Научная статья на тему 'Система субъектов противодействия обороту контрафактной и фальсифицированной продукции в России'

Система субъектов противодействия обороту контрафактной и фальсифицированной продукции в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1271
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / КОНТРАФАКТ / ОБОРОТ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННОЙ И КОНТРАФАКТНОЙ ПРОДУКЦИИ / БОРЬБА С КОНТРАФАКТОМ / СУБЪЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОНТРАФАКТУ / CONSUMER MARKET / PIRATED GOODS / TRAFFICKING IN PIRATED AND COUNTERFEITED PRODUCTS / COMBATING PIRACY / SUBJECTS OF COMBATING PIRACY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Панов Сергей Леонидович

Рассматриваются вопросы, связанные с организацией противодействия обороту контрафактных и фальсифицированных товаров на отечественном потребительском рынке, эффективность которого во многом зависит от уровня, регулярности, слаженности и системности взаимодействия государственных контролирующих, надзирающих структур и правоохранительных органов, а также общественных формирований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of Subjects of Counteracting Trafficking in Pirated and Counterfeited Products in Russia

The article considers issues related to the struggle against trafficking in pirated and counterfeited goods on the Russian consumer market. The effectiveness of this struggle depends on the level, consistency, coherency and systematic nature of the cooperation between the State governing, supervisory and law enforcement agencies, as well as public organizations.

Текст научной работы на тему «Система субъектов противодействия обороту контрафактной и фальсифицированной продукции в России»

УДК 343.9

система субъектов противодействия обороту контрафактной и фальсифицированной продукции в России

© с. Л. Панов *, 2009

Рассматриваются вопросы, связанные с организацией противодействия обороту контрафактных и фальсифицированных товаров на отечественном потребительском рынке, эффективность которого во многом зависит от уровня, регулярности, слаженности и системности взаимодействия государственных контролирующих, надзирающих структур и правоохранительных органов, а также общественных формирований.

Ключевые слова: потребительский рынок, контрафакт, оборот фальсифицированной и контрафактной продукции, борьба с контрафактом, субъекты противодействия контрафакту.

Производство и оборот контрафактных и фальсифицированных товаров грубо нарушают права потребителей и владельцев товарных знаков. Это явление порождает серьезные последствия для экономики государства, затрагивая интересы общества в целом. Решение проблемы контрафакта возможно только при наличии четкой законодательной базы и коллективных действий всех заинтересованных субъектов 1

В связи с этим противодействие обороту фальсифицированной и контрафактной продукции должно основываться на постоянном, комплексном и взаимовыгодном взаимодействии различных государственных органов, предпринимательских и общественных структур.

Систему субъектов противодействия правонарушениям и преступлениям, связанным с оборотом фальсифицированной и контрафактной продукции, условно можно разделить 2 на две основные группы:

1. Субъекты, функционирующие в системе государственной власти:

— субъекты, чья деятельность связана с контрольной, организационно-управленческой, экономической и правовой защитой порядка функционирования хозяйствующих субъектов, обеспечением законных прав как предпринимателей, так и потребителей;

— субъекты, функционирующие в системе правоохранительных органов, чья деятельность направлена на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, связанных с оборотом фальсифицированной и контрафактной продукции.

2. Субъекты, чья деятельность основана на инициативе общественных организаций и связа-

* Постоянный автор нашего журнала.

на в основном с профилактической функцией, например, с организацией просвещения потребителей, изучением общественного мнения, предупреждением обмана покупателей и защитой их прав и т. п. 3

Остановимся на характеристике субъектов воздействия, относящихся к первой группе, более подробно.

Одним из звеньев системы субъектов противодействия правонарушениям и преступлениям в сфере оборота товаров является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) 4, которое, будучи федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской и внешнеэкономической деятельности, таможенного дела, торговли; выдачу лицензий и других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров и т. д.

