Научная статья на тему 'Национальная безопасность и ее обеспечение в строительной отрасли Российской Федерации'

Национальная безопасность и ее обеспечение в строительной отрасли Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
897
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВИДЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ / БЕЗОПАСНОСТЬ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ / GOVERNMENT / NATIONAL SECURITY / TYPES OF NATIONAL SECURITY / ECONOMIC COMPETITIVENESS / SECURITY OF CAPITAL CONSTRUCTION / SELF-REGULATION IN CONSTRUCTION INDUSTRY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мхитарян Юрий Иванович

В статье анализируются угрозы национальной безопасности и безопасности в строительной отрасли, рассматриваются условия их устранения. Автор показывает, что защита безопасности объектов капитального строительства может быть обеспечена на основе системы обязательных мер по предотвращению угроз безопасности и с системных позиций обосновывает обязательность саморегулирования как основного механизма государственного регулирования в строительной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL SECURITY AND ITS PROVIDING IN CONSTRUCTION INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes threats to national security and safety in the construction industry, the conditions of their elimination. The author shows that the safety of capital construction objects may be achieved through mandatory measures to prevent security threats; and systematically justifies the obligation of self-regulation as the main mechanism of state regulation in the construction industry.

Текст научной работы на тему «Национальная безопасность и ее обеспечение в строительной отрасли Российской Федерации»

Экспертиза

МХИТАРЯН Юрий Иванович — доктор экономических наук, академик Международной академии информатизации; ректор Международного института качества бизнеса (123423, Россия, г. Москва, ул. Народного Ополчения, 32; sro@srocom.ru), председатель общественного проекта «За эффективную систему саморегулирования строительной отрасли», помощник председателя Комитета Госдумы РФ по земельным отношениям и строительству, генеральный директор СРО Союз «СтройСвязьТелеком»

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье анализируются угрозы национальной безопасности и безопасности в строительной отрасли, рассматриваются условия их устранения. Автор показывает, что защита безопасности объектов капитального строительства может быть обеспечена на основе системы обязательных мер по предотвращению угроз безопасности, и с системных позиций обосновывает обязательность саморегулирования как основного механизма государственного регулирования в строительной отрасли. Ключевые слова: государство, национальная безопасность, виды национальной безопасности, конкурентоспособность экономики, безопасность капитального строительства, саморегулирование в строительной отрасли

Радикальные преобразования в постсоветской России привели к изменению концепции юриспруденции, ориентированной на человека, и системы правовых отношений между человеком и государством [Нерсесянц 2014]. Новые понятия, принципы стали формировать общество, экономику. Свое место в системе правовых категорий заняло основное понятие «национальная безопасность», определившее реальность движения Российской Федерации по пути обеспечения безопасности государства и граждан.

Исследователи стали подходить с различных позиций к изучению категории «национальная безопасность» в части совершенствования государственной политики, развития этноса и т.д. [Воронцов, Понеделков 2016; Пальцев 2016].

Следует отметить, что термин «национальная безопасность» ввел президент США Теодор Рузвельт в 1904 г. В нашей стране этот термин впервые применил президент РФ Б.Н. Ельцин в 1996 г. [Кучерявый 2013].

Национальная безопасность Российской Федерации — это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечивается реализация конституционных прав и свобод граждан, конституционный строй РФ.

Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства и его соотношения с личностью и гражданским обществом. Глава I Конституции РФ «Основы конституционного строя» указывает на обязанность государства служить человеку, устанавливать требования к организации государственной власти [Баглай 2011].

В системе обеспечения государственной и общественной безопасности в качестве главного направления рассматривается усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прав собственности, совершенствование правового регулирования, предупреждение преступности, коррупции.

В системе мер обеспечения экономического роста в качестве стратегических целей обеспечения национальной безопасности рассматриваются развитие экономики страны, обеспечение экономической безопасности. Главными стратегическими угрозами национальной безопасности называются низкая конкуренто-

способность, коррупция, недобросовестная конкуренция, низкая инновацион-ность и т.д.

Национальная безопасность должна быть обеспечена в каждой отрасли. В строительной отрасли она призвана консолидировать усилия федерального органа государственной власти и институтов гражданского общества по реализации стратегии национальной безопасности.

