Научная статья на тему 'Особенности воспитания российской молодежи на социально-культурном идеале личности'

Особенности воспитания российской молодежи на социально-культурном идеале личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитательный процесс / российская молодежь / целеполагание / личность / социально-культурный идеал. / educational process / Russian youth / goal-setting / personality / socio-cultural ideal.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Б. А. Федулов, В. М. Зуев, А. А. Смирнов, А. Е. Стрелкова

В статье раскрывается направление совершенствования современного образования на основе конкретизации целеполагания в воспитательном процессе. В качестве средства воспитания российской молодежи выделен социально-культурный идеал личности. Выявлены сущность и содержание социально-культурного идеала как объекта воспитания российской молодежи. Уточнено содержание личности как социально значимого субъекта и общественно полезной индивидуальности. Раскрыты условия и принципы воспитания подрастающего поколения, а также критерии оценки уровня социального развития. Предложены основные этапы и рекомендации по комплексной реализации воспитательной, образовательной, развивающей и интегрирующей функции в процессе воспитания на социально-культурном идеале личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF EDUCATION OF RUSSIAN YOUTH BASED ON THE SOCIO-CULTURAL IDEAL OF A PERSON.

The article reveals the direction of improving modern education specifying its goal-setting. The socio-cultural ideal of character is picked out as the means of educating the Russian youth. The idea and the meaning of the socio-cultural ideal, as the object of the education of the Russian youth, are determined. The content of the personality, as a socially significant subject and a socially significant individuality, is clarified. Conditions and principles of education of the younger generation, as well as criteria for the evaluation of social development, are disclosed. The main stages and recommendations for the integrated implementation of the educational, developmental, and integrating functions in the process of education on the basis of the socio-cultural ideal are proposed.

Текст научной работы на тему «Особенности воспитания российской молодежи на социально-культурном идеале личности»

УДК 379.634:371.4

Fedulov B.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: fedulovb@mail.ru Zuev V.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: altaik@mail.ru Smirnov A.A., teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: altaik@mail.ru Strelkova A.E., teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: altaik@mail.ru

THE SPECIFICS OF EDUCATION OF RUSSIAN YOUTH BASED ON THE SOCIO-CULTURAL IDEAL OF A PERSON. The article reveals the direction of improving modern education specifying its goal-setting. The socio-cultural ideal of character is picked out as the means of educating the Russian youth. The idea and the meaning of the socio-cultural ideal, as the object of the education of the Russian youth, are determined. The content of the personality, as a socially significant subject and a socially significant individuality, is clarified. Conditions and principles of education of the younger generation, as well as criteria for the evaluation of social development, are disclosed. The main stages and recommendations for the integrated implementation of the educational, developmental, and integrating functions in the process of education on the basis of the socio-cultural ideal are proposed.

Key words: educational process, Russian youth, goal-setting, personality, socio-cultural ideal.

Б.А. Федулов, д-р пед. наук, проф., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Россия, Е-mail: fedulovb@mail.ru В.М. Зуев, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Россия, Е-mail: altaik@mail.ru А.А. Смирнов, преп., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Россия, Е-mail: altaik@mail.ru А.Е. Стрелкова, преп., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Россия, Е-mail: altaik@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ НА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ ИДЕАЛЕ ЛИЧНОСТИ

В статье раскрывается направление совершенствования современного образования на основе конкретизации целеполагания в воспитательном процессе. В качестве средства воспитания российской молодежи выделен социально-культурный идеал личности. Выявлены сущность и содержание социально-культурного идеала как объекта воспитания российской молодежи. Уточнено содержание личности как социально значимого субъекта и общественно полезной индивидуальности. Раскрыты условия и принципы воспитания подрастающего поколения, а также критерии оценки уровня социального развития. Предложены основные этапы и рекомендации по комплексной реализации воспитательной, образовательной, развивающей и интегрирующей функции в процессе воспитания на социально-культурном идеале личности.

Ключевые слова: воспитательный процесс, российская молодежь, целеполагание, личность, социально-культурный идеал.

