Научная статья на тему 'Обоснование концепции социологии местного самоуправления'

Обоснование концепции социологии местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
503
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ / SOCIOLOGY OF MANAGEMENT / LOCAL SELF-GOVERNANCE / STATE GOVERNANCE / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шубина Анастасия Александровна

Автор статьи, обосновывая целесообразность и перспективность выделения социологии местного самоуправления как достаточно самостоятельного поднаправления социологии управления, обратилась к определениям объекта и предмета исследований и попыталась определить их специфику применительно к местному самоуправлению. При всем многообразии применяемых для описания явлений, связанных с управлением большими сложными живыми системами, автор приводит несколько широко известных определений, демонстрирует структуру и содержание направлений социологии управления, определяет несколько направлений исследований в социологии местного самоуправления, которые обосновывают ее специфику и перспективность выделения в рамках социологии управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Background of the Concept of Sociology of Local Self-Governance

The article deals with the sociology of local government arguing that it is an independent trend in sociology of management focusing on the researches in local governance. Current trends and definitions in the field of sociology of local governance are discussed.

Текст научной работы на тему «Обоснование концепции социологии местного самоуправления»

9. Graetz M., Wilde L. The Economics of Tax Compliance: Facts and Fantasy // National Tax Journal. 1985. Vol. 38. P. 355-363.

10. Hoppe Н.-Н. The Sociology of Taxation // Mises Daily. 2006. 25 February.

11. Kelman H. Manipulation of Human Behaviour: An Ethical Dilemma for the Social Scientist // Journal of Social Issues. 1965. Vol. 21. P. 31-46.

12. Nerre B. Tax Culture as a Basic Concept for Tax Policy Advice // Economic Analysis and Policy. 2008. Vol. 38. № 1. P. 153-167.

13. Nerre B. The Japanese Post-War Tax Culture Shock Reconsidered. UCLA, Los Angeles, CA, USA, July 17-19, 2005b.

14. Nerre B., Pallas C. The German Reunification Revisited: First Insights From A Tax-Cultural Perspective // Diskussionsschriften aus dem Institut für Finanzwissenschaft der Universität Hamburg. Nr. 71/2004.

15. Ockenfels A., Weimann J. Types and Patterns: An Experimental East-West-German Comparison of Cooperation and Solidarity // Journal of Public Economics. 1999, Vol. 71. P. 275-287.

16. Polinsky M., Shavell S. The Economic Theory of Public Enforcement of Law // Journal of Economic Literature. 2000. Vol. 38. P. 45-76.

17. Pyle D. The Economics of Taxpayer Compliance // Journal of Economic Surveys. 1991. № 5. P. 163-198.

18. Schmölders G Survey Research in Public Finance — A Behavioral Approach to Fiscal Theory // Public Finance. 1970. Vol. 25. No. 2.

19. Torgler B. Does Culture Matter? Tax Morale in an East-West-German Comparison // FinanzArchiv. 2003. Vol. 4. P. 504-528.

20. Torgler B. Tax Morale in Latin America, WWZ-Discussion Paper 03/03, Basel: WWZ. 2003.

21. Torgler B. Tax Morale in Transition Countries // Post-Communist Economies. 2003. Volume 15. Issue 3. P. 357-381.

22. Torgler B. Tax Morale: Theory and Empirical Analysis of Tax Compliance. Dissertation zur Erlangung der Würde eines Doktors der Staatswissenschaften. Basel. den 11. Juli 2003.

23. Torgler B., Murphy K. Tax Morale in Australia // Journal of Australian Taxation. 2004. Vol. 7(2). P. 298-335.

А. А. Шубина

ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИОЛОГИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Автор статьи, обосновывая целесообразность и перспективность выделения социологии местного самоуправления как достаточно самостоятельного поднаправления социологии управления, обратилась к определениям объекта и предмета исследований и попыталась определить их специфику применительно к местному самоуправлению. При всем многообразии применяемых для описания явлений, связанных с управлением большими сложными живыми системами, автор приводит несколько широко известных определений, демонстрирует структуру и содержание направлений социологии управления, определяет несколько направлений исследований в социологии местного самоуправления, которые обосновывают ее специфику и перспективность выделения в рамках социологии управления.

