Научная статья на тему 'Культурно-образовательное пространство образовательного учреждения как фактор воспитания личности'

Культурно-образовательное пространство образовательного учреждения как фактор воспитания личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1003
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / SOCIAL SPACE / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕГИОНА / CULTURAL SPACE OF REGION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL SPACE / ОПОСРЕДОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / THE MEDIATED MANAGEMENT / ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ / EDUCATION OF THE PERSON / НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / NATIONAL ART CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солодухина Татьяна Констаниновна

В статье рассматриваются вопросы теории и практики взаимодействия культурного и образовательного пространства в процессе введения школьников в мир народной художественной культуры, структура и управление культурно-образовательным пространством учреждения дополнительного образования.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солодухина Татьяна Констаниновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article are considered questions of the theory and practice interaction of cultural and educational space in thee course of bringing schoolboy pupils to national art culture, structure and management of cultural-educational space of establishment of additional education are considered.

Текст научной работы на тему «Культурно-образовательное пространство образовательного учреждения как фактор воспитания личности»

214 ISSN 1997-GSG3 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2G11 ♦ 3 (41) май-июнь ^

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Т. К. Солодухина

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются вопросы теории и практики взаимодействия культурного и образовательного пространства в процессе введения школьников в мир народной художественной культуры, структура и управление культурно-образовательным пространством учреждения дополнительного образования.

Ключевые слова: социальное пространство, культурное пространство региона, образовательное пространство, опосредованное управление, воспитание личности, народная художественная культура.

In article are considered questions of the theory and practice interaction of cultural and educational space in thee course of bringing schoolboy pupils to national art culture, structure and management of cultural-educational space of establishment of additional education are considered.

Key words: social space, cultural space of region, the educational space, the mediated management, education of the person, national art culture.

Решение современных образовательных задач, связанных с социально-экономическими, научно-техническими, политическими преобразованиями в нашей стране, актуализировало проблемы выявления роли и места культуры в воспитании подрастающих поколений. Это обусловлено тем, что человек новой информационной цивилизации, основой которой выступают общепланетарная экономика, демократия, диалог культур и т.п., может руководствоваться разными ценностями, однако главным регулятором поведения, жизнедеятельности должна стать культура, проявляющаяся в образованности, профессионализме, социокультурном творчестве.

Активизация влияния народной культуры на образование связана с двумя полярными процессами. Во-первых, глобализацией, создающей «культурный лаг», или запаздыва-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ

3 (41) май-июнь 2011 214-220

ние и рассогласованность духовных ценностей, которые начинают не соответствовать современным достижениям материальной культуры. Во-вторых, «феноменом этничности», проявляющийся в стремлении народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры и психологического склада. Эти процессы взаимосвязанны, так как развитие национальной идеи с позиции этнокультурных ценностей этноса имплицитно опирается на опыт миллениаристских движений, проявляющихся, как известно, во время исторических надрывов, изломов как реакция на упадок общественных ценностей и дезинтеграцию государств. Интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых разных формах: от попыток реанимировать старые традиции и обычаи до попыток воссоздать свою национальную госу-

Образование в сфере культуры 215

дарственность. Как показало время, рост этнического самосознания и идентичности может привести к крайне негативным проявлениям, например кровопролитным войнам. Поэтому понимание важности приобщения человека к этнической культуре, поиски личных смыслов в обращении к ее ценностям способны оказать серьезное влияние не только на становление подрастающего поколения, на отношения между людьми разных национальностей, но и на развитие государства и мировой цивилизации в целом.

В связи с этим совершенно оправданно обращение института образования к возрождению этнонациональных ценностей, позволяющих преодолеть разрыв между духовными ценностями культуры и материальными ценностями цивилизации и обеспечить воспитание подрастающих поколений в духе толерантности и преодоления ментальной несовместимости людей и человеческих сообществ. В этом видятся перспективы модернизации системы образования, концепция которой подчеркивает: «Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности» (4).

Таким образом, образованию отводится важнейшая роль в возрождении, сохранении и развитии этнической культуры и ее самобытности как важнейшего фактора воспитания личности.

