Научная статья на тему 'Социальное проектирование как пространство проектного обучения'

Социальное проектирование как пространство проектного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1756
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ / КОЛЛЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова И. Э.

Курс «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе» предоставляет широкие возможности для использования проектного метода обучения. В процессе преподавания используются различные технологии работы над проектом, основное внимание уделено конструированию социальных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL DESIGN AS AN AREA OF PROJECT-BASED LEARNING

The course «Prediction, design and modeling in social work» presents ample opportunities for the use of the project-based method of learning. In the process of teaching, various technologies for work on the project are used. The main focus is on the construction of social problems.

Текст научной работы на тему «Социальное проектирование как пространство проектного обучения»

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 3 (4), с. 161-165

УДК 316.5

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ПРОСТРАНСТВО ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

© 2014 г. И.Э. Петрова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

irmapetшvay@yandex. т

Поступила в редакцию 17.11.2014

Курс «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе» предоставляет широкие возможности для использования проектного метода обучения. В процессе преподавания используются различные технологии работы над проектом, основное внимание уделено конструированию социальных проблем.

Ключевые слова: проектирование, социальное проектирование, конструирование социальных проблем, коллективные методы работы над проектом.

Современными исследователями проектный способ обучения (project-based learning) представляется в рамках процесса или идеологии модернизации образовательного процесса. По мнению В.В. Петегема и Х. Каменски, в процессе модернизации обучения изменяется роль преподавателя (он становится руководителем и организатором процесса достижения знаний) [1]. Одним из очень привлекательных концептов в этой идеологии является «управляемое самостоятельное обучение», которое ориентирует студентов на большую самостоятельность и ответственность за приобретение знаний. В то же время, как подчеркивают авторы, преподаватели обеспечивают условия и отвечают за адекватную оценку знаний студентов.

В качестве передовых моделей обучения В.В. Петегем и Х. Каменски называют «проблемное обучение, проектное обучение, методику самостоятельных исследований, практико-ориентированное обучение, компетентностный подход к обучению, обучение через Интернет, управляемое самостоятельное обучение» [1]. Авторы уделяют внимание подробному анализу всех методов, в том числе предлагая сравнение наиболее выгодных сторон каждого.

Как они представляют, метод проектного обучения - это «метод преподавания, посредством которого студенты получают знания и умения, исследуя на протяжении определенного времени сложные оригинальные вопросы и тщательно разработанные задачи и программы» [1]. Авторы выделяют три типа проектов: проект-задача (по выбору преподавателя); проект-дисциплина (по выбору студентов в рамках представленной преподавателем области); про-

ект-проблема, когда студенты самостоятельно выбирают и проект, и подход к его реализации.

Метод проектного обучения подробно расшифровывают и российские ученые. Называют отличительные черты метода [2]; преимущества и вызовы метода проектного обучения [3]; а также компетенции преподавателя, необходимые для адекватного использования метода [3].

В рамках проекта Темпус «Модернизация образования и преподавания социальной работы в России» (2008-2012) преподаватели из европейских вузов-партнеров проводили семинары по развитию компетенций преподавателей ФСН ННГУ в использовании различных методов преподавания, в том числе и метода проектного обучения. Результатом этого взаимодействия для команды преподавателей ФСН стало формирование аудитории для активных методов обучения и совершенствование курсов по направлению «Социальная работа».

Курс «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе» разработан в рамках работы над СУОС по направлению 040400.62 «Социальная работа» в ННГУ и апробирован на занятиях со студентами специальности и направления «Социальная работа».

В качестве базового учебного пособия в российской социальной работе принято использовать наиболее подробную разработку В.А. Лу-кова «Социальное проектирование» [4].

Автор представляет направления социального проектирования, в том числе авторское - те-заурологический подход. Концепция заключается в формировании проектов на базе индивидуальных тезаурусов авторов - уникальной

неповторимой комбинации знаний, умений, навыков и установок.

