Научная статья на тему 'Современные проблемы высшего медицинского образования. Часть 4. Опыт работы медицинского факультета СПбГУ'

Современные проблемы высшего медицинского образования. Часть 4. Опыт работы медицинского факультета СПбГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров С. В., Балахонов А. В., Молитвин М. Н., Фионик О. В.

Рассмотрен опыт учебной, научной и лечебно-профилактической работы на Медицинском факультете СПбГУ, изложены принципы организации Медицинского лечебно-профилактического учебно-научного центра СПбГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary Problems in the Higher Medical Education. Part 4

The Experience of the Medical School of St. Petersburg State University. The experience of Medical School of St. Petersburg State University in teaching, research and health care work is reviewed. The principles of SPbSU Health Care, Teaching and Research Medical Center structure and management are given. Key words: higher medical education, Medical School of SPbSU.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы высшего медицинского образования. Часть 4. Опыт работы медицинского факультета СПбГУ»

ВОПРОСЫ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378

С. В. Петров, А. В. Балахонов, М. Н. Молитвин, О. В. Фионик

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1 ЧАСТЬ 4. ОПЫТ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА СПбГУ

Санкт-Петербургский государственный университет, медицинский факультет

В первых трех частях нашей статьи [1-3] обсуждались общие подходы к стандартизации высшего профессионального образования, функции Государственного образовательного стандарта (ГОС) в целом и применительно к медицинскому образованию в частности, а также роль фундаментализации на основе системного естественнонаучного знания. Здесь мы рассмотрим один из возможных путей организации высшего медицинского образования, ранее названный нами «университетским» [3], на примере Медицинского факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Особо обратим внимание на то, что в нашем исследовании процесс оптимизации образования на конкретном факультете отдельного университета рассматривается не как частный вопрос, представляющий интерес лишь для сотрудников и студентов факультета, но как пример реального воплощения на практике предлагаемых общих теоретических положений. Наработанный опыт в своих основных чертах может быть использован любым высшим образовательным учреждением медицинского профиля. Выводы, которые можно сделать по результатам учебной, научной и лечебной деятельности Медицинского факультета СПбГУ, дают возможность проверить правильность общих целей и задач, увидеть реальность предлагаемых идей, внести соответствующие коррективы и определить дальнейшие пути развития для многих.

Медицинский факультет был создан в Санкт-Петербургском государственном университете в 1995 г. по инициативе академика РАО ректора СПбГУ Л. А. Вербицкой и академика РАН Ю. В. Наточина. В основу разработки принципов организации факультета был положен интегративный подход, позволяющий сочетать полноценное медицинское образование по специальности «Лечебное дело» (дающее абсолютно те же юридические права на лечебную деятельность, что имеют выпускники традиционных медицинских вузов) с целостным естественно-научным образованием и ранним привлечением студентов к научной работе. Другими словами, в основу Медицинского

1 Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Министерства образования и науки Российской федерации по программе «Развитие научного потенциала высшей школы» (подпрограмма IV «Исследования в области образования, молодежной политики и социальной политики в сфере образования», тема «Фундаментализация университетского медицинского образования»).

факультета была заложена концепция фундаментализации высшего медицинского образования на базе системного естественно-научного знания.

Определяющий замысел создания и развития факультета сформировался от противного, от того, что создаваемый факультет не должен делать и кого не должен готовить. Во-первых, Медицинский факультет СПбГУ не должен стать уменьшенной копией традиционных высших медицинских учебных заведений, иначе терялся весь смысл широкого университетского образования. Создание Медицинского факультета связывалось не с потребностью увеличения численности медицинских работников в России (гораздо проще, быстрее и дешевле этот вопрос мог быть решен путем увеличения плана приема в существующие медицинские вузы), а с необходимостью расширения и оптимизации форм подготовки врачей нового типа.

Во-вторых, факультет не должен готовить так называемых врачей-исследователей, имеющих необходимые экспериментальные навыки и соответствующие естественнонаучные знания, но ограниченную клиническую подготовку (и, значит, не имеющих законодательно установленного права на врачебную деятельность). Иначе говоря, выпускник Медицинского факультета не должен стать, так сказать, лишь помощником и советчиком врача в теоретической области медицины.

