Научная статья на тему 'Классификация поводов применения мер безопасности личности в уголовном судопроизводстве России'

Классификация поводов применения мер безопасности личности в уголовном судопроизводстве России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
446
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПОТЕРПЕВШИХ / ЗАЩИТА СВИДЕТЕЛЕЙ / БЕЗОПАСНОСТЬ / СОДЕЙСТВИЕ ПРАВОСУДИЮ / УГОЛОВНОЕ ДЕЛО / УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / PROTECTION OF THE VICTIMS / WITNESS PROTECTION / SAFETY / ASSISTANCE TO JUSTICE / CRIMINAL CASE / CRIMINAL PROCEDURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Раджабов Раджаб Османович

В статье исследуются различные предпосылки начала процесса безопасного участия личности в сфере уголовного судопроизводства. Сопоставляются уголовно-процессуальные и внепроцессуальные поводы, которые установлены в Федеральном законе «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Раджабов Раджаб Османович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of occasions of application of security measures of the personality in criminal trial of Russia

In article various prerequisites of the beginning of process of safe participation of the personality in the sphere of criminal trial are investigated. Criminal procedure and extra procedural occasions which are established in the Federal law «About the state protection of the victims, witnesses and other participants of criminal trial» are compared.

Текст научной работы на тему «Классификация поводов применения мер безопасности личности в уголовном судопроизводстве России»

Раджабов Раджаб Османович

Дагестанский государственный университет (е-mail: ramazanov1945@mail.ru)

Классификация поводов применения мер безопасности личности в уголовном судопроизводстве России

В статье исследуются различные предпосылки начала процесса безопасного участия личности в сфере уголовного судопроизводства. Сопоставляются уголовно-процессуальные и внепроцес-суальные поводы, которые установлены в Федеральном законе «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Ключевые слова: защита потерпевших, защита свидетелей, безопасность, содействие правосудию, уголовное дело, уголовный процесс.

R.O. Radjabov, Dagestan State University; е-mail: ramazanov1945@mail.ru

Classification of occasions of application of security measures of the personality in criminal trial of Russia

In article various prerequisites of the beginning of process of safe participation of the personality in the sphere of criminal trial are investigated. Criminal procedure and extra procedural occasions which are established in the Federal law «About the state protection of the victims, witnesses and other participants of criminal trial» are compared.

Key words: protection of the victims, witness protection, safety, assistance to justice, criminal case, criminal procedure.

Безопасность личности в современном российском уголовном судопроизводстве является одним из наиболее важных элементов такого уголовно-процессуального принципа, как охрана прав и свобод человека и гражданина, закрепленного в ст. 11 УПК РФ. Проблемам реализации мер государственной защиты и обеспечения безопасности посвящено немало научных трудов, что указывает на актуальность подобных исследований.

Институт государственной защиты лиц, содействующих производству по уголовному делу, является относительно новым и развивается с 90-х гг. прошлого столетия [1; 2; 3]. Учеными-процессуалистами исследовались проблемы обеспечения безопасности личности не только в российском правовом поле, но и на уровне сравнительного сопоставления с международными документами и законодательством отдельных зарубежных стран [4, с. 21-23; 5, с. 139-145; 6, с. 107; 7].

В юридической литературе имеются различные представления относительно поводов применения мер безопасности личности в уголовном судопроизводстве России. В частности:

поводы применения мер государственной защиты рассматриваются в совокупности с ос-

нованием их реализации, как две обязательные предпосылки принятия соответствующего процессуального решения лицом, ведущим производство по уголовному делу [8, с. 278282; 9, с. 180-183];

поводы и основания различаются в качестве самостоятельных предпосылок подобного решения [10, с. 103-109; 11, с. 4-11];

поводы исследуются как самостоятельный элемент, условие принятия решения о мерах безопасности применительно к досудебному производству по уголовному делу [12, с. 51-56];

поводы в совокупности с основанием применения защитных мер предлагаются к рассмотрению как самостоятельный элемент теоретической модели безопасности личности в сфере современного российского уголовного судопроизводства [13, с. 7-13];

кроме поводов и оснований применения безопасных мер, предлагается исследовать и условия их применения [14, с. 10-11; 15, с. 183].

