Научная статья на тему 'Современные подходы к изучению педагогического обеспечения образовательного процесса в гуманитарной науке'

Современные подходы к изучению педагогического обеспечения образовательного процесса в гуманитарной науке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обеспечение / педагогическое обеспечение / психолого-педагогическое обеспечение / социально-педагогическое обеспечение / методическое обеспечение / информационно-методическое обеспечение / ресурсы / условия / потенциал. / coverage / pedagogical coverage / psychological and pedagogical coverage / socio-psychological coverage / methodical coverage / informa- tion-methodical coverage / resources / conditions / potential.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О. В. Болтыков

В статье рассмотрены основные идеи, тенденции, подходы отечественных ученых к проблеме педагогического обеспечения, рассматривается его структура, характеризуются содержание, формы и методы реализации данного вида обеспечения при решении задач обучения и воспитания. Сделан сравнительно-сопоставительный анализ категории «обеспечение». Раскрыта структура и содержание его различных видов с учетом конкретного теоретико-методологического подхода. Выполнен ретроспективный анализ по проблеме исследования феномена педагогического обеспечения в конце ХХ и первом десятилетии XXI века. Раскрываются пути, средства и особенности организации педагогической деятельности по данному направлению в условиях образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO PEDAGOGICAL COVERAGE OF EDUCATION PROCESS IN HUMANITARIAN SCIENCE.

The article deals with the principal ideas, tendencies and approaches of Russian scholars concerning pedagogical coverage. The work clarifies its structure, contents, forms and methods and how they can be used when dealing with education and upbringing tasks. The researcher carries out a comparative analysis of a “coverage” notion, which helped to understand its meaning, structures (speaking about different types of this notion), its content-taking into account a certain type of a theoretical-methodological approach. The article reveals the results of the retrospective analysis dedicated to studying pedagogical coverage phenomenon in the late twentieth century and the first decade of the twenty-first century. The article reveals ways, means and features of pedagogic work organization concerning the following direction in the education process conditions.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к изучению педагогического обеспечения образовательного процесса в гуманитарной науке»

3. Соборность как принцип построения отношений, объединяющий различные национальности, конфессии и социальные группы для укрепления единства народов России [4, с. 58].

Сложные и противоречивые процессы, происходящие в воспитательной системе, побуждают педагогов, психологов, социологов, философов к глубокому осмыслению происходящих реалий и заставляют задуматься о путях возможных решений, накопившихся воспитательных проблем, и в первую очередь связанных с целеполаганием в педагогическом процессе [5, с. 82]. Отсутствие цели в воспитательном процессе вообще лишает его смысла как деятельности, поэтому наша работа обосновывает в качестве цели развитие личности и одним из основных средств выделяет воспитание российской молодежи на социально-культурном идеале личности.

Отсутствие общепринятого понимания категории «социально-культурный идеал личности» вызвало необходимость конкретизировать содержание этого понятия.

Социально-культурный идеал личности ориентирует людей на достижения определенных социально-прогрессивных целей, оправдывающих напряжение жизненных сил и энергии людей. Социально-культурный идеал определяется высоким уровнем нравственного, профессионального и культурного развития. Таким образом, социально-культурный идеал личности представляет собой конечную цель воспитания человека, давая высший образец, к которому он должен стремиться.

При этом процесс формирования личности должен развивать его базовые структуры и включать формирование идеальных потребностей в познании, творчестве, единении, самосовершенствовании; ценностных ориентаций, проявляющихся в гуманистическом отношении к миру через добро, красоту и истину [6, с. 127]. Проявление этих структур должно воплощаться в активной социально значимой и общественно-полезной деятельности, а также нравственных отношениях.

Нами выделены следующие условия воспитания на социально-культурном идеале личности:

1) изучение социально-культурного идеала личности (личность учащегося - личность учителя - идеал социально-культурной личности);

2) ориентация воспитательного процесса на формирование социально-значимых качеств и черт;

3) реализация субъект-субъектных отношений между учащимся и педагогами;

4) формы и методы организации учебно-воспитательного процесса активируют внутреннюю и внешнюю стороны мотивации обучаемых на самовоспитание;

5) методическое обеспечение образовательного процесса реализует технологии развития и мониторинга уровней развития личности.

