Научная статья на тему 'Физическая культура как компонент здорового образа жизни современного студенчества: социологический аспект'

Физическая культура как компонент здорового образа жизни современного студенчества: социологический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1840
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / STUDENT YOUTH / PHYSICAL CULTURE / LIFESTYLE / THE FORMATION OF PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Морозова Елена Вениаминовна

Физическая культура и спорт являются одним из важнейших социальных институтов, предполагающих как государственное финансирование и управление, так и заинтересованность в участии самих граждан. В связи с этим уровень физкультурной активности современной молодёжи может рассматриваться в качестве важнейшего критерия востребованности физической культуры и эффективности её развития в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The physical culture of modern students as the component of healthy lifestyle: sociological aspects

Physical culture as the important social phenomenon passes over all levels of modern society. It is one of the main components of personality's general culture. Sociological polls shows that the physical activity, depends on personality's preferences and value attitudes. Physical activity, in which included the students, is the effective one, which confluence public and personal interests, formed individual necessaries.

Текст научной работы на тему «Физическая культура как компонент здорового образа жизни современного студенчества: социологический аспект»

70

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2010. Вып. 1 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

УДК 316.334: 304.3 Е.В. Морозова

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК КОМПОНЕНТ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Физическая культура и спорт являются одним из важнейших социальных институтов, предполагающих как государственное финансирование и управление, так и заинтересованность в участии самих граждан. В связи с этим уровень физкультурной активности современной молодёжи может рассматриваться в качестве важнейшего критерия востребованности физической культуры и эффективности её развития в обществе.

Ключевые слова: студенческая молодёжь, физическая культура, образ жизни, формирование физической культуры.

Формирование мотивационно-ценностного отношения студента к физической культуре как компонента здорового образа жизни - целенаправленный, многогранный, противоречивый и в то же время целостный процесс, обусловленный совокупностью условий и факторов, которые составляют причину и движущую силу её развития. Только глубинное понимание сущности ресурсов формирования физической культуры позволяет предлагать социологически обоснованные механизмы её оптимизации. Одними из важнейших социальных факторов формирования здорового образа жизни являются физическая культура и массовый спорт. Мотивация на занятия физической культурой и спортом формируется под влиянием многих факторов, изучение которых даёт возможность выработать практические рекомендации по совершенствованию системы организации физкультурно-спортивной деятельности молодёжи. Физическое здоровье нации, культура организации совместного досуга в молодых семьях определяются ценностными ориентациями молодежи, той нормативностью повседневного взаимодействия, которая будет транслироваться в следующих поколениях. В настоящее время развитие рыночной экономики в России актуализирует потребности разработки инновационных социальных технологий в области физической культуры и спорта, содействующих становлению досуговой культуры, культуры здорового образа жизни как важнейшего основания конкурентоспособности и повышения качества жизни граждан в профессиональной и приватной сферах.

Разработка и освоение нового всегда предполагает достижение относительного баланса наследования уже достигнутого и необходимого инновационного. В этой связи оптимизация реализуемой стратегии формирования физической культуры современного студенчества потребует изучения ресурсной базы, выявления потребностей студенчества и механизмов закрепления новых ценностей и приоритетов в реализации жизненных стратегий, а также существенного повышения качества преподавания физической культуры в вузе. Для актуализации в сознании молодежи новых ценностей необходимо время для закрепления устойчивой и осознанной мотивации на изменения. Здоровый образ жизни как актуализированная ценность должен привлекать внимание молодежи, вызывать интерес, пробуждать желание и понимание роли этой новой потребности для повышения качества жизни. Когда же становится очевидно, что социальные условия для такого рода направленных изменений существуют и цель достижима, происходит переход к конкретным действиям, воспроизводимым также и по образцам. Поведение человека, направленное на формирование здорового образа жизни, в который входит соблюдение физиологически оптимального режима труда и отдыха, рациональное питание, достаточный уровень физической активности, соблюдение правил личной и общественной гигиены, охрана окружающей среды, полезные для личности формы досуга, соблюдение правил психогигиены, имеет большее значение для его здоровья, чем характер действующих на него факторов. Цель формирования здорового образа жизни человека - это, прежде всего, процесс самоизменения личности, а затем его предметные знания, умения, навыки, получаемые в процессе подготовки и ходе профессиональной деятельности, приобретаемые жизненным опытом. Значимым компонентом здорового образа жизни является физическая активность.

