Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы исследований гендерных отношений в сфере социологического и психологического знания'

Современное состояние и перспективы исследований гендерных отношений в сфере социологического и психологического знания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1696
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО / СУБЪЕКТЫ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ / ГЕНДЕРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / СТАТУСНЫЕ ПОЗИЦИИ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН / УРОВНИ АНАЛИЗА ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ / GENDER RELATIONS / GENDER INEQUALITY / THE SUBJECTS OF GENDER RELATIONS / GENDER ROLES / GENDER CHARACTERISTICS / STATUS POSITIONS OF WOMEN AND MEN / GENDER RELATIONSHIP ANALYSIS LEVELS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Клецина Ирина Сергеевна

Проанализированы основные публикации отечественных социологов и психологов по проблеме гендерных отношений за период с конца 90-х гг. XX в. до настоящего времени. Для анализа использованы такие параметры, как сущностные характеристики и структура гендерных отношений, виды и уровни проявления, динамика и диагностика. Определены перспективные тенденции исследования гендерных отношений в русле социологического и психологического знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current state and prospects for gender relations research in sociology and psychology

The analysis of major publications in gender relations of Russian sociologists and psychologists (from the end of 1990s up to the present) is suggested. The following parameters were used for analysis: meaning and structure of gender relations, types and levels of their manifestation, dynamics and diagnostics. Prospective routs for gender relations research in sociology and psychology are determined.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы исследований гендерных отношений в сфере социологического и психологического знания»

ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА

ББК 60.542+88.53

И. С. Клецина

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Гендерные исследования относятся к числу динамично развивающихся отраслей научного знания. В них находят отражение многие проблемы, обусловленные трансформациями в общественной и частной жизни людей, находят отклик многие вызовы, с которыми сталкивается современное общество.

Российскими учеными гендерные исследования проводятся второе десятилетие. Гендерные отношения — один из феноменов гендерной проблематики, в котором наиболее явно отражается специфика всего гендерного научного направления как междисциплинарной сферы знания, сориентированной на анализ явлений, связанных с гендерным неравенством. Основа методологии ген-дерных исследований — анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения [51]. При изучении гендерных отношений особенно важны такие аспекты проблемы гендерного неравенства, как установление закономерностей функционирования явлений гендерного неравенства в сфере отношений разных типов, определение причин их возникновения, путей и способов устранения существующего гендерного неравенства.

Тема гендерных отношений в гендерных исследованиях имеет особое значение, поскольку, представляя собой сложный, многоуровневый и многоплановый феномен, они аккумулируют практически все основные проблемы, характерные для формирования и развития взаимоотношений современных мужчин и женщин. Изучение гендерных отношений позволяет представить комплексную картину ролевого поведения, а также социальных и психологических позиций мужчин и женщин как субъектов отношений в разных сферах жизнедеятельности.

Тематика гендерных отношений весьма актуальна не только с научной точки зрения, она также имеет большое практическое значение. Результаты изучения гендерных отношений могут быть использованы при формировании государственной гендерной политики; в сфере гендерной статистики; в государственном управлении при разработке концепций гендерной, семейной, де-

© Клецина И. С., 2013

мографической политики; при проведении гендерной экспертизы законодательства, СМИ, учебно-методических материалов; в сфере деятельности социальных и психологических служб помощи населению и др.

Цель данной статьи — на основе анализа научных текстов гендерной направленности выявить основные тенденции в отечественных исследованиях гендерных отношений и наметить перспективы изучения последних.

Для анализа были отобраны наиболее значительные публикации по проблеме гендерных отношений: монографии, авторефераты кандидатских и докторских диссертаций, статьи из рецензированных журналов, статьи ведущих специалистов по гендерным исследованиям, опубликованные в сборниках научных трудов. Обзор показал, что в основном гендерные отношения изучались представителями социологической и психологической сфер знания. Это обусловлено тем, что социальные группы, образованные по признаку пола, являются объектами социологии и психологии, а в категориальный аппарат психологии и социологии давно включена категория «отношения», отражающая разнообразную феноменологию разных типов отношений между индивидуальными и групповыми субъектами.

