Научная статья на тему 'Совершенствование коммуникативных компетенций преподавателя высшей школы как фактор его инновационной деятельности'

Совершенствование коммуникативных компетенций преподавателя высшей школы как фактор его инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева Л. Б., Симонова Г. В.

Работа посвящена обоснованию необходимости для преподавателя непрерывного совершенствования коммуникативной речевой компетенции как фактора, способствующего внедрению инноваций в процесс высшего профессионального образования. Рассмотрена значимость формирования контрманипулятивной субкомпетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьева Л. Б., Симонова Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perfection communicative competence the teacher of the higher school as the factor of its innovative activity

Work is devoted a substantiation of necessity for the teacher of continuous perfection of the communicative speech competence as the factor promoting introduction of innovations in process of the higher vocational training. The importance formation the countermanipulation subcompetence is considered.

Текст научной работы на тему «Совершенствование коммуникативных компетенций преподавателя высшей школы как фактор его инновационной деятельности»

УДК 811.161

Л.Б. Воробьева, Г.В. Симонова СГГА, Новосибирск

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК ФАКТОР ЕГО ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа посвящена обоснованию необходимости для преподавателя непрерывного совершенствования коммуникативной речевой компетенции как фактора, способствующего внедрению инноваций в процесс высшего профессионального образования. Рассмотрена значимость формирования контрманипулятивной субкомпетенции.

L.B. Vorobyova, G. V Simonova

Siberian State Academy of Geodesy (SSGA)

10 Plakhotnogo Ul., Novosibirsk, 630108, Russian Federation

PERFECTION COMMUNICATIVE COMPETENCE THE TEACHER OF THE HIGHER SCHOOL AS THE FACTOR OF ITS INNOVATIVE ACTIVITY

Work is devoted a substantiation of necessity for the teacher of continuous perfection of the communicative speech competence as the factor promoting introduction of innovations in process of the higher vocational training. The importance formation the countermanipulation subcompetence is considered.

Современное образовательное пространство состоит из двух типов педагогических процессов - инновационных и традиционных. Педагогическая инновация - это теоретически обоснованное, целенаправленное и практикоориентированное новшество, осуществляемое на макроуровне, мезоуровне и микроуровне.

Необходимость инноваций на макроуровне определена государством и закреплена изменением парадигмы всей системы образования. На мезоуровне новые концептуальные подходы позволили наполнить образовательное пространство четырьмя типами учебных заведений: элитарными,

конъюнктурными, экспериментальными и традиционными.

На мезоуровне инновации направлены на изменения в образовательной среде региона и конкретного учебного заведения, т.к. новые концептуальные подходы позволили наполнить образовательное пространство четырьмя типами учебных заведений: элитарными, конъюнктурными, экспериментальными и традиционными.

На микроуровне инновации направлены на создание нового содержания как отдельного курса, так и блока курсов; либо на отработку новых способов

структурирования образовательного процесса; либо на разработку новых технологий, новых форм и методов обучения.

На любом из уровней образовательная инновация развивается в пять этапов. Первый этап - инициация нововведения и принятие решения о необходимости внедрения новаций определенного типа уже пройден. Решение о необходимости инновационных изменений принимается лидером организации. И если организационно-практические, аналитические и внедренческие задачи решаются на третьем, четвертом и пятом этапах, то на втором, теоретическом этапе, выполняется обоснование и проработка инноваций на основе психологопедагогического анализа. Таким образом, среди других многочисленных подзадач выделяются факторы, способствующие внедрению новшества. Этот этап предполагает также информационное обеспечение планируемого нововведения. Тщательная работа на втором этапе влечет за собой успех на этапе внедрения инноваций в образовательный процесс.

В настоящей работе авторы выделили и рассмотрели один из многочисленных факторов, обеспечивающих успешность развития инновационного процесса. Таким фактором является формирование и совершенствование «надпрофессиональных» квалификаций и компетенций преподавателя высшей школы. Такие квалификации и компетенции включены большинством педагогов высшей школы в понятие «профессионализм». Именно уровень профессионализма и качественное состояние преподавательского корпуса по наблюдениям многих специалистов являются главной преградой для внедрения образовательных инноваций в вузовскую практику. Концепция модернизации российского образования определяет важной задачей формирование профессиональной элиты, обладающей качествами коммуникабельности, толерантности, социальной и профессиональной мобильности, конструктивности, ответственности за судьбу страны, духовности и культуры.

Одной их ключевых компетенций развитой языковой личности элитарного (полнофункционального) типа является коммуникативная речевая компетенция, которая наряду с общефилологической, языковой и этико-эстетической компетенциями является частью культурно-речевой компетенции специалиста, "носит надпрофессиональный характер и необходима в любой области деятельности" [1, 2]. Культурно-речевая компетенция понимается как

совокупность знаний, умений и навыков, соответствующих высшему типу речевой культуры - так называемому элитарному (полнофункциональному) типу.

В обучении речь - один из главных инструментов, используемый обоими субъектами процесса, поэтому значимость уровня коммуникативной речевой компетенции преподавателя трудно переоценить

Сформированная коммуникативно-речевая компетентность преподавателя позволяет ему решать разнообразные и многочисленные профессиональные проблемы:

- Адекватно осуществлять профессиональную самореализацию в условиях обучения и воспитания студентов: формулировка учебной задачи,

организация процесса ее решения и формы контроля качества усвоения учебного материала;

- Обучать студентов моделированию целесообразного и этичного коммуникативного поведения в условиях научных и деловых дискуссий разного жанра: формулировка тезиса и подбор аргументов, учитывающих уровень подготовленности аудитории, защита собственной позиции в диалоге, участие в организованной дискуссии на правах оппонента и ведущего;

- Профессионально работать в различных жанрах педагогической коммуникации (лекция и др. учебные жанры, совещательная речь, беседа, научная полемика в академической среде, презентация продукта творческой деятельности - главные из них);

- Организовывать беседу, дискуссию с соблюдением всех этикопсихологических законов и правил;

- Создавать и риторически грамотно представлять аудитории работы учебного и научно-исследовательского характера с учётом их основных лингвистических и экстралингвистических характеристик, специфики трансформации письменного текста в устную форму, особенностей организации процесса общения с аудиторией.

