Научная статья на тему 'Системность языка, экология коммуникации и гуманитарная составляющая образования: к 85-летнему юбилею профессора А. П. Сковородникова'

Системность языка, экология коммуникации и гуманитарная составляющая образования: к 85-летнему юбилею профессора А. П. Сковородникова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1401
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИКА ЯЗЫКА / ЯЗЫКОВОЙ ЗНАК / КАРТИНА МИРА / ЯЗЫКОВАЯ ИГРА / МЕНЯЮЩАЯСЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЯЗЫКОВАЯ И РЕЧЕВАЯ НОРМА / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / DYNAMICS OF LANGUAGE / LANGUAGE SIGN / MAP OF THE WORLD / WORD PLAY / ALTERATIONS IN COMMUNICATION / LANGUAGE NORM / SPEECH NORM / EMOTIONAL IMPACT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Копнина Галина Анатольевна, Еремина Екатерина Владимировна

В статье кратко излагается содержание основных научных концепций, разработанных А.П. Сковородниковым: системности экспрессивных синтаксических конструкций русского языка с применением полевого подхода к анализу речевых фактов; системности риторических приемов, основанной на идее прагматически мотивированного отклонения от нормы в ее широком осмыслении; лингвистической экологии как междисциплинарной отрасли современного языкознания, в рамках которой выделяются экология языка и экология речи; формирования культурно-речевой компетенции студента высшего учебного заведения на основе системного представления о ее базовых компонентах; содержания гуманитарной составляющей образовательного процесса в современном российском университете инновационного типа. Утверждается, что предложенные ученым концепции объединены идеей системности и отражены в публикациях различного типа, в том числе коллективных изданиях, которые вышли под его редакцией: в учебном пособии «Русский язык и культура речи», а также в энциклопедических словарях-справочниках «Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты», «Эффективное речевое общение (базовые компетенции)». Увлеченность исследователя научным поиском, его многолетнее служение отечественной филологии яркое свидетельство того, что для ученого наука является «высшим проявлением любви».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE CONSISTENCY, ECOLOGY OF COMMUNICATION AND HUMANITARIAN CONSTITUENT OF EDUCATION: DEVOTED TO THE 85th ANNIVERSARY OF PROFESSOR A.P. SKOVORODNIKOV

The present article gives a brief overview of the major scientific theories and ideas developed by Professor Aleksander P. Skovorodnikov, such as the system of expressive syntactic constructions analyzed in the syntactic fields in speech in the Russian language; the system of rhetorical devices viewed as a deliberate and pragmatic deviation from the language norm; the idea of humanitarian constituent of the educational process in modern innovative Russian University. The concept "linguistic ecology" as an interdisciplinary branch of contemporary linguistics (language ecology and speech ecology involved) and the theory of systematic approach to the development of the basic components of the lingo-cultural competence of undergraduate students are also covered in the article. Here it is confirmed that the concept of language system still remains to be prevailing and dominating in all the theories and ideas mentioned above, thus serving as the evidence and manifestation of the complete devotion of the outstanding philologist to Science. The conceptual findings of Aleksander P. Skovorodnikov are published in different types of publications, such as the course book "Russian language and speech culture", encyclopedic reference books "Expressive means of the Russian language and speech errors" and "Effective speech communication (basic skills set)" under Skovorodnikov's editorship.

Текст научной работы на тему «Системность языка, экология коммуникации и гуманитарная составляющая образования: к 85-летнему юбилею профессора А. П. Сковородникова»

www.volsu.ru

DOI: http://dx.doi.Org/10.15688/jvolsu2.2015.1.2

УДК 811.161.1'271.2 ББК 81.411.2-553

СИСТЕМНОСТЬ ЯЗЫКА, ЭКОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИИ И ГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАНИЯ: К 85-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ПРОФЕССОРА А.П. СКОВОРОДНИКОВА

Копнина Галина Анатольевна

Доктор филологических наук,

заведующая кафедрой русского языка, литературы и речевой коммуникации,

Сибирский федеральный университет

gkopnina@mail.ru

просп. Свободный, 79/10, 660041 г. Красноярск, Российская Федерация

Еремина Екатерина Владимировна

Кандидат педагогических наук,

доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации, Сибирский федеральный университет katyaeremina@mail.ru

просп. Свободный, 79/10, 660041 г. Красноярск, Российская Федерация

Аннотация. В статье кратко излагаются основные научные концепции, разработанные А.П. Сковородниковым: системности экспрессивных синтаксических конструкций русского языка, выявленной с применением полевого подхода к анализу речевых фактов; системности риторических приемов, основанной на идее прагматически мотивированного отклонения от нормы в ее широком осмыслении; лингвистической экологии как междисциплинарной отрасли современного языкознания, в рамках которой выделяются экология языка и экология речи; формирования культурно-речевой компетенции студента высшего учебного заведения на основе системного представления о ее базовых компонентах; содержания гуманитарной составляющей образовательного процесса в современном российском университете инновационного типа. Утверждается, что предложенные ученым концепции объединены идеей системности и отражены в публикациях „ч различного типа, в том числе коллективных изданиях, которые вышли под его редакцией: о в учебном пособии «Русский язык и культура речи», а также в энциклопедических словаре рях-справочниках «Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недоМ четы», «Эффективное речевое общение (базовые компетенции)». Увлеченность иссле-§ дователя научным поиском, его многолетнее служение отечественной филологии - яркое 3 свидетельство того, что наука стала для него «высшим проявлением любви». М Ключевые слова: системный подход, риторический прием, лингвоэкология, язы-

ковое насилие, культурно-речевая компетенция, эффективное речевое общение.