Вместе с теоретическими аспектами В.А. Луков очень тщательно анализирует различные коллективные способы работы над проектом, и эта часть курса ориентирует студентов на совместную работу над выбранными объектами проектирования.

Автор умело подчеркивает ценностные ориентации социального проектирования, в особенности в разделе изучения социальной экспертизы.

В качестве примера использования метода проектного обучения в рамках курса «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе» приведу работу над проектными заданиями и курсовым проектом.

По классификации В.В. Петегема и Х. Ка-менски, мы используем на занятиях проект-задачу, когда преподаватель определяет цели, средства и время работы студентов; а также проект-дисциплину, когда студенты могут сами формулировать цели, выбирать средства и ресурсы.

С первого занятия, после объяснения сути метода проектного обучения и целей курса, мы ориентируем студентов на формирование курсового проекта в стиле «проект-дисциплина». Они будут работать над ним пошагово, соответственно логике изучения процесса социального проектирования. После знакомства с направлениями проектирования они должны определиться, в рамках какого из них они будут выполнять курсовой проект. После изучения способов постановки проблемы, во время самостоятельной работы должны будут сформулировать постановку проблемы для собственного проекта. Впоследствии каждый этап курса обогатит проект древом целей и ромбом задач, необходимой социальной диагностикой, обращением к целевой и экспертным аудиториям и так далее.

На занятиях с использованием «проектов-задач», как правило, отрабатываются методики коллективной работы над проектом, начиная с простых и самых известных, например вариаций мозгового штурма, и заканчивая морфологическим методом, позволяющим представить необычные способы разрешения противоречий, возникающих в работе над проектом. Коллективная работа над проектом позволяет корректировать процесс развития студенческой группы в целом, повысить сплоченность мини-групп и совершенствовать компетенции работы в команде, как это и требуется по стандарту для специалистов социальной работы.

Все же, как мне кажется, необходимо добавить очень важный аспект в работе с методом проектного обучения в социальном проектировании - использование концепции конструирования социальных проблем. В рамках курса «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе» возможно, на наш взгляд, научить студентов способам распознавания деконструирования, а также методам конструирования социальных проблем на ведущих публичных аренах [5].

Конструктивистский подход в социальной работе - достаточно редкое явление в российской научной сфере, но очень распространенное за рубежом [6]. Он предполагает нетрадиционное понимание социальных проблем - не как объективную реальность, а в качестве процесса выдвижения утверждений-требований индивидами или группами относительно условий, которые представляются им унизительными [5].

Социальные проблемы, понимаемые таким образом, конкурируют между собой за внимание широкой общественности и групп специалистов на публичных аренах. Впоследствии ограниченные ресурсы общества направляются на решение не самых важных и срочных, а самых хорошо конструируемых проблем, сумевших занять самые значимые места в общественной повестке дня.

Заинтересованные группы могут применять механизмы как конструирования, так и деконструкции социальных проблем, желая лоббировать определенные решения. Вместе с тем представляет интерес вопрос вовлечения в процесс конструирования носителей социальных проблем - зачастую именно они не желают предпринимать усилия для продвижения проблемы на публичной арене. В особенности клиенты социальной работы, как показывает практика, выбирают пассивные способы поведения вместо механизмов конструирования.

В рамках курса «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе» мы организуем деловые игры с использованием реальных ситуаций из жизни различных групп клиентов социальной работы для изучения возможностей конструктивистского подхода. Обучение будущих специалистов социальной работы механизмам конструирования и деконструкции необходимо для их дальнейшей успешной деятельности в условиях информационного общества.

В книге «Конструирование практики социальной работы» британский практик и исследователь социальной работы Н. Партун пред-

ставляет конструктивистское прочтение взаимодействия клиента и социального работника. В рамках конструкционизма как социальной теории, по мнению автора, необходимо прежде всего изучить арены взаимодействия основных субъектов социальной работы [7, с. 61]. Он обращает внимание на такие публичные пространства, которые в традиционных работах находят мало отражения: беседы о клиентах между социальными работниками или администраторами социальных служб; закулисные разговоры чиновников, представление соседей о клиентах социальных служб, живущих поблизости.