В качестве основных принципов воспитания на социально-культурном идеале необходимо выделить следующие: научность, проблемность, диалогичность, исследовательность, оптимальность, содержательность.

Принцип научности реализуется в основном для большинства обучаемых через урочную деятельность в сочетании с внеурочной и внеклассной. Он требу-

Библиографический список

ет, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, законами, отражало бы современное состояние наук.

Проблемность предполагает организацию такого учебно-воспитательного процесса, когда обучаемые приобретают знания через преодоление трудностей, создаваемых поставленной перед ними проблемой.

Диалогичность способствует раскрытию взаимообогащающего влияния мировой, национальной и региональной культур.

Исследовательский принцип развивает активность и самостоятельность обучаемых в учебно-воспитательном процессе, приводит к потребности в самообразовании.

Оптимальность приводит уровень сложности обучения в соответствие с возрастными особенностями обучаемых.

Содержательность позволяет отбирать содержание образования в соответствии с адаптированным социальным опытом, превращая достижения культуры в достояние личности во всей его полноте.

Воспитание на социально-культурном идеале личности должно представлять собой целостный педагогический процесс, который комплексно реализует воспитательную, образовательную, развивающую и интегрирующую функции.

Необходимо выделить следующие основные этапы воспитания на социально-культурном идеале личности.

Первый имеет цель определить начальный уровень социального развития личности обучаемых.

На втором у подрастающего поколения формируются гуманистические ценностные ориентации, идеальные потребности и объективные когнитивные образования, адекватно отражающие существующую картину мира.

На третьем этапе организуется практическое применение обучаемыми полученных знаний, навыков, умений и владение приобретённым опытом социально значимой и общественно полезной деятельности. Для этого необходимо предоставить обучаемому свободу выбора вида деятельности, при этом используя активные, интерактивные, самостоятельные и групповые методы работы.

Задачей четвертого этапа является диагностика и коррекция социального развития личности обучаемого.

В качестве критериев и их качественных характеристик, по которым можно оценивать уровень социальной воспитанности личности, выделены следующие:

1) обобщенность - способность распространять свои знания и умения не только на отдельные предметы и явления, но и на различные виды деятельности и отношения;

2) осознанность - признание ценности знаний для личности и общества, стремление к самовоспитанию;

3) избирательность - возможность выбирать социально значимые цели деятельности и достигать заданных результатов;

4) динамичность - сохранение активности, интенсивности в деятельности и преодоление трудностей при решении социальных задач [7, с. 12].

Таким образом, современная система воспитания нуждается в уточнении содержания процесса целеполагания как развития социально значимой и общественно полезной личности и разработке технологий воспитания российской молодежи на социально-культурном идеале личности.

1. Константинова Л.В. Место и роль общественного идеала в системе социальной детерминации. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Саратов, 1994: 19.

2. Новиков С.Г Идеал воспитания в современной России: взгляд через призму опыта 1920-1930-х годов. Сибирский учитель. 2013; № 5 (90): 23 - 26.

3. Горький М. Школьная библиотека для нерусских школ. Москва Издательство: «Детская литература», 1975: 226.

4. Федулов Б.А. Аксиологические основы воспитания на общенациональной российской идее: монография. Барнаул, 2015: 118.

5. Crittenden B. Aims, intentions and purposes in reading and education. Educational Theory. 1974; № 1: 286.

6. Федулов Б.А., Рудченко В.Д., Паутова А.В. Формирование духовных основ образа жизни студенческой молодежи: монография. Барнаул, 2008: 171.

7. McClelland D.C. Testing for Competence Rather Than for «Intelligence». American Psychologist, 1973: 1 - 14.

Reference

1. Konstantinova L.V. Mesto irol'obschestvennogo ideala vsistemesocial'nojdeterminacii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Saratov, 1994: 19.

2. Novikov S.G. Ideal vospitaniya v sovremennoj Rossii: vzglyad cherez prizmu opyta 1920-1930-h godov. Sibirskij uchitel'. 2013; № 5 (90): 23 - 26.