Ключевые слова: социология управления, местное самоуправление, государственное управление, менеджмент.

A. Shubina

Background of the Concept of Sociology of Local Self-Governance

The article deals with the sociology of local government arguing that it is an independent trend in sociology of management focusing on the researches in local governance. Current trends and definitions in the field of sociology of local governance are discussed.

Keywords: sociology of management, local self governance, state governance, management.

Обосновывая целесообразность и перспективность выделения социологии местного самоуправления как достаточно самостоятельного поднаправления социологии управления, обратимся к определениям объекта и предмета исследований и попытаемся определить их специфику применительно к местному самоуправлению. При всем многообразии применяемых для описания явлений, связанных с управлением большими сложными живыми системами, приведем несколько широко известных определений.

Итак, энциклопедическое определение управления таково: управление — элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Социальное управление — воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Различают стихийное управление, воздействие которого на систему есть результат перекрещивания различных сил, массы случайных единичных фактов, и сознательное управление, осуществляемое общественными институтами и организациями. Границы, содержание, цели и принципы социального управления зависят от социальнополитического строя...[6, с. 1396].

Согласно статье 7 Конституции РФ, Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достой-

ную жизнь и свободное развитие человека. Создание таких условий обеспечивают органы государственной власти федерального уровня и уровня субъектов федерации.

Таким образом, государственное управление — это сознательное и целенаправленное воздействие, осуществляемое специальными уполномоченными органами государственной власти по их предметам ведения и в объеме полномочий на основании и в порядке, определенном законодательством, с целью обеспечения достойных условий жизни личности, семьи и общества в целом.

Общественное управление делами государства осуществляется, в основном, политическими партиями, профессиональными союзами, общественными объединениями и иными негосударственными организациями, а также гражданами РФ (ст. 32, 33 Кон -ституции РФ). Согласно статье 12 Консти -туции РФ, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Но поскольку их прерогативой является решение задач местного значения, многие из которых является хозяйственными, эту форму управления можно называть «социальноэкономической».

Рассмотрим смысл, вкладываемый учеными в понятие «менеджмент», или «управление организацией».

Управление организацией — целенаправленное воздействие на систему (учреж-

дение, предприятие, институт и т. п.) или на процесс (разработку нормативных документов, проектирование структуры управления и т. п.) [7].

По А. Файолю, «Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать» [8, с. 12] (здесь речь идет об основных функциях управления в трактовке классика менеджмента).

Выделяют также понятие «наука управления». Предмет науки управления — законы и закономерности управления как целостного, комплексного и конкретного социального явления.

Очень важно отметить, что законы действуют не автоматически, а только через деятельность людей, при этом знание и следование законам определяет их поступки и поведение, а субъективность человека способна радикально исказить проявление закона [5, с. 12].

«В упрощенном понимании, менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент — по-русски «управление» — функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент — это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеры — это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

В культуре развитых капиталистических стран понятие менеджмент очень часто соседствует с понятием бизнес. Бизнес — это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. «Управление бизнесом» (business management) — это управление коммерческими, хозяйственными организациями. Наряду с этим практически как синоним применяется термин business administration, который можно

перевести как «деловое администрирование». Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но если речь идет о государственных органах любого уровня, более правильно использовать термин public administration — «государственное управление» [4, с. 5]. Будем считать обоснованным соотносить понятие «менеджмент» с понятием «бизнес» в том смысле, что менеджмент осуществляется в сфере бизнеса, т. е. в области создания продуктов и услуг для реализации на рынке.

