Научная статья на тему 'Правовые аспекты развития саморегулирования строительного комплекса'

Правовые аспекты развития саморегулирования строительного комплекса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
417
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАЩИТА ЖИЗНИ / ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ РАБОТ / ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ / ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА САМО РЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / OBLIGATORY SELF-REGULATION / PROTECTION OF LIFE / LIST OF TYPES OF WORKS / ASSESSMENT OF A POSSIBILITY OF SAFE PERFORMANCE OF WORK / LEGAL MEANS OF SELF-REGULATORY ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мхитарян Юрий Иванович

Введение: в современном обществе совершенствуются методы государственного регулирования предпринимательских отношений. Все большее значение приобретает саморегулирование. Его применение в отраслях и сферах деятельности экономики имеет существенные отличия. Отсутствие разработанной теории, совокупности научно обоснованных взглядов и представлений о саморегулировании как направлении государственного регулирования в сферах экономической деятельности с повышен ным риском причинения вреда негативно сказывается на уровне государственной политики и нормах правового регулирования в этой области. Цель: рассмотреть сущностные правовые аспекты развития саморегулируемых организаций в строи тельном комплексе для регулирования предпринимательских отношений, решения важной государственной задачи по защите здоровья, жизни и деятельности человека, гражданина, окружающей среды при выполнении работ на объектах капитального строительства и инженерной инфраструктуры. Методологическая основа: общена учные, формально-логические методы познания (анализ, синтез, системный подход). Результаты: аргументирована авторская позиция относительно рассмотрения развития саморегулируемых организаций как стратегического ресурса регулирования предпринимательских отношений, обязательности членства в саморегулируемых организациях строительного комплекса, правовых средств, влияющих на возмож ность обеспечения безопасности, предупреждение вреда при выполнении работ на объектах капитального строительства, инженерной инфраструктуры. Вывод: эволюция норм права, регулирующих предпринимательские отношения, деятельность саморегулируемых организаций в строительном комплексе должна осуществлять ся с учетом государственной, социальной важности решаемых задач, особенности и самостоятельности предмета правового регулирования, системного подхода к правовым средствам для обеспечения безопасности работ на объектах капитального строительства, инженерной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мхитарян Юрий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF A BUILDING COMPLEX SELF-REGULATION

Background: the article touches upon certain legal aspects of self-regulation. Methods of the state regulation of the entrepreneurial relations are developing in modern society. Self-regulation is acquiring greater significance. Its application in different branches and spheres of economics activity has key distinction. The lack of the dedicated theory, complex of scientifically grounded views and ideas of self-regulation as the direction of state regulation in spheres of economic activity with the increased risk of harm infliction produces a negative effect upon the public policy level and norms of legal regulation in this area. Objective: the author supposes to consider essential legal aspects of development of the self-regulatory organizations in the building complex for regulation of the entrepreneurial relations in order to solve an important national objective of health, life and activity of a human being, a citizen, the environment protection when working on capital construction projects and engineering infrastructure. Methodology: in performing the research the following methods were used: general scientific, formal and logical methods of knowledge (analysis, synthesis, system approach). Results: the author’s position concerning consideration of the self-regulatory organizations development as the strategic resource of regulation of the entrepreneurial relations, binding membership in a self-regulatory organization of a building complex, legal instruments influencing safety provision, prevention of harm when working on capital construction projects, engineering infrastructure is reasoned. Conclusions: the author proves that the evolution of the rules of law governing the entrepreneurial relations, activity of self-regulatory organizations in a building complex has to be with due account of the state, social importance of solvable tasks, particularities and independence of a subject of legal regulation, system approach to legal means providing safety of works on capital building projects, engineering infrastructure. The binding membership in self-regulatory organizations, need of application by the self-regulatory organizations legal means in the form of the list of kinds of the activityinfluencing safety and assessment of a possibility of safe performance of work for ensuring protection of health, human life, a citizen, the environment is proved in article.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты развития саморегулирования строительного комплекса»