XXI век олицетворяет время перемен, на которое возложены большие надежды всего человечества. Сегодня человек существенно повысил свои технологические возможности и получил практически неограниченную свободу в деятельности и отношениях, но это привело и к тому, что практически большинство традиционных ценностей и норм стало терять свое значение. Основная причина, на наш взгляд, состоит в том, что воспитательный процесс утратил целеполага-ние, общество не выдвигает социальных идеалов, и, как следствие, нет общепринятого представления об объективном идеале личности, добре и зле, плохом и хорошем.

Формально мало кто отрицает традиционные или религиозные представления об этих категориях, но в реальности они все реже проявляются в деятельности и отношениях. Каждый понимает идеал по-своему, а существующие множественные представления даже противоположны друг другу Все чаще человек считает сам себя идеалом, это ведет к тому, что он не признает ценности других людей и всегда ставит себя выше всех, для таких людей нет идеалов и не к чему стремиться. Также представление о добре сводится к тому, что все то, что лично мне хорошо, и есть добро - опять же без учета того, как это отражается на других. Но без идеалов невозможно совершенство и развитие личности.

В работе раскрывается социально-культурный идеал как объект для воспитания российской молодежи. Идеальный образ - это, прежде всего, образ личности, поэтому в нашем исследовании сделан акцент на социально-культурном идеале личности, что определяет актуальность рассматриваемой темы в современных условиях.

Идеал раскрывается как всеобщее понятие, выражающее направление развития личности. Он обычно раскрывается через два направления: первое -высшая степень ценного или наилучшего, завершенное состояние чего-либо; второе - индивидуально принятый стандарт, признаваемый в качестве образца для подражания, как правило, касающийся личностных качеств [1, с. 9].

Существующие в обществе идеалы могут быть объективно-действенными, ориентируя подрастающее поколение на практическое совершенствование и развитие общества, или субъективно-деструктивными, и уводить людей от практических задач в потребительски-меркантильные области отношений [2, с. 24]. В последнем случае реальные отношения и чувства подменяются их видимостью, люди становятся сначала партнерами, а затем конкурентами, традиционные мужские и женские роли теряют свое предназначение, а с ними институт семьи и фундаментальные ценности, дающие человеку подлинное счастье, такие как любовь, доброта, верность.

По определению Л.Н. Толстого, «идеал - это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления - нет счастья в жизни». «Когда человек разучился ходить на четвереньках, - писал М. Горький, - природа дала ему в виде посоха - идеал» [3, с. 32].

Идеалы, воплощенные в качествах личности, способствуют формированию конкретных нравственных ценностей, представляемых в виде объектов для подражания. По нашему мнению, для каждого возраста и периода жизни есть свой,

как бы частный идеал, и, не воспитывая его на каждом из жизненных этапов, невозможно воспитать всесторонне и гармонично развитую личность.

Идеалом может служить как обобщенный образ, синтезирующий основные значимые и ценимые черты, так и конкретная личность, в которой эти черты особенно ярко воплотились. Только наличие конкретного идеала может служить направлением развития личности человека. Для детского возраста идеалом служат близкие люди, кто-либо из родителей или родственников, далее им может быть воспитатель или учитель, что в наше время, к сожалению, редкое явление. Позже в качестве образца для подражания, на который подросток хотел бы походить, выступает конкретная личность, очень часто кто-либо из современников, но чаще - кто-то из старших друзей или киногероев. Идеалы формируются, в основном, под определяющим воздействием общественных мнений и в меньшей степени - существующей системы воспитания.

Понятие идеал человека, прежде всего, сопряжен с понятием личность, точнее, с тем, как раскрывается ее содержание, что имеет существенное значение для воспитательного процесса. Сегодня можно констатировать, что понятие личность трактуется очень широко - от младенца до преступника. Следовательно, для решения поставленной задачи в воспитательном процессе его следует конкретизировать.

Наиболее полное понимание личности как социально-культурного идеала заключается в следующем. Личность - это член общества, который находится с ним в гармоничном взаимодействии. Личность - это социально значимый субъект (определяет цели деятельности, которая приносит пользу как себе, так и другим) и общественно полезная индивидуальность (деятельность которой гармонично сочетает интересы общества и самой личности). Поэтому личностью, с точки зрения социально-культурного идеала, следует считать только человека нравственно и профессионально развитого.

Культивируемые либеральной общественностью определения личности подчеркивают, что это только яркая индивидуальность, добившаяся успеха и престижа или это - активный субъект деятельности, который сам ставит цели и их реализует. Но эти определения не исключают использование других людей в корыстных целях и не предусматривают служение другим людям и обществу.

