Научная статья на тему 'Современные проблемы профессиональной подготовки учителя начальных классов в вузе и пути их решения'

Современные проблемы профессиональной подготовки учителя начальных классов в вузе и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1314
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / MODERNIZATION OF HIGHER TEACHERS’ EDUCATION / IMPROVEMENT OF TEACHERS’ TRAINING / TRAINING OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / NEW FORMS OF ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайрутдинова Резеда Рафаилевна

В системе подготовки педагогических кадров до сих пор недостаточно учитываются объективные тенденции современного образования. В статье на основе объективного анализа предлагаются методические пути совершенствования профессиональной подготовки учителя начальных классов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern problems of primary school teachers’ training in a higher school, and ways of their solution

The system of teachers’ training still has no sufficient consideration for the objective trends of the modern education. Basing upon the impartial analysis the author suggests methodological ways of improvement of the professional primary school teachers’ training in the higher school.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы профессиональной подготовки учителя начальных классов в вузе и пути их решения»

УДК В (Q7) (с 17S)

Хайрутдинова Резеда Рафаилевна

Khayrutdinova Reseda Rafailevna

кандидат филологических наук,

доцент кафедры педагогики и методики

начального образования

Института педагогики и психологии

Казанского (Приволжского) федерального

университета

dom-hors@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ВУЗЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

PhD in Philology, Assistant Professor of the Education Science and Primary Education Techniques Department, Institute of Education Science and Psychology, Kazan (Volga region) Federal University dom-hors@mail.ru

MODERN PROBLEMS OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS’ TRAINING IN A HIGHER SCHOOL, AND WAYS OF THEIR SOLUTION

Аннотация:

В системе подготовки педагогических кадров до сих пор недостаточно учитываются объективные тенденции современного образования. В статье на основе объективного анализа предлагаются методические пути совершенствования профессиональной подготовки учителя начальных классов в вузе.

Ключевые слова:

профессиональная подготовка учителя начальных классов, модернизация высшего педагогического образования, совершенствование подготовки педагогических кадров, инновационные технологии, новые формы организации учебного процесса.

Summary:

The system of teachers’ training still has no sufficient consideration for the objective trends of the modern education. Basing upon the impartial analysis the author suggests methodological ways of improvement of the professional primary school teachers’ training in the higher school.

Keywords:

training of primary school teachers, modernization of higher teachers’ education, improvement of teachers’ training, innovative technologies, new forms of organization of the educational process.

Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты поставил перед вузами проблему новой организации учебного процесса, в том числе и для подготовки педагогических кадров. Особую важность приобрели требования к уровню подготовки учителей, способных инициировать поиск эффективных моделей организации и управления учебнопознавательной деятельностью учащихся в школе. Между тем в системе подготовки педагогических кадров еще недостаточно учитываются объективные тенденции современного образования. Причина такого положения - отсутствие связей между новыми целями подготовки учителя, ее новой структурой и старыми формами и методами работы со студентами. Нужны другие технологии вузовской подготовки учителей, которые требуют новых идей, инноваций, исследований, повышения квалификации преподавателей.

Представляется, что одной из плодотворных идей обновления вузовского образования должен стать переход к новым формам организации учебного процесса. До сих пор в вузовском обучении преобладали лекции, практические занятия проводились со всей группой, контроль за самостоятельной работой на зачетах и экзаменах был нацелен на воспроизведение знаний, на государственном экзамене проверялся не уровень сформированности профессиональных умений (компетенций), а, как правило, память и умение воспроизводить прочитанное (или услышанное). Ясно, что при таких условиях нельзя обеспечить качественное образование учителя, необходимое ему для работы в современной школе.

Разрабатывая новые подходы к подготовке педагогических кадров в вузе, необходимо внедрять в учебный процесс методы интерактивного обучения, которые направлены на повышение уровня профессиональной компетентности учителя начальных классов. В процессе его подготовки целесообразно, на наш взгляд, использовать следующие методы и приемы:

- проведение интерактивных проблемных лекций, а именно, использование метода «вопрос-ответ» на протяжении всей лекции; проведение коротких презентаций, подготовленных студентами, которые раскрывали бы один из вопросов, поставленных в данной теме и другое;

- внедрение в ходе практических занятий таких форм работы как «круглый стол», «мастерская», где студенты в ходе обсуждения решают важные проблемы специальности на основе

- 1В6 -

собственных самостоятельных наработок; проведение диспутов, дискуссий, анализ педагогических ситуаций, видеофрагментов уроков;

- использование в учебно-воспитательном процессе высшей школы ролевых и деловых игр, кейс-методов, «мозговой атаки», которые способствуют развитию активности, творчества, креативности педагога;

- проведение семинаров-практикумов, мастер-классов, тренинговых занятий, способствующих формированию профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов;

- широкое использование электронных образовательных ресурсов, мультимедийных средств в процессе чтения лекций и проведения практических занятий, электронных и разных видов опорных конспектов лекций, предоставления студентам учебной информации на электронных носителях, интернет-поиск и тому подобное;

- использование элементов имитации, рефлексии, релаксации в ходе отдельных практических занятий;

- использование новых подходов к контролю и оцениванию достижений студентов, которые обеспечивают их объективность и надежность.

