Научная статья на тему 'Особенности формирования ориентаций студентов на занятия физической культурой'

Особенности формирования ориентаций студентов на занятия физической культурой Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
90
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / PHYSICAL CULTURE / THE STUDENT YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Морозова Елена Вениаминовна

Представлены основные выводы по результатам социологического исследования в целях выявления факторов формирования физической культуры студенчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special Features of Forming of Students' Orientation towards Physical Culture

The article presents the main deductions about the results of the opinion poll carried out for the purpose of finding out the factors of forming of students' orientation towards doing sports.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования ориентаций студентов на занятия физической культурой»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

151

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2010. Вып. 2

УДК 303.5 Е.В. Морозова

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Представлены основные выводы по результатам социологического исследования в целях выявления факторов формирования физической культуры студенчества.

Ключевые слова: физическая культура, студенческая молодёжь.

Молодёжь представляет собой социально-демографическую группу, характеризующуюся факторами активной социализации (формирование мировоззрения, усвоение огромного массива знаний, умений и навыков, практик индивидуальных коммуникаций в социуме, формирование собственного культурного, гражданского и деятельностного пространства), группу, наиболее адаптивную к возможным социально значимым изменениям. Для характеристики группы студенчества как субъекта деятельности доминантной является учебная деятельность, поскольку она определяет её место в социальной структуре. Общей и важнейшей характеристикой студенчества, на которую обращают внимание исследователи, является его переходное состояние. Эта маргинальность позиции рассматривается с разных сторон: на социальном уровне - с точки зрения подготовки студентов к участию в основных сферах жизнедеятельности, к включению в ту или иную социальную общность; на личностном - как промежуточный этап социального становления, включение в профессиональную деятельность; на уровне сознания - как процесс формирования мировоззренческого ядра, усвоения социально и индивидуально значимых ценностей.

В настоящее время социализационный разрыв в системе образования и воспитания, деформация принципа преемственности поколений, неопределённость будущего, ухудшение состояния здоровья молодёжи негативно влияют на социальное самочувствие молодёжи. Среди основных причин ухудшения здоровья учёные и специалисты называют пренебрежение проблемами охраны здоровья и окружающей среды, просчёты в экономической и социальной политике, перемены в образе жизни населения, стресс, которому подвергаются люди в результате изменения условий и норм жизни, высокую распространённость саморазрушающих видов поведения: пьянства, наркомании, токсикомании. Сказываются социальное расслоение и бедность, неполноценная структура и качество питания, а также природно-климатические катаклизмы, снижение уровня санитарно-эпидимиологического обеспечения и охраны здоровья, бытового обслуживания, организации отдыха.

По мнению Ю.А. Зубок, решающая роль в устранении этих проблем должна отводиться контролируемой социализации молодых людей на основе их приобщения к единым нормам и ценностям. Главной задачей общества должно быть формирование нового, социокультурного типа личности в условиях перехода к постиндустриальной цивилизации, который должен быть ориентирован не на достижение материальных благ, а на саморазвитие, повышение своего социального статуса за счёт освоения достижений культуры, возвышения духовности, интеллекта, значимости в жизни общества [1. С. 29]. Соглашаясь с этой позицией, следует сказать о том, что, вероятно, единственными реальными механизмами повышения качества и уровня жизни современной молодежи могут стать расширение возможностей получения образования, приобщение к физической культуре и здоровому образу жизни, а также закрепление мотивации на постоянство саморазвития в течение жизни. В связи с этим исключительного внимания заслуживает проблема формирования ценностей физической культуры молодёжи как особой социально-демографической и социокультурной группы. Это определяет ряд направлений модернизации системы образования, в том числе её гуманизацию и личностную ориентированность. Человек как самоцель развития общества и преобразования в государстве обусловливает гуманизацию, которая, в свою очередь, подразумевает ответственность образовательной системы за состояние здоровья обучающихся и формирование у них ответственности за своё здоровье. Однако существующая система образования не только не способствует улучшению здоровья учащихся, но зачастую приводит к его ухудшению. На государственном уровне предпринимаются меры изменения объективных условий, связанных с организацией условий жизни и обучения детей и молодёжи. Тем не менее, содержание,