Значительную роль в противодействии правонарушениям и преступлениям в сфере оборота товаров исполняет Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС России) 5, реализующая функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства страны о налогах и сборах, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции (например, выдача квот на закупку и лицензий на производство, хранение и реализацию указанной продукции и пр.), а также осуществляющая государственную регистрацию юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. В целях обеспечения правопорядка ФНС

России проверяет деятельность юридических лиц по производству и обращению продукции.

Профилактическими функциями в сфере защиты прав потребителей от контрафактной, некачественной, поддельной продукции наделено Федеральное агентство по сельскому хозяйству, находящееся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации 6. Данное Министерство осуществляет регулирование рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия, пищевой и перерабатывающей промышленности, производства и оборота этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, спиртосодержащей, парфюмерно-косметической, алкогольной и табачной продукции и т. д.

Контроль за проведением государственной политики в сфере защиты прав потребителей от контрафактной и фальсифицированной продукции возложен на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — Роспотребнадзор РФ) 7.

Роспотребнадзор РФ выполняет следующие функции в сфере защиты прав покупателей и потребительского рынка:

— государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

— контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;

— аккредитацию испытательных лабораторий (центров), осуществляющих работы в области подтверждения соответствия качества и безопасности мучных и хлебобулочных изделий;

— направление изготовителям товаров предписаний о нарушении прав потребителей;

— лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельных видов деятельности.

Контроль за оборотом товаров на потребительском рынке, а также за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках осуществляет Федеральная антимонопольная служба 8. Кроме того, данная служба наделена полномочиями по предупреждению и пресечению фактов ненадлежащей рекламы, допущенных юридическими и физическими лицами.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 299 9 Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (далее — Роспатент РФ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции в области охраны объектов промышленной собственности (изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товар-

ные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров), правовой охраны программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем.

В настоящее время Роспатент РФ имеет в своей структуре Управление международного сотрудничества, Правовое управление с необходимыми функциональными подразделениями, Консультативный совет, а также Федеральный институт промышленной собственности и Палату по патентным спорам.

На сайте Роспатента (www.mpto.ru) в разделе «Информационные ресурсы» представлены в свободном доступе открытые реестры, содержащие сведения обо всех отечественных изобретениях и товарных знаках с указанием состояния их правовой охраны, включая сведения о зарегистрированных лицензионных соглашениях и переуступке прав. Представленные в этом разделе базы данных дают возможность всем заинтересованным лицам получить сведения, необходимые для предотвращения нарушений законных прав и интересов патентообладателей.

В 2004 г. при Роспатенте создан Консультативный совет — постоянно действующий совещательный орган, занимающийся выработкой предложений и рекомендаций, направленных на решение вопросов в сфере защиты интеллектуальной собственности, в том числе по пресечению выпуска контрафактной продукции. На сайтах Консультативного совета регулярно публикуются следующие материалы:

— материалы анализа и оценки ситуации в сфере производства и реализации объектов интеллектуальной собственности, нарушения прав правообладателей на объекты промышленной собственности, авторских и смежных прав за определенное время;

— информация о мероприятиях с участием представителей федеральных министерств и ведомств Российской Федерации, организаций, защищающих права авторов и производителей (в частности, Российской антипиратской организации), а также с участием ученых, юристов, специалистов в области защиты от правонарушений в сфере интеллектуальной собственности;

— отчеты о результатах деятельности соответствующих структур в сфере защиты интеллектуальной собственности, в том числе по пресечению выпуска контрафактной продукции.

В пределах своей компетенции Роспатент РФ взаимодействует по различным направлениям с федеральными органами исполнительной власти, правоохранительными структурами и общественными формированиями в сфере защиты прав и законных интересов обладателей прав на интеллектуальную собственность и государства в целом 10.

