Научная статья на тему 'Социально-педагогическая профилактика повторной преступности несовершеннолетних в специальном профессиональном училище закрытого типа'

Социально-педагогическая профилактика повторной преступности несовершеннолетних в специальном профессиональном училище закрытого типа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
302
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIAL-PEDAGOGICAL PREVENTION / PERIODS OF SOCIAL-PEDAGOGICAL PREVENTION / SOCIAL-PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ПЕРИОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мануйлова Лидия Михайловна, Максимов Андрей Сергеевич

Рассматривается опыт реализации системы социально-педагогической профилактики повторной преступности несовершеннолетних в условиях специального профессионального училища закрытого типа. Раскрыты задачи и содержание форм профилактики (профессиональной ориентации, психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития воспитанников, возвращения воспитанника в открытый социум), использование которых в процессе кандидатского, основного, выпускного и постпрофилактического периодов профилактики формирует способность воспитанников к самостоятельной социализации в условиях открытого социума. Показана нацеленность профилактики на обогащение несовершеннолетних позитивным социальным опытом, адаптирующим личность в системе социальных связей и отношений, вооружающих ее технологиями социального действия, формирование устойчивой стратегии личностной самореализации, образующей альтернативу преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мануйлова Лидия Михайловна, Максимов Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PEDAGOGICAL PREVENTION OF THE REPEATED JUVENILE DELINQUENCY IN SPECIALIZED VOCATIONAL SCHOOL OF THE CLOSED TYPE

The article considers the experience of realization of the system of social-pedagogical preventions of the repeated juvenile delinquency at vocanional school of the closed type. Reveals the objectives and content of the forms of prevention (vocational counseling, psychological and pedagogical support of development of pupils’ individual, return of the pupil to the open society), the use of which during the application, main, graduation and postprevention periods of prevention formes the ability of self-socialization in the conditions of an open society. Shows the orientation of prevention at the enrichment of the juvenile with positive social experience, adapting the person in the system of social connections and relationships, empowering it with social action technologies, the formation of a sustainable strategy for personal self-realization, forming an alternative of crime.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая профилактика повторной преступности несовершеннолетних в специальном профессиональном училище закрытого типа»

СПЕЦИАЛЬНАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ

ПЕДАГОГИКА

УДК 376.091

Л. М. Мануйлова, А. С. Максимов

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПОВТОРНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СПЕЦИАЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ ЗАКРЫТОГО

ТИПА

Рассматривается опыт реализации системы социально-педагогической профилактики повторной преступности несовершеннолетних в условиях специального профессионального училища закрытого типа. Раскрыты задачи и содержание форм профилактики (профессиональной ориентации, психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития воспитанников, возвращения воспитанника в открытый социум), использование которых в процессе кандидатского, основного, выпускного и постпрофилактического периодов профилактики формирует способность воспитанников к самостоятельной социализации в условиях открытого социума. Показана нацеленность профилактики на обогащение несовершеннолетних позитивным социальным опытом, адаптирующим личность в системе социальных связей и отношений, вооружающих ее технологиями социального действия, формирование устойчивой стратегии личностной самореализации, образующей альтернативу преступности.

Ключевые слова: социально-педагогическая профилактика, периоды социально-педагогической профилактики, социально-педагогическая диагностика.

Научные исследования проблемы повторной преступности несовершеннолетних в России (С. И. Герасимов [1], Е. В. Демидова [2], А. В. Ко-марницкий [3], И. Д. Лукиных [4], Т. В. Подсухина [5], Т. М. Разуваева [6] и др.) связаны с разработкой таких базовых идей для ее педагогических решений, как приоритет воспитательной составляющей педагогической деятельности перед карательной составляющей, сосредоточенность педагогических систем на обеспечении процесса нормальной социализации несовершеннолетнего как альтернативы, обязательное изучение и учет личностных деформаций несовершеннолетнего в их генезисе и в конкретной социальной ситуации развития ребенка, необходимость подготовки несовершеннолетнего к повторному воздействию факторов преступности, признание и применение профилактики (от раннего предупреждения до превенции) в качестве наиболее эффективной формы педагогического воздействия на личность несовершеннолетнего преступника.

