Научная статья на тему 'Теоретические основания психологии гендерных отношений'

Теоретические основания психологии гендерных отношений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
10513
2542
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психология / гендер / гендерные отношения / психология гендерных отношений / гендерные исследования / феминистская теория / психология семьи / психология брака / психология пола / социальный стереотип / социальная установка / социальная идентичность

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Клецина Ирина Сергеевна

Статья содержит теоретическое обоснование возникновения такого нового направления в психологии, как психология гендерных отношений. Для достижения указанной цели рассмотрены предпосылки возникновения психологии гендерных отношений, а затем представлено обоснование возможности выделения нового научного направления психологии гендерных отношений, имеющего свой предмет изучения, систему понятий, собственные границы исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article suggests the analysis of theoretical basis for a new direction in the development of psychology gender relations psychology. The author describes the emergence of gender relations psychology as one of gender research branches, shows the role of psychological and social psychological knowledge in its development. In the article the major terms and the subject of gender relations psychology had been defined, core levels of analysis, determinants, and major analysis axes for gender relations are shown.

Текст научной работы на тему «Теоретические основания психологии гендерных отношений»

И. С. Клецина

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Статья содержит теоретическое обоснование возникновения такого нового направления в психологии, как психология гендерных отношений. Для достижения указанной цели рассмотрены предпосылки возникновения психологии гендерных отношений, а затем представлено обоснование возможности выделения нового научного направления — психологии гендерных отношений, — имеющего свой предмет изучения, систему понятий, собственные границы исследования.

Гендерная проблематика в психологии в нашей стране приобретает все большую популярность. Интерес к тендерным проблемам стимулирует научные изыскания как на уровне теории, так и на практике. Если еще несколько лет назад отечественные психологи знакомились с гендерной тематикой лишь по публикациям зарубежных авторов1^, то в последние годы к изучению гендерных проблем в психологии стали обращаться и отечественные исследователи715.

В работах отечественных психологов, как правило, рассматривается небольшой круг вопросов, касающихся гендерных проблем, а именно: возникновение и развитие гендерных исследований в психо-логии1619, особенности организации и проведения исследований гендерной на-

20

правленности , содержательные харак-

21, 22

теристики гендерных стереотипов . Работы, представляющие систематизированное и обобщающее гендерное знание в какой-либо из областей психологической науки, а также публикации обобщающего характера, практически отсутствуют.

Предпосылки развития психологии гендерных отношений

Психология гендерных отношений — новое научное направление, развивающееся на базе теоретической и прикладной социальной психологии. Предметная область психологии гендерных отношений связана с изучением закономерностей дифференциации и иерархи-зации отношений в сфере межполового

взаимодействия. В данное время это направление проходит этап институциона-лизации и как исследовательская практика, и как учебная дисциплина. На рис. 1 схематически отражены основные области знания, на основе которых возникла, сформировалась и развивается психология гендерных отношений.

Схематическое изображение составляющих развития гендерного направления в психологии дает нам представление о теоретических (научных) предпосылках возникновения гендер-ной проблематики в психологии и основных направлениях ее развития. Теоретические предпосылки представлены двумя сферами научного знания: ген-дерно-ориентированным и психологическим. Гендерно-ориентированное научное знание включает в себя феминистскую теорию, женские и гендер-ные исследования, а психологическое — психологию половых различий, психологию семьи и брака и психологию пола. Конкретизируем основные вопросы, ка-

сающиеся ключевых положений каждого из названных направлений, являющихся научными предпосылками психологии гендерных отношений.

Феминистская теория

Феминистская теория — это сложная система воззрений на социальную жизнь и человеческий опыт, предусматривающая в качестве отправной точки приоритет женщин. Сфокусированность этой теории на женщинах выражается в трех аспектах: во-первых, основным объектом изучения становятся ситуации и трудности, с которыми сталкиваются женщины в обществе; во-вторых, эта теория рассматривает женщин в качестве важнейших субъектов, т. е. стремится смотреть на мир, исходя из специфической женской позиции — роли женщины в социальном мире; в-третьих, феминизм как теория выступает с критикой от имени женщин и действует в их интересах, стремясь создать для них лучший мир23.