Термин «возрождение» достаточно условен. Филологи объясняют его как «рождать, производить, создавать сызнова, восстанавливать, возобновлять». Наряду с этим употребляются такие понятия, как «реставрация»,

«регенерация», «адаптация», которые подчеркивают нюансы процесса возвращения к ценностям родной культуры. Учет их связан с пониманием того, что во все времена, в том числе и во время исторических испытаний, этническая культура выступала не только эффективным средством консолидации нации, но и стимулировала творческие силы народа, порождала мир и общественное благополучие.

Следует выделить еще одну особенность сегодняшнего обращения к этнической культуре, к ее защитному механизму как гаранту жизнеобеспечения внутри «своего» народа. Суть действия защитного механизма культуры кроется в воспроизведении первичных форм детерминации человеческого бытия -природных и генетических. Рассматривая механизм формирования генетически обусловленного поведения, следует подчеркнуть, что генетика не сводится к собственно биологической стороне, а представляет собой продукт сознательного «отбора», социокультурного культивирования ценностей, связанного с психологическими и идеологическими механизмами культуры этноса (2). Культура, являясь пополняющейся системой ценностей, создает перспективы переработки, обогащения и передачи культурных ценностей человеком, который не только является творцом духовных и материальных ценностей, но и ощущает на себе их влияние. В этом заключается педагогическая целесообразность обращения к этнической культуре в современных условиях.

Не случайно выдающиеся исследователи национальных систем воспитания (Я.А. Ко-менский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.) подчеркивали, что полноценное становление личности возможно только в национальной воспитательной среде. Этнокультурная воспитательная среда «является живым организмом в историческом процессе народного развития» (К.Д. Ушинский), в ней осуществляются внегенетические механизмы наследования социального опыта (Ю.М. Лотман). В этнокультурной среде человек как субъект действия создает выразитель-

216 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 3 (41) май-июнь

ное пространство многообразных структурно-содержательных культурных и иных отношений, которые отвечают задачам перспективного развития потребностей, мотивов поведения, установок и способностей. На их основе он может свободно и ответственно определяться в динамично изменяющихся социальных, культурных, экологических, психологических и других отношениях, индивидуальным образом раскрывая личностный потенциал и творя культуру.

Современный человек и его этнокультурная среда представляют собой не просто субъекты, окруженные социальными границами, но социальные организмы, включенные в единый всемирный процесс взаимодействия народов и государств. В результате человек находится на рубеже культур, взаимодействие с которым требует от него диалогичности, понимания, уважения культурной идентичности других людей. Такая ситуация складывается в большинстве регионов Российской Федерации, представляющих собой полиэтнические пространства с различными этно-национальными, экономическими, социально-культурными и другими традициями. Следовательно, сегодня регионализация является характерной чертой современного этапа развития России.

Из всего многообразия социальных отношений в регионе выделяется фактор, который выражает способ и характер сохранения целостности системы, - это культурная жизнь, многоаспектный и многовековой феномен, стержневой основой которого являются этнические и национальные культуры, создающие региональную этнокультурную среду. Национальные культуры, входящие в контекст региональной культуры, рассматриваются с двух позиций: как самостоятельное явление, наилучшим образом обеспечивающее сохранение и развитие народа, их носителя, и в то же время как составляющие, как часть более общих, распространяющихся на все человечество моральных и нравственных ценностей. История человечества доказала, что способность одного народа осваивать достижения другого на-

рода - один из главных показателей жизнеспособности его культуры. Взаимообмен, взаимопроникновение духовных ценностей всегда остаются проявлением закономерностей существования и развития человечества и своими ценностями наполняют пространство культурной жизни региона.

Включение в научную терминологию понятий «пространство региона», «культурное пространство региона», «образовательное пространство региона», «культурно-образовательное пространство» (А.П. Лиферов, Э.Д. Днепров, И.Д. Фрумин, Т.Ф. Борисова и др.), объединяемые понятием «социальные пространства», связано с изменением педагогических парадигм, в основе которых социокультурные контексты развития общества. П.А. Сорокин использовал понятие «социальное пространство» как «некую вселенную, состоящую из народонаселения Земли. Там, где нет человеческих особей или же живет лишь один человек, нет социального пространства» (6).