Безопасность зданий и сооружений обеспечивается Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений1. В ст. 5 определяется, что безопасность зданий и сооружений, а также связанные со зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации обеспечиваются посредством установления соответствующих обязательных к исполнению требований к безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений, качественных характеристик всего жизненного цикла здания или сооружения и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Стали широко известны многочисленные факты гибели людей в результате несоблюдения мер безопасности при строительстве2 и при выполнении строительных работ ненадлежащего качества3. Строительная отрасль остается самой травмоопасной: по данным Минтруда России, в 2015 г. каждый второй смертельный случай на производстве произошел в строительстве.

Участились случаи гибели людей от электрического тока. Так, например, проведенные расследования показали, что причиной электротравматизма на оборудовании ДЗО ПАО «Россети», ПАО «МОЭСК» стало неправильно смонтированное электрооборудование4.

При строительстве возникают факты нарушения экономической безопасности. Так, по строительству космодрома «Восточный» было возбуждено 36 уголовных дел5: при освоении бюджетных средств строительство было организовано без утвержденной проектно-сметной документации, подрядчиками становились организации без надлежащего уровня компетентности и квалифицированных кадров (подрядчиком строительных работ на космодроме «Восточный» являлась тихоокеанская мостостроительная компания ПАО ТМК).

По мнению отдельных экспертов, при строительстве дорог коррупция привела к тому, что каждый километр 4-полосной трассы в нашей стране обходится в

1 Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Доступ: https://rg.ru/2009/12/31/tehreg-zdaniya-dok.html (проверено 05.07.2016).

2 Минтруд: смертность на производстве в России достигла минимума. Доступ: http://ria.ru/ society/20160420/1415652771.html (проверено 05.07.2016); Смерть на «Зенит-Арене»: рабочий погиб на строительстве стадиона. Доступ: http://riafan.ru/487339-smert-na-zenit-arene-rabochij-pogib-na-stroitelstve-stadiona (проверено 05.07.2016); По факту гибели рабочих на стройке в Саратове возбуждено уголовное дело. Доступ: http://sarnovosti.ru/news.php?ID=39325 (проверено 05.07.2016).

3 В лифте ЖК «Алые паруса» погибла дочь известного телеведущего Кочергина. Доступ: http://www. mk.ru/incident/2016/01/14/v-lifte-zhk-alye-parusa-pogibla-doch-izvestnogo-televedushhego-kochergina. html (проверено 05.07.2016); В Междуреченске рухнул подъезд жилого дома. Доступ: http://www. ntv.ru/novosti/1632404/ (проверено 05.07.2016); На трассе Владивосток — Находка в районе поселка Новолитовск рухнул мост. Доступ: http://www.newsvl.ru/accidents/2016/02/23/144642/ (проверено 05.07.2016).

4 Участились случаи поражения детей током. Доступ: http://vilvolovo.ru/news54356 (проверено 05.07.2016).

5 Генпрокуратура РФ установила факты многомиллиардных хищений при строительстве космодрома «Восточный». Доступ: https://www.1tv.ru/news/2015/07/27/14634-genprokuratura_rf_ustanovila_fakty_ mnogomilliardnyh_hischeniy_pri_stroitelstve_kosmodroma_vostochnyy (проверено 05.07.2016).

2,5 раза дороже, чем в Европе, в 3 раза, чем в США и в 8 раз, чем в Китае1. На реальное строительство дорог направляется только треть ресурсов2.

Отсутствие доктрины (концепции) национальной безопасности в строительной отрасли само по себе создает угрозу национальной безопасности РФ.

Безопасность объектов капитального строительства — составная часть национальной безопасности РФ. Хотя данное понятие не получило полного отражения в действующих нормативных правовых актах, тем не менее безопасность объектов капитального строительства должна занять свое место в структуре видов безопасности.

Нельзя не согласиться с мнением о том, что вопросам эволюции видов безопасности должно быть посвящено больше исследований [Куковский 2011].

Почему возникают нарушения безопасности? Во-первых, не всегда выполняются действующие требования. Во-вторых, действующие нормативные правовые акты, регулирующие технологические, технические параметры через систему технического регулирования, не предъявляют обязательные требования к организации деятельности субъекта права, взаимодействию субъектов права и власти. Действующие нормативные правовые акты не в полной мере учитывают все угрозы национальной безопасности.

Невозможно реализовать государственную функцию по обеспечению безопасности жизни, здоровья человека, гражданина, окружающей среды и т.д. без обеспечения безопасности (в самом широком смысле этого слова) работ, проводимых на объектах капитального строительства, принимая во внимание все виды угроз национальной безопасности, а также без учета особенностей объектов строительства, систем инженерной инфраструктуры, без комплексного подхода к устранению всех видов угроз национальной безопасности и безопасности видов работ при создании объектов капитального строительства. Все эти задачи можно системно решать путем развития саморегулирования в строительной отрасли [Мхитарян 2012].

