Научная статья на тему 'Социальные технологии в формировании физической культуры студенчества'

Социальные технологии в формировании физической культуры студенчества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
229
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Морозова Елена Вениаминовна

Проясняются концептуальные основания использования социальных технологий при формировании физической культуры студенчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social technologies in students pnysical culture formation

Basic concepts of using of social technologies during students pnysical culture formation are discussed.

Текст научной работы на тему «Социальные технологии в формировании физической культуры студенчества»

_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_35_

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО 2008. Вып. 1

УДК 316.334

Е.В. Морозова

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСТВА

Проясняются концептуальные основания использования социальных технологий при формировании физической культуры студенчества.

Ключевые слова: социальная технология, физическая культура, студенческая молодёжь.

Анализ состояния теоретического исследования и реального состояния института физической культуры требует анализа ресурсов, факторов формирования физической культуры студенчества. Только глубинное понимание сущности ресурсов формирования физической культуры позволяет предлагать социологически обоснованные механизмы её оптимизации. Формирование мотивационно-ценностного отношения студента к физической культуре -целенаправленный, многогранный, противоречивый и в то же время целостный процесс, обусловленный совокупностью условий и факторов, которые составляют причину и движущую силу её развития.

Физическая культура личности, по классификации В.К. Бальсевича и Л.М. Лубышевой, включает в себя освоение человеком интеллектуальных (знания в области физической культуры), мобилизационных (самоорганизация здорового образа жизни, умение противостоять неблагоприятным факторам жизни), интенционных (мотивы, интересы, потребности) ценностей, а также ценностей двигательного характера (умения, навыки, физическая подготовленность и здоровье) и педагогической технологии (методические умения и навыки). Результаты социологических исследований свидетельствуют об ухудшении здоровья студенческой молодёжи, низкой физической подготовленности, несформировавшемся интересе к двигательной активности [1. С. 46].

На основе анализа литературы можно выделить две группы факторов, обеспечивающих комплексное освоение всех ценностей физической культуры: объективные и субъективные. Объективные факторы представляют собой зафиксированные, свершившиеся факты, находящиеся в относительной независимости от внутренних интенций личностей и групп, так или иначе участвующих в процессе формирования физической культуры, но, тем не менее, влияющих на этот процесс. Такими факторами являются материально-бытовые условия, наличие свободного времени, качество постановки физического воспитания в вузе, социальные общественные отношения, условия жизнедеятельности студента, преподавательский состав, социальное обеспечение и т.д.

36 Е.В. Морозова

2008. Вып. 1 ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Объективные факторы служат своеобразным фундаментом для возникновения субъективных факторов, которые рассматриваются как совокупность обстоятельств. Субъективность этой группы факторов заключается в том, что они проявляются в мотивационных установках субъектов, участвующих в процессе формирования физической культуры. К ним относятся морально-волевые качества личности, интересы, потребности, мотивы деятельности, ценностные ориентации и установки, а также индивидуальные особенности студентов - пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья, уровень физической подготовки и развития. К субъективным факторам, интенсивно влияющим на формирование физической культуры личности, относятся: спортивная политика государства, семья, друзья, учебные заведения, общественные организации. Субъективные факторы трудно поддаются анализу, поскольку зачастую могут не выражаться в явном виде, а декларируемые цели могут отличаться от реальных, и в этом случае о целях субъекта можно судить только по его действиям. Будучи порой скрытыми, недоступными для социологического анализа, они, вместе с тем, являются важнейшим основанием деятельности людей, а также принятия тех или иных решений. Тем более важным становится проведение прикладных социологических исследований для изучения мотивации, ценностных ориентаций студенчества и соответствующей корректировки социальных технологий формирования физической культуры студенчества. Н. Стефанов определяет социальную технологию как «деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности» [4. С. 183]. Для реализации технологического процесса необходимо наличие определённой цели, подразделение деятельности на этапы и операции, приводящие к достижению цели, определение программы, то есть последовательности проведения операций. В.В. Щербина выделяет основные характеристики социальных технологий [5. С. 81]. К их числу он относит: универсальность, предполагающую применение социальной технологии на различных по численности и специфике объектах для решения частных однородных задач; конструктивность как нацеленность на решение конкретных проблем проверенными и обоснованными способами; результативность, то есть ориентацию на конечный, проверяемый результат; оперативность как возможность обеспечения реализации технологии в оптимальные сроки; относительную простоту или доступность использования для специалиста определённой квалификации; надёжность, предполагающую наличие некоторго запаса прочности, дублирующего механизма; гибкость или способность к адаптации в изменяющейся обстановке; экономичность или экономическую целесообразность.

Социальная технология формирования физической культуры может быть описана через схему общей структуры социальной технологии, предлагаемую В.И. Подшивалкиной [3. С. 96].

Социальные технологии в формировании... 37

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО 2008. Вып. 1

Смысл социальной технологии задаётся проблемной ситуацией. Именно посредством проблемной ситуации разрабатывается и внедряется технология, способная обеспечить достижение заранее определяемого целевого состояния социальных объектов.

Чтобы эффективно реализовать последовательность действий, которые в технологии составляют единое целое, субъект должен заранее осознавать и понимать основание этого единства или смысл проблемной ситуации, выступающий системообразующим фактором для технологии. Проблемную ситуацию, задающую смысл социальной технологии, можно обозначить следующим образом. В современной России наиболее мобильный активный социальный слой студенческой молодёжи обнаруживает снижение участия в спортивных мероприятиях. На фоне снижающихся показателей здоровья результаты социологических исследований позволяют сделать вывод о том, что физическая культура не является фундаментальной ценностью для современной студенческой молодёжи Удмуртии. Поэтому стали очевидными потребности разработки социальной технологии по всеобъемлющему использованию средств физической культуры для формирования нового стиля жизни, нового менталитета молодого поколения в отношении основных ценностей физической культуры как важнейших факторов обеспечения жизнеспособности и созидательной активности молодёжи.