Определив, кого не должен готовить Медицинский факультет, ответим на вопрос — кого же он должен готовить, чем его выпускники будут отличаться от выпускников других медицинских вузов, в чем состоит новизна предлагаемой концепции, что лежит в ее основе и какими причинами вызвана необходимость подобного рода подготовки будущих врачей.

Итак, необходимость расширения и совершенствования подготовки в системе высшего медицинского образования была связана с осознанием важности ответа на вызов времени. С одной стороны, это диктовалось переходом высшей школы в целом к новой образовательной парадигме, подразумевающей достижение иного уровня образованности отдельной личности и общества в целом. С другой стороны, общее современное состояние медико-биологических наук потребовало применения интегра- тивного подхода к изучению сложных биологических процессов, протекающих в организме, освоения принципиально новых подходов к диагностике, профилактике, лечению, к пониманию природы человека в целом [4, 5]. Потребности современной медицины диктуют необходимость разработки новых курсов, касающихся изыскания методов диагностики, коррекции патологических состояний и лечения человека с учетом его генетических, конституциональных и биологических (иными словами — индивидуальных) особенностей.

При разработке проекта подготовки в СПбГУ нового поколения врачей учитывалось, что в Санкт-Петербурге уже многие десятки лет успешно работают четыре медицинских вуза. В связи с этим следует особо подчеркнуть, что при создании Медицинского факультета СПбГУ речь шла не о ломке сложившихся традиций или копировании чужого опыта, а о создании нового подхода к обучению врачей с учетом имеющихся традиций и опыта [6]. В основе разработки этой стратегии лежит анализ путей развития медицинской науки, которая в XXI в. будет опираться на дальнейшую дифференциацию биологии, математизацию всех областей естествознания и более глубокое использование физических и химических методов исследования.

Ответ на вызов времени нужно искать на пути интеграции гуманитарных, естественных и медицинских наук как основы фундаментализации образования при подготовке медицинского работника. Однако эта фундаментализация в полной мере может быть осуществлена лишь на базе классических университетов, объединяющих образование и науку в относительно равных объемах, сочетающих подготовку кадров с исследовательской деятельностью фундаментального и прикладного характера [7-9]. Именно в этом состоит основное различие между университетским и традиционным высшим медицинским образованием.

Особую важность при подготовке специалистов на Медицинском факультете приобретает то обстоятельство, что к преподаванию на факультете естественно-научных и гуманитарных дисциплин привлекаются преподаватели профильных факультетов СПбГУ — биолого-почвенного, математико-механического, факультета психологии, химического, физического, факультета филологии и искусств, исторического, факультета философии и политологии. Тесное сотрудничество с другими факультетами позволяет серьезно поднять уровень преподавания соответствующих дисциплин, установить междисциплинарные связи в обучении и создать различные типы «фундаментов» для профессиональных дисциплин — фактологический, математический, физический, химический, биологический, психологический, мировоззренческий, экспериментальный и т. д.

Весьма существенно и то, что на Медицинском факультете реально осуществляется интеграция академической науки и высшей школы — необходимый компонент подготовки специалистов высшей квалификации. Это стало возможным в связи с тем, что базовыми учреждениями для проведения занятий и исследований, а также изучения клинических дисциплин являются ведущие научно-исследовательские институты и многопрофильные стационары Санкт-Петербурга: Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН, Институт акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта РАМН, Клиническая больница РАН, городская многопрофильная больница № 2, больница № 30 им. С.П. Боткина, больница св. преподобномученицы Елизаветы, больница св. великомученика Георгия, Покровская и Мариинская больницы, СевероЗападный окружной медицинский центр Минздравсоцразвития и др.

Кстати, нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что среди требований Госстандарта к врачу-выпускнику отсутствуют такие, например, как приобретение навыков научно-исследовательской работы, хотя право на подобную работу предусмотрено квалификационной характеристикой выпускника. Очевидно, однако, что университетский подход к подготовке будущего врача обязательно предусматривает приобретение подобных навыков как один из важнейших аспектов университетского образования. Они значительно расширяют доступность наиболее полной жизненной самореализации за счет максимально возможной пользы, которую человек может принести как самому себе, так и обществу, в котором он живет.

