Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития ИКТ-компетентности учителя начальных классов'

Состояние и перспективы развития ИКТ-компетентности учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PRIMARY SCHOOL TEACHERS’ TRAINING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ICT-COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Светлана Анатольевна

В статье обосновывается необходимость совершенствования подготовки учителей начальных классов в области использования информационных и коммуникационных технологий, дается авторское определение ИКТ-компетентности учителя начальных классов и описывается модель ее формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Condition and Prospects of Development of ICT-Competence of the Primary School Teacher

In the article the necessity to perfect primary school teachers’ training in the sphere of use of information and communication technologies is proved. The author’s definition of ICT-competence of the teacher of a primary school is made and the model of its formation is described.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития ИКТ-компетентности учителя начальных классов»

УДК 37.0

С. А. Зайцева

Состояние и перспективы развития ИКТ-компетентности учителя начальных классов

В статье обосновывается необходимость совершенствования подготовки учителей начальных классов в области использования информационных и коммуникационных технологий, дается авторское определение ИКТ-компетентности учителя начальных классов и описывается модель ее формирования.

Ключевые слова: ИКТ-компетентность, подготовка учителей начальных классов, информационные и коммуникационные технологии.

S. А. Zaytseva

Condition and Prospects of Development of ICT-Competence of the Primary School Teacher

In the article the necessity to perfect primary school teachers' training in the sphere of use of information and communication technologies is proved. The author's definition of ICT-competence of the teacher of a primary school is made and the model of its formation is described.

Key words: ICT-competence, primary school teachers' training, information and communication technologies.

Процесс информатизации отечественной системы образования насчитывает более 25 лет. За это время произошли существенные сдвиги в оснащении школ компьютерной и мультимедийной техникой, достигнуты значительные успехи в разработке программного обеспечения учебного процесса начальной школы, накоплен опыт преподавания пропедевтического курса информатики, ведется планомерная работа по информационно-коммуникационной подготовке учителей начальных классов. Но, несмотря на это, пока не произошло ожидаемых продуктивных дидактических и технологических изменений в учебном процессе начальной школы. Искренне веря в большие образовательные возможности информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и осознавая востребованность их применения на практике, многие учителя начальных классов с тревогой отмечают свою профессиональную некомпетентность в вопросах их применения.

В образовательном стандарте нового поколения обозначена объективная необходимость подготовки учащихся начальной школы к жизни и деятельности в условиях информационного общества, подчеркнута важность процесса информатизации в отечественной системе образования [4]. Информатизация начального образования -это сложный динамичный процесс, задачами которого на этот момент являются: повышение эф-

фективности процесса обучения младших школьников на основе использования электронных образовательных ресурсов при соблюдении возрастных и психолого-педагогических особенностей детей этого возраста; формирование компьютерной грамотности у учащихся начальных классов как необходимого компонента осуществления учебно-познавательного и воспитательного процесса школьного образования; использование ИКТ в качестве ведущего инструментария универсальных учебных действий [3]; создание в начальной школе методических условий для овладения учащимися информационной грамотностью и элементами информационной культуры, формирование и эффективное использование каждым участником образовательного процесса информационно-образовательной среды

[5].

Решение всех выше перечисленных задач информатизации начального образования ложится на плечи учителя начальных классов. Если ранее велись дискуссионные споры о том, кто должен осуществлять планомерный процесс формирования компьютерной грамотности у учащихся начальной школы - учитель информатики или же учитель начальных классов, то сейчас, с переходом на новый образовательный стандарт (2009 г.), этот вопрос полностью снят. Только учитель начальных классов, задействовав при этом арсенал всех учебных предметов, осущест-

© Зайцева С. А., 2011

вляя междисциплинарную и полифункциональную деятельность, имеет возможность реализовать требования стандарта и использовать ИКТ в качестве инструментария формирования у младших школьников универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), предусмотренных стандартом второго поколения, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющих основу умения учиться.

Таким образом, для реализации требований ныне действующего образовательного стандарта остро возрастает необходимость подготовки учителей начальной школы, обладающих достаточным уровнем профессиональной компетентности в области использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-компе-тентность). Под ИКТ-компетентностью учителя начальных классов мы понимаем его способность эффективно использовать информационные и коммуникационные технологии в условиях многопредметной и полифункцинальной пропедевтической педагогической деятельности при обучении и развитии детей младшего школьного возраста в условиях их раннего включения в информационно-коммуникационную образовательную среду.