3. Gor'kij M. Shkol'naya biblioteka dlya nerusskih shkol. Moskva Izdatel'stvo: «Detskaya literatura», 1975: 226.

4. Fedulov B.A. Aksiologicheskie osnovy vospitaniya na obschenacional'noj rossijskoj idee: monografiya. Barnaul, 2015: 118.

5. Crittenden B. Aims, intentions and purposes in reading and education. Educational Theory. 1974; № 1: 286.

6. Fedulov B.A., Rudchenko V.D., Pautova A.V. Formirovanie duhovnyh osnov obraza zhizni studencheskoj molodezhi: monografiya. Barnaul, 2008: 171.

7. McClelland D.C. Testing for Competence Rather Than for «Intelligence». American Psychologist, 1973: 1 - 14.

Статья поступила в редакцию 10.09.19

УДК 37.018

Boltykov O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of NBC defense troops of Russian Armed Forces (Moscow, Russia), E-mail: boltykov@mail.ru

MODERN APPROACHES TO PEDAGOGICAL COVERAGE OF EDUCATION PROCESS IN HUMANITARIAN SCIENCE. The article deals with the principal ideas, tendencies and approaches of Russian scholars concerning pedagogical coverage. The work clarifies its structure, contents, forms and methods and how they can be used when dealing with education and upbringing tasks. The researcher carries out a comparative analysis of a "coverage" notion, which helped to understand its meaning, structures (speaking about different types of this notion), its content-taking into account a certain type of a theoretical-methodological approach. The article reveals the results of the retrospective analysis dedicated to studying pedagogical coverage phenomenon in the late twentieth century and the first decade

of the twenty-first century. The article reveals ways, means and features of pedagogic work organization concerning the following direction in the education process conditions.

Key words: coverage, pedagogical coverage, psychological and pedagogical coverage, socio-psychological coverage, methodical coverage, information-methodical coverage, resources, conditions, potential.

О.В. Болтыков, канд. пед. наук, помощник начальника войск радиационной, химической и биологической защиты

Вооруженных Сил Российской Федерации, г. Москва, E-mail: boltykov@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГУМАНИТАРНОЙ НАУКЕ

В статье рассмотрены основные идеи, тенденции, подходы отечественных ученых к проблеме педагогического обеспечения, рассматривается его структура, характеризуются содержание, формы и методы реализации данного вида обеспечения при решении задач обучения и воспитания. Сделан сравнительно-сопоставительный анализ категории «обеспечение». Раскрыта структура и содержание его различных видов с учетом конкретного теоретико-методологического подхода. Выполнен ретроспективный анализ по проблеме исследования феномена педагогического обеспечения в конце ХХ и первом десятилетии XXI века. Раскрываются пути, средства и особенности организации педагогической деятельности по данному направлению в условиях образовательного процесса.

Ключевые слова: обеспечение, педагогическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, социально-педагогическое обеспечение, методическое обеспечение, информационно-методическое обеспечение, ресурсы, условия, потенциал.

В современных условиях модернизации всех ступеней образования одной из актуальных задач педагогической теории становится обоснование методологических, методических, технологических позиций оснащения процесса обучения и воспитания, приемлемости педагогических действий, выбираемых для решения стоящих перед конкретным учреждением задач, что напрямую связано с феноменом «обеспечение», требует его уточнения для системы в целом и каждой ее составляющей, поиска совокупности целесообразных компонентов, определения их содержания, наполнения их взаимосвязанными, взаимодополняющими формами, методами, средствами, позволяющими образовательным организациям выполнить социальный заказ общества, государства, реализовать собственную миссию по обучению и воспитанию школьников, студентов, курсантов военных вузов.

Базовый термин «обеспечение» в словаре русского языка С.И. Ожегова представлен четырьмя гранями: как снабжение чем-нибудь в нужном количестве; как предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо; как необходимость «сделать что-либо вполне возможным, действительным, реально выполнимым»; как ограждение, охранение кого-либо от чего-либо [1, с. 424].

В других толковых словарях русского языка встретимся с похожими толкованиями слова «обеспечение»: 1) процесс действия; то, что служит ручательством, гарантией, способствует сохранности или исполнению чего-либо (Т.Ф. Ефимова); деньги - материальные средства к жизни, предоставляемые кому-нибудь с целью создания условий для его существования (Д.Н. Ушаков) и др.