Исходя из этих идей, социально-педагогическая профилактика повторной преступности несовершеннолетних в условиях специального профессионального училища закрытого типа может рассматриваться как форма организации воздействия на личность несовершеннолетнего, ранее

совершившего преступление, которое обеспечивает ослабление влияния факторов повторной преступности и подготовку личности к сопротивлению влияния этих факторов. Опираясь на положения диссертационных исследований К. А. Гер-бута [7], Ф. К. Зиннурова [8], Н. М. Карпуновой [9], О. А. Офёркиной [10], М. Н. Шаталовой [11] и др., к числу основных закономерностей процесса, обеспечивающего результативность профилактики, можно отнести зависимость ее результата от равновесия между процессами типизации и индивидуализации личности, следствием которых выступает ее собственная социальная активность, обогащения позитивным социальным опытом, адаптирующим личность в системе социальных связей и отношений, вооружающих ее технологиями социального действия, устойчивости стратегий личностной самореализации, образующих альтернативу преступности, возможности устранения личностных деформаций, отражающих отклонения свойств, качеств и образований личности от нормы, обусловленных предшествующим преступлению этапом социального развития и применением наказания, степени включения личности в деятельность, ведущую для данного возраста, а также эффективности социального контроля.

Разработанная система социально-педагогической профилактики повторной преступности несовершеннолетних, которая может быть реализована в условиях специального профессионального училища закрытого типа, включает ряд периодов и соответствующих им педагогических воздействий, выстроенных с учетом закономерностей профилактики: кандидатский (выполняет ориентировочно-оценочную функцию), основной (реализует большую часть содержания социально-педагогической профилактики, за исключением опыта действий в открытом социуме), выпускной (включает педагогические воздействия, постепенно подготавливающие несовершеннолетнего к возвращению в систему социальных связей и отношений) и постпрофилактический (помощь в социализирующих процессах, получение оснований для снятия контроля, рефлексия системы социально-педагогической профилактики).

Реализация выстроенной системы была осуществлена в условиях образовательного процесса специального профессионального училища № 1 закрытого типа г. Омска в 2013-2015 гг.

В течение кандидатского периода планировалось добиться у потенциальных кандидатов на выпуск в открытый социум как минимум исходного уровня способности к социализации в открытом социуме, т. е. способности несовершеннолетнего адекватно оценить причины и последствия преступления, опасность повторной преступности, свое состояние, возможности и потребности нормальной социализации, представлять путь своего развития в спецучилище, готовность следовать ему и внутреннюю мотивированность на исправление.

Профилактическая работа в кандидатский период встраивалась в существующие традиционные формы педагогического взаимодействия, которые приобретали дополнительное содержание. Социально-педагогическая диагностика, например, кроме обследования личности воспитанника, была дополнена задачей анализа социальной ситуации его развития, прогнозирования потенциального воздействия факторов повторной преступности после возврата воспитанника в открытый социум. Эта работа позволила индивидуализировать воспитательные воздействия, разъяснить воспитанникам характер истинной угрозы, создать первичную мотивацию исправления и сформировать индивидуальную профилактическую программу. Важность этой работы была обусловлена тем, что в соответствии с характеристиками, которые несовершеннолетним дали инспекторы по делам несовершеннолетних и участковые уполномоченные полиции, на участке которых проживали воспитанники, более половины воспитанников потенциально будут подвержены воздействию факторов повторной преступности.

Социально-педагогическая диагностика позволила выявить дополнительный круг лиц, нуждающихся в антикризисных медицинских и, что гораздо чаще, психологических мерах. Так, к кризисным проявлениям, препятствовавшим профилактической работе с воспитанниками, можно отнести боязнь окружения, в которое воспитанник должен вернуться после выпуска, и стремление любой ценой избежать возврата, неуверенность в себе, крайне заниженную самооценку, сопровождаемую низким социальным статусом в коллективе воспитанников, отсутствие стремления к личностной и профессиональной самореализации, позитивных жизненных целей, иногда - суицидальные намерения, неприязненное отношение к обществу, обиду на окружающих и желание отомстить, вредные привычки и нездоровый образ жизни (в особенности склонность к употреблению алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ), гипертрофированное стремление к материальным благам.