Количественный анализ публикаций показывает, что исследований ген-дерных отношений, выполненных социологами, заметно больше, чем психологических работ. Этому способствует прежде всего тот факт, что социология — отрасль знания, в которой гендерные исследования начались раньше и развиваются более интенсивно по сравнению с другими сферами научного знания.

Первые работы, в которых используется термин «гендерные отношения» и описаны результаты исследований этого сложного и многоаспектного феномена, появились в конце 90-х гг. [8, 9, 11, 14, 41, 50]. В этих публикациях анализировались результаты изучения социальных аспектов пола, научные предпосылки возникновения гендерного направления в социологии и психологии, обсуждались отдельные темы, каким-либо образом связанные с гендерными отношениями. Однако в работах не раскрывались содержательные характеристики феномена «ген-дерные отношения», не предлагалось определение этого понятия, мало внимания уделялось теоретико-методологическим основаниям изучения гендерных отношений и анализу причин основных проблем в этой сфере.

Феномен гендерных отношений трактовался весьма широко, к проблеме гендерных отношений были отнесены все сюжеты, в той или иной мере связанные с ситуациями неравенства по признаку пола, различиями между мужчинами и женщинами в социальных и психологических характеристиках, с особенностями функционирования мужчин и женщин в разных социальных институтах и организациях.

Начиная с 2000 г. отмечается заметный рост количества работ гендерной направленности, в том числе это касается исследований гендерных отношений. В этот период были опубликованы такие значимые для изучаемой проблематики работы, как учебное пособие «Социология гендерных отношений» [51], монография «Психология гендерных отношений: теория и практика» [27], сборник научных трудов «Гендерные отношения в современной России: исследования 1990-х годов» [9]. Также было защищено несколько диссертаций, где гендерные отношения выступали основным предметом исследования [26, 29, 31, 43, 59]. 4

Содержательный анализ вышеперечисленных работ позволяет сделать ряд обобщений, которые проясняют основные тенденции отечественных исследований гендерных отношений. При анализе учитывался перечень вопросов, значимых при изучении любого феномена, исследуемого в социологии и психологии: сущностные характеристики и структура, виды и уровни проявления, динамика и диагностика.

1. По сравнению с первыми работами в области гендерных отношений в публикациях XXI столетия было конкретизировано понятийное поле изучения гендерных отношений. Содержательные характеристики гендерных отношений раскрываются через широкий спектр понятия; кроме основных категорий «ген-дерное неравенство» и «гендерное равенство», широко используются такие понятия, как «гендерная стратификация», «гендерная дифференциация», «гендер-ная система», «гендерный порядок», «гендерный уклад», «гендерная композиция», «гендерный режим», «гендерная асимметрия» [18, 29, 51], «дисбаланс в гендерных отношениях», «гендерная диспропорциональность и асимметричность», «гендерная депривация» [59]. В большинстве работ в качестве предмета исследования при изучении гендерных отношений рассматривается специфика социальных ролей и статусных позиций женщин и мужчин [27, 31, 43, 59].

Обозначение границ предметного поля для изучения гендерных отношений позволило дать ответ на принципиальный для теоретического и эмпирического исследования гендерных отношений вопрос о параметрах анализа и показателях, на основе которых выявляются сущностные характеристики гендер-ных отношений. В качестве основных параметров анализа использовались: дифференцированность ролей и иерархичность статусов субъектов гендерных отношений [26]; позиции власти и подчинения мужчин и женщин как субъектов гендерных отношений [59]; выраженность гендерной асимметрии в приватной (семейно-бытовой), публичной (социально-экономической и политической) и символико-коммуникативной сферах функционирования общества [29]; положение мужчин и женщин в системе отношений в разных социальных структурах с точки зрения гендерной асимметрии и с точки зрения равных возможностей для женщин и мужчин в отдельных сферах жизнедеятельности [45].

В конкретных работах используемые для анализа гендерных отношений параметры имеют свою специфику, обусловленную целями исследования, однако все параметры объединяет общая позиция, связанная с выявлением фактов, тенденций, закономерностей, проясняющих ситуацию неравенства/равенства в сфере гендерных отношений.

