать и декорировать ее подросток прореагировал достаточно равнодушно, в его интонациях присутствовали ноты неприятия предлагаемой ситуации, сомнения, смятения. Знания подростка в области русской народной культуры «закованы» в поле стереотипных суждений, они не объективны. Ложные суждения о творческой природе русской народной культуры приводят Дмитрия в тупик. В связи с этим он испытывает значительные трудности в творческом преобразовании изображаемого объекта с позиций этнокультурных художественных традиций. В работе над арт-объектом применяет заурядные художественно-технические решения, заученные схемы, способы, предсказуемые варианты стилистического оформления продукта творческой деятельности. При этом, рассматривая этнокультурные образцы, Дмитрий проявил интерес к русской народной культуре, что проявилось в выборе темы для творческого проекта. Однако он не довел дело до логического завершения в силу того, что стесняется своей родной культуры. Дмитрий объяснил это тем, что его не поймут друзья, которые увлекаются, как ему кажется, более «продвинутыми» вещами.

Таким образом, на инертном уровне ключевыми факторами, определяющими специфику и динамику развития творческих способностей подростка, являются внутренние личностные противоречия между желанием творчески реализоваться, утвердив свои граждан-ско-патриотические идеалы, и творческой скованностью, стеснением относительно своей этнической культуры, индивидуально-личностных целей, желаний и потребностей в творчестве; желанием самореализоваться и творческой дезориентацией, сомнениями, духовно-творческим кризисом, вызванным переоценкой ценностей, ценностной неопределенностью в данный возрастной период; формирование потребности в творчестве и саморегуляции. Условиями, стимулирующими динамичное развитие творческих способностей, являются приобщение подростка к русской народной культуре в процессе творческой деятельности, направленной на утверждение индивидуально-личностных и национальных идеалов; формирование устойчивого интереса к русской народной культуре путем раскрытия ее художественно-образной выразительности; формирование ответственности за сохранение и трансляцию отечественных этнокультурных ценностей; формирование независи-

педагогические науки

мой позиции подростка в творчестве, включающей оценку собственных действий, ценностные структуры, в которых стержневыми являются этнокультурные ценности.

Александра У., 15 лет, - типичный представитель репродуктивного уровня. Она имеет определенную теоретическую базу в области русской народной культуры, в творчестве не выходит за рамки стереотипных решений и алгоритмов. Александра интересуется русской народной культурой, мифологией, фольклором, однако не может свободно ориентироваться в обширном информационном потоке, грамотно выстраивать суждения о явлениях русской народной культуры, применять в собственном творчестве ее художественные традиции, преобразуя их с учетом требований, предъявляемых к творчеству современным обществом, инновационных течений и тенденций в искусстве. В творческих работах применяет шаблонные варианты решений, опирается на общеизвестные факты и композиционные схемы. Работая над художественными иллюстрациями к русским народным сказкам, использует традиционные сюжеты и манеру исполнения, часто встречающиеся в истории искусств у многих авторов. Стереотипизация в творчестве Александры вызвана слабой осведомленностью в области русской народной культуры, ее средств художественно-образной выразительности, некоторым страхом перед инновационными подходами в творчестве, боязнью показаться нелепой и странной перед сверстниками и учителями.

В ходе беседы с Александрой выяснилось, что она хотела бы больше узнать о русской народной культуре, ее творческих возможностях и традициях, создавать интересные арт-объек-ты, используя знания в данной области. Однако шаблонное мышление и зависимость от общественного мнения, социального окружения не дают ей «вырваться» за границы творческих возможностей. Такая позиция может привести подростка либо к отказу от творческой деятельности, либо к становлению ее как заурядного художника, деятеля в какой-либо сфере социокультурной реальности.

Следовательно, на репродуктивном уровне основными факторами, влияющими на траекторию процесса развития творческих способностей подростка, являются объективная потребность в субъект-объектном ценностном взаимодействии подростка с русской народной культурой; индивидуально-личностное преодоление процессов стереотипизации в творческой деятельности. Условиями, по-

зитивно влияющими на развитие творческих способностей подростка, являются поощрение свободы творчества; предоставление широких возможностей выбора творческих решений; формирование субъектной позиции в творческой деятельности; предоставление возможности выражать свою позицию через открытый диалог с Другим.