^ Антону Павловичу Чехову принадлежит мое прекрасное и нужное в жизни человека, © высказывание: «Наука - самое важное, са- она всегда была и будет высшим проявлени-

ем любви»1. Наука стала высшим проявлением любви и для Александра Петровича Сковородникова - доктора филологических наук, профессора, советника ректора СФУ по вопросам гуманитарного научно-образовательного процесса, почетного работника высшего профессионального образования России, заслуженного работника высшей школы Российской Федерации. Александр Петрович любит науку о языке страстно и до сих пор увлечен ею, о чем свидетельствуют его многочисленные публикации и разрабатываемые им проекты.

Не имея возможности представить обзор всех публикаций Александра Петровича, остановимся на изложении основополагающих концепций его научного творчества.

Все работы А.П. Сковородникова объединяет идея системности, которой, как признается сам ученый, он проникся еще в молодости.

С именем профессора Сковородникова в отечественной лингвистике связано системное осмысление экспрессивных синтаксических конструкций - одно из значимых направлений его исследовательской деятельности. В монографии «Экспрессивные синтаксические конструкции современного русского литературного языка. Опыт системного исследования» [17] доказывается, что экспрессивные типизированные модификации предложений и их частей, имеющие в языке одну и ту же предназначенность, противопоставлены друг другу по принципу оппозиции экономных и избыточных структур, которая является реализацией двух языковых антиномий: говорящий - слушающий; информационная - экспрессивная функции языка. С позиций системного подхода ученым описываются эллипсис, антиэллипсис, апозиопезис (усечение), позиционно-лексический повтор и парцелляция. Эллиптические и усеченные конструкции (как экономные, сокращенные) противопоставлены конструкциям с антиэллипсисом и позиционно-лексическим повтором (как избыточным). Парцелляция рассматривается как нейтрализация противопоставления «экономия - избыточность»: возникает фразовая избыточность, создающая в высказывании дополнительные информационные центры, при сохранении, а значит - экономии, самой позиционной структуры предложения.

Указанные экспрессивные синтаксические модификации образуют парадигму, в рамках которой основным принципом связи между экспрессивными синтаксическими конструкциями как системой выступает градация: члены парадигмы ранжированы ступенчато -от членов, характеризующихся максимальной позиционной избыточностью, к членам с максимальной позиционной экономией и наоборот. Эта градационная парадигма (ее члены чаще других выступают в текстах совместно) является центром поля экспрессивных синтаксических конструкций. На периферии поля, по мнению А.П. Сковородникова, располагаются два слоя: 1) бессоюзные конструкции, сегментированные конструкции, конструкции с антиципацией (они имеют непосредственное отношение к проявлению антиномии «экономия - избыточность», но не составляют оппозиций и менее предсказуемы в аспекте совместной встречаемости); 2) инверсия, риторический вопрос, восклицание, параллелизм (они не имеют непосредственного отношения к названной антиномии, не образуют оппозиций, не активны в отношении конвергенции, так как обладают разным диапазоном стилистических значений) [17, с. 181-226].

Поиск принципов, лежащих в основе построения стилистических фигур и объединяющих их в систему, характеризует и все последующие публикации А.П. Сковородникова [4; 5; 9; 12; 14; 15; 16; 19 и мн. др.]. Поиск таких принципов, их упорядочение способствуют выдвижению ученым новой теории - теории риторического приема, нашедшей отражение в энциклопедическом словаре-справочнике «Культура русской речи» [1, с. 11].

Одним из важных аргументов в пользу системности риторических приемов ученый считает изоморфизм конструктивных принципов их построения, который он показывает на примере риторических приемов, организуемых принципами контаминации, алогизма [16], увеличения и уменьшения [14]. Механизм образования отклонения от нормы и должен быть положен, по его мнению, в основу классификации риторических приемов [5, с. 36]. Разработка оснований теории риторического приема сопровождается изучением отдельных подсистем фигур речи [9; 12 и др.], в результате чего некоторые не терминированные ранее

риторические приемы получают наименование, например такие, как антиэллипсис, хро-нотезия. Системно представлены многие риторические приемы в энциклопедическом словаре-справочнике «Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты» [21], идеологом и редактором которого является А.П. Сковородников.