направление воздействия, методики формирования личностных характеристик обучающихся до сих пор не становятся объектом пристального внимания исследователей. Такое положение, с одной стороны, не позволяет эффективно реализовывать систему сбережения здоровья, а с другой - не содействует формированию культуры здоровья личности обучающихся. Известно, что при недостаточном уровне культуры здоровья человек прекращает активную деятельность по поддержанию и укреплению собственного здоровья. Культура здоровья личности, под которой понимается многокомпонентное личностное образование, характеризующее осознанную деятельность индивидуума по сохранению и укреплению здоровья, проявляется непосредственно через мотивированную деятельность. Именно деятельностная составляющая является интегральным показателем культуры здоровья человека. Как культура порождает определяющие ценностные ориентации, перерастающие в социально значимые, развитые и отрефлексированные аксиологические системы, оказывающие воздействие на все сферы общественной жизни, так и образование в качестве одной из таких сфер не только воспроизводит заданные культурой образцы, но и формирует новые ценности и идеалы, призванные способствовать оформлению новой модели образования, нового состояния культуры и способов социальной организации. Результаты социологического исследования среди студентов 2-4-го курсов УдГУ, проведённого в 2010 г., позволяют по-новому проанализировать открывающиеся возможности в решении проблем формирования физической культуры молодёжи и приобщения к оздоровительным практикам. Очевидно, что необходимо усиление организационно-педагогического фактора, включающего информационно-аналитическое, мотивационно-целевое, планово-прогностическое, контрольно-диагностическое и регулятивнокоррекционное направления для приобщения студенчества к физической культуре. Занятия по физической культуре в вузе бессистемны: отсутствуют рациональные альтернативы видов спорта, не ведётся мониторинг здоровья и потребностей студентов относительно физической активности, не разработана система мотивирования студентов к занятиям оздоровительными практиками, что существенно затрудняет, а иногда и препятствует эффективности приобщения студенчества к физической культуре и спорту. Установлено, что имеются принципиальные противоречия во взглядах основных субъектов образовательного процесса на организацию процесса физической культуры в вузе; полярные представления специалистов, работающих непосредственно со студенческой молодёжью, о сложившейся ситуации в области студенческой физической культуры и спорта; отсутствие видимой мотивации у студенчества к занятиям оздоровительными практиками; тенденция снижения численности физически активной молодёжи. Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что наиболее перспективной стратегией совершенствования сферы физической культуры и спорта в вузе является, прежде всего, организация взаимодействия между различными социальными подразделениями как объективной и универсальной формой объединения ресурсных возможностей структур, отвечающих за реализацию спортивной политики в регионе. Считаем важным введение нормативных статистических показателей основных составляющих развития физической культуры в вузе: материально-технической базы, квалификации преподавательского и тренерского состава, физической активности студентов, численности занимающихся физической культурой и спортом, физкультурно-оздоровительной работы. Тем более, что студенческая молодёжь осознаёт важность и необходимость физической активности в повседневной жизни, определяющим становится личное отношение и мотивированность к этому виду деятельности.

Поскольку основными социальными факторами, формирующими представления о физической культуре и здоровом образе жизни, являются ближайшее окружение и социальные институты, то становится очевидной необходимость комплексной работы различных ведомств и структур над созданием концептуальной программы межведомственного взаимодействия по пропаганде здорового образа жизни и включения оздоровительных практик в активный досуг молодёжи. Необходимы трансформация ценностей в отношении здоровья, актуализация потребности в здоровье, его перспектив и са-мосохранительного поведения. Современное состояние общества предполагает высокую конкуренцию среди молодых специалистов и требует не только профессионализма, но и соответствующего уровня психофизического здоровья. С этой точки зрения, здоровье является не только важным социальным ресурсом, но и потенциалом личности, позволяющим быть конкурентоспособным в выбранной профессиональной деятельности.

Основные резервы эффективного привлечения студенчества к двигательной активности сконцентрированы на этапе формирования национальной спортивной политики. На макроуровне формируются общие условия и общенациональная политика в сфере развития спорта и его отдельных видов, носящие базовый, институциональный характер. На мезоуровне основным фактором, опреде-

ляющим возможности формирования физической культуры, является содействие и понимание значимости привлечения студенчества к оздоровительным видам деятельности на уровне региона. Факторы макро- и мезоуровней определяют эффективность процесса приобщения студенчества к физической культуре и спорту, которая зависит от ряда особенностей: наличия и воспроизводства высококвалифицированного персонала, развитой информационной инфраструктуры, а также от соответствия материально-технической базы современным требованиям.

Как показывают наши исследования, существует несколько аспектов, актуализирующих потребность в физической активности студенчества, - это мода, подражание, необходимость получения зачёта, способ поддержания или улучшения физической формы. Показательно, что студенты, не посещающие занятия в вузе из-за плохого здоровья, в свободное время нередко приобретают абонементы в оздоровительные фитнес-центры. Проблемы сохранения здоровья молодёжи и формирования мотивации к занятиям оздоровительными практиками приобретают всё более социально значимую направленность. По физическому состоянию человеческого потенциала Россия существенно отстает от передовых стран мирового сообщества. В частности, массовая национальная система физического, духовного и нравственного оздоровления населения, пропаганды здорового образа жизни с выходом на индивидуальное самосознание и оперативный контроль за состоянием здоровья все еще остается на периферии приоритетных направлений государственной политики. Таким образом, очевидно, что в разрешении проблемы повышения роли физической активности и здорового образа жизни молодёжи необходимо усиление комплексной организационной стратегии государственного уровня, представленной не только прямой или косвенной финансово-материальной поддержкой сферы физической культуры и спорта, но и закрепленной законодательно.

1. Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодёжи в условиях нестабильного общества. М., 1998.

Поступила в редакцию 01.10.10

E. V. Morozova

Special Features of Forming of Students’ Orientation towards Physical Culture

The article presents the main deductions about the results of the opinion poll carried out for the purpose of finding out the factors of forming of students’ orientation towards doing sports.

Keywords: physical culture, the student youth.

Морозова Елена Вениаминовна

ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) E-mail: e_moroz@mail.ru

Morozova Ye.V.

Udmurt State University

462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya str., 1/6 E-mail: e_moroz@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.