Научная статья на тему 'Совершенствование системы принципов осуществления государственной защиты участников современного российского уголовного судопроизводства'

Совершенствование системы принципов осуществления государственной защиты участников современного российского уголовного судопроизводства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
795
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАЩИТА СВИДЕТЕЛЕЙ / ЗАЩИТА ПОТЕРПЕВШИХ / УГОЛОВНОЕ ДЕЛО / ПРИНЦИП / УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ / УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА / ЗАКОННОСТЬ / УВАЖЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / ПРАВА ГРАЖДАНИНА / PROTECTION OF WITNESSES / PROTECTION OF THE VICTIMS / CRIMINAL CASE / PRINCIPLE / CRIMINAL TRIAL / CRIMINAL LEGAL PROCEEDINGS / SAFETY / PARTICIPANT OF CRIMINAL TRIAL / LEGALITY / RESPECT OF HUMAN RIGHTS / RIGHTS OF THE CITIZEN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитриева Анна Александровна

В работе рассмотрена проблема правового регулирования принципов государственной защиты участников уголовного судопроизводства по законодательству Российской Федерации. Исследование направлено на формулирование исходных начал в специальном правовом акте Федеральном законе № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», принятом 20 августа 2004 г. В статье сформулированы предложения, направленные на совершенствование принципов государственной защиты в целях повышения эффективности ее деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дмитриева Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of system of the principles of implementation of the state protection of participants of modern Russian criminal legal proceedings

In the work the problem of legal regulation of the principles of the state protection of participants of criminal legal proceedings by the legislation of the Russian Federation is considered. Research is directed on a formulation of the initial beginnings in the special legal act the Federal law № 119-FL «About the state protection of the victims, witnesses and other participants of criminal legal proceedings» accepted on August 20, 2004. Besides, the offers directed on improvement of the principles of the state protection for increase of efficiency of its activity are formulated.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы принципов осуществления государственной защиты участников современного российского уголовного судопроизводства»

Дмитриева Анна Александровна

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Южно-Уральского государственного университета (Национальный исследовательский университет) (e-mail: annadm@bk.ru)

Совершенствование системы принципов осуществления государственной защиты участников современного российского уголовного судопроизводства

В работе рассмотрена проблема правового регулирования принципов государственной защиты участников уголовного судопроизводства по законодательству Российской Федерации. Исследование направлено на формулирование исходных начал в специальном правовом акте -Федеральном законе № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», принятом 20 августа 2004 г. В статье сформулированы предложения, направленные на совершенствование принципов государственной защиты в целях повышения эффективности ее деятельности.

Ключевые слова: защита свидетелей, защита потерпевших, уголовное дело, принцип, уголовный процесс, уголовное судопроизводство, безопасность, участник уголовного процесса, законность, уважение прав человека, права гражданина.

A.A. Dmitrieva, Master of Law, Assistant Professor, Assistant Professor of the Chair of Criminal Procedure and Criminalistics of the South Ural State University (National Research University); e-mail: annadm@bk.ru

Improvement of system of the principles of implementation of the state protection of participants of modern Russian criminal legal proceedings

In the work the problem of legal regulation of the principles of the state protection of participants of criminal legal proceedings by the legislation of the Russian Federation is considered. Research is directed on a formulation of the initial beginnings in the special legal act - the Federal law № 119-FL «About the state protection of the victims, witnesses and other participants of criminal legal proceedings» accepted on August 20, 2004. Besides, the offers directed on improvement of the principles of the state protection for increase of efficiency of its activity are formulated.

Key words: protection of witnesses, protection of the victims, criminal case, principle, criminal trial, criminal legal proceedings, safety, participant of criminal trial, legality, respect of human rights, rights of the citizen.

Деятельность любого органа государственной власти подчинена единой цели - обеспечению прав и свобод человека и гражданина [1, с. 57-59]. При этом система принципов направлена на достижение основного конечного результата - цели этой деятельности. Эти категории носят взаимообусловленный характер.

Содержание понятия «принцип» как самостоятельной правовой категории считается общепризнанным, не вызывающим особых дискуссий и определяется как некоторое исходное начало какой-либо деятельности, ее основное положение. Отдельные авторы рассматривают

принципы государственной защиты участников уголовного судопроизводства как специфические признаки взаимодействия системы органов, обеспечивающих государственную защиту, и следователя [2, с. 7-11].

