Научная статья на тему 'Наставничество как одно из условий эффективной реализации программы формирования гражданской идентичности у курсантов военного вуза'

Наставничество как одно из условий эффективной реализации программы формирования гражданской идентичности у курсантов военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЯ / CONDITIONS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGIC CONDITIONS / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / PEDAGOGICAL SUPPORT / НАСТАВНИК / MENTOR / НАСТАВНИЧЕСТВО / MENTORING / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / CIVIL IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болтыков О.В.

В статье раскрыта сущность понятия «педагогическое условие», рассмотрены основные идеи, тенденции и подходы к характеристике данного явления в исследованиях изучаемого феномена в научных работах российских и зарубежных ученых. Проведен анализ научных публикаций, посвященных феномену условий в педагогике. Проанализированы имеющиеся трактовки термина «наставничество», сделан ряд их уточнений, дано его определение как педагогического условия формирования гражданской идентичности курсантов (студентов). Определена роль наставника в педагогическом процессе. Дана ретроспективная оценка опыта наставничества в отечественной военной педагогике. Рассмотрены подходы к роли наставничества в Вооруженных Силах России и в военных вузах в различные исторические периоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTORING AS ONE OF THE CONDITIONS OF EFFICIENT IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM OF CIVIL IDENTITY FORMATION OF CADETS AT MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article reveals the basics of the term “pedagogic condition”, focuses on its main ideas, tendencies and approaches to its characteristics in research of Russian and foreign scientists. The existing interpretation of “mentoring” is carried out, a number of clarifications are done, the definition is given as pedagogical condition of civil identity formation of cadets (students). The role of a mentor in pedagogical process is defined. Retrospective estimation of mentoring experience in patronymic military pedagogy is given. Approaches to mentoring role in the Armed Forces of Russia and military higher educational institutions in different historical periods are revealed.

Текст научной работы на тему «Наставничество как одно из условий эффективной реализации программы формирования гражданской идентичности у курсантов военного вуза»

4. ФЗ от 28 декабря 2016 г. № 465-ФЗ ст. 3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей». Available at: https:// www.rg.ru

5. Available at: http://www.rudocs.exdat.com

6. Компетентностный подход в образовательном процессе: монография. А.Э. Федоров, С.Е. Метелев, А.А. Соловьев, Е.В. Шлякова. Омск: Издательство ООО «Омскбланкиздат», 2012.

References

1. Koncepciya nepreryvnogo obrazovaniya vpervye byla predstavlena na forume YuNESKO v 1965 godu, krupnejshim teoretikom P. Lengrandom (P. Lengrand). Available at: http://www.dpo24.ru

2. Koncepciya razvitiya nepreryvnogo obrazovaniya vzroslyh v Rossijskoj Federaciina period do 2025 goda. Available at: https://www.ipk.bspu. ru/

3. Gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty tret'ego pokoleniya kak osnova formirovaniya professional'noj kompetentnosti specialistov. Available at: http://www. Pandia.ru

4. FZ ot 28 dekabrya 2016 g. № 465-FZ st. 3 «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti sovershenstvovaniya gosudarstvennogo regulirovaniya organizacii otdyha i ozdorovleniya detej». Available at: https://www.rg.ru

5. Available at: http://www.rudocs.exdat.com

6. Kompetentnostnyj podhod v obrazovatel'nom processe: monografiya. A.'E. Fedorov, S.E. Metelev, A.A. Solov'ev, E.V. Shlyakova. Omsk: Izdatel'stvo OOO «Omskblankizdat», 2012.

Статья поступила в редакцию 27.07.17

УДК 37.018

Boltykov O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), doctoral postgraduate, Kostroma State University n.a. N.A. Nekrasov (Kostroma,

Russia), E-mail: boltykov@mail.ru

MENTORING AS ONE OF THE CONDITIONS OF EFFICIENT IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM OF CIVIL IDENTITY FORMATION OF CADETS AT MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION. The article reveals the basics of the term "pedagogic condition", focuses on its main ideas, tendencies and approaches to its characteristics in research of Russian and foreign scientists. The existing interpretation of "mentoring" is carried out, a number of clarifications are done, the definition is given as pedagogical condition of civil identity formation of cadets (students). The role of a mentor in pedagogical process is defined. Retrospective estimation of mentoring experience in patronymic military pedagogy is given. Approaches to mentoring role in the Armed Forces of Russia and military higher educational institutions in different historical periods are revealed.