В соответствии со ст. 55.1 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) целью саморегулируемых организаций определены вопросы предупреждения причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства3. Однако анализ 174 обязательных к исполнению императивных норм права, определенных в ст. 55.2—55.23 ГрК РФ, показывает, что сегодня они не позволяют обеспечить создание на законодательном уровне организационного, правового механизма обеспечения безопасности работ на объектах капитального строительства.

Вместо комплексного системного управления обеспечением национальной безопасности, создания приоритета предупредительных мер на законодательном уровне принимаются решения об отмене перечня видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, а также свидетельств о

1 Сколько стоят автомобильные дороги в России. Доступ: http://rosavtodor.ru/activity/wor1d-ехрепепсе/1519.Мт1 (проверено 05.07.2016).

2 Почему в России плохие дороги? Доступ: https://rhinospike.com/script_requests/KingA1m/1389/ (проверено 05.07.2016).

3 Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 23.06.2016). Доступ: http://www. consu1tant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/ (проверено 05.07.2016 г.).

допуске организаций к конкретным работам в соответствии с квалификацией1. Саморегулируемые организации лишаются конкретных правовых инструментов, позволяющих не допускать на рынок некомпетентные, недобросовестные организации.

На основании сказанного выше можно сделать следующие выводы.

1. Совершенствование государственной политики в строительной отрасли должно быть направлено на формирование стратегии и определение стратегических целей национальной безопасности в этой сфере деятельности. Это позволит государству реализовать конституционную норму, реально выступить в качестве гаранта безопасности человека, его жизни, деятельности, разрабатывать и реали-зовывать меры предупреждения причинения вреда в строительстве. Важно разрабатывать систему предупредительных мер, которая должна улучшить условия жизни, деятельности человека, противодействовать коррупции, консолидировать усилия органов власти и институтов гражданского общества.

2. В условиях рыночной экономики усилилась тенденция коммерциализации деятельности, что привело к обострению проблем национальной безопасности в строительной отрасли. Строительная отрасль — самая травмоопасная в национальной экономике. Однако обеспечение национальной безопасности не фигурирует в числе приоритетных направлений Минстроя России. Строительную отрасль отличает низкая эффективность проектов, высокая коррупционность, слабое взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с институтами гражданского общества.

3. Безопасность объектов капитального строительства должна занять свое место в системе обеспечения национальной безопасности. Нарушения безопасности объектов капитального строительства возникают на предприятиях любой организационно-правовой формы. Установленные обязательные требования к безопасности зданий, сооружений на законодательном уровне содержат требования к техническим, технологическим аспектам безопасности, но не определяют обязательные требования к организационным факторам, влияющим на безопасность.

4. Защита безопасности объектов капитального строительства может быть обеспечена только на основе системы обязательных мер, учитывающих, помимо технических и технологических аспектов, и аспекты организационные, а также на основе создания эффективной системы саморегулирования в строительной отрасли.

5. Основное направление обеспечения безопасности в строительной отрасли — развитие обязательной системы саморегулирования. Саморегулирование представляет собой самостоятельную и инициативную деятельность участников рынка, осуществляемую под надзором органов государственного управления. Деятельность саморегулируемых организаций в строительной отрасли регулируется 174 установленными государством императивными нормами, обязательными к исполнению. Однако, хотя основная цель саморегулируемых организаций установлена на законодательном уровне, действующие нормы не обеспечивают приоритет предупредительных мер по предотвращению причинения вреда. Отсутствие системности установленных государством требований повлекло за собой демпинг требований к участникам рынка — членам саморегулируемых организаций. Это не только существенно снижает

1 Федеральный закон от 03.07.2016 № 372-Ф3 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации (в части совершенствования законодательства о саморегулируемых организациях в сфере строительства)». Доступ: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=138858 (проверено 05.07.2016).

потенциальные возможности системы регулирования рынка, но и отражается на ее репутации.

6. Основными организационными и правовыми инструментами, позволяющими саморегулируемым организациям регулировать деятельность участников рынка, являются свидетельства о допуске к работам на объектах капитального строительства и перечень видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства.

