Научная статья на тему 'Оборот контрафактных товаров бытовой химии: детерминанты и меры противодействия'

Оборот контрафактных товаров бытовой химии: детерминанты и меры противодействия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
631
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ОБОРОТ ТОВАРОВ БЫТОВОЙ ХИМИИ / ПРИЧИНЫ ОБОРОТА КОНТРАФАКТА / МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОНТРАФАКТНОЙ И ФАЛЬСИФИЦИРОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ / СONSUMER MARKET / THE TURNOVER OF HOUSEHOLD CHEMICALS / THE CAUSES OF TRAFFCKING IN COUNTERFEIT / MEASURES TO COUNTER COUNTERFEIT AND COUNTERFEIT PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойко О. А., Ревягин А. В., Панов С. Л.

В статье рассмотрены вопросы, связанные с наличием на отечественном потребительском рынке контрафактных и фальсифицированных товаров бытовой химии; изучены детерминанты оборота на отечественном ранке контрафактных товаров бытовой химии; предложены криминолого-виктимологические меры противодействия данному негативному явлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The turnover of counterfeit goods: determinants and countermeasures

The article deals with the issues related to the presence in the domestic consumer market of counterfeit and adulterated goods of household chemicals; studied the determinants of turnover in the domestic market of counter-factual goods of household chemicals; proposed criminological-victimological measures against this negative phenomenon.

Текст научной работы на тему «Оборот контрафактных товаров бытовой химии: детерминанты и меры противодействия»

Т Т ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ^_ПРОФИЛАКТИКА

Т УДК 34:343.72 С. 32—39

Бойко О. А., Ревягин А. В., Панов С. Л.

ОБОРОТ КОНТРАФАКТНЫХ ТОВАРОВ БЫТОВОЙ ХИМИИ: ДЕТЕРМИНАНТЫ И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

В статье рассмотрены вопросы, связанные с наличием на отечественном потребительском рынке контрафактных и фальсифицированных товаров бытовой химии; изучены детерминанты оборота на отечественном ранке контрафактных товаров бытовой химии; предложены криминолого-вик-тимологические меры противодействия данному негативному явлению.

Ключевые слова: потребительский рынок, оборот товаров бытовой химии, причины оборота контрафакта, меры противодействия контрафактной и фальсифицированной продукции.

Введение

В настоящее время продажа товаров бытовой химии остается выгодным бизнесом, так как потребление данной группы товаров независимо от ситуации в экономике остается на стабильном уровне [3]. С развитием новых технологий и увеличением ассортимента продукции — товары бытовой химии (далее — ТБХ) может позволить себе большинство отечественных потребителей, так как линейка предложений от производителей очень велика: начиная от товаров «эконом» класса и заканчивая более дорогой продукцией с экологически чистыми компонентами и органической составляющей. Росту объемов потребления указанной группы товаров способствует активная «рекламная поддержка» со стороны основных производителей ТБХ.

Более половины товаров бытовой химии — это средства для стирки: стиральный порошок, гель для стирки, кондиционер для белья и вспомогательные средства. Вторая по величине категория (около четверти рынка) — средства для ручного мытья посуды и посредством посудомоечных машин. Затем идут чистящие,

32

дезинфицирующие и отбеливающие средства. На четвертом месте — стеклоомыва-тель для автомобилей. Анализ показывает, что ежегодный рост рынка бытовой химии в последние пять лет не менее 8—10 %. Его объем сегодня на рынке России превысил 100 млрд рублей и постоянно увеличивается [10].

Описание исследования

Любой рынок имеет определенный процент контрафакта, фальсификата и некачественной продукции, — товары бытовой химии не являются исключением. Незаконный оборот ТБХ приводит к недополучению прибыли компаниями производителями оригинальной продукции, потерям государственного бюджета из-за неуплаты налогов, подрыву основ конкурентоспособности предпринимательства, формированию благоприятной среды для теневой экономики. К сожалению, непрозрачность российской экономики, отсутствие полномасштабных исследований затрудняют оценку истинных масштабов незаконного оборота товаров бытовой химии в стране.

Фальсификация товаров бытовой химии может быть: ассортиментной, качественной, количественной, информационной. Каждый вид фальсификации имеет свои характерные способы подделки подлинных товаров [1, с. 16—17].

Ассортиментная фальсификация проявляется в умышленном изменении наименований, назначения, типа, марки товара. Особенно часто встречается незаконное использование известных раскрученных марок продукции. Усугубляет ситуацию и то, что ряд товаров бытовой химии не подлежит обязательной сертификации соответствия.