Процесс создания условий безопасного участия граждан в российском уголовном процессе в достаточной степени исследован в юридических работах по этой теме [см., например: 3; 4; 5 и др]. Вместе с тем, собственно принципам государственной защиты, по нашему мнению, не уделено достаточное внимание.

Защита участников современного российского уголовного процесса осуществляется

204

на основе Федерального закона № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», принятого 20 августа 2004 г. [6] Отметим, что в настоящее время действует еще один закон, направленный на обеспечение безопасности другой категории лиц в уголовном судопроизводстве - Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Однако в этом законе, к нашему сожалению, отсутствует статья о принципах. Тем не менее, в отдельных публикациях государственная защита и обеспечение безопасности рассматривается как самостоятельный принцип [7, с. 12-15].

Собственно сами исходные начала государственной защиты перечислены в ст. 4 «Принципы осуществления государственной защиты» Закона № 119-ФЗ, к ним относятся следующие положения:

«1. Государственная защита осуществляется в соответствии с принципами законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, взаимной ответственности органов, обеспечивающих государственную защиту, и защищаемых лиц.

2. Государственная защита осуществляется под прокурорским надзором и ведомственным контролем. При осуществлении государственной защиты используются гласные и негласные методы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Применение мер безопасности не должно ущемлять жилищные, трудовые, пенсионные и иные права защищаемых лиц».

Как видно из приведенного содержания ст. 4, в ней отсутствует перечень самих принципов и их достаточно полное раскрытие (по нашему мнению, было бы целесообразно раскрыть содержание каждого принципа в отдельности).

Вместе с тем, можно выделить следующие положения, именуемые в ст. 4 как принципы:

законность;

уважение прав и свобод человека и гражданина;

взаимная ответственность органов, обеспечивающих государственную защиту, и защищаемых лиц.

Аналогичное перечисление этих положений как принципов поддерживается и в научной литературе, а также в комментируемых изданиях [см., например: 8; 9].

Н.С. Томилова выделяет шесть принципов государственной защиты:

1)законность;

2) уважение прав и свобод человека и гражданина;

3) взаимную ответственность органов, обеспечивающих государственную защиту, и защищаемых лиц;

4) осуществление государственной защиты под прокурорским надзором и ведомственным контролем;

5) использование гласных и негласных методов;

6) применение мер безопасности не должно ущемлять жилищные, трудовые, пенсионные и иные права защищаемых лиц [10]. Представляется, что такой перечень является в настоящее время наиболее исчерпывающим.

Рассуждения В.Ю. Мельникова о взаимосвязи норм Федерального закона № 119-ФЗ и УПК приводят его к тому, что «предлагаемые принципы должны найти отражение не только в тексте ст. 4 Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», но и в ст. 11 УПК РФ, поскольку являются необходимыми компонентами принципа охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве [11, с. 25-29].

Однако иные положения, которые указаны в ч. 2 ст. 4 Закона № 119-ФЗ, по нашему мнению, также целесообразно рассматривать как принципы государственной защиты.

В частности, положение о том, что государственная защита осуществляется под прокурорским надзором и ведомственным контролем, следует, как мы считаем, рассматривать как самостоятельное принципиальное положение (о проблеме реализации принципа прокурорского надзора подробнее см., например: [12, с. 7-11]). Так, в частности, А.Ю. Епихин обращает внимание на самостоятельность этой контрольно-надзорной деятельности [13, с. 359-361; 14, с. 14].

По мнению Н.И. Крюковой, в ст. 4 Федерального закона № 119-ФЗ говорится о том, что «меры государственной защиты должны осуществляться под прокурорским надзором». Однако это положение, как она считает, в значительной степени носит декларативный характер, поскольку сами полномочия прокурора в этой сфере четко не определены. Это, как показала практика, существенное упущение, поскольку, помимо прокуратуры, других контролирующих это направление организаций нет, если не считать внутриведомственного контроля МВД России [15, с. 43-44].

205

Остается не совсем понятным отсутствие в ч. 2 ст. 4 Закона № 119-ФЗ такого вида контрольной деятельности, как судебный контроль. Не исключено, что такая ограниченность вызвана секретным характером государственной защиты и необходимостью ограничения доступа к информации о защищаемом лице и процессе защиты.

Гласность и конфиденциальность применения мер государственной защиты также, по нашему мнению, может рассматриваться как принципиальное положение. Содержание отдельных мер защиты носит гласный характер, в этом заключается определенная превентивная цель недопущения противодействия и фактов оказания воздействия на защищаемых лиц, которые знают о принятой и уже осуществляемой защите.