Как видно из приведенного перечня, внимание экспертов обращено к совершенствованию правового регулирования повода как важной и обязательной предпосылки начала возникновения процесса обеспечения безопасного уча-

125

стия личности, содействующей производству по уголовному делу.

Федеральный закон № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», принятый 20 августа 2004 г. [16], классифицирует меры государственной защиты следующим образом: а) меры безопасности и б) меры социальной поддержки. В частности, содержание ст. 1 «Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» указывает на то, что государственная защита участников уголовного судопроизводства - это «осуществление предусмотренных настоящим Федеральным законом мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества (далее - меры безопасности), а также мер социальной поддержки указанных лиц (далее -меры социальной поддержки) в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами». Следовательно, целесообразно выделять поводы к применению мер безопасности и поводы применения мер социальной поддержки, установленные вышеуказанным законом.

Таким образом, как в процессе расследования, так и судебного рассмотрения уголовного дела в случае возникновения необходимости обеспечения безопасности участия граждан могут быть приняты не только меры собственно уголовно-процессуального характера, но и иные меры, установленные в других законах.

Наличие повода является необходимым условием для применения меры безопасности как обязательного условия последующего вынесения процессуального решения лицом, ведущим производство по уголовному делу. Повод является главным первоначальным фактором его последующей проверки и принятия решения. Кроме того, повод обязывает должностное лицо правоохранительного органа принять предусмотренные законом меры для его проверки и установления наличия или отсутствия в нем основания применения защитных мер.

По нашему мнению, следует различать: а) поводы в уголовно-процессуальном смысле (применение уголовно-процессуальных мер безопасности, установленных в ч. 3 ст. 11 УПК РФ) и 2) внепроцессуальные поводы, установленные для применения мер безопасности в ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О государствен-

ной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Собственно поводы, которые указаны в данном законодательном акте, к нашему сожалению, не выделены в самостоятельную статью, а перечисляются в ч. 2 ст. 16 «Основания применения мер безопасности»:

письменное заявление защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме;

письменное заявление близких родственников, родственников или близких лиц защищаемого лица, находящегося в беспомощном состоянии, с их согласия, выраженного в письменной форме;

в отношении несовершеннолетних лиц - на основании письменного заявления их родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (в случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих) с их согласия, выраженного в письменной форме.

Таким образом, устанавливается противоречие между названием ст. 16 и ее содержанием: в наименовании указанной статьи отсутствует термин «поводы», хотя в ее содержании они указаны. Наименование статьи, ограниченное только одной из предпосылок - основанием, сужает ее содержание, может внести противоречивость в толковании и ее применении в правоохранительной и судебной практике.

В связи с этим, по нашему мнению, целесообразно изменить название ст. 16 и изложить его в следующей редакции: «Поводы и основание применения мер безопасности».

Обратим внимание на относительно недавнее внесение Федеральным законом от 7 февраля 2017 г. № 7-ФЗ изменений и дополнений в ч. 2 ст. 16 Закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [17]. В частности, эти изменения направлены на более точное указание именно поводов применения мер безопасности и определенных условий последующего решения о возможности применения мер безопасности.

Кроме поводов применения мер безопасности, в нормах рассматриваемого закона установлена возможность применения мер социальной поддержки. Сами же меры социальной поддержки перечислены в ст. 16 и оказываются в форме денежных выплат:

1) в случае гибели (смерти) защищаемого лица в связи с его участием в уголовном судо-

126

производстве членам семьи погибшего (умершего) и лицам, находившимся на его иждивении, - пособие в размере, определяемом Правительством РФ, и назначается пенсия по случаю потери кормильца в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 16);

2) в случае причинения защищаемому лицу телесного повреждения или иного вреда его здоровью в связи с участием в уголовном судопроизводстве, повлекшего за собой наступление инвалидности, выплачивается за счет средств федерального бюджета - единовременное пособие в размере, определяемом Правительством РФ, и назначается пенсия по инвалидности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 16);

3) в случае причинения защищаемому лицу телесного повреждения или иного вреда его здоровью в связи с участием в уголовном судопроизводстве, не повлекшего за собой наступление инвалидности, выплачивается за счет средств федерального бюджета единовременное пособие в размере, определяемом Правительством РФ (ч. 3 ст. 16).

