Научная статья на тему 'Социальное управление: перспективные направления исследований'

Социальное управление: перспективные направления исследований Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
822
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРА / НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Багаев Алексей Владимирович, Шетулова Елена Дмитриевна

Развитие современного социума породило ряд проблем системного характера. Среди них далеко не последнее место занимает проблема управления человеческим обществом. В данной статье проанализированы основные направления исследования управления обществом. Центральный момент работы заключен в раскрытии взаимосвязи управления и общества как необходимых элементов развития системы «общество-культура-природа». Отдельно рассмотрен вопрос влияния процессов управления на динамику социального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное управление: перспективные направления исследований»

УДК 316.65.0

А.В. Багаев, Е.Д. Шетулова СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ:

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕ ДОВАНИЙ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА

Развитие современного социума породило ряд проблем системного характера. Среди них далеко не последнее место занимает проблема управления человеческим обществом. В данной статье проанализированы основные направления исследования управления обществом. Центральный момент работы заключен в раскрытии взаимосвязи управления и общества как необходимых элементов развития системы «общество-культура-природа». Отдельно рассмотрен вопрос влияния процессов управления на динамику социального развития.

Ключевые слова: общество, управление, личность, культура, направления исследований.

Актуальность темы исследования обусловлена усиливающейся глобализацией и необходимостью решать проблемы социума, носящие системный характер. Тема исследования предполагает последовательное раскрытие содержания и динамики управления с точки зрения адекватно выбранных методологических принципов. Методы есть операционные характеристики субъекта и являются средствами деятельности по познанию и преобразованию объектов любой природы. Поэтому система принципов, отражающих методологию исследования, носит универсальный характер и опирается на диалектику как учение о единстве противоположностей. В данной работе мы ориентировались на следующую систему принципов [1]. Принцип гуманизма (гармоничное развитие человека как высшей ценности). Принцип объективности (онтологический, гносеологический, аксиологический, праксиологический аспекты; принятие вещей такими, какие они есть). Принцип всесторонности (изучение всех предметов, отношений, свойств, процессов исследуемого объекта). Принцип детерминизма (причинное объяснение всех явлений). Принцип практики (деятельность с точки зрения ее функций, взятая в ее отношении к будущему познанию, движению). Принцип деятельности (целесообразное взаимодействие человека с миром). Принцип мерности (единства количества и качества). Принцип системности (структурированный состав). Принцип конкретности (изучение объекта в определенной системе отсчета; учет места, времени, условий и т.д.). Принцип социальности (человек как система общественных отношений, функций, ролей в социальных институтах). Принцип развития (возникновение из простого сложного, из низшего высшего; всесторонность, оптимальность и деятельность как критерии развития). Принцип поляризации (единство и борьба противоположностей как взаимоисключающие и взаимопредполагающие явления). Принцип иерархии целей (система идеально существующих результатов деятельности; ранжирование целей по значимости и развитости). Принцип трансформации цели в критерий оценки (учет цели, результата и всех компонентов системы деятельности).

Управление - функция систем различной природы и сложности, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание внутреннего режима функционирования и осуществление нужных программ. В социальном управлении задействованы сразу два взаимосвязанных фактора: сознательный и спонтанный способы регулирования. В политическом процессе управление усложняется за счет усиления взаимосвязи его общественно-производительной, социально-интегративной и собственно управленческо-политической функций. Процесс управления включает задачи: прогнозирование и проектирование; планирование и принятие решений по различным проблемам; регулирование ресурсов; руководство общественной жизнью. Управление экономической сферой включает в себя: 1) разработку стратегии и так-

тики, 2) оптимальную организацию деятельности звеньев госаппарата, 3) рациональное регулирование системы функциональных фаз и ранжированных составных частей (координация, субординация) различных уровней по информационным, ресурсным и функциональным объемам полномочий, 4) формирование легитимной институциональной иерархии, принятие управленческих решений, их реализация и контроль, обеспечение самокоррекции и обратной связи с объектами управления, 5) взаимосвязь с другими сферами общества. Управление связано с созданием институтов, упорядочиванием участия новых групп, стимулированием изменений в различных сферах жизни. Управление экономическими изменениями делится на динамическое и статическое, кризисное и устойчивое, различается по сложности, специализации и дифференциации. Регулирование экономической сферой ориентировано в основном на современные, модернизационные процессы.

Организация экономики социума включает в себя исследование и решение следующих вопросов в этой сфере: потребности, идеалы, программы, реализация решений, природа и принципы управления, мировоззрение субъектов и объектов управления, причины самоорганизации групп; создание, сохранение, изменение и распад экономических систем; цели общества и свобода человека, власть в управлении, права и ответственность человека и общества. Система управления предполагает определенные территорию, цели, структуру общества, критерии и качества управления, идеологию и мобилизацию, конфликты и их решения, механизмы формирования гармоничных человека и общества, начальные условия, традиции и динамику развития, диалектику различных типов экономики.