2. Выделение и описание предметного поля гендерных отношений позволило дать определение феномену «гендерные отношения» и показать специфику его функционирования. «Гендерные отношения (gender relationships) — тип отношений, в настоящее время характеризующийся неравным распределением власти между женщинами и мужчинами как тендерными группами» [6, с. 463]. В этом определении подчеркиваются следующие особенности: во-первых, это отношения между субъектами мужского и женского пола, во-вторых, для данного типа отношений характерно наличие неравенства позиций. Из этого следует, что при анализе гендерных отношений в поле зрения исследователей должны попадать также и характеристики субъектов отношений, а не только

содержательная составляющая самих отношений. Эта мысль подчеркивается в работе А. В. Ростовой: «Положение о том, что гендерные отношения существуют благодаря двум субъектам, зачастую исследователями забывается, а потому гендерная проблематика нередко сводится к констатации отношений власти и подчинения. Именно поэтому, на наш взгляд, первостепенную важность имеют субъекты гендерных отношений как детерминанты процесса изменения/сохранения сценариев взаимоотношения полов» [48, с. 223].

Исследование гендерных отношений должно включать изучение объективной стороны отношений, представленной стилями, моделями, сценариями, практиками отношений, и субъективной стороны, т. е. тех гендерных представлений, стереотипов, установок, носителями которых являются субъекты отношений. Эти гендерные характеристики субъектов выступают в роли детерминант отношений, определяя содержательные составляющие гендерных отношений (стратегии, типы, модели, стили).

Итак, гендерные отношения анализируются как реальные практики и модели межполового взаимодействия, соотносимые с существующими в сознании субъектов тендерными представлениями, стереотипами, установками. Через эти корреляты изучаемые отношения описываются и анализируются, что и позволяет раскрыть их специфику и построить прогноз развития. Так, в ряде сочинений объективная и субъективная стороны гендерных отношений включены в концептуальную схему исследования и авторы строят свои работы на анализе их взаимосвязи [5, 7, 17, 28, 36, 40, 49, 53, 58]. Однако зачастую субъективная сторона гендерных отношений не принимается во внимание и исследования проводятся без учета гендерных характеристик субъектов отношений.

3. Во всех исследованиях, где в качестве предмета изучения выступают гендерные отношения, подчеркивается их разноуровневая представленность и функционирование в разных сферах общественной и частной жизни [19, 31, 43, 59]. Гендерные отношения, воспроизводимые на микро- и макроуровнях, детерминированные ценностными ориентациями, социальной ролью и статусом личности, проявляются в экономической, правовой, социальной, политической и нравственной сферах общества [31]. Гендерные отношения рассматриваются как один из значимых аспектов отношений между мужчиной и женщиной в различных социальных сферах, в сфере управления и политики, в семье [43]. В публичной сфере анализируются гендерные отношения в экономике, политике, идеологии и культуре; в приватной сфере предметом анализа становятся се-мейно-брачные, дружеские и сексуальные отношения [18, 19].

В большинстве проанализированных работ подчеркивается, что гендерные отношения должны изучаться на макро- и микроуровнях, однако в предыдущих работах автора данной статьи было предложено обоснование необходимости рассматривать гендерные отношения на четырех уровнях социальной реальности, т. к. они встроены в широкий класс общественных, межгрупповых, межличностных отношений; они также включены и в самоотношение личности.

На макросоциальном уровне гендерные отношения анализируются в системе «группа мужчин или женщин — общество (государство)». На мезоуровне (межгруппововое взаимодействие) анализ гендерных отношений осуществляется в системе «группа мужчин — группа женщин». На микроуровне в сфере 6

межличностных отношений объектом анализа является система «личность — личность», где взаимодействующие личности имеют противоположный пол. На внутриличностном уровне объектом анализа становится самоотношение личности как субъекта определенного пола [26].

