Научная статья на тему 'Психологические аспекты управления экономической сферой социума'

Психологические аспекты управления экономической сферой социума Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
572
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ЛИЧНОСТЬ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ / ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багаев Алексей Владимирович

Основным предметом анализа в настоящей статье являются психологические аспекты управления экономической сферой социума. Исследование описывает влияние психологических аспектов управления на экономическую сферу. Фактически, объектом научного исследования является взаимосвязь между управлением, психологическими аспектами и экономической сферой как необходимых элементов развития системы «общество культура природа». Современная экономическая сфера рассматривается как результат кризиса управления. Базовыми понятиями анализа выступают: «общество», «управление», «экономическая сфера». Дана авторская интерпретация соотнесения понятий «общество», «управление», «экономическая сфера» применительно к психологическим аспектам развития общества. Таким образом, исследование психологических аспектов управления в экономической сфере является одной из наиболее актуальных проблем. Это создает условия для их последовательного теоретического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты управления экономической сферой социума»

УДК 159.943+301.152

А.В. Багаев

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ СОЦИУМА

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА

Основным предметом анализа в настоящей статье являются психологические аспекты управления экономической сферой социума. Исследование описывает влияние психологических аспектов управления на экономическую сферу. Фактически, объектом научного исследования является взаимосвязь между управлением, психологическими аспектами и экономической сферой как необходимых элементов развития системы «общество - культура - природа». Современная экономическая сфера рассматривается как результат кризиса управления. Базовыми понятиями анализа выступают: «общество», «управление», «экономическая сфера». Дана авторская интерпретация соотнесения понятий «общество», «управление», «экономическая сфера» применительно к психологическим аспектам развития общества. Таким образом, исследование психологических аспектов управления в экономической сфере является одной из наиболее актуальных проблем. Это создает условия для их последовательного теоретического развития.

Ключевые слова: общество, управление, экономическая сфера, психологические аспекты, личность, методы управления, структура управления, процесс управления.

Совершенствование систем управления всех уровней является неотложной проблемой человечества. Под управлением мы понимаем непрерывный процесс воздействия на объект управления (личность, коллектив, технологический процесс, предприятие, государство) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Управление включает в себя все аспекты возникновения, структурирования, функционирования, развития, движущих сил объектов различной природы. Управленческий процесс включает в себя осознание потребностей, формулирование целей, выбор стратегии и тактики, планирование и координирование конкретных операций, создание иерархической структуры, принятие оптимальных решений и их реализацию, контролирование и адаптацию к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Методы управления, имеющие объективные закономерности функционирования, позволяют охватить все стороны жизни общества в его упорядочивании, полноте и завершенности развития. Функционирование любых органических систем, обеспечивающее поддержание деятельности и реализацию целей систем, невозможно без эффективного управления.

Управление обеспечивает целостность структуры, функционирования и развития объекта. Единые принципы управления охватывают взаимосвязь и динамику объектов любой сложности. Гармоничное существование частей целого обеспечивается эффективным управлением. Определим важнейшие понятия. Процесс - ряд смены явлений, состояний в развитии чего-либо; совокупность последовательных действий для достижения нужного результата. Управление - функция систем различной природы и сложности, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание внутреннего режима функционирования и осуществление нужных программ. В социальном управлении задействованы сразу два взаимосвязанных фактора: сознательный и спонтанный способы регулирования. В политическом процессе управление усложняется за счет усиления взаимосвязи его общественно-производительной, социально-интегративной и собственно управленческо-политической функций. Процесс управления включает задачи: прогнозирование и проектирование; планирование и принятие решений по различным проблемам; регулирование ресурсов; руководство общественной

жизнью. Экономические процессы охватывают производство людей, социальных связей, материальных и духовных ценностей.

