Научная статья на тему 'Совершенствование государственной политики и регулирование предпринимательской деятельности в строительном комплексе'

Совершенствование государственной политики и регулирование предпринимательской деятельности в строительном комплексе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
383
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ / ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ И СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРИОРИТЕТНОЕ РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / BASIC PRINCIPLES OF STATE POLICY IN THE CONSTRUCTION SECTOR / PECULIARITIES OF STATE POLICY IN TOWN-PLANNING SPHERE / BUILDING COMPLEX / PREVENTION OF HARM / SELF-REGULATION / PRIORITY DEVELOPMENT OF SELF-REGULATING ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мхитарян Юрий Иванович

Государственная политика в сфере предпринимательства занимает важное место в сфере регулирования гражданско-правовых, предпринимательских отношений. От ее успешности зависит эффективность и конкурентоспособность национальной экономики в глобальном мире, благоприятная бизнес среда для деятельности организаций с различной организационно-правовой формой. Обосновывается необходимость изменений в государственной политике и регулировании предпринимательской деятельности в строительном комплексе, совершенствование основных принципов градостроительной деятельности. Развитие строительного комплекса должно происходить на основе развития саморегулирования и повышения требований к обеспечению безопасности объектов капитального строительства, инженерной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF STATE POLICY AND REGULATION OF BUSINESS ACTIVITY IN A CONSTRUCTION COMPLEX

The state policy in the sphere of entrepreneurship occupies an important place in the sphere of regulating civil and business relations. On its success depends the efficiency and competitiveness of the national economy in the global world, a favorable business environment for the activities of organizations with different organizational and legal forms. The necessity of changes in the state policy and regulation of entrepreneurial activity in the construction complex, improvement of the basic principles of town planning activity is substantiated. The development of the building complex should occur on the basis of the development of self-regulation and raising the requirements for ensuring the safety of capital construction facilities, engineering infrastructure.

Текст научной работы на тему «Совершенствование государственной политики и регулирование предпринимательской деятельности в строительном комплексе»

author's view on the systematics of the means and tools of criminal activity as an element of the mechanism of committing crimes of an extremist nature is presented.

Key words: extremism, mechanism of crime, tools and means, criminal activity of extremist nature, mass riots.

Kuchin Oleg Stasievich, Doctor of Law. Science, Assoc. Prof. Department of Criminalistics of the Faculty of Law, kuchin-os@,rambler. ru, Russia, Moscow, Moscow State University M. V. Lomonosov

УДК 34

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ

Ю.И. Мхитарян

Государственная политика в сфере предпринимательства занимает важное место в сфере регулирования гражданско-правовых, предпринимательских отношений. От ее успешности зависит эффективность и конкурентоспособность национальной экономики в глобальном мире, благоприятная бизнес среда для деятельности организаций с различной организационно-правовой формой.

Обосновывается необходимость изменений в государственной политике и регулировании предпринимательской деятельности в строительном комплексе, совершенствование основных принципов градостроительной деятельности. Развитие строительного комплекса должно происходить на основе развития саморегулирования и повышения требований к обеспечению безопасности объектов капитального строительства, инженерной инфраструктуры.

Ключевые слова: основные принципы государственной политики в строительном комплексе, особенности государственной политики в градостроительной сфере, строительном комплексе, предупреждение причинения вреда, саморегулирование, приоритетное развитие саморегулируемых организаций.

Правовые вопросы совершенствования государственной политики исследовались в научных трудах М.Ю. Викторова, А.Н. Ларионова, А.Ю. Романова и др. [1 - 8], но в них не исследовались принципы государственной политики и государственного регулирования предпринимательской деятельности.

В 2010 году Министр регионального развития Российской Федерации Виктор Федорович Басаргин отмечал, что «переход строительной отрасли к саморегулированию - это свершившийся факт. Уже ощутили первые положительные результаты саморегулирования: отрасль избавилась от десятков тысяч фирм-однодневок, паразитировавших на несовершенстве

законодательства ... Институт СРО (саморегулируемых организаций) заработал в полном объеме, обеспечил адекватную обратную связь с отраслью. Сегодня в отрасли создана самая развитая система саморегулируемых организаций среди всех отраслей народного хозяйства. Для нас СРО стали платформой, на которой мы совместно отрабатываем внедрение новых нормативных и технических решений.» [12, с. 90].