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

УДК 342.97

Ю.И. Мхитарян

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Введение: в современном обществе совершенствуются методы государственного регулирования предпринимательских отношений. Все большее значение приобретает саморегулирование. Его применение в отраслях и сферах деятельности экономики имеет существенные отличия. Отсутствие разработанной теории, совокупности научно обоснованных взглядов и представлений о саморегулировании как направлении государственного регулирования в сферах экономической деятельности с повышенным риском причинения вреда негативно сказывается на уровне государственной политики и нормах правового регулирования в этой области. Цель: рассмотреть сущностные правовые аспекты развития саморегулируемых организаций в строительном комплексе для регулирования предпринимательских отношений, решения важной государственной задачи по защите здоровья, жизни и деятельности человека, гражданина, окружающей среды при выполнении работ на объектах капитального строительства и инженерной инфраструктуры. Методологическая основа: общенаучные, формально-логические методы познания (анализ, синтез, системный подход). Результаты: аргументирована авторская позиция относительно рассмотрения развития саморегулируемых организаций как стратегического ресурса регулирования предпринимательских отношений, обязательности членства в саморегулируемых организациях строительного комплекса, правовых средств, влияющих на возможность обеспечения безопасности, предупреждение вреда при выполнении работ на объектах капитального строительства, инженерной инфраструктуры. Вывод: эволюция норм права, регулирующих предпринимательские отношения, деятельность саморегулируемых организаций в строительном комплексе должна осуществляться с учетом государственной, социальной важности решаемых задач, особенности и самостоятельности предмета правового регулирования, системного подхода к правовым средствам для обеспечения безопасности работ на объектах капитального строительства, инженерной инфраструктуры.

Ключевые слова: обязательное саморегулирование, защита жизни, перечень видов работ, оценка возможности безопасного выполнения работ, правовые средства саморегулируемых организаций.

© Мхитарян Юрий Иванович, 2017

Доктор экономических наук, ректор (Образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Международный институт качества бизнеса»), академик Международной академии информатизации; e-mail: mkhitaryan@interecoms.ru © Mkhitaryan Yury Ivanovich, 2017

Doctor of Sciences. Economics, Rector (The Private Educational establishment "The International Business Quality Institute") 157

Y.I. Mkhitaryan

LEGAL ASPECTS OF DEVELOPMENT

OF A BUILDING COMPLEX SELF-REGULATION

Background: the article touches upon certain legal aspects of self-regulation. Methods of the state regulation of the entrepreneurial relations are developing in modern society. Self-regulation is acquiring greater significance. Its application in different branches and spheres of economics activity has key distinction. The lack of the dedicated theory, complex of scientifically grounded views and ideas of self-regulation as the direction of state regulation in spheres of economic activity with the increased risk of harm infliction produces a negative effect upon the public policy level and norms of legal regulation in this area. Objective: the author supposes to consider essential legal aspects of development of the self-regulatory organizations in the building complex for regulation of the entrepreneurial relations in order to solve an important national objective of health, life and activity of a human being, a citizen, the environment protection when working on capital construction projects and engineering infrastructure. Methodology: in performing the research the following methods were used: general scientific, formal and logical methods of knowledge (analysis, synthesis, system approach). Results: the author's position concerning consideration of the self-regulatory organizations development as the strategic resource of regulation of the entrepreneurial relations, binding membership in a self-regulatory organization of a building complex, legal instruments influencing safety provision, prevention of harm when working on capital construction projects, engineering infrastructure is reasoned. Conclusions: the author proves that the evolution of the rules of law governing the entrepreneurial relations, activity of self-regulatory organizations in a building complex has to be with due account of the state, social importance of solvable tasks, particularities and independence of a subject of legal regulation, system approach to legal means providing safety of works on capital building projects, engineering infrastructure. The binding membership in self-regulatory organizations, need of application by the self-regulatory organizations legal means in the form of the list of kinds of the activityinfluencing safety and assessment of a possibility of safe performance of work for ensuring protection of health, human life, a citizen, the environment is proved in article.