Управление человеческим сообществом может определяться как социальное управление, государственное управление — как управление социумом в целом, состоящим из множества стратификационных групп и групп интересов, местное самоуправление — как управление субъект-объектами местного самоуправления, стратифицированными по основаниям, необходимым для понимания их сущности, интересов и для эффективного управления ими (с точки зрения субъекта оценки), управление организацией (менеджмент) — как управление организациями в сфере бизнеса, т. е. функционирующими для производства товаров и услуг с целью извлечения прибыли.

Общепринято считать, что объект науки: 1) это реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира; 2) область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск; 3) поле исследовательской деятельности.

Предмет науки: 1) воспроизведение объективной реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых, с точки зрения науки и практики, закономерных связей и отношений этой реальности;

2) результат теоретического абстрагирования, позволяющий выявить определенные закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, интересующие данную науку; 3) модель изучаемого объекта (как результат абстрагирования), созданная с точки зрения значимой стороны части

аспекта для данной науки; 4) более узкое, по сравнению с объектом, понятие, которое указывает на какую-либо сторону, аспект, элемент объекта, интересующие конкретную науку.

Обратимся к понятиям, к объекту и предмету научной дисциплины «Социология управления». Приведем несколько определений из работ разных авторов.

«Социология управления — наука, благодаря которой концептуальный аппарат и методические приёмы, разработанные в социологии, находят свое применение в сфере управленческих отношений, возникающих в любом обществе и в любую историческую эпоху» [3, с. 3]. В другом месте этой же работы говорится о том, что «социология управления... изучает социальные отношения в сфере управления, или социальный аспект управления» [3, с. 3]. Можно найти и такое определение: «. мы можем сформулировать предмет социологии управления. Им являются большие социальные группы и институты, действующие в сфере управления» [3, с. 163]. В этом случае возникает вопрос: «А что же является объектом науки «социология управления»?

«Социология управления как часть общей социологии рассматривает процесс становления, функционирования и развития определённой сферы жизнедеятельности; исследует механизм социальных изменений и социальных отношений, закономерности социальных действий и поведение в процессе управления. Объектом социологии управления являются управленческие процессы, протекающие в обществе и в его отдельных подсистемах (политической, экономической, социальной, социокультурной) или организациях (предприятиях, учреждениях и др.), рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующих в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества. Предмет

социологии управления составляют изучение, оценка и совершенствование процессов управления различных типов общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп» [2].

«Объектом социологии управления являются управленческие процессы, протекающие в обществе, в его отдельных подсистемах или организациях, рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующих в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества. Предмет социологии управления составляют изучение, оценка и совершенствование процессов управления в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждая из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп. Она изучает многообразную деятельность органов управления, государственных, общественных, прежде всего как социальных систем. Она включает в свою предметную область также исследование и формирование целей управления с точки зрения социальноэкономических и социально-психологических критериев, их соответствие интересам и ожиданиям управляемых, анализ и оценку социальных исследований принимаемых управленческих решений, определение эффективности управленческих действий» [1].

В паспорте научных специальностей ВАК РФ определено содержание специальности 22.00.08 — «Социология управления»: исследование социальных механизмов и способов управленческого воздействия на общество, его отдельные сферы (экономическую, социальную, политическую, духовную), социальные группы и организации, на

сознание и поведение людей. В проблемном поле социологии управления разрабатываются концепции управленческого процесса как особого типа социального взаимодействия, обладающего устойчивыми и регулярными формами. Социологические перспективы исследования субъектно-объектных отношений в процессе управления определяются изучением, с одной стороны, институтов управления (механизмов отбора и подготовки персонала; специализации в разделении ролей и функций; иерархии статусных позиций, механизмов контроля и оценки поведения персонала и др.), а с другой — социальных результатов принимаемых управленческих решений (оценки эффективности и качества управления, межличностных отношений в процессах управления, ценностных ориентаций, мотивации и степени участия индивидов в управлении и др.).

