Научная статья на тему 'Социально-психологическая концепция гендерных отношений и ее развитие в теоретических и эмпирических исследованиях'

Социально-психологическая концепция гендерных отношений и ее развитие в теоретических и эмпирических исследованиях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1092
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ГЕНДЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО / СУБЪЕКТЫ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ / ГЕНДЕРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / СТАТУСНЫЕ ПОЗИЦИИ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН / УРОВНИ АНАЛИЗА ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ / THE CONCEPT OF GENDER RELATIONS IN SOCIAL PSYCHOLOGY / GENDER RELATIONS / GENDER INEQUALITY / THE SUBJECTS OF GENDER RELATIONS / GENDER ROLES / GENDER CHARACTERISTICS / STATUS POSITIONS OF WOMEN AND MEN / GENDER RELATIONSHIP ANALYSIS LEVELS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Клецина Ирина Сергеевна

В статье раскрывается содержание социально-психологической концепции гендерных отношений с подробным описанием ее центральной и периферической областей. Описание центральной области концепции включает характеристику следующих компонентов: общий образ психологической реальности, центральная категория концепции, соответствующий феномен, набор основных понятий, система отношений между понятиями, базовые утверждения. При описании периферической области концепции основное внимание уделяется содержанию вспомогательных утверждений концепции и результатам эмпирических исследований, подкрепляющих теоретические положения концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of gender relations in social psychology and its development in theoretical and empirical research

This article describes the concept of gender relations in social psychology and gives a thorough description of its central and peripheral areas. The description of the central area of the concept includes the following components: general image of psychological reality, central category of the concept, corresponding phenomena, the set of major terms, interrelation of terms, basic statements. The description of the peripheral area of the concept gives major attention to the secondary statements and the results of empiric studies that support the theoretical theses of the concept

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая концепция гендерных отношений и ее развитие в теоретических и эмпирических исследованиях»

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.922.1.01:316.455

И. С. Клецина

Социально-психологическая концепция гендерных отношений и ее развитие в теоретических и эмпирических исследованиях

В статье раскрывается содержание социально-психологической концепции гендерных отношений с подробным описанием ее центральной и периферической областей. Описание центральной области концепции включает характеристику следующих компонентов: общий образ психологической реальности, центральная категория концепции, соответствующий феномен, набор основных понятий, система отношений между понятиями, базовые утверждения. При описании периферической области концепции основное внимание уделяется содержанию вспомогательных утверждений концепции и результатам эмпирических исследований, подкрепляющих теоретические положения концепции.

This article describes the concept of gender relations in social psychology and gives a thorough description of its central and peripheral areas. The description of the central area of the concept includes the following components: general image of psychological reality, central category of the concept, corresponding phenomena, the set of major terms, interrelation of terms, basic statements.

The description of the peripheral area of the concept gives major attention to the secondary statements and the results of empiric studies that support the theoretical theses of the concept

Ключевые слова: социально-психологическая концепция гендерных отношений, гендерные отношения, гендерное неравенство, субъекты гендерных отношений, гендерные роли, гендерные характеристики, статусные позиции женщин и мужчин, уровни анализа гендерных отношений.

Key words: the concept of gender relations in social psychology, gender relations, gender inequality, the subjects of gender relations, gender roles, gender characteristics, status positions of women and men, gender relationship analysis levels.

Психологические исследования, затрагивающие гендерную проблематику, проводятся российскими учеными уже второе десятилетие, однако гендерная психология (как и другие динамично развивающиеся научные направления) уделяет большое внимание эмпирическим исследованиям и недостаточно - вопросам теоретико-методологического плана. Анализ работ гендерной направленности, опубликованных в ведущих отечественных психологических журналах «Вопросы психологии» и «Психологический журнал», по-

© Клецина И. С., 2013

казывает отсутствие согласованности во взглядах исследователей по принципиальным вопросам, касающимся методологических ориентиров при проведении исследований по гендерной психологии; во многих работах нет четкого обозначения теоретикометодологических позиций, с опорой на которые эти исследования проводились, а уровень проработанности теоретических оснований гендерного направления и степень встроенности его в традиции отечественной психологии остаются пока невысокими [8].

Развитие гендерных исследований в психологии напрямую связано с разработкой новых и адекватным использованием имеющихся теорий и концепций не только на этапе разработки программы эмпирического исследования в качестве его теоретикометодологической основы, но и качестве объяснительных моделей на этапе интерпретации полученных данных.