Следующее направление, не менее активно разрабатываемое ученым, - лингвистическая экология. С 2013 г. А.П. Сковородников является главным редактором сетевого научного журнала «Экология языка и коммуникативная практика», созданного по его инициативе. Известно, что Александр Петрович одним из первых в нашей стране стал разрабатывать содержательную составляющую и понятийно-терминологическую систему лингвоэкологии. В 1996 г. он опубликовал статью «Лингвистическая экология: проблемы становления» [8], где привел основания для выделения лингвоэкологии в качестве особой отрасли лингвистики, которая определяется им так: «Лингвоэкология - это находящаяся в процессе становления лингвистическая дисциплина... исследующая проблематику языковой и речевой среды в ее динамике, прежде всего проблематику языковой и речевой деградации (то есть факторы, негативно влияющие на развитие языка и его речевую реализацию) и проблематику языковой и речевой реабилитации (то есть факторы, пути и способы обогащения языка и совершенствования общественно-речевой практики)» [там же, с. 7]. Предложенное определение уточнялось, и сегодня А.П. Сковородников считает, что «эколингвистика, или лингвоэкология, - это междисциплинарная отрасль языкознания, тесно взаимодействующая с рядом лингвистических дисциплин (таких как социолингвистика, этнолингвистика, этнопсихология, лингво-культурология, юрислингвистика, лингвоконф-ликтология), а также с историей конкретных народов, их культур и языков, предметом изучения которой является состояние языка как сложной семиотической системы, обусловленное качеством среды его обитания и функционирования (в том числе социальными и другими экстралингвистическими факторами, влияющими негативно или позитивно на языковое сознание социума и, как следствие, на

язык и его речевую реализацию), и, соответственно, способы и средства защиты языка и речи от негативных воздействий, с одной стороны, и пути и средства их обогащения и развития, с другой» [13, с. 196].

Рассуждая о содержании лингвоэкологии, исследователь выходит на проблему ее соотношения с другими речеведческими дисциплинами, и прежде всего с культурой речи. Он высказывает предположение о том, что линг-воэкология и культура речи «не просто родственники, а родные сестры», имеющие общее предметное поле, но смотрящие «не совсем в одну и ту же сторону»: «Если культура речи сосредоточивает свое внимание на вопросах оптимальной организации речи, ее коммуникативной эффективности и соответствующих компетенциях языковой личности, то эколингвистика - на условиях и факторах благоприятного или неблагоприятного существования и развития языка как сложной полифункциональной системы» [там же, с. 197]. В другой статье А.П. Сковородников пишет: «Экология языка исследует факты и процессы, негативно или позитивно влияющие на состояние и развитие языка как знаковой системы. Экология речи (или - точнее - экология речевого общения), в отличие от экологии языка, по своему объекту совпадает с культурой речи, понимаемой широко - как проблематика норм и компетенций речевого общения в их совокупности, но отличается от культуры речи аспектно. Если культура речи призвана заниматься данной проблематикой без определения того, к каким последствиям для языковой системы могут привести изучаемые речевые явления, то экология речи рассматривает эти процессы как раз с ориентацией на указанные последствия» [7, с. 153]. В соотнесении лингвоэкологии с другими дисциплинами, как и в совокупности предлагаемых исследователем лингвоэкологических терминов [6; 7], проявляется системный подход к изучаемому материалу.

К предметному полю эколингвистики А.П. Сковородников относит проблему информационных войн и манипуляции сознанием при помощи ресурсов языка. В одной из публикаций он использует терминопонятие «языковое насилие», которое определяет как «не аргументированное вовсе или недостаточно аргу-

ментированное открытое или скрытое (латентное) вербальное воздействие на адресата, имеющее целью изменение его личностных установок (ментальных, идеологических, оценочных и т. д.) или его поражение в полемике - в пользу адресата» [18, с. 10]. Изучение языкового насилия, по его мнению, - «необходимое условие обеспечения информационной безопасности личности и общества целом» [там же, с. 11]. Предложенная А.П. Сково-родниковым в 1997 г. классификация приемов языкового насилия не потеряла своей актуальности и сегодня.

В целом ряде публикаций А.П. Сково-родникова отражено его видение современного образования сквозь призму системного подхода. Это, прежде всего, разработка концепции формирования культурно-речевой компетенции студента высшего учебного заведения в контексте модернизации профессионального образования. Культурно-речевая компетенция, понимаемая как совокупность знаний, умений и навыков, соответствующая высшему типу речевой культуры - так называемому элитарному (полнофункциональному), признается одной из ключевых компетенций, носящих надпрофессиональный характер и необходимых в любой области деятельности. Александр Петрович обосновывает необходимость введения понятия культурно-речевой компетенции и придания этому понятию интегральной значимости по отношению к выделяемым в специальной литературе частным компетенциям: коммуникативной, языковой, лингвистической и др. [10, с. 6]. Модель культурно-речевой компетенции включает четыре базовые компетенции: общефилологическую, языковую, коммуникативную и этико-эс-тетическую - с соответствующими наборами субкомпетенций, эксплицирующих их содержание [там же]. Позже названия базовых компетенций уточняются, в результате чего культурно-речевая компетенция предстает как система компетенций: общелингвистической, языковой, коммуникативно-речевой и этико-речевой. Названная модель (см. вступительную статью «О концепции словаря-справочника») была положена А.П. Сковородниковым в основу словаря-справочника «Эффективное речевое общение (базовые компетенции)» [22; 23] и учебного пособия «Русский язык и куль-

тура речи (базовые компетенции)» [3], редактором которых он является. Причем в создании словаря-справочника приняли участие более ста авторов из различных высших учебных заведений. Кроме того, А.П. Сковородников является соредактором и соавтором двух словарей: «Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник» [1] и «Стилистический энциклопедический словарь русского языка» [20].