В организации жизнедеятельности воспитанников преследовались две ключевые задачи: моделирование ситуаций общения и взаимодействия на основе социально одобряемых норм, а также предотвращение воздействия пенитенциарных факторов повторной преступности.

Кандидатский период профилактики предусматривал начало формирования альтернативной жизненной стратегии, в частности, в его содержание входили мероприятия первичной профессиональной ориентации воспитанников, включавшие профессиональную психологическую диагностику, определение склонностей, потребностей и интересов воспитанника, формирование представлений о мире профессий, возможности личностной реализации в каждой из них, определение перспективных путей в профессию, обсуждение возможности трудоустройства и профессиональной реализации с достигнутых позиций (образовательные, личные достижения воспитанника) с учетом деструктивных факторов, связанных с совершенным правонарушением. Определенную содержательную нагрузку приобретало индивидуальное консультирование воспитанников, которое позволяло определить индивидуальные трудности и потребности в социализации, на основе которых становилось возможным формирование внутренней активности личности.

Об эффективности социально-педагогической профилактики в рамках кандидатского периода можно судить по результатам диагностики, выявившей долю респондентов, достигших в ходе кандидатского периода исходного уровня развития способности к самостоятельной социализации, которая составила в 2013 г. 66,7 %, а в 2014 г. -72,5 %.

Длительность основного этапа социально-педагогической профилактики повторной преступности несовершеннолетних для разных воспитанников определялась особенностями развития личности в условиях спецучилища, в том числе развитием способности к самостоятельной социализации в условиях воздействия факторов повторной преступности, и составляла от трех до десяти месяцев.

Одной из организационных форм профилактики, применявшейся на данном этапе, является коррекция общеобразовательного уровня воспитанников. Наш собственный опыт, а также статистика правонарушений среди несовершеннолетних показывают, что склонность к правонарушениям часто сопровождается отсутствием систематической учебной деятельности или же ее слабой мотивацией и результативностью. Пути социализации, альтернативные преступности, напротив, основываются на общеобразовательной подготовке, соответствующей возрасту воспитанников, без которой невозможно занятие квалифицированным и высокооплачиваемым трудом, обучение в системе профессионального образования.

Исследование показало, что в коррекции общеобразовательного уровня в разной степени нуждаются от 12,2 % до 25,6 % воспитанников училища. Как форма социально-педагогической профилактики повторной преступности несовершеннолетних коррекция их общеобразовательного уровня ориентировалась на реальные прогнозируемые возможности воспитанника и уровень его притязаний. В условиях режима, обязательности посещения занятий и внимания к успеваемости потенциальные возможности воспитанника, определяемые его образовательными результатами, меняются в лучшую сторону. Большое внимание на них оказывает мотивация учебной деятельности воспитанников, которая может сильно отличать их друг от друга. В большинстве случаев достаточным условием коррекции оказались индивидуализация и дифференциация обучения, однако в ряде случаев требовались дополнительные занятия и консультации.

Большую роль в решении задач профилактики повторной преступности играет профессиональное образование воспитанников, обеспечивающее профессионализацию воспитанника. Профилактический эффект оно приобретает в том случае, если непосредственно связано с профессиональными намерениями воспитанника, оценивается им как условие предстоящей профессиональной реализации в том варианте, который его устраивает.

Основную содержательную нагрузку в социально-педагогической профилактике повторной преступности несовершеннолетних несет социальное воспитание, которое осуществлялось в форме

учебных занятий по определенной программе и расписанию. Для решения поставленных задач был разработан социально-педагогический проект «Выбираю верный путь», в реализации которого принимали участие студенты факультета психологии и педагогики Омского государственного педагогического университета. Основное содержание проекта включает четыре блока (по 2-4 занятия), каждый из которых ориентирован на формирование у учащихся умений решать определенную совокупность возникающих в жизни проблем (общение, выбор профессии и трудоустройство, семейные отношения). В конце каждого блока учащиеся составляли электронное портфолио своих достижений на занятиях, дополняя его впечатлениями от самих занятий, полученных знаний и умений, организованного общения.