Предметом управления является закономерности организации управленческого процесса и возникающие во время этого процесса отношения между людьми. Методология управления базируется на общенаучных и универсальных (философских) методах и принципах научного исследования объектов различной природы с учетом их специфики. Теория и практика управления ориентирована на технологические, экономические, административные, социально-психологические и другие методы воздействия на управляемую систему в их целостности. Механизмом, обеспечивающим процесс управления, является совокупность различных операций, выполняемых участниками управления по определенному алгоритму. Информационный, технический, организационный, социальный характер управленческих операций обусловлен динамикой объекта управления и его реакцией на внешнюю среду. Методы управления обслуживают основные функции управления: организация, планирование (прогнозирование, моделирование, программирование), координация, мотивация, контроль (учет), маркетинг.

Стратегия и тактика управления охватывает системный анализ, прогнозирование, оптимизацию объектов управления с целью получения максимальной прибыли при минимальных затратах. При этом этапы управления включают в себя: определение цели, анализ информации, подбор кадров, методов и технологии выполнения работы, ее сроки, учет затрат и ожидаемого результата. Особая роль отводится информационному обеспечению управления как совокупности сведений об изменениях в системе и окружающей среде. Информация предстает как предмет, средство, продукт управленческого труда. Отсюда повышенные требования к достоверности, своевременности, адресности, возможности многократного использования информации. Ее сбор, обработка, передача делают информацию одним из ведущих видов ресурсов предприятия.

Структура управления - это форма организации системы, единство устойчивых взаимосвязей между составляющими систему элементами. От структуры управления зависит планирование, оперативное управление, способы организации работ, их координация, анализ результатов деятельности каждого звена управления, его технология, подбор и расстановка кадров. Структура, в конечном счете, определяет выполнение функций системой при изменении состояния окружающей среды. Линейный, функциональный и матричный тип организационной структуры детерминирован взаимоотношениями между элементами системы, разделением обязанностей, иерархией подчинения и ответственности, специализацией объекта управления. Динамика структуры должна соответствовать целостности управления.

Особенностями современных организаций, нуждающихся в эффективном управлении, являются: масштабность как коммерческих, так и некоммерческих организаций; большое количество руководителей высшего и среднего звена; четко обозначена управленческая работа как отдельный вид деятельности; требования к компетентности и законности избрания руководителя; увеличение числа людей, способных принимать важные решения; сосредоточение на коллективной работе.

Важное место в системе управления занимает научная организация труда (НОТ), учитывающая психологические особенности личности. Организация рабочего места предполагает проведение совокупности мероприятий по оснащению рабочего места средствами и предметами труда и их размещению в определенном порядке. Планировка рабочих мест осуществляется в зависимости от категории и числа работников, уровня механизации и подвижности, рабочих поз, места расположения, степени специализации, вида производства, числа смен и условий труда. Рациональные условия труда способствуют не только повышению эффективности работы, но и развивают работников как личностей.

Целевое планирование ориентирует на идеальное, мысленное предвосхищение результатов деятельности, ее направляет и регулирует. Содержание целей зависит от объективных законов реальности, возможностей человека, различных средств для реализации целей. Стратегическое и тактическое планирование должно учитывать пространственно-временное со-

стояние объектов управления для решения конкретных задач организации. Глобальная цель должна обеспечить полное материальное благополучие и свободное всестороннее развитие личности. В целевом планирование учитываются: горизонт планирования (от глобального до локального), масштаб управления (от государственного до внутрифирменного), сферы деятельности (управленческая, техническая, производственная, социальная, маркетинговая, финансовая), материальные и духовные потребности, состав субъектов, период времени и ресурсы управления (материальные, технические, трудовые, финансовые, информационные). Целевое планирование предприятия должно стать органической частью индивидуального планирования для самореализации личности. Адекватная взаимосвязь целей и планирования основана на использовании в системе критериев управления, ресурсов организации и качества трудовой жизни. Оптимизация и корректировка целей управления служит, в конечном счете, самоутверждению личности. Различают директивный, индивидуальный и комбинированный методы планирования.