Термин «пространство» имеет длительную историю употребления в социально-гуманитарных дисциплинах. Само понятие «пространство» (от англ. environment - окружение, окружающая обстановка, окружающая среда, пространство) сначала встречалось в зарубежных психологических исследованиях. Так, личное пространство изучал Ф.Э. Вапнер; окружающее пространство - Ф.Э. Верной; поддерживающее пространство - Д. Перкинс, М. Вест, М. Виске; пространство свободного движения - К. Левин и др.

К категориям культуры и образования понятие «пространство» было включено в конце 80-х годов ХХ века, когда оно вошло в состав государственных документов, правительственных соглашений и постановлений. Разработке теории развития образовательного пространства в 1990-е годы уделяли внимание Н.Р. Соловьев, Л.С. Сысоева, Е.А. Суворина, Н.В. Морозова, З.И. Батюшков, А.Н. Филатов, В.Г. Кинелев и др.

Параллельно осмысление категории «культурное пространство» происходило и

Образование в сфере культуры 217

в теории культуры. Как компонент в пространство культуры включается образование, их взаимодействие оказывает решающее влияние на развитие всего регионального пространства культуры.

Содержательное наполнение культурно-образовательного пространства, «сцены», на которой взаимодействуют культура и образование, включает:

- множественные события этнических культур, обогащение их ценностями поли- и мультикультур, организующих данное пространство;

- совокупность событий, определяющих вхождение человека в культуру через образование;

- обогащение судьбостроительства личности духовными ценностями этнической, национальной и общемировой культур.

Таким образом, культурно-образовательное пространство - это блок событий, которыми задается множество отношений, связей, где осуществляется специальная деятельность разных систем по развитию индивида и его социализации. Взаимодействие событий культуры и образования реализует правило, сформулированное Ю.М. Лотманом: «Находясь в пространстве культуры, люди учатся Знанию, Памяти, Совести».

Подрастающего человека вводит в мир родной культуры педагог, учитель, который организует этнокультурное образование, обеспечивая преемственность поколений в освоении культурного наследия народа, личную значимость народного художественного творчества и понимание этнического многоголосья мира.

В регионах России этнокультурное образование осуществляют образовательные учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); профессиональные и др.

В этом ряду особое место занимают учреждения дополнительного образования детей и подростков, которые обеспечивают становление личности ребенка, целостное

развитие его способностей, мировоззрения, социального и культурного самоопределения. Структура культурно-образовательного пространства учреждения дополнительного образования представляет собой интеграцию нескольких компонентов. Во-первых, учебно-развивающая среда, являющаяся основным источником познавательной, культурной информации. Во-вторых, внеучебная досугово-развивающая среда, являющаяся особенно привлекательной для школьников. Дети активно включаются в жизнь кружка, секции, объединения, сообща участвуют в творческой деятельности, проявляют интерес к общению со сверстниками.

Данные компоненты культурно-образовательного пространства представляют педагогически организованные среды.

Педагогическое управление этнокультурной деятельностью детей в учреждениях дополнительного образования основывается на комплексе принципов, методов, организационных форм и технологических приемов организации образовательного процесса, направленных на углубленное изучение дисциплин народной художественной культуры. Управление этнообразовательной деятельностью предполагает управление извне и управление изнутри.

Управление извне - управление со стороны органов образования, администрации образовательных учреждений, цель которого создать благоприятную культурно-образовательную среду. Это нормативно-правовое, учебно-методическое, организационно-управленческое вооружение педагогов, ознакомление их с инновационным опытом организации этнокультурного образования в России и регионах.

Управление изнутри - это, главным образом, организация этнокультурной деятельности детей и корректировка ее результативности в создаваемой педагогом культурно-образовательной среде. Осуществление такого управления происходит через включение всех школьников в разнообразные виды этнохудо-жественной деятельности детей как в целост-

218 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 3 (41) май-июнь

ном педагогическом процессе, так и в системе воспитательной работы, через организацию коллективных творческих дел.