Key-words: obligatory self-regulation, protection of life, list of types of works, assessment of a possibility of safe performance of work, legal means of self-regulatory organizations.

Введение

В современном обществе совершенствуются методы государственного регулирования предпринимательских отношений. Все большее значение приобретает саморегулирование. Его применение в отраслях и сферах деятельности экономики имеет существенные отличия. Отсутствие разработанной теории, совокупности научно обоснованных взглядов и представлений о саморегулировании как направлении государственного регулирования в сферах экономической деятельности с повышенным риском причинения вреда негативно сказывается на уровне государственной политики и нормах правового регулирования в этой области.

Актуальность тематики, рассматриваемой в статье, определена объективной необходимостью комплексного исследования саморегулирования в строительной отрасли как обязательной формы для участников работ на объектах капитального строительства, инженерной инфраструктуры, важностью защиты жизни и деятельности человека, гражданина, окружающей среды от возможного причинения им вреда, роли правовых средств в форме перечня видов работ, влияю-

щих на безопасность и оценку возможности их безопасного и качественного выполнения организациями [1; 2; 3; 4; 5].

Степень проработанности и изученности проблемы

Вопросы саморегулирования исследованы в научных трудах ряда ученых: С.В. Васильевой, С.С. Заикина, А.О. Лебедева, А.В. Чаплинского [6], Д.О. Грачева [7], А. Гурьева, М. Карагановой [8], М.А. Егоровой [9], Ю.Т. Лесковой [10], Г.А. Тосуняна [11] и др.

Правовые вопросы саморегулирования в строительной сфере нашли свое отражение в научных трудах Д.О. Булдакова [12], Е.М. Бутаевой [13], М.Ю. Викторова и А.Н. Ларионова [5], О.Г. Ершова [14], Е.В. Замышляева [15], А.В. Иванова [16], Ю.А. Романова [17] и др.

Однако до сих пор отсутствуют разработанная теория, совокупность научно обоснованных взглядов и представлений о саморегулировании как направлении государственного регулирования в сферах экономической деятельности с повышенным риском, что негативно сказывается на уровне государственной политики и нормах правового регулирования в этой области.

Предлагаемые методы и подходы

Саморегулируемые организации в строительном комплексе функционируют с 2008 г. На протяжении 9 лет возникает вопрос: должно ли саморегулирование носить обязательный характер для участников работ на объектах капитального строительства?1 Реформа 2016-2017 гг.2 исключила из правовых средств, возможных для применения саморегулируемыми организациями, перечень видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, выдачу свидетельств о допуске к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства.

Вместе с тем применение указанных правовых средств является ключевой проблемой, от решения которой зависит деловая репутация саморегулируемых организаций и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Формирование системы научных взглядов и представлений о саморегулируемых организациях, регулировании отношений, возникающих в этой сфере, крайне актуально, весьма значимо и своевременно для решения такой крупной научной проблемы, как защита жизни и деятельности человека, окружающей среды при выполнении работ на объектах капитального строительства, инженерной инфраструктуры.

Саморегулируемые организации в строительном комплексе регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере разработки и реализации предупреждения причинения вреда для обеспечения безопасности работы на объектах капитального строительства, инженерной инфраструктуры.

Ключевые проблемы развития саморегулирования стройкомплекса включают в себя исследование системы правовых норм, определяющих сущность, содержание и специфику саморегулирования строительного комплекса. Саморегулируемые организации в строительном комплексе — это некоммерческие

1 См.: Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 2776-р «О Концепции совершенствования механизмов саморегулирования» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 2, ч. II, ст. 458.

2 См.: Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 372-Ф3 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 27, ч. II, ст. 4305. 159

организации, их важно рассматривать как одно из условии саморегулирования, саморегуляции экономики, строительного комплекса.