Качественная фальсификация ТБХ особенно распространена. Основные её способы: разбавление, недовложение или отсутствие отдельных компонентов (например, в моющее средство «Тайд» добавляется измельчённый мел). Недобросовестные производители ТБХ фальсифицируют продукцию, используя менее качественное сырьё, нарушая технологию изготовления или вводя компоненты, имитирующие органолептические характеристики товаров.

Предприятия, выпускающие продукцию крупными сериями, как правило, осуществляют количественную фальсификацию путем фасовки продукции с отклонением от нормативной массы или заявленного объёма, но своим внешним видом создающую ложное представление о количестве товара.

При информационной фальсификации искажаются или указываются неточно следующие данные: наименование товара; страна происхождения; фирма-изготовитель; количество товара; принадлежность к определенной товарной партии, состав продукта, условия и сроки хранения. В последнее время очень распространенным видом фальсификации документов на поставляемую продукцию стала подделка товарно-сопроводительных бумаг и сертификатов соответствия продукции.

Среди фальсификаторов ТБХ встречаются копии, имитации и версии (аналоги). Наиболее распространённым способом подделки является копирование. Незаконный производитель представляет свой товар как подлинный,

выпуская его под тем же наименованием и в упаковке аналогичного дизайна. Фальсифицировать товар и в то же время избежать правовой ответственности позволяет имитация. Имитируется образ товара в целом, его фирменный стиль, но несколько изменяется его наименование. Версия (аналог), когда используется чужой имидж и об этом изготовитель информирует потребителя. Реализуются аналоги ТБХ значительно дешевле качественного «фирменного» товара.

Сотрудниками Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Главного управления МВД России в городе Москва задержаны 14 участников преступной группы, подозреваемых в изготовлении контрафактных и поддельных средств бытовой химии [12]. Злоумышленники подделывали стиральные порошки и моющие средства известных отечественных и зарубежных марок. Распространение продукции осуществлялось на территории Москвы и Московской области, Тульской, Тверской, Саратовской областей и республики Татарстан через оптовые и розничные торговые структуры, а также сайты Интернета. Доходы от нелегального бизнеса доходили до 50 млн рублей в месяц. Установлено, что данную продукцию из-за ее низкой цены охотно приобретали предприниматели, осуществляющие торговлю на «местных» оптовых рынках, а затем реализовывали ее как оригинальную. Деятельность производителей по изготовлению контрафактных, поддельных и фальсифицированных товаров бытовой химии квалифицируется по статьям 165 УК РФ — мошенничество и 180 УК РФ — незаконное использование средств индивидуализации товаров.

Продукция бытовой химии не должна оказывать раздражающего и аллергенного действия на организм человека при соблюдении режима их использования, обладать тератогенным, канцерогенным, эмбриотоксическим, мутагенным и другим отрицательным действием на организм человека. Однако следует подчеркнуть, что большинство ТБХ в той или иной степени представляют опасность для здоровья потребителя: чем выше эффект от моющего средства (эффективно

33

удаляет пятна, отбеливает лучше, чем другие), тем оно агрессивнее, содержит больше токсичных для человека химических веществ. Контрафактными и фальсифицированными ТБХ наносится вред здоровью и благополучию потребителей [7], так как в состав контрафактных, поддельных товаров бытовой химии входят в больших количествах не только фтор, хлор и прочие отравляющие вещества, но и средства промышленные — ядовитые химикаты, фенолы, жидкое стекло. Изготовители подделок используют их по причине того, что они гораздо дешевле сырья оригинального, относительно безопасного. Химические ожоги, отравления, увеличение риска раковых образований — вот далеко не полный перечень возможных последствий «экономии» таких производителей. В случае если поддельными товарами бытовой химии причинен вред здоровью покупателя, действия предпринимателей (продавцов) квалифицируются по ст. 238 УК РФ, предусматривающей ответственность за производство и сбыт продукции, не отвечающей требованиям безопасности.

К основным детерминантам оборота контрафактных и фальсифицированных товаров бытовой химии следует отнести [5, с. 54; 8; 14]:

1. В настоящее время ослаблен государственный контроль над качеством производимой продукции. Плановые проверки организаций, выпускающих ТБХ, Роспотребнадзором страны в настоящее время проводятся не чаще, чем раз в три года. При этом за год на сайте ведомства вывешивают планы этих проверок, и предприниматели знают, когда к ним придут контролеры: фактически осуществляется не проверка, а профанация контрольной деятельности.