Опосредованное управление, то есть управление с привлечением ресурсов среды, -это такое построение этнообразовательного пространства, в котором осуществляется не только подготовка личности к жизни в обществе, но и осуществляется организация самой детской жизни. Этнокультурная образовательная среда при этом выступает как совокупность содержательных процессов образовательной деятельности (народное художественное творчество) и как построение этнических идеалов, опосредующих развитие личности.

Опосредованное управление рассматривается с двух позиций. Первая - позиция ребенка, пребывающего «среди», находящегося между, в середине, среде. Вторая позиция педагога, «посредствующего», способствующего, побуждающего, помогающего ребенку в освоении этнической культуры и «опосредованно» - через народную художественную культуру - влияющего на личность ребенка, обогащая и одухотворяя ее.

Следовательно, основа опосредованного управления - это, прежде всего, особым способом организованная среда, в которой предельно точно обозначается содержание управляющих действий:

- равноценность субъектов-партнеров культурного диалога: со-беседовать, согласовывать, со-ветовать;

- совместное деятельностное освоение мира: со-здавать, со-трудничать, со-зидать;

- совместное эмоциональное восприятие, обмен энергетикой: со-чувствовать, со-стра-дать, со-переживать.

Педагогически опосредованное управление осуществляется через взаимодействие и имеет мягкий ненасильственный характер на всех уровнях образования. Оно является наиболее перспективным, так как отвечает требованиям приобщения ребенка к народной культуре и современным технологиям личностно-ориентированного обучения. Последние обес-

печивают полноценную самостоятельную жизнь в детском сообществе, формирование механизмов саморазвития личности, его познавательной и творческой активности, опыта этнокультурной деятельности, раскрытия всех компонентов «я».

Взаимодействие участников этнообразо-вательного процесса, которое организуется педагогом, позволяет ребенку:

- сопоставить свои мысли, чувства, потребности с выражением их у других людей -представителей своего и соседних этносов, что и является основой самопознания и идентификации (этно- и поликультурной);

- фиксировать прямые и обратные воздействия друг на друга, обмен информацией, культурными традициями, формами кооперации и сотрудничества, что обеспечивает преемственность в усвоении этнокультурного опыта, учит содержательному культурному диалогу;

- осуществлять движение к собственному совершенству, развитию потенциала, сущностных сил.

В образовательном процессе взаимодействие можно рассматривать в двух смыслах. В широком - как систему разнообразных по содержанию, формам и методам взаимообусловленных индивидуальных этнокультурных действий (педагог - ребенок, педагог - педагог, школьник - школьник и т.д.), находящих отражение в разнообразных жизненных ситуациях в поликультурном пространстве человека. В узком - как преднамеренное, специально организованное межличностное взаимодействие, имеющее смыслом креативное освоение ребенком народной художественной культуры и позитивное изменение его национальной концептосферы.

В том и другом случае именно через взаимодействие происходит усвоение детьми культурного опыта, продуктивность влияния которого на личность опосредуется педагогом, организующим учебный процесс и также личностно изменяющимся в процессе совместной с детьми деятельности.

Взаимодействие как вид управления

Образование в сфере культуры 219

представляет собой универсальную форму развития, взаимного изменения взаимодействующих сторон, приводящего участников в новое качественное состояние. Это объясняется тем, что в процессе совместной этнокультурной деятельности взаимодействие выступает основным механизмом передачи культурного наследия, развивающегося в творчестве новых поколений. Линия этого варианта педагогического управления процессом приобщения детей к художественной культуре народа представляет собой следующую схему: подражание и копирование - творческое подражание - подражательное творчество -подлинное творчество. Итак, взаимодействие изначально ориентировано на совместную деятельность, в которой проявляются субъективные позиции участников.