К основным формам взаимодействия следует отнести:

— оказание взаимопомощи при совершенствовании и разработке законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере охраны объектов интеллектуальной собственности и защиты потребительского рынка от поддельной и некачественной продукции;

— выработку и внесение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предприятия, учреждения и организации совместных предложений по противодействию распространению контрафактной, поддельной и некачественной продукции;

— проведение совместных аналитических исследований, семинаров, конференций и других мероприятий по проблемам, затрагивающим сферу интеллектуальной собственности и распространения подделок на потребительском рынке;

— обмен информацией о юридических и физических лицах, занимающихся распространением контрафактной, поддельной и некачественной продукции;

— обмен результатами научно-исследовательских работ, учебными и методическими пособиями;

— разработку и реализацию планов совместных мероприятий по пресечению изготовления и распространения контрафактной, поддельной и некачественной продукции;

— создание и ведение в министерствах информационных баз данных о фактах изготовления и распространения контрафактной, поддельной и некачественной продукции.

Силами Федерального института промышленной собственности Роспатент РФ организует научно-исследовательские проекты, направленные главным образом на совершенствование нормативно-правовой базы охраны объектов промышленной собственности и отдельных объектов авторского права и смежных прав.

В число субъектов предупреждения преступлений на потребительском рынке входит также Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии 11, которое в пределах своей компетенции: осуществляет контроль за соблюдением требований к безопасности товаров (работ и услуг); направляет предписания об устранении нарушений требований к безопасности товаров, прекращении продажи товаров с истекшими сроками годности, а также требования о приостановлении продажи товаров при отсутствии достоверной и достаточной информации об их происхождении.

Органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей комитета Российской Федерации по торговле 12 осуществляют контроль за соответствием госу-

дарственным стандартам качества, упаковки, маркировки, информации о продукции, реализуемой в торговле, качества услуг, оказываемых в сфере торговли и сфере общественного питания, а также за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, правил оказания услуг в сфере общественного питания.

Кроме того, совместно с Федеральной службой России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию и их территориальными органами 13 при обнаружении фактов продажи алкогольной и табачной продукции без марок акцизного и специального сбора в пределах своей компетенции данные органы выносят постановления о наложении штрафа на правонарушителей, а при необходимости совместно принимают решение об аннулировании или приостановлении лицензии на право производства, хранения и оптовой реализации этилового спирта, алкогольной продукции и виноматериалов.

Важная роль в противодействии контрафактной и фальсифицированной продукции в сфере оборота лекарственных средств принадлежит Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (далее — Рос-здравнадзор РФ). На основании Постановления Правительства Российской Федерации № 323 14 Росздравнадзор РФ непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов страны, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями осуществляет следующие меры:

— осуществляет надзор за соблюдением государственных стандартов, технических условий на продукцию медицинского назначения;

— организует контроль за производством, изготовлением, качеством, эффективностью, безопасностью, оборотом и порядком использования лекарственных средств;

— организует контроль за производством, оборотом и порядком использования изделий медицинского назначения;

— выдает разрешения на ввоз лекарственных средств (в части лекарственных средств, применяемых в медицинских целях) на территорию страны в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

— осуществляет в установленном порядке проверку деятельности организаций здравоохранения, аптечных учреждений, организаций оптовой торговли лекарственными средствами;

— организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан по фактам реализации поддельных лекарственных средств, принимает по ним соответствующие решения.

Кроме того, в целях реализации полномочий в указанной сфере деятельности Росздравнадзор РФ имеет право:

— беспрепятственно получать доступ на любое предприятие-производитель лекарственных средств, изымать образцы производимых лекарственных средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

— снимать копии с документов, необходимых для проведения контроля производства и качества лекарственных средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

— запрещать производство лекарственных средств и продажу уже произведенных лекарственных средств;

— применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и(или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.

Помимо территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти на региональном уровне функционируют органы по противодействию обороту контрафактной продукции, создаваемые субъектами Российской Федерации, в число которых входят: Департамент потребительского рынка и услуг; лицензионная и регистрационная палаты; Управления (отделы) по контролю над отдельными видами продукции; территориальные органы Федеральной налоговой и антимонопольной служб, Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и др.