Традиционно идеалами личности от древности и до наших дней всегда были просветители-творцы, жертвенники-первопроходцы, производители-созидатели, кормильцы-труженики, патриоты-воины [4, с. 174].

Выделяя социальную и культурную сущность личности, следует определить следующие базовые ее потребности:

1. Служение как смысл жизни - это тип отношения к людям, обществу и своей деятельности, при котором человек ощущает себя ответственным и обязанным добросовестно выполнять взятую на себя работу.

2. Созидание как цель деятельности, целью которой является существенная общественная польза (делает мир лучше, приносит пользу другим и себе).

3. Соборность как принцип построения отношений, объединяющий различные национальности, конфессии и социальные группы для укрепления единства народов России [4, с. 58].

Сложные и противоречивые процессы, происходящие в воспитательной системе, побуждают педагогов, психологов, социологов, философов к глубокому осмыслению происходящих реалий и заставляют задуматься о путях возможных решений, накопившихся воспитательных проблем, и в первую очередь связанных с целеполаганием в педагогическом процессе [5, с. 82]. Отсутствие цели в воспитательном процессе вообще лишает его смысла как деятельности, поэтому наша работа обосновывает в качестве цели развитие личности и одним из основных средств выделяет воспитание российской молодежи на социально-культурном идеале личности.

Отсутствие общепринятого понимания категории «социально-культурный идеал личности» вызвало необходимость конкретизировать содержание этого понятия.

Социально-культурный идеал личности ориентирует людей на достижения определенных социально-прогрессивных целей, оправдывающих напряжение жизненных сил и энергии людей. Социально-культурный идеал определяется высоким уровнем нравственного, профессионального и культурного развития. Таким образом, социально-культурный идеал личности представляет собой конечную цель воспитания человека, давая высший образец, к которому он должен стремиться.

При этом процесс формирования личности должен развивать его базовые структуры и включать формирование идеальных потребностей в познании, творчестве, единении, самосовершенствовании; ценностных ориентаций, проявляющихся в гуманистическом отношении к миру через добро, красоту и истину [6, с. 127]. Проявление этих структур должно воплощаться в активной социально значимой и общественно-полезной деятельности, а также нравственных отношениях.

Нами выделены следующие условия воспитания на социально-культурном идеале личности:

1) изучение социально-культурного идеала личности (личность учащегося - личность учителя - идеал социально-культурной личности);

2) ориентация воспитательного процесса на формирование социально-значимых качеств и черт;

3) реализация субъект-субъектных отношений между учащимся и педагогами;

4) формы и методы организации учебно-воспитательного процесса активируют внутреннюю и внешнюю стороны мотивации обучаемых на самовоспитание;

5) методическое обеспечение образовательного процесса реализует технологии развития и мониторинга уровней развития личности.

В качестве основных принципов воспитания на социально-культурном идеале необходимо выделить следующие: научность, проблемность, диалогичность, исследовательность, оптимальность, содержательность.

Принцип научности реализуется в основном для большинства обучаемых через урочную деятельность в сочетании с внеурочной и внеклассной. Он требу-

Библиографический список

ет, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, законами, отражало бы современное состояние наук.

Проблемность предполагает организацию такого учебно-воспитательного процесса, когда обучаемые приобретают знания через преодоление трудностей, создаваемых поставленной перед ними проблемой.

Диалогичность способствует раскрытию взаимообогащающего влияния мировой, национальной и региональной культур.

Исследовательский принцип развивает активность и самостоятельность обучаемых в учебно-воспитательном процессе, приводит к потребности в самообразовании.

Оптимальность приводит уровень сложности обучения в соответствие с возрастными особенностями обучаемых.

Содержательность позволяет отбирать содержание образования в соответствии с адаптированным социальным опытом, превращая достижения культуры в достояние личности во всей его полноте.

Воспитание на социально-культурном идеале личности должно представлять собой целостный педагогический процесс, который комплексно реализует воспитательную, образовательную, развивающую и интегрирующую функции.

Необходимо выделить следующие основные этапы воспитания на социально-культурном идеале личности.

Первый имеет цель определить начальный уровень социального развития личности обучаемых.