4. Следующий важный результат, полученный в процессе анализа исследований гендерных отношений, связан с обозначением теоретико-методологических оснований их изучения. В большинстве работ исследователи гендерных отношений апеллируют к социально-конструктивистской или структурно-конструктивистской парадигмам, которые занимают доминирующие позиции в гендерных исследованиях [19, 26, 29, 31, 43, 59].

Социально-конструктивистская парадигма в гендерно-ориентированной тематике представлена теорией социального конструирования гендера [62]. В рамках этой теории гендер понимается как организованная модель социальных отношений между мужчинами и женщинами, конструируемая не только основными институтами общества, но и самими индивидами. Основное положение теории социального конструирования гендера о том, что отношения между полами социально сконструированы, основано на отрицании биологического детерминизма.

Применение структурно-конструкционистской парадигмы в гендерных исследованиях связано с акцентированием взаимообусловленности структур и практик, формирующих гендерный порядок в обществе. «Предметом изучения становятся индивидуальные и групповые стратегии, ограниченные институциональными условиями и изменяющие их» [18, с. 13]. Структурно-конструк-ционистский подход позволяет анализировать гендерные отношения как процесс взаимодействия агентов и социальных структур.

Вероятно, в дальнейших исследованиях гендерных отношений при сохранении базовой методологии будет расширен спектр используемых концепций и подходов. Так, в статье Е. Здравомысловой и А. Темкиной подчеркивается, что аналитический аппарат гендерной теории не является устоявшимся, а поиск наиболее адекватных терминологических средств для описания исследовательского поля продолжается [18, с. 14].

5. В работах, раскрывающих специфику гендерных отношений, авторы часто обращаются к описанию гендерных феноменов, таких как гендерный контракт, профессиональная сегрегация, полоролевая дифференциация в семье, гендерная манипуляция, гендерный внутриличностный конфликт и др.

Выделение уровней анализа гендерных отношений позволяет соотнести основные феномены гендерного содержания с конкретными уровнями проявления гендерных отношений, тем самым упорядочивая и структурируя имеющиеся материалы изучения гендерных отношений и обозначая ориентиры дальнейших исследований.

На макроуровне основным феноменом, аккумулирующим специфику ген-дерных отношений, является гендерный контракт как доминирующий в обществе тип гендерных практик и репрезентаций [51, с. 260]. Его исследованию посвящены работы С. Г. Айвазовой, А. А. Темкиной и А. Роткирх, Н. И. Не-почетой и др. [2, 32, 37, 38, 54].

С явлением гендерного контракта тесно связаны вопросы гендерной идеологии и гендерной политики Российского государства и их влияния на процес-

сы, происходящие в общественных отношениях, а также в жизни отдельных мужчин и женщин [23, 24, 60].

Уровень межгрупповых отношений предполагает анализ отношений мужчин и женщин как представителей гендерных групп в разных профессиональных организациях, образовательных структурах, политических объединениях, средствах массовой информации. Функционально-ролевой характер этих гендерных отношений находит отражение в изучении таких феноменов, как профессиональная сегрегация [16, 20, 42, 44, 56], «стеклянный потолок» [22], гендерные барьеры на пути профессиональной самореализации [12, 13], тендерная стереотипизация отношений в СМИ [1, 35, 52].

На уровне межличностных отношений анализируется взаимодействие между близкими людьми разного пола, это дружеские, любовные, семейно-брачные отношения. Гендерная составляющая межличностных отношений проявляется в следующих феноменах: гендерная манипуляция, полоролевая дифференциация в семье, гендерная иерархия в семье, насилие в семье по ген-дерному признаку [3, 4, 25, 34, 63].