Key words: conditions, pedagogic conditions, pedagogical support, mentor, mentoring, socialization, identity, civil identity.

О.В. Болтыков, канд. пед. наук, докторант Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова,

г. Кострома, E-mail: boltykov@mail.ru

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

В статье раскрыта сущность понятия «педагогическое условие», рассмотрены основные идеи, тенденции и подходы к характеристике данного явления в исследованиях изучаемого феномена в научных работах российских и зарубежных ученых. Проведен анализ научных публикаций, посвященных феномену условий в педагогике. Проанализированы имеющиеся трактовки термина «наставничество», сделан ряд их уточнений, дано его определение как педагогического условия формирования гражданской идентичности курсантов (студентов). Определена роль наставника в педагогическом процессе. Дана ретроспективная оценка опыта наставничества в отечественной военной педагогике. Рассмотрены подходы к роли наставничества в Вооруженных Силах России и в военных вузах в различные исторические периоды.

Ключевые слова: условия, педагогические условия, педагогическое обеспечение, наставник, наставничество, социализация, идентичность, гражданская идентичность.

В социологических, юридических, экономических, психологических, социально-педагогических исследованиях последних десятилетий много внимания уделялось изучению разного рода условий обеспечивающих продуктивность того или иного социального, экономического или производственного процесса.

В словаре русского языка С.И. Ожегова сущность понятия «условие» раскрывается с нескольких позиций; 1. Обстоятельство, от которого что-нибудь зависит. 2. Требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон. 3. Устное или письменное соглашение о чем-нибудь. 4. Правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности. 5. Обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь. 6. Данные, из которых следует исходить [1, с. 837]. Таким образом, условие рассматривается как обстоятельство, требование, соглашение, обстановка.

В психологии и педагогике условия чаще всего представляются как совокупность внешних и внутренних факторов, определяющих, ускоряющих или замедляющих процессы становления и развития личности человека, воспитания и обучения их отдельных сторон.

В словаре - справочнике по педагогике, в частности, указывается, что условия - «совокупность внешних обстоятельств, в

которых протекает ... деятельность и обстоятельств жизнедеятельности её субъектов, ..., способствующие или препятствующие их успешности» [2, с. 398].

Дальнейший анализ большого количества научных публикаций и исследований, посвященных феномену условий в педагогике, позволяет их разделить на четыре условные группы. К перовой могут быть отнесены дидактические [3 и др.], которые нацелены на оптимизацию главных элементов процесса обучения, обеспечивающих эффективность его функционирования, рациональное использование его потенциалов и возможностей участников для продуктивного решения образовательных задач.

Ко второй - организационно-педагогические, главным назначением которых является упорядоченность внешних и внутренних обстоятельств протекания воспитательного, образовательного процесса, функционирования образовательной организации, обеспечивающих поддержание и сохранение их целостности (Н.Г. Бондаренко, А.А. Володин, Г.А. Демидова, А.Х. Хушбахтов и др.).

К третьей могут быть отнесены психолого-педагогические условия, которые, чаще всего, бывают представлены совокупностью мер влияния на личность, формируемые в ней качества в процессе педагогической деятельности. В этом случае в центре

внимания исследователей находится совокупность внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, ускоряющие или замедляющие эти процессы, воздействующие позитивно или негативно на динамику и конечные результаты становления личности, её воспитания и обучения [4].

К последней группе следует причислить социально-педагогические условия, которые учеными связываются с процессами социализации человека, формирования социального опыта индивида на различных возрастных этапах и рассматриваются как целесообразное использование объективных и субъективных, внешних и внутренних, общих и специфических потенциалов социальной среды, социальных систем и взаимодействия в целях социального развития человека.