При этом порядок выплаты указанных пособий установлен в самостоятельном нормативном акте - постановлении Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 664 (в редакции от 14 июля 2015 г.) «Об утверждении Правил выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты» [18].

Сопоставление ст. 16 «Основания применения мер безопасности» и ст. 17 «Основания применения мер социальной поддержки» позволяет выявить некоторые противоречия. Прежде всего, они касаются отсутствия в ст. 17 самостоятельных поводов применения мер социальной поддержки в том виде, в каком

1. Брусницын Л. В. Обеспечение безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию: российский, зарубежный и международный опыт XX века (процессуальное исследование). М., 2010.

2. Зайцев О.А. Государственная защита участников уголовного процесса. М., 2001.

3. Епихин А.Ю. Защита законных прав и интересов свидетеля в уголовном процессе: ав-тореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1995.

они установлены по отношению к указанию поводов применения мер безопасности в ч. 2 ст. 16.

На наш взгляд, к поводам применения мер социальной поддержки возможно отнести, например, постановление дознавателя, следователя или суда о гибели (причинении увечья или телесного повреждения защищаемому лицу в связи с его участием в содействии уголовному правосудию). Соответствующие дополнения следует внести в ст. 17 новой частью 2 по аналогии с ч. 2 ст. 16.

Таким образом, имеющиеся и необходимые для дополнения поводы применения мер государственной защиты и уголовно-процессуальной безопасности можно классифицировать на следующие группы:

процессуальные поводы, установленные в уголовно-процессуальном законе применительно к мерам безопасности, перечисленным в ч. 3 ст. 11 УПК РФ;

внепроцессуальные поводы применения иных мер государственной защиты, установленные в Федеральном законе «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

В свою очередь внепроцессуальные поводы применениях иных защитных мер можно подразделить на поводы применения мер безопасности, установленные в Законе о государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, и поводы применения мер социальной поддержки.

В заключение следует отметить, что подобная классификация позволяет сопоставить сходные правовые нормы, регулирующие по существу один и тот же правовой механизм обеспечения безопасности лиц, содействующих уголовному судопроизводству, найти и определить имеющиеся противоречия и выявить пути совершенствования их нормативного содержания.

1. Brusnitsyn L.V. Ensuring the safety of persons assisting criminal justice: Russian, foreign and international experience of the XX century (procedural study). Moscow, 2010.

2. Zaitsev O.A. State protection of participants in criminal proceedings. Moscow, 2001.

3. Epikhin A.Yu. Protection of the legitimate rights and interests of the witness in criminal proceedings: auth. abstr. ... Candidate of Law. Moscow, 1995.

127

4. Зайцев О. А. Механизмы обеспечения безопасности свидетелей в Соединенных Штатах Америки //Международное уголовное право и международная юстиция. 2012. № 2.

5. Епихин А.Ю. Институт безопасности участников уголовного процесса: сравнительный анализ законодательства зарубежных стран // Актуальные проблемы экономики и права. 2008. № 1.

6. Брусницын Л. В. Международно-правовые и конституционные основы обеспечения безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию // Государство и право. 1996. № 3.

7. Щерба С.П., Зайцев О.А. Обеспечение безопасности участников уголовного процесса // Рос. юстиция. 1992. № 9-10.

8. Дмитриева А.А. Предпосылки применения мер государственной защиты участников российского уголовного процесса, содействующих правосудию // Пробелы в рос. законодательстве. 2016. № 8.

9. Епихин А.Ю. Предпосылки применения мер безопасности участников уголовного процесса // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики: материалы Междунар. науч. конф. «Гуманитарные науки и образование: опыт, проблемы, перспективы». Тольятти, 2004.

10. Бекетов М.Ю., Саморока В.А. Поводы и основания принятия решения о применении мер безопасности // Уголовное право. 2016. № 3.

11. Епихин А.Ю. Поводы и основания применения и реализации мер безопасности защищаемых лиц в уголовном судопроизводстве // Вестн. Коми республиканской академии государственной службы и управления. Сер.: Государство и право. 2004. № 7.