Ученым предложена и авторская концепция содержания гуманитарной составляющей образовательного процесса в современном российском университете инновационного типа. Эта концепция связана с идеей модернизации учебной, научной, управленческой деятельности в университете на основе национальных ценностей и своей культурной идентичности: «модернизация как копирование, а не создание нового, оригинального продукта не выведет в лидеры ни корпорацию, ни страну и не избавит нас от сознания своей вторичнос-ти» [2, с. 5]. Материалы к дискуссии, в которых излагается эта концепция, были опубликованы, но вышли ограниченным тиражом, поэтому позволим себе остановиться на концепции А.П. Сковородникова более подробно.

Ученый отмечает, что нравственные установки, модели поведения личности могут быть сформированы только на основе продуманной гуманитарной составляющей образовательного и научно-исследовательского процесса, поскольку «осмысление таких понятий, как духовность, вера, любовь, совесть, нравственность, возможно лишь в лоне гуманитарной мысли» [там же, с. 60]. Без гуманитарной составляющей невозможно выиграть «войну за сознание и душу человека» [там же, с. 22]: «...нужно обладать интеллектуальной независимостью и иммунитетом против манипуля-тивных технологий, широко применяемых в информационно-идеологической войне, ведущейся против нашей страны и нашей цивилизации. А чтобы избавиться от интеллектуальной зависимости и манипулятивных воздействий, нужно обладать достаточно широкими познаниями в области филологии... философии, истории, логики, психологии, политологии. Другого пути формирования интеллектуальной самостоятельности в социально-политической и - шире - мировоззренческой сфере нет.

Поэтому вышеуказанным дисциплинам, их содержанию и качеству преподавания должно быть уделено в университете самое пристальное внимание» [2, с. 71-72]. Причем первостепенную роль в гуманитарном образовании играет история, так как «именно вокруг вопросов российской истории сейчас ведутся наиболее острые идеологические дискуссии» [там же, с. 91].

Александр Петрович считает, что «было бы непростительной ошибкой ограничиваться только профессиональной подготовкой студентов и проигнорировать аспект их общекультурного, этического и гражданского становления» [там же, с. 68], что только «полноценное гуманитарное образование способствует тому, чтобы человек не превратился в раба техники» [там же, с. 80]. Он пишет: «Было бы ошибкой свести роль гуманитарных наук (в том числе философии, истории и филологии) "к роли румынского оркестра во время завтрака" (нефтегазового, биотехнологического, нанотехнологического и проч.)» [там же, с. 143]. И далее: «Развитие образного мышления, происходящее в процессе чтения художественной литературы и приобщения к другим видам искусств, имеет прямым следствием развитие воображения, без которого не может состояться плодотворное научное и техническое творчество» [там же, с. 166].

Устранение дисциплин гуманитарной направленности из образовательного процесса или принижение их роли опасно для развития нашей страны. По мнению ученого, «финансово-экономические проблемы современной России упираются не столько в непрофессионализм ее акторов, сколько в отсутствие у них моральных принципов и патриотизма» [там же, с. 15]. Он говорит, что мы как нация остро нуждаемся в культуре, которая содействовала бы преодолению пессимизма, в культуре возвышающей и вдохновляющей [там же, с. 44], что «нашему народу нужна мобилизующая идеология», а «неадекватная идеология, например оценка всего на свете исключительно мерками прибыли, приводит к печальным и даже трагикомическим результатам» [там же, с. 81]. Мобилизующая идеология должна строиться на воспитании гражданина-патриота, «ведь для успешного преодоления кризиса и глубинной модернизации экономики нужны сильные побу-

дители активности общества, мощные аттрак-танты. Едва ли не самым главным из них является патриотизм. Поэтому воспитание привязанности к своей стране, своей культуре, дающее осознание своей национально-культурной идентичности, является одной из первостепенных задач всех уровней образования, включая высшее» [2, с. 86]. Что касается разделения идеологов на «патриотов» и «демократов», то, по мнению А.П. Сковородникова, истинный патриотизм «призван играть роль объединителя нации в единый организм, способствовать консолидации общественных группировок с разными идеологическими установками» [там же, с. 87].

В образовании, как считает ученый, важную роль играет воспитательное начало: «Кто-то из наших студентов, кроме разве что историков и географов, может что-то вразумительное рассказать о Муравьёве-Амурском, Невельском, Путятине, Беринге, Санникове, а также Дежнёве, Хабарове и других первопроходцах? А ведь биографии этих людей - богатейших материал для воспитания патриотизма и других ценных качеств и свойств характера» [там же, с. 87-88]. А.П. Сковородников подчеркивает необходимость воспитания на нравственном примере, позитивном образе. Что касается преподавателя, то «он, отвлекаясь от своих собственных идеологических предпочтений, знакомит студентов со всем спектром точек зрения и соответствующей им аргументацией, давая студентам самим осмыслить (желательно в процессе дискуссии) все аргументы за и против соответствующих трактовок и сделать самостоятельные выводы. И лишь завершая обсуждение, преподаватель аргументированно (!) излагает свою точку зрения, в основе которой лежит его гражданская (патриотическая) позиция» [там же, с. 119]. Такая методика, по мнению ученого, является реализацией принципа научной объективности. Более подробно она показана на примере семантического анализа концепта «империя» в статье «Об элитарном (полнофункциональном) типе речевой культуры и культуре речи» [11].