Результаты текущей диагностики были ориентиром для осуществления психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития воспитанников, задачи которого в основной период включали: развитие собственной активности личности в подготовке к самостоятельной социализации; исправление личностных деформаций, в том числе и возникающих в связи с наказанием за совершенное преступление; помощь в преодолении индивидуальных трудностей и проблем в обучении и воспитании, выборе профессии и формировании жизненных планов и программ, альтернативных преступности.

Собственная активность личности, которую мы считали необходимым условием профилактики повторной преступности и ключевым образованием основного периода, образуется специфической мотивацией личности, в которой ведущими становятся определенные внутренние мотивы и побуждения, основанные на потребности в самореализации и достижении успеха, долге и ответственности, стремлении наследовать кому-либо, стремлении идентифицировать себя с социально-профессиональной группой. Вместе с тем интерес представлял процесс ослабления отрицательной мотивации, в основе которого контроль, боязнь санкций или стремление избежать неудачи. Широко практиковалось создание ситуации успеха, индивидуальные психологические тренинги, рассчитанные на формирование адекватной самооценки.

Результаты профилактики давали дополнительные основания для досрочного выпуска воспитанников. Одним из аргументов в пользу досрочного выпуска для психолого-медико-педагогического консилиума служило достижение воспитанником нормального уровня готовности к самостоятельной социализации, т. е. готовности воспитанника к самостоятельному развитию в системе социальных связей и отношений, самореализации, в том

числе и в условиях воздействия факторов повторной преступности.

В отношении воспитанников, готовность которых к самостоятельной социализации соответствовала, по нашим оценкам, допустимому уровню, приступили к реализации содержания выпускного периода социально-педагогической профилактики повторной преступности несовершеннолетних. Учитывая важность профессии как сферы социализации воспитанников, ведущей организационной формой профилактики на данном этапе становилась их профессионализация. В процессе профессионализации предполагалось становление воспитанника как будущего субъекта труда через следующие процессы: укрепление в профессиональном выборе, индивидуальном пути в профессию, развитие профессиональной направленности личности; ознакомление воспитанника с системой профессиональных (в некоторых случаях - корпоративных) норм, ценностей, традиций, связей и отношений; формирование полноценных представлений о реальном производстве; занятие квазипрофессиональной деятельностью, в которой моделируются производственные связи и отношения, характерные для выбранной профессиональной деятельности; помощь в ориентировке на рынке труда; подготовка к дальнейшему профессиональному образованию. Как форма социально-педагогической профилактики профессионализация тесно связана с психолого-педагогическим сопровождением, которое на данном этапе переводится в формат поддержки при достаточной внутренней активности воспитанника. Психолого-педагогическая поддержка индивидуализирует процессы профессионализации, помогает разрешить противоречия на данном пути, способствует формированию альтернативного пути социализации несовершеннолетнего.

Укрепление воспитанника в профессиональном выборе и развитие на этой основе его профессиональной направленности личности оказались эффективно решаемыми задачами там, где получаемую рабочую профессию воспитанник рассматривает как первичный этап профессионального развития в выбранной профессиональной деятельности. Такая позиция, как показал эксперимент, в значительной степени соответствует уровню развития готовности к самостоятельной социализации. Она характерна для большей части воспитанников, у которых в итоге был сформирован нормальный уровень готовности.

Как показали результаты диагностики, 48,4 % воспитанников удовлетворены той профессией, которую получают в спецучилище. Они намерены работать по профессии и, как правило, уже частично или полностью определились с местом будущей

работы. Еще 32,2 % воспитанников собираются продолжать профессиональное образование в той области, к которой относится полученная ими профессия. Чуть менее устойчивым можно назвать выбор еще 9,7 % респондентов, которые имеют иное профессиональное намерение, но относятся к полученной профессии как к нужной и важной. Еще 9,7 % респондентов не удовлетворены профессией, но пока не имеют никакого другого намерения.