ц ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ПСИХОЛОГИИ ц

II II

Рис. 1. Развитие гендерной проблематики в психологии

Феминистские теоретики обнаружили и доказали факт наличия у женщин более низкого социального статуса, чем у мужчин. Женщины как социальная группа не обладают равными с мужчинами возможностями в реализации своих потребностей и интересов в определенных областях социальной жизни; они в большей мере, чем мужчины, подвержены явлениям дискриминации. Несмотря на то, что мужчины и женщины как две большие социальные группы функционируют в, казалось бы, сходных социальных, экономических, политических контекстах, их социальные статусы различны. «Нет таких обществ, в которых в ряде сфер социальной жизни мужчины не обладали бы большим богатством, влиянием и ста-

24

тусом, чем женщины» .

Все феминистские теории предлагают свою трактовку ответа на вопрос: почему же положение женщин такое, какое оно есть? Заслуга феминизма как теории состоит в том, что он способствовал развитию и обогащению (расширению понятийных и интерпретационных границ) современных научных концепций: марксизма, структурализма, экзистенциализма, психоанализа, постмодернизма.

Женские исследования (Women's Studies)

Развитие феминистской теории способствовало в 70-е годы двадцатого столетия возникновению в высшей школе США академических курсов, которые в дальнейшем стали академической дисциплиной (или образовательной программой) — женские исследования (Women's Studies). Women's Studies— образовательная программа, основная цель которой заключалась в том, чтобы компенсировать отсутствие женской точки зрения в учебных программах традиционных университетских курсов, а также способствовать развитию нового взгляда на роль и статус женщин в современной общественной жизни.

Женские исследования создают основу для формулирования новых теорий и

понятий, которые изучают женщин с нонсексистской перспективы, а поэтому могут претендовать на статус самостоятельной дисциплины. Однако со временем стало понятно, что женские исследования натолкнулись на ряд внутренних ограничений в постановке и решении вопросов.

Во-первых, они жестко идентифицировались с феминизмом и стали выглядеть не столько как автономная область знания, сколько как идеологически и интеллектуально замкнутая сфера.

Во-вторых, пришло осознание невозможности игнорирования мужчин как субъектов социальных отношений. Возникает дискомфорт в связи с противопоставлением женщин и мужчин, замалчивания мужского опыта. Так, на первый план выступило рассуждение о том, возможно ли решение женских проблем путем отделения их от мужских или же, что кажется более верным, в разъяснении нуждается проблема соотношения полов. В это время начала формироваться новая область научного знания — гендерные исследования.

Гендерные исследования (Gender Studies)

Гендерные исследования — междисциплинарная исследовательская и образовательная практика. В гендерных исследованиях изучаются практически все вопросы взаимодействия мужчин и женщин как на уровне общества, так в семье и в личной жизни. Ключевым вопросом в гендерных исследованиях является разграничение понятий «пол» и «гендер». Пол относится к универсальным биологическим отличиям женщин и мужчин (например: женщина, в отличие от мужчины, может выносить и родить ребенка), а гендер обозначает не природный, а социокультурный параметр межполовых различий. Один из самых авторитетных социологов современности Энтони Гидденс объясняет, что «гендер» — это не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально

формируемые особенности мужественности и женственности. Гендер, по его словам, означает, прежде всего, социальные ожидания относительно поведения, рассматривающегося как соответствующее для мужчин и женщин25.

Подобно концепциям о классах, расе и этничности, понятие «гендер» является аналитическим инструментом для понимания социальных процессов.

Предмет гендерных исследований: гендерные отношения, различия и сходство полов. Предметом гендерных исследований был выбран анализ общего и различного в восприятии действительности и социальном поведении мужчин и женщин. Общее и различное отныне стали связывать не с физиологическими особенностями лиц мужского и женского пола, а со спецификой их воспитания, образования, с распространенными в каждой конкретной культуре представлениями о том, как следует вести себя мужчинам и женщинам.

Появление в образовательных структурах программ Gender Studies (гендерных исследований) явилось логическим продолжением развития Women's Studies (женских исследований). Признание ген-дерных исследований в западных научных центрах происходило стремительно. К началу 90-х годов ХХ столетия практически все научно-образовательные учреждения с солидной репутацией считали своим долгом как развивать gender study's, так и преподавать специальные гендерные курсы.

В Россию первые сведения о развитии гендерных исследований проникают в конце 80-х годов. Очень медленно, но настойчиво гендерные исследования утверждаются и в российской науке. Одновременно начинается гендерное просвещение общества.

Таким образом, женские и гендерные исследования являются образовательной и научно-исследовательской сферами, в которых, как правило, акцентируется внимание на ограниченности методологии, методов и результатов традиционной науки о человеке, анализируются

гендерные отношения в различных сферах социальной жизни, отрицается идея биодетерминизма в объяснении различий между людьми разного пола в связи с особенностями их поведения в обществе26.