Коммуникативная речевая компетенция преподавателя формирует:

- Компетентностный подход в организации профессиональной коммуникативной деятельности;

- Лингво-психологические основания формирования профессиональной коммуникативной компетентности и навыки целесообразного коммуникативного поведения в рамках различных научно-педагогических ситуаций;

- Способность оценивать степень эффективности общения с позиции анализа компонентов общения;

- Способность слушать и слышать собеседника, корректно вступать в разговор, дополняя и развивая тему беседы, или аргументировано возражая;

- Навыки владения языковыми средствами самовыражения;

- Умение создавать устные и письменные тексты академического и научно-педагогического подстиля научного стиля современного русского литературного языка и адекватно представлять их аудитории.

Грамотный не только по содержанию, но и по форме стиль речи педагога-оратора это эффективный инструмент достижения учебных и воспитательных задач в научно-учебном общении, что особенно актуально в условия модернизации высшего образования в соответствии с ФГОС третьего поколения.

За рамками настоящей работы мы оставили такие многочисленные субкомпетенции коммуникативной речевой компетенции как общепонятийную, информационную, логико-аргументативную и эристическую, тактикостратегическую, текстовую, жанрово-стилистическую, функционально-

экспрессиологическую, кандидативную, субтилитативную, ораторологическую, конфликтологическую, перецептивно-рефлексивную и остановимся только на контрманипулятивной субкомпетенции.

Вербальная манипуляция сегодня стала объектом внимания не только специалистов по теории коммуникации, но и педагогов. О речевом манипулировании правомерно говорить тогда, когда из множества возможных языковых средств описания некоторого положения дел выбираются именно те, которые несут в себе необходимые адресанту оттенки значения, ассоциации, которые вызывают соответствующий эмоциональный отклик у реципиента и подталкивают его к действиям, необходимым манипулятору и наносящим ущерб манипулируемому. Применяя манипулятивные стратегии, адресант рассчитывает на сильный перлокутивный эффект, так как адресат, по замыслу отправителя речи, должен не просто принять к сведению сообщаемые сведения, но и совершить какие-либо невербальные действия. Широкое распространение феномена манипулятивной коммуникации (в политическом дискурсе, в коммерческой и политической рекламе) определяет его социальную значимость и диктует потребность изучения способов противодействия. От манипулятивных техник и приемов не свободно и образовательное пространство [3, 4]. Элементы манипулятивных стратегий использует

администрация по отношению к рядовым сотрудникам, студенты в отношениях с преподавателями. Даже иноязычные слова, прежде всего - неосвоенные или недоосвоенные могут использоваться с манипулятивной целью в различных научных стилях и жанрах. Усилия представителей междисциплинарного подхода к изучению феномена манипуляции направлены прежде всего на создание моделей оптимальной (контрманипулятивной) коммуникации. Знание манипулятивных техник позволит рядовому носителю языка перейти от уровня наивного коммуниканта на уровень коммуниканта сознательного. Думаем, что именно этим обстоятельством обусловлена значимость и своевременность обучения преподавателей технологиям открытого словесного состязания с опорой на современную риторику.

Ключевые квалификации детерминируют готовность педагогов к творческой педагогической деятельности. Объективными факторами, позволяющими постоянно совершенствовать профессионализм, могут служить, во-первых, вовлечение преподавателей в инновационную деятельность в вузе, а во-вторых, совершенствование надпрофессиональных компетенций преподавателей в рамках системы переподготовки, в частности на курсах повышения квалификации. Эти два фактора должны помочь подготовить технолога-преподавателя и позволить ему:

- Найти новые оценки своей профессиональной деятельности;

- Создать инструмент для этрансформации своих общих способностей в педагогические и творческие;

- Преодолеть узкое, просветительское понимание своих функций, приобщаться к конструктивному общению, сформировать установку на признание рационального момента в иной позиции, то есть откорректировать собственное функциональное назначение.

Возможности совершенствования культурно-речевой компетенции для практикующего преподавателя высшей школы не ограничены. Риторическое самовоспитание и саморазвитие, совершенствование "риторического инструмента" для реализации коммуникативной индивидуальности являются фактором становления индивидуального стиля преподавателя, повышают профессиональное самосознание и авторитет, усиливают эффективность его деятельности, обогащают индивидуальный опыт и в итоге способствуют внедрению инноваций в учебный процесс.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Сковородников, А.П. Об элитарном (полнофункциональном) типе, речевой культуре и культуре речи [Текст] / А.П. Сковородников // Мир русского слова, 2008.

2. Сковородников, А.П. О формировании речевой культуры студента высшего учебного заведения (в аспекте компетентно стного подхода) [Текст] / А.П. Сковородников, Г. А. Копнина // Мир науки, культуры образования. - 2008.

- 4 (11). - С. 30-34.

3. Беляева, И.В. Феномен речевой манипуляции: лингвоюридические аспекты. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук по специальности 10.02.19 - Теория языка // Ростов-на-Дону, 2009.

4. Копнина, Г.А. Речевое манипулирование [Текст] / Г.А. Копнина // М.: Флинта: Наука, 2007.

© Л.Б. Воробьева, Г.В. Симонова, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.