На втором у подрастающего поколения формируются гуманистические ценностные ориентации, идеальные потребности и объективные когнитивные образования, адекватно отражающие существующую картину мира.

На третьем этапе организуется практическое применение обучаемыми полученных знаний, навыков, умений и владение приобретённым опытом социально значимой и общественно полезной деятельности. Для этого необходимо предоставить обучаемому свободу выбора вида деятельности, при этом используя активные, интерактивные, самостоятельные и групповые методы работы.

Задачей четвертого этапа является диагностика и коррекция социального развития личности обучаемого.

В качестве критериев и их качественных характеристик, по которым можно оценивать уровень социальной воспитанности личности, выделены следующие:

1) обобщенность - способность распространять свои знания и умения не только на отдельные предметы и явления, но и на различные виды деятельности и отношения;

2) осознанность - признание ценности знаний для личности и общества, стремление к самовоспитанию;

3) избирательность - возможность выбирать социально значимые цели деятельности и достигать заданных результатов;

4) динамичность - сохранение активности, интенсивности в деятельности и преодоление трудностей при решении социальных задач [7, с. 12].

Таким образом, современная система воспитания нуждается в уточнении содержания процесса целеполагания как развития социально значимой и общественно полезной личности и разработке технологий воспитания российской молодежи на социально-культурном идеале личности.

1. Константинова Л.В. Место и роль общественного идеала в системе социальной детерминации. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Саратов, 1994: 19.

2. Новиков С.Г Идеал воспитания в современной России: взгляд через призму опыта 1920-1930-х годов. Сибирский учитель. 2013; № 5 (90): 23 - 26.

3. Горький М. Школьная библиотека для нерусских школ. Москва Издательство: «Детская литература», 1975: 226.

4. Федулов Б.А. Аксиологические основы воспитания на общенациональной российской идее: монография. Барнаул, 2015: 118.

5. Crittenden B. Aims, intentions and purposes in reading and education. Educational Theory. 1974; № 1: 286.

6. Федулов Б.А., Рудченко В.Д., Паутова А.В. Формирование духовных основ образа жизни студенческой молодежи: монография. Барнаул, 2008: 171.

7. McClelland D.C. Testing for Competence Rather Than for «Intelligence». American Psychologist, 1973: 1 - 14.

Reference

1. Konstantinova L.V. Mesto irol'obschestvennogo ideala vsistemesocial'nojdeterminacii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Saratov, 1994: 19.

2. Novikov S.G. Ideal vospitaniya v sovremennoj Rossii: vzglyad cherez prizmu opyta 1920-1930-h godov. Sibirskij uchitel'. 2013; № 5 (90): 23 - 26.

3. Gor'kij M. Shkol'naya biblioteka dlya nerusskih shkol. Moskva Izdatel'stvo: «Detskaya literatura», 1975: 226.

4. Fedulov B.A. Aksiologicheskie osnovy vospitaniya na obschenacional'noj rossijskoj idee: monografiya. Barnaul, 2015: 118.

5. Crittenden B. Aims, intentions and purposes in reading and education. Educational Theory. 1974; № 1: 286.

6. Fedulov B.A., Rudchenko V.D., Pautova A.V. Formirovanie duhovnyh osnov obraza zhizni studencheskoj molodezhi: monografiya. Barnaul, 2008: 171.

7. McClelland D.C. Testing for Competence Rather Than for «Intelligence». American Psychologist, 1973: 1 - 14.

Статья поступила в редакцию 10.09.19

УДК 37.018

Boltykov O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of NBC defense troops of Russian Armed Forces (Moscow, Russia), E-mail: boltykov@mail.ru

MODERN APPROACHES TO PEDAGOGICAL COVERAGE OF EDUCATION PROCESS IN HUMANITARIAN SCIENCE. The article deals with the principal ideas, tendencies and approaches of Russian scholars concerning pedagogical coverage. The work clarifies its structure, contents, forms and methods and how they can be used when dealing with education and upbringing tasks. The researcher carries out a comparative analysis of a "coverage" notion, which helped to understand its meaning, structures (speaking about different types of this notion), its content-taking into account a certain type of a theoretical-methodological approach. The article reveals the results of the retrospective analysis dedicated to studying pedagogical coverage phenomenon in the late twentieth century and the first decade

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.