Отсутствие легкости в реализации духовности в обществе и, особенно, в экономической сфере обусловлено и теоретическими, и практическими трудностями. Попытки преодолеть эти трудности, связать теорию и практику предпринимались неоднократно и в разных планах. Остановимся на некоторых из них.

Так, экспертами ООН введен и активно используется для оценки хозяйственной жизни индекс качества развития человеческого потенциала, непосредственно связанный с духовностью. В.М. Симчера соотносит указанный индекс с рейтингами деловой активности, инвестиционной привлекательности, предпринимательской уверенности и экономической эффективности регионов России, которые, на его взгляд, наиболее полно отражают текущее состояние и перспективы развития хозяйственной сферы [2].

Постепенно в исследовании проблемы в заявленном «ключе» складываются две взаимодополняющие традиции. Ряд авторов, занимающихся данной темой, разрабатывают иерархию показателей качества жизни, сходных с указанным индексом, от самореализации человека и морально-психологического климата в обществе до социально-экономического положения (уровень безработицы, средняя зарплата, степень удовлетворения потребности в качественных товарах и услугах и т. п.) [3]. Другие авторы разрабатывают проблему в плане исследования и совершенствования корпоративной культуры («кодекс» морали и поведения в коллективе, стимулирование труда и «здоровое» соревнование). Причем корпоративная культура, в большинстве случаев, связывается с национальной культурой, социальноэкономическим развитием общества [4]. Но и в том, и в другом случае феномен духовности имплицитно соотносится с хозяйственной сферой на началах сплочения различных социальных групп.

Заслуживает, по мнению авторов данной работы, внимания и концепция достойного труда, направленная на развитие трудовых отношений и повышения экономического уровня стран СНГ, разработанная несколько лет назад в Международной организации труда (МОТ). Данная концепция определяет, в частности, признаки достойного труда. К ним относятся: личностный рост, социальная защита, активное участие в принятии управленческих решений, безопасность на рабочем месте, справедливый доход, производительный труд, способный обеспечит конкурентность страны и ряд других [5]. Ясно, что без духовного «наполнения» экономической сферы невозможно осуществить указанные признаки на практике, на что справедливо было указано при обсуждении данной концепции.

Комплексный подход к предмету изучения определяется интеграцией направлений исследований. В современной отечественной и зарубежной науке по данному вопросу сложились следующие области исследований.

Предметная сфера социологии управления. Предметом социологии управления являются большие социальные группы и институты, действующие в сфере управления. К общесоциологическим категориям, включенных в данную сферу, относятся: социальная структура (совокупность социальных институтов, ролей и статусов), социальная группа (совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию или выполняющих одну и ту же роль), культура (совокупность материальных и духовных ценностей), социализация (обучение культурным нормам и ролям), социальная стратификация (расположенные друг над другом страты) [6].

Управление - это властная форма закрепления социальных отношений людей (социальная иерархия, контроль, делегирование полномочий, стиль руководства, конфликты и др.). К функциям управления относятся: нормирование, планирование, учет, контроль, анализ, регулирование. Классификация функций зависит от предмета управления (качество, труд, зарплата, НТП, охрана труда), производственных ресурсов (трудовые, материальные, технические, финансовые).

Удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества осуществляется через социальные институты: институт семьи и брака (воспроизводство людей), политические институты (безопасность и социальный порядок), экономические институты (добывание средств существования), институты образования, науки, культуры (передача знаний, социализация, подготовка кадров), институты религии (решение духовных проблем). Различают несколько управленческих революций, качественно меняющих тип управления обществом. На современном этапе развития социума происходит профессионализация и специализация труда менеджера, усиление корпоративности управления.

Универсально-исторические законы иерархии. Можно отметить, что государственному и рыночному типам экономики соответствуют свои типы управления обществом. Кроме того, социальная иерархия должна базироваться на следующих принципах: четкое разделение труда, иерархичность управления, наличие формальных правил и норм, дух формальной обезличенности, квалификационные требования к должности. Законы иерархии учитывают ограниченность вакансий, расположенных наверху пирамиды управления. Так, Л.А. Зеленов выделяет следующие законы социального управления [7]:

стабильности управленческой деятельности; обращаемости управления на все сферы общественной жизни; исторической трансформации управления в самоуправление. полноты функционирования управления;

минимизации затрат при достижении максимального результата; информационного обеспечения планирования; полнокомпонентного обеспечения организации;

приведения субъекта управления в изоморфное состояние с объектом управления; соответствия уровней управления (стратегическое, тактическое, оперативное);

10) алгоритма управления (идея, концепция, программа, механизм реализации, деятельность).