В зарубежной литературе саморегулирование рассматривается как один из признаков некоммерческих организаций. Так, например, Л.М. Саламон и Х.К. Анхайер [18] в числе критериев отнесения организаций к некоммерческому сектору указывают саморегулирование. Ученые предполагают, что такая некоммерческая организация имеет достаточные ресурсы для самоорганизации, саморегуляции общественных отношений. Саморегулирование - неотъемлемое свойство организации деятельности некоммерческих организаций и гражданского общества.

Данные исследователи выделяют следующие пять критериев для отнесения организация к некоммерческому сектору: организационная структура; негосударственная организация; некоммерческий характер деятельности; саморегулируемость; добровольность объединения.

На наш взгляд, этот набор критериев должен быть дополнен социальной значимостью, полезностью производимой продукции для общества, человека. Шесть критериев: организационная структура; негосударственная организация; некоммерческий характер деятельности; саморегулируемость; добровольность объединения; социальная значимость предоставляемой услуги более полно характеризуют саморегулируемые организации в строительном комплексе.

Развитие саморегулируемых организаций — стратегический ресурс, влияющий на скорость изменения экономических, социальных, правовых, информационных процессов, повышение конкурентоспособности экономики при определенных условиях. Неприменение этого ресурса будет непрерывно снижать уровень конкурентоспособности экономики, т.к. в современных условиях существенное значение для развития гражданского общества имеет обеспечение защиты жизни и деятельности человека, окружающей среды, повышения конкурентоспособности в условиях рыночной экономики и социального государства.

Рыночная экономика сама по себе не создает эффективную конкурентную экономику социального государства. Рынок не способен противостоять монополизации экономики, противодействовать коррупции (он ее порождает), содействовать развитию малого и среднего бизнеса, не заинтересован в развитии социально полезных услуг и социального государства. Вместе с тем неотчуждаемым правом человека, гражданина является право на жизнь, возможность осуществлять деятельность, пользоваться социальными благами в условиях эффективной, конкурентоспособной экономики, так же как человек (юридическое, физическое лицо) имеет неотчуждаемое право на объединение для защиты своих интересов, регулирования общественных отношений.

Саморегулирование — неотчуждаемое право гражданина, человека, юридического лица на объединение для регулирования общественных отношений. Физические, юридические лица имеют неотчуждаемое право объединяться в саморегулируемые организации. Субъекты права, создавая саморегулируемые организации, объединяют юридические лица и (или) индивидуальных предпринимателей, выполняют важнейшую социальную функцию, решают задачи социального государства. В силу своего назначения они образуют одну из основ социального государства.

Предмет правового регулирования системы саморегулирования в строительном комплексе имеет свою специфику. Каждая отрасль права характеризуется особенностями правового регулирования общественных отношений.

Саморегулированию в строительном комплексе как правовой системе присущи все необходимые признаки (атрибуты) собственного предмета правового регулирования: правовой режим, источники права, особые принципы, методы и механизмы правового регулирования. Предмет правового регулирования в сфере саморегулирования в строительном комплексе — это отношения, возникающие при выполнении работ на объектах капитального строительства в сфере защиты жизни и деятельности человека, охраны окружающей среды, имущества юридических лиц. Они не получили должного развития в научной литературе и нормативно-правовых актах3. Эти отношения представляют собой совокупность общественных отношений:

по реализации прав граждан, юридических лиц и т.д. на защиту, обеспечение их безопасности;

связанных с разработкой мер по предупреждению причинения вреда, с возмещением вреда;

регулирующих деятельность в сфере саморегулируемых организаций и других субъектов права — участников рынка системы саморегулирования в строительном комплексе.

Саморегулируемые организации в строительном комплексе координируют деятельность своих членов - юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей для того, чтобы они разрабатывали и реализовывали меры по предупреждению причинения вреда.

Оказывая управленческие услуги по разработке членами саморегулируемых организаций предупредительных мер, саморегулируемые организации уменьшают риск возникновения причинения вреда при выполнении работ на объектах капитального строительства.