Психология половых различий

Психология половых различий — это раздел дифференциальной психологии, изучающий различия между индивидами, обусловленные или опосредованные их половой принадлежностью или ассоциирующиеся с нею. Акцент в работах этого направления сделан на выявлении психологических характеристик и особенностей поведения людей разного пола. Личностные различия между индивидами разного пола изучаются в контексте их возрастного развития. В каждом возрастном периоде исследователи стремятся найти различия между детьми и взрослыми разного пола во всех сферах их психической организации. До 70-х годов в советской психологии проблемы половой дифференциации почти не изучались. В 70-80-е годы стали появляться редкие работы, в которых ставились специальные задачи, связанные с изучением различий между полами, причем выявленные различия считались биологически детерминированными.

Психология семьи и брака

Психология семьи и брака — междисциплинарное направление в психологии, в рамках которого изучаются разнообразные вопросы, такие как: факторы, влияющие на качество брака; цикл развития семьи; ролевая структура семьи; распределение власти между членами семьи, межсупружеское общение, установки на брак и семью; детерминанты выбора брачного партнера, психологические особенности родителей и их детей и др. в соотнесении с полоролевыми представлениями, стереотипами маскулинно-сти-фемининности и полотипичными характеристиками и моделями поведения, присущими реальным и потенциальным супругам.

Психология пола

Психология пола — это та область научного знания, которая объединяла фрагментарные и разрозненные исследования, посвященные изучению проблем пола и межполовых отношений, поэтому психология пола как специальная дисциплина может быть рассмотрена как одна из научных предпосылок развития ген-дерной психологии. Предметная область психологии пола не имеет четких границ, она включает изучение таких проблем, как: психологические различия между людьми разного пола, социальная поло-ролевая дифференциация и стратификация, культурные стереотипы маскулинности и фемининности, особенности социализации мальчиков и девочек, мужчин и женщин, психологическая идентификация личности как представителя определенного пола, особенности сексуального поведения. Другими словами, психология пола изучает то, каким образом психологические характеристики личности опосредуют физические различия между мужчинами и женщинами и как это отражается на поведении и отношениях представителей мужского и женского пола.

Психология пола в основном развивалась на стыке таких сфер знания, как психология половых различий и психология семьи и брака. Можно отметить, что это основная научная область психологического знания, на базе которой сформировалось и развивается гендерное

27

направление в психологии .

В наши задачи не входит анализ тенденций развития гендерной психологии. Основное внимание в статье будет сосредоточено на рассмотрении особенностей

развития психологии гендерных отно-

~28

шении .

Психология гендерных отношений

как направление в системе социально-психологического знания

Теоретическое обоснование возможности и целесообразности выделения нового направления — психологии гендер-

ных отношений, — имеющего свой предмет изучения, статус в рамках уже сложившихся психологических дисциплин, базовую методологию, специфические ориентиры и способы исследования, мы начнем с определения основных понятий этой сферы знания.

Основные понятия психологии гендерных отношений

Понятие гендерные отношения как базовое понятие гендерных исследований и психологии гендерных отношений в научной литературе социологического, политологического, экономического профиля преимущественно используется при рассмотрении проблем дифференциации, стратификации, доминирования в системе общественного устройства. В психологических публикациях категория «ген-дерные отношения» практически не встречается, поскольку для отечественной психологической науки гендерные отношения — пока еще новое и непривычное понятие. Смысловое содержание категории «гендерные отношения» может быть раскрыто через анализ категории «отношения». Изучению теоретических и практических проблем отношений уделяли внимание в своих работах такие социальные психологи, как: А. М. Андреева, Л. Я. Гозман, Я. Л. Коломинский, В. Н. Куницына, Н. Н. Обозов, В. Н. Панферов, И. Р. Сушков. Современные трактовки содержательной стороны феномена «отношение», как правило, опираются на психологическую теорию отношений, разработанную В. Н. Мясищевым29.

В современной социально-психологической науке анализируются «межличностные отношения», «межгрупповые отношения», «общественные отношения» и отношение личности к самой себе, т. е. «самоотношение».

В каждом из выделенных видов отношений присутствуют два слоя отношений или два аспекта: объективный и субъективный.

Объективный аспект — это реальные отношения, в которые люди вступают в

процессе своей жизнедеятельности, это система взаимодействия, контактов, связей, это реальные поступки и поведенческие паттерны; субъективный аспект — это отражение этих отношений в виде совокупности представлений, мыслей и чувств, это оценка субъектом или субъектами самих этих взаимодействий и контактов. Эти аспекты составляют два тесно связанных слоя отношений, присутствующих в каждом из видов отношений.