В исследовании Н.Е. Буланкиной (1) применяется термин «полифоническое взаимодействие субъектов образовательного процесса», подчеркивающий субъектный его характер и полифоничность средств организации. Анализ разнообразных психолого-педагогических исследований позволил нам средствами педагогического управления:

1) определить прямые и опосредованные связи и контакты, ведущие к обогащению этнокультурного опыта ребенка через собственную этнохудожественную деятельность и высококвалифицированную деятельность педагога;

2) смоделировать ситуации этнического взаимодействия и общения представителей разных поколений этнической группы (возраста и жизненного опыта) при вхождении ребенка в мир народной художественной культуры, в основе которых добровольность, общность интересов, равенство и полезность, обогащающие результаты творческой деятельности и саморазвития детей;

3) определить условия интеграция вербальных и невербальных средств полиэтнических культур народов региона, выявить интегрированные образовательные ситуации, раз-

рабатываемые педагогом и направляемые на формирование основ толерантного поведения, творческого взаимодействия, диалога/ полилога представителей разных культур в совместных действиях разновозрастного коллектива.

Реализация указанных средств возможна при учете субъективной позиции ребенка, которая опирается на следующие установки:

- согласие ребенка на помощь и поддержку педагога и старших членов школьного коллектива при вхождении в мир народного творчества;

- приоритетность его мнения в выборе варианта освоения народной художественной культуры, тогда как педагог-фасилитатор лишь создает ребенку условия, помогая ему осознать суть выбора, оказывая косвенное влияние на его действия;

- совместность и содействие, отражающие содержание и технологию сотруднического продвижения по пути освоения народной художественной культуры;

- конфиденциальность и флексибиль-ность духовно-практического общения с ребенком, направленные на активизацию его внутренней работы, развивающей креативность;

- доброжелательность, безоценочность, мажорность эмоциональной тональности педагогического сотрудничества, являющихся залогом успеха ребенка (3).

Таким образом, взаимодействие культурного и образовательного пространства выступает эффективным средством воспитания подрастающего поколения. Через создание культурно-образовательного пространства как на региональном уровне, так и внутри образовательного учреждения четко просматриваются не только концептуальный путь приобщения подрастающего поколения к народной культуре, но и технологический путь, имеющий целью ликвидацию отчужденности детей от родной культуры в совместном этнокультурном творчестве.

220 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 3 (41) май-июнь ^ Примечания

1. Буланкина, Н. Е. Проблема эффективного культурного самоопределения личности в полиязыковом пространстве: монография / Н.Е. Буланкина. - М.: АПКи ПРО, 2002. - 208 с.

2. Ерасов, Б. С. Социальная культурология: учеб. пособие / Б.С. Ерасов. - 3-е изд. - М., 1995. - 591 с.

3. Караковский, В. А. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова; под ред. Н.Л. Селивановой. - М., 2000.

4. Концепция модернизации российского образования до 2010 года. - М., 2003.

5. Образование: образ культуры // Социально-психологические проблемы образования. - М., 1992.

6. Сорокин, П. А. Социальная и культурная мобильность / П.А. Сорокин // Человек, цивилизация, общество. - М., 1992.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЦЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ

Л. С. Зорилова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается актуальная проблема социального предназначения музыкального образования, его уникальный ценностный смысл, влияние на общество и отдельного человека.

Ключевые слова: музыка, образование, ценность, духовный поиск, творчество, культура.

The article is examined the vital problem of the social destination of the musical formation, its unique value sense, its influence on the society"and the individual person.

Key words: music, education, value, spiritual search, creation, culture.

Музыкальное образование - уникальное явление культуры. Осуществляемое обществом, оно является художественно-образным отражением социальных отношений, показателем духовной культуры общества, его мировоззрения и творческого интеллекта.

Музыкальное образование - целостный процесс, так же как и целостна сама личность, получающая это образование. В единстве функционируют его составляющие: обучение и воспитание. Попытка их разделить, обращая внимание на отдельные стороны, нарушает его полноту и гармонию, формируя лишь отдельные стороны личности, по словам Макаренко: «Нельзя формировать человека по частям».

В научной философской, психолого-педагогической литературе образование в вузе чаще всего рассматривается как система, как процесс и даже как результат учебной деятельности, но очень редко образование представляется как ценность - ценность для общества, в котором оно осуществляется, и ценность для конкретного человека, который это образование получает.

В связи с этим правомерно возникает вопрос: «В чём же истинная ценность музыкального образования?» Ответить на него - значит:

- определить сущность и ценностный смысл музыкальной школы;

- проанализировать содержание профес-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (41) май-июнь 2011 220-223

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.