Научная статья на тему 'Личностная проекция развития физической культуры студенческой молодежи'

Личностная проекция развития физической культуры студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
156
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Морозова Елена Вениаминовна

Физическая активность детерминируется личностными характеристиками, в том числе мотивированностью и представлениями о необходимости занятий физической культурой и спортом. В связи с этим социальный феномен физической культуры всё чаще рассматривается как устойчивое качество личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностная проекция развития физической культуры студенческой молодежи»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

149

СОЦИОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ 2007. №3

УДК 316.346 Е.В. Морозова

ЛИЧНОСТНАЯ ПРОЕКЦИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Физическая активность детерминируется личностными характеристиками, в том числе мотивированностью и представлениями о необходимости занятий физической культурой и спортом. В связи с этим социальный феномен физической культуры всё чаще рассматривается как устойчивое качество личности.

Ключевые слова: ценностные ориентации, физическая культура, студенческая молодёжь.

Реформационные изменения, происходящие в различных сферах российского общества, оказывают воздействие и на изменение отношения к физической культуре и спорту. Расширение возможностей в построении собственного жизненного сценария, в сочетании процесса обучения с началом трудовой деятельности, с одной стороны, и коммерциализация доступа ко многим спортивным сооружениям и видам вовлечённости в оздоровительную культуру - с другой, привели к тому, что у наиболее мобильного и деятельностно активного социального слоя студенческой молодёжи обнаруживается статистически подтверждаемое снижение участия в массовых спортивных мероприятиях и секционных занятиях различными видами физической культуры.

Мотивация на занятия физической культурой и спортом формируется под влиянием многих факторов, изучение которых даёт возможность выработать практические рекомендации по совершенствованию системы организации физкультурно-спортивной деятельности молодёжи. Устойчивость мотивации приобщения к конкретным видам спорта и участию в физкультурноспортивных мероприятиях зависит не только от условий внешней среды, повседневных нормативных практик проведения досуга, но и от внутренней культуры молодёжи, осознающей потребность в реализации гармоничного жизненного сценария, а следовательно, в активизации как интеллектуальных ресурсов, так и физических возможностей.

Российские исследователи Ж.Т. Тощенко, Е.А. Гришина, Д.Л. Констан-тиновский характеризуют современную молодёжь как парадоксальную, усваивающую взаимоисключающие ценности и нормы. М.К. Горшков, выделяя три ценностные системы, традиционную, базирующуюся на патриархальноколлективистском менталитете (35-40% населения), либеральнодемократическую, характерную для формирующегося общества нового типа (25-30%), и амбивалентную (30-35%), констатирует, что это неоспоримо оказывает влияние на формирование ценностных ориентаций современной молодёжи. В целом изменения в социальных ценностях российского общества

представляют переход от традиционного типа ценностной системы к современному, достиженческому типу, выбору рыночных «технократических», «инструментальных» ценностей. Таким образом, возникает смешанный тип ценностей, включающий социальный интернизм, достиженчество и безынициативный индивидуализм [1. С. 355, 356].

Целеполагающая деятельность в социальном взаимодействии, определяемая ценностными ориентациями, личностно и социально обусловленная, является универсальным основанием человеческой практики, включая и сферу физической культуры. В структурной иерархии ценностноориентационной системы И.А.Сурина выделяет три различных уровня: мак-росистемный (система общепринятых ценностных ориентаций, характеризующаяся взаимодействием и взаимовлиянием ценностно-нормативной системы и системы общественных отношений); мезосистемный (система ценностных ориентаций социальной группы, отражающая неустойчивость взаимодействий социальных групп в их конкретных проявлениях, эффективность социального управления на уровне конкретной группы); и микросистемный (система ценностных ориентаций личности, функционирование которой связано с процессом социализации личности, формированием её «жизненного мира») [6. С. 95-97].