2. Производством ТБХ в России разрешено заниматься любому лицу, желающему зарабатывать посредством указанного вида бизнеса. Особых документов для открытия подобного производства не требуется, поэтому и разрастается кустарное производство, базируясь, «где придется» [9].

3. Номенклатура показателей аутентичности (подлинности) товара и методы их оценки разработаны не для всех

товарных групп бытовой химии, а это затрудняет выявление фальсификаций. В нормативной документации (например, ГОСТ на однородные товарные группы) не прописаны состав и свойства отдельных наименований товаров бытовой химии, а образцы для сравнения (эталоны) чаще всего отсутствуют. Сегодня при производстве товаров бытовой химии применяются вещества, которых раньше просто не было или не использовались, поэтому ряд технических нормативных документов, регламентирующих оборот ТБХ, нуждаются в регулярном обновлении.

4. Необоснованная импортизация внутреннего рынка страны товарами бытовой химии, отсутствие необходимых инструментов для обеспечения равных конкурентных условий, высокая налоговая нагрузка, «толкает» отдельных производителей, нарушая технологию производства, выпускать на рынок фальсифицированную, некачественную продукцию.

5. Постоянное обновление линейки контрафактных и поддельных ТБХ связано с недостаточно организованной, последовательной и эффективной деятельности производителей ее по защите. Производители ТБХ в недостаточной степени уделяют внимание распространению через СМИ (сайты Интернета) информацию для потребителей об отличительных особенностях выпускаемых ТБХ, чем нередко пользуются фальсификаторы.

6. Сами производители ТБХ, включая известнейшие фирмы и компании, неохотно идут на сотрудничество с правоохранительными органами в деле выявления юридических лиц, занимающихся изготовлением и реализацией контрафактной и фальсифицированной продукции.

7. Отсутствие необходимого законодательного регулирования Интернет-торговли ТБХ — канала, через который сегодня оптом распространяется определенное количество поддельных товаров указанной группы.

8. Недостаточно скоординированная деятельность правоохранительных органов, контролирующих структур и общественных формирований (например, общество по защите прав потребителей) по выявлению фактов распространения

на потребительском рынке странны поддельных товаров бытовой химии.

9. Невысокая потребительская грамотность и покупательная способность большинства населения, которое в силу ограниченных финансовых возможностей отдает предпочтение, прежде всего, ценовой характеристике товара, а уж потом его качеству и торговой марке.

Кусловиям, способствующим обороту контрафактных и фальсифицированных ТБХ следует отнести: постоянный потребительский спрос на дешевую поддельную продукцию, а также широкое развитие сложноконтролируемой вне-магазинной (мелкорозничной) торговли.

К мерам по противодействию обороту контрафактной и фальсифицированных ТБХ продукции следует отнести [2, с. 23; 6, с. 2; 13, с. 146]:

1. Разработку и принятие региональных (местных) программ по противодействию обороту контрафактной, поддельной и некачественной продукции, как в целом по потребительскому рынку, так и по отдельным группам товаров.

2. Внесение в действующие отечественные ГОСТы, регламентирующие оборот товаров бытовой химии, необходимых изменений в соответствии с принятием Таможенным союзом технического регламента «О безопасности синтетических моющих средств и товаров бытовой химии».

3. Осуществление компаниями-производителями постоянного мониторинга отечественного рынка товаров бытовой химии, а также регулярных проверок и контрольных закупок ТБХ с целью выявления контрафакта и фальсификата.

4. Правообладателям оригинальной ТБХ необходимо занимать активную позицию по вопросам противодействия обороту контрафактной продукции: предоставлять в контролирующие и надзирающие органы необходимую информацию и документы, оказывать содействие в сборе доказательств, при возможности участвовать в процессуальных действиях совместно с оперативными работниками. Кроме того, силами правообладателей оригинальной ТБХ необходимо посредством сети Интернет создать реестр добросовестных поставщиков и «черный

список» производителей, занимающихся изготовлением контрафактной и фальсифицированной продукции.

5. Дальнейшее совершенствование функционирования системы «Ревизор», позволяющей представителям Роском-надзора в круглосуточном режиме контролировать фактическое приостановление деятельности сайтов сети Интернет, ранее осуществляющих незаконную рекламу и реализацию контрафактных (фальсифицированных) товаров, в том числе и ТБХ.