А.П. Сковородников подчеркивает, что понятие обязанности «как-то потерялось среди беспрерывных разговоров о правах» [2, с. 133]. В обязанности педагога входит нрав-

ственное воспитание не только на занятиях по дисциплине, но и во внеучебное время. «У нас же, к сожалению, понятие учебно-воспитательного процесса заменено понятием образовательного процесса, тем самым вопрос о воспитании в процессе образования отходит на второй план или вообще не обсуждается» [2, с. 222].

Он пишет также: «У педагогических работников университета всех уровней должно быть ясное представление (если угодно -модель), какого специалиста мы хотим иметь на выходе. В это представление, кроме высокого профессионального уровня по избранной специальности, должны входить: действенное патриотическое сознание (то есть сознание, ориентированное не на слова, а на поступки); уважение к истории своей страны, понимание ее трагичности и величия; укорененность в отечественной культуре и ее духовных ценностях при открытости для восприятия подлинных ценностей культуры других народов; бережное отношение к русскому языку и безупречное владение его нормами и основными речевыми жанрами; этическая грамотность, предполагающая умение анализировать жизненные ситуации с позиций общей и профессиональной этики; знакомство с вершинными достижениями отечественного и мирового искусства и литературы» [там же, с. 175-176].

Подводя итоги, А.П. Сковородников говорит: «Решая самые неотложные задачи по созданию инновационного университета, нельзя ограничиваться только технократическими и финансовыми подходами. Хорошо, конечно, если культурный продукт, производимый гуманитариями, можно выгодно продать. Но нужно понимать, что ценность гуманитарного продукта измеряется, главным образом, не в рублях (долларах, евро и т. д.), а тем вкладом, который вносят гуманитарные науки, образование и искусство в формирование полноценных членов общества и граждан страны» [там же, с. 176].

Эти слова, как и многие другие приведенные выше, мог сказать человек, для которого высшим проявлением любви является не только наука, но и забота о своем народе и отечестве.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Цит. по: Чехов А. П. Скучная история. URL: http://www. classic-book. ru/lib/sb/book/180/ page/7.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Культура русской речи : энцикл. слов.-справ. / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородни-кова, Е. Н. Ширяева [и др.]. - М. : Флинта : Наука, 2003. - 840 с.

2. О гуманитарной составляющей современного российского инновационного университета (на примере Сибирского федерального университета): материалы к дискуссии / авт.-сост. А. П. Сковородников. -Красноярск : Изд-во Сиб. федер. ун-та, 2010. - 208 с.

3. Русский язык и культура речи (базовые компетенции) / А. А. Бернацкая [и др.]. - Красноярск : Изд-во СФУ, 2013. - 510 с. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://catalog.sfu-kras.ra/cgi-bin/irbis64r_91/cgiirbis_64.exe#page-title. - Загл. с экрана.

4. Сковородников, А. П. Алогизм как риторический прием / А. П. Сковородников // Русская речь. - 2004. - .№ 1. - С. 39-45. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://russkayarech.ru/ files/issues/2004/1/08-skovorodnikov.pdf. - Загл. с экрана.

5. Сковородников, А. П. Классификация фигур: риторическая традиция и/или риторическое новаторство / А. П. Сковородников // Современная филология: актуальные проблемы, теории и практика : сб. материалов II Междунар. науч. конф., г. Красноярск, 10-12 сент. 2007 г. / гл. ред. К. В. Ани-симов. - Красноярск : Изд-во СФУ 2007. - С. 30-37.

6. Сковородников, А. П. К становлению системы лингвоэкологической терминологии / А. П. Сковородников // Речевое общение / под ред. А. П. Ско-вородникова. - Красноярск : Изд-во Краснояр. ун-та, 2000. - Вып. 3 (11). - С. 70-78.

7. Сковородников, А. П. К философским основаниям предметной области эколингвистики / А. П. Сковородников // Экология языка и коммуникативная практика. - 2014. - .№ 2. - С. 140-161. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// ecoling.sfu-kras.ru/wp-content/uploads/2014/09/ Skovorodnikov-A.P.pdf. - Загл. с экрана.

8. Сковородников, А. П. Лингвистическая экология: проблемы становления / А. П. Сковородников // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения / отв. ред. А. П. Сковородников. -Красноярск ; Ачинск : Изд-во Краснояр. ун-та, 1996. - Вып. 1. - С. 5-9.

9. Сковородников, А. П. М.В. Ломоносов и современная теория риторических приемов / А. П. Ско-

вородников // Международная конференция «М.В. Ломоносов и развитие русской риторики» (Москва, 24 ноября 2004 г.). - М. : Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004. - С. 17-28.

