Научная статья на тему 'Совершенствование административно-правовой базы противодействия распространению контрафактной и фальсифицированной продукции в Российской Федерации'

Совершенствование административно-правовой базы противодействия распространению контрафактной и фальсифицированной продукции в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
955
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / КОНТРАФАКТНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ФАЛЬСИФИЦИРОВАННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ECONOMIC SECURITY / FOOD MARKET / COUNTERFEIT PRODUCTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Катаева О.В., Волков П.А.

В статье рассматривается проблема совершенствования административно-правого регулирования противодействию распространения контрафактной и фальсифицированной продукции в Российской Федерации, анализируются факторы, оказавшие влияние на эффективность этой деятельности. Делается вывод о необходимости дальнейшего совершенствования отечественного законодательства в сфере противодействия распространению контрафактной и фальсифицированной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problems of the administrative and legal improvement of the regulation of counteraction to distribution of counterfeit products in the Russian Federation, as well as analysis of the factors, which influence on the efficiency of this activity. The conclusion about the necessity of further improvement of national legislation in the sphere of combating the spread of counterfeit products.

Текст научной работы на тему «Совершенствование административно-правовой базы противодействия распространению контрафактной и фальсифицированной продукции в Российской Федерации»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

УДК 342.9(470+571):346.543.2

О. В. Катаева, П. А. Волков

Совершенствование административно-правовой базы противодействия распространению контрафактной и фальсифицированной продукции в Российской Федерации

В статье рассматривается проблема совершенствования административно-правого регулирования противодействию распространения контрафактной и фальсифицированной продукции в Российской Федерации, анализируются факторы, оказавшие влияние на эффективность этой деятельности. Делается вывод о необходимости дальнейшего совершенствования отечественного законодательства в сфере противодействия распространению контрафактной и фальсифицированной продукции.

The article is devoted to the problems of the administrative and legal improvement of the regulation of counteraction to distribution of counterfeit products in the Russian Federation, as well as analysis of the factors, which influence on the efficiency of this activity. The conclusion about the necessity of further improvement of national legislation in the sphere of combating the spread of counterfeit products.

Ключевые слова: экономическая безопасность, продовольственный рынок, контрафактная продукция, фальсифицированная продукция.

Key words: economic security, food market, counterfeit products, counterfeit products.

Одним из наиболее актуальных направлений обеспечения экономической безопасности государства является борьба с распространением контрафактной и фальсифицированной продукции. Производители контрафактной продукции сегодня начинают использовать все более изощренные методы сокрытия признаков подделки: улучшается качество упаковки поддельных товаров, в контрафактном производстве используются передовые технологии.

Основными причинами появления контрафактной продукции выступают несовершенство законодательной и нормативно-технической базы, «размытый» механизм государственного регулирования потребительского рынка,

© Катаева О. В., Волков П. А., 2017

неэффективность правоприменительной системы в части выявления и изъятия контрафакта, безнаказанность должностных лиц, в том числе непосредственно отвечающих за функционирование товарного рынка и допускающих наличие на нем значительного количества контрафактной продукции, коррупция, привлекательность контрафактной продукции для значительного числа потребителей из-за более низкой стоимости.

Распространением контрафактной продукции наносится ущерб экономике страны в виде непоступления налоговых и иных платежей в бюджеты государства и государственные внебюджетные фонды; ущерб престижу страны; разрушается инвестиционный климат; причиняется ущерб владельцам авторских прав на продукцию и прав на товарные знаки, а также ущерб здоровью потребителей контрафактной продукции [1].

Масштабы проблемы очевидны, что послужило предпосылкой для выработки государственной политики по усилению мер, направленных на вытеснение из оборота контрафактной и фальсифицированной продукции. Указом Президента Российской Федерации № 31 от 23 января 2015 г. «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции» создана профильная госкомиссия, а в каждом субъекте Российской Федерации организованы местные комиссии.

Комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в субъекте Российской Федерации является органом, осуществляющим координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию незаконному ввозу, производству и обороту промышленной продукции, в том числе контрафактной, а также мониторинг и оценку ситуации в этой сфере на территории субъекта Российской Федерации.

Юридическая ответственность за правонарушения в исследуемой сфере реализуется на основе норм законодательства об административных правонарушениях и норм уголовного законодательства Российской Федерации. Уголовно-правовую основу противодействия незаконному обороту промышленной продукции составляет, в частности ст. 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».