Формирование целей, правил деятельности по предупреждению причинения вреда, предоставление управленческих услуг, направленных на предупреждение причинения вреда, — все это не только снижает риск причинения вреда, но и позволяет выработать систему ценностей (добросовестность, ответственность, качественное выполнение работы и др.) и в конечном итоге выполнять задачи социального государства, нормы конституционного и гражданского права.

Саморегулируемые организации в строительном комплексе решают важные социальные, государственные задачи по обеспечению безопасности работ на объектах капитального строительства, реализуют меры по предупреждению причинения вреда жизни и деятельности человека и при этом вступают в противоречие с теми субъектами предпринимательской деятельности, цель которых — систематическое получение прибыли.

Меры, которые организация должна предпринять для снижения риска причинения вреда, связаны с увеличением ее производственных затрат и уменьшением прибыли. В связи с этим меры по снижению риска причинения вреда могут быть разработаны и реализованы только на обязательной основе. Установленные саморегулируемой организацией требования, обязательные для выполнения

3 См.: Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 1, ч. 1, ст. 16. 161

членами саморегулируемой организации, способствуют обеспечению безопасности объектов капитального строительства, защиты жизни и деятельности человека, окружающей среды.

Это условие определяет обязательность членства в саморегулируемых организациях стройкомплекса. Требования саморегулируемых организаций являются обязательными для их членов, и их реализация обеспечивает реализацию норм конституционного права по защите жизни и деятельности человека, окружающей среды4.

В силу важности реализации законодательно установленных требований, необходимости членства в саморегулируемой организации деятельность субъектов права по взаимодействию с саморегулируемыми организациями должна стимулироваться. Возможный способ создания таких стимулов: субъекты права, выполняющие работы на объектах капитального строительства, должны нести правовую и экономическую ответственность за выполнение работ, влияющих на безопасность, без членства в саморегулируемой организации.

Требования саморегулируемых организаций стройкомплекса обязательно должны быть направлены на предотвращение угроз безопасности, планирование, разработку организацией предупредительных, специальных экономических, информационных, правовых, организационных мер в целях защиты жизни и деятельности человека, реализации обеспечения безопасности, установления оптимальных и достаточных требований к специалистам, организации деятельности, контролю, ресурсам.

С 2010 г. возникают вопросы о перечне видов работ, влияющих на безопасность человека, гражданина при выполнении работ на объектах капитального строительства5! Реформа 2016-2017 гг.6 исключила необходимость выдачи свидетельств о допуске к работам, выполняемым на объектах капитального строительства, подтверждавшим правоспособность организации выполнять работы, безопасные для человека, окружающей среды. Перечень видов работ, влияющих на безопасность работ на объектах капитального строительства, перестал выполнять роль правового инструмента, позволяющего регулировать отношения в сфере защиты жизни и деятельности человека, окружающей среды.

Возникает вполне уместный вопрос: как определить, какие виды работ влияют на безопасность объектов капитального строительства, если данный перечень не рассматривать в качестве правового инструмента? Необходимость перечня видов работ, влияющих на безопасность, определяется основными принципами обеспечения национальной безопасности7 — комплексность, системность при приоритете предупредительных мер обеспечения безопасности. В этот перечень

° 4 См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря

§ 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дека-^ бря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 1 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398. ё 5 См.: Приказ Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов

работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (в ред. от 14 ноября 2011 г.) // Российская газета. 2010. 26 апр.

6 См.: Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 27, ч. II, ст. 4305.

7 См.: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»// Собр. законо-162 дательства Рос. Федерации. 2011. № 1, ст. 2.

должны войти любые виды работ независимо от их вида, из-за недостатков которых может быть нарушена безопасность.

Если выполнение строительных работ может привести к нарушению механической безопасности, значит данный вид работ должен быть включен в перечень видов работ, влияющих на безопасность. Если при производстве определенных работ возможно нарушение пожарной безопасности, то и их необходимо включить в упомянутый перечень.