Саморегулируемые организации в сферах инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта на объектах капитального строительства инженерной инфраструктуры занимают ведущее место среди саморегулируемых организаций с обязательным членством. По состоянию на 01.01.2016 г. на их долю приходилось 84% саморегулируемых организаций [13].

Но именно в строительной отрасли, вопреки поставленной стратегической задаче - обеспечить приоритетное развитие саморегулируемых организаций [14], с 2014г. усилилась беспрецедентная со стороны Минстроя России информационная кампания, направленная на снижение деловой репутации саморегулируемых организаций [15 - 17]. В чем причина таких двух взаимоисключающих оценок развития саморегулируемых организаций в строительном комплексе?

Законотворчество - очень сложный процесс, требующий высокой профессиональной подготовки, высокого интеллектуального уровня, самоотдачи, но даже при подготовке законопроектов командой высококлассных юристов не всегда можно избежать ошибок [18]. Но еще сложнее разрабатывать государственную политику и регулировать предпринимательскую деятельность.

Для современной науки права характерен поиск механизма, обеспечивающего проведение государственной политики и регулирование предпринимательской деятельности, обеспечивающего повышение конкурентоспособности экономики страны, ее отраслей, сегментов, организаций, создания лучших условий ведения бизнеса.

Государственная политика и государственное регулирование находят свое концентрированное отражение в основных принципах, которые вместе с правовыми категориями становятся фундаментом для системы норм права, регулирующих предпринимательскую деятельность.

Не всегда перечень основных принципов представляет эффективную систему, содействует успешной государственной политике. Отсутствие системы принципов снижает значимость государственной политики и государственной системы регулирования предпринимательских отношений, не способствует росту конкурентоспособности экономики. Экономические кризисы становятся более частым явлением, чем периоды подъема экономического развития.

Существующая градостроительная политика построена на двенадцати основных принципах, регулирующих такие важные отношения, как: территориальное планирование, градостроительное планирование,

архитектурно-строительное проектирование, строительство, капитальный ремонт, реконструкция объектов капитального строительства. Они влияют на общественные отношения и нормы права, регулирующие деятельность субъектов права - участников института саморегулирования. Основные принципы градостроительной политики Российской Федерации (ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации) [19], приведены в Таблице.

Таблица

Основные принципы градостроительной политики Российской Федерации

№ п/п Основные принципы

1. Обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования

2. Обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности

3. Обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения

4. Осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории

5. Участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия

6. Ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для жизнедеятельности человека

7. Осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов

8. Осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечение предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятие мер по противодействию террористическим актам

9. Осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности

10. Осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий

11. Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности

12. Возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме

Государственная политика и регулирование предпринимательской деятельности осуществляется с учетом того, что физические и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Гражданско-правовое регулирование воли участников гражданских правоотношений осуществляется, в частности, посредством реализации принципа добросовестности, как основного начала гражданско-правового регулирования (ст. 1 ГК РФ) [20]. Сам принцип введен в Гражданский кодекс Российской Федерации через двадцать лет после принятия Гражданского кодекса Российской Федерации.

Однако, как показывают исследования, гражданско-правовое регулирование, воля участников гражданских правоотношений должны регулироваться не только на основе принципа добросовестности. Регулирование гражданских правоотношений должно осуществляться на основе развития саморегулирования [1 - 10]. Саморегулирование должно стать одним из основных начал гражданского правового регулирования предпринимательской деятельности [9; 10]. Совершенствование государственной политики и регулирование предпринимательской деятельности должно осуществляться на основе принципа саморегулирования, как новой инновационной формы предпринимательских отношений. Принцип саморегулирования должен стать одним из основных принципов градостроительной политики Российской Федерации.

Особенность государственной политики и государственного регулирования предпринимательской деятельности в строительном комплексе заключается в том, что они должны осуществляться на основе ограничения воли участников гражданских правоотношений с целью непричинения вреда.