Напротив, конфиденциальность направлена на скрытый характер защитных мер. Наиболее важным представляется соотношение гласного и тайного характера в процессе государственной защиты участников уголовного судопроизводства. На наш взгляд, наименование этого принципа должно включать баланс гласности и тайности принимаемых мер защиты.

Л.В. Брусницын верно считает, что одним из принципов госзащиты является неущемление жилищных, трудовых, пенсионных и иных прав защищаемых лиц [16]. Такое содержание указано в ч. 3 ст. 4 Закона № 119-ФЗ.

По мнению специалистов, отдельное наименование принципов государственной защиты нуждается в уточнении. Так, О.А. Кожевников отмечает, что ст. 4 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» указывает, что государственная защита осуществляется под прокурорским надзором и ведомственным контролем. Но прокурорский надзор осуществляется не за деятельностью, а за исполнением законов в ходе этой деятельности [17, с. 134-141].

Очередность перечисления принципов осуществления государственной защиты, по мнению В.Ю. Мельникова, должна быть изменена. Он считает, что на первом месте в системе

принципов осуществления государственной защиты потерпевших, свидетелей, иных участников уголовного судопроизводства должен стоять принцип уважения прав и свобод человека и гражданина, и не просто «уважения», а принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, всемерной их охраны со стороны государства и содействия в их осуществлении. Указанное должно найти отражение не только в тексте ст. 4 Закона № 119-ФЗ, но и в ст. 11 УПК РФ, поскольку является необходимым компонентом принципа охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве [18, с. 17-20].

Представляется важным неукоснительное исполнение принципов государственной защиты. На эту проблему в свое время обращал внимание Л.В. Брусницын: для приведения Правил (имеется в виду постановление Правительства РФ от 27 октября 2006 г. № 630 (в редакции от 19 марта 2015 г.) «Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [19]) в соответствие с Законом следует изменить редакцию п. 15, где говорится, что при переводе защищаемого военнослужащего к новому месту службы ему предоставляется равная либо иная должность. Это противоречит ч. 3 ст. 13 Закона, устанавливающей, что при переводе военнослужащий назначается именно на равную должность. Пункт 15 Правил противоречит и ст. 4 Закона («Принципы осуществления государственной защиты»): одним из принципов государственной защиты является неущемление прав защищаемого (ч. 3 ст. 4 Закона) [20].

На наш взгляд, следует подчеркнуть важный посыл о непротиворечии принципам государственной защиты, закрепленным в Федеральном законе № 119-ФЗ, иных положений, установленных в подзаконных нормативных актах. Это положение должно быть указано в содержании ст. 4 Закона № 119-ФЗ как самостоятельный принцип. Кроме того, целесообразно раскрыть содержание каждого из принципов, например в частях ст. 4 Закона № 119-ФЗ.

206

1. Параносенков П.М. Соблюдение прав и свобод человека как основополагающий принцип деятельности полиции Российской Федерации // Административное право и процесс. 2014. № 8.

2. Краснова К.А., Агапов П.В. Проблемы межведомственного взаимодействия подразделений государственной защиты и следователей при осуществлении мер безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства // Рос. следователь. 2014. № 7.

3. Зайцев О. А. Теоретические и правовые основы государственной защиты участников уголовного судопроизводства в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1999.

4. Брусницын Л. В. Теоретико-правовые основы и мировой опыт обеспечения безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию: дис. . д-ра юрид. наук. М., 2002.

5. Епихин А.Ю. Концепция обеспечения безопасности личности в сфере уголовного судопроизводства: автореф. дис. . д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2004.

6. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: федер. закон от 20 авг. 2004 г. № 119-ФЗ (в ред. от 3 февр. 2014 г., с изм. от 4 июня 2014 г.) // Собр. законодательства РФ. 2004. № 34. Ст. 3534.

7. Епихин А.Ю. Безопасность личности как принцип уголовного процесса // Рос. следователь. 2002. № 4.

8. Кобцова Т.С., Кобцов П.В., Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (постатейный). Доступ из справ. правовой системы «<Консультант-Плюс». 2006.

9. Шнитенков А.В., Великий Д.П. Комментарий к Федеральному закону «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (постатейный). М., 2007.

10. Томилова Н.С. Принципы государственной защиты свидетелей и потерпевших: актуальность и проблемы // Безопасность бизнеса. 2008. № 3.