О двух слоях отношений пишет И. Р. Сушков: «Под влиянием психического отражения, т. е. психического моделирования, сфера отношений субъекта делится на сферу объективных отношений, существующих независимо от организма, и сферу субъективных отношений, которые являются результатом преломления первых через сложившуюся систему психических моделей данного

30

организма» .

В работах Л. Я. Гозмана31 и Я. Л. Ко-

32

ломинского подчеркивается существование двух компонентов в межличностных отношениях. Так, Л. Я. Гозман выделяет в межличностных отношениях собственно объективный и субъективный компонент (систему взаимодействия и эмоциональное отношение, т. е.

ее оценку). Также он подчеркивает, что оценочный аспект присутствует не только в собственно межличностных отношениях, но и в межгрупповых и общественных.

Для каждого из видов отношений (общественные, межгрупповые, межличностные, самоотношение) можно выделить их субъективные детерминанты, в роли которых будут выступать сущностные характеристики отношений. В табл. 1 указаны социально-психологические характеристики личности или группы, которые детерминируют конкретные виды отношений на каждом уровне социальной реальности.

Социально-психологическими детерминантами общественных отношений являются социальные представления, на уровне межгруппового взаимодействия в роли детерминант отношений выступают социальные стереотипы, межличностные отношения детерминированы социальными установками, а самоотношение личности — характеристиками социальной идентичности.

Кратко рассмотрим содержание выделенных детерминант социально-психологических отношений в контексте их возможностей влияния на разные виды отношений.

Таблица 1

Соотношение видов социально-психологических отношений и их детерминант

Уровни анализа отношений Вид социально-психологических отношений Субъективные социально-психологические детерминанты отношений

1. Макроуровень: отношения типа «личность—общество (культура)»; «группа—общество (культура)» Общественные Социальные представления

2. Мезоуровень: отношения типа «группа—группа» Межгрупповые Социальные стереотипы

3. Микроуровень: отношения типа «личность—личность» Межличностные Социальные установки

4. Интраиндивидный уровень: отношения типа «Я как индивидуальность — Я как представитель группы» Самоотношение Социальная идентичность

Социальные представления — это специфическая форма познания социальной действительности, помогающая обычному человеку понять смысл окружающего его мира. Они существуют как некоторый «тип социальной реальности», с которой индивид сталкивается в повседневной жизни и через которую он воспринимает окружающий мир. Социальные представления, являясь одним из способов осмысления социальной действительности, призваны через познание социального мира обыденным человеком ориентировать его поведение в меняю-

33

щихся социальных ситуациях .

Социальный стереотип позволяет без особой проверки быстро классифицировать окружающих людей на основании их принадлежности к каким-то группам, он выступает как способ маркировки «своих» и «чужих». Согласно У. Липпману, стереотипы — это упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки» мира «в голове» человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценно-

34

сти, позиции и права .

Основные функции социальных стереотипов связаны с установлением различий между группами и объяснением или оправданием уже сложившихся отношений между ними35.

Социальная установка (аттитюд) понимается как готовность к определенному виду социальной активности, ориентация на какую-либо ценность, отношение к чему-либо или кому-либо. Социальные установки и межличностные отношения тесно связаны. «Межличностные отношения — система установок, ориентаций членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей»36. Каждый человек формирует свои установки путем принятия установок других людей; именно «другие», значимые для нас люди являются решающим фактором в формирова-

37

нии наших установок .

Итак, мы можем говорить о том, что в социальных установках индивидов отражается характер его связей и отношений с ближайшим окружением. Отмечается ли обратное влияние, способны ли социальные установки формировать, созидать межличностные отношения? На этот вопрос можно ответить утвердительно. В качестве обоснования можно обратиться к содержанию первой из выделенных четырех функций социальной установки — инструментальной, которая выражает приспособительные тенденции поведения человека. Аттитюд направляет человека к тем объектам, которые служат достижению его целей, а представления об этих целях и о способах их достижения обычно формируются в предшествующем опыте, на основе которого и

38

складывается аттитюд .

Социальная идентичность трактуется в терминах группового членства, принадлежности к большей или меньшей группе, включенности в какую-либо социальную категорию. Социальная идентичность — это знание индивида о том, что он принадлежит к определенной группе, а также эмоциональная значимость для него группового членства.

