Научная статья на тему 'Принципы программного обеспечения противодействия обороту контрафактной и фальсифицированной продукции'

Принципы программного обеспечения противодействия обороту контрафактной и фальсифицированной продукции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
124
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы программного обеспечения противодействия обороту контрафактной и фальсифицированной продукции»

Принципы программного обеспечения противодействия обороту контрафактной и фальсифицированной продукции

В настоящее время в России оборот фальсифицированной и контрафактной продукции составляет существенную часть теневого рынка, что является достаточно благодатной питательной средой для преступности, коррупции. Масштаб и объемы распространения поддельной продукции требуют комплексного подхода к решению данной проблемы.

Принятие эффективных мер правового, экономического, организационно-технического характера для защиты потребительского рынка требуют и условия вступления России во Всемирную торговую организацию (далее — ВТО). В рамках этой организации действует соглашение по тарифам и торгов-ле1, предусматривающее сотрудничество стран-участниц в борьбе с контрафактной продукцией.

Сегодня необходимы качественно новый уровень управления силами, задействованными в противодействии незаконному обороту контрафактной и фальсифицированной продукции; консолидация государственных органов и структур гражданского общества2; согласованность действий всех ветвей власти, взаимосвязь не только в рамках правоохранительной системы, но и на властно-управленческом уровне — как в субъектах Федерации, федеральных округах, так и в масштабе страны.

Государственная политика борьбы с производством и оборотом контрафактной и фальсифицированной продукции призвана обеспечить максимально возможное ограничение этого негативного явления, сведение его к такому уровню, при котором оно перестанет быть угрозой национальной безопасности (речь идет о таких товарах, как продукты питания, лекарственные препараты, игрушки, косметика, изделия бытовой химии и др.).

Одно из приоритетных направлений по реализации отечественной политики в сфере противодействия обороту контрафактной и фальсифицированной продукции — создание национальной (федеральной) и региональных программ по выработке реальных скоординированных мер, предпринимаемых органами государственной власти и управления, представителями бизнеса, общественных формирований, отдельных потребителей товаров и услуг3.

С. Л. Панов*

Именно государство должно выступить в роли основного гаранта соблюдения всеми участниками экономических отношений прав владельцев объектов интеллектуальной собственности, провозглашенных Конституцией РФ и закрепленных в различных нормативно-правовых актах.

К сожалению, в Российской Федерации сегодня отсутствует централизованная программа по защите товаров от подделок, а каждый производитель самостоятельно ищет средства борьбы с продукцией, изготовленной с нарушением прав интеллектуальной собственности.

Основной целью таких программ должны стать разработка и реализация комплекса мер социально-экономического, научно-методического, законодательного, организационного, правоприменительного, образовательного и иного характера, направленных на противодействие товарообороту контрафактной и фальсифицированной продукции.

Процесс разработки и реализации программ противодействия обороту контрафактной и фальсифицированной продукции предполагает первоочередное решение методологических вопросов4. К их числу следует отнести:

— анализ криминологической ситуации, связанной с оборотом контрафактной и фальсифицированной продукции;

— изучение факторов, оказывающих влияние на увеличение удельного веса контрафактной и фальсифицированной продукции в объемах товарооборота в стране;

— обоснование необходимости прибегнуть к программно-целевому способу решения проблемы (ее разработка вызвана объективными потребностями), так как оборот контрафактной и фальсифицированной продукции получил широкое распространение и требует комплексного подхода путем взаимодействия различных органов и структур;

— обеспечение развития ситуации в таком направлении, чтобы предпринимаемые меры по борьбе с контрафактом стали одним из важнейших инструментов решения государственных задач, напрямую связанных с обеспечением экономической безопасности страны;

* Постоянный автор нашего журнала.

— разработка механизма реализации программ, в том числе по определению совокупности взаимообусловленных и взаимосвязанных правовых средств и способов, используемых уполномоченными субъектами в целях повышения эффективности намеченных мероприятий.