В словарях синонимов русского языка отмечается, что «обеспечение» -одно из наиболее употребляемых в устной и письменной речи слов. Частота обращений к нему для описания какого-либо явления составляет приблизительно 3,5 тысячи раз. В этих же источниках указывается на наличие примерно 26 синонимов, раскрывающих его суть, среди которых ассекурация, возмещение, восполнение, покрытие, предоставление, компенсирование, адвекция, прикрытие, загораживание, снабжение, защита, гарантирование и другие.

Дальнейший анализ свидетельствует о том, что термин «обеспечение» широко используется в различных сферах и словосочетаниях: социальное, юридическое, материально-техническое, энерго-, топливо-, гидрометеообеспечение и т.п. Среди них равноправными являются дидактическое, психологическое, педагогическое, информационное обеспечение. Кроме того, в научных публикациях рассматриваются и многочисленные соподчиненные понятия, которые позволяют расширить представление об изучаемом явлении и отобрать компоненты, обосновать их сочетание, спроецировать модель и охарактеризовать методику ее реализации.

Правомерно констатировать, что обеспечение - это сложная категория, обозначающая широкий спектр действий, ориентированных на способствование улучшению деятельности, эффективному достижению цели.

Остановимся на систематизации идей, касающихся педагогического обеспечения, и, прежде всего, подчеркнем, что наиболее интенсивно данная проблема стала исследоваться с 90-х годов прошлого века в связи с изменившимися социально-экономическими и политическими условиями в государстве. Свидетельством этому служат работы, например, В.Д. Лашкеевой (мотивационное программно-целевое обеспечение процесса самоопределения старшеклассников); Т.А. Мерцаловой (педагогическое обеспечение самосознания подростков в условиях общеобразовательной школы); А.А. Суслиной (мотивационное обеспечение учебной деятельности студента вуза); Н.К. Чапаева (структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции) и других.

Уже в этот период все авторы, во-первых, дают свое толкование понятию, делая ударение на следующем: а) это научно-практическая система (В.Д. Лашкеева); б) это комплекс условий (экономических, технологических, психологических), созданных педагогами (Т.А. Мерцалова); в) развертывание во вре-

мени мотивационного сопровождения деятельности, когда каждому элементу учебной и воспитательной работы соответствует его мотивационный компонент (А.А. Суслина); г) совокупность познавательно-методологических, сущностно-ка-тегориальных, общетеоретических, инструментально-методологических, техно-лого-методологических составляющих (Н.К. Чапаев) и др.

Во-вторых, исследуемое явление применительно к развитию личности обучаемого предполагает комплексную реализацию мотивационной, информационной, технологической и реабилитационной функций, нацеленных на помощь индивиду в решении его личностных проблем посредством самосознания.

В-третьих, основными средствами, составляющими основу педагогического обеспечения, считаются дискуссии, решение задач, ролевые и деловые игры, проекты.

В-четвертых, необходимо достижение баланса взаимосвязей между различными компонентами педагогического обеспечения.

Наиболее интенсивно вопросы педагогического обеспечения изучаются, начиная с 2000-х годов. Анализ диссертационных исследований первого десятилетия XXI века указывает на ряд тенденций, первой из которых можно считать появление множества аспектов, выступающих предметом детального рассмотрения отдельными авторами. В частности, большая группа диссертаций, защищенных в этот период, раскрывает сущность педагогического обеспечения с таких позиций:

а) это совокупность условий и средств, необходимых и достаточных для достижения поставленных целей (И.В. Протасова, Н.Ю. Шепелева, ПП. Шере-метова и др.);

б) это совокупность авторских программ, средств, методов и приемов, направленных на успешную организацию определенной деятельности (В.А. Беликов, РА. Литвак, РР Лыкова, А.Н. Шобонова и др.);

в) это содействие успешному решению поставленных задач в рамках возрастной нормы с учетом специфики образовательного учреждения, индивидуальных и личностных ресурсов участников образовательного процесса (Н.М. Филиппова и др.);