Личностная идентичность относится к самоопределению в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт. Это набор черт или других индивидуальных характеристик, отличающийся определенным постоянством и позволяющий дифференцировать данного индивида от других людей.

По мнению А. Тэшфела39, личностная и социальная идентичности представляют собой два полюса одного биполярного континуума. На одном полюсе — поведение, полностью определяющееся личностной идентичностью, на втором — поведение, полностью определяющееся социальной идентичностью. Более типичным является поведение, находящееся между этими полюсами.

Идентичность рассматривается как инструмент социальной ориентации личности. Конструктивный потенциал социальной идентичности заключается в том,

что осознание человеком своей принадлежности к группе и эмоциональная значимость для него этой группы обусловливают построение «образа Я» как компонента социального мира, а сам мир воспринимается именно через эту принадлежность. Г. М. Андреева подчеркивает, что «...социальная идентичность выступает, таким образом, элементом конструирования окружающего мира... Социальный мир предстает при этом не как противостоящий субъекту, но как построенный (сконструированный) им»40.

Итак, можно констатировать, что социальные представления, стереотипы, установки и идентичность личности — это социально-психологические характеристики человека или группы как субъектов отношений, которые, с одной стороны, выступают как выразители субъективной составляющей этих отношений, а с другой стороны, представлены как детерминанты отношений, поскольку они могут определять содержательный контекст отношений.

В современной литературе, посвященной гендерным проблемам, нам не встретилось определение термина «ген-дерные отношения». Обычно это словосочетание встречается в социологической литературе, где гендерные отношения рассматриваются как одна из разновидностей социальных отношений, подобно классовым, расовым, межнациональным отношениям. В гендерно-ориентирован-ной литературе о гендерных отношениях говорится как об отношениях между конкретными личностями мужского и женского пола или социальными группами, состоящими из мужчин или женщин.

Так как гендерные отношения — довольно новая категория, включенная в научный дискурс, пока можно предложить лишь самое общее описание этого понятия. Гендерные отношения — это формы взаимосвязи людей как представителей определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности. Гендерные отношения «встроены» в широкий социальный контекст и проявляются на разных уровнях

социума, т. е. это многоуровневые отношения, существующие на макро-, мезо- и микроуровнях социальной реальности, в разных сферах жизнедеятельности людей. Другими словами, гендерные отношения — это:

• социально организованные отношения между полами на уровне конкретного общества («гендерная идеология»);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• отношения между различными ген-дерными группами;

• отношения между субъектами разного пола;

• отношения индивидов к самим себе как представителям определенного пола.

Гендерные отношения «встроены» в широкий класс общественных, межгрупповых, межличностных отношений; они также включены и в самоотношение личности. Поэтому мы можем рассматривать гендерные отношения как одну из разновидностей социально-психологических отношений.

Таким образом, основными понятиями психологии гендерных отношений являются: отношения, виды отношений (общественные, межгрупповые, межличностные, самоотношение), детерминанты отношений (социальные представления, социальные стереотипы, социальные установки и социальная идентичность), гендерные отношения.

Методологические основания психологии гендерных отношений

Теоретическое направление, в рамках которого в последние годы наиболее активно развивается гендерная проблематика в социальных науках, — это социально-конструктивистское направление в исследованиях гендера. Психология гендерных отношений использует данную теорию в качестве базовой методологии.

С позиций теории социального конструирования, и пол, и гендер являются социально достигаемыми статусами. Так же, как раса, этничность и социальный класс, гендерные категории являются институционализированными культурой

и социумом. Жизнь каждого индивида с самого рождения формируется социокультурными нормами и правилами. Половые роли сконструированы: и мужчины, и женщины создаются, ими не рождаются... Все мужское и женское создано в разных контекстах, имеет разные лица, наполнено различным содер-

41

жанием опыта и различными смыслами . В своей работе Д. Лорбер и С. Фаррелл42 подчеркивают, что, несмотря на то, что некоторые общества являются расово и этнически гомогенными, а иногда гомогенными и по социальному статусу, нет ни одного общества, которое было бы гомогенно в гендерном отношении.

Гендер не является ни совокупностью личностных психологических черт, ни ролью; гендер конструируется через взаимодействие и может рассматриваться как достигаемый статус. Как считают К. Уэст и Д. Зиммерман43, будучи социальным статусом, гендер фундаментален, институционализирован и постоянен. И, тем не менее, поскольку члены социальных групп должны постоянно (независимо от того, осознают они это или нет) «созидать гендер», чтобы поддерживать свой статус, всегда существует потенциал изменений.