Социально-психологическая концепция гендерных отношений была разработана автором в 2004 г., основное содержание данной концепции нашло отражение в тексте диссертационного исследования и автореферата [10]. В последующие годы проводилась работа по уточнению формулировок основных понятий, конкретизации содержания некоторых теоретических положений, эмпирической проверке ряда идей и гипотез.

В данной статье представляются результаты работы по развитию содержательной составляющей социально-психологической концепции гендерных отношений в плане теоретических дополнений и анализа результатов использования идей концепции в эмпирических исследованиях, проведенных в последние годы.

Ориентируясь на задачу четко и достаточно кратко изложить суть концепции, обозначим план описания ее основного содержания. В качестве плана может быть использована информация о структуре психологических теорий, которая включена в работы по методологии психологии, например, книги А.В. Юревича «Психология и методология» (2005), «Методология и социология психологии» (2010) и др.

Так, в соответствии со сложившейся в отечественной социогу-манитарной науке традиции описания теоретических концепций в структуре психологических теорий принято выделять такие наиболее отчетливо проступающие элементы, как центр и периферия, т. е. некоторые базовые идеи и утверждения, образующие ядро теории, и вспомогательные по отношению к нему опыт и когнитивные конструкции.

В качестве центральных компонентов психологических теорий предлагается рассматривать: а) общий образ психологической реальности, б) центральную категорию, в) соответствующий феномен, г) набор основных понятий, д) систему отношений между понятиями, е) базовые утверждения [25, с. 70-71].

Общий образ психологической реальности обычно задается сквозь призму центральной категории теории. Категория «отношение» является базовой в системе психологического и социальнопсихологического знания. В социальной психологии (в отличие от общей психологии) категория «отношения» раскрывается через взаимосвязи человека с человеком или между группами людей. Принципиально новое качество этого класса отношений обусловлено результатом взаимных усилий партнеров по совместной деятельности и общению, социально-психологические отношения всегда продукт взаимодействия, взаимосвязи, взаимоустремления, взаимовлияния, взаимопознания, взаимовыражения, взаимоотношения [14].

Таким образом, изучаемый в концепции гендерных отношений образ реальности - это реальность, задаваемая предметным полем социальной психологии, которая включает разноуровневую систему отношений: макро-, мезо-, микро- и внутриличностный уровни отношений. На макроуровне изучаются общественные отношения, это отношения типа «группа - общество» или «личность - общество»; на мезоуровне - межгрупповые отношения, т. е. отношения типа «группа - группа»; на микроуровне - межличностные, отношения типа «личность - личность»; на внутриличностном уровне изучается самоотношение личности, а именно отношение типа «Я как индивидуальность - Я как представитель группы».

Центральная категория теории всегда заметно возвышается над ее основными понятиями и, как правило, выносится в название теории [26]. Центральным понятием рассматриваемой концепции является категория «гендерные отношения»; об этом свидетельствует само название концепции «социально-психологическая концепция гендерных отношений». Эта центральная категория определяет все предметное поле изучения гендерных отношений, предполагающее необходимость анализировать гендерные отношения в контексте их встроенности в систему социальнопсихологических отношений.

Гендерные отношения - это различные формы взаимосвязи людей как представителей определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности. Гендерные отношения встроены в широкий социальный контекст и проявляются на разных уровнях социума, это: 1) социально организованные отношения на уровне общества, между представителями государства и гендерными группами; 2) отношения между различными гендерными группами; 3) отношения между субъектами разного пола; 4) отношение личности к самой себе как представителю определенного пола. Они пронизывают макро-, мезо- и микроуровень социальной реальности в качестве компонента общественных, межгрупповых и межлично-

стных отношений, а также проявляются на уровне отдельного индивида, будучи встроенными в самоотношение личности.

Следующий шаг в раскрытии содержания теории связан с описанием основного феномена, соответствующего центральной категории. В концепции гендерных отношений таким феноменом является гендерное неравенство, как явление, присутствующее на всех уровнях гендерных отношений. Гендерное неравенство - это социально и культурно сконструированное неравенство по признаку пола [19]. При изучении гендерных отношений особенно важны такие аспекты проблемы гендерного неравенства, как установление закономерностей функционирования явлений гендерного неравенства в сфере отношений разных типов, определение причин их возникновения, выявление путей и способов устранения существующего гендерного неравенства.

Признание идей гендерного подхода [3; 15; 22] в качестве базовой методологии изучения гендерных отношений позволяет принять тезис о том, что гендерное неравенство порождается различиями в ролевом поведении и статусных позициях мужчин и женщин как субъектов гендерных отношений. Поэтому в качестве основных параметров исследования гендерных отношений были выделены следующие параметры: дифференциация ролей и иерархичность статусов мужчин и женщин как субъектов гендерных отношений. Использование этих параметров позволяет представить комплексную картину ролевого поведения, а также социальных и психологических позиций мужчин и женщин как субъектов отношений в разных сферах жизнедеятельности.