г) это вид педагогической деятельности, направленной на реализацию потенциалов окружающей личность внешней и внутренней среды, ее личностных ресурсов для успешного решения поставленных воспитательных задач (И.А. Пусева, А.И. Тимонин и др.). Впоследствии эту идею развивали и другие авторы, например, А.Р. Лопатин;

д) это управление совокупностью ресурсов, привлекаемых для осуществления воспитательного и образовательного процесса, направленное на разрешение противоречия между наличием какого-либо ресурса и необходимостью его использования в конкретной организационной форме (А.И. Кивелевич); управление системной совокупностью элементов: целеполагание, содержание, способы его реализации, организация условий, оптимизирующих определенный аспект процесса воспитания, обучения, формирования и развития личности, социализации человека (Е.В. Сечкарева);

е) это совокупность ресурсов, внешних (финансовых, личностных, материальных и социальных) и внутренних (личностно ориентированное и дифференцированное обучение и воспитание), условий (готовность воспитателей к определенным действиям, мониторинг содержания деятельности учреждения, взаимодействие с другими институтами воспитания и образования);

ж) это система, включающая такие элементы, как содержание, формы, методы, средства, условия и комплекс мероприятий, способствующих их успешной реализации (М.А. Райкина, П.А. Шабанов и др.).

Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о различиях в трактовке педагогического обеспечения.

Второй тенденцией можно считать внутреннюю дифференциацию, выделение частей из более широкого понятия, позволяющих конкретизировать сущ-

ностно и содержательно изучаемое явление. В основном это находит отражение в появлении исследований психолого-педагогического, методического, социально и организационно-педагогического, системно-дидактического обеспечения.

Первое из них С.А. Беличева предлагает рассматривать в широком и узком смысле слова. Если речь идет о психолого-педагогическом обеспечении в широком смысле слова, считает она, то понимается объединение информационно-аналитической, ресурсно-финансовой, нормативно-правовой, кадровой, научно-методической, организационно-управленческой составляющих. В узком смысле - это разработка и реализация программ, построенных на установленных принципах, отобранного в соответствии с ними содержания, психосоциальных технологий и коррекционно-реабилитационных техник. При этом, по мнению автора, требующими особого внимания и представляющими несомненный интерес являются две последующие части.

Теоретические и практические моменты психолого-педагогического обеспечения раскрывает Е.А. Репринцева применительно к игровой деятельности школьников. Она обеспечение трактует как «возможность сделать что-либо действительным, реально выполнимым» [2, с. 111]. Под психолого-педагогическим обеспечением игровой деятельности школьников она понимает четко выстроенную систему непосредственной и опосредованной помощи воспитателям, детям в подготовке и проведении игр с целью их ориентации на самосовершенствование, саморазвитие, самопознание.

В целом Е.А. Репринцева делает вывод, с которым следует согласиться, что построенная и четко выверенная стратегия и тактика психолого-педагогического обеспечения игровой деятельности школьников позволит преодолеть отрицательную тенденцию трансформации игры из педагогически ценного в антипедагогическое средство, усилить ее позитивное влияние на процессы социализации личности ребенка, развитие его индивидуальности, формирование детских коллективов.

В последние годы все больше внимания в гуманитарной науке уделяется вопросам безопасности детей и молодежи, в связи с чем также обсуждается проблема ее психолого-педагогического обеспечения (И.С. Алаторцева, Т.С. Борисова, М.М. Плоткин, ПП Силласте и др.).

В контексте системного подхода эти авторы такое обеспечение определяют как осуществление связи, взаимодействия, взаимовлияния механизмов, способов и средств формирования готовности молодых людей к сознательному предпочтению ответственной линии поведения, позитивной социокультурной идентичности, в основе которой - внутренняя убежденность и умение строить взаимодействие в социуме в поле нравственных и социальных ценностей [3, с. 41], комплекс условий гармонизации отношений личности и общества [4, с. 264]. К ним относят следующие: взаимоотношения в семье; социальное благополучие как интегральный показатель социальной безопасности детей и молодежи; нравственность как императив социальной безопасности формирования личности. Реализация названных выше условий, по мнению М.М. Плоткина, будет способствовать формированию у них жизненных (моральных) ценностей, достижение которых и следует принять за цель психолого-педагогического обеспечения изучаемого явления.