Закономерно возникает вопрос: от чего зависит уровень ИКТ-компетентности педагога? С одной стороны, он определяется современностью и актуальностью содержания школьного и вузовского образования в области информатики и технологий и должен быть значительно выше у недавних выпускников, в отличие от учителей с большим стажем работы. С другой стороны, ИКТ-компетентность учителя зависит от опыта применения таких технологий в учебно-воспитательном процессе и, следовательно, уровень этой компетентности должен зависеть от стажа работы. Для ответа на возникшие вопросы и с целью обобщения мнения педагогов о направленности и эффективности педагогического образования в области информатики и ИКТ, нами был проведен социологический опрос учителей начальных классов.

Анализ результатов проведенного нами опроса и обобщение собственного опыта преподавания курсов информатики и информационных технологий в педагогическом вузе и на курсах повышения квалификации учителей начальных классов позволил сделать ряд выводов. Во-первых, в основном, все учителя начальной школы понимают значимость и перспективность

процессов информатизации общества и системы образования и критично оценивают свою ИКТ-компетентность, осознавая, что компьютерная грамотность является необходимым, но не достаточным условием для эффективного использования информационных технологий в обучении и развитии учащихся начальной школы. Успешность и продуктивность профессиональной деятельности должны стать критерием уровня ИКТ-компетентности, сформированной у будущих учителей начальных классов в вузе. Для этого целесообразно сделать подготовку в области информационных и коммуникационных технологий более практикоориентированной, отражающей специфику будущей профессиональной деятельности.

Во-вторых, изучение самых современных ИКТ в профессиональной деятельности в период обучения студента в вузе не гарантирует их актуальность даже на момент трудоустройства выпускника, поскольку быстрые темпы смены программного обеспечения, появление новых компьютерных технологий постепенно снижают уровень компетентности учителя в этой области, достигнутый за время обучения. Сохранить свою компетентность в области владения информационными и коммуникационными технологиями возможно только путем постоянного самостоятельного повышения квалификации в этой области.

В-третьих, ИКТ-компетентность учителя начальных классов формируется в процессе вузовского образования, закрепляется и развивается в педагогической практике при условии систематичности применения современных информационных технологий в учебно-методической деятельности педагога. Поэтому, одним из ведущих направлений модернизации вузовского образования в этой области должно стать развитие у студентов способности самостоятельного освоения новых программных средств, что создаст условие для реализации на практике идеи непрерывного педагогического образования. В связи с этим, мы считаем, что одной из важных составляющих подготовки будущего педагога должна стать осознанная необходимость и способность его к самостоятельному освоению новых программ и технологий.

Для формирования ИКТ-компетентности будущего учителя начальных классов в разные годы в учебном процессе вуза были предусмотрены курсы: «Технические средства обучения», «Математика и информатика», «Современные

информационные технологии в образовании», «Информационные технологии» [1, 2]. Однако традиционные модели формирования ИКТ-компетентности у студентов, ориентированные на внутрипредметное их изучение в рамках отдельных специализированных курсов уже не отвечают современным профессиональным потребностям подготовки педагогов для начальной школы, так как они не учитывают особенностей его будущей деятельности в условиях многопредметного, динамически изменяющегося образовательного процесса. Возникает проблема создания модели, отражающей единый системный подход к формированию ИКТ-компетентности учителя начальных классов через междисциплинарную интеграцию специальных дисциплин информационной подготовки и предметов профессионального цикла.

На наш взгляд, ИКТ-компетентность учителя начальных классов целесообразно рассматривать в трех аспектах, а именно: универсальная личностная компетентность в сфере высшего образования; часть общей профессиональной педагогической компетентности; методическая компетентность - специальная профессиональная педагогическая компетентность учителя начальных классов.

Универсальная личностная компетентность формируется на протяжении всей жизни человека на всех ступенях образования. Задача вузовского образования - обеспечение преемственности ее развития: изучение состояния компетентности у абитуриента; коррекция и развитие компетентности у студента; стимулирование и ориентация выпускника на ее совершенствование. Формирование и развитие этого вида компетентности соотносится с задачами каждой изучаемой дисциплины в рамках вузовского образования, что отмечено в ГОС ВПО по педагогическому направлению подготовки в качестве первой общекультурной компетентности: «выпускник владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения». Таким образом, вся информационно-образовательная среда вуза работает на развитие у будущего учителя универсальной личностной компетентности. Универсальная личностная компетентность у учителя начальных классов формируется также, как и у всех студентов в рамках высшего образования, однако, она приобретает специфические черты, так как на ее развитие оказывают влияние особенности будущей про-

фессии, и соответственно содержание образования и особенности информационно-коммуникационной образовательной среды педагогического вуза (факультета).