Внутриличностный уровень анализа гендерных отношений отличается от других тем, что в субъективном личностном пространстве, ограниченном Я-кон-цепцией личности, «участниками» (субъектами) отношений выступают две ее подструктуры, или две ее составляющих: индивидуальная и социальная. Собственно гендерный контекст самоотношения и специфика его проявления раскрываются при соотнесении подструктур «Я как индивидуальность» — «Я как представитель гендерной группы», т. е. через анализ соотнесения внешней, социальной оценки, получаемой личностью в процессе взаимодействия с другими людьми, и собственной оценки себя как носителя гендерных характеристик и субъекта по-лоспецифичных ролей. Широко представленные в общественном сознании нормативные эталоны «настоящий мужчина» и «настоящая женщина», «мужчина должен быть...» и «женщина должна быть...» побуждают мужчин и женщин оценивать себя с точки зрения соответствия этим эталонам. Результат сравнения себя как индивидуальности и себя как носителя типичных качеств, характерных для представителей гендерной группы, может либо удовлетворять, либо не удовлетворять субъекта, что, несомненно, будет отражаться на отношении личности самой к себе (самоотношении). Внутриличностные гендерные конфликты и кризисы маскулинности или фемининности — это основные гендерные феномены внутрилич-ностного уровня анализа гендерных отношений [33, 39, 61].

Анализ показывает, что внимание исследователей сосредоточено преимущественно на описании содержания основных гендерных феноменов, но мало внимания уделяется более детальному анализу причин их возникновения, а также систематизации путей и способов оптимизации гендерных отношений в ситуациях взаимодействия разных субъектов. В ряде работ последних лет эти проблемы стали выступать в качестве предмета изучения, однако таких исследований пока мало [21, 22, 39, 57].

6. Гендерные отношения — сложное социально-психологическое явление, подверженное влиянию изменяющихся социальных, культурных условий и психологических факторов. Поэтому гендерные отношения должны изучаться как трансформирующееся явление в изменяющейся социальной реальности. 8

Стратегические цели трансформации гендерных отношений состоят в изменении культуры взаимодействия полов, замене отношений иерархии на отношения партнерства, привнесении в общественное сознание эгалитарных гендер-ных представлений и установок [31].

Динамический аспект гендерных отношений иногда учитывался, но в последние годы в России не проводилось их масштабных исследований, позволяющих дать актуальную характеристику содержания, определить тенденции развития, а также пути и способы их оптимизации. Так, в рамках Международной программы «Поколения и гендер» несколько лет назад в России было проведено масштабное социально-демографическое исследование «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе» [46, 47], однако в опубликованных результатах информация собственно о гендерных отношениях не представлена.

Имеющиеся исследования трансформаций гендерных отношений либо касаются конца 90-х гг. XX в. — начала XXI в. [31, 55], либо посвящены динамике гендерных отношений в отдельных сферах жизнедеятельности [10] или регионах страны [15, 30].

Недостаточная изученность динамики гендерных отношений отечественными представителями социологической и психологической науки, возможно, связана с недостаточной разработкой теоретико-методологических оснований, конкретных концептуальных моделей и технологий для организации и проведения исследований.

7. Что касается методической стороны изучения гендерных отношений, то оказалось, что, как правило, используются количественные и качественные методы; это касается и социологических и психологических разработок. Использование качественных и количественных методов при изучении проблемы взаимоотношения полов позволяет рассмотреть ее в разных срезах, получая тем самым многомерное, объективное представление о протекающих в данной области процессах [48].

Динамика количества работ, посвященных изучению гендерных отношений, опубликованных в последние годы, позволяет говорить о том, что, несмотря на высокую социальную значимость тематики гендерных отношений (социальное неравенство по признаку пола в общественной и частной жизни), интерес к этой проблеме у современных отечественных исследователей существенно снизился.

Итак, анализ работ позволяет выделить перечень актуальных проблем, которые находят отражение в сфере гендерных отношений: несформирован-ность в общественном сознании (в частности, у руководителей высшего ранга) эгалитарных представлений в отношении женщин-политиков и женщин-руководителей высшего звена; вертикальная и горизонтальная гендерная сегрегация рынка труда; распространение социально-психологических барьеров на пути самореализации женщин в профессиональной деятельности и самореализации мужчин в сфере семейных отношений; демонстрация гендерно-неравно-правных отношений в средствах массовой информации и рекламе; широкое распространение доминантно-зависимой модели гендерных отношений по сравнению с партнерской моделью; высокая конфликтность в межличностных гендерных отношениях; неравномерный характер распределения семейных

обязанностей между супругами; распространение женской/мужской манипуляции при помощи гендерных стереотипов; распространенность домашнего насилия по гендерному признаку и др.