Технике личной работы уделено значительное внимание в процессе управления. Можно выделить следующие этапы индивидуального планирования: формирование основных целей и плана жизни, ранжирование решения поставленных задач, создание базы для их решения, динамичная взаимосвязь реального и планируемого. НОТ предполагает использование нормирования труда для эффективности управления и развития личности. К факторам, определяющим норму труда, относятся: состояние средств труда, особенности предмета труда и исполнителя, уровень механизации труда.

НОТ должна учитывать нормирование труда, сроки выполнения работы, умственные и физические возможности кадров и их отбор, обучение, справедливое вознаграждение труда. Специализация, стандартизация массового производства невозможна без адекватного ему управления. Непрерывность управленческого процесса (планирование, организация, руководство, координация, контроль) предполагает уделять особое внимание человеческому фактору, отношениям в коллективе [1]. Это позволяет сделать вывод о том, что именно психологические аспекты управления занимают важное место в гармоничном существовании групп общества. Но поскольку производственные коллективы составляют ведущий элемент в экономической сфере общества, то их эффективное управление возможно только при реализации психологического капитала сотрудников.

В управленческом процессе необходимо учитывать влияние как внутренней, так и внешней среды на формирование и реализацию управленческого решения. Особенности коллектива, нации, государства, общества в целом детерминируют обеспечение функционирования, структуры и развития организации. Оптимальные решения при изменении внешней среды будут зависеть от эффективности приспособления к социально-экономическим, политическим и культурным условиям. Внутренняя среда организации влияет на систему ценностей и поведение работника, его реализацию способностей; поддержание психологического климата в коллективе. Идентификация работника со своим коллективом служит, в конечном счете, росту взаимосогласованности организации и ее успешному управлению.

Психологические аспекты управления ориентируют личность на раскрытие своего потенциала, на повышение достоинства, свободы самовыражения; способствуют формированию духовно-материальных ценностей. Изучение и учет мотивационной сферы личности показывает, что система ценностей, желания, опыт жизни составляют основу гармоничных межличностных отношений, соответствующих определенному уровню управляемости коллективом [2].

Система поощрений и наказаний направлена на создание успеха в труде, адаптирует личность в коллективе с точки зрения ее самореализации и самовоспитания. Соционика как наука общения, понимания и согласия помогает преодолевать стереотипы, быть целостным и динамичным человеком. Знание психологических типов позволяет руководителю более эффективно осуществить расстановку кадров, проигрывать различные роли в занимаемых должностях [3].

Трудовой коллектив как объект управления является важнейшим звеном в реализации коммуникаций системы «человек-общество». Прежде всего, необходимо рассмотреть качества руководителя как организатора работы коллектива. В самом деле, успешное управление будет зависеть от таких качеств руководителя как: справедливость, честность, порядочность, терпение, целеустремленность, нестандартность мышления, интуиция, опрятность, здоровье и другие. Умение общаться с сотрудниками для реализации управленческих решений предполагает наличие как профессиональных способностей, так и личностных.

Социально-психологический статус члена коллектива определяется его интеллектуально-физическими способностями, производительностью труда, степенью сплоченности коллектива и признанием неповторимости каждого из сотрудников. Управление как искусство должно учитывать проблемы формального и неформального лидерства, ротации кадров и уровня бюрократизации, разрешения конфликтов. Владение ораторским искусством, знание потребностей человека, наличие нравственных ценностей и этикета - важнейшие черты руководителя [4].

Методы искусства управления являются универсальными, нацелены на гуманность, ответственность и создание благоприятной атмосферы в коллективе. Можно выделить следующие методы. Методы самовоспитания, учитывающие особенности каждого человека, помогают реализовать заложенный в личности потенциал. Методы диалога, убеждения, мозгового штурма (активных действий), делового общения и другие способы воздействия на объект управления необходимы для достижения поставленных целей в организации. Кроме того, учет мирового (японского, американского, немецкого и др.) и отечественного опыта в теории, практики и искусстве управления позволяет эффективно применить знания для гармоничного развития всей системы «общество-культура-природа».