Новизна предлагаемой концепции заключается в следующем. Во-первых, в отечественной педагогической литературе фактически отсутствуют исследования, рассматривающие процесс университетского медицинского образования применительно к современным условиям. Во-вторых, к 1995 г. даже в тех классических университетах, где были созданы медицинские факультеты, обучение строилось (и строится до сих пор), как правило, по традиционному образцу.

Суммируя сказанное, можно заключить, что выпускник Медицинского факультета СПбГУ должен владеть новейшими достижениями клинической медицины и практическими навыками врача вкупе с фундаментальной подготовкой по всему спектру естественных наук, он должен освоить методологию и навыки научной работы, быть психологически готов принять на себя ответственность за здоровье и жизнь больного, у него должно быть сформировано системное научное мировоззрение и понимание путей реализации интегра- тивного подхода в решении профессиональных задач. Он должен чувствовать медицинскую проблему, сострадать больному, а не только владеть широким кругом знаний в области естественных и медицинских наук. Еще раз специально обратим внимание на то, что собственно медицинская подготовка на Медицинском факультете СПбГУ в полном объеме соответствует той, которая установлена Государственной программой подготовки врача и применяется в традиционных высших учебных медицинских заведениях.

Важно, что концепция развития образования на Медицинском факультете — общеуниверситетское дело [10, 11], поскольку, как ранее уже было отмечено, одним из признаков фундаментализации должно стать преодоление замкнутости в сугубо профессиональных рамках при обучении будущего врача и стремление к образовательной интеграции всех структурных подразделений вуза. Поэтому можно сказать, что не факультет, а университет в целом является той основной образовательной системой, которая обеспечивает желаемый результат.

Итак, образовательная деятельность Медицинского факультета СПбГУ направлена

1) на развитие факультета как составной части Санкт-Петербургского государственного университета, завоевание прочных позиций в российском высшем медицинском образовании;

2) на полноценное медицинское образование по специальностям «Лечебное дело» и «Стоматология», соответствие квалификационной характеристике выпускника, определенной Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по данным специальностям;

3) на интеграцию гуманитарных, естественных и медицинских наук как основы университетского медицинского образования, формирование гуманистического и естественно-научного мировоззрения, формирование естественнонаучной компетентности у всех студентов;

4) на формирование целостного подхода к пониманию природы и болезней человека;

5) на повышение уровня образования за счет максимального использования индивидуального обучения, воплощения междисциплинарного синтеза в образовательных программах, создания интегративных курсов, обеспечивающих переход от дисциплинарной модели профессионального образования к системной, привлечения высококвалифицированных специалистов из других подразделений СПбГУ и академических учреждений Петербурга для преподавания на факультете;

6) на освоение студентами методологии и навыков научно-исследовательской деятельности;

7) на максимальное развитие личности учащегося, создание условий для самореализации, раскрытие индивидуальных особенностей, способностей и возможностей каждого студента, творческого потенциала специалиста, развитие потребности к постоянному самообразованию.

Между тем политическое решение — создание Медицинского факультета в университете — требует реализации целого комплекса задач. Медицинский факультет—это не только аудитории, но и анатомический театр, университетская клиника, медицинский научно-исследовательский центр, особая медицинская информационная среда, новый спектр финансовых, правовых, социальных и морально-нравственных взаимоотношений, новые направления деятельности гуманитарных и естественно-научных факультетов. Решение всех перечисленных проблем необходимо для полноценного развития Медицинского факультета, соответствующего по своему уровню Санкт-Петербургскому университету — одному из ведущих университетов мира (заметим, что медицинские факультеты в крупнейших зарубежных университетах играют ведущую, системообразующую роль).

Новый этап в развитии медицинского образования в Санкт-Петербургском государственном университете связан с созданием в 2003 г. на базе Медицинского факультета Медицинского лечебно-профилактического учебно-научного центра. Кроме факультета в него вошла учрежденная университетом автономная некоммерческая организация «Поликлиника СПбГУ», а чуть позже — санаторий-профилакторий СПбГУ. К этому времени на Медицинском факультете была открыта новая специальность—«Стоматология». В марте 2006 г. был организован Институт высоких медицинских технологий. В марте 2007 г. открыт Медицинский колледж, готовится строительство университетской клиники.