Педагогическая ИКТ-компетентность базируется на универсальной составляющей этой компетентности, в частности, на таких ее компонентах как: ценностный, коммуникативный и технологический и всех общепрофессиональных компетенциях, изложенных в образовательном стандарте нового поколения. Задача подготовки учителя начальных классов в рамках высшего образования - сквозное формирование аспекта компетентности на протяжении всего процесса обучения в вузе через изучение как специальных информационных дисциплин, так и дисциплин профессиональной подготовки. Педагогическая ИКТ-компетентность учителя начальных классов, сохраняя общие черты с любой другой педагогической специальностью, имеет существенные особенности, характеризующиеся многогранностью ее преломления в многопредметной подготовке учителя (математика, русский язык, литература, ...) и психолого-педагогическими и физиологическими особенностями детей младшего школьного возраста.

Методическая ИКТ-компетентность обусловливается спецификой образовательной деятельности учителя начальных классов, базирующейся на таких ее компонентах как: ценностный, коммуникативный и мотивационный и всех профессиональных компетентностях прописанных в образовательном стандарте нового поколения.

Задача вузовского образования - формирование этого аспекта компетентности на основе интеграции специальных информационных дисциплин с предметами психолого-педагогической и методической подготовки. Методическая ИКТ-компетентность учителя начальных классов предусматривает: умение различать образовательные ресурсы, ориентированные на младший школьный возраст; умение осваивать готовые программно-методические комплексы; способность адаптировать готовое программное обеспечение к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям начальной школы; способность проектировать решение педагогических проблем и практических задач образовательного процесса с учетом психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста; способность организовывать учебный процесс с использованием компьютерных и мультимедийных технологий, прини-

мая во внимание закономерности физиологического развития детей и применяя здоровьесбере-гающие технологии; способность ведения электронной документации, предусмотренной школьной номенклатурой и др.

Рассмотренные подходы к технологии формирования компетентности учителя начальных классов в области использования информационных и коммуникационных технологий непременно требуют для своей реализации ряд условий. Прежде всего, это желание, консолидация и подготовленность преподавательского состава к решению проблем повышения эффективности образовательного процесса на основе современных технических средств. Этому способствует организация и проведение курсов повышения квалификации преподавательского состава, работа факультетского методического семинара, проведение открытых занятий, участие в конференциях по вопросам использования ИКТ в учебном процессе, проведение мастер-классов по презентации нового оборудования и программного обеспечения и др. Также немаловажным условием эффективного развития ИКТ-компе-тентности педагога является постоянное расширение сферы применения в учебном процессе возможностей информационно-коммуника-

ционной среды вуза. Речь идет об использовании автоматизированных обучающих предметных сред; электронных каталогах, библиотеках, справочных системах; совокупности учебно-методических материалов, разработанных препо-

давателями для организации учебной деятельности студентов; электронных рейтинговых журналов студентов, по которым они могут отслеживать свой уровень успеваемости и т. д. Еще одним принципиальным условием является наличие информационно-методического обеспечения процесса обучения студентов в области использования ИКТ, которое позволяло бы преподавателям различных дисциплин реализовать принцип полифункциональности.

Библиографический список:

1. Зайцева, С. А. Проблемы подготовки педагогических кадров: информатика в начальных классах [Текст] / С. А.Зайцева // Начальная школа. - 1996. - № 3. - С. 10-12.

2. Зайцева, С. А., Иванов, В. В. Этическая составляющая в информационной культуре учителя [Текст] / С. А. Зайцева, В. В. Иванов // Начальная школа. - 2005. - № 11. - С. 117-119.

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е. С. Савинов. - 2-е изд. -М. : Просвещение, 2010. - 204 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2010. - 31 с.

5. Ходусов, А. Н., Шуклин, С. И. Оптимизация виртуального образовательного пространства в системе профессиональной подготовки специалистов на основе компетентностного подхода [Текст] / А. Н. Ходусов, С. И. Шуклин // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - № 4. - С. 88-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.