В изучаемую группу субъектов профилактической деятельности входят также органы местного самоуправления. На основании ст. 44 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» 15, в целях защиты прав покупателей на территории муниципального образования, органы местного самоуправления в лице сотрудников отделов защиты прав потребителей могут:

— рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

— обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

При рассмотрении жалоб потребителей в рамках полномочий, закрепленных ст. 44 данного Закона, органы местного самоуправления вправе, в целях объективного разбирательства по существу поставленных вопросов, осуществлять проверки фактов, изложенных в жалобах; при выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом террито-

риальные управления Роспотребнадзора и направлять полученные материалы в их адрес.

К системе правоохранительных субъектов противодействия обороту контрафактной и фальсифицированной продукции в настоящее время относятся: суд, прокуратура, Министерство юстиции, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел 16. Место и роль каждого из перечисленных субъектов правоохранительной деятельности определяются его компетенцией.

В соответствии с российским законодательством о судоустройстве 17, в плане профилактики преступлений и правонарушений, районные (городские) суды и мировые судьи принимают решения о наложении административного взыскания в виде конфискации у правонарушителей товаров, исключенных из гражданского оборота или представляющих угрозу для здоровья граждан, а также оборудования и сырья. Кроме того, на суды возложен судебный контроль по разрешению жалоб на действия органов исполнительной власти по правомерности изъятия и конфискации этой продукции.

Органы прокуратуры 18 осуществляют надзор за точным исполнением законов всеми государственными и коммерческими структурами, физическими и юридическими лицами; контроль за деятельностью других государственных органов, противодействующих обороту контрафактной и поддельной продукции на потребительском рынке; обеспечивают надзор за полнотой учета и разрешения всех сообщений о преступлениях и правонарушениях в сфере реализации продукции и перевозке отдельных видов товаров (например, алкогольных и табачных изделий).

Органы Федеральной таможенной службы Российской Федерации 19 осуществляют ряд мер по контролю за перемещением через границу товаров: таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности; фискальную функцию, связанную с взиманием таможенных платежей; таможенный контроль; правоохранительную деятельность, которая включает в себя дознание, оперативно-розыскную деятельность, обеспечение собственной безопасности, защиту государственных интересов в государственных органах.

Органы внутренних дел Российской Федерации занимают особое место в системе субъектов противодействия обороту контрафактной и фальсифицированной продукции на потребительском рынке страны 20.

На отделы (отделения) по организации борьбы с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства органов внутренних дел возложены следующие функции:

— пресечение реализации продуктов, опасных для жизни и здоровья (алкогольные и спирт-

ные суррогаты, фальсифицированные табачные изделия, лекарственные средства, медицинские и косметические препараты, минеральная и питьевая вода и т. п.);

— выявление причин и условий, способствующих незаконному обороту контрафактной и поддельной продукции на потребительском рынке страны;

— разработка и реализация планов по проведению комплекса профилактических и оперативнорозыскных мер по обеспечению подлинности и качества обращающейся на потребительском рынке продукции;

— внедрение в деятельность подразделений милиции общественной безопасности передовых форм и методов работы по выявлению фактов оборота контрафактной продукции на потребительском рынке;

— рассмотрение жалоб и заявлений граждан и должностных лиц, связанных с осуществлением деятельности подразделений милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка;

— разработка предложений по устранению недостатков, выявленных в работе подразделений органов внутренних дел по борьбе с правонарушениями на объектах потребительского рынка;

— обеспечение взаимодействия с подразделениями криминальной милиции, контролирующими и общественными организациями по осуществлению мер борьбы с оборотом контрафактных товаров 21.

К основным формам взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации относятся 22:

— оказание взаимопомощи при совершенствовании и разработке законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере охраны объектов интеллектуальной собственности и защиты потребительского рынка от поддельной и некачественной продукции;

— выработка и внесение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предприятия, учреждения и организации совместных предложений по противодействию распространения контрафактной, поддельной и некачественной продукции;

— проведение совместных аналитических исследований, семинаров, конференций и других мероприятий по проблемам, затрагивающим сферу интеллектуальной собственности и распространения подделок на потребительском рынке;

— обмен информацией о юридических и физических лицах, занимающихся распространением контрафактной, поддельной и некачественной продукции;

— обмен результатами научно-исследовательских работ, учебными и методическими пособиями;

— разработка и реализация планов совместных мероприятий по пресечению изготовления и распространения контрафактной, поддельной и некачественной продукции;

— создание и ведение в министерствах информационных баз данных о фактах изготовления и распространения контрафактной, поддельной и некачественной продукции.