Анализ социальной реальности показывает, что ценностно-

ориентационная система периодически оказывается в своеобразной точке бифуркации - при реализации воспроизводительной (передача культурного кода) и инновационной (преобразование действительности посредством полученных знаний - когнитивных компонентов ценностных ориентаций) функций. Бифуркация наиболее выражена в процессе социализации. Это обусловлено тем, что представители тех или иных социальных групп, в данном случае - студенчество, находятся в изменчивой социальной среде в процессе постоянного выбора, согласуя поведение с системой «своих» ценностей [6. С. 97]. Изучение ценностных ориентаций студентов, связанных с оздоровительной физической культурой, приводит к выводу о том, что они могут быть разделены по четырём основаниям. Первая группа ценностей, получившая у студентов самую высокую оценку (от 69 до 93%), включает удачную семейную жизнь, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, силу воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений. Вторую группу ценностей (от 63 до 66%) составляют хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей - «противоречивые», в них одновременно представлены как очевидно значимые, так и менее выраженные предпочтения (от 35,5% до 59,2%). Сюда были отнесены наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворённость учёбой и занятиями физической культурой, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвёртая группа ценностей - «частные», оцениваемые студентами как

наименее значимыме (от 17 до 28%), оказалась представлена ориентациями на физическую подготовку и общественную активность. Полученные статистические данные дают основания для вывода о наличии противоречия между абсолютной ценностью здорового образа жизни и конкретными ценностями его поддержания в ценностных представлениях современной студенческой молодёжи [3. С. 21].

Студенты, ориентированные на поддержание своего физического состояния, обосновывают устойчивость собственной мотивации потребностью в том, «чтобы уверенно чувствовать себя среди других людей, больше нравиться им, вызывать уважение» (68,1%), а также «получать удовольствие от двигательной деятельности, ощущать радость и красоту собственного тела, чувствовать высокий мышечный тонус» (44,5%). Это свидетельствует о гедонистическом характере отношения студентов к физическому совершенствованию.

Очевидно, что в приобщении к физической культуре необходимо обращать внимание на разнообразие её эмоциональных и рекреативных эффектов. Эту точку зрения развивает В.И. Ильинич, рассматривая ценностные ориентации студентов как способы дифференциации объектов физической культуры по их значимости. Здесь определяющим становится представление о том, что в структуре физкультурно-спортивной деятельности ценностные ориентации оказываются тесно связаны с её эмоциональными, познавательными и волевыми факторами, обусловливающими содержательную направленность личности, поскольку одни объекты могут вызывать эмоциональную, другие -познавательную, а третьи - поведенческую активность. Это означает, что выбор студентами определённого вида физической активности будет зависеть от того, насколько этот объект физической культуры оказывается для них значим [3. С. 22].

Большая часть молодых людей в переходном российском обществе недостаточно хорошо адаптирована к новым условиям жизни. К общим тенденциям социальной адаптации современной российской молодёжи можно отнести отсутствие интереса к общественно-политической жизни; снижение уровня общей культуры, ориентацию на феномены массовой культуры; значительное возрастание роли личностного ресурса; установку на самостоятельность; переориентацию на микросоциальную среду. Ю.А. Зубок отмечает, что «интеграция молодого поколения в общество осуществляется в полной мере в том случае, если включение молодых людей в общественные структуры протекает параллельно с формированием позитивной идентификации с ними» [2. С. 183], то есть самоидентификация является «дополнительным ресурсом», который предполагает целостность в процессе определения границ собственной культурной идентичности.

М. Сараф аналитически выделил отечественные молодёжные субкультуры, в которых спортивные ориентации в целом совпадают с общегуманистической направленностью развития человека как самодеятельной и творче-

ской личности, то есть с тем, что может быть названо прогрессом в культуре [4. С.323]. По его мнению, в советско-российском обществе этот процесс развивался в три этапа. На первом этапе он преимущественно выражался в стихийных формах спортивной самоорганизации по образцам, заданным инсти-туциализированным спортом: это уличные и дворовые спортивные игры (футбол, хоккей). Главной целью здесь было проведение досуга, то есть доминировал чисто игровой интерес. Поскольку основная ценностная ориентация была представлена стремлением к высшим спортивным достижениям, постольку и спортсмен высокого класса воспринимался как образец. Эта предельно схематическая картина характерна для молодёжной субкультуры 3050-х гг., когда она была интегрирована в культуру советского общества, в частности, посредством закрепления системы ГТО.

На втором этапе, в 60-80-е гг., спортивные ориентации в молодёжных субкультурах претерпевают существенные изменения. С одной стороны, усиливается влияние официальных требований обеспечения большего объёма высших спортивных достижений. В этих условиях отбор спортивно ориентированной молодёжи осуществлялся через сеть спортклубов и спортивных школ. С другой стороны, практически в это же время происходит снижение роли спортивно-соревновательной ориентации и возрастание досугово-развлекательной, оздоровительной. Появляется относительно новый феномен в институциональном развитии советского спорта и физической культуры: различные спортивные ориентации оказываются подвержены воздействию моды.