Следующий элемент в структуре социальной технологии - её цель, которая определяется как субъективно определяемое предназначение деятельности, предвосхищаемые результаты и способы деятельности. Н.Ф. Наумова рассматривает цель как «... сознательное намерение индивида изменить своё положение в проблемной, нестандартной для него жизненной ситуации» [2. С. 59]. Однако социальная технология как вид целерациональной деятельности несёт в себе серьёзные ограничения. Прежде всего, они уменьшают или даже отрицают альтернативный подход к рассмотрению проблемы, предлагая следовать заранее выбранному алгоритму, также выбор технологии определяется не только эффективностью, но и приемлемостью технологии и принятыми социальными нормами.

Необходимо обратить внимание на возможность разделения цели самой технологии и цели субъекта технологии. Таким образом, цель имеет двухуровневую структуру: внутреннюю цель как проект желаемого, результат технологии, и цель внешнюю по отношению к технологии. Относительно проблематики работы внутренняя цель технологии может быть определена как закрепление в сознании студенчества необходимости физической активности, формирования физической культуры. Целью субъекта применения технологии, представленного в данном случае институтом физической культуры, является обеспечение эффективности деятельности.

Социальная технология представляет собой многоуровневую систему. Её особенностью является то, что единственным объединяющим все элементы в

38 Е.В. Морозова

2008. Вып. 1 ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

социальной технологии признаком выступает общность поля деятельности. Принципы построения такой системы определяют организацию социальной технологии и её содержание. В контексте данной работы в качестве объекта технологии рассматриваются ценностные ориентации студенчества, на которые посредством её применения оказывается влияние, её субъектом выступает институт физической культуры, а сама технология рассматривается как инструмент воздействия на объект. Для успешного функционирования этой социальной технологии необходим её постоянный анализ. Сюда относятся информационное обеспечение деятельности по формированию физической культуры студенчества, разработка рекомендаций по оптимизации социальной технологии в целях повышения эффективности деятельности субъекта.

Приступая к описанию средств социальной технологии формирования физической культуры студенчества, необходимо заметить, что средства рассматриваются как способ действия или достижения чего-либо, а также как совокупность приспособлений для осуществления деятельности. Способ -система действий, применяемых для выполнения работы. В реализации деятельности социальной технологии формирования физической культуры молодёжи используются средства, предлагаемые различными дисциплинарными подходами (социальная антропология, культурология, психология).

Замыкающий компонент в структуре социальной технологии - это методы оценки её эффективности, которая может проводиться на основе разных моделей. В.И. Подшивалкина выделяет целевую и нецелевую модели оцен-ночного исследования [3. С. 119]. Целевая модель направлена на оценку соответствия социальной технологии задаваемым в ней целям и определение степени их реализации. В этом случае, во-первых, оценивается качество декларируемых и перечень потенциальных целей, с которыми может связываться конкретная социальная технология. В основу такого оценивания могут быть положены аналитические и экспертные методы. Во-вторых, оцениваются сами технологические процедуры, с точки зрения их адекватности выдвигаемым целям. Эффективность технологии тем выше, чем в большей степени она соответствует обозначенным в ней целям.

Нецелевое оценочное исследование направлено на выделение явных и латентных эффектов социальной технологии. Оценка эффективности социальной технологии связана со сложностью отбора самих ожидаемых эффектов. Однако здесь может возникнуть проблема отсутствия адекватного валидного инструментария для их измерения.

Эффективность социальной технологии оценивается через сопоставление возможных уровней деятельности, выделяемых В.И. Подшивалкиной: фактического, свидетельствующего о том, что может быть достигнуто при существующих ресурсах и ограничениях без внедрения технологии; наличного, связанного с внедрением конкретной технологии при существующих ресурсах и ограничениях; потенциального - при развитии использования технологических

Социальные технологии в формировании. 39

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО 2008. Вып. 1

средств и снятии разного рода ограничений. При переходе с одного уровня на другой можно говорить о границах роста эффективности социальной технологии при наличии ограничения ресурсов её осуществления.

Для оценки эффективности социальной технологии формирования физической культуры студенчества возможно применение целевой модели оценочного исследования. Выводы о результатах реализации технологии могут быть сделаны на основании данных, полученных из мониторингового исследования ценностных ориентаций студенчества, посредством которого может быть выявлено отношение студенчества к физической культуре, её оценка.

Для разработки социальной технологии формирования физической культуры студенчества могут привлекаться ресурсы различных подходов. Однако социология наиболее успешно может выполнять интегративную функцию, связанную с определением единого смыслового поля деятельности. В социологической теории возможно не только теоретическое обоснование актуальности деятельности по формированию физической культуры студенчества, но и разработка принципов и конкретных методик реализации этой деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта: Сб. тез. докл. Всеросс. науч.-практ. конф. 27-28 марта 2007 года / Под ред. А.А. Райзиха. Ижевск, 2007.

2. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988.

3. Подшивалкина В.И. Социальные технологии: проблемы методологии и практики. Кишинёв, 1997.

4. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. М., 1976.

5. Щербина В.В. Проблемы технологизации социоинженерной деятельности // Социс. 1990. №8.

Поступила в редакцию 11.02.08

40

Е.В. Морозова

2008. Вып. 1 ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

E. V. Morozova

Social technologies in students pnysical culture formation

Basic concepts of using of social technologies during students pnysical culture formation are discussed.

Морозова Елена Вениаминовна

ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) Е-mail: e_moroz@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.