При этом важнейшую роль в управлении играют различные социальные блага и экономические ресурсы (земля, труд, капитал, управление).

Пристального внимания заслуживают качество управленческих решений (квалификация, опыт), власть и ответственность руководителя (обязательство исполнения задач). Регулятором данных моментов управления выступает система социальных фильтров иерархии (односторонне направленный механизм отсева кандидатов, не способных или не достойных занимать освободившиеся вакансии). Тайным механизмом действия законов иерархии являются мотивации и вознаграждения. Мотивация - это процесс побуждения себя и других к

деятельности для достижения личных целей или целей организации. Поэтому не случайно психологические аспекты управления обществом становятся объектом научного изучения.

Власть и социальный контроль. Социальная природа власти имеет как минимум три аспекта: директивный (обязательное исполнение приказания), функциональный (реализация общественного управления), коммуникативный (осуществление общения, использование языка). Власть, как форма социальных отношений, характеризуется способностью влиять на поведение других благодаря административно-правовым механизмам. Различают несколько психологических концепций власти (кросс-культурные, гендерные и др.). Власть имеют те, кто создает нормы и применяет санкции, что составляет три элемента социального контроля. Отсутствие и ослабление последнего ведут общество к аномии, беспорядкам, смуте и социальному раздору. С другой стороны, налаженный механизм социального контроля - фундамент общественной стабильности.

Социальное и организационное пространство [8]. Социальным пространством называется совокупность точек на воображаемом континууме, имеющем заданное число осей измерения, описывающих структуру общества. Обычно координаты выражают социальную стратификацию, социальные институты и социальный состав населения. Данное пространство связано с социальной организацией, представляющей собой систему социальных групп и отношений между ними, направленную на достижение определенных целей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определенных правил. Бывают формальные и неформальные организации, открытые и закрытые. Каждая социальная организация имеет свою управленческую пирамиду. От отношений, возникающих в организациях, зависит организационное пространство - внутренняя топология социальной организации, структура которой задается не столько физическими, сколько статусно-символическими границами (физические, функциональные, статусные, иерархические). Этими параметрами определяется структура управления организацией (горизонтальные, вертикальные и функциональные связи). Эффективное управление должно базироваться на основных принципах существования любой организации (единоначалие, отчетность за результаты, диапазон контроля и др.). Важным феноменом в исследованиях управления обществом стала организационная структура, определяющая состав и соотношение различных уровней в организации производства, а также формы этой организации (различают линейные, линейно-функциональные, матричные, дивизиональные, сетевые структуры). Динамика организационной структуры отражается в ее жизненном цикле и особенностях управления.

Законы и модели организационного поведения (ОП) [9]. Различают несколько типов ОП: по степени осознанности поведения (целерациональное и неосознанное), по целям (индивидуальное, групповое, общеорганизационное), по типу воздействия на субъекта-носителя (реактивное, конформное, ролевое), по последствиям поведения (конструктивное, деконст-руктивное), по форме протекания (кооперированное, конфликтное). Законы социального неравенства и социальной поляризации порождают у нижних слоев иерархии скрытое недовольство, психологию подполья, что отражается в ОП в виде забастовок, сознательном ограничении норм выработок и т.п. Как и в других случаях на первый план выходят механизмы достижительной мотивации, связанные с законом возвышения потребностей. Кроме того, в исследования по управлению организацией и обществом в целом входит конфликтология как необходимый элемент знания по реальной и противоречивой жизни людей.

Каналы вертикальной мобильности. В плановой и рыночной типах экономики служебное продвижение происходит по-разному. В рыночном обществе основным критерием отбора является качество базового образования. В административной системе действуют не только профессиональные, но и непрофессиональные критерии отбора кадров, основанные на личных связях. Здесь в качестве социального лифта выступают институты общественной работы (например, при социализме - партийная, комсомольская и профсоюзная работа). Напротив, в условиях рынка взаимоотношения между людьми внутри организации обычно строятся на договорных началах, где обязательства сторон четко определены.

Власть, авторитет, лидерство. Категориальный анализ базовых понятий науки управления должен предшествовать дальнейшим разработкам по конкретным направлениям как управления отдельной организацией, так и обществом в целом. Под авторитетом принято понимать общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах. Власть означает способность манипулировать или контролировать поведение других в собственных целях. Если руководство применимо больше к формальным организациям, то лидерство - к неформальным, оно является процессом, с помощью которого одно лицо оказывает влияние на членов группы. Под лидерством понимают «способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей» [10]. Скорее не должностные возможности как у руководителя, а личные качества как у лидера более обеспечивают эффективное управление организацией.