Цель создания Медицинского центра — объединение всех направлений медицинской деятельности в университете для повышения эффективности высшего и среднего медицинского образования, медицинской науки, медицинского обслуживания обучающихся и сотрудников университета. Наличие подобного центра является уникальным для российской высшей школы и должно способствовать достижению качественно нового уровня медицины в стенах классического университета.

В 2006 г. на основании десятилетнего опыта существования факультета была сформулирована стратегия развития Медицинского лечебно-профилактического учебно- научного центра [12]. Опубликованная в собственном факультетском научно-практическом журнале «Медицина. XXI век», эта стратегия определила основные направления деятельности всех подразделений Центра.

Стратегия развития Медицинского центра как инновационного медицинско- образовательного проекта в СПбГУ предусматривает следующие задачи и основные направления деятельности:

1. Образовательный процесс. Главная задача—фундаментализация системы подготовки специалистов для обеспечения их соответствия постоянно изменяющимся требованиям в различных сферах медицинской деятельности. Для этого требуется

— проведение аналитической и исследовательской работы по модернизации образовательного процесса для подготовки специалистов в области медицины, соответствующих современным тенденциям развития мировой медицинской науки и клинической медицины;

— создание постоянно действующей системы контроля качества образования, разработка рекомендаций по направлениям его повышения;

— создание в рамках инновационного проекта оснащенных учебных лабораторий, позволяющих обеспечить высокий уровень квалификации специалистов, обретение ими навыков практической работы и научных исследований;

— совершенствование методов довузовской подготовки, повышение эффективности деятельности Малого медицинского факультета с целью максимального привлечения профессионально ориентированных абитуриентов и повышения уровня их подготовки;

— подготовка и открытие в университете учреждения среднего специального медицинского образования (медицинского колледжа) и придание ему особого статуса в системе непрерывного университетского медицинского образования;

— создание системы дистанционного обучения, максимальное использование в учебном процессе современных компьютерных и информационных технологий;

— развитие системы послевузовского образования: расширение программ обучения в интернатуре и клинической ординатуре, повышение их межкафедральной интегративности, разработка и реализация кратковременных и долгосрочных программ повышения квалификации по наиболее востребованным направлениям медицины.

2. Развитие научных исследований. Главной задачей становится проведение научных исследований на современном уровне развития медицины, формирование собственных научных школ и направлений. Основные направления деятельности предусматривают

— формирование и развитие приоритетных научных направлений;

— развитие междисциплинарных научных исследований, позволяющих использовать высокий потенциал сложившихся в университете научных школ в области биологии, генетики, химии, физики и других отраслей знаний;

— интеграцию в мировую медицинскую науку, более активное участие сотрудников в международных проектах и форумах;

— создание новой материально-технической базы для проведения лабораторных и экспериментальных исследований;

— интенсификацию работы СНО, формирование системы повышения значимости научно-исследовательской работы студентов и руководства ею со стороны профессорско-преподавательского состава.

Среди направлений деятельности по развитию корпоративной культуры отметим

— создание постоянно функционирующей системы взаимодействия и взаимосвязи с руководством университета и его подразделений, общественными организациями и универсантами в вопросах охраны здоровья;

— создание системы преемственности и единства принципов функционирования учебных, научных и лечебных подразделений Медицинского центра, реализация программы подготовки собственных кадров для кафедр, научных и медицинских подразделений;

— организацию и реальное функционирование ассоциации выпускников Медицинского факультета;

— поощрение любых форм развития студенческого самоуправления (повышение статуса старостата и совета СНО, участие в спортивных и других культурно- массовых мероприятиях в университете и за его пределами);

— продолжение практики назначения факультетских стипендий лучшим студентам факультета с учетом их успеваемости, научной и общественной деятельности, традиций дня первокурсника, дня Медицинского факультета, проведения корпоративных праздников.