Формирование группы последователей, принятие решений, распоряжение ресурсами для достижения целей, в конечном счете, зависят от качеств лидера как управляющего организации. Под лидерством понимают «способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей» [5]. Различают следующие типы отношений управления: неэффективное лидерство («хозяин-раб»), авторитарное («начальник-подчиненный»), демократическое («выборный руководитель-подчиненный»), эффективное лидерство («лидер-последователь», основано на предвидении, гибкости, доверии, высокой степени коммуникации). Лидерство в отличие от управления апеллирует к проникновению целей в сознание людей, а в отличие от менеджмента ориентировано на партнерские отношения и неформальное доверие к лидеру.

Теория лидерских качеств включает в себя следующие аспекты: физические качества (здоровье, энергия, красота и др.), психологические (властность, уравновешенность, творчество, самоутверждение и др.), интеллектуальные (ум, интуиция, оригинальность и др.), личностные (организованность, инициативность, самостоятельность и т. д.; доброжелательность, убежденность, коммуникабельность, самоуправление и др.) [6]. Различают три основных концепции в теории лидерства. Харизматический лидер обладает высокой степенью личной привлекательности, способностью воздействовать на коллектив, испытывает потребность в деятельности и власти. Поведенческое лидерство нацелено на получение удовлетворения от работы, что соответствует авторитарному, демократическому и либеральному стилям управления в зависимости от организации и поставленных целей. Ориентация лидера на вознаграждение и наказание, на координацию работы и внимание к подчиненным, на интерес к производству порождает различные варианты управления: минимальное управление, управление работой и людьми, организационное и групповое управление. При стабильной внешней среде, однородной группе, заинтересованности в работе сохраняется долгое влияние лидера на группу. Ситуационное лидерство основано на изменении поведения лидера при изменении ситуаций. Динамика внешней и внутренней среды предполагает гибкость управления и адекватность различным состояниям.

Коллектив как «социальная группа - это относительно устойчивая совокупность людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающихся в рамках ис-

торически определенного общества» [7]. Различают большие, средние, малые социальные группы, формальные и неформальные. Факторами, влияющими на эффективность работы группы, являются: размер и состав группы, распределение ролей и психологический климат, сплоченность и сопротивление среде. Признаками вступления человека в коллектив являются: потребность в принадлежности (идентификация), помощи, защите, общении, симпатии. Итак, эффективность управления группой определяется динамикой развития коллектива, адекватностью исполняемых ролей (квалификация), положительным социальнопсихологическим климатом, четкостью целей и критериев работы, качествами лидера.

Существует диалектика организованных и стихийных форм управления экономикой социума. В первом случае - четкое разграничение ролей лидеров и подчиненных с их функциями и иерархией отношений. Во втором - более динамичное взаимодействие отдельных структур между собой, гибкая специализация видов деятельности, свобода отбора и рекрутирования новых членов, их обучение, поддержка сплоченности. Эффективность управления организацией зависит от идентификации (сопричастность группе) и климата в коллективе (стиль отношений). Принципы управления должны учитывать психологическое единство группы, диалектику связи лидера и массы, внушенных идей и мотивационных действий. Высокий уровень управляемости связан с развитой структурой мировоззрения, его духовностью, противостоящей эмоциям обыденного сознания (особенно маргинальных слоев). Ускорение развития систем мультимедиа и глобализация масс заставляют обращать внимание на самоуправление экономической сферы. Активное участие объектов управления в организации своей деятельности имеет различные формы, приемы и степени проявления. Критерием самоуправления является приоритет личности и гармонизация среды, преодолевающие объективные кризисы участия членов группы. Реальная неизбежность конфликтов связана со структурными изменениями в сферах общества. Принципы управления должны адекватно работать в диапазоне от авторитарных методов до институциональной адаптации.