Основными задачами взаимодействия органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора являются:

— создание единой системы защиты прав потребителей товаров, работ и услуг от противоправных посягательств;

— защита экономических интересов добросовестных российских и зарубежных предпринимателей;

— защита потребительского рынка от распространения продукции, представляющей опасность для жизни и здоровья граждан, не отвечающей требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации;

— создание системы мониторинга административных правонарушений в сфере потребительского рынка товаров, работ и услуг;

— формирование негативного общественного отношения к приобретению и распространению контрафактной продукции 23.

Взаимодействие органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора по противодействию обороту на потребительском рынке контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции осуществляется по таким направлениям, как:

— анализ результатов работы по предупреждению и пресечению административных правонарушений на потребительском рынке;

— обобщение и распространение передового опыта в сфере защиты прав потребителей, в том числе путем проведения совместных семинаров (конференций) и стажировок;

— организация и проведение конференций, совещаний с представителями производителей и потребителей товаров и услуг, общественных организаций;

— планирование и проведение мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение административных правонарушений, защиту прав потребителей;

— координация и проведение совместных исследований проблем, связанных с выявлением, предупреждением и пресечением административных правонарушений в сфере потребительского рынка;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— обобщение практики применения норм законодательства Российской Федерации об адми-

нистративных правонарушениях для определения единого подхода к их реализации;

— взаимодействие с региональными средствами массовой информации.

Для выполнения указанных мероприятий могут создаваться рабочие группы из числа сотрудников органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора РФ.

Систему субъектов второй группы образуют общественные структуры, социальные институты, чья деятельность связана с организацией просвещения потребителей, изучением общественного мнения, предупреждением обмана покупателей и иными видами профилактической работы, а также граждане-покупатели.

В соответствии со ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (союзы и ассоциации), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» 24. Общественные объединения потребителей (союзы и ассоциации) вправе:

— участвовать в разработке требований к безопасности товаров, а также стандартов, устанавливающих обязательные требования в этой области, проектов законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

— проводить независимую экспертизу качества и безопасности производимой и реализуемой продукции;

— проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей;

— вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о мерах по повышению качества продукции, снятию с производства, изъятию из оборота товаров, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и для окружающей среды;

— участвовать совместно с федеральными органами исполнительной власти в осуществлении контроля за применением регулируемых цен;

— информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

— распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей;

— вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных

в выпуске и реализации продукции, не соответствующей установленным требованиям к безопасности и качеству, а также в нарушении прав потребителей, установленных законами или иными правовыми актами России;

— обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты для признания недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей;

— обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

Характерным примером активного участия общественных организаций в противодействии контрафактной и фальсифицированной продукции является деятельность негосударственных формирований в сфере оборота фармацевтической продукции 25. Так, сегодня в стране противодействие в виде защиты интересов добросовестных производителей, дистрибьюторов, продавцов и покупателей лекарственных средств осуществляют более десятка общественных некоммерческих объединений и ассоциаций, в числе которых: Российская фармацевтическая лига (РФЛ); Ассоциация российских фармпроизводителей (АРФП); Ассоциация фармацевтических предприятий (АФП); Ассоциация международных фармацевтических производителей (А1РМ); Центр маркетинговых исследований «Фармэксперт» и др.

Таким образом, общественные объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца). Действенной мерой является разъяснительная и просветительская работа среди предпринимательских структур и граждан-потребителей, консультирование, оказание помощи в составлении искового заявления и сопровождении дел при судебной защите, широкое информирование населения через СМИ о правах потребителей.