Заложенные при создании Медицинского факультета СПбГУ принципы подготовки специалистов, учитывающие как тенденции современного развития медицины, так и потребности перехода к новой образовательной парадигме, заставили по-новому подойти к определению структуры Учебного плана факультета. Суть вопроса здесь заключается в координации, согласовании учебных программ различных циклов и направлений с позиции общности трактовки изучаемых явлений, процессов, понятий на основе интегрированного подхода к человеку во всем разнообразии проявлений его жизнедеятельности. Стремление к обобщению и объединению знаний потребовало тщательной разработки взаимосвязи учебных предметов как по их смысловому содержанию, так и по логически обоснованной последовательности их преподавания.

Одним из наиболее трудных вопросов медицинского образования является сугубо практический вопрос о гармоничном сочетании обучения необходимым профессиональным навыкам и получения системного фундаментального естественно-научного образования в относительно узких временных рамках. Соблюдение жестких требований «Государственного образовательного стандарта подготовки выпускника по специальности 040100—Лечебное дело», касающихся преподавания медико-профилактических и клинических дисциплин, вызывает определенные трудности при составлении учебных программ естественно-научного и медико-биологического направления: время, предусмотренное существующим «Примерным учебным планом» для их преподавания, не может быть существенно расширено.

Тем не менее некоторое увеличение учебных часов в пользу этого направления не только необходимо, но и возможно: действующий с 2000 г. «Государственный образовательный стандарт... » предусматривает самостоятельную разработку учебного плана конкретным вузом на основе данного стандарта (п. 6.1.1), в частности, за счет регионального компонента и курсов по выбору, устанавливаемых вузом. Кроме того, высшее учебное заведение имеет право (п. 6.1.2) при реализации основной образовательной программы перераспределять объем часов в определенных пределах.

Решение задач по совершенствованию Учебного плана Медицинского факультета основывалось на целом ряде теоретических предпосылок. Прежде всего, весь процесс подготовки «университетского» врача рассматривался как сложный

системный объект, специфические черты которого связаны прежде всего с характером взаимодействия между составляющими элементами — конкретными учебными дисциплинами.

Второй предпосылкой к определению структуры Учебного плана факультета являются диалектические представления о последовательности циклов, составляющих цепь развития, в виде спирали. Применительно к рассматриваемой проблеме фунда- ментализации образования, особо обратим внимание на принцип повторяемости и преемственности, реализация которого выражается в повторении учебного материала на разных уровнях глубины, детализации и обобщения — в соответствии с изменением внешних и внутренних условий «взросления» будущего специалиста.

Еще одной предпосылкой формирования системы подготовки врачей на Медицинском факультете СПбГУ стало создание оптимальных условий для развития навыков самостоятельного управления собственной деятельностью у молодых специалистов медицинского профиля — прежде всего за счет возможно более раннего привлечения их к научно -исследовательской деятельности. Известно, что развитие у будущих специалистов самостоятельности, инициативности и творческих способностей возможно при условии, что они еще в период обучения в вузе становились в позицию активного субъекта деятельности. В этом случае выпускники медицинских вузов смогут реализовать себя не только как врачи, способные в короткий срок овладеть последними достижениями медицины, но и — по желанию и способностям — как квалифицированные работники научно-исследовательских учреждений соответствующего профиля. Подобное расширение свободы выбора — еще одно из проявлений фундаментализации образования. Только широко образованный человек способен гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в зависимости от требований изменившейся ситуации или в силу внутренних потребностей. Выработка у студентов- медиков научно-исследовательских навыков, а также как можно более раннее приобщение их к исследовательской работе создает серьезную базу для воспитания врачей качественно новой формации.

Далее отметим необходимость направленности подготовки специалистов в сторону гуманизации и гуманитаризации образования, т. е. ориентации его на развитие и становление у каждого будущего врача чувства собственного достоинства и самоуважения, примата уважения прав любого другого человека, на готовность решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека, использовать знания в качестве средства гуманизации жизни. Гуманитаризация образования как система форм и методов организации учебно-воспитательного процесса позволяет сделать обучение составной частью формирования человеческой личности.

Еще одним важным резервом в совершенствовании подготовки студентов на Медицинском факультете СПбГУ стало расширение и совершенствование различных форм внеаудиторной работы преподавателей со студентами (включая, как уже было отмечено, научную работу) и большое число авторских элективных курсов, читаемых ведущими специалистами не только университета, но также иных научных, учебных и клинических учреждений Санкт-Петербурга. Широко практикуется на Медицинском факультете приглашение на разовые лекции по различным проблемам современной медицины специалистов из других городов России и из-за рубежа.