Методическое обеспечение в обозначенный период определяется как поиск и создание инструментария, способствующего организации педагогического процесса. Следовательно, такое обеспечение, с одной стороны, включает схемы, образы, документы, ситуации, с другой - предполагает реализацию совокупности средств, правил, выбор которых позволяет педагогу успешно решать поставленные задачи с наибольшим эффектом, результативно [5, с. 200 - 201].

Одновременно с охарактеризованным выше аспектом методического обеспечения появляется еще один, связанный с процессом информатизации российского общества и образования. В первом случае акцент делается на программном обеспечении определенных состояний, достижении их эффективности, методике продуманного использования аппаратных средств и услуг. Во втором случае в центре внимания находятся средства, методы, приемы, способствующие общему развитию педагогов и детей, объединенные в конкретную программу, в рамках которой разработаны, апробированы и адаптированы для повседневного применения несколько десятков средств, побуждающих педагогов к продуктивным действиям.

В настоящее время идеи информационно-методического обеспечения получили дальнейшее развитие в исследованиях ПВ. Кулькова. В своем диссертационном исследовании автор относит информационно-методическое обеспечение к особому виду педагогической деятельности, которая предполагает насыщение среды информационной продукцией, определение содержания и способов его реализации, ускоряющих формирование социального опыта личности, определение конкретных способов взаимодействия в различных организационных формах, способствующих реализации реальных возможностей социально ориентированных объединений и направленных на регулирование, функционирование и развитие, повышение уровня субъектности участников образовательного и воспитательного процесса.

Еще одно из направлений педагогического обеспечения - социально-педагогическое - начинает разрабатываться в начале нового века в диссертациях различных ученых. Наиболее полно и разносторонне понятие «социально-педагогическое обеспечение» охарактеризовано в диссертационном исследовании А.И. Тимонина.

Автор, в частности, сущность понятия раскрывает, обращаясь к ресурсному подходу. В результате в его представлении социально-педагогическое обеспечение - это специфическая педагогическая деятельность по управлению функционированием и развитием системной совокупности ресурсов, привлекаемых для осуществления процесса формирования личностно-професси-ональной позиции индивида [6, с. 22]. Социально-педагогическое обеспечение предполагает определение функционального предназначения каждого ресурса, установление взаимосвязей их функций в установленных организационно-педагогических формах.

Центральная идея такого обеспечения опирается на ресурсный фонд, который представляет собой совокупность актуальных и потенциальных средств, предназначенных и используемых для решения конкретных задач и включает личностные, институциональные ресурсы и ресурсы среды.

Личностные ресурсы - это жизненный и социальный опыт, сформиро-ванность профессионально и социально значимых качеств личности, уровень личностной компетентности, профессиональные ожидания, профессиональная направленность. Институциональные ресурсы - это реализуемая образовательная программа вуза, особенности профессионального мастерства педагогов и воспитателей, квалификационного состава педагогического коллектива, наличие инновационной деятельности в вузе, преобладающие мотивы профессиональной деятельности членов коллектива. Ресурсы среды в этом случае - это образовательная среда вуза, установление партнерских отношений с иными образовательными и социальными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями, административными органами, предприятиями и организациями в целях оптимизации процесса профессионального становления студента.

Каждый из перечисленных выше ресурсов может находиться в двух состояниях по отношению к субъекту социально-педагогического обеспечения: актуальном (ресурс может быть применен субъектом такого обеспечения без предварительной подготовки к его использованию) и потенциальном (ресурс актуализирован в сознании субъекта обеспечения, но еще не актуализирован в педагогической практике).

Таким образом, социально-педагогическое обеспечение в данном случае представляет собой совокупность условий (внешних и внутренних), ресурсов (организационных, психологических, методических) и технологий (погружения, поддержки, индивидуальной помощи).

В научной литературе встречается описание еще одной разновидности педагогического обеспечения - организационно-педагогического. Оно рассматривается как совокупность способов и приемов организации деятельности, процесса рационального использования средств и ресурсов.