Состав социальных групп, их размеры, типология оставляются на усмотрение исследователя.

Вышеприведенные материалы показывают неоднозначность представлений о таком сравнительно новом научном направлении в социологии, как социология управления.

А. И. Кравченко и И. О. Тюрина выделяют в рамках социологии управления такое отдельное направление, как социология менеджмента: «Социология менеджмента — специальная социологическая дисциплина, изучающая поведение руководителей и подчиненных в рамках отдельно взятой организации, а также отношения и взаимодействия больших социальных групп, связанных с управлением, например, управленческих элит в рыночном обществе. Предмет этой дисциплины во многом совпадает с предметом общего менеджмента, а еще точнее, его подраздела, именуемого «управлением персоналом». Вместе с тем методы этой дисциплины, способ анализа ею социальных яв-

лений, концептуальные подходы позаимствованы из социологии. Подобный синтез оказался крайне плодотворным, ибо социологии менеджмента удалось обнаружить такие фундаментальные тенденции и закономерности в развитии обществ и соответствующих им систем управления, такие формы и особенности социальной иерархии, социальной стратификации и структуры человеческих отношений, которые в социологии обычно обходили стороной, а в менеджменте, в силу его практической направленности на решение техникоорганизационных вопросов, и вовсе не затрагивались» [3, с. 176].

Данная тенденция представляется нам вполне конструктивной, поскольку декомпозиция системы, явления, науки позволяет, с одной стороны, глубже проникнуть в существо изучаемых явлений, процессов, в природу системы, а с другой стороны, выделить специфические, не поддающиеся объяснениям на более высоком уровне обобщений причинно-следственные связи и факторы поведения.

Продемонстрируем на рисунке структуру и содержание направлений социологии управления.

Определим некоторые направления исследований в социологии МСУ, обосновывающих ее специфику и перспективность выделения в рамках социологии управления.

Исследование факторов социальной активности местного сообщества — групп (страт) и индивидов, установление репрезентативных групп при проведении социологических исследований, проблемы и факторы привлечения к управлению, расширение состава и числа участников самоуправления.

Стратификация местного сообщества по разным основаниям, признакам, параметрам, в том числе по основанию социальной активности.

Социология государственного управления (включая уровень регионов) Социология местного самоуправления -»■ Социология менеджмента

Ветви и органы государственной власти как социальные группы, как группы интересов, их цели, задачи в идеале и фактические, управление социумом в целом и всеми формами его существования, развитие средовых аспектов (РБ8ТБЬ), отношения групп, восприятие друг друга, влияние друг на друга, конфликты интересов, влияние групп интересов на поведение социумов, управленческих групп, проблемы и направления исследования из паспорта научной специальности «социология управления» и паспорта «менеджмент» (темы по публичному управлению). Специфика: высокий уровень, длинная дистанция власти.

Система: государство (органы управления), социум в целом, его обеспечение; элементы: социумы, группы интересов, регионы, их отношения; среда: РБ8ТББ, т. е. политические, экономические, социальные (стратификационные по разным основаниям, признакам, параметрам в масштабе социума), технические, законодательные факторы и факторы окружающей среды

Представительная, исполнительная и контрольная ветви, миссия, цели, задачи в области быта населения, рекреационно-релаксационная функция, идеальные модели и реальность, группы интересов и конфликты интересов. Самоуправление на уровне представительной власти и взаимодействие (основы отношений) представительной и исполнительной власти, исполнительная власть как хозяйственная организация и управление ею в интересах групп населения. МСУ как школа гражданского общества. Самоуправление как короткая дистанция власти.

Система: местное сообщество и его обеспечение; элементы: страты, органы МСУ, их отношения; внешняя среда: РБ8ТББ

По Кравченко: то же, что и управление персоналом. Специфика: хозяйственная организация, нацеленная на получение прибыли. Направление исследований и проблемы: из паспорта научной дисциплины «менеджмент» (кроме раздела «публичное управление»).