Алана З., 15 лет, - типичный представитель рефлексивно-эвристического уровня. Имеет достаточный багаж знаний в области русской народной культуры, ориентируется в сложной терминологии и ключевых понятиях данной сферы. Увлекается изучением русской народной культуры, выполняет арт-проекты на данную тематику, имеет успехи в творчестве. Творческая деятельность Аланы направлена на решение учебных творческих задач. Индивидуально-личностный компонент в продуктах творческой деятельности слабо выражен; субъектная позиция в творчестве имеет неясный, размытый характер. Алана осмысленно подходит к своей творческой деятельности, осуществляет творческую рефлексию, анализ продуктов, способна дать объективную оценку результатам своего творчества. В ее работах обнаруживаются интересные творческие решения. Однако, несмотря на активные попытки преодолеть сложившиеся стереотипы в творчестве, Алана еще не способна полностью абстрагироваться от общепризнанных схем и решений. В творчестве применяет нестандартное комбинирование известных способов и методов творческой деятельности. Алана является активным участником мероприятий по этнокультурной тематике; она проявляет интерес к русской народной культуре и пытается глубоко анализировать различные ее явления. Тем не менее такая заинтересованность и деятельность Аланы носят достаточно поверхностный характер, т. к. не имеют серьезных оснований. Рефлексивный характер творчества открывает большие возможности для дальнейшего совершенствования.

Вследствие вышесказанного на рефлексивном уровне ведущими факторами, определяющими динамику развития творческих способностей подростка, являются ценностное самоопределение в творчестве, интериориза-ция этнокультурных ценностей, стремление к глубокому познанию русской народной культуры. Условиями, стимулирующими развитие творческих способностей подростка, являются проектирование этнокультурной воспитательной среды, изобилующей этнокультур-

ными ценностями и смыслами; активное стимулирование творческой деятельности подростка; педагогическая поддержка и сопровождение его в творчестве, выборе индивидуально-творческой траектории; формирование авторского стиля творческой деятельности.

Дарья К., 14 лет, - редкий представитель созидательного уровня. Увлечение русской народной культурой и творчеством привело Дарью в художественную студию с этнокультурной спецификой. Она иллюстрирует русские народные сказки и создает рукописные книги в народной стилистике. Владеет сложной терминологией народного искусства, различными техниками и технологиями выполнения творческих работ. К решению творческих задач подходит нестандартно, применяя неожиданные и оригинальные идеи. Глубокое философское осмысление творчества выражается в самобытных работах Дарьи, в которых отражены личностные культуротвор-ческие смыслы и национальные идеалы. Также Дарья увлекается современными течениями в искусстве и нашла себя в художественном проектировании дизайнерских арт-объек-тов, где разработала собственный стиль творческой деятельности. В творчестве активно применяет средства художественно-образной выразительности русской народной культуры, что придает ее работам интересный самобытный колорит. Можно утверждать, что Дарья грамотно актуализировала педагогический потенциал русской народной культуры в собственном творчестве, что способствовало запуску механизмов индивидуально-личностного творческого саморазвития и самосовершенствования.

Таким образом, на созидательном уровне основополагающими факторами, влияющими на характер протекания процесса развития творческих способностей подростка, являются смыслообразование; стремление к творческому саморазвитию; обретение индивидуально-личностных культуротворческих смыслов; сильная мотивация творческой самореализации; организация собственного творческого опыта. Условиями, активизирующими процесс развития творческих способностей подростка, являются создание творческого культуросооб-разного пространства со смыслообразующими и ценностными этнокультурными конструктами; педагогическое сотрудничество обучающегося и педагога; предоставление возможности для максимальной реализации творческого потенциала подростка.

Инвариантными факторами развития творческих способностей подростка, не зависящими от их уровня, являются потребность подростка в самосовершенствовании; поиск своего Я в творчестве; стремление к признанию окружающими; значимое для подростка событие, которое способствует выявлению его творческих возможностей, пересмотру системы ценностей и смыслов, изменению стиля творческого поведения (основой события при этом выступает встреча с русской народной культурой, творческими явлениями, другой личностью и / или продуктом ее творчества). Ключевым фактором является деятельност-ный патриотизм, заключающийся в активной продуктивной патриотически обусловленной созидательной деятельности на благо своего Отечества.

Инвариантными условиями развития творческих способностей подростка являются активное включение обучающегося в этнокуль-туросообразную творческую деятельность; реализация социально-педагогических проектов, включающих комплекс образовательных мероприятий и программ, направленных на развитие творческих способностей подростка; проектирование процесса развития творческих способностей подростка в русле этни-зации и гуманитаризации образования; воспитание высокой духовно-нравственной культуры у обучающихся как внутреннего регуляти-ва творческой деятельности; субъект-субъектное ценностное взаимодействие обучающегося и педагога; конструирование образовательного процесса с учетом индивидуально-личностных характеристик подростка; предоставление внутренней свободы и самостоятельности в выборе творческих решений, диалогическое общение с подростком как субъектом культуры и творческой деятельности. Ключевым условием является проектирование педагогом образовательного пространства на основе русской народной культуры.