Одной из важных отличительных черт осуществления профессиональной подготовки на Медицинском факультете СПбГУ стал малый численный состав групп при проведении практических клинических занятий: вместо обычных для традиционных медицинских вузов 10-12 человек на Медицинском факультете количество студентов в группе не превышает 4-5 (подобный подход при формировании учебных групп стал возможен лишь при полном понимании задач факультета и специфики обучения университетских студентов со стороны руководства Санкт-Петербургского государственного университета). Такая ситуация позволяет преподавателю работать со студентами фактически индивидуально; с другой стороны, студенты получают большую свободу для освоения всех необходимых действий по отношению к больному не только визуально (при наблюдении за действиями преподавателя), но и при самостоятельных манипуляциях. Все это открывает дополнительные возможности для выявления индивидуальных способностей студента, дает ему навыки принятия самостоятельных решений, приучает самостоятельно ориентироваться в профессиональной ситуации и брать на себя ответственность за здоровье и жизнь больного.

Одной из важнейших задач современного образования является обеспечение непрерывности и преемственности на всех этапах обучения. Совершенствование образования — это задача не только высшей школы. К настоящему моменту стало очевидно, что необходимость формирования системных знаний возникает уже в общеобразовательной школе. Формирование у выпускника средней школы системного целостного знания о мире и человеке становится по сути дела первым, но важнейшим этапом процесса медицинского образования. Новые подходы к организации системы высшего медицинского образования диктуют создание механизма целенаправленного поиска, профориентационной работы и непрерывной подготовки кадров еще на довузовском этапе [13]. Пути оказания существенной помощи в прохождении этого этапа для школьников, ориентированных в области медико-биологических наук, можно искать в разных направлениях: совершенствование школьной подготовки по естественным наукам, создание специализированных школ с медикобиологическим уклоном и малых медицинских факультетов, привлечение школьников к исследованиям, проводимым в высших учебных заведениях или научно-исследовательских институтах. Для провинциальных школьников определенные возможности в этом направлении открывают специализированные школы-интернаты или заочные подготовительные курсы.

Понимание важности преемственности в системе «школа-вуз» привело к организации Медицинским факультетом в 1997 г. Малого медицинского факультета в составе Сектора общей биологии и медицины Отдела биологии Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных. Программа Малого медицинского факультета рассчитана на учащихся 9-11 классов, она базируется на программах лектория и спецкурсов Сектора общей биологии и медицины Дворца творчества юных. При этом ни в коем случае не предполагается дублирование функций средней школы и тем более — «натаскивание» для поступление в вуз. Главный принцип обучения на Малом медицинском факультете — «Учимся не для школы, а для жизни». Соблюдение этого принципа требует от слушателей искреннего желания активно овладевать знаниями, стремления не к накопительству отрывочной информации, а к ее осмыслению, переработке и практическому приложению.

Отметим также, что Малый медицинский факультет дает школьникам, помимо прочего, убежденность в правильности выбора будущей профессии и осознанность мотивировок этого выбора. Уже накопленный опыт

подтверждает, что выпускники Малого медицинского факультета, став студентами «большого» Медицинского факультета, проявляют весьма серьезный подход к учебе и исследовательской работе [14].

Еще одним направлением профориентационной работы стало создание под эгидой Медицинского факультета медикобиологических классов в школах № 281 и 355 Санкт-Петербурга.

В завершение этой статьи отметим, что «университетские» подходы к медицинскому образованию в нашей стране — дело относительно новое. Реализация этих идей на практике по своей сути представляет пока экспериментальную работу. Однако в полной мере оценить значение этой работы по обеспечению фундаментализации университетского медицинского образования еще не представляется возможным. Количественная и качественная отдача высшего медицинского образования проверяется лишь возможностью влиять на состояние здоровья и длительность жизни людей. Должно пройти много времени, чтобы накопился достаточный материал для анализа, например, востребованности обществом «университетских» врачей, их профессиональной пригодности, способности отвечать на вызов научно-технического прогресса или глобальных проблем развития общества, возможностей адаптации в различных сферах профессиональной деятельности и т. д.