Ознакомление воспитанника с системой профессиональных (корпоративных) норм, ценностей, традиций, связей и отношений в равной степени относилось и к профессионализации, и к другому направлению профилактики - постепенному возвращению воспитанника в открытый социум. Эффективными в процессе эксперимента оказались методы организации квазипрофессиональной деятельности, которые было уместно применять только к определенной части воспитанников, готовых по своим морально-деловым качествам к ослаблению режима. По сути, это были краткосрочные ознакомительные практики по договорам с предприятиями - социальными партнерами (ОАО «МРСК Сибири - Омскэнерго», производственное объединение «Полет», Центр занятости населения Центрального административного округа г. Омска). В течение 3-7 дней воспитаннику предоставлялась возможность работать на конкретном рабочем месте на предприятии в соответствии с нормами трудового законодательства об организации и оплате труда несовершеннолетних. Отметим, что контроль за поведением воспитанника в рабочее время осуществляло само предприятие.

Постепенное возвращение воспитанника в открытый социум предусматривало увольнения и краткосрочные отпуска воспитанников по решению руководства специальной образовательной организации в случае уверенности в нормальных обстоятельствах отпуска, организацию посещений объектов культуры, концертов и выставок, образовательных организаций, в которых предстоит учиться после выпуска, организацию обычного и интернет-общения со сверстниками. Предполагалось, что постепенное возвращение воспитанника в открытый социум даст возможность наладить конструктивное взаимодействие со специалистами, осуществляющими постинтернатное сопровождение выпуска: инспекторами по делам несовершеннолетних, участковыми уполномоченными, работниками социальных служб. Поэтому актуальной формой данного периода считалась разработка рекомендаций по дальнейшему психолого-педагогическому сопровождению воспитанника.

Также следует отметить, что не все воспитанники в процессе эксперимента оказались в равной

степени подготовленными к самостоятельной социализации. Если воспитанником не был достигнут нормальный уровень готовности, психолого-медико-педагогическим консилиумом принималось решение о продлении выпускного периода. Достижение воспитанником нормального уровня готовности к самостоятельной социализации могло быть учтено консилиумом как обстоятельство, способствующее выпуску из спецучилища и возвращению в открытый социум.

Помощь воспитанникам в решении ряда проблем выпускников, укрепляющая их социальные позиции и поддерживающая процессы их социализации (проблемы адаптации в образовательных организациях общего и профессионального образования, помощь при трудоустройстве на предприятии, защита от попыток втянуть в преступную деятельность и др.), представляла собой суть постпрофилактического периода. Взаимодействие с выпускниками на данном этапе носило эпизодический, точечный характер; оно может быть условно разделено на взаимодействие, осуществляемое по инициативе выпускника, и взаимодействие, происходящее по инициативе спецучилища. Инициатива выпускника возникала в том случае, если в процессе социализации он сталкивался с воздействием факторов повторной преступности или же с проблемой, решить которую самостоятельно он был не в силах.

Среди способов получения помощи, которые были задействованы выпускниками в процессе эксперимента, можно выделить открытую телефонную линию, интернет-переписку. Способами разрешения личных проблем выпускника являлись консультирование, обращение в службы социальной защиты, государственные и общественные организации, способные оказать соответствующую помощь, совместная деятельность с инспекцией по делам несовершеннолетних и др. Взаимодействие по инициативе спецучилища включало в себя контроль процессов социализации выпускника, который являлся предметом совместной деятельности инспектора по делам несовершеннолетних, участкового уполномоченного, педагогов или представителей работодателя. При проведении контроля интересны такие позиции, как реализа-

ция основных потребностей и прежде всего безопасность выпускника, наличие и активность ведущей деятельности (учение, профессиональный труд и т. д.), наличие и устойчивость ведущих социальных связей: семьи, товарищей, родственников, характер взаимоотношений с ними, образ жизни и привычки, содержание досуга, перспективы профессиональной и личностной самореализации, наличие и активность факторов повторной преступности.