6. Создание схожей с ЕГАИС электронной системы маркировки и отслеживания продукции по различным видам товаров, в том числе отдельных ТБХ.

7. Производители оригинальных товаров бытовой химии должны повсеместно открывать горячие линии (телефоны доверия) и сайты в сети Интернет, на которые граждане-покупатели могли бы сообщать о фактах и местах продажи контрафактных и фальсифицированных ТБХ.

В связи с наличием на отечественном рынке достаточного количества контрафактных и фальсифицированных ТБХ, защитить владельца товарного знака может независимая экспертиза, которая в дальнейшем послужит весомым доказательством в судебных разбирательствах [11].

В случае если контрафактная продукция предлагается в Интернете владельцу оригинальной продукции следует обратиться к нотариусу, который составит протокол осмотра интернет-страниц с информацией о предложении контрафактного товара, наименовании продавца и т. д. Такие действия владельца товарного знака позволят в дальнейшем избежать оспаривания со стороны нарушителя данного факта в судебном разбирательстве.

Виктимологическая

профилактика

В противодействии обороту поддельных и контрафактных товаров бытовой химии немаловажная роль принадлежит виктимологической профилактике. Данное направление предупредительной деятельности заключается в информировании покупателей о наличии на отечественном потребительском рынке контрафактных (фальсифицированных)

ТБХ и разъяснении их действий при покупке указанной группы товаров, а именно [15]:

— по возможности приобретать ТБХ только тех компаний, чья продукция прошла сертификацию в форме Декларации соответствия по техническому регламенту таможенного союза;

— при покупке необходимо обращать внимание на упаковку, которая должна быть герметичной, линии спайки ровные и одинаковой ширины, а на этикетке указаны даты производства и срока годности товара в виде вдавленных цифр;

— обращать внимание на состав покупаемого продукта, который должен быть однородным, гранулы порошка одинакового размера, жидкость моющего средства равномерно окрашена;

— необходимо иметь ввиду, что приобретаемые ТБХ должны иметь слабый приятный аромат, а не интенсивный навязчивый запах, который маскирует химический дух веществ, используемых вместо оригинального сырья;

— рекомендуется не использовать слишком часто бытовую химию, содержащую хлор, аммиак, фенол, формальдегид и ацетон; приобретать более щадящие средства, имеющие пометку «для чувствительной кожи»;

— при выборе чистящих средств желательно отдавать предпочтение средствам с более простым составом, без красителей и ароматизаторов;

— по возможности пользоваться ТБХ, содержащими неионогенные поверхностно-активные вещества в объеме не более 5 %, а также использовать в быту натуральные средства (сода, горчица, эфирные масла и др.);

— по возможности следует отдавать предпочтение импортной ТБХ, так как

зарубежные стандарты «строже» отечественных требований, поэтому такая продукция хотя и дороже, но безопаснее;

— следует приобретать продукцию в «проверенных» торговых точках и не «гоняться» за низкой ценой, так как нередко именно стоимость ТБХ может свидетельствовать о том, что данный товар не является качественным.

Определенная роль в виктимологи-ческой профилактике оборота контра-факта принадлежит средствам массовой информации, в частности телевидению. Так, на телевидение выходит ряд программ о соответствии качества товара мировым стандартам: популярная телепередача «Контрольная закупка» разъясняет потребителю, как правильно при покупке выбрать товар надлежащего качества, а в случае нарушения — порядок и правила защиты своих прав.

За защитой своих прав в сфере оборота на потребительском рынке поддельной и некачественной ТБХ правообладатели и граждане-покупатели могут обращаться в региональные Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, местные Общества защиты прав потребителей, а также правоохранительные структуры и судебные органы [4, с. 29].

Вывод

Исследование детерминант оборота на отечественном потребительском рынке контрафактных и фальсифицированных ТБХ, а также реализация предложенных криминолого-виктимоло-гические мер противодействия данному негативному явлению, положительным образом скажутся на развитии цивилизованного и законного торгового оборота товаров бытовой химии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барсукова, С. Ю. Три составных части контрафакта: подделки, серый импорт и имитаторы / С. Ю. Барсукова // Экономическая социология. — 2008. — Т. 9, № 4. — С. 14—28.

2. Горин, Е. Новая стратегия борьбы с контрафактом / Е. Горин // «ЭЖ-Юрист». — 2017. — № 5. — С. 23—24.

3. ГОСТ Р 51696-2000. Государственный стандарт Российской Федерации. Товары бытовой химии. Общие технические требования. М. : ИПК Издательство стандартов, 2016.