В целях построения теоретической модели процесса формирования физической культуры студенчества в 2008 г. в Удмуртии автором было проведено качественное исследование методом полу-структурированного интервью с государственными служащими Госкомспорта Удмуртской Республики, преподавателями физического воспитания, студентами УдГУ и ИжГТУ - ведущих и крупнейших вузов Удмуртии. В исследовании приняли участие 5 информантов и 10 экспертов. В итоге об-

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2010. Вып. 1

щий объем выборки целевого типа составил 15 человек. Однако, несмотря на небольшой объем выборочной совокупности, смысловое насыщение массива было достигнуто, что позволило сделать вывод о достаточном количестве проведенных интервью. Таким образом, информация, полученная от экспертов, позволила прояснить вопросы, необходимые для начала массового опроса студентов, и сформировать соответствующие рекомендации по оптимизации физической культуры студенчества в Удмуртской Республике.

Большинство экспертов и информантов считает, что на сегодняшний день институт физической культуры и спорта находится в кризисном состоянии: вследствие отсутствия чётких программ развития физической культуры и спорта в республике и подготовки специалистов для районов и сельской местности; из-за неразвитой инфраструктуры и материально-технической базы, а также из-за недостаточности кадрового потенциала. В частности, эксперты указывают на следующие моменты: «Колоссальные деньги тратятся в районах, стадионы не используются, нет тренеров и нет программы эксплуатации спортивных баз». «В республиканских сельских играх принимают участие одни и те же спортсмены. Команды стареют. Трудно говорить о развитии». «Сегодня все спортивные организации существуют за счёт энтузиастов-тренеров». Госслужащие, напротив, выразили больший оптимизм, отмечая, что развитию физической культуры и спорта в Удмуртии уделяется большое внимание. Опыт практической и методической работы Госкомитета Удмуртской Республики по физической культуре и спорту свидетельствует о том, что в настоящее время основными направлениями развития физической культуры и спорта являются детский и студенческий спорт, где, как считают эксперты, особо приоритетны лыжный спорт, биатлон и игровые виды спорта. Однако следует констатировать, что именно зимние виды спорта не являются популярными среди студентов, в частности, из-за необходимости приобретения дорогостоящего инвентаря. Непосредственно студенческое направление в рамках деятельности Госкомспорта Удмуртской Республики курируется уже на протяжении 15 лет. Из достигнутых результатов были названы: организация ежегодного республиканского студенческого фестиваля физической культуры и спорта среди вузов по 11 видам спорта; спартакиады и работа спортивных секций. Деятельность по работе со студентами оценивается некоторыми экспертами как приносящая определённые результаты, но всё же недостаточно эффективная.

После определения основных направлений развития физической культуры и спорта в Удмуртской Республике экспертам и информантам было предложено определить механизмы более интенсивного вовлечения студентов в оздоровительные практики. По мнению экспертов, это комплексная и многоуровневая задача. Важнейшим фактором, определяющим возможность привлечения студенчества к оздоровительным практикам, двигательной активности, является система образования. Направленность учебно-воспитательного процесса должна содействовать разностороннему развитию личности. Но вместе с ростом требований к организации учебного процесса в образовательных учреждениях в условиях модернизации образования растет число факторов, отрицательно влияющих на здоровье учащихся. Принципиальным становится вопрос о формировании потребности студенчества в здоровом образе жизни, повышения её качества. К сожалению, по оценке информантов, студенты рассматривают физическую культуру, прежде всего, как дисциплину образовательного стандарта, «по которой необходимо получить зачёт». Большинство студентов с удовольствием занимается в фитнес-центрах во внеучебное время. Но, как подчёркивают эксперты, в большинстве случаев это подражание глянцевой культуре, моде, форма игры, а не возможность и желание результативно улучшить состояние здоровья.