Набор основных понятий можно считать специфическим признаком каждой конкретной теории [25]. К числу основных понятий концепции гендерных отношений относятся такие понятия, как субъекты гендерных отношений, роли и статусы субъектов гендерных отношений, модели гендерных отношений, гендерные представления, гендерные стереотипы, гендерные установки, гендерная идентичность. В разряд основных данные понятия отнесены в связи с тем, что они подчинены центральной категории концепции, включены в ее базовые утверждения и часто используются при раскрытии содержания концепции.

Система отношений между основными понятиями - это еще один из компонентов структуры психологической теории, входящих в центральную ее область. «Вообще основные понятия теории в большинстве случаев не только подчинены ее центральной категории, но сами организованы в иерархическую структуру, которая, правда, в большинстве случаев выглядит нестрогой» [25, с. 74].

Общими чертами всех четырех видов гендерных отношений является наличие двух слоев отношений или двух аспектов: объективного и субъективного. Объективный аспект - это реальные отношения, в которые люди вступают в процессе своей жизнедеятельности, это система взаимодействий, контактов, связей, это реальные поступки и поведенческие паттерны; субъективный аспект - это отражение этих отношений в виде совокупности представлений, мыслей и чувств, это оценка субъектом или субъектами самих этих взаимодействий и контактов.

Субъективная сторона отношений будет обнаруживать себя в характеристиках личности или группы, которые, являясь производными (дериватами) реальных межличностных или межгрупповых взаимоотношений, в то же время будут выступать и как детерминанты этих отношений. Такой подход к рассмотрению специфики субъективной стороны отношений соответствует традициям социальнопсихологического знания. В учебном пособии по социальной психологии, изданном под редакцией ведущего отечественного социального психолога А.А. Бодалева, подчеркивается: «Социально-

психологическое исследование видов отношений отличается в первую очередь интересом к личности как непосредственному участнику, строителю их. Отношения личности, повторяясь в разных ситуациях, ею усваиваются и превращаются в характерные для нее социально-психологические качества, действующие в обратном порядке на отношения, которые у нее возникают при новых встречах с действительностью» [17, с. 103-104].

Для каждого из видов гендерных отношений (общественные, межгрупповые, межличностные, самоотношение) могут быть выделены их корреляты, в роли которых будут выступать сущностные характеристики гендерных отношений.

Таким образом, гендерные характеристики личности или группы (гендерные представления, гендерные стереотипы, гендерные установки, гендерная идентичность) находятся в системе определенных взаимосвязей с моделями и стилями гендерных отношений. Гендерные отношения анализируются как реальные практики и модели межполового взаимодействия, соотносимые с гендерными представлениями, стереотипами, установками, существующими в сознании субъектов. Эти корреляты и позволяют раскрыть специфику изучаемых отношений.

К базовым утверждениям социально-психологической концепции гендерных отношений отнесены следующие теоретические положения.

Первое положение. Гендерные отношения - это разнообразные формы взаимосвязи людей как представителей определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности,

встроенные в широкий класс общественных, межгрупповых, межличностных отношений; они также включены и в самоотношение личности. В связи с этим анализ гендерных отношений должен осуществляться на четырех уровнях социальной реальности: на макро-социальном уровне, на мезоуровне, на уровне межличностных отношений и на внутриличностном уровне:

• на макросоциальном уровне субъектами гендерных отношений являются группа мужчин или женщин и общество (государство);

• на уровне межгруппового взаимодействия в роли субъектов гендерных отношений выступают группа мужчин и группа женщин;

• на уровне межличностных отношений субъектами являются отдельные мужчины и женщины;

• на внутриличностном уровне в субъективном личностном пространстве, ограниченном Я-концепцией личности, «участниками» (субъектами) отношений выступают две ее подструктуры или две ее составляющих: индивидуальная и социальная.

Второе положение. Сущность гендерной проблематики раскрывается через акцент на существующем социальном неравенстве мужчин и женщин, следовательно, основное содержание темы гендерных отношений связано с идеей утверждения равных прав и возможностей человека независимо от его половой принадлежности. В связи с этим основными параметрами исследования гендерных отношений являются дифференциация ролей и иерархичность статусов мужчин и женщин как субъектов гендерных отношений. Анализ соотношения социальных ролей и статусов мужчин и женщин позволяет выделить специфику гендерных отношений, которая проявляется в социально-психологических феноменах и проблемах гендерного содержания, возникающих в процессе взаимодействия субъектов гендерных отношений.