4. Данилов, Д. Б. Защита прав потребителей при приобретении ими контрафактной и фальсифицированной продукции / Д. Б. Данилов // Вестник Краснодарского университета МВД России. — 2013. — № 4. — С. 29—32.

5. Деркач, О. В. Проблема борьбы с контрафактной продукцией / О. В. Деркач // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2010. — № 3. — С. 54—55.

6. Калачаева, А. А. Многоаспектность обеспечения правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности / А. А. Калачаева // Российская Юстиция. — 2016. — № 9. — С. 2—4.

7. Любимская, Д. Самая опасная бытовая химия для дома [Электронный ресурс] / Д. Любим-ская // Русская семерка. — URL: https: //www. russian7.ru/post/samaya-opasnaya-bytovaya-khimiya-dlya-doma (дата обращения: 16.08.2018).

8. Майкулов, Ж. Ж. Проблема борьбы с контрафактными товарами [Электронный ресурс] / Ж. Ж. Майкулов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 39. —

C. 3321—3325. — URL: http://e-koncept.ru/2017/970991.htm (дата обращения: 22.08.2018).

9. Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности : пост. Правительства РФ от 16 июня 2009 года № 584 (в ред. пост. Правительства РФ от 17 декабря 2014 года № 13855) // СЗ РФ. — 2009. — № 30. — Ст. 3823.

10. Омахель, М. Рынок бытовой химии: товарный и рекламный аспекты [Электронный ресурс] / М. Омахель // Информационно-новостной портал о бытовой химии. — URL: http:// www. ruhim.ru>article/rinok_tov_rek (дата обращения: 14.08.2018).

11. Паршикова, В. Н. Товароведение и экспертиза бытовых химических товаров / В. Н. Паршикова. — М. : Издательский центр «Академия», 2005.

12. Полицейские обнаружили в Москве подпольный химзавод [Электронный ресурс] // Сетевое издание Вести.Ру. — URL: https: //www.vesti.ru/doc.html?id=2727345 (дата обращения: 16.08.2018).

13. Рамазанова, К. К. Роль ОВД в охране и обеспечении прав на товарный знак и фирменное наименование / К. К. Рамазанова // Вестник Московского университета МВД России. — 2011. — № 8. — С. 145—148.

14. Савина, Д. Почему рынок контрафакта выгоден всем? [Электронный ресурс] / Д. Савина // Газета журналистских расследований «Дело №». — URL: https: //www. delonomer. ru>detective.htm?article=136 (дата обращения: 22.08.2018).

15. Толкачев, Д. Без обмана. Уроки химии, или почему сода, уксус и соль — лучшие друзья хозяйки [Электронный ресурс] Д. Толкачев // Сетевое издание «ТВ Центр-Москва». — URL: https: // www.tvc.ru/.../brand/id/73/show/news/news_id/782 (дата обращения: 27.08.2018).

REFERENCES

1. Barsukova, S. Yu. Tri sostavnykh chasti kontrafakta: poddelki, seryy import i imitatory / S. Yu. Barsukova // Ekonomicheskaya sotsiologiya. — 2008. — T. 9, № 4. — S. 14—28.

2. Gorin, Ye. Novaya strategiya borby s kontrafaktom / Ye. Gorin // «EZh-Yurist». — 2017. — № 5. — S. 23—24.

3. GOST R 51696-2000. Gosudarstvennyy standart Rossiyskoy Federa-tsii. Tovary bytovoy khimii. Obshchie tekhnicheskie trebovaniya. M. : IPK Izdatelstvo standartov, 2016.

4. Danilov, D. B. Zashchita prav potrebiteley pri priobretenii imi kontrafaktnoy i falsifitsirovannoy produktsii / D. B. Danilov // Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. — 2013. — № 4. — S. 29—32.

5. Derkach, O. V. Problema borby s kontrafaktnoy produktsiey / O. V. Derkach // Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamentalnykh issledovaniy. — 2010. — № 3. — S. 54—55.

6. Kalachaeva, A. A. Mnogoaspektnost obespecheniya pravovoy okhrany rezultatov intellektualnoy deyatelnosti / A. A. Kalachaeva // Rossiyskaya Yustitsiya. — 2016. — № 9. — S. 2—4.