Для студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа», привычно наблюдать взаимодействие сотрудников учреждений социального обслуживания и клиентов в обстановке, близкой к официальной, в рамках прохождения учебной и производственной практики. Только в случае длительного пребывания в учреждении студенту может быть доступна внутренняя реальность мнений сотрудников и представлений проблем клиента в совместном обсуждении. Между тем эта арена ничуть не менее значима, чем официальный прием клиента, так как основные решения принимаются администрацией и сотрудниками в своем кругу, а не в прямом общении с клиентами.

Факультет социальных наук ННГУ предполагает сформировать симуляционный кабинет для проведения тренинговых занятий по направлениям «Социальная работа» и «Психология» с целью «погрузить» студентов во взаимодействия, приближенные к реальным условиям оказания помощи клиенту.

В качестве основы принят опыт Университета Кингстона, Лондон, Великобритания, и практика Казанского медицинского университета, в которых на занятия со студентами приглашаются профессиональные актеры для представления жизненных ситуаций клиентов.

Симуляционный кабинет должен быть оборудован дискуссионной системой для проведения Vivasimulation - занятий в виде ролевых игр, когда студенты вовлечены в качестве представителей всех заинтересованных сторон в разрешение ситуации, максимально близкой к реальным в социальных учреждениях.

Отдельное впечатление на нас при посещении такого кабинета в Университете Кингстона произвело не самое новое оборудование, а стоящая в основной части кабинета дверь - отдельная дверь традиционного британского дома. Как оказалось, британские коллеги считают нужным обучать студентов навыкам стучать в

дверь, ожидать ответа клиента, справляться с нежеланием впустить в дом, отказом от общения. Эти навыки необходимы для сотрудников, которые всю последующую жизнь будут связаны с «людьми, имеющими проблемы».

Социальные работники в своих закулисных общениях зачастую используют дискриминационный язык, награждают клиентов обидными прозвищами, формируют коллективное, часто негативное мнение относительно проблемных клиентов.

Исследование этого внутреннего дискурса достаточно подробно впервые в России представлено в коллективной монографии под редакцией Е.Р. Ярской-Смирновой и П.В. Романова «Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России» [8, с. 57].

В рамках проведения тренинговых занятий и ролевых игр в условиях симуляционного кабинета студенты факультета социальных наук получат возможность определить собственные стереотипы по отношению к будущим клиентам и, возможно, избежать неконструктивного взаимодействия в будущем.

Еще одной важной ареной взаимодействия для всей социальной работы является пространство социальных исследований, на котором сталкиваются представители территориальных органов власти, ведомств, социальных учреждений и академической науки.

В рамках проекта «Школа: обыденность насилия (Социокультурные корни насилия)» мероприятия 1.1 ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.» творческий коллектив кафедры общей социологии и социальной работы факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского предпринял попытку разработки профиля направления 390402.62 «Социальная работа» с названием «Социальная работа в школе».

В этот труд были включены методические разработки, пособия, подготовленные коллективом за два года работы над проектом. Все материалы базируются на масштабном социологическом исследовании школьного пространства, внутришкольного взаимодействия и уровня насилия в школе.