Формальное и неформальное управление, короткая дистанция власти. Элементы самоуправления в командах, в пределах делегирования полномочий.

Система: организация, ее структурные и функциональные элементы, их связи, отношения; внешняя среда: РБ8ТББ

Понятие социальной активности в местном самоуправлении: индивидуальное и

групповое поведение, проявляющееся в мотивации, вербальном компоненте (высказываниях), в реальной деятельности (поиск возможностей для участия, реальное участие) в самоуправлении.

Факторы стимулирования социальной активности: информированность страты в

наиболее понятной и доходчивой форме (для каждой страты — свои особенности донесения информации), формирование доверия, вовлечение в соучастие в управлении и в получении обратной связи по результатам деятельности ветвей местной власти. Исследование состава и действенности факторов, поиск эффективных методов и форм развития социальной активности.

Возможности материального и нематериального стимулирования социальной активности населения.

Исследование имеющихся социальнопсихологических установок по отношению к местной власти в разрезе страт, разработка мероприятий по использованию факторов повышения социальной активности также в разрезе страт.

Изменение системы управления местным сообществом на основе перехода к реальному социальному управлению:

1) выявление мнений, ожиданий, потребностей разных страт местного сообщества в услугах в сфере быта, рекреационного, релаксационного характера;

2) разработка миссии СМУ;

3) разработка стратегии;

4) разработка умных убедительных целей;

5) разработка планов по обеспечению удовлетворения потребностей;

6) балансировка планов в соответствии с критериями срочности, важности, наличия ресурсов;

7) организация исполнения планов;

8) оценка разными социальными стратами результатов (обратная связь);

9) переход к следующему циклу управления с учетом полученных результатов и отношения к ним социальных групп населения.

Сопровождение процесса управления системой мониторинга и информирования на основе социологических исследований, разработки и реализации программ, интеграция требующихся ресурсов для исполнения пожеланий, ожиданий, потребностей разных страт сообщества, разработка соответствующих социально ориентированных методик управления для органов управления МО, проведение экспериментов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андросова Л. А. Социология управления: Учебно-методические рекомендации. Пенза: Изд-во ПГУ, 2002.

2. Еремина Е. В. Социология управления: Текст лекций. Пенза: Изд-во ПГУ, 2009.

3. Кравченко А. И., Тюрина И. О. Социология управления: фундаментальный курс. М.: Академический Проект, 2006.

4. МесконМ. Х. и др. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.

5. Основы научного управления социалистической экономикой / Под общ. ред. В. Г. Белова. М.: Мысль, 1988.

6. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1981. С. 1396.

7. Управление социалистическим производством: Словарь. М.: Экономика, 1983.

8. Управление — это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М.: Республика, 1992. С. 12.

REFERENCES

1. Androsova L. A. Sotsiologija upravlenija: Uchebno-metodicheskie rekomendatsii. Penza: Izd-vo PGU,

2002.

2. EreminaE. V. Sotsiologija upravlenija: Tekst lektsij. Penza: Izd-vo PGU, 2009.

3. Kravchenko A. I., Tjurina I. O. Sotsiologija upravlenija: fundamental'nyj kurs. M.: Akademicheskij Proekt, 2006.

4. Meskon M. H. i dr. Osnovy menedzhmenta. M.: Delo, 1992.

5. Osnovy nauchnogo upravlenija sotsialisticheskoj ekonomikoj / Pod obshch. red. V. G. Belova. M.: Mysl', 1988.

6. Sovetskij entsiklopedicheskij slovar'. M.: Sovetskaja entsiklopedija, 1981. S. 1396.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Upravlenie sotsialisticheskim proizvodstvom: Slovar'. M.: Ekonomika, 1983.

8. Upravlenie — eto nauka i iskusstvo: A. Fajol', G. J. Emerson, F. Tejlor, G. Ford. M.: Respublika, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.