7. Lyubimskaya, D. Samaya opasnaya bytovaya khimiya dlya doma [Elektronnyy resurs] /

D. Lyubimskaya // Russkaya semerka. — URL: https: //www. russian7.ru/post/samaya-opasnaya-bytovaya-khimiya-dlya-doma (data obrashcheniya: 16.08.2018).

8. Maykulov, Zh. Zh. Problema borby s kontrafaktnymi tovarami [Elektronnyy resurs] / Zh. Zh. Maykulov // Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept». — 2017. — T. 39. — S. 3321—3325. — URL: http://e-koncept.ru/2017/970991.htm (data obrashcheniya: 22.08.2018).

9. Ob uvedomitelnom poryadke nachala osushchestvleniya otdelnykh vidov predprinimatelskoy deyatelnosti : post. Pravitelstva RF ot 16 iyunya 2009 goda № 584 (v red. post. Pravitelstva RF ot 17 dekabrya 2014 goda № 13855) // SZ RF. — 2009. — № 30. — St. 3823.

10. Omakhel, M. Rynok bytovoy khimii: tovarnyy i reklamnyy aspekty [Elektronnyy resurs] / M. Omakhel // Informatsionno-novostnoy portal o bytovoy khimii. — URL: http:// www. ruhim. ru>article/rinok_tov_rek (data obrashcheniya: 14.08.2018).

11. Parshikova, V. N. Tovarovedenie i ekspertiza bytovykh khimicheskikh tovarov / V. N. Parshikova. — M. : Izdatelskiy tsentr «Akade-miya», 2005.

12. Politseyskie obnaruzhili v Moskve podpolnyy khimzavod [Elektronnyy resurs] // Setevoe izdanie Vesti.Ru. — URL: https: //www.vesti.ru/doc.html?id=2727345 (data obrashcheniya: 16.08.2018).

13. Ramazanova, K. K. Rol OVD v okhrane i obespechenii prav na tovarnyy znak i firmennoe naimenovanie / K. K. Ramazanova // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. — 2011. — № 8. — S. 145—148.

14. Savina, D. Pochemu rynok kontrafakta vygoden vsem? [Elektronnyy resurs] / D. Savina // Gazeta zhurnalistskikh rassledovaniy «Delo №». — URL: https: //www. delonomer.ru>detective. htm?article=136 (data obrashcheniya: 22.08.2018).

15. Tolkachev, D. Bez obmana. Uroki khimii, ili pochemu soda, uksus i sol — luchshie druzya khozyayki [Elektronnyy resurs] D. Tolkachev // Setevoe izdanie «TV Tsentr-Moskva». — URL: https: // www.tvc.ru/.../brand/id/73/show/news/news_id/782 (data obrashcheniya: 27.08.2018).

> >

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БОЙКО Ольга Альбертовна — кандидат юридических наук, доцент кафедры криминологии, психологии и педагогики, Омская академия МВД России. 644112, Омск, проспект Комарова 7. E-mail: mario011@mail.ru.

РЕВЯГИН Александр Валерьевич — доцент кафедры криминологии, психологии и педагогики, Омская академия МВД России. 644112, Омск, проспект Комарова 7. E-mail: rav090@mail.ru

ПАНОВ Сергей Леонидович — кандидат юридических наук, ветеран МВД России, г. Омск.

E-mail: spanov1960@mail.ru.

Boyko O. A., Revyagin A. V., Panov S. L.

THE TURNOVER

OF COUNTERFEIT GOODS:

DETERMINANTS

AND COUNTERMEASURES

The article deals with the issues related to the presence in the domestic consumer market of counterfeit and adulterated goods of household chemicals; studied the determinants of turnover in the domestic market of counter-factual goods of household chemicals; proposed criminological-victimological measures against this negative phenomenon.

Keywords: rnnsumer market, the turnover of household chemicals, the causes of trafficking in counterfeit, measures to counter counterfeit and counterfeit products.

BOYKO Olga Albertovna — Candidate of Law Sciences, associate Professor of criminology, psychology and pedagogy of Omsk Academy of the MIA of Russia. 644112, Omsk, pr. Komarova 7. E-mail: mario011@mail.ru.

REVYAGIN Alexander Valerevich — Candidate of Law Sciences, associate Professor of criminology, psychology and pedagogy of Omsk Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia. 644112, Omsk, pr. Komarova 7. E-mail: rav090@mail.ru

PANOV Sergei Leonidovich — Candidate of Law Sciences, a veteran of the MIA of Russia (Omsk).

E-mail: spanov1960@mail.ru.

Дата поступления статьи в редакцию:18.11.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.