10. Сковородников, А. П. Модель культурно-речевой компетенции студента высшего учебного заведения / А. П. Сковородников, Г. А. Копнина // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. - 2009. - Т. 2 : Приложение. - С. 5-18. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/2311/1571/ 1Z01_skovorodnikov.pdf. - Загл. с экрана.

11. Сковородников, А. П. Об элитарном (полнофункциональном) типе речевой культуры и культуре речи / А. П. Сковородников // Мир русского слова. - 2008. - № 2. - С. 51-59.

12. Сковородников, А. П. О катахрезе и смежных явлениях / А. П. Сковородников // М.В. Ломоносов и современные стилистика и риторика / науч. ред. И. Б. Александрова, В. В. Славкин. - М. : Флинта : Наука, 2008. - С. 245-258.

13. Сковородников, А. П. О предмете эколин-гвистики применительно к состоянию современного русского языка / А. П. Сковородников // Экология языка и коммуникативная практика. - 2013. -№ 1. - С. 194-222. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://ecoling.sfu-kras.ru/wp-content/uploads/2014/01/Skovorodnikov.pdf. - Загл. с экрана.

14. Сковородников, А. П. О риторических приемах с операторами «увеличение» и «уменьшение» / А. П. Сковородников // Мир русского слова. - 2007. -№ 3. - С. 40-46.

15. Сковородников, А. П. О системных основаниях классификации риторических приемов / А. П. Сковородников // Риторика « Лингвистика. -Смоленск : Изд-во СГПУ 2005. - Вып. 6. - С. 163-181.

16. Сковородников, А. П. Риторические приемы в аспекте речевой системности / А. П. Сковородников // Стереотипность и творчество в тексте / отв. ред. М. П. Котюрова. - Пермь : Изд-во Перм. ун-та, 2005. - Вып. 9. - С. 216-227.

17. Сковородников, А. П. Экспрессивные синтаксические конструкции современного русского литературного языка. Опыт системного исследования / А. П. Сковородников. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 1981. - 256 с.

18. Сковородников, А. П. Языковое насилие в современной российской прессе / А. П. Сковородников // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения / отв. ред. А. П. Сковородников. - Красноярск ; Ачинск : Изд-во Краснояр. ун-та, 1997. -Вып. 2. - С. 10-15. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://ecoling.sfu-kras.ru/wp-content /uploads/2013/12/1997. -%D0%92%D 1 %8B%D0% ВК-2.pdf. - Загл. с экрана.

19. Сковородников, А. П. Язык современной российской прессы в аспекте категории экспрессивности / А. П. Сковородников // Русистика на пороге XXI века: проблемы и перспективы : материалы междунар. науч. конф. (Москва, 8-10 июня 2002 г.) / сост. Н. К. Онипенко. - М. : Изд-во ИРЯ РАН, 2003. - С. 238-241.

20. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной ; ред-кол.: Е. А. Баженова, М. П. Котюрова, А. П. Сковородников. - М. : Флинта : Наука, 2003. - 696 с.

21. Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты / под ред. А. П. Сковороднико-ва. - М. : Флинта : Наука, 2005. - 480 с.

22. Эффективное речевое общение (базовые компетенции) : словарь-справочник / под ред. А. П. Сковородникова ; редкол.: Г. А. Копнина [и др.]. - Красноярск : Изд-во Сиб. федер. ун-та, 2012. - 881 с. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://catalog.sfu-kras.ru/cgi-bin/ irbis64r_91/cgiirbis_64.exe#page-title. - Загл. с экрана.

23. Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник / под ред. А. П. Сковородникова ; редкол.: Г. А. Копнина [и др.]. - Красноярск : Изд-во Сиб. федер. ун-та, 2014. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://catalog.sfu-kras.ru/cgi-bin/irbis64r_91/ cgiirbis_64.exe#page-title. - Загл. с экрана.

REFERENCES

1. Ivanov L.Yu., Skovorodnikov A.P., Shirya-evaE.N., et al., eds. Kultura russkoy rechi: entsiklopedicheskiy slovar-spravochnik [Culture of the Russian Speech: Reference Book]. Moscow, Flinta Publ., Nauka Publ., 2003. 840 p.

2. Skovorodnikov A.P. O gumanitarnoy sostavlyayushchey sovremennogo rossiyskogo innovatsionnogo universiteta (na primere Sibirskogo federalnogo universiteta): materialy k diskussii [On the Humanitarian Domain of Contemporary Innovative Higher Education in Russia (on the Example of Siberian Federal University): Materials for Discussion]. Krasnoyarsk, Izd-vo Sibirskogo federalnogo un-ta, 2010. 208 p.

3. Bernatskaya A.A., et al. Russkiy yazyk i kultura rechi (bazovye kompetentsii) [Russian Language and Speech Culture (Basic Competences)]. Krasnoyarsk, Izd-vo SFU, 2013. 510 p. Available at: http://catalog.sfu-kras.ru/cgi-bin/irbis64r_91/ cgiirbis_64.exe#page-title.