Итоговая диагностика показала, что реализация системы социально-педагогической профилактики повторной преступности привела к снижению доли воспитанников, не обладающих к окончанию срока пребывания в специальном профессиональном училище закрытого типа, даже исходным уровнем развития способности к самостоятельной социализации в открытом социуме с 35,0 % до 12,5 %. Доля воспитанников с исходным уровнем развития способности к самостоятельной социализации изменилась в меньшей степени, что объясняется переходом в данную группу тех воспитанников, которые имели уровень развития способности к самостоятельной социализации в открытом социуме ниже исходного. Вместе с тем с момента опытного внедрения системы социально-педагогической профилактики появилась и сохраняется тенденция к росту доли воспитанников, обладающих допустимым уровнем развития данной способности. Самые существенные изменения достигнуты в отношении воспитанников с нормальным уровнем способности к самостоятельной социализации, число которых выросло с 2,5 % (1 один респондент до реализации системы профилактики) до 27,5 %.

Положительные и статистически значимые изменения в оценках способности воспитанников к самостоятельной социализации в условиях открытого социума, в том числе и при воздействии факторов повторной преступности, свидетельствуют о том, что предложенная система социально педагогической профилактики повторной преступности несовершеннолетних удачно дополняет образовательный процесс специальной образовательной организации закрытого типа.

Список литературы

1. Герасимов С. И. Концептуальные основы и научно-практические проблемы предупреждения преступности: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001. 446 с.

2. Демидова Е. В. Преступность беспризорных детей и социальных сирот и ее предупреждение: дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2008. 250 с.

3. Комарницкий А. В. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение: по материалам Северо-Западного федерального округа: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2006. 304 с.

4. Лукиных И. Д. Уличная преступность и ее предупреждение: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 31 с.

5. Подсухина Т. В. Преступность несовершеннолетних: Социальные детерминанты и проблемы профилактики: дис. ... канд. социол. наук. Иваново, 2003. 184 с.

6. Разуваева Т. М. Стратегия борьбы с преступностью подростков-правонарушителей в условиях кризисной ситуации региона: дис. ... канд. юрид. наук. Тверь, 2008. 146 с.

7. Гербут К. А. Педагогические условия профилактики девиантного поведения старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владимир, 2012. 23 с.

8. Зиннуров Ф. К. Педагогическая профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях социокультурной среды: ав-тореф. дис. . д-ра пед. наук. Казань, 2012. 40 с.

9. Карпунова Н. М. Воспитательно-реабилитационная деятельность специальной общеобразовательной школы по профилактике детской преступности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012. 24 с.

10. Офёркина О. А. Социально-психологическая профилактика асоциального поведения подростковых групп: автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. М., 2013. 23 с.

11. Шаталова М. Н. Социально-педагогическое взаимодействие отделений по делам несовершеннолетних и общеобразовательных организаций в профилактической деятельности: дис. ... канд. пед. наук. М., 2014. 190 с.

Мануйлова Л. М., кандидат педагогических наук, доцент. Омский государственный педагогический университет.

Наб. Тухачевского, 14, Омск, Россия, 644099. E-mail: manuylova_lm@mail.ru

Максимов А. С., ассистент.

Омский государственный педагогический университет.

Наб. Тухачевского, 14, Омск, Россия, 644099. E-mail: an-maksimov@bk.ru

Материал поступил в редакцию 13.01.2016.

L. M. Manuylova, A S. Maksimov

SOCIAL-PEDAGOGICAL PREVENTION OF THE REPEATED JUVENILE DELINQUENCY IN SPECIALIZED VOCATIONAL

SCHOOL OF THE CLOSED TYPE

The article considers the experience of realization of the system of social-pedagogical preventions of the repeated juvenile delinquency at vocanional school of the closed type. Reveals the objectives and content of the forms of prevention (vocational counseling, psychological and pedagogical support of development of pupils' individual, return of the pupil to the open society), the use of which during the application, main, graduation and postprevention periods of prevention formes the ability of self-socialization in the conditions of an open society. Shows the orientation of prevention at the enrichment of the juvenile with positive social experience, adapting the person in the system of social connections and relationships, empowering it with social action technologies, the formation of a sustainable strategy for personal self-realization, forming an alternative of crime.

Key words: social-pedagogical prevention, periods of social-pedagogical prevention, social-pedagogical diagnostics.

References

1. Gerasimov S. I. Kontseptual'nye osnovy i nauchno-prakticheskiye problemy preduprezhdeniya prestupnosti: Dis. d-ra yurid. nauk [Conceptual bases and research and practice problems of prevention of crime. Dis. doct. leg. sci.]. Moscow, 2001. 446 p. (in Russian).