Третий этап, по мнению М. Сарафа, начинается с середины 80-х гг. и характеризуется сильным и достаточно резким расслоением спортивных ориентаций в молодёжных субкультурах. В частности, в этот период формируется сильная ориентация на высшие спортивные достижения и отношение к спорту как к жизненному поприщу. Это довольно замкнутая субкультура спортивно-специализирующейся молодёжи. Она наиболее интегрирована в профессиональную культуру современного общества и хорошо институциа-лизирована. Другая тенденция - это ориентация молодёжных образований на досугово-развивающие формы спортивной деятельности, в основе которых оказываются эстетические ценности, ценности общения и определение социальной перспективы. Здесь ценится игровое творчество, конкурсы и двигательная свобода.

Трансформация ценностей и ценностных систем физической культуры современной российской молодёжи в условиях реформирования общества происходит под влиянием сложных, взаимодействующих между собой и относительно самостоятельных институциональных, организационных и групповых факторов. Согласно результатам исследования, проведённого Н.Н. Филипповым, в настоящее время физкультурно-спортивная работа с молодёжью претерпевает ряд структурных и организационных преобразований [7. С. 44-45]. Существует несколько объективных предпосылок, способствующих

поиску исследователями новых направлений, комбинированных форм и методов организации, а также проведения физкультурной работы. По мнению автора, наиболее существенными являются: изменение социально-

экономической ситуации в стране; сокращение средней продолжительности жизни человека; отсутствие обратной связи между проводимыми физкультурными мероприятиями и их результатами.

Анализ результатов проведенных научных исследований показал, что физкультурно-спортивная работа среди студенчества ещё не имеет глубоко продуманной и широко разработанной научной базы. Тем не менее нормы и привычки, образцы социально одобряемого поведения, межличностные отношения и групповые процессы имеют огромное значение как для научного анализа происходящих изменений, так и для практической работы со студентами. Недостаточная активность в занятиях физической культурой, с одной стороны, наблюдается на фоне ухудшения объективных социальноэкономических предпосылок, с другой - сопровождается высоким уровнем вербального интереса к занятиям физической культурой как социальной ценности. Это во многом связано с неразработанностью вопросов формирования и развития потребностей студенчества в физическом совершенствовании, определяющих его физическую активность. Таким образом, социально взвешенная и ресурсно обеспеченная сильная спортивная политика должна стать стратегически значимым фундаментальным основанием развития физической культуры и спорта студенческой молодёжи в качестве важнейшего социально значимого фактора утверждения здорового образа жизни.

Социологические исследования последних лет неоднократно приводили к выводам о том, что социальная активность, в том числе и физкультурноспортивная, в значительной мере определяется структурой духовных интересов и потребностей личности, её мотивов и ценностных ориентаций, предпочтений и установок. Л.И. Лубышева отмечает, что «социологические опросы населения, особенно молодёжи, занимающейся спортом, показывают, что спорт формирует первичное представление о жизни и мире. В спорте наиболее ярко проявляются такие веские для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только противника, но и самого себя» [5. С. 11]. Именно через личность физическая культура оказывает стабилизирующее либо дестабилизирующее воздействие на образ жизни индивида и общества, обеспечивает формирование индивидуального интереса к физическому совершенству как социально и культурно осознаваемой потребности. Таким образом, в определённом смысле физическая культура способствует проявлению индивидуальности и тем самым совершенствует человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации: социологический анализ. М., 2000.

2. Зубок Ю.А. Молодёжь между исключением и интеграцией: социальноэкономический аспект // Социально-гуманитарные знания. 2000. №2.

3. Ильинич В.И. Физическая культура студента. М.: Гардарика, 2001.

4. Исаев А. А. Спортивная политика России. М.: Советский спорт, 2002.

5. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физической культуры. 2001. №4.

6. Сурина И. А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: вопросы теории и методологии. М.: Социум, 1999.

7. Филиппов Н.Н. Отношение взрослого населения к занятиям физической культурой // Теория и практика физической культуры. 2001. №6.

Поступила в редакцию 15.01.07

E. V. Morozova

Personal projection of development of physical training of student’s youth

Морозова Елена Вениаминовна

Удмуртский государственный университет

426034, Россия, г. Ижевск,

ул.Университетская, 1 (корп. 6)

Е-mail: e moroz@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.