Анализ полученных результатов

Виды строительных работ на объектах капитального строительства, влияющие на безопасность этих объектов (общестроительные работы, устройства инженерных систем и оборудования, их монтаж и демонтаж, пусконаладочные работы, работы по осуществлению строительного контроля и организации строительства) должны быть включены соответствующим органом государственного управления или саморегулируемой организацией в перечень видов работ стройкомплекса, влияющих на безопасность.

При всей очевидности такого подхода к реализации Закона от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» в условиях рыночной экономики предпринимаются постоянные попытки подменить применение специальных экономических мер терминами «административный барьер», «избыточное административное регулирование», «условия, необоснованно затрудняющие ведение предпринимательской деятельности». Между тем действия, направленные на применение специальных экономических мер обеспечения безопасности, предупреждения причинения вреда, никак не могут быть отнесены ни к административным барьерам, ни к избыточному административному регулированию, ни к условиям, е необоснованно затрудняющим ведение предпринимательской деятельности. и

Обратимся для наглядности к примерам и проанализируем отдельные а положения, предлагаемые участниками рынка. Так, некоторые участники о рынка предлагают исключить из перечня видов работ, влияющих на безопас- к ность объектов капитального строительства, работы в составе инженерно- о

с

гидрометеорологических изысканий и инженерно-технических изысканий, |

виды работ по подготовке проектной документации, технологических решений, в

проектов мероприятий по охране окружающей среды, обеспечению доступа мало- о

мобильных групп населения, проектов противодымной вентиляции, наружных р

сетей электроснабжения до 35 кВт и т.д. |

Исключить работы из перечня видов работ означает допустить к их выполне- к

нию некомпетентные организации. Как можно не учитывать то, что оказывает а

непосредственное влияние на безопасность объектов капитального строитель- |

ства?! Потеря контроля за безопасностью и качеством производства работ на и

начальной стадии инвестиционного цикла может привести к значительному №

увеличению числа случаев причинения вреда, катастроф. 11

Необходимость перечня видов работ, влияющих на безопасность объектов )

капитального строительства, как правового инструмента, определяется важ- 7 ностью реализации комплексного, системного подхода как основного принципа обеспечения национальной безопасности.

Выявление значимости, сущности содержания и специфики саморегулирования стройкомплекса позволяет создать эффективную нормативно-правовую базу и реализовать организационно-правовые основы защиты жизни и деятельности человека, окружающей среды, обеспечения национальной безопасности. 163

Рассмотрение правовых вопросов саморегулирования стройкомплекса является основополагающим для создания эффективной системы саморегулирования стройкомплекса, позволяет создать адекватную современным условиям совокупность научных взглядов и представлений о значимости исследованной проблемы.

Практическое значение полученных выводов состоит в реализации конкретных предложений для совершенствования законодательного обеспечения применения мер, направленных на предупреждение причинения вреда, и перечня видов работ, влияющих на защиту жизни и деятельности человека, окружающей среды как обязательного условия для всех организационно-правовых форм, субъектов права, выполняющих работы на объектах капитального строительства, инженерной инфраструктуры.

Основные выводы

1. Развитие саморегулируемых организаций в строительном комплексе обеспечивает реализацию важной государственной, социальной задачи по защите здоровья, жизни и деятельности человека, гражданина, окружающей среды при выполнении работ на объектах капитального строительства и инженерной инфраструктуры и должно осуществляться на основе обязательного членства.

2. Предмет правового регулирования в сфере саморегулирования в строительном комплексе — это отношения, возникающие при выполнении работ на объектах капитального строительства в сфере защиты жизни и деятельности человека, охраны окружающей среды, имущества юридических лиц.