Третье положение. В каждом из выделенных видов гендерных отношений (социально организованные отношения на уровне общества между представителями государства и гендерными группами; отношения между различными гендерными группами; отношения между субъектами разного пола; отношение личности к самой себе как представителю определенного пола) присутствуют два слоя отношений или два аспекта: объективный и субъективный. Объективная сторона гендерных отношений представлена поведенческими практиками субъектов, реализуемых в моделях, стилях гендерных отношений, а субъективная сторона представлена социально-психологическими характеристиками субъектов отношений: гендерными представлениями, гендерными стереотипами, гендерными установками, гендерной идентичностью. Значимая роль гендерных характеристик субъектов отношений заключается в детерминации содержательных составляющих гендерных отношений.

58

Итак, как подчеркивалось выше, в структуре психологической теории принято выделять две части: центральную и периферическую. Все вышеизложенное раскрывает сущность центральной области концепции. Какие же содержательные элементы концепции соответствует ее периферической части?

Периферическая область психологических теорий включает собственно теоретический и эмпирический компоненты. Теоретическая периферия включает вспомогательные утверждения теории и систему их аргументации, эмпирическая - подкрепляющий теорию эмпирический или обыденный опыт [26].

К вспомогательным теоретическим компонентам социальнопсихологической концепции гендерных отношений можно отнести следующие утверждения, дополняющие базовые теоретические положения концепции:

• логика изучения специфики гендерных отношений на каждом из уровней их проявления предполагает следующую последовательность: выделение основных характеристик субъектов гендерных отношений, выявление специфики проявлений гендерных отношений со стороны каждого из субъектов отношений, определение основных форм и моделей проявления гендерных отношений, соотнесение типов гендерных характеристик субъектов отношений с типичными моделями гендерных отношений;

• гендерные феномены являются основной формой проявления гендерных отношений: на макроуровне таким феноменом является гендерный контракт, на мезоуровне - феномен горизонтальной и вертикальной профессиональной сегрегации, на микроуровне -феномен полоролевой дифференциации, на внутриличностном уровне - внутриличностный гендерный конфликт;

• исходя из понимания процесса конструирования гендера как отношений властного взаимодействия [15; 22] основной моделью гендерных отношений признается доминантно-зависимая модель;

• такие характеристики субъектов гендерных отношений, как гендерные представления, гендерные стереотипы, гендерные установки и гендерная идентичность выступают в роли детерминант, определяющих основную направленность моделей гендерных отношений: доминантно-зависимая или партнерская модели.

В основном и в последующих исследованиях, проведенных под руководством автора, базовые положения концепции гендерных отношений получили эмпирическое подтверждение [1; 5; 10; 21; 27]. Так, было получено эмпирическое подтверждение положения о том, что доминантно-зависимая модель отношений является базовой моделью гендерных отношений на разных уровнях социальной реальности. Данную модель гендерных отношений реализуют субъекты с традиционными гендерными представлениями, стереотипами и

59

установками. Исследование гендерных представлений, гендерных стереотипов, гендерных установок и гендерной идентичности личности позволило подтвердить тезис о взаимосвязи определенных типов гендерных характеристик с соответствующими моделями гендерных отношений [1; 9; 10; 11; 27].

Социально-психологическая концепция гендерных отношений получила развитие не только в психологических исследованиях [1; 2; 5; 7; 9; 13; 16; 21; 24; 27], но и в работах социологов, изучающих гендерные отношения [4; 6; 10; 20; 23]. В работах социологов чаще изучались гендерные отношения на макроуровне [12; 23] и в сфере межгруппового гендерного взаимодействия [4; 20]. Психологические исследования, как правило, посвящены анализу межличностных гендерных отношений [1; 16; 27] и изучению внутриличностных проблем мужчин и женщин [7; 13; 21; 24].

В большинстве работ, посвященных изучению гендерных отношений, реализуется идея уровневого характера гендерных отношений, а также неравенства в ролевом поведении и статусных позициях мужчин и женщин как основных показателях, раскрывающих специфику реальных поведенческих практик в гендерных отношениях [4; 5; 12; 23]. В значительном числе исследований реализована идея о гендерных характеристиках субъектов отношений как детерминантах моделей гендерных отношений [1; 2; 7; 11; 16; 18].