Вполне очевидно, что важнейшими факторами формирования физической культуры являются практика субъекта, условия окружающей реальности, его потребности, интересы, система ценностных ориентаций. В целом можно выделить две группы факторов, обеспечивающих комплексное освоение основных ценностей физической культуры: объективные и субъективные. Объективные факторы представляют собой зафиксированные, свершившиеся факты, относительно автономные от внутренних интенций личностей и групп, так или иначе участвующих в процессе формирования физической культуры, но, тем не менее, влияющих на этот процесс. Такими факторами являются материально-бытовые условия, наличие свободного времени, качество постановки физического воспитания в вузе, социальные общественные отношения, условия жизнедеятельности студента, преподавательский состав, социальное обеспечение и т.д.

Объективные факторы служат своеобразным фундаментом для возникновения субъективных факторов, которые рассматриваются как совокупность обстоятельств для отдельных индивидов. Субъективность этой группы факторов заключается в том, что они проявляются в мотивационных установках субъектов, участвующих в процессе формирования физической культуры. К ним относят-

72

Е.В. Морозова

2010. Вып. 1 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

ся морально-волевые качества личности, интересы, потребности, мотивы деятельности, ценностные ориентации и установки, а также индивидуальные особенности студентов - пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья, уровень физической подготовки и развития. К субъективным факторам, интенсивно влияющим на формирование физической культуры личности, относятся: спортивная политика государства, семья, друзья, учебные заведения, общественные организации.

По мнению большинства экспертов, очевидна необходимость в целенаправленном формировании физической культуры современного студенчества. Для обоснования своей позиции эксперты использовали следующие аргументы: «существует необходимость в оздоровлении молодёжи»; «необходимость есть, потому что надо как-то направить, помочь, показать молодёжи, что здоровье нужно укреплять»; «формирование физической культуры должно быть целенаправленным»; «необходима массированная работа среди студентов по здоровому образу жизни»; «это необходимо для здоровья нации, молодёжи».

Основной аргумент экспертов в обосновании целенаправленного формирования физической культуры - это укрепление здоровья молодёжи. Однако были и противоположные мнения. Некоторые информанты утверждали следующее: «Физической культурой будет заниматься тот, кому интересно. Если он заинтересован в своём здоровье, он не оставит её без внимания, если нет - она будет воспринята как средство угнетения»; <(Необходимости в этом нет. Чем больше заставляют, тем больше нет желания это делать». Среди основных причин нежелания заниматься физической культурой и спортом эксперты выделяют: загруженность студентов учебным процессом и отсутствие времени; недостаточность финансовых средств; неудобное расписание; лень; в некоторых случаях -незаинтересованность преподавателей.

По мнению А.В. Меренкова, любой механизм приобщения к культуре включается только при постоянном взаимодействии индивида с конкретными представителями той общности, которая побуждает его к развитию [2. С. 201]. Разрешение задачи требует наглядности конструктивных образцов, вовлечённости в культурное пространство всех субъектов взаимодействия. В связи с этим становится очевидным, что эффективность процесса формирования физической культуры студенчества во многом зависит от отношения к физической культуре семьи, друзей, студенческой группы, а также преподавателей вузов. На сегодняшний день, по мнению большинства экспертов, преподавательский состав включенных в выборку университетов достаточно квалифицированный. Однако информантами отмечаются следующие моменты: «нет индивидуального подхода», применяются «одни и те же комплексы упражнений», «отсутствует система», «нет педагогического и сопровожденческого подходов». Существенной проблемой оказывается и острый дефицит молодых кадров.