3. Саморегулируемую организацию в строительном комплексе отличает от других субъектов права семь критериев: организационная структура; негосу-

й дарственная организация; некоммерческий характер деятельности; саморегу-

0

? лируемость; добровольность объединения; предоставление социально значимой

3 услуги; обязательность членства.

| 4. Защита жизни человека, окружающей среды при выполнении работ на

1 объектах капитального строительства, инженерной инфраструктуры возможна | при рассмотрении перечня видов работ, влияющих на здоровье человека, граж-! данина, окружающей среды в качестве обязательного условия для организации § деятельности саморегулируемых организаций.

| 5. Защита жизни человека, его деятельности, окружающей среды долж-

| на обеспечиваться неотъемлемым требованием обязательного членства всех

'I субъектов права — участников строительного комплекса в саморегулируемых

| организациях.

| 6. Оценка потенциальной возможности участника рынка безопасно выполнять работы относительно перечня работ, влияющих на безопасность, должна осуществляться саморегулируемой организацией.

ё 7. Субъекты права, выполняющие работы на объектах капитального строи-

§ тельства, влияющие на безопасность человека, окружающей среды, должны

| нести правовую, экономическую ответственность за выполнение этих работ без

| членства в саморегулируемой организации.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Мхитарян Ю.И. Глобализация и особенности управления национальной экономикой в современных условиях // Век качества. 2010. № 5. С. 12-14.

2. Мхитарян Ю.И. Национальная безопасность в условиях информационного 164 общества // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 8. С. 101-107.

3. Мхитарян Ю.И. Комплексный подход к обеспечению безопасности и качества в сфере ИКТ // Век качества. 2015. № 1. С. 10-14.

4. Мхитарян Ю.И. Национальная безопасность и приоритеты развития саморегулирования строительного комплекса // Век качества. 2012. № 3. С. 14-18.

5. Викторов М.Ю., Ишин А.В., Комаров А.А., Костецкий Н.Ф. и др. Саморегулирование в строительной отрасли: учебно-практическое пособие для руководителей и специалистов саморегулируемых организаций / под ред. М.Ю. Викторова, А.Н. Ларионова. М.: Национальное объединение строителей, 2012. 808 с.

6. Васильева С.В., Заикин С.С., Лебедев А.О., Чаплинский А.В. Саморегулирование как основание передачи публично-властных полномочий // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 14. Право. 2011. Вып. 3. С. 72-80.

7. Грачев Д.О. Саморегулируемые организации: проблемы определения правового статуса // Журнал российского права. 2004. № 1. С. 122-129.

8. Гурьев А., Караганова М. Закон сыроват, но он закон (круглый стол «Саморегулирование в России») // Саморегулирование & Бизнес. 2010. № 1(1). Март-апрель. С. 33-34.

9. Егорова М.А. Место саморегулирования в системе социальных норм // Конкурентное право. 2013. № 2. С. 19-25.

10. Лескова Ю.Т. Концептуальные и правовые основы саморегулирования предпринимательских отношений. М.: Статут, 2013. 384 с.

11. Тосунян Г.А. Банковское саморегулирование. М.: «СПЕЦ-АДРЕС», 2006. 304 с.

12. Булдаков Д.О. К вопросу о саморегулировании в сфере строительства // Юрист. 2009. № 8. С. 50-56. с

13. Бутаева Е.М. Совершенствование законодательства о саморегулирова- и нии — основной путь развития строительной отрасли // Современное право. а 2011. № 11. С. 95-99. 1

о

14. Ершов О.Г. Саморегулируемые организации в строительстве: вопросы К страхования ответственности участника по строительным подрядам // Правовые Ц вопросы строительства. 2010. № 2. С. 7-12. !