В ходе подготовки программ борьбы с правонарушениями и преступлениями в целом или с определенными видами посягательств эксперты, ученые, практические работники сталкиваются с рядом проблем, в числе которых следует выделить5:

— отсутствие участия в разработке и последующей реализации программных мер тех или иных субъектов воздействия, напрямую заинтересованных в воплощении намеченных целей и задач;

— оторванность ряда запланированных мероприятий от явлений и процессов, происходящих во всей системе общественных отношений, экономике, законодательной практике и т. д.;

— слабая взаимосвязь намеченных в программах целей, задач и мероприятий;

— излишнее или необоснованное дублирование предусматриваемых мер;

— нечеткое разграничение функций, полномочий и ответственности между органами, занятыми в борьбе с различными видами преступных посягательств и произвольная передача полномочий, снижение ответственности за порученный участок работы;

— неурегулированность процессов взаимодействия субъектов профилактики, осуществляющих меры, носящие комплексный характер;

— наличие декларативности, затрудняющей осуществление должного контроля за исполнением;

— слабый контроль за реализацией программных мероприятий (например по срокам и качеству) со стороны соответствующих лиц (органов);

— неурегулированность процессов привлечения граждан, общественных объединений, частных охранно-сыскных структур и иных субъектов к борьбе с преступностью, а также создания необходимых условий в целях предоставления социальных гарантий участникам программных мер;

— недостаточная разработанность механизма финансирования, а также контроля за целевым и рациональным использованием выделенных средств;

— отсутствие юридической ответственности за нарушения в сфере исполнения программных мероприятий и др.

В связи с этим опыт выработки наиболее оптимальных форм и методов разработки комплексных и целевых программ в России должен формироваться по большей части эмпирическим путем, во время подготовки конкретных программ борьбы с преступностью.

При этом проведение единой государственной программной политики в сфере контроля над неза-

конным оборотом товаров и производством услуг должно основываться на ряде принципов. Перечислим их6.

Принцип справедливости и гуманизма не только заключается в обеспечении защиты закрепленных в Конституции прав человека и гражданина, его жизни, здоровья от преступных посягательств, но и распространяет свое действие на лиц, совершивших преступление или иное правонарушение.

Реализация данного принципа гарантирует, с одной стороны, товаропроизводителям, всем участникам производства и реализации продукции защиту их авторских, смежных и патентных прав на объекты интеллектуальной собственности, а с другой — обеспечивает права покупателей на приобретение товаров и получения услуг, отвечающих установленным стандартам и требованиям безопасности.

Принцип законности. Деятельность производителей товаров, а также лиц, осуществляющих соответствующий контроль над их действиями, должна полностью основываться и регулироваться правовыми нормами. Необходимы дальнейшая унификация и соблюдение законодательства для более эффективного применения правовых предписаний в сфере интеллектуальной собственности, а также использование в сфере защиты товарных знаков (наименований товаров) четких, прозрачных и предсказуемых процедур и мер.

Реализация принципа законности должна основываться на строгой ответственности соответствующих государственных органов, должностных лиц за бездействие, ненадлежащее или несвоевременное выполнение своих обязанностей, вытекающих из программных документов. При этом государство должно располагать эффективными средствами контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативных актов в деле борьбы с контрафактом.

Принцип законности предполагает также соответствие закону всех нормативных правовых актов, обеспечение их строгой иерархии на уровнях Федерации и ее субъектов. Правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов РФ, не могут противоречить Конституции РФ, Федеральным законам.

Принцип прав человека, верховенства закона. Все аспекты предупреждения преступности должны строиться на соблюдении принципа верховенства закона и прав человека, в данном случае, как производителей товаров, так и конкретных покупателей.

Принцип гармонизации законодательства заключается в том, что одним из важнейших элементов защиты прав интеллектуальной собственности должно стать приведение законодательства Российской Федерации по борьбе с контрафактом в соответствие с международными стандартами и требованиями.

В статье 15 Конституции РФ впервые закреплено положение, согласно которому «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Данное положение является одной из основ конституционного строя нашей страны.

Принцип научности включает создание системы регулярного мониторинга ситуации в сфере оборота товарной продукции в Российской Федерации, отдельных ее субъектах. Мониторинг должен осуществляться на нормативно-правовой основе, проводиться наиболее компетентными специалистами для выявления степени серьезности и опасности проблемы оборота контрафактной и фальсифицированной продукции и ореола распространения данного негативного явления.

Результаты анализа ситуации в сфере оборота поддельной, некачественной продукции должны рассматриваться как база для разработки, корректировки и реализации предупредительно-профилактических программ, планов и мероприятий.

Принцип сформированности реальных ясных целей и постановки задач. Между государством и бизнес-сообществом должны быть сформулированы понятные, экономически обоснованные, стабильные, взаимовыгодно выстроенные правила при производстве и реализации товаров и предоставлении услуг.

Принцип системности — это учет в предупредительно-профилактической работе всей совокупности организационно-управленческих, социальных, правовых, информационно-воспитательных, технических и иных факторов, связанных с оборотом отечественных и импортных товаров на территории страны.