Результаты исследований гендерных отношений, базирующиеся на представленной социально-психологической концепции гендерных отношений, могут быть использованы в различных отраслях научного знания и сферах практической деятельности: в социологических и психологических исследованиях гендерных отношений; в социологии и психологии семейных отношений; в системе высшего образования и повышения квалификации при чтении учебных курсов социальной, психологической и педагогической направленности; в сфере реализации мероприятий социальной политики по предупреждению и устранению явлений гендерного неравенства и др.

Список литературы

1. Аносова Н. Склонность к манипулированию как параметр межличностных отношений: гендерный аспект // Вариации на тему гендера: Материалы III межвуз. конф. молодых исследователей «Гендерные отношения в современном российском обществе» / отв. ред. Т.А. Мелешко, М.В. Рабжаева. - СПб.: Алетейя, 2004. - С. 216-220.

2. Болдырева О.И. Влияние гендерных установок на выбор студентами модели семьи: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Курск, 2006. 23 с.

3. Бэм С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / пер. с англ. - М.: Рос. полит. энцикл., 2004. - 336 с.

4. Гербач Ж.В. Динамика гендерных отношений военнослужащих российской армии // Мир образования - образование в мире. - 2010. - № 3. - С. 16-22.

5. Гусева Ю.Е. Влияние социально-исторических изменений в обществе на трансформацию гендерных представлений в популярной прессе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2007. - 23 с.

6. Дежина Т.П. Трансформация гендерных стереотипов в семейных практиках жителей Дальнего Востока: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Хабаровск, 2007. - 24 с.

7. Заев С.В. Взаимосвязь супружеских сценариев и гендерных характеристик личности в процессе семейного самоопределения молодежи: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Краснодар, 2006. - 26 с.

8. Клецина И.С. Гендерная проблематика в публикациях журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал» // Вопр. психол. - 2012. -№ 1. - С. 83-92.

9. Клецина И.С. Гендерный подход в психологических исследованиях современных семейных отношений // Вестн. Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина: науч. журн. - 2011. - № 4. - Т. 5. Психология. - С. 107-119.

10. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2004. - 39 с.

11. Клецина И.С., Прохорова О.Л. Гендерная компетентность: психологическое содержание и специфика проявления в межличностных отношениях // Вестн. Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина: науч. журнал. - 2010. - № 2. - Т.5. Психология. - С. 38-50.

12. Королева С.В. Трансформация гендерных отношений в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - М., 2006.

13. Кулагина Н.В. Внутриличностный гендерный конфликт профессиональной роли: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2009. - 27 с.

14. Куницына В.Н., Панферов В.Н. Проблема отношений личности в трудах В.Н.Мясищева // Психол. журн. - 1992. - № 3. - Т. 13. - С. 140-147.

15. Лорбер Дж., Фаррелл С. Принципы гендерного конструирования // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. - СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000. - С. 187-192.

16. Овчинникова В.В. Влияние гендерных установок на взаимоотношения в разнополых воинских коллективах: на примере вузов ФСБ России пограничного профиля: автореф. дис. . канд. психол. наук. - Голицыно, 2006. - 25 с.

17. Основы социально-психологической теории: учеб. пособие / под общ. ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова. - М.: Междунар. пед. акад., 1995.

18. Ростова А.В. Методология изучения гендерных отношений // Вестн. Самарского гос. ун-та. - 2008. - № 63. - С. 221-226.

19. Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой. - М.: Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты»: Информация XXI век, 2002. - 256 с.

20. Суркова И.Ю. Гендерные стереотипы в повседневных армейских практиках // Социологические исследования. - 2008. - № 12. - С. 104-111.

21. Тупицына И.А. Особенности гендерной идентичности старшеклассников в зависимости от опыта взаимоотношений со сверстниками и сверстницами: автореф. дис. . канд. психол. наук. - СПб., 2004. 22 с.

22. Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. - СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000. - С. 193-219.

23. Фофанова К.В. Институционализация гендерных отношений в социальной сфере: автореф. дис. . д-ра социол. наук. - Саранск, 2006. - 36 с.

24. Шакирова Г.Ф. Особенности внутриличностного гендерного ролевого конфликта у мужчин и женщин в условиях современного общества: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2011. - 19 с.

25. Юревич А.В. Методология и социология психологии. - М.: Ин-т психологии РАН, 2010. - 272 с.

26. Юревич А.В. Психология и методология. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - 312 с.

27. Юркова Е. Гендерные модели дружеских отношений // Вариации на тему гендера: Материалы III межвуз. конф. молодых исследователей «Гендерные отношения в современном российском обществе» / отв. ред. Т.А.Мелешко, М.В. Рабжаева. - СПб.: Алетейя, 2004. - С. 180-185.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.