Анализ исследований, посвященных различным аспектам педагогического обеспечения, свидетельствует, что к его условиям могут быть отнесены процесс и результат, совокупная возможность организационных, содержательных форм и материальных средств. При этом, число упоминаемых педагогических условий обеспечения велико. Если их сгруппировать, то получится, что в них включают среду, зрелость коллектива, события, реорганизацию, ситуации успеха, внедрение партисипативного управления образовательным учреждением, формирование культуры диалогических отношений (А.Р Лопатин), построение системы подготовки сотрудников, педагогический мониторинг, дифференциация и индивидуализация на основе свободного выбора вариативных путей овладения социальным опытом (О.Б. Павлова), объективность, конфиденциальность, заинтересованность, добровольное участие, открытость, личностно-профессиональная готовность, оказание помощи и поддержки (Т.А. Мерцалова) и другие.

Количество условий, их иерархия во многом определяются особенностями замысла исследования, его логикой и предполагаемыми результатами.

В качестве одного из наиболее важного внешнего обстоятельства, способствующего эффективной реализации программы педагогического обеспечения процесса формирования гражданской идентичности у курсантов (слушателей) военного вуза, будет выступать воссоздание традиций армейского наставничества, открывающего возможности для трансляции опыта, его оптимизации в ходе межпоколенного взаимодействия;

Раскрывая сущность этого условия, подчеркнём, что идея наставничества не является абсолютно новой. К этому феномену теория и практика обучения и воспитания обращалась с разной степенью интенсивности на протяжении многих веков. Наставник в постижении знаний, в овладении профессией, мастерством искусства. Отсюда пошло отождествление наставника и ментора, их восприятия как мудрого советчика. Однако проанализировав и имеющиеся трактовки наставничества, следует сделать ряд уточнений:

- во-первых, наставничество - явление широкого плана, распространенное во многих сферах жизнедеятельности: науке, политике, экономике, бизнесе, образовании, медицине, повседневности. Оно выступает в качестве одной из форм трансляции опыта, передачи секретов профессионального мастерства, автономной помощи в самоопределении, обучении личным примером;

- во-вторых, наставничество - сложный двухсторонний процесс, который подразумевает межличностную коммуникацию и базируется на действиях имеющих определенное смысловое наполнение: поддержать, помочь, содействовать, направить, сориентировать, предупредить;

- в-третьих, один из шести принципов меморандума непрерывного образования Европейского союза посвящен развитию наставничества и консультирования. Там, в частности, говорится о важности и назначении наставничества: ориентирование в выборе жизненного решения, построение профессиональной карьеры, личностное развитие, стимулирование активного участия, рекомендации, советы, консультирование не только в профессиональной сфере, а в целом по жизни [5, с. 216];

- в-четвертых, наставничество предполагает использование такого арсенала средств, методов, форм влияния на подопечного, взаимодействия с ним в предметно-практической, социально-профессиональной, духовно-нравственной, общественно-политической, бытовой деятельности и подразумевает участие в реабилитации, адаптации (учебной, социально-психологической, профессиональной), автономизации, социализации, ресо-циализации;

- в-пятых, наставничество может быть: прямое (четкое демонстрирование контактов в рабочее, учебное время и в неформальной обстановке), опосредованное (дискретное) в форме отдельных индивидуальных советов при реальных или потенциальных затруднениях, виртуальное; индивидуальное, групповое, коллективное; открытое или скрытое.

Следовательно, наставничество - многоплановое явление, связанное формированием у наставляемого в ходе обмена опытом, обсуждения идей, подходов, высказывания мнения, совместной деятельности, демонстрации действий одновременно личностной, гражданской, профессиональной, социокультурной позиции.

Реализация программы наставничества происходит в деятельности конкретного лица - наставника.

Наставник может рассматриваться в широком и узком смыслах слова. В первом случае это человек, обладающий опытом, компетенциями во многих сферах жизни и деятельности, четким пониманием ролей, авторитетный в глазах окружающих, готовый и способный обеспечивать преемственность (Д.А. Багин, А.С. Макаренко, Л.В. Мардахаев, О. Мартынов, Д. Меггинсон и др.).