Принцип планомерности, последовательности и преемственности, проводимых государственноведомственных мер, направлен на упорядочивание деятельности, связанной с производством и реализацией товаров.

Одним из ключевых положений государственной политики борьбы с экономической преступностью в нынешних условиях должен стать принцип интенсивности и наступательности. Уголовная политика переходного периода должна обрести наступательный характер и осуществляться с учетом остроты криминальной ситуации, в режиме более жесткого противостояния преступности, чем в странах со стабильной экономикой.

Принцип комплексности — участие в противодействии оборота контрафактной и фальсифицированной продукции не только государственных органов, но и самих предпринимателей, представителей общественных структур, граждан-покупателей,

средств массовой информации. Реализация указанного принципа позволит участникам программных действий более четко представлять свою роль и взаимодействие с другими исполнителями мероприятий для достижения поставленных целей.

Принцип прозрачности предпринимательской деятельности — формирование доступной и достоверной для товаропроизводителей, продавцов и потребителей информационной базы данных (локальная связь, сайт в международной информационной системе «Интернет») о состоянии потребительского рынка, фактах производства фальсифицированной и контрафактной продукции, а также о физических и юридических лицах, уличенных в ее распространении.

Принцип постоянного контроля со стороны органов власти и управления, контролирующих и надзирающих структур на всех уровнях за реализацией намеченных программных мероприятий в целях повышения эффективности предпринимательской деятельностью; за легальностью денежных средств, вкладываемых в производство; за государственной сертификацией и стандартизацией товаров на стадии производства, импорта, дистрибьюции и реализации на территории России; за недопущением людей с криминальными связями в сферу производства товаров и оказания услуг.

Принцип экономичности (социально-экономической обоснованности программы). Разработанные к реализации меры борьбы с контрафактом должны принести существенные изменения криминогенной обстановки в указанной сфере предпринимательства, а объемы финансирования должны быть в рамках намеченных целей и задач. К сожалению, нередко программы борьбы с преступностью, как федеральные, так и региональные, не выполняются из-за недостаточного их ресурсного обеспечения. Финансирование обычно не превышает 10-30% денежных средств, необходимых для их реализации. Это не только резко снижает эффективность намечаемых мер, но компрометирует такие программы в глазах работников правоохранительных органов и населения.

При реализации указанного принципа необходимо отказаться от рецидивов чрезмерной идеологизации предпринимаемых мер, антикриминально-го популизма, сиюминутных политико-конъюнктурных подходов. Упор должен делаться на реалистичность, максимально возможную ресурсную обеспеченность программ.

Принцип ответственности. Предприниматели, занимающиеся изготовлением и реализацией товаров и предоставлением услуг, должны руководствоваться не только требованиями рынка, но и морально-нравственными принципами (речь, прежде всего, идет об изготовлении пищевых продуктов, которые при их фальсификации могут быть опасны для здоровья и даже жизни покупателей).

Принцип взвешенности действий. При осуществлении кардинальных решений следует принимать во внимание, что материальный уровень некоторого числа граждан страны вынуждает их сознательно приобретать контрафактные и фальсифицированные товары.

Принцип гибкости действий. Государственная антиконтрафактная политика должна быть гибкой, отражать процессы, происходящие в экономике, политике, общественном сознании. Во избежание правового идеализма, отрыва политико-правовых решений от реальных условий жизни непременным правилом должна стать этапная и регулярная научная экспертиза проведенных мероприятий, принятых законопроектов для внесения в них соответствующих изменений и корректив.

Принцип открытости документа позволит пересматривать отдельные элементы (добавлять новые пункты) на базе следующих критериев:

— является ли программа по-прежнему релевантной, т. е. есть ли причины для ее изменения или прекращения;

— эффективно ли программа достигает поставленных целей и задач;

— не снижает ли программа функциональность государственной и общественной администрации;

— нет ли других, более эффективных и менее затратных средств достижения задач программы.

Принцип определения приоритетов, при котором успех программы будет зависеть от правильного выбора последовательности действий: необходимо будет начинать с наиболее сложных проблем, не решив которые нельзя браться за другие; обеспечение прозрачности деятельности субъектов реализации программных мер; создание более эффективных механизмов контроля, условий для правового воспитания и привлечение общественного внимания к проблеме оборота контрафактной и фальсифицированной продукции.