Проведённый анализ показал, что в организации физкультурно-спортивной работы студентов очевидно отсутствие комплексной и проработанной научной базы. В то же время выявлен ряд объективных предпосылок, способствующих поиску исследователями новых направлений, комбинированных форм, методов организации и проведения физкультурной работы. Наиболее существенными эксперты назвали: изменение социально-экономической ситуации в стране; сокращение средней продолжительности жизни человека; отсутствие обратной связи между проводимыми физкультурными мероприятиями и их результатами. Таким образом, проблема здорового образа жизни и использования средств физической культуры и спорта в его осуществлении решаема на трех уровнях: социальном, инфраструктурном и личностном, то есть создание и обеспечение экономических, правовых, этических и других общесоциальных норм отношения к здоровому образу жизни должно осуществляться самим обществом на общесоциальном уровне. Социологические исследования последних лет неоднократно приводили к выводам о том, что социальная активность, в том числе и физкультурноспортивная, в значительной мере определяется структурой духовных интересов и потребностей личности, её мотивов и ценностных ориентаций, предпочтений и установок. По мнению Ю.А. Зубок, решающая роль должна отводиться контролируемой социализации молодых людей на основе их приобщения к единым нормам и ценностям. Главной задачей общества должно быть формирование нового, социокультурного типа личности в условиях перехода к постиндустриальной цивилизации, с ориентацией на саморазвитие, повышение социального статуса за счёт освоения достижений культуры, возвышения духовности, интеллекта и повышения собственной роли в жизни общества [1. С. 29]. В связи с этим все более значимой становится разработка социальных технологий по формированию физической культуры студенчества. Социальную технологию можно определить как «деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности»[6. С. 183]. Социальная технология формирования физической культуры может быть описана через схему общей структуры социальной технологии, предлагаемую В.И. Подшивалкиной [5. С. 96].

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2010. Вып. 1

Смысл социальной технологии задаётся проблемной ситуацией. Именно посредством проблемной ситуации разрабатывается и внедряется технология, способная обеспечить достижение заранее определяемого целевого состояния социальных объектов. Чтобы эффективно реализовать последовательность действий, которые в технологии составляют единое целое, субъект должен заранее осознавать и понимать основание этого единства или смысл проблемной ситуации, рассматриваемый системообразующим для технологии фактором.

Проблемную ситуацию, задающую смысл социальной технологии, можно обозначить следующим образом. В современной России наиболее мобильный активный социальный слой студенческой молодёжи обнаруживает снижение участия в спортивных мероприятиях. На фоне снижающихся показателей здоровья результаты социологических исследований позволяют сделать вывод о том, что физическая культура не является фундаментальной ценностью для современной студенческой молодёжи Удмуртии. Поэтому становятся очевидными общественные потребности разработки социальной технологии по всеобъемлющему использованию средств физической культуры для формирования нового стиля жизни, нового менталитета молодого поколения в отношении основных ценностей физической культуры как важнейших факторов обеспечения жизнеспособности и созидательной активности молодёжи.

Следующий элемент в структуре социальной технологии - её цель, которая определяется как субъективно определяемое предназначение деятельности, как предвосхищаемые результаты и способы деятельности. Н.Ф. Наумова рассматривает цель как «... сознательное намерение индивида изменить своё положение в проблемной, нестандартной для него жизненной ситуации» [3. С. 59]. Однако социальная технология как вид целерациональной деятельности несёт в себе серьёзные ограничения. Прежде всего, они уменьшают или даже отрицают альтернативный подход к рассмотрению проблемы, предлагая следовать заранее выбранному алгоритму.

Необходимо обратить внимание на возможность разделения цели самой технологии и цели субъекта технологии. Таким образом, цель обнаруживает двухуровневую структуру: внутреннюю цель как проект желаемого результата технологии и внешнюю цель по отношению к технологии. Относительно проблематики работы внутренняя цель технологии может быть определена как закрепление в сознании студенчества необходимости физической активности и формирования физической культуры. Целью применения технологии субъектом, представленным в данном случае институтом физической культуры, рассматривается обеспечение эффективности деятельности.

Социальная технология представляет собой многоуровневую систему. Её особенностью является то, что единственным, объединяющим все элементы социальной технологии признаком оказывается общность поля деятельности. Принципы построения такой системы определяют организацию социальной технологии и её содержание. В контексте данной работы в качестве объекта технологии рассматриваются ценностные ориентации студенчества, частично изменяющиеся в процессе усвоения норм физической культуры и здорового образа жизни. Субъектом в данном случае становится институт физической культуры, а сама технология рассматривается как инструмент воздействия на объект. Для успешного функционирования этой социальной технологии необходим не только комплексный подход, но и постоянный аналитический мониторинг происходящих изменений. Сюда относятся информационное обеспечение деятельности по формированию физической культуры студенчества и разработка рекомендаций по оптимизации социальной технологии в целях повышения эффективности деятельности субъекта.