2. Demidova Е. V. Prestupnost' besprizornykh detey i sotsial'nykh sirot i eye preduprezhdeniye: Dis. kand. yurid. nauk [Criminality of homeless children and social orphans and its prevention. Dis. cand. leg. sci.]. Kazan, 2008. 250 p. (in Russian).

3. Komarnitskiy А. V. Prestupnost' nesovershennoletnikh i eye preduprezhdeniye: Po materialam Severo-Zapadnogo federal'nogo okruga: Dis. kand. yurid. nauk [Juvenile Delinquency and its prevention: On materials of the North-western federal district. Dis. cand. leg. sci.]. Saint Petersburg, 2006. 304 p. (in Russian).

4. Lukinykh I. D. Ulichnaya prestupnost'i eye preduprezhdeniye: Avtoref. dis. kand. yurid. nauk [Street criminality and its prevention. Abstract of thesis cand. leg. sci.]. Moscow, 2009. 31p. (in Russian).

5. Podsukhina Т. V. Prestupnost' nesovershennoletnikh: Sotsial'nye determinanty i problemy profilaktiki: Dis. kand. sociol. nauk [Juvenile Delinquency: Social determinants and problems of prophylaxis. Dis. cand. social. sci.]. Ivanovo, 2003. 184 p. (in Russian).

6. Razuvaeva Т. M. Strategiya bor'by s prestupnost'yu podrostkov-pravonarushiteley v usloviyakh krizisnoy situatsii regiona: Dis. kand. yurid. nauk [Strategy of fight against criminality of teenagers-offenders in the conditions of crisis situation of the region. Dis. cand. of leg. sci.]. Tver', 2008. 146 p. (in Russian).

7. Gerbut K. А. Pedagogicheskiye usloviyaprofilaktiki deviantnogo povedeniya starsheklassnikov:Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Pedagogical terms of prophylaxis of deviant behavior of senior pupils. Abstract of thesis cand. ped. sci.]. Vladimir, 2012. 23 p. (in Russian).

8. Zinnurov F. K. Pedagogicheskaya profilaktika i korrektsiya deviantnogo povedeniya podrostkov v usloviyakh sotsiokul'turnoy sredy: Avtoref. dis. d-ra yurid. nauk [Pedagogical prophylaxis and correction of deviant behavior of teenagers in the conditions of sociocultural environment. Abstract of thesis. doct. ped. sci.]. Kazan, 2012. 40 p. (in Russian).

9. Karpunova N. IVI. Vospitatel'no-reabilitatsionnaya deyatel'nost'spetsial'noy obshcheobrazovatel'noy shkoly po profilaktike detskoy prestupnosti: Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Educator-rehabilitation activity of the special general school on the prophylaxis of infant delinquency. Abstract of thesis cand. ped. sci.]. Moscow, 2012. 24 p. (in Russian).

10. Oferkina O. A. Sotsial'no-psikhologicheskaya profilaktika asotsial'nogo povedeniya podrostkovykh grupp: Avtoref. dis. kand. psikhol. nauk [Social-psychological prophylaxis of asocial behavior of juvenile groups. Abstract of thesis. cand. psych. sci.]. Moscow, 2013. 23 p. (in Russian).

11. Shatalova M. N. Sotsial'no-pedagogicheskoye vzaimodeystviye otdeleniy po delam nesovershennoletnikh i obshcheobrazovatel'nykh organizatsiy v profilakticheskoy deyatel'nosti: Dis. kand. ped. nauk [Social-pedagogical cooperation of the departments of the juvenile and general organizations in prevention activity. Dis. cand. ped. sci.]. Moscow, 2014. 190 p. (in Russian).

Manuylova L. M.

Omsk State Pedagogical University.

Nab. Tukhachevskogo, 14, Omsk, Russia, 644099.

E-mail: manuylova_lm@mail.ru

Маksimоv A. S.

Omsk State Pedagogical University.

Nab. Tukhachevskogo, 14, Omsk, Russia, 644099.

E-mail: an-maksimov@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.