Принцип взаимозависимости. При анализе преступности в сфере потребительского рынка и разработке стратегий в национальном масштабе иногда следует учитывать связи между узкими проблемами в этой области и международной организованной преступностью (например увеличения удельного веса контрафактных и фальсифицированных товаров, поступающих по нелегальным каналам из Китая).

Принцип разумной достаточности — необходимость контроля над целесообразностью проведения дорогостоящих антиконтрафактных мероприятий, связанных с оборотом поддельных товаров, приводящих к малозначительным результатам. Это освободит значительные людские и материальные ресурсы, позволив перебросить их на выявление и пресечение производственных структур, занимающихся изготовлением поддельных товаров в больших объемах и на обширных территориях.

Принципы государственной политики борьбы с оборотом контрафактной продукции должны быть едины и обязательны для каждой из ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной. Следование им (принципам) сопровождается сочетанием гласных и негласных методов противодействия «теневой» экономике, конфиденциальностью сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с оборотом контрафактной и фальсифицированной продукции, а также о составе их участников.

В связи с приближением даты вступления России в ВТО актуальным становится вопрос реализации в полном объеме экономических принципов, установленных решением Экономического союза стран СНГ7. В своей деятельности договаривающиеся стороны в рамках Экономического союза руководствуются следующими международно-правовыми принципами:

— невмешательство в дела друг друга, уважение прав и свобод человека;

— мирное разрешение споров и неприменение любых видов экономического давления в отношениях друг с другом;

— ответственность за принятые обязательства;

— исключение любой дискриминации по национальному и иным признакам в отношении юридических и физических лиц;

— проведение взаимных консультаций в целях координации позиций и принятия мер в случае осуществления экономической агрессии со стороны одного государства или нескольких государств, не участвующих в Договоре, в отношении любой из договаривающихся сторон.

Реализация указанных принципов в предпринимательской деятельности может оказать позитивную роль в дальнейшем развитии цивилизованного товарооборота страны, в котором один из активных участников — покупатель — может рассчитывать на приобретение товаров и получение услуг соответствующего качества.

Программа борьбы с нарушениям прав интеллектуальной собственности должна стать актом долговременного действия, способствующим объединению усилий власти и здоровых сил общества на приоритетных направлениях противодействия этому социально негативному явлению и в конечном счете постепенному преодолению нынешней крайне острой криминальной ситуации в сфере реализации товаров и оказания услуг.

Совместные скоординированные действия различных министерств и ведомств позволят совершенствовать правоприменительную практику, гармонизировать действующее законодательство, защитить права потребителей, добросовестных товаропроизводителей и создать эффективное правовое поле для всех участников рынка объектов интеллектуальной собственности.

Кроме того, решение задач по противодействию производству и распространению контрафактной и фальсифицированной продукции позволит России не только сохранить и приумножить интеллектуальный потенциал, культурное наследие, международный авторитет, но и занять достойное место в цивилизованном мире.

1 См., напр.: Соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 г. (заключено в Мадриде) (в ред. от 2 октября 1979 г.) // Публикация ВОИС. — 1992.— № 260(И).

2 См.: Бойков А. Д. Государственная политика борьбы с преступностью и ее отражение в праве и правосудии // Россия на рубеже веков. — М., 2000. — С. 191-192.

3 См.: Основы государственной политики борьбы с преступностью в России. Теоретическая модель.— М., 1997.

4 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 (в ред. от 20 февраля 2006 г.) вместе с Порядком разработки и реализации Федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация // Собрание законодательства

Российской Федерации. — 1995. — № 28. — Ст. 2669; Эли-енс А. Принципы объектно-ориентированной разработки программ. — М., 2002.

5 См., напр.: Жарова Е. Ю. Пути повышения эффективности правовых программ // Адвокатская практика. — 2006. — № 3; Положение о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ (п. 32) (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. № 239 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2005. — № 17. — Ст. 1571); Данилов В. Действенность, результативность, адресность, комплексность, системность // Якутия. — 2004. — 29 янв.; и др.

6 См.: Журавлев М. П., Журавлева Е. М. О принципах государственной политики борьбы с преступностью // Журнал российского права. — 2003. — № 4. — С. 12-20; Цеханов О. В. Государственный финансовый контроль в системе рыночной реализации федеральных целевых программ: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. — М., 2001; Алексеев А. И. Принципы криминологической профилактики и ее социальная ценность // Алексеев А. И., Герасимов С. И., Сухарев А. Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. — М., 2001. — С. 114-142; и др.

7 См.: Договор стран СНГ от 24 сентября 1993 г. «О создании экономического союза» // Бюллетень международных договоров. — 1995. — № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.