Саморегулируемые организации в строительном комплексе в качестве главной задачи имеют цель - предупреждение причинения вреда при выполнении работ в сферах инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта на объектах капитального строительства, инженерной инфраструктуры (ст.55.1 Градостроительного кодекса РФ), повышают ответственность участников рынка.

Но среди основных принципов (см. Таблицу) нет принципа предупреждения причинения вреда. Предупреждение причинения вреда жизни, здоровью и деятельности человека - основной приоритетный принцип в обеспечении безопасности объектов капитального строительства, инженерной инфраструктуры. В действующей системе основных принципов рассматривается только принцип возмещения причиненного вреда. Почему принцип предупреждения причинения вреда жизни, здоровью и деятельности человека, гражданина Российской Федерации должен занять место в системе основных принципов?

Во-первых, он позволяет реализовать основополагающий конституционный принцип, провозглашающий: - человек, его права и свободы -высшая ценность. В числе прав человека определяющее место занимает безопасность. Обеспечить ее можно только посредством реализации предупредительных мер. Во-вторых, обеспечение безопасности - важнейшая государственная задача. В-третьих, совершенно очевидно, что действие принципа возмещения вреда возникает в том случае, когда нарушается принцип предупреждения причинения вреда.

Причинение вреда - следствие, причина - нарушение принципа предупреждения причинения вреда. Отсюда вытекает приоритетность принципа предупреждения причинения вреда в системе основных принципов. При всей значимости принципа возмещения причинения вреда, принцип предупреждения вреда имеет не меньшее, а большее значение для обеспечения безопасности человека.

Важное место в системе принципов градостроительной деятельности должен занимать принцип системности и комплексности применения политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых мер по обеспечению безопасности, защите жизни и деятельности человека.

Приоритетное развитие саморегулируемых организаций позволяет реализовать важнейшую государственную задачу по обеспечению безопасности при выполнении работ на объектах капитального строительства многоотраслевого строительного комплекса. Саморегулируемые организации строительной отрасли - некоммерческие организации, выполняют государственную функцию по обеспечению безопасности на объектах капитального строительства за счет средств и ресурсов участников рынка. В связи с этим, в системе принципов градостроительной деятельности важно рассматривать приоритетное развитие саморегулируемых организаций.

Отсутствие в системе основных принципов градостроительной деятельности принципа приоритетного развития саморегулируемых организаций, принципа предупреждения причинения вреда, принципа системности и комплексности применения политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых мер привело к неправильной оценке и государственной политике регулирования деятельности саморегулируемых организаций со стороны Минстроя России.

Развитие основных принципов градостроительной политики позволит вывести на новый уровень совершенствование государственной политики и регулирование предпринимательской деятельности в строительном комплексе:

1. Развитие саморегулируемых организаций в строительном комплексе выполняет важную функцию в совершенствовании государственной политики, государственного регулирования предпринимательской деятельности.

2. Основные принципы становятся системой, когда их применение позволяет на практике обеспечить более высокий уровень регулирования предпринимательской деятельности, и содействует повышению конкурентоспособности экономики страны.

3. Действующая система принципов государственной политики и государственного регулирования предпринимательской деятельности имеет недостатки, не содействует комплексному регулированию предпринимательских отношений.

4. Основные принципы в строительном комплексе в большей мере становятся системой, когда в их числе рассматриваются:

• предупреждение причинения вреда жизни и деятельности человека, окружающей среде, имуществу юридических, физических лиц, объектам культурного наследия, охраняемым законом ценностям;

• приоритетное развитие саморегулируемых организаций;

• применение комплексности и системности политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых мер.

Список литературы

1. Викторов М.Ю., Ишин А.В., Комаров А.А. Саморегулирование в строительной отрасли: уч.-практ. пособ. для руководителей и специалистов саморегулируемых организаций. М., 2012.

2. Булдаков Д.О. К вопросу о саморегулировании в сфере строительства // Юрист. 2009. № 8. С. 50-56.