Выявленные дидактические условия и факторы, эффективно стимулирующие процесс развития творческих способностей подростка, позволяют нам перейти к разработке путей совершенствования процесса развития творческих способностей подростка на основе педагогического потенциала русской народной культуры.

Список литературы

1. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста: учеб. пособие для студ. учрежд. высш. проф. образования. М.: Академия, 2012.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

2. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001.

3. Борытко Н.М., Власюк И.В. Обновление приоритетов взаимодействия школы и семьи в условиях перехода ФГОС общего образования // Грани познания: электрон. науч.-образоват. журн. ВГСПУ. 2013. № 4 (24). С. 24-28. URL : http://www. grani.vspu.ru/files/publics/1375770774.pdf (дата обращения: 29.08.2016).

4. Гаврилова А.О. Русская народная культура в контексте современного художественного образования подростка (диагностический аспект) // Бизнес. образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 1 (34). С. 269-273.

5. Гаврилова А.о. Феномен деятельностного патриотизма в развитии творческих способностей подростка // Грани познания: электрон. науч.-обра-зоват. журн. ВГСПУ. 2015. №3 (37). С. 9-13. URL: http://www.grani.vspu.ru/files/publics/1428656770.pdf (дата обращения: 29.08.2016).

6. Фельдштейн Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: Психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал. 2010. № 2 (4). С. 6-11.

Factors and conditions of effective development of creative abilities of teenagers based on the pedagogic potential of the Russian folk culture

In the context of modern education the article deals with the issue of development of teenager's creative abilities in the conditions of implementation of the pedagogic potential of the Russian folk culture. The scientific definition of the notion "teenager's creative abilities" is given; the levels of its development are described: inert, reproductive, reflexive and heuristic, creative. Based on the monographic characteristics for each level the basic factors (invariant and variable) and pedagogic conditions of development of teenager's creative abilities are determined and described.

Key words: creative abilities, teenager, Russian folk culture, pedagogic potential, diagnostics, level, factor, condition.

(Статья поступила в редакцию 09.09.2016)

* * *

1. Avdulova T.P. Psihologija podrostkovogo vozrasta: ucheb. posobie dlja stud. uchrezhd. vyssh. prof. obrazovanija. M.: Akademija, 2012.

2. Borytko N.M. V prostranstve vospitatel'noj dejatel'nosti: monografija / nauch. red. N.K. Sergeev. Volgograd: Peremena, 2001.

3. Borytko N.M., Vlasjuk I.V. Obnovlenie prio-ritetov vzaimodejstvija shkoly i sem'i v uslovijah perehoda FGOS obshhego obrazovanija // Grani poznanija: jelektron. nauch.-obrazovat. zhurn. VGSPU. 2013. № 4 (24). S. 24-28. URL : http://www.grani.vspu. ru/files/publics/1375770774.pdf (data obrashhenija: 29.08.2016).

4. Gavrilova A.O. Russkaja narodnaja kul'tura v kontekste sovremennogo hudozhestvennogo obra-zovanija podrostka (diagnosticheskij aspekt) // Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. 2016. № 1 (34). S. 269-273.

5. Gavrilova A.O. Fenomen dejatel'nostnogo pat-riotizma v razvitii tvorcheskih sposobnostej podrostka // Grani poznanija: jelektron. nauch.-obrazovat. zhurn. VGSPU. 2015. №3 (37). S. 9-13. URL : http:// www.grani.vspu.ru/files/publics/1428656770.pdf (data obrashhenija: 29.08.2016).

6. Fel'dshtejn D.I. Izmenjajushhijsja rebenok v izmenjajushhemsja mire: Psihologo-pedagogicheskie problemy novoj shkoly // Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal. 2010. № 2 (4). S. 6-11.

© Кондаурова Т.И., Фетисова Н.Е., 2016

Т.и. кондаурова, н.е. Фетисова

(Волгоград)

ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ МОТИВАЦИИ ОВЛАДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ

Рассмотрены группы мотивов овладения экологической культурой, а также уровни развития у подростков данного личностного образования. Определены и описаны ведущие средства формирования мотивации овладения экологической культурой - эколого-педа-гогические личностно-развивающие ситуации. Рассмотрены результаты, показывающие эффективность использования данных ситуаций.

Ключевые слова: экологическая культура, мотивация овладения экологической культурой, эколого-педагогические личностно-развиваю-щие ситуации.

Углубление экологического кризиса выражается не только в ухудшении экологической ситуации, но и в опасных тенденциях изменения экологического мышления, сознания,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.