Во втором случае - это лицо, осуществляющее индивидуальное или групповое профессиональное обучение непосредственно на рабочем месте, при котором теоретический курс сведен к минимуму, а акцент делается на формирование и совершенствование практических и профессиональных умений и навыков [2, с. 224; 6, с. 163].

Таким образом, наставник - специалист, обеспечивающий погружение в корпоративную культуру организации и профессионального сообщества, ориентирование в социально-профессиональных ситуациях, предупреждение и преодоление возможных жизненных и служебных трудностей посредством регулирования отношений, взаимодействий.

Для дальнейшего анализа указанного условия необходимо рассмотреть еще один соподчиненный термин - куратор. Мы будем придерживаться точки зрения, что это - лицо, которому поручено наблюдать за ходом обучения кого-либо и выполнением им порученной работы [7, с. 326 - 327]. Куратор - работник вуза, осуществляющий по поручению руководства учреждения организационно-воспитательную работу со студентами на курсе, потоке или в группе [2, с. 175]. Следовательно, данное понятие отражает лишь одну и не самую главную функцию в деятельности наставника.

В истории России феномен наставничества, как свидетельствует историко-педагогическое изучение, был достаточно распространен. Этому способствовали: сложный ландшафт, тяжелые климатические условия, своеобразие менталитета, характер экономических и политических отношений.

Вопросам наставничества много внимания уделялось в советское время в связи с движением коммунистических бригад, с деятельностью профессиональных союзов.

Ретроспективная оценка этого опыта позволяет отметить как положительные (довольно быстрый процесс подготовки, быстрая адаптация к производственной ситуации и к трудовому коллективу, эффективное регулирование межличностных отношений и формирование модели достойного поведения как представителя производственной организации и профессии и т.п.), так и негативные (предвзятость в оценивании результатов, формальный отбор методов и форм, отсутствие учета возрастных и индивидуальных особенностей и др.) моменты.

В армии наставничество активно применяется для адаптации и профессионализации навыков особенно в годы войны. Оно в общественном сознании ассоциируется как важное средство социально-профессиональное становление военного специалиста, выполнения Вооруженными Силами социализирующей функции. В то же время стагнационные процессы в экономике, государственном устройстве, социальных институтах отразились на качестве отношений в воинских подразделениях, породили «дедовщину», разрушили многие позитивные стереотипы, преемственность старших и новых поколений. Сам институт наставничества при этом был подвергнут сомнению.

Аналогичные тенденции наблюдались и в военных учебных заведениях. Они совпали с передачей воспитательных функций от политотделов, в конечном итоге, к отделам по работе с личным составом, чем значительно обеднили содержание и участников профессиональной социализации курсантов и слушателей.

Новые задачи в новой геополитической обстановке заставляют пересматривать отношение к прежним средствам наряду

с внедрением инновационных. Поэтому есть смысл говорить о воссоздании традиций армейского наставничества, как уникального способа профилактики диссонанса ценностей поколений, выражающих отношение к человеку, службе, государству, обществу, профессии.

Ответственную работу наставника можно представить в виде педагогической системы, элементами которой являются:

- отбор кандидатов (хорошие коммуникативные и организаторские способности, эмоциональная уравновешенность, профессионально-педагогическая компетентность, личное желание, авторитет коллег и обучающихся, жизненный оптимизм);

- содержание подготовки (обучение, консультирование, конструирование предметной деятельности, пространства для профессиональных проб; с использованием тематических лекций, практикумов, тренингов, деловых игр, приемов модерации);

Библиографический список

- траектории вертикальных и горизонтальных связей, профилей сложности, построенные с опорой на принципы конгруэнтности, субъектности, диалогичности, практической направленности;

- включение в технологическую цепочку обучения методики воспитания приемов погружения, консультирования, провокации, помогающих решению производственных задач.

Таким образом, реализация такого педагогического условия как наставничество строится на стимулировании и регулировании взаимодействия преподавателей, курсантов (слушателей), командиров через разумную системную организацию наставничества как двустороннего процесса обмена опытом, диалог представителей кафедр, управленческих структур, органов общественного самоуправления, ветеранов.