1. Paramonenko P.M. Observance of the rights and freedoms as a fundamental principle of activity of police of the Russian Federation // Administrative law and process. 2014. № 8.

2. Krasnova K.A., Agapov P.V. Problems of interdepartmental interaction of divisions of the state protection and investigators in the implementation of security measures in relation to participants in criminal proceedings // Russian investigator. 2014. № 7.

3. Zaitsev O.A. Theoretical and legal basis of state protection of participants in criminal proceedings in the Russian Federation: dis. ... Dr of Law. Moscow, 1999.

4. Brusnitsyn L. V. Theoretical and legal framework and global experience of security. assisting criminal justice: dis. ... Dr of Law. Moscow, 2002.

5. Epihin A.Yu. Concept of human security in criminal proceedings: auth. abstr. ... Dr of Law. N. Novgorod, 2004.

6. On state protection of victims, witnesses and other participants in criminal proceedings: fed. law Aug. of 20, 2004 № 119-FL (as amended on Sept. 3, 2014 with amendment from June 4, 2014) // Coll of legislation of the Russian Federation. 2004. № 34. Art. 3534.

7. Epihin A.Yu. Human security as a principle of criminal process // Russian investigator. 2002. № 4.

8. Kobtsova T.S., KobtsovP. V., SmushkinA.B. Commentary to the Federal law dated Aug. 20, 2004 № 119-FL «On state protection of victims, witnesses and other participants in criminal proceedings» (article by article). Access from reference legal system «ConsultantPlus». 2006.

9. Shnitenkov A.V., Veliky D.P. Commentary to the Federal law «On state protection of victims, witnesses and other participants in criminal proceedings» (article by article). Moscow, 2007.

10. Tomilova N.S. The principles of state protection of witnesses and victims: relevance and problems // Security business. 2008. № 3.

11. Melnikov V.Yu. Witness in criminal procedure of Russia // Law practice. 2011. № 2.

12. Brusnitsyn L.V. To the question of supervision over implementation of legislation in the sphere of safety of participants of criminal trial // Legality. 2012. № 9.

13. Epihin Yu.A. To the question of the supervision (control) over security of the

207

11. Мельников В.Ю. Свидетель в уголовном процессе России // Адвокатская практика. 2011. № 2.

12. Брусницын Л. В. К вопросу о надзоре за исполнением законодательства в сфере обеспечения безопасности участников уголовного процесса // Законность. 2012. № 9.

13. Епихин А.Ю. К вопросу о надзоре (контроле) за обеспечением безопасности личности в сфере уголовного судопроизводства // «Черные дыры» в рос. законодательстве. 2004. № 3.

14. Епихин А.Ю. К вопросу о безопасности защищаемых лиц в уголовном процессе // Рос. следователь. 2002. № 2.

15. Крюкова Н.И. Проблемы обеспечения защиты свидетелей // Рос. юстиция. 2012. № 2.

16. Брусницын Л. В. Комментарий законодательства об обеспечении безопасности участников уголовного судопроизводства (постатейный). М., 2009. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

17. Кожевников О.А. О некоторых вопросах организации и деятельности российской прокуратуры // Рос. юрид. журн. 2014. № 4.

18. Мельников В.Ю. Защита и охрана прав и свобод участников уголовного судопроизводства // Рос. судья. 2010. № 1.

19. Собр. законодательства РФ. 2006. № 45. Ст. 4708.

20. Брусницын Л. Защита по правилам и без // ЭЖ-Юрист. 2006. № 45.

individual in criminal proceedings // «<Black holes» in Russian legislation. 2004. № 3.

14. Epihin A. Yu. To the question of the security of protected persons in criminal process // Russian investigator. 2002. № 2.

15. Kryukova N.I. The problem of providing witness protection // Russian justice. 2012. № 2.

16. Brusnitsyn L.V. Review legislation concerning safety of participants in criminal proceedings (article by article). Moscow, 2009. Access from reference legal system «ConsultantPlus».

17. Kozhevnikov O.A. On some issues of organization and activity of Prosecutor's office of the Russian Federation // Russian legal journal. 2014. № 4.

18. Melnikov V.Yu. Defence and protection of the rights and freedoms of participants in criminal proceedings // Russian judge. 2010. № 1.

19. Coll. of legislation of the Russian Federation. 2006. № 45. Art. 4708.

20. Brusnitsyn L. Protection with and without rules // EJ-Lawyer. 2006. № 45.

208

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.