Сложность ситуации усугубляется тем, что, по справедливому мнению многих исследователей, современные методы оценки знаний, получаемых в процессе образования, реально не отражают уровень профессиональной подготовки специалиста, а особенно — качества образования, под которым понимаются не только профессиональные знания и навыки, но и творческий потенциал специалиста, уровень духовности и нравственности, навыки принятия самостоятельных решений и многое другое.

Из всего сказанного выше следует, что по результатам внедрения идеи фунда- ментализации медицинского университетского образования пока можно подвести лишь предварительные итоги. Однако важность этих итогов несомненна. Поскольку проблема фундаментализации университетского медицинского образования — проблема в отечественной педагогике новая, следует как можно раньше понять, насколько выбранный путь соответствует поставленным целям, насколько удачно (или неудачно) осуществляются выдвинутые задачи, насколько эффективна предлагаемая концепция. Понимание складывающейся ситуации позволяет при необходимости вносить коррективы в «генеральную прокладку курса».

Summary

Petrov S.V., Balakhonov A.V., Molitvin M.N., Fionik O.V. Contemporary Problems in the Higher Medical Education. Part 4. The Experience of the Medical School of St. Petersburg State University.

The experience of Medical School of St. Petersburg State University in teaching, research and health care work is reviewed. The principles of SPbSU Health Care, Teaching and Research Medical Center structure and management are given.

Key words: higher medical education, Medical School of SPbSU.

Литература

1. Петров С. В., Балахонов А. В., Молитвин М. Н., Фионик О. В. Современные проблемы высшего медицинского образования. Часть 1. Государственные стандарты высшего профессионального образования и высшее медицинское образование // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 11. 2006. Вып. 2. С. 129-136.

2. Петров С. В., Балахонов А. В., Молитвин М. Н., Фионик О. В. Современные проблемы высшего медицинского образования. Часть 2. Сравнительная характеристика Госстандартов разных поколений // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 11. 2006. Вып. 3. С. 130-141.

3. Петров С. В., Балахонов А. В., Молитвин М. Н., Фионик О. В. Современные проблемы высшего медицинского образования. Часть 3. Роль фундаментализации высшего медицинского образования // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 11. 2006. Вып. 4. С. 125-134.

4. Наточин Ю. В. Формируем целостный образ человеческого организма // Санкт-Петербургский университет. 1999. № 7. С. 12-13.

5. Наточин Ю. В. Молекулярная физиология, молекулярная медицина и традиции С. П. Боткина и И. П. Павлова // Развитие научных исследований на медицинских факультетах России. М., 2001. С. 52-56.

6. Балахонов А. В. Фундаментализация высшего медицинского образования (на примере Медицинского факультета СПбГУ) // Высш. образ. сегодня. 2004. № 5. С. 18-20.

7. Балахонов А. В. Роль классических университетов в фундаментализации высшего медицинского образования // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 3. 2004. Вып. 3. С. 88-90.

8. Вербицкая Л.А. Проблемы современного университетского образования // Академические чтения. Вып. 2. СПб., 2001. С. 5-10.

9. Балахонов А. В. Фундаментализация медицинского университетского образования. СПб.,

2004. 232 с.

10. Петров С. В. Медицинский факультет университета: первая декада // Медицина. XXI век.

2005. № 2. С. 3.

11. Петров С. В. Как готовить специалистов в современных условиях? // Там же. 2006. № 1. С. 4-7.

12. Стратегия развития Медицинского лечебно-профилактического учебно-научного центра // Там же. 2006. № 4. С. 3-7.

13. Балахонов А. В. Преемственность обучения «школа-вуз» в системе медицинского образования // Вестн. Сев.-Зап. отделения РАО. 2003. Вып. 8. С. 268-276.

14. Барабанов С. В., Балахонов А. В., Семенов А. Ю. Малый медицинский факультет СПбГУ — первый опыт работы // Актуальные проблемы педагогики высшего медицинского образования. СПб., 2000. С. 6-8.

Статья принята к печати 20 июня 2007 г.

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.