Принципами такого обеспечения провозглашаются следующие: принцип интегративности (единство всех субъектов образовательного процесса как иерархического комплекса их потребностей и развитие диалога между ними через участие в различных проектах), оптимизации (удовлетворение потребностей участников образовательного процесса в получении качественного общего образования на основе соблюдения принципов гуманизации и гуманитаризации с применением современных здоровьесберегающих технологий организации учебной жизни), коммуникативности (приоритетность взаимодействия всех участников образовательного процесса, расширение диапазона взаимодействия на основе проектной деятельности), адаптивности (формирование коммуникативной компетентности и социальной адаптивности у обучаемых, а также формирование предпосылок конкурентоспособной личности), поликультурности (формирование у обучаемых представлений о толерантности как готовности уважать права других, доброжелательности, эмпатии, знании и принятии самого себя и других, понимании и открытости по отношению к другой культуре; обучение приемам разрешения конфликтов; внедрение практики толерантного взаимодействия), активности (формирование личности с позитивной мотивационной направленностью и установкой на успех), креативности (создание принципиально новых интеллектуальных и творческих проектов).

В 2000-х годах вопросами педагогического обеспечения начинает заниматься и военная педагогика. Появляются исследования, в которых освещается педагогическое обеспечение социального становления курсантов военного вуза и социально-педагогическое обеспечение их самореализации.

В контексте основополагающих уставных документов Вооруженных Сил Российской Федерации, Национальной концепции (доктрины) развития обороноспособности государства в новых социокультурных и геополитических условиях, в этот период разрабатывается идея создания системы морально-психологического обеспечения в Вооруженных Силах страны.

Завершая сравнительно-сопоставительный анализ категории «педагогическое обеспечение», понимания сущности, структуры его различных видов, содержания с учетом конкретного теоретико-методологического подхода, можно сделать следующие выводы:

1) с конца 90-х годов прошлого века и в первое десятилетие нового столетия проблема обеспечения педагогической деятельности в различных гуманитарных сферах изучается достаточно интенсивно. При этом при единстве в понимании базового термина к трактовке понятия «педагогическое обеспечение» разные авторы подходят с различных позиций: системного, поликомпонентного, ресурсного, синергетического;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) в этот период происходит, с одной стороны, дифференциация педагогического обеспечения, благодаря чему выделяются составляющие его элементы, с другой стороны, выводы и обобщения тщательно анализируются на междисциплинарном уровне, и в результате их интеграции появляются психолого-педагогическое, социально-педагогическое и прочие направления, уточняются их содержание, формы, методы;

3) на этом этапе формулируются принципы отбора содержания педагогического обеспечения и рассматриваются различные его модели с учетом особенностей субъектов проектируемого процесса.

Осмысление педагогического обеспечения как в широком, так и в узком смысле слова продолжается, расширяется теоретико-методологическая база (системный, экзистенциональный, рефлексивно-деятельностный, ситуационный,

Библиографический список

личностно ориентированный, полифункциональный, гуманистический подходы) и одновременно объекты и география изучения.

Таким образом, термин «педагогическое обеспечение» прошел длительный путь исторического развития и сейчас находится в центре внимания как исследователей, так и специалистов в сфере образования и воспитания подрастающего поколения, его содержание изучается и рассматривается в контексте различных теоретико-методологических подходов. Его сущность раскрывается как многоуровневое, многопрофильное явление, объединяющее и интегрирующее идеи ресурсов (средств, условий), системы мер, приемов, мероприятий, специфический вид деятельности, направленный на развитие, содействие, восстановление, поддержание потенциалов личности и среды.

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва: Русский язык, 1990.

2. Репринцева Е.А. Проблемы психолого-педагогического обеспечения игровой деятельности школьников: от теории к практике. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова.- 2008; Т. 14; № 14: 110 - 117.

3. Алаторцева И.С., Борисова Т.С. Модель психолого-педагогического обеспечения социальной безопасности современной российской молодежи. Москва: Изд-во «Современное образование», 2014.

4. Плоткин М.М. Психолого-педагогические тенденции обеспечения социальной безопасности детей и молодежи в современных условиях. Социально-педагогическое профессиональное образование в глобальном мире: современные приоритеты. Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2014: 258 - 272.

5. Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

6. Тимонин А.И. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета: Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Кострома, 2008.

Reference

1. Ozhegov S.I. Slovar'russkogoyazyka. Moskva: Russkij yazyk, 1990.

2. Reprinceva E.A. Problemy psihologo-pedagogicheskogo obespecheniya igrovoj deyatel'nosti shkol'nikov: ot teorii k praktike. Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova.- 2008; T. 14; № 14: 110 - 117.

3. Alatorceva I.S., Borisova T.S. Model' psihologo-pedagogicheskogo obespecheniya social'noj bezopasnosti sovremennoj rossijskoj molodezhi. Moskva: Izd-vo «Sovremennoe obrazovanie», 2014.

4. Plotkin M.M. Psihologo-pedagogicheskie tendencii obespecheniya social'noj bezopasnosti detej i molodezhi v sovremennyh usloviyah. Social'no-pedagogicheskoeprofessional'noe obrazovanie v global'nom mire: sovremennye prioritety. Moskva; Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2014: 258 - 272.

5. Volynkin V.I. Pedagogika v shemah i tablicah. Rostov-na-Donu: Feniks, 2008.

6. Timonin A.I. Social'no-pedagogicheskoe obespechenie professional'nogo stanovleniya studentov gumanitarnyh fakul'tetov universiteta: Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Kostroma, 2008.

Статья поступила в редакцию 12.09.19

УДК 378

Loginova N.N., Cand. of Sciences (Engineering), methodologist, State budgetary institution of additional education of the Center for out-of-school work with children and youth of the Kalininsky District of Saint-Petersburg"Academic" (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: ni2kolakola@yandex.ru Novoselov I.A.. methodologist, State budgetary institution of additional education of the Center for out-of-school work with children and youth of Kalininsky District of Saint-Petersburg"Academic" (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: ivan.novosyolov@gmail.com

A SOCIAL PARTNERSHIP MODEL AS A FACTOR OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONS OF CHILDREN'S ADDITIONAL EDUCATION.

The article discusses organization of social partnership in institution of additional education. The authors present results of integration the social partnership program in departments of additional education of schools based in Kalininsky District and in district center of additional education. Based on the results of State budgetary institution of additional education of the Center for out-of-school work with children and youth of Kalininsky District of Saint-Petersburg "Academic" systematic characteristics of social partnership in schools are defined. The results show that social partnership in schools is an important part of the educational process. The authors claim that social partnership takes role in development of so called "hard skills" and "soft skills". Levels and formations of interaction of educational institutions with social partners and principles of its realization are discussed.

Key words: partners, social partnership, network partnership, partnership in education, partnership in school education, children additional education, additional education departments, network interaction.

Н.Н. Логинова, канд. техн. наук, методист, ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга «Академический», г. Санкт-Петербург, E-mail: ni2kolakola@yandex.ru

И.А. Новоселов, методист, ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района, Санкт-Петербурга «Академический», г. Санкт-Петербург, E-mail: ivan.novosyolov@gmail.com

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Статья посвящена вопросам организации социального партнерства в учреждении дополнительного образования детей. Авторы статьи описывают результаты исследования организации социального партнерства в отделениях дополнительного образования школ Калининского района Санкт-Петербурга и в районном учреждении дополнительного образования детей. На основании анализа результатов работы государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Центра внешкольной работы с детьми и молодежью Калининского района Санкт-Петербурга «Академический» авторы определяют системные характеристики, присущие социальному партнерству ОУ, выделяют уровни и формы работы образовательных организаций с социальными партнерами, а также принципы их реализации.

Ключевые слова: партнеры, социальное партнерство, сетевое партнерство, партнерство в образовании, дополнительное образование детей, отделения дополнительного образования, сетевое взаимодействие, федеральная инновационная площадка.

Современное дополнительное образование, являясь частью существующей системы образования в России, представляет собой самостоятельный источник знаний, способствующий достижению ключевых компетентностей в раз-

личных сферах жизненного и профессионального самоопределения, предметных и личностных результатов не только детей, но и остальных участников образовательного процесса [1]. Требования к качеству образования, закрепленные в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.