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва: Русский язык, 1990.

2. Словарь - справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков. Москва: ТЦ Сфера, 2004.

3. Зверева М.В. О понятии «дидактические условия». Новые исследования в педагогических науках. 1987; 1: 29 - 32.

4. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. Москва: Высшая школа, 2004.

5. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Москва: МПСИ, 2009.

6. Словарь по социальной педагогике. Автор-составитель Л.В. Мардахаев. Москва: Изд. центр «Академия», 2002.

7. Мудрик А.В. Три культуры в школе - симфония или дисгармония? Социальная педагогика. 2016; 1-2: 28 - 31.

References

1. Ozhegov S.I. Slovar'russkogo yazyka. Moskva: Russkij yazyk, 1990.

2. Slovar'- spravochnikpo pedagogike. Avtor-sostavitel' V.A. Mizherikov. Moskva: TC Sfera, 2004.

3. Zvereva M.V. O ponyatii «didakticheskie usloviya». Novye issledovaniya vpedagogicheskih naukah. 1987; 1: 29 - 32.

4. Polonskij V.M. Slovar'po obrazovaniyu ipedagogike. Moskva: Vysshaya shkola, 2004.

5. Mudrik A.V. Vvedenie vsocial'nuyupedagogiku. Moskva: MPSI, 2009.

6. Slovar'po social'nojpedagogike. Avtor-sostavitel' L.V. Mardahaev. Moskva: Izd. centr «Akademiya», 2002.

7. Mudrik A.V. Tri kul'tury v shkole - simfoniya ili disgarmoniya? Social'naya pedagogika. 2016; 1-2: 28 - 31.

Статья поступила в редакцию 12.07.17

УДК 378

Vezirov T.G., Doctor of Ssciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: timur.60@mail.ru

Kolomina M.V., Candidate of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Astrakhan State University (Astrakhan, Russia),

E-mail: timur.60@mail.ru

IMPROVEMENT OF THE PEDAGOGICAL INTERACTION OF STUDENTS WITH E-LEARNING FACILITIES. The article studies the possibilities of organization of network interaction between universities in the realization of the educational process with regard to a "SKIF" educational e-learning portal, created at Don State Technical University. The authors conclude that, when network interaction is the diffusion of innovation, the mapping of new methods and forms of work that occur in the education system as a whole. Innovations of this kind allow to generate new forms of interaction and exchange of experience. It is necessary for the dissemination of their own experience and supplements it with something new, derived from the partners, as well as to improve the quality and efficiency of educational organizations.

Key words: SKIF educational e-learning portal, e-learning, graduate students, networking.

Т.Г. Везиров, д-р пед. наук, проф. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»,

г. Махачкала, E-mail: timur.60@mail.ru

М.В. Коломина, канд. физико-математических наук, доц., зав. каф., ФГБОУ ВО «Астраханский государственный

университет», г. Астрахань, E-mail: timur.60@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАГИСТРАНТОВ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье рассмотрен один из аспектов совершенствования педагогического взаимодействия магистрантов АГУ и ДГПУ средствами электронного обучения на примере образовательного портала электронного обучения «Скиф», созданного на базе Донского государственного технического университета (ДГТУ). На базе этого портала вузы-партнеры используют электронные образовательные ресурсы, разработанные магистрантами. В статье показаны возможности организации сетевого взаимодействия между вузами при осуществлении образовательного процесса. Авторы делают выводы о том, что при сетевом взаимодействии происходит распространение инноваций, отображение новых способов и форм работы, которые происходят в системе образования в целом. Инновации такого рода позволяют сформировать новые формы взаимодействия и обмена опытом. Это необходимо для распространения собственного опыта и дополнения его чем-то новым, почерпнутого у партнёров, а также для повышения качества и эффективности работы образовательных организаций.

Ключевые слова: образовательный портал электронного обучения «Скиф», электронное обучение, магистранты, сетевое взаимодействие.

Главными задачами современного образования являются раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Как отмечают авторы монографии [1], одним из мощных средств реорганизации образовательной сферы является информатизация образования, представляющая целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования ме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.