Корпоративная (организационная) культура. Организационная культура (ОК) обеспечивает организации стабильность, преемственность, организационную идентичность, повышение самосознания и ответственности. Управление ОК осуществляется «сверху» (руководитель воодушевляет и претворяет в жизнь ценности организации) и «снизу» (внимание к деталям организации со стороны менеджеров: вещи, символы, образцы поведения). Управление ОК включает все стороны жизни организации: уровни ОК (базовые предположения, ценности, символы), структуру ОК (ценностно-нормативная, организационная, коммуникации, социально-психологические отношения, внешняя идентификация организации), содержание ОК (язык общения, внешний вид, питание, использование времени, ценности), типы ОК (силовая, ролевая, личностная, целевая), формирование ОК (определение миссии организации, базовых ценностей, стандартов поведения, традиций и символики), изменение и поддержание ОК (изменение и поддержание объектов организации, стиля управления, ролей и программ обучения, критериев стимулирования, кадровой политики, символики и обрядности). Управление ОК учитывает влияние этнонациональных факторов на жизнь организации: отношение человека к природе (подчинение, гармония, господство), ориентация во времени (нахождение в прошлом, настоящем, будущем), вера в природу человека (позитивная, негативная), ориентация на деятельность (удовольствие, процесс, результат), отношение между людьми (иерархичность), ориентация в пространстве (часть, целое). Существует обратное влияние ОК на эффективность управления (кооперация между индивидуумами и частями организации, принятие решений, контроль, коммуникация, посвященность организации, восприятие организационной среды, оправдание своего поведения).

Пристального внимания заслуживает поведение субъектов и объектов управления. Необходимость организации и согласования действий для достижения целей делает управление не только вынужденным, но и гуманизирующим, совершенствующим природу человека. Активное самоутверждение личности происходит за счет освоения различных социальных ролей. Коллективные субъекты и объекты управления устойчивы при согласовании действий и следованию единому идеалу. Процессы социализации и управления поддерживают и упорядочивают поведение индивида. На поведенческий аспект управления особо влияют коммуникации современного общества. Утечка и негибкость управления зависит от эффективности управляющей структуры. Различают три формы поведения: инстинкты, навыки и разумные действия. На поведение субъектов и объектов управления влияют внешняя среда, потребности индивида и группы, мотивы. Теплые отношения человека с его окружением (эмоциональный комфорт, одобрение, команда единомышленников, защищенность и др.) -показатель эффективности управления не только в экономике.

Таким образом, правомерно сделать ряд выводов. Во-первых, предложенный в данной статье интегративный подход, по мнению авторов, плодотворен в смысле выработки единых принципов структурирования и динамики как отдельной организации, так и социума в целом. Во-вторых, управление обществом, основанное на началах, учитывающих гуманитарную составляющую, представляется более эффективным в стратегическом и тактическом

планах. В-третьих, основными «элементами» этой гуманитарной составляющей выступают интерес к человеку, обязательства организации по отношению к своим членам. Именно учет этих «элементов» позволит адекватно осуществлять принятие решений, выстраивание системы контроля, оценку выполненной работы внутри данной организации. А человеку, являющемуся ее членом, иметь должный уровень ответственности и грамотно планировать свою карьеру.

Библиографический список

1. Зеленов, Л.А. Введение в общую методологию: монография [Текст] / Л.А. Зеленов. - Н. Новгород: изд-во Гладкова О.В., 2002. С. 5-109.

2. Симчера, В.М. Рейтинги деловой активности, инвестиционной привлекательности и предпринимательской уверенности [Текст] // Вопросы статистики. 2005. № 6. С. 3-12.

3. Малашенко, В. Социальный дискомфорт - опасный симптом [Текст] // Человек и труд. 2005. № 3. С. 35-36.

4. Тикин, В. Соревнование в рамках [Текст] // Человек и труд. 2005. № 5. С. 78-80.

5. Достойный труд - высокая цель и жизненная необходимость («круглый стол» на тему «Достойный труд в XXI веке») [Текст] // Человек и труд. 2005. № 1. С. 10.

6. Савчук, С.И. Социальное управление: базовые понятия [Текст] / С.И. Савчук. - Н. Новгород: изд. Гладкова О.В., 2001. - 92 с.

7. Зеленов, Л.А. Законы социального управления [Текст] // Законы управленческой сферы общества: Материалы УИ-ой Международной ярмарки идей, 32 Академического симпозиума. -Н.Новгород: изд-во Гладкова О.В., 2004. С. 12-15.

8. Гибсон, Дж.Л. Организации: поведение, структура, процессы / Дж.Л. Гибсон, А.М. Иванце-вич, Д.Х. Доннелли-мл. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 662 а

9. Ньюстром, Дж.В. Организационное поведение [Текст] / Дж.В. Ньюсром, К. Дэвис. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 448 с.

10. Мескон, М. Основы менеджмента [Текст] / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 1992. С. 489.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.