12. Дмитриева А.А. Поводы и основание принятия решения о применении уголовно-процессуальных мер безопасности к участникам досудебного уголовного судопроизводства // Вестн. Южно-Уральск. гос. ун-та. Сер.: Право. 2016. Т. 16. № 1.

13. Дмитриева А.А. Предпосылки начала процесса безопасного участия личности в уголовном процессе как элемент теоретической модели // Судебная власть и уголовный процесс. 2016. № 4.

14. Гришин Ю.Н. Организация и тактика деятельности подразделений государственной защиты по обеспечению безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: метод. рекомендации. Домодедово, 2013.

4. Zaitsev O.A. Mechanisms for ensuring the safety of witnesses in the United States of America // International criminal law and international justice. 2012. № 2.

5. Epikhin A. Yu. Institute of security of participants in criminal procedure: comparative analysis of legislation of foreign countries //Actual problems of economics and law. 2008. № 1.

6. Brusnitsyn L. V. International legal and constitutional basis for ensuring the safety of persons who promote criminal justice // State and law. 1996. № 3.

7. Shcherba S.P., Zaitsev O.A. Ensuring the safety of participants in criminal proceedings // Russian justice. 1992. № 9-10.

8. Dmitrieva A.A. Preconditions for the application of measures of state protection of participants in the Russian criminal process that contribute to justice // Gaps in Russian legislation. 2016. № 8.

9. Epikhin A. Yu. Preconditions for the application of security measures for participants in the criminal process // Tatishchev readings: actual problems of science and practice: proc. of the Intern. sci. conf. «Humanities and education: experience, problems, perspectives». Togliatti, 2004.

10. Beketov M.Yu., Samoroka V.A. Reasons and grounds for deciding on the application of security measures // Criminal law. 2016. № 3.

11. Epikhin A.Yu. Reasons and grounds for the application and implementation of security measures for protected persons in criminal proceedings // Bull. of Komi republican academy of public service and management. Ser.: State and law. 2004. № 7.

12. Dmitrieva A.A. Reasons and basis for deciding on the application of criminal procedural security measures to participants in pre-trial criminal proceedings // Bull. of South Ural state university. Ser.: Law. 2016. Vol. 16. № 1.

13. Dmitrieva A.A. Prerequisites for the beginning of the process of safe participation of a person in the criminal process as an element of the theoretical model// Judicial power and criminal process. 2016. № 4.

14. Grishin Yu.N. Organization and tactics of the activities of state protection units to ensure the safety of victims, witnesses and other participants in criminal proceedings: methodological recommendations. Domodedovo, 2013.

15. Zamylin E.I. On the state protection of bona fide participants in the criminal process // Society and law. 2010. № 2.

128

15. Замылин Е.И. О государственной защите добросовестных участников уголовного процесса // Общество и право. 2010. № 2.

16. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: федер. закон от 20 авг. 2004 г. № 119-ФЗ (в ред. от 7 февр. 2017 г.) // Собр. законодательства РФ. 2004. № 34. Ст. 3534.

17. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»: федер. закон от 7 февр. 2017 г. № 7-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2017. № 7. Ст. 1026.

18. Об утверждении Правил выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты: постановление Правительства РФ от 11 нояб. 2006 г. № 664 (в ред. от 14 июля 2015 г.) // Собр. законодательства РФ. 2006. № 47. Ст. 4895.

16. On state protection of victims, witnesses and other participants in criminal proceedings: fed. law d.d. Aug. 20, 2004 № 119-FL (as amended on Febr. 7, 2017) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2004. № 34. Art. 3534.

17. On amendments to the Federal law «On state protection of judges, officials of law enforcement and supervisory bodies» and the Federal law «On state protection of victims, witnesses and other participants in criminal proceedings»: fed. law d.d. Febr. 7, 2017 № 7-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2017. № 7. Art. 1026.

18. On approval of the Rules for the payment of lump-sum benefits to victims, witnesses and other participants in criminal proceedings in respect of whom, in the established procedure, a decision was taken to implement state protection: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. Nov. 11, 2006 № 664 (as amended on July 14, 2015) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2006. № 47. Art. 4895.

129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.