В качестве перспективных тенденций исследований гендерных отношений можно предложить следующее:

— концентрировать свое внимание не столько на описании конкретного феномена, сколько на анализе причин его возникновения и последствиях его влияния на характеристики субъектов и качественные параметры гендерных отношений;

— уделять больше внимания феноменам гендерного содержания, положительным с точки зрения стилей, моделей отношений, основанных на гендер-ной компетентности субъектов отношений;

— учитывая сложность и многоаспектность феномена гендерных отношений, при организации исследования необходимо конкретное указание и описание того уровня (или уровней) функционирования гендерных отношений, который непосредственно изучается;

— важно изучать реальные практики отношений во взаимосвязи с субъективной составляющей (гендерными характеристиками субъектов отношений);

— учитывать взаимосвязь гендерной составляющей отношений с другими их характеристиками (видами, аспектами): этнической, возрастной, региональной.

Библиографический список

1. Ажгихина Н. И. Гендерные стереотипы в современных массмедиа // Гендерные исследования. 2000. № 5. С. 261—273.

2. Айвазова С. Г. Контракт «работающей матери»: советский вариант // Гендерный калейдоскоп : курс лекций / под общ. ред. М. М. Малышевой. М. : Academia, 2002. С. 291—309.

3. Аносова Н. Склонность к манипулированию как параметр межличностных отношений: гендерный аспект // Вариации на тему гендера : материалы III межвуз. конф. молодых исследователей «Гендерные отношения в современном российском обществе» / отв. ред. Т. А. Мелешко, М. В. Рабжаева. СПб. : Алетейя, 2004. С. 216—220.

4. Балабанова Е. С. Домашний труд как символ гендера и власти // Социол. исслед. 2005. № 6. С. 109—120.

5. Болдырева О. И. Влияние гендерных установок на выбор студентами модели семьи : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2006. 23 с.

6. Воронина О. А. Глоссарий по гендерному образованию // Гендерные исследования : региональная антология гендерных исследований из восьми стран СНГ: Армении, Азербайджана, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана и Узбекистана. М. : Вариант : ИСГП, 2006. С. 443—511.

7. Гафизова Н. Б., Королева Т. В. Гендерные стереотипы в современной провинциальной семье : (на примере Ивановской области) // Женщина в российском обществе. 2001. № 3/4. С. 50—53.

8. Гендерные отношения в России: история, современное состояние, перспективы : материалы Междунар. науч. конф. Иваново : Юнона, 1999. 307 с.

9. Гендерные отношения в современной России : исследования 1990-х годов : сб. науч. ст. / под ред. Л. Н. Попковой, И. Н. Тартаковской. Самара : Самарский ун-т, 2003. 334 с.

10. Гербач Ж. В. Динамика гендерных отношений военнослужащих Российской армии // Мир образования — образование в мире. 2010. № 3. С. 16—22.

11. Голод С. И. Российское население сквозь призму гендерных отношений // Качество населения Санкт-Петербурга II / отв. ред. Б. М. Фирсов ; С.-Петербург. филиал Ин-та социологии РАН. СПб., 1996. С. 187—210.

12. Гончарова А. А. Социально-психологические барьеры, препятствующие построению карьеры женщин : на примере службы занятости по Московской области : ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. 27 с.

13. Гончарова Н. В. «Игры» для мальчиков : (гендерные аспекты реализации карьерных притязаний) // Социол. исслед. 2003. № 1. С. 83—91.

14. Гурко Т. А. Социология пола и гендерных отношений // Социология в России / под ред. В. А. Ядова. М. : Ин-т социологии РАН, 1998. С. 173—195.

15. Дежина Т. П. Трансформация гендерных стереотипов в семейных практиках жителей Дальнего Востока : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Хабаровск, 2007. 24 с.

16. Задорожникова Е. Б. Гендерное неравенство в сфере занятости // Женщина в российском обществе. 2005. № 1/2. С. 91—100.