Объектом исследования было выбрано насилие в современной российской школе как комплексный феномен, имеющий глубокие исторические, культурные, социальные и экономические истоки, вовлекающий в себя широкий круг акторов: учащихся, родителей, педагогический коллектив, школьное руководство; в качестве предмета исследования - социокультурные

корни школьного насилия. В процессе исследования получены следующие научные результаты:

■ выявлены социокультурные факторы насилия в школе;

■ зафиксированы масштабы распространения школьного насилия и активность учащихся в проявлении насильственных действий;

■ раскрыты специфические формы школьного насилия;

■ изучены возрастные, гендерные, социально-статусные особенности проявления насилия в школе;

■ обозначены субъекты, вовлеченные в ситуацию школьного насилия, и определены их роли;

■ выявлены оценки феномена насилия различными группами, вовлеченными в проблему школьного насилия;

■ описаны родительские представления о школьном насилии;

■ установлены реальные и потенциальные стратегии родительского поведения в случае виктимизации ребенка;

■ описан предлагаемый различными группами, вовлеченными в проблему школьного насилия, спектр мер по предотвращению школьного насилия;

■ предложена схема взаимодействия различных акторов при профилактике школьного насилия.

Результаты исследования использованы при разработке самостоятельно устанавливаемого образовательного стандарта и основной образовательной программы по профилю подготовки «Социальная работа в школе»; учебные курсы, программы практик, входящие в профессиональный цикл стандарта, а также программа государственной итоговой аттестации; рекомендации по внедрению основных выводов исследования в образовательном процессе.

Подготовлены предложения по использованию полученных результатов в науке, в образовательном процессе, в целях профориентации молодежи при выборе профессии, а также определены перспективы коммерциализации материалов исследования (организация курсов повышения квалификации для социальных учреждений, летних школ для преподавателей и аспирантов вузов, подготовка для распространения научно-образовательных материалов).

Именно такое взаимодействие исследователей и практиков позволяет сформировать новое знание, глубже взглянуть на существующие проблемы и сформировать компетенции обучающихся.

На пространстве курса «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе» мы в обязательном порядке затрагиваем возможности прогнозирования развития сферы социального обслуживания в регионе на основании результатов проведенных исследований. Именно это позволяет формировать интересные проекты и затрагивать инновационные темы.

В качестве одной из перспективных разработок студентам была предложена тема «Школьная медиация». На основании рекомендаций министерства образования и науки РФ, изданных в ноябре 2013 года, школам предложено формировать службы школьной медиации с целью предупреждения и разрешения конфликтов, привлечения учащихся в качестве посредников в спорах сверстников. Опыт такой работы мог бы помочь в преодолении сложностей, которые встречают социальные педагоги в работе с учащимися в школах [9].

Этот инициативный проект был представлен на межфакультетской студенческой конференции в апреле 2014 года и вызвал большой интерес у слушателей.

Мы планируем развернуть этот проект в дальнейшем в рамках деятельности совместной исследовательской аспирантской школы «Социально-политические процессы в условиях глобализации» ФСН и ИМОМИ ННГУ.

Глобальные планы, как представляется, базируются на достаточно локальных основаниях проектной работы в процессе освоения одной академической дисциплины. Вместе с тем именно использование проектного способа обучения позволяет развернуть внутреннее пространство курса вовне для старта многих студенческих инициатив.

Использование групповых и индивидуальных способов работы над проектом, формирование авторских заданий, внедрение подхода конструирования социальных проблем являются, на наш взгляд, основными позитивными сторонами внедрения метода проектного обучения в курсе «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе».

Список литературы

1. Петегем В.В., Каменски Х. Образование для инноваций / Применение передовой методики преподавания и обучения в ЮФУ [Он-лайн, доступ 9.02.2014 через sfedu.ru/docs/obrazov/kamenski.pdf ].

2. Мулина О.Н. Проектная деятельность студентов - будущих педагогов в формировании инновационных компетенций //Научный журнал КубГАУ, № 85 (01), 2013 [Он-лайн, доступ 8.02.2014 через http://ej .kubagro.ru/2013/01/pdf/11 .pdf].

3. Игнатова И.Б., Сушкова Л.Н. Проектные технологии как метод обучения: историко-педагоги-ческий анализ [Он-лайн, доступ 5.02.2014 через http://teoria-practica.ru/-1-20n/pedagogika/ignatova-sushkova.pdf ].

4. Луков В.А. Социальное проектирование: Учебное пособие, 7-е изд. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета: Флинта, 2007, 240 с.