15. Замышляев Е.В. Имущественная ответственность саморегулируемых в

„ н

организаций в сфере строительства по обязательствам своих членов в случае о причинения вреда третьим лицам // Правовые вопросы строительства. 2012. р № 2. С. 16-22. 1

s

16. Иванов А.В. Саморегулирование строительной деятельности: развитие, К вопросы, пути решения // Юрист. 2013. № 11. С. 18-22. а

17. Романов Ю.А. Правовое положение саморегулируемых организаций в | строительной сфере по законодательству Российской Федерации: автореф. дис. ! ... канд. юрид. наук. М., 2012. 26 с. №

18. Salamon L.M., Anheier H.K. Social Origins of Civil Society: Explaining the 11 Nonprofit Sector Cross-Nationally // International Journal of Voluntary and Non- ^ profit Organizations. 1998. Vol. 9. № 3. 7

References

1. Mkhitaryan Y.I. Globalization and Peculiarities of the National Economy in Modern Conditions // Epoch of Quality. 2010. No. 5. P. 12-14.

2. Mkhitaryan Y.I. National Security in the Information Society // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2016. No. 8. P. 101-107. 165

3. Mkhitaryan Y.I. Integrated Approach to Security and Quality in the Field of ICT // Epoch of Quality. 2015. No. 1. P. 10-14.

4. Mkhitaryan Y.I. National Security and Development Priorities of Self-regulation Building and Construction Industry // Epoch of Quality. 2012. No. 3. P. 14-18.

5. Viktorov M. Ju, Ishin A. V., Komarov A. A., Kostecki N.F. etc. Self-regulation in the Construction Industry: Training manual for managers and specialists of self-regulatory organizations / edited by M. Yu. Viktorov, A. N. Larionova. M.: National Association of builders, 2012. 808 p.

6. Vasilieva S.V., Zaikin S.S., Lebedev A.O., Chaplinsky A.V. Self-regulation as a Basis for the Transfer of Public-authoritative Powers // Bulletin of St. Petersburg University. Ser. 14. Right. 2011. Vol. 3. P. 72-80.

7. Grachev D.O. Self-regulatory Organizations: Problem of Definition of the Legal Status // Journal of Russian law. 2004. No. 1. P. 122-129.

8. Guriev A., Karaganov M. The Law is Green, but it is the Law (round table «Self-regulation in Russia») // Self-regulation & Business. 2010. No. 1(1). March-April. P. 33-34.

9. Egorova M.A. Place of Self-regulation in the System of Social Norms // Competition law. 2013. No. 2. P. 19-25.

10. Leskova Y.T. Conceptual and Legal Framework of Self-regulation of Entrepreneurial Relations. M.: Statut, 2013. 384 p.

11. Tosunyan G.A. Banking Regulation. M.: Publishing house «SPETS-AD-DRESS», 2006. 304 p.

^ 12. Buldakov D.O. To the Question of Self-regulation in the Field of Construction

3 // Lawyer. 2009. No. 8. P. 50-56.

s 13. Butaeva E.M. Improvement of the Legislation on the self-regulation is the

^ Main Path of Development of the Construction Industry // Modern law. 2011. No. 11. f P. 95-99.

I 14. Ershov O.G. Self-regulatory Organization in Construction: Issues of Insurance

i of Responsibility of a Party in Construction Contracts // Legal Issues of Construc-! tion. 2010. No. 2. P. 7-12.

0

| 15 Zamyshlyaev E.V. Property Liability of Self-regulating Organizations in the

| Construction Sphere for the Obligations of Its Members in Case of Inflicting Harm

| to the Third Parties // Legal Issues of Construction. 2012. No. 2. P. 16-22.

1 16. Ivanov A.V. Self-regulating Construction Activities: Development, Issues, I Solutions / Lawyer. 2013. No. 11. P. 18-22.

| 17. Romanov Yu.A. Legal Status of Self-regulating Organizations in the Construc-

1 tion Industry According to the Legislation of the Russian Federation: Extended

° abstract of dis.... cand. of law. Sciences. M., 2012. 26 p.

§ 18. Salamon L.M., Anheier H.K. Social Origins of Civil Society: Explaining the

i Nonprofit Sector Cross-Nationally // International Journal of Voluntary and Non-

I profit Organizations. 1998. Vol. 9. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.