В качестве объекта преступления данной категории выступает здоровье населения, предметом преступления являются, в частности, товары, продукция, работы, услуги, не отвечающие требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей. «Товарами и продукцией, не отвечающими требова-

198

ниям безопасности, признаются товары ... использование которых сопряжено с причинением вреда здоровью человека, смерти или иных тяжких последствий» [2]. При этом официальными документами, удостоверяющими соответствие товаров требованиям безопасности, могут быть сертификат качества, санитарно-гигиенический сертификат, гарантийное обязательство изготовителя и др.

Неправомерная выдача официального документа, удостоверяющего соответствие товаров, работ и услуг требованиям безопасности, означает представление такого документа изготовителю товаров, производителю работ или услуг лицом, уполномоченным осуществлять контроль за соответствием требованиям безопасности товаров, работ и услуг в нарушение установленного законами и иными нормативными актами порядка. Выдача указанного официального документа может быть произведена сотрудниками государственных торговых инспекций, специальных лабораторий, осуществляющих контроль за качеством товаров, и других компетентных государственных учреждений. Использование официального документа, удостоверяющего соответствие товаров, работ и услуг требованиям безопасности, означает его употребление при заключении различного рода сделок: купли-продажи, обмена, поставки продукции и т. п.

Если лицо осуществляет незаконную предпринимательскую деятельность путем изготовления и реализации фальсифицированных товаров, например спиртсодержащих напитков, лекарств под видом подлинных, обманывая потребителей данной продукции относительно качества и иных характеристик товара, влияющих на его стоимость, содеянное образует состав мошенничества и дополнительной квалификации по ст. 171 УК РФ не требует. В тех случаях, когда указанные действия связаны с производством, хранением или перевозкой в целях сбыта либо сбытом фальсифицированных товаров, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 238 и 159 УК РФ.

В тех случаях, когда незаконная предпринимательская деятельность была связана с производством, хранением или перевозкой в целях сбыта либо сбытом товаров и продукции (не фальсифицированных), выполнением работ или оказанием услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 171 и 238 УК РФ.

Важную роль в нормативном закреплении обеспечения экономической безопасности играет законодательство об административных правонарушени-

199

ях, которое состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях [3].

Необходимо отметить, что в общей структуре противоправных деяний, совершаемых в сфере потребительского рынка, административные правонарушения в области предпринимательской деятельности саморегулируемых организаций занимают значительное место1. Они характеризуются масштабностью, причинением существенного вреда законным интересам личности, общества и государства. Деликтологическая ситуация в данной области остается сложной - растёт количество совершаемых административных правонарушений, углубляется тенденция пренебрежения к нормам права среди должностных и юридических лиц.

Вместе с тем посягательства в сфере потребительского рынка - едва ли не обыденное явление современной жизни. Общество уже успело перейти от жизни при административной экономике к рыночному укладу. Однако за период трансформации многие процессы на потребительском рынке проходили хаотично, вызывая повышенный интерес со стороны криминального элемента [4].

По мнению отечественных ученых, любой рынок имеет определенный процент контрафакта, фальсификата и некачественной продукции [5], однако сегодня распространение контрафактной и фальсифицированной продукции достигло такого уровня, что угрожает экономической безопасности не только России, но и стран ближнего зарубежья [6].

В этих условиях чрезвычайно повышается актуальность исследования нормативной правовой базы противодействия правонарушениям в области предпринимательской деятельности, основу которых составляет КоАП РФ.

За совершение правонарушений в области предпринимательской деятельности к административной ответственности привлекаются физические и юридические лица при условии совершения ими противоправного, виновного действия или бездействия, предусмотренного гл. 14 КоАП РФ. Административная ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности - сложное и многогранное правовое явление, обеспечивающее защиту широкого круга общественных отношений в данной области. Основными задачами этого важного института административной ответственности является защита личности, охрана прав и свобод граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений в регулируемой сфере.

1 Далее по тексту - правонарушения в области предпринимательской деятельности.