5. Ясавеев И.Г. Конструирование «не-проблем»: стратегии депроблематизации ситуаций // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Том IX. № 1 (34) [Он-лайн, доступ 5.02.2014 через ecsocman.hse.rU/data/917/825/1219-Yasaveev.pdf ].

6. Петрова И.Э. Конструктивистский подход в социальной работе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2007. № 1. С. 80-87. [Он-лайн, доступ

5.02.2014 через http://www.unn.ru/e-library/vestnik_ soc.html?anum=2032].

7. Constructive Social Work: Towards a New Practice. By N. Parton and P. O'Byrne. Macmillan, London, 2000, 246 p.

8. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: ИНИОН РАН, 2002. 265 с.

9. Петрова И.Э., Сироткина Е.С. Актуальные проблемы социальных педагогов в образовательном учреждении // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2012. № 4. С. 130-136. [Он-лайн, доступ 5.02.2014 через http://www.unn.ru/e-library/vestnik_soc.html? anum=5439].

SOCIAL DESIGN AS AN AREA OF PROJECT-BASED LEARNING

I.E. Petrova

The course «Prediction, design and modeling in social work» presents ample opportunities for the use of the project-based method of learning. In the process of teaching, various technologies for work on the project are used. The main focus is on the construction of social problems.

Keywords: design, social design, construction of social problems, collective methods of work on the project.

References

1. Petegem V.V., Kamenski Kh. Obrazovanie dlia innovatsii / Primenenie peredovoi metodiki pre-podavaniia i obucheniia v IuFU [On-lain, dostup 9.02.2014 cherez sfedu.ru/docs/obrazov/kamenski.pdf ].

2. Mulina O.N. Proektnaia deiatel'nost' studentov -budushchikh pedagogov v formirovanii innovatsionnykh kompetentsii //Nauchnyi zhumal KubGAU, № 85 (01), 2013 [On-lain, dostup 8.02.2014 cherez http://ej .kubagro.ru/2013/01/pdf/11 .pdf].

3. Ignatova I.B., Sushkova L.N. Proektnye tekhnologii kak metod obucheniia: istoriko-pedagogicheskii analiz [On-lain, dostup 5.02.2014 cherez http://teoria-practica.ru/-1-2011/pedagogika/ ignatova-sushkova.pdf ].

4. Lukov V.A. Sotsial'noe proektirovanie: Uchebnoe posobie, 7-e izd. M.: Izd-vo Moskovskogo gumanitarnogo universiteta: Flinta, 2007, 240 s.

5. Iasaveev I.G. Konstruirovanie «ne--problem»: strategii deproblematizatsii situatsii // Zhurnal sotsiologii

i sotsial'noi antropologii. 2006. Tom IX. № 1 (34) [On-lain, dostup 5.02.2014 cherez ecsocman. hse.ru/data/917/825/1219-Y asaveev.pdf ].

6. Petrova I.E. Konstruktivistskii podkhod v sotsi-al'noi rabote // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriia: Sotsial'nye nauki. 2007. № 1. S. 80-87. [On-lain, dostup 5.02.2014 cherez http://www.unn.ru/e-library/vestnik_soc.html?anum= 2032].

7. Constructive Social Work: Towards a New Practice. By N. Parton and P. O'Byrne. Macmillan, London, 2000, 246 p.

8. Sotsial'naia politika i sotsial'naia rabota v izme-niaiushcheisia Rossii / Pod red. E. Iarskoi-Smirnovoi, P. Romanova. M.: INION RAN, 2002. 265 s.

9. Petrova I.E., Sirotkina E.S. Aktual'nye problemy sotsial'nykh pedagogov v obrazovatel'nom uchrezhdenii // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriia: Sotsial'nye nauki. 2012. № 4. S. 130136. [On-lain, dostup 5.02.2014 cherez http://www. unn.ru/e-library/vestnik_soc.html?anum=5439].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.