Социально-конструктивистская парадигма не только задает рамки исследования механизмов формирования и воспроизводства мужественности и женственности, гендерной культуры, моделей ген-дерных отношений («создание гендера» в повседневности, в публичной и приватной сферах), но и ориентирует на изучение способов реконструкции гендерных идентичностей и гендерных отношений. Социально-конструктивистская парадигма может дать ответ на вопрос: как иллюзия гендерной дихотомии конструируется и поддерживается в ситуации межполовых сходств и внутриполовых различий? Несмотря на существующие различия, мужчины и женщины в психологическом смысле очень похожи друг на друга. По данным Р. Пломина и Т. Фокса, фактор пола обусловливает не более чем пять процентов от общей дис-

персии показателей интеллекта, и только один процент — в параметрах вербальных способностей44. Поэтому конструирование гендера как полярной дихотомии требует подавления естественного сходства для социальных целей социальными средствами. Поскольку активное подавление сходств и конструирования различий требует социальной власти, центральной в гендерной теории оказывается проблема доминирования и зависимости в ситуации межполовых отношений.

Предмет и структура психологии гендерных отношений. Параметры и детерминанты исследования ген-дерных отношений

Итак, основной смысл понятия гендер заключен в идее социального моделирования или конструирования пола посредством социальной практики. Гендер — это совокупность социальных конструкций и репрезентаций, а не данность, закрепленная природой45.

Таким образом: во-первых, анализ механизмов формирования и воспроизводства гендерных идентичностей (мужественности и женственности) представляет информацию о том, что модели гендер-ного поведения конструируются при помощи прочно укорененных в общественном сознании представлений, стереотипов, установок относительно эталонов-образцов: «женщина» и «мужчина», «настоящий мужчина» и «настоящая женщина», «мужское или женское поведение».

Во-вторых, обоснование того факта, что гендерные отношения конструируются, дает нам возможность говорить о том, что они (гендерные отношения) при изменении системы их организации могут быть деконструированы, перестроены, изменены.

В-третьих, выделение специфических оснований конструирования ген-дерных отношений (подчеркивание дифференциации между полами, наличие явлений неравенства, доминирования и власти в отношениях между ними) по-

зволяет нам выделить основные ориентиры, необходимые для анализа гендер-ных отношений как многопланового и многоуровневого феномена.

Предметная область психологии гендерных отношений связана с изучением закономерностей дифференциации и иерархизации отношений в сфере межполового взаимодействия.

При рассмотрении разных видов отношений (общественных, межгрупповых, межличностных и самоотношения) мы определили перечень детерминант этих социально-психологических отношений: социальные представления, стереотипы, установки и социальная идентичность личности или групп. Гендерные отношения мы анализируем как разновидность социально-психологических отношений, поэтому они имеют сходные с этими отношениями детерминанты: гендерные представления, стереотипы, установки и гендерная идентичность личности или групп. В гендерных представлениях, стереотипах, установках и составляющих социальной идентичности субъектов отношений отражены сложившиеся в обществе нормативные взгляды относительно статуса мужчин и женщин, их психологических характеристик и осо-

бенностей поведения. В табл. 2 представлен перечень разных видов гендерных отношений и их детерминант.

Так, на макросоциальном уровне, где гендерные отношения анализируются в системе: «личность мужчин или женщин — общество, культура», «группа мужчин или женщин — общество, культура», социально-психологическими детерминантами гендерных отношений будут ген-дерные представления как разновидность социальных представлений.

На уровне межгрупповового взаимодействия групп однородных по половому признаку, где анализ гендерных отношений осуществляется в системе «группа — группа», детерминирующими (социально-психологическими) факторами межполовых отношений являются гендерные стереотипы как разновидность социальных стереотипов.

На уровне отношений между мужчинами и женщинами (межличностные отношения) объектом анализа являются системы «личность — личность», где взаимодействующие личности имеют противоположный пол. Гендерные отношения этого уровня детерминированы гендерными установками как одним из видов социальных установок.

Таблица 2

Уровни анализа гендерных отношений Вид гендерных отношений Субъективные социально-психологические детерминанты гендерных отношений

1. Макроуровень: отношения типа «личность (мужчины или женщины) — общество, культура», «группа мужчин или женщин — общество, культура» Общественные Гендерные представления

2. Мезоуровень: отношения типа «группа—группа» (отношения между группами мужчин и женщин) Межгрупповые Гендерные стереотипы

3. Микроуровень: отношения типа «личность—личность» (отношения между представителями разного пола) Межличностные Гендерные установки

4. Интраиндивидный уровень: отношения типа «Я как индивидуальность — Я как представитель группы людей определенного пола» Самоотношение Гендерная идентичность

Соотношение видов гендерных отношении и их детерминант

На интраиндивидном (внутрилично-стном) уровне объектом анализа становится гендерная идентичность как составляющая социальной идентичности.