Приступая к описанию средств социальной технологии формирования физической культуры студенчества, необходимо заметить, что средства рассматриваются как способ действия или достижения поставленных целей, а также как совокупность механизмов для осуществления деятельности. Способ - система действий, применяемых для выполнения работы. В реализации деятельности социальной технологии формирования физической культуры молодёжи используются средства, предлагаемые различными дисциплинарными подходами, такими как социальная антропология, культурология и психология.

Замыкающий компонент в структуре социальной технологии - это методы оценки её эффективности, проводимые на основе разных моделей. При реализации комплексного подхода, эффективность технологии оказывается тем выше, чем в большей степени она соответствует обозначенным в ней целям.

Эффективность социальной технологии оценивается через сопоставление возможных уровней деятельности, выделяемых В.И. Подшивалкиной: фактического, свидетельствующего о том, что может быть достигнуто при существующих ресурсах и ограничениях без внедрения технологии; налич-

74______________

2010. Вып. 1

Е.В. Морозова

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

ного, связанного с внедрением конкретной технологии при существующих ресурсах и ограничениях; потенциального при развитии использования технологических средств и снятии разного рода ограничений [5. С. 119]. При переходе с одного уровня на другой можно говорить о границах роста эффективности социальной технологии при наличии ограничения ресурсов её осуществления.

Для оценки эффективности социальной технологии формирования физической культуры студенчества возможно применение целевой модели оценочного исследования. Выводы о результатах реализации технологии могут быть сделаны на основании данных, полученных из мониторингового исследования ценностных ориентаций студенчества, посредством которого может быть выявлено отношение студенчества к физической культуре, её оценка.

Для разработки социальной технологии формирования физической культуры студенчества могут привлекаться ресурсы различных подходов. Однако именно социология может наиболее успешно выполнить интегративную функцию, связанную с определением единого смыслового поля деятельности, поскольку в социологической теории возможны не только теоретическое обоснование актуальности деятельности по формированию физической культуры студенчества, но и разработка принципов и конкретных методик реализации этой деятельности. Проведённое практическое исследование доказывает, что проблемы сохранения здоровья молодёжи и формирования мотивации к занятиям оздоровительными практиками приобретают всё более социально значимую направленность. По физическому состоянию человеческого потенциала Россия существенно отстает от передовых стран мирового сообщества. В частности, массовая национальная система физического, духовного и нравственного оздоровления населения, пропаганда здорового образа жизни - с выходом на индивидуальное самосознание и оперативный контроль за состоянием здоровья - все еще остаются на периферии приоритетных направлений государственной политики. Таким образом, очевидно, что в разрешении проблемы повышения роли физической активности и здорового образа жизни молодёжи необходимо усиление комплексной организационной стратегии государственного уровня, представленной не только прямой или косвенной финансово-материальной поддержкой сферы физической культуры и спорта, но и закрепленной законодательно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодёжи в условиях нестабильного общества. М., 1998.

2. Меренков А.В. Человек: взаимосвязь природного и социокультурного. Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2007.

3. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.: Наука, 1988.

4. Новокрещенов В.В. Взаимодействие сторон в управлении региональной системой физической культуры и спорта. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006.

5. Подшивалкина В.И. Социальные технологии: проблемы методологии и практики. Кишинёв: Молдова, 1997.

6. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. М.: Прогресс, 1976.

Поступила в редакцию 08.02.10

E. V. Morozova, assistant

The physical culture of modern students as the component of healthy lifestyle: sociological aspects

Physical culture as the important social phenomenon passes over all levels of modern society. It is one of the main components of personality’s general culture. Sociological polls shows that the physical activity, depends on personality’s preferences and value attitudes. Physical activity, in which included the students, is the effective one, which confluence public and personal interests, formed individual necessaries.

Keywords: student youth, physical culture, lifestyle, the formation of physical culture.

Морозова Елена Вениаминовна, ассистент ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская,1 (корп.6)

Е-mail: e moroz@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.