200

На сегодняшний день гл. 14 КоАП РФ содержит 73 состава правонарушений в области предпринимательской деятельности. Государство, с одной стороны, поощряя развитие предпринимательства, в то же время должно в интересах общества осуществлять и определенного рода контрольные и надзорные функции за ним, устанавливать определенные правила поведения на товарных рынках и, следовательно, ответственность (в том числе и административную) за нарушение этих правил. В этих целях нормами гл. 14 КоАП РФ и установлена административная ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за различные правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, ряд составов административных правонарушений имеют непосредственное отношение к борьбе с распространением контрафактной и фальсифицированной продукции.

В последнее время государством предпринят ряд серьезнейших мер по ужесточению административной ответственности за оборот контрафактной продукции:

- увеличены санкции за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации;

- ужесточена административная ответственность за незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг), а также за производство или продажу товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке или нанесению информации [7].

Таким образом, в современной России создана и постоянно совершенствуется административно-правовая база для эффективного противодействия распространению контрафактной и фальсифицированной продукции. Но все меры воздействия направлены на производителей и продавцов, вместе с тем сегодня все чаще высказывается мнение о необходимости установления юридической ответственности и в отношении потребителей контрафактного товара.

Представляется целесообразным введение административной ответственности для покупателей контрафактной продукции, поскольку человек, покупая тот или иной товар за цену, которая в разы ниже, чем она должна бы быть по своим потребительским качествам, осознает, что приобретает контрафактную продукцию. А пока будет спрос на контрафактную продукцию, неизбежно будет и предложение, и каждая покупка такой продукции -сознательное нанесение урона экономике нашей страны [8].

Высказанные авторами предложения не являются исчерпывающими, но вполне могут оказать положительное влияние на развитие цивилизованного

рынка, отвечающего требованиям, предъявляемым как со стороны производителей продукции, так и ее покупателей.

Список литературы

1. Погосян Т.Ю. Уголовно-правовые аспекты защиты потребителя от контрафактной и фальсифицированной продукции // Рос. юрид. журн. - 2012. - № 3.

2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: в 2 т. (постатейный) Т. 2. - 2-е изд. / под ред. А.В. Бриллиантова // Проспект. - 2015.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

4. Пискунов С.А. Преступления, совершаемые на потребительском рынке, как объект уголовно-правовой охраны // Рос. следователь. - 2008. - № 11. - С. 27.

5. Ревягин А.В., Панов С.Л. Оборот контрафактных автозапчастей: детерминанты и меры противодействия // Совр. право. - 2016. - № 4.

6. Сухаренко А.Н. Противодействие обороту контрафактной продукции на территории Таможенного союза // Юрид. мир. - 2013. - № 3.

7. Справочная информация: Правовой календарь на I квартал 2015 года // Кон-сультантПлюс: справ.-правовая система.

8. Рейзер И.И. Покупателя к ответу! // ЭЖ-Юрист. - 2016. - № 10.

УДК 342.9:346

И. Н. Озеров, О. В. Катаева

Нормативные правовые основы обеспечения экономической безопасности в современной России

В статье рассматриваются нормативные правовые основы обеспечения экономической безопасности в современной России, анализируются факторы, оказавшие на нее влияние. Делается вывод о необходимости дальнейшего совершенствования нормативного закрепления вопросов обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

The article is devoted to normative legal basis of economic security in modern Russia, as well as analysis of the factors, which influence on it. The conclusion about necessity of further improvement of regulatory consolidation issues of economic security of the Russian Federation.

Ключевые слова: экономическая безопасность, продовольственный рынок, финансово-экономический кризис.

Key words: economic security, food market, economic and financial crisis.

Современные условия развития экономики, вступление России в ВТО, ограничительные санкции со стороны некоторых стран усиливают актуальность и значимость обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, что определяет необходимость понимания ее сущности и значения.

В условиях, когда в мире внедряется практика односторонних санкций, качественно новое значение приобретает запуск «внутреннего» экономического сотрудничества [1]. Участие России во Всемирной торговой организации (ВТО), как полагает Г.М. Вельяминов, может иметь для страны действительно положительный эффект только при условии оздоровления и обеспечения конкурентоспособности ее национальной экономики [2].

В ходе начавшегося в 2009 г. мирового финансово-экономического кризиса обострился вопрос о роли государства в экономике в новых кризисных условиях [3]. Экономические проблемы актуализируют необходимость изучения и учета зарубежного опыта и новейших мировых тенденций, разра-

© Озеров И. Н., Катаева О. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.