7. Подготовленный Минстроем России федеральный закон от № 372-ФЗ исключает возможность применения саморегулируемыми организациями таких организационно-правовых инструментов, как свидетельство о допуске к работам, перечень видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства. Реализация данного закона, на наш взгляд, приведет к снижению уровня национальной безопасности1.

8. Деятельность системы саморегулирования осуществляется под надзором Ростехнадзора и контролем Минстроя России, решения которого не всегда отвечают требованиям национальной безопасности. В условиях либерализации контрольно-надзорной деятельности контроль со стороны Минстроя России и Ростехнадзора за деятельностью обязательной системы саморегулирования, несомненно, избыточен. Вот почему государственный контроль за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций (ст. 55.23 ГрК РФ) должен быть исключен из ГрК РФ. Институт гражданского общества может быть партнером федерального органа исполнительной власти, но не подконтрольной, зависимой организацией. В то же время важно сохранить надзор за деятельностью саморегулируемых организаций и национальных объединений со стороны Ростехнадзора. Только при таких условиях можно будет приступить к обеспечению национальной безопасности в строительной отрасли.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-02-14108.

Список литературы

Баглай М.В. 2011. Конституционное право Российской Федерации: учебник. 9^ изд., изм. и доп. М.: Норма; Инфра-М. 384 с.

Воронцов С.А., Понеделков А.В. 2016. О совершенствовании государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности. — Власть. № 2. С. 126-132.

Куковский А.А. 2011. Национальная безопасность в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование: автореф. дис. ... к.ю.н. М. 22 с.

Кучерявый М. 2013. Угрозы национальной безопасности. — Ориентир. № 7. Доступ: http://orientir.mi1porta1.ru/ugrozy-natsiona1-noj-bezopasnosti-rossii/ (проверено 06.07.2016 г.).

Мхитарян Ю.И. 2012. Аспекты национальной безопасности и приоритеты развития саморегулирования строительного комплекса. — Век качества. № 3. С. 14-18.

Нерсесянц В.С. 2014. История политических и правовых учений. М.: Норма; Инфра-М. 352 с.

Пальцев А.И. 2016. Этнос и нация как категория национальной безопасности России. - Власть. № 5. С. 112-114.

1 Там же.

MKHITARYAN Yuriy Ivanovich, Dr.Sci.(Econ), Rector of International Institute for Business Quality (32 Narodnogo Opolchenija St, Moscow, Russia, 123423; sro@srocom.ru)

NATIONAL SECURITY AND ITS PROVIDING IN CONSTRUCTION INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The article analyzes threats to national security and safety in the construction industry, the conditions of their elimination. The author shows that the safety of capital construction objects may be achieved through mandatory measures to prevent security threats; and systematically justifies the obligation of self-regulation as the main mechanism of state regulation in the construction industry.

Keywords: government, national security, types of national security, economic competitiveness, security of capital construction, self-regulation in construction industry

МИХАЛЬЧЕНКОВА Наталья Алексеевна — кандидат экономических наук, доцент; и.о. ректора Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина (167001, Россия, Республика Коми, г. Сыктывкар, Октябрьский пр-кт, 55; mehedova@yandex.ru)

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Интернационализация высшего образования в настоящее время рассматривается в качестве ключевого фактора, обеспечивающего развитие высших учебных заведений, что, в свою очередь, должно способствовать становлению личности и прогрессу общества. В статье анализируются возможности и вызовы, связанные с данной концепцией. Особое внимание уделено практической реализации принципа интернационализации в различных системах высшего образования, главным образом европейского, формулируются необходимые для этого требования. Автор делает вывод о неравномерности данного процесса и необходимости обеспечения стратегического видения интернационализации высшего образования со стороны национального государства.

Ключевые слова: высшее образование, университеты, интернационализация, академическая мобильность, национальная политика, глобализация

Вызовами нового столетия для систем образования всех стран мира являются задачи, решение которых становится в последние десятилетия главным направлением их стратегического развития. Глобальные изменения, происходящие в самых разных сферах деятельности, требуют от систем образования в целом и ведущих университетов как их ядра выработки стратегий, способных выстроить вектор движения образовательного учреждения в долгосрочной перспективе.

Академическая мобильность, т.е. право и реальная возможность студентов получать образование в разных точках мирового образовательного пространства в соответствии с их собственными интересами и потребностями в образовании, а также в зависимости от возможностей получения образования на родине и от потребности экономики и социальной сферы их стран в кадрах определенного профиля, всегда существовавшая, но особенно активно внедрявшаяся в по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.