3. Бутаева Е.М. Совершенствование законодательства о саморегулировании - основной путь развития строительной отрасли // Современное право. 2011. № 11. С. 95-99.

4. Ершов О.Г. Саморегулируемые организации в строительстве: вопросы страхования ответственности участника по строительным подрядам // Правовые вопросы строительства. 2010. № 2. С. 7-12.

5. Замышляев Е.В. Имущественная ответственность саморегулируемых организаций в сфере строительства по обязательствам своих членов в случае причинения вреда третьим лицам // Правовые вопросы строительства. 2012. № 2. С. 16-22.

6. Иванов А.В. Саморегулирование строительной деятельности: развитие, вопросы, пути решения // Юрист. 2013. № 11. С. 18-22.

7. Романов Ю.А. Правовое положение саморегулируемых организаций в строительной сфере по законодательству Российской Федерации: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2012.

8. Саморегулирование в строительной сфере России // Российская архитектурно-строительная энциклопедия / Гл. ред. Е.В. Басин. Т. 14. М., 2011.

9. Мхитарян Ю.И. Градостроительная политика Российской Федерации: новые подходы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015.

№ 9. С. 102-108.

10. Мхитарян Ю.И. Системный подход к совершенствованию имущественной ответственности в строительной отрасли / Ю.И. Мхитарян // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 6. С. 86-88.

11. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О развитии малого и среднего предпринимательства» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 26.07.2017.

12. Басаргин В.Ф. Задача перед нами стоит амбициозная, но реализуемая // Вестник Российского союза строителей. 2010. № 4.

13. Доклад Минэкономразвития «О результатах ежегодного мониторинга деятельности в отраслях экономики и сегментах рынка» http://aloeplayer.ru/28118811.

14. Указ Президента РФ от 23.07.2003 № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 гг.» // Российская газета. 25.07.2003. № 148.

15. Интервью Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаила Меня газете «Ведомости» 20 ноября 2014 г. http://www.minstroyrf.ru/press/intervyu-ministra-stroimunalnogo-khaystva-rossiyskoy-federatsii-mikhila/

16. Интервью главы Минстроя России Михаила Меня газете «Коммерсантъ» 13 августа 2015 г. http://www.minstroyrf.ru/press/intervyu-glavy-minstroya-rossii-mikhaila-menya-gazete-kommersant/

17. Интервью главы Минстроя Михаила Меня: «Стройка — обычный бизнес без фантастической прибыли» («Forbes») 14 декабря 2015 г. http://www.minstroyrf.ru/press/glava-minstroya-mikhail-men-stroyka-obychnyy-biznes-bez-fantasticheskoy-pribyli-forbes-/

18. Кашанина Т.В. Юридическая техника: учебник. М., 2011.

19. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2017) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru -01.07.2017.

20. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 26.07.2017.

Мхитарян Юрий Иванович, д-р экон. наук, академик Международной академии информатизации, Председатель Общественного проекта ««За эффективную систему саморегулирования строительной отрасли», ректор, Россия, Москва, Международный институт качества бизнеса

IMPROVEMENT OF STATE POLICY AND REGULATION OF BUSINESS ACTIVITY IN A

CONSTRUCTION COMPLEX

Y.I. Mkhitaryan

The state policy in the sphere of entrepreneurship occupies an important place in the sphere of regulating civil and business relations. On its success depends the efficiency and competitiveness of the national economy in the global world, a favorable business environment for the activities of organizations with different organizational and legal forms.

The necessity of changes in the state policy and regulation of entrepreneurial activity in the construction complex, improvement of the basic principles of town planning activity is substantiated. The development of the building complex should occur on the basis of the development of self-regulation and raising the requirements for ensuring the safety of capital construction facilities, engineering infrastructure.

Key words: basic principles of state policy in the construction sector, peculiarities of state policy in town-planning sphere, building complex, prevention of harm, self-regulation, priority development of self-regulating organizations.

Mkhitaryan Yuriy Ivanovich, Doctor of Economics. Sci., Academician of the International Informatization Academy, Chairman of the Public Project «For an Effective Self-Regulation System in the Construction Industry», Rector, Russia, Moscow, International Institute for Business Quality

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.