Функционирующие в обществе ген-дерные представления, стереотипы, установки как отражение общественного сознания по поводу социальных ролей и статусов мужчин и женщин, различных аспектов их взаимодействия усваиваются индивидами как субъектами гендерных отношений. Эти гендерные представления, стереотипы, установки начинают влиять на реальные практики межполового взаимодействия, т. е. конструировать поведенческие модели гендерных отношений.

Исходя из теории социального конструирования гендера, это — заключение о том, что сконструированные гендерные отношения могут быть деконструирова-ны, перестроены, изменены. В каком направлении должна осуществляться эта деконструкция, что в типичных существующих моделях гендерных отношений противоречит современным идеям паритетности, партнерства, равноправия в отношениях всех людей?

Деконструкция гендерных отношений предполагает выстраивание этих отношений в соответствии с партнерской моделью взаимодействия, при этом две взаимодействующие стороны выступают как равноправные субъекты, обладающие одинаковой ценностью и значимостью друг для друга.

Выравнивание статусных позиций партнеров осуществляется за счет трансформации и коррекции несовременных, устаревших и непродуктивных гендерных представлений, стереотипов и установок.

Необходимо выделение специфических оснований конструирования ген-дерных отношений. Такими основаниями, характерными для всех уровней

гендерных отношений, являются: поляризация, дифференциация позиций мужчин и женщин как двух гендерных групп, явления неравенства, доминирования, власти, подчинения. Поскольку на этих явлениях сделан акцент в социально-конструктивистской парадигме, мы можем рассматривать в качестве основных параметров анализа гендерных отношений дифференцированность ролей и статусов мужчин и женщин, как гендер-ных групп, и иерархичность, соподчи-ненность их позиций.

Таким образом, выделяются два вектора измерения гендерных отношений: горизонтальный, где основным параметром будет дифференциация ролей и статусов мужчин и женщин, и вертикальный, который будет определяться параметром иерархичности позиций мужчин и женщин или гендерных групп. Причем эти параметры анализа гендер-ных отношений будут касаться двух сторон любого вида отношений: объективной стороны, которая представлена реальными практиками взаимодействия, и субъективной, т. е. гендерными представлениями, стереотипами, установками и социальной идентичностью мужчин и женщин или гендерных групп, в которых практики и модели взаимодействия будут проявляться и под влиянием которых будут изменяться, корректироваться, модифицироваться.

Рассмотренные теоретические предпосылки возникновения, основные понятия и предмет изучения, методологические основания и описание структуры психологии гендерных отношений как направления в социальной психологии позволяют считать в основном завершенным краткое теоретическое обоснование возникновения и развития такого нового направления в психологии, как психология гендерных отношений.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Берн Ш. Гендерная психология. М., 2001.

2 Bem S. Gender Schema Theory and Its Implications for Child Development // Signs: Journal of Women in Culture and Society. 1983. Vol. 8. № 4. P. 598-615.

3 DeauxK. Sex and Gender //Annual Review of Psychologe. 1985. № 36. P. 49-81.

164

4 Gilligan C. In a Différent Voice: Psychological Theory and Women's Development. Cambridge, 1982.

5 Lott B. Dual Nature of Learned Behavior: The Challenge to Feminist Psychology // Making a Difference: Psychology a. the Construction of Gender. New Haven; L., 1990. P. 65-101.

6 Unger R. K. Impertect Reflections of Reality: Psychology Constructs of Gender // Making a Difference: Psychology a. the Construction of Gender. New Haven; L., 1990. P. 102-149.

7 Бендас Т. В. Гендерная психология лидерства: Монография. Оренбург, 2000.

8 Иванова Е. Гендерная проблематика в психологии // Введение в тендерные исследования. Ч. I: Уч. пособ. / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков, 2001. С. 312-345.

9 КлецинаИ. С. Гендерная социализация: Уч. пособ. СПб., 1998.

10 Клецина И. С. Теоретические проблемы гендерной психологии // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2001. № 4(28). С. 162-179.

11 Клецина И. С. Развитие гендерных исследований в психологии // Общественные науки и современность. 2002. № 3. С. 181-191.

12 Клецина И. С. Вместо послесловия: гендерная психология и направления ее развития: Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. СПб.. 2003. С. 444-470.