17. Заев С. В. Взаимосвязь супружеских сценариев и гендерных характеристик личности в процессе семейного самоопределения молодежи : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2006. 26 с.

18. Здравомыслова Е., Темкина А. Понятийное поле исследования гендерных отношений // Гендерные отношения в современной России : исследования 1990-х годов : сб. науч. ст. / под ред. Л. Н. Попковой, И. Н. Тартаковской. Самара : Самарский ун-т, 2003. С. 10—22.

19. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социология гендерных отношений и тендерный подход в социологии // Социол. исслед. 2000. № 11. С. 15—24.

20. Иванова Н. А. Гендерное неравенство в системе политической власти : автореф. дис. ... канд. социол. наук. СПб., 2005.

21. Ильиных С. А. Гендерная асимметрия: причины и основные пути ее преодоления : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Новосибирск, 2004. 18 с.

22. Капусткина Е. Как разбить «стеклянный потолок»: стратегии карьерного продвижения женщин // Гендерные разночтения : материалы IV межвуз. конф. молодых исследователей «Гендерные отношения в современном обществе: глобальное и локальное» / отв. ред. М. В. Рабжаева. СПб. : Алетейя, 2005. С. 27—35.

23. Кашина М. А. Гендерно-ориентированная социальная политика // Управленческое консультирование. 2010. № 1. С. 145—163.

24. Кашина М. А., Юкина И. И. Российская демографическая политика: опыт гендер-ного анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Т. 12. № 1 (46). С. 109—123.

25. Клецина И. С. Психологическое насилие в гендерных межличностных отношениях: сущность, причины и последствия // Жизнь без насилия : материалы науч.-практ. семинара «Домашнему насилию НЕТ» / под ред. С. Л. Акимовой. СПб. : Островитянин, 2009. С. 7—30.

26. Клецина И. С. Психология гендерных отношений : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2004. 39 с.

27. Клецина И. С. Психология гендерных отношений: теория и практика. СПб. : Але-тейя, 2004. 408 с.

28. Клецина И. С., Прохорова О. Л. Гендерная компетентность: психологическое содержание и специфика проявления в межличностных отношениях // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2010. Т. 5, № 2 : Психология. С. 38—50.

29. Клименко Л. В. Гендерные отношения в контексте социальной динамики традиционных культур народов Северного Кавказа : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2004. 26 с.

30. Клименко Л. В. Современные тенденции динамики гендерных отношений на Северном Кавказе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т. 15, № 2. С. 39—56.

31. Королева С. В. Трансформация гендерных отношений в современном российском обществе : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2006. 25 с.

32. Кривцова И. В. Семьи военнослужащих: трансформация гендерного контракта : на примере семей военнослужащих ДВО : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Хабаровск, 2004. 22 с.

33. Кулагина Н. В. Внутриличностный гендерный конфликт профессиональной роли : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. 27 с.

34. Лыткина Т. С. Домашний труд и гендерное разделение власти в семье // Социол. исслед. 2004. № 9. С. 85—90.

35. Малышева Н. Г. Гендерные стереотипы в молодежных средствах массовой коммуникации : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 27 с.

36. Махакова Л. С. Влияние гендерных стереотипов персонала по отношению к руководителю на принятие ценностей организационной культуры : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 20 с.

37. Нартова Н. А. Гендерный контракт современного российского общества и неконвенциональные гендерные идентичности // Женщина в российском обществе. 2008. № 3. С. 56—64.

38. Непочетая Н. И. Гендерный контракт женщин на военной службе в России : история и современность в социологическом освещении : автореф. дис. ... канд. социол. наук. СПб., 2004. 24 с.

39. Никуленкова О. Е. Гендерные особенности внутриличностных конфликтов в студенческом возрасте и их предупреждение : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Пятигорск, 2010. 23 с.

40. Овчинникова В. В. Влияние гендерных установок на взаимоотношения в разнополых воинских коллективах : на примере вузов ФСБ России пограничного профиля : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Голицыно, 2006. 25 с.