Полагаем, что в осуществлении действенного противодействия обороту контрафактной и фальсифицированной продукции на потребительском рынке страны важны целенаправленные, эффективные и согласованные усилия государственных органов, организаций и служб, представителей бизнеса, всех общественных институтов.

1 См.: Близнец И., Иванова М., Замирович Е. Вопросы контрафакта // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2006. — № 1. — С. 27-35.

2 См.: Дворянкин О. Правоприменительная практика борьбы с распространением контрафактной продук-

ции // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2005. — № 5. — С. 54-57; Зорин Н. Практика пресечения незаконного использования товарных знаков // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. — 2004. — № 2. — С. 35-37.

3 См.: Алегин А. П. Координация противодействия правонарушениям и преступлениям в сфере потребительского рынка // Российский следователь. — 2007. — № 5.

4 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2004 г. № 443 «Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации» (ред. от 21.05.2007) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — № 36. — Ст. 3670.

5 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (ред. от 06.06.2007) // Там же. — № 40. — Ст. 3961.

6 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 г. № 164 «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» (ред. от 29.03.2007) // Там же. — 2006. — № 14. — Ст. 1543.

7 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (ред. от 14.12.2006) // Там же. — 2004. — № 28. — Ст. 2899.

8 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» (ред. от 08.02.2007) // Там же. — № 31. — Ст. 3259.

9 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. № 299 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» // Там же. — № 26. — Ст. 2668.

10 См.: Ашихин А. Взаимодействие Роспатента с регионами России // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. — 2002. — № 6. — С. 9-14.

11 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» (ред. от 05.09.2006) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — № 25. — Ст. 2575.

12 См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 22.06.2007) (Ст. 23.49) // Там же. — 2002. — № 1 (ч. 1).

13 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1996 г. № 949 «Об утверждении порядка взаимодействия органов, обеспечивающих контроль за производством и оборотом алкогольной и та-

бачной продукции и пресечение правонарушений в этой сфере» // Там же. — 1996. — № 34. — Ст. 4125.

14 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития» (ред. от 10.03.2007) // Там же. — 2004. — № 28. — Ст. 2900.

15 См.: Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от

25.11.2006) // Там же. — 1996. — № 3. — Ст. 140.

16 См.: Алегин А. П. Организация деятельности органов внутренних дел по борьбе с правонарушениями и преступлениями в сфере потребительского рынка: учебное пособие. — М., ВНИИ МВД России, 2006.

17 См.: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 05.04.2005) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — № 1. — Ст. 1.

18 См.: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 02.03.2007) // Там же. — 1995. — № 47. — Ст. 4472.

19 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе» // Там же. — 2006. — № 32. — Ст. 3569.

20 См.: Постановление Правительства Россий-

ской Федерации от 7 декабря 2000 г. № 926 «О подразделениях милиции общественной безопасности» (ред. от

29.05.2006) // Там же. — 2000. — № 50. — Ст. 4905; Старостин А. Задачи ГУБЭП МВД России в защите объектов интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. — 2002. — № 4. — С. 24-26.

21 См.: Чумаченко А. Е. Контрафакт как социальноправовое и криминальное явление: (Направления и средства его предупреждения органами внутренних дел) // Юридический мир. — 2007. — № 2. — С. 42-46.

22 См.: Приказ Минэкономразвития России и МВД России от 19 апреля 2003 г. № 132/261 «Об объявлении решения совместного заседания коллегий Минэкономразвития России и МВД России». — М.: Минэкономразвития России, 2003.

23 См.: Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 ноября 2006 г. № 879/746 «Об утверждении Регламента взаимодействия органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора при выявлении и пресечении административных правонарушений на потребительском рынке Российской Федерации». — М., 2006.

24 См.: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ред. от 02.02.2006) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 21. — Ст. 1930.

25 См.: Мазеин В. Т. Противодействие обращению фальсифицированных лекарственных средств // Право и экономика. — 2005. — № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.