Феномен управления выступает как средство всеобщей связи, делающее возможным выполнение обязательств, взятых на себя участниками экономических отношений. Сущность управления - осуществление целедостижения, символический посредник. Источниками управления (власти) выступают сила, наследование, капитал, знание (информация). Управление - это отношение, предполагающее согласие двух сторон - управителя и управляемого - в нем участвовать. Подчинение мотивируется от привычки до рациональных соображений. Управление должно располагать ресурсами для достижения целей (ресурсами обладают, утрачивают, передают, получают, делят). Управление еще раскрывает потенции и создает новые ресурсы и функции экономической сферы. Управление протекает через господство, функционирование и коммуникацию всех элементов системы. Устойчивость управления зависит от капитала, влияния и ценностей экономики социума. Усложнение организации приводит к росту цепочек взаимодействий, обширных сетей отношений между людьми.

Особого внимания заслуживает рассмотрение государственной бюрократии как системы управления обществом в целом и экономической сферы в частности. Уровень развития производства, науки, техники, культуры зависит от системы управления, влияющий на разделение труда, углубление специализации практической деятельности людей. «Государственная бюрократия, - по мнению С.Б. Лугвина, - представляет собой иерархически организованную систему государственного управления, в которой служащие выполняют свои функции на постоянной основе» [8]. Тем не менее, государственное управление не может основываться только на гибких и децентрализованных структурах. Необходимая устойчивость и стабильность бюрократии обеспечивается за счет формализованных правил, повторяющихся операций, делающих управление специализированным трудом со служебной дисциплиной и отношениями безличности. Следовательно, постбюрократическое государственное управление адекватно административному механизму постиндустриального общества. В связи с этим, интересны размышления С.Д. Хайтуна, сравнивающего номенклатуру как управляющую организацию с «разумной системой». К «разумным системам» относятся «достаточно

развитые социумы в целом; бюрократические структуры, социальные институты» [9, с. 101], обладающие общим мышлением. Кроме того, справедливо указывается о первичности «повышения уровня нравственности социума, а не индивидов» [9, с. 109], поскольку макроэкономический характер существования любой организации соответствует кейнсианской идеологии как наиболее приемлемой в борьбе с привилегиями номенклатуры.

Вопросы управления экономической сферой общества с точки зрения человеческого фактора выходят на проблематику социального порядка. Консолидированное поведение членов общества, которое обеспечивает эффективное удовлетворение их потребностей и осуществление основных функций общества, соответствует социальному порядку, учитывающему как ценности субъектов, так и нормы их поведения в социуме [10, с. 4]. Общество, как считает Н.И. Лапин, есть «целостная антропосоциетальная система, которая представляет собой взаимосвязь индивидов, культуры, социальности» [10, с. 6].

Таким образом, структурирование, функционирование и развитие организации как целостной системы зависит от эффективного управления, основанного на сочетании всестороннего развития личности и общества в целом в рамках гармоничного существования всей системы «общество-культура-природа».

Библиографический список

1. Ньюстром, Д.В. Организационное поведение. [Текст] / Д.В. Ньюстром, К. Дэвис. - СПб. : Питер, 2000. - 448 с.

2. Леонтьев, А.Н. Автоматизация и человек [Текст] // Психологические исследования. 1970. Вып. 2. С. 6-7.

3. Шердаков, В.Н. Смысл жизни как философско-этическая проблема [Текст] // Философские науки. 1985. № 2. С. 45.

4. Мильман, В.Э. Производительная и потребительная мотивации [Текст] // Психологический журнал. 1988. Т. 9. № 1. С. 33.

5. Мескон, М. Основы менеджмента [Текст] / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 1992. - С. 489.

6. Blake, R.R. The Managerial Grid [Тех!] / R.R. Blake, J.S. Mouton. - Guilf Publishing Company, 1978.

7. Советский энциклопедический словарь [Текст] / под ред. А.М. Прохорова. - М.: Советская энциклопедия, 1985. - С. 346.

8. Лугвин, С.Б. Социальные трансформации и государственная бюрократия [Текст] // Вопросы философии. - 2006. - № 2. - С. 102.

9. Хайтун, С.Д. Номенклатура как «разумная система» [Текст] // Вопросы философии. 2006. № 4. С. 101-109.

10. Лапин, Н.И. Проблема формирования современного социетального порядка в России [Текст] // Вопросы философии. 2006. № 11. С. 4-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.