41. Ожигова Л. Н. Профессиональное самоопределение женщин в контексте проблем гендерных отношений // Психологические проблемы самореализации личности : сб. науч. тр. Краснодар, 1998. Вып. 3. С. 208—215.

42. Олимпиева И. Б., Ежова Л. В. Механизм формирования гендерного неравенства в трудовых отношениях // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Т. 12, № 1. С. 89—108.

43. Потехина Е. Н. Специфика гендерных отношений в период социальных изменений в России : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Н. Новгород, 2003. 24 с.

44. Пятов А. П. Гендерное неравенство в российской науке и высшей школе : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Н. Новгород, 2004. 23 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45. Римашевская Н. М. Реформирование социальной сферы в контексте гендерных отношений // Гендер как инструмент познания и преобразования общества : материалы Междунар. конф. «Гендерные исследования: люди и темы, которые объединяют сообщество» / ред.-сост. Е. А. Баллаева, О. А. Воронина, Л. Г. Лунякова. М. : МЦГИ, 2006. С. 58—69.

46. Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе / под науч. ред. Т. М. Малевой, О. В. Синявской ; Независимый институт социальной политики. М. : НИСП, 2007. 640 с.

47. Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе / под науч. ред. С. В. Захарова, Т. М. Малевой, О. В. Синявской ; Независимый институт социальной политики. М. : НИСП, 2009. 336 с.

48. Ростова А. В. Методология изучения гендерных отношений // Вестник Самарского государственного университета. 2008. № 63. С. 221—226.

49. Смирнова А. В. Представления школьников и студентов о гендерных ролях мужчин и женщин в современном российском обществе // Женщина в российском обществе. 2005. № 1/2. С. 26—33.

50. Социокультурный анализ гендерных отношений : сб. науч. тр. / под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой. Саратов : Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1998. 208 с.

51. Социология гендерных отношений : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. З. Х. Саралиевой. М. : РОССПЭН, 2004. 270 с.

52. Стасенко О. В. Воспроизведение и формирование гендерных стереотипов средствами массовой коммуникации : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ставрополь, 2004. 24 с.

53. Суркова И. Ю. Гендерные стереотипы в повседневных армейских практиках // Социол. исслед. 2008. № 12. С. 104—111.

54. Темкина А. А., Роткирх А. Советские гендерные контракты и их трансформация в современной России // Социол. исслед. 2002. № 11. С. 4—15.

55. Терелецкова Е. В. Основные тенденции изменения гендерных отношений в условиях трансформации российского общества // Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13, № 1. С. 149—151.

56. Терехова Е. Особенности гендерных отношений в системе исправительных учреждений // Гендерные практики: описание, рефлексия, интерпретация : материалы V межвуз. конф. молодых исследователей «Гендерные практики: традиции и инновации» / отв. ред. Т. А. Мелешко, И. И. Юкина. СПб. : Алина, 2007. С. 108—117.

57. Тулузакова М. В. Патриархальность и маскулинность как принцип организации гендерных отношений в российском обществе // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2011. Т. 4, № 1. С. 233—238.

58. Тупицына И. А. Особенности гендерной идентичности старшеклассников в зависимости от опыта взаимоотношений со сверстниками и сверстницами : автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2004. 22 с.

59. Фофанова К. В. Институционализация гендерных отношений в социальной сфере : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Саранск, 2006. 36 с.

60. Хасбулатова О. А. Российская гендерная политика в ХХ столетии: мифы и реалии. Иваново : Иван: гос. ун-т, 2005. 372 с.

61. Шакирова Г. Ф. Особенности внутриличностного гендерного ролевого конфликта у мужчин и женщин в условиях современного общества : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2011. 19 с.

62. Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера // Хрестоматия феминистских текстов : переводы / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб. : Дмитрий Буланин, 2000. С. 193—219.

63. Юркова Е. Гендерные модели дружеских отношений // Вариации на тему гендера : материалы III межвуз. конф. молодых исследователей «Гендерные отношения в современном российском обществе» / отв. ред. Т. А. Мелешко, М. В. Рабжаева. СПб. : Алетейя, 2004. С. 180—185.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.