13 Клецина И. С. От психологии пола — к гендерным исследованиям в психологии // Вопросы психологии. 2003. № 1. С. 61-78.

14 Попова Л. Психологические исследования и гендерный подход // Женщина. Гендер. Культура. М., 1999. С. 119-130.

15 Ходырева Н. В. Гендер в психологии: история, подходы, проблемы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. Вып. 2. 1998. № 13. С. 74-82.

16 Клецина И. С. Гендерные исследования в отечественной психологии: история развития и теоретические подходы // Женщина. Образование. Демократия. Материалы 3-й Международной междисциплинарной научно-практической конференции (8-9 декабря 2000 года). Минск, 2001. С. 168177.

17 См.: Клецина И. С. Развитие гендерных исследований в психологии // Общественные науки и современность. 2002. № 3.

18 См.: Клецина И. С. От психологии пола — к гендерным исследованиям в психологии // Вопросы психологии. 2003. № 1.

19 См.:ХодыреваН. В. Цитируем. издан.

20 См.: Попова Л. Цитируем. издан.

21 Буракова М. В. Интерпретация маскулинности-фемининности внешнего облика женщины: Ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов-н/Д., 2000.

22 Араканцева Т. А., Дубовская Е. М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки // Мир психологии. Научно-методический журнал. 1999. № 3. С. 1437-155.

23 РитцерД. Современные социологические теории. СПб., 2002.

24 Гидденс Э. Социология. М., 1999. С. 218.

25

Там же.

26 Подробнее о роли феминистской теории, женских и гендерных исследований в развитии ген-дерной проблематики в психологии см. в работах автора (пп. 10, 11 примечаний).

27 Подробнее о роли психологии половых различий, психологии семьи и брака и психологии пола в развитии гендерной проблематики в психологии см. в работах автора (пп. 16, 13 примечаний); Клецина И. С. Изучение половых различий как направление гендерных исследований в психологии// Общество в гендерной перспективе: Сб. статей / Сост. Е. Г. Луковицкая. Великий Новгород, 2002. С. 322-37.

28 О специфике развития гендерной психологии, ее предмете, статусе, базовой методологии и других вопросах можно прочитать в работе автора (п. 12 примечаний).

29 Об анализе категории «отношения» в системе понятий социальной психологии, а также о специфике подхода к изучению отношений в современной социально-психологической науке см. в работе автора «Отношения как многоуровневый конструкт: социально-психологический анализ // Ин-тегративный подход в психологии: Сб. научных статей. СПб., 2003. С. 48-70; Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. М., 1960.

30 Сушков И. Р. Психология взаимоотношений. М., 1999.

31 Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.

32 Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Уч. пособ. Минск, 2000.

33 Теория социальных представлений в социальной психологии: дискуссии 80-90-х годов / Под ред. М. П. Гапочка. М., 1996.

34 Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990. С. 136.

35 Донцов А. И., Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы: вчера, сегодня, завтра // Социальная психология в современном обществе: Уч. пособ. для вузов / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М., 2002. С. 76-95.

36 Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб., 2001.

37 Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности: Уч. пособ. для вузов. М., 22001.

38 Андреева Г. М. Психология социального познания: Уч. пособ. для высших учебных заведений. М., 1997.

39 TajfelH. Social Identity and Intergroup Relations. Cambridge, 1982.

40 Андреева Г. М. В поисках новой парадигмы: традиции и старты XXI века // Социальная психология в современном обществе: Уч. пособ. для вузов / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М., 2002. С. 9-26.

41 Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. 1998. № 3/4. С. 171-182.

42 Лорбер Дж., Фаррелл С. Принципы гендерного конструирования // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб., 2000. С. 187-192.

43 Уэст К., ЗиммерманД. Создание гендера // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб., 2000. С. 193-219.

44 Либин А. В. Половые различия: биологическая эволюция и социальные традиции // Дифференциальная психология. М., 1999.

45 Современный философский словарь / Под ред. В. Е. Кемерова. М.; Лондон и др. Панпринт, 1998. С. 177.

I. Klyotsina

THEORETICAL BASIS FOR GENDER RELATIONS PSYCHOLOGY

This article suggests the analysis of theoretical basis for a new direction in the development of psychology — gender relations psychology. The author describes the emergence of gender relations psychology as one of gender research branches, shows the role of psychological and social psychological knowledge in its development. In the article the major terms and the subject of gender relations psychology had been defined, core levels of analysis, determinants, and major analysis axes for gender relations are shown.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.