Методы активного обучения способствуют формированию знаний, профессиональных умений и навыков будущих специалистов путем привлечения их к интенсивной познавательной деятельности; активизации мышления участников учебно-воспитательного процесса; самостоятельному принятию решений в условиях повышенной мотивации; взаимосвязи преподавателя и студента и другое.

В аспекте совершенствования профессиональной подготовки учителя начальных классов важной представляется проблема содержания учебных программ. В исследованиях последних лет очень много говорится об интегративности учебных курсов, о многоаспектности их содержания. Другим приемом усиления связей между дисциплинами, которые изучает в вузе будущий учитель начальных классов, должна стать их профессионально-педагогическая направленность: изучив предметные дисциплины (русский язык, математику, естествознание и другое) студент должен иметь представление о содержании соответствующего предмета, изучаемого в начальной школе. В целом, профессионально-педагогическая направленность должна пронизывать весь учебный процесс в вузе, в том числе отражаться в создаваемых для студентов учебных и методических пособиях. Отдельного разговора требуют психолого-педагогическая и социологическая направленности содержания педагогического образования будущих учителей начальной школы.

Одним из важнейших путей совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей начальной школы является повышение уровня теоретической и практической подготовки к инновационной деятельности в школе, которая предполагает сформированность творческого, индивидуального стиля. В связи с этим особое место в учебно-воспитательном процессе вуза занимает развитие у студентов исследовательских и творческих умений. Именно эта работа позволяет сформировать у будущих учителей умение видеть новое в теории и практике современной школы, искать нестандартные решения проблем, стоящих перед школой, и доводить их до этапа реализации. Система организации такой работы требует поэтапности (в силу сложности исследовательских умений), а также смещение акцента с формирования исследовательских умений при написании курсовых и выпускных квалификационных работ на участие студентов в исследовательской деятельности при изучении всех дисциплин учебного плана, исполнении научно-исследовательских и творческих проектов. Одним из условий организации такой работы является проблема изучения индивидуальных особенностей будущих учителей и возможностей их учета в учебно-воспитательном процессе. Естественно, управление такой системой требует разработки специальной программы, а также внедрения индивидуальных программ личностно-профессионального развития одаренных студентов.

Еще одна проблема вузовской подготовки учителя начальных классов связана с формированием у студентов умения самостоятельно учиться. Одним из средств решения этой проблемы являются учебно-методические комплексы дисциплин, электронные образовательные ресурсы, где должна быть представлена система самостоятельной работы студента по дисциплине, включая задания для самоконтроля, текущего и итогового контроля.

Большие резервы имеет практико-ориентированная подготовка студентов - будущих учителей начальной школы. В соответствии с этим одной из самых острых проблем является принципиально иная организация педагогических практик, без чего невозможно осуществить современные задачи модернизации образования.

Можно выделить круг основных проблем, связанных с организацией педагогической практики в вузе: недостаточное количество часов, отведенных на практику в учебных планах; в нагрузке преподавателей мало часов отведено на посещение студентов, проходящих практику; нежелание

учителей школы принимать на практику студентов в силу большой дополнительной нагрузки и низкой оплаты; низкая осведомленность учителей о конкретных целях и задачах практики и несовершенство их подготовленности к работе со студентами в плане развития профессиональных компетенций; несогласованность теоретической подготовки в вузе и школьной практики.

Преодоление вышеперечисленных проблем кроется, на наш взгляд, в сотрудничестве высшей педагогической и начальной общеобразовательной школы. Очевидно, что задача формирования профессиональных компетенций будущего учителя не может решаться только в стенах педагогического вуза и силами только вузовских преподавателей. Школа как основной заказчик нового учителя должна неизбежно вовлекаться в процесс профессиональной подготовки студента.

В контексте модернизации высшего педагогического образования большие перспективы имеет изучение и учет позитивного опыта профессиональной подготовки учителя начальных классов в вузах России и за рубежом как перспектива его творческого использования.

Подводя итоги вышесказанному, можно выделить следующие тенденции совершенствования профессиональной подготовки учителя начальных классов в вузе на современном этапе: использование интерактивных форм обучения студентов; интегративность и многоаспектность содержания учебных курсов, циклов; разработка индивидуальных программ личностнопрофессионального развития одаренных студентов; повышение удельного веса самостоятельной работы студентов; использование практико-ориентированных форм обучения; реформирование педагогической практики; учет позитивного опыта профессиональной подготовки учителя начальных классов в России и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.