4. Skovorodnikov A.P. Alogizm kak ritoricheskiy priem [Alogism as a Rhetorical Device]. Russkaya rech, 2004, no. 1, pp. 39-45. Available at: http://

rus skayarech. ru/file s/issues/2 00 4/1/08-skovorodnikov.pdf.

5. Skovorodnikov A.P. Klassifikatsiya figur: ritoricheskaya traditsiya i/ili ritoricheskoe novatorstvo [Classification of Rhetorical Devices: Traditional vs. Innovative Approach]. Anisimov K.V, ed. Sovremennaya filologiya: aktualnye problemy, teorii i praktika: sbornik materialov II Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, g. Krasnoyarsk, 10-12 sent. 2007 g. [Contemporary Philology: Current Issues, Theories and Practice: Collection of Papers of the 2nd International Academic Conference, Krasnoyarsk, September 10-12, 2007]. Krasnoyarsk, Izd-vo SFU, 2007, pp. 30-37.

6. Skovorodnikov A.P. K stanovleniyu sistemy lingvoekologicheskoy terminologii [On the Development of Ecolinguistic Terminology]. Skovorodnikov A.P., ed. Rechevoe obshchenie [Speech Communication]. Krasnoyarsk, Izd-vo Krasnoyarskogo un-ta, 2000, iss. 3 (11), pp. 70-78.

7. Skovorodnikov A.P. K filosofskim osnovaniyam predmetnoy oblasti ekolingvistiki [To the Philosophical Bases of Ecolinguistics's Subject Domain]. Ekologiya yazyka i kommunikativnaya praktika, 2014, no 2, pp. 140161. Available at: http://ecoling.siu-kras.ru/wp-content/ uploads/2014/09/Skovorodnikov-A.P.pdf.

8. Skovorodnikov A.P. Lingvisticheskaya ekologiya: problemy stanovleniya [Development of Linguistic Ecology]. Teoreticheskie i prikladnye aspekty rechevogo obshcheniya [Theory and Practice of Speech Communication]. Krasnoyarsk, Achinsk, Izd-vo Krasnoyarskogo un-ta, 1996, iss. 1, pp. 5-9.

9. Skovorodnikov A.P. M.V. Lomonosov i sovremennaya teoriya ritoricheskikh priemov [M.V. Lomonosov and Contemporary Theory of Rhetoric Devices]. Mezhdunarodnaya konferentsiya "M. V. Lomonosov i razvitie russkoy ritoriki " (Moskva, 24 noyabrya 2004 g.) [International Conference "M.V. Lomonosov and the Development of Russian Rhetoric (Moscow, November 24, 2004)]. Moscow, Izd-vo MGU im. M.V Lomonosova, 2004, pp. 17-28.

10. Skovorodnikov A.P., Kopnina G.A. Model kulturno-rechevoy kompetentsii studenta vysshego uchebnogo zavedeniya [The Model of Linguocultural Competence of a Student of a Higher Education Institution]. Zhurnal Sibirskogo federalnogo universiteta. Gumanitarnye nauki, 2009, vol. 2, Supplement, pp. 5-18. Available at: http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/2311/1571/1/01_skovorodnikov.pdf.

11. Skovorodnikov A.P. Ob elitarnom (polnofunktsionalnom) tipe rechevoy kultury i kulture rechi [On Elite (Completely Functional) Type of Speech Culture and Culture of Speech]. Mir russkogo slova, 2008, no. 2, pp. 51-59.

12. Skovorodnikov A.P. O katakhreze i smezhnykh yavleniyakh [On the Catachresis and Allied Fenomena]. Aleksandrova I.B., Slavkin VV., eds. M.V Lomonosov i

sovremennye stilistika i ritorika [M.V. Lomonosov and Contemporary Stylistics and Rhetoric]. Moscow, Flinta Publ., Nauka Publ., 2008, pp. 245-258.

13. Skovorodnikov A.P. O predmete ekolingvistiki primenitelno k sostoyaniyu sovremennogo russkogo yazyka [On the Ecolinguistics as Applied to the State of Contemporary Russian Language]. Ekologiya yazyka i kommunikativnaya praktika, 2013, no. 1, pp. 194-222. Available at: http://ecoling.sfu-kras.ru/wp-content/ uploads/2014/01/Skovorodnikov.pdf.

14. Skovorodnikov A.P. O ritoricheskikh priemakh s operatorami "uvelichenie" i "umenshenie" [Rhetorical Devices with the Meaning of Increase and Decrease]. Mir russkogo slova, 2007, no. 3, pp. 40-46.

15. Skovorodnikov A.P. O sistemnykh osnovaniyakh klassifikatsii ritoricheskikh priemov [On Systematic Basics of Rhetorical Devices Classification]. Ritorika. Lingvistika [Rhetoric. Linguistics]. Smolensk, Izd-vo SGPU, 2005, iss. 6, pp. 163-181.

16. Skovorodnikov A.P. Ritoricheskie priemy v aspekte rechevoy sistemnosti [Rhetorical Devices: Speech Consistency Aspect]. Kotyrova M.P., ed. Stereotipnost i tvorchestvo v tekste [Stereotypes and Creativity in the Text]. Perm, Izd-vo Permskogo un-ta, 2005, iss. 9, pp. 216-227.

17. Skovorodnikov A.P. Ekspressivnye sintaksicheskie konstruktsii sovremennogo russkogo literaturnogo yazyka. Opyt sistemnogo issledovaniya [Expressive Syntactic Devices in Contemporary Russian Language. The Experience of Systematic Research]. Tomsk, Izd-vo Tomskogo un-ta, 1981. 256 p.

18. Skovorodnikov A.P. Yazykovoe nasilie v sovremennoy rossiyskoy presse [Language Violence in Contemporary Russian Press]. Skovorodnikov A.P., ed. Teoreticheskie i prikladnye aspekty rechevogo obshcheniya [Theory and Practice of Speech Communication]. Krasnoyarsk, Achinsk, Izd-vo Krasnoyarskogo un-ta, 1997, iss. 2, pp. 10-15. Available at: http://ecoling. sfu-kras.ru/wp-content/uploads/ 2013/12/1997. -%D0%92%D1%8B%D0%BF. -2.pdf.

19. Skovorodnikov A.P. Yazyk sovremennoy rossiyskoy pressy v aspekte kategorii ekspressivnosti [The Language of Contemporary Russian Press: the Aspect of Expressive Language]. Onipenko N.K., ed. Rusistika na poroge XXI veka: problemy i perspektivy: materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (Moskva, 8-10 iyunya 2002 g.) [Language Studies in Russia in the 21st Century: Problems and Perspectives: Collection of Papers of International Academic Conference (Moscow, June 8-10, 2002)]. Moscow, Izd-vo IRYA RAN, 2003, pp. 238-241.

20. Kozhina M.N., ed. Stilisticheskiy entsiklopedicheskiy slovar russkogo yazyka [The Russian Language Stylistic Dictionary]. Moscow, Flinta Publ., Nauka Publ., 2003. 696 p.

21. Skovorodnikov A.P., ed. Entsiklopedicheskiy slovar-spravochnik. Vyrazitelnye sredstva russkogo yazyka i rechevye oshibki i nedochety [Reference Book. Expressive Devices and Speech Errors in the Russian Language]. Moscow, Flinta Publ., Nauka Publ., 2005. 480 p.

22. Skovorodnikov A.P., ed. Effektivnoe rechevoe obshchenie (bazovye kompetentsii): slovar-spravochnik [Successful Speech Communication (Basic Competences): Reference Book]. Krasnoyarsk,

Izd-vo Sibirskogo federalnogo un-ta, 2012. 881 p. Available at: http://catalog.sfu-kras.ru/cgi-bin/ irbis64r_91/cgiirbis_64.exe#page-title.

23. Skovorodnikov A.P., ed. Effektivnoe rechevoe obshchenie (bazovye kompetentsii): slovar-spravochnik [Successful Speech Communication (Basic Competences): Reference Book]. Krasnoyarsk, Izd-vo Sibirskogo federalnogo un-ta, 2014. Available at: http://catalog.sfu-kras.ru/cgi-bin/irbis64r_91/ cgiirbis_64.exe#page-title.

LANGUAGE CONSISTENCY, ECOLOGY OF COMMUNICATION AND HUMANITARIAN CONSTITUENT OF EDUCATION: DEVOTED TO THE 85th ANNIVERSARY OF PROFESSOR A.P. SKOVORODNIKOV

Kopnina Galina Anatolyevna

Doctor of Philological Sciences,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Head of Department of Russian Language, Literature and Speech Communication,

Siberian Federal University

gkopnina@mail.ru

Prosp. Svobodnyy, 79/10, 660041 Krasnoyarsk, Russian Federation

Eremina Ekaterina Vladimirovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Linguistics and Intercultural Communication, Siberian Federal University katyaeremina@mail.ru

Prosp. Svobodnyy, 79/10, 660041 Krasnoyarsk, Russian Federation

Abstract. The present article gives a brief overview of the major scientific theories and ideas developed by Professor Alexander Skovorodnikov, such as the system of expressive syntactic constructions analyzed in the syntactic fields in speech in the Russian language; the system of rhetorical devices viewed as a deliberate and pragmatic deviation from the language norm; the idea of humanitarian constituent of the educational process in modern innovative Russian University. The concept of linguistic ecology as an interdisciplinary branch of contemporary linguistics (language ecology and speech ecology involved) and the theory of systematic approach to the development of the basic components of the linguocultural competence of undergraduate students are also covered in the article. Here it is confirmed that the concept of language system still remains to be prevailing and dominating in all the theories and ideas mentioned above, thus serving as the evidence and manifestation of the complete devotion of the outstanding scholar to linguistics. The conceptual findings of Alexander Skovorodnikov are published in different types of publications, such as the course book "Russian language and speech culture", encyclopedic reference books "Expressive means of the Russian language and speech errors" and "Effective speech communication (set of basic skills)" under Skovorodnikov's editorship.

The researcher's enthusiasm toward the academic search, his decades-long service for Russian philology, are the clear evidence that the scholarship is "the highest expression of love".

Key words: systematic approach, rhetorical